Menu
tochka-rosta-sokolniki.ru — Точка роста
  • Своими руками
  • Оригинальные поделки
  • Рисунки
  • Букеты
  • Гербарий
  • Необычные цветы
  • Советы и лайфхаки
tochka-rosta-sokolniki.ru — Точка роста

Рисунки линией – Урок по рисунку. «Живая» линия

Posted on 27.04.201921.01.2019 by alexxlab

Содержание

  • Линия, штрих и тон в рисунке
    • Линия и штрих — азы рисунка
      • Линия
      • Штрих
      • Тон
    • Рисование линий
      • Прямая линия
      • Квадрат
      • Треугольник
      • Круг
    • Штриховка
      • Академический штрих
      • Свободный штрих
      • Заштриховывание круга
    • Резюме
  • «Графические средства. Как рисовать линию. Рисунок линии»
  • Линейный рисунок. | Рисуем вместе
    • Еще почитать:
  • ТОЧКА, ЛИНИЯ, ПЯТНО, ПЛОСКОСТЬ — Вдохновение, полезная информация и галерея.
  • Урок 2. Кривые линии и волны.
  • Рисунки одной линией
  • Виды линий в рисунке | Создаем реальность

Линия, штрих и тон в рисунке

Линия и штрих — азы рисунка

Азами азов рисунка являются линии и штрихи. Линии в рисунке формируют контур объектов, а штрихи образуют их тональность, создавая иллюзию светотени, объема и пространства. Теперь поподробнее разберемся в понятиях.

Линия

Линия — это прямая, ломаная или кривая, условно не имеющая толщины. Например, вытянутый прямоугольник не есть линия. Однако, если его длина многократно превосходит ширину, то его можно считать линией. В рисунке линия способна отобразить видимые конутры объекта, создать ощущение объема, формировать иллюзию пространственности и подчеркивать наиболее контрастные участки. Достигается это за счет характера линии: ее формы, толщины и насыщенности.

Штрих

Штрих — это линия, формирующая визуальный объем объекта и пространство вокруг него в рисунке. В классическом (академическом) рисунке штрихи наносится по форме изображаемых объектов. Множество упорядоченных штрихов формируют тон в рисунке.

Тон

Тон — это светотеневая градация. Именно тон дает возможность отобразить в рисунке падающий на объекты свет и отбрасываемые ими тени, а также обозначить степень светлости или темности объектов. Тон в рисунке формируеся с помощью штрихов и других художественно-графических средств.

Рисование линий

Прямая линия

Казалось бы, что сложного в том, чтобы нарисовать обычную линию. Однако, возьмите в руки карандаш с бумагой и попробуйте нарисовать длинную идеально прямую линию. Получилось? Возможно, да. Но, если внимательно присмотреться, то окажется, что линия имеет неровности.

Квадрат

Возьмите карандаш с бумагой и нарисуйте от руки квадрат. При рисовании квадрата соблюдайте ровность линий, точное соотношение сторон и угол наклона между ними в 90 градусов. Нарисовать…

Треугольник

Нарисуйте равносторонний треугольник. Старайтесь нарисовать именно равносторонний треугольник с одинаковыми сторонами и углами между ними. Обратите внимание также на ровность линий. Нарисовать…

Круг

Все в школе чертили круги с использованием циркуля. Сейчас же задача нарисовать круг от руки только при помощи карандаша. Помните, что в силу определенных человеческих особенностей при рисовании круга от руки он часто получается вытянутым. Постарайтесь, чтобы круг был менее «лохматым», то есть состоял как можно из меньшего количества штрихов максимально близко расположенных друг к другу. Нарисовать…

Штриховка

Академический штрих

В академическом рисунке принято штриховать объекты по их форме. Попробуем таким образом заштриховать квадрат. В квадрате проведите прямую горизонтальную линию сразу под его верхней гранью, затем с очень маленьким интервалом относительно нее еще одну, и так рисуйте линии до нижней грани квадрата. По окончании у вас получтся квадрат, полностью заполненный плотно расположенными друг к другу горизонтальными линиями. Если отодвинуть рисунок от себя и прищурится, то окажется, что квадрат приобрел серый оттенок. Так формируется тон с помощью штриховки в классиеском рисунке. Нарисовать…

Свободный штрих

Чеще всего в современном рисунке применяется свободная не академическая штриховка. Освоим ее на примере заштриховывания треугольника. Внутри треугольника не отрывая карандаша от листа бумаги наносите диагональные (паралельные между собой) линии от одгого края треугольника к другому до тех пор, пока не заполните весь треугольник. В данном виде штриховки штрихи не ложаться по форме объекта, а рсаполагаются под удобным художнику углом. Важно создать с помошью штрихов тональное пятно, которое будет обозначать тень или степень темноты объекта. Нарисовать…

Заштриховывание круга

Заштрихуем круг двумя способами академическим и свободным. Начнем с академического заштриховывания круга. В левой нижней части круга наносим круговыми движениями штрихи. Сначала с маленькой дистанцией между штрихами, затем постепенно увеличивая интервал. Штрихи должны повторять форму круга в которую они вписаны. Если все зделано правильно, то визуально круг станет похож на шар. Нарисовать…


Теперь заштрихуем круг в свободном стиле. Штрихи наносите по диагонали под любым удобным углом. Главное, чтобы штриихи между собой были паралельны. Нарисовать…

Резюме

Резюмируем вышесказанное. Линия является основой любого изображения. Одиночными линиями можно изображать конутры объектов. Если нарисовать большое количество линий, расположенных паралельно близко друг к другу, то они сформируют тональное пятно. Фактически, такое расположение линий в рисунки считается штриховкой. Разобравшись с важностью линии в рисунке, можно приступать к более интересным темам: законы перспективы и светотени.

xn--80aaah3aakb1anulckhg2eyei6c.xn--p1ai

«Графические средства. Как рисовать линию. Рисунок линии»

Рисунок линии 1. Игра в шашки. Древний Египет. Прорись

ГРАФИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА

В самых разнообразных, иногда трудных условиях исполнения набросков, особенно со случайной или быстро движущейся модели, когда даже мельком увиденное должно быть быстро зафиксировано, хотя бы в самой обобщенной форме, когда решающее значение получает «фактор времени», изобразительный язык наброска вынужден быть предельно скупым, емким, лаконичным (почти «стенографическим») и к тому же очень выразительным.

Рисунок линии 2. Роспись белого лекифа. V в. до и. э. Греция Прорись

В нашем художественном интернет магазине вы можете купить картину маслом, а также осуществляется услуга портрет на заказ по фотографии.

Поэтому предъявляются определенные требования к графическим средствам изображения в набросках: они должны быть экономны, просты, гибки и при этом одновременно универсальны, чтобы способствовать быстроте работы при решении самых разнообразных, иногда очень трудных задач в подчас сложных условиях в походе. Такими графическими средствами, которые обладают широкими возможностями и имеют основное применение при выполнении набросков, являются линия и ее производные — штриховая линия, или штрих.

Рисунок линии 3. К. К. Хеббар. Рисунок. Перо

ЛИНИЯ

«Колыбель рисунка — линия». Линия — это условное средство изображения, которое было изобретено человеком в давние доисторические времена, еще в самом начале возникновения изобразительного искусства. Ею пользуются и в настоящее время, как одним из основных средств исполнения рисунка.

Линии бывают разных видов. «Чертежной» линией называется линия, или след на бумаге, который оставляется кончиком рейсфедера с тушью или карандаша — это приспособления, которыми красящий материал наносится на поверхность бумаги: стальное перо, авторучка, стеклянная трубочка, фламастер, колонковая «кисть и др.) линейкой, циркулем или лекалом и т. п.

Рисунок линии 4. Ю. Пименов. Набросок танцующей женщины. Фламастер

По всей своей длине она одинакова по ширине. Это считается достоинством линии. Но такая линия совсем непригодна в наброске — она безжизненна, суха и следовательно невыразительна.

Линия, свободно проведенная острием графитного карандаша или другим инструментом с красящим материалом, находящимся почти под прямым углом к поверхности бумаги, оставляющим след*, линия, движение которой подчиняется воле и чувству рисующего, сознательно направляется и регулируется его рукой, — это именно то изначальное графическое средство, применяемое в наброске.

Рисунок линии 5. Н. Цейтлин. Набросок головы. Перо, тушь

Если в длительном учебном рисунке легко и тонко нанесенной линией пользуются как вспомогательной (особенно при построении формы), то в наброске линия, проведенная «от руки», может служить основным графическим средством. При этом линия может быть длинной, короткой и даже превратиться в точку.

Наброски, исполняемые такой графической линией, принято называть «линейными».

Графическая линия лежит всеми своими точками на поверхности листа бумаги и этим как бы удерживает изображение на ней, подчеркивая его плоскостность, его двухмерность.

Рисунок линии 6. Л. Лебедев. Набросок фигуры. Перо, тушь

Поэтому для линейного наброска нехарактерно решение пространства, однако, как мы увидим дальше, это вполне возможно.

Образцами линейного рисунка могут служить древние наскальные изображения животных, изображения людей на греческих вазах, в древнеегипетских росписях, рисунки народов Центральной Африки, Латинской Америки, Индии, Китая, Японии (рисунки линии 1, 2, 3).

Зрительное восприятие отличается той особенностью, что натура познается прежде всего по характерным наружным очертаниям ее силуэта* или исключительно по ее контуру*. По контуру, например, можно сразу отличить куб от шара. По определенным очертаниям всей массы кроны дерева мы выясняем его породу, сразу видны различия между грузовиком и легковой машиной, гусем и индюком и т. п., и более того, часто лишь по контуру и силуэту мы даже издалики можем узнать знакомого человека.

* Силуэт — свойство формы предмета быть видимой в массе, целиком, без подробностей. Силуэт особенно хорошо и четко воспринимается на очень светлом фоне или когда источник освещения находится за предметом.

* Контур — внешние очертания предмета, как одно из средств художественного выражения.

На контуре сосредоточивается наше первое внимание. Поэтому от остроты и богатства восприятия характерных особенностей контура зависит полнота полученного представления об увиденном предмете.

Рисунок линии 7. Н. Купреянов. Набросок фигуры. Перо, тушь

Если в длительном учебном рисунке контур возникает в итоге постепенного моделирования формы, то в условиях сжатого времени исполнения наброска, когда требуется лишь неполное обобщенное изображение натуры, (контурная линия должна появиться на листе сразу же, в первую очередь.

Это тем более важно, что линия контура, точно и остро найденная, даже незаконченная, способна выполнять одновременно не одну функцию, например, отграничивать форму, определять размер изображения и компоновку на листе бумаги, передавать движение и характер всей массы формы, а также ее пропорции и т. д. Такие свойства графической линии, как ее плавность, текучесть и непрерывность при нанесении контура, позволяют одновременно выявлять и общий характер формы и ее некоторые пластические качества.

Рисунок линии 8. Н. Цейтлин. Зарисовка пейзажа. Перо, тушь

Каждый поворот линии при этом может и должен быть логически оправдан, должен что-то выражать или изображать. Поэтому чем вернее найден контур, тем полнее он (передает воспринятое, и чем острее проявленная при этом наблюдательность, тем живее и выразительнее может получиться набросок.

При нанесении контура общее представление, полученное при восприятии и наблюдении любой формы, сохранившееся в сознании рисующего, должно быть без промедления переведено в руку, на конец карандаша. Каждая задержка при нанесении контура неизбежно вызывает, потерю общего представления об изображаемой форме, и тогда приходится задумываться, как строить и куда вести линию.

На это уходит время, а главное — разрывается и исчезает пластическая связь отдельных форм, в целом составляющих общую большую форму натуры, ее состояние, движение. При нанесении линейного контура движение руки с карандашом не должно останавливаться.

Исполнение контурной линии сразу, одним плавным и уверенным движением руки требует умения быстро ориентироваться в строении формы натуры, чтобы смело и решительно, не задерживаясь, уже по памяти, наносить на бумагу контур. Об этом и говорит в своих записках известная русская художница А. П. Остроумова-Лебедева: «Рисуя, надо охватывать форму глазом и чувством сразу и потом, почти на память, нанести ее на бумагу…».

Удачно-найденный контур способен убедительно передать ощущение реальности изображенного — это уже почти сделанный набросок.

Хотя линейный набросок является наиболее отвлеченной формой графического изображения, все же он позволяет условно передавать некоторые признаки объемности натуры, ее массу (рисунки линии 4, 5, 6) и цветность (но не цвет) (рисунок линии 6, 8).

Если есть необходимость, сдержанное моделирование формы в наброске внутри найденного (контура может осуществляться короткими или длинными линиями (рисунок линии 4, 5, 6).

Чтобы завершить набросок, иногда бывает достаточно наметить внутри контура линиями две-три наиболее характерные детали, дополняющие сходство с натурой, а чтобы подчеркнуть или особо выделить какую-либо часть изображенного, можно использовать также графическую линию, но более широкую (рисунок линии 4).

Графическая линия в качестве основного средства изображения применяется во многих видах изобразительного искусства, а больше всего в станковой графике (офорт, гравюра, плакат), и как вспомогательное — во многих специальностях прикладного искусства при разработке эскизов для выполнения их в материале: дерево, металл, стекло, керамика, ткань, при проектировании интерьеров.

Для исполнения линейного наброска кроме карандашей разных видов применяются специальные инструменты и приспособления, позволяющие проводить одинаковой ширины линии, например стеклянные трубочки и палочки, стальные перья со специально сточенным концом, шариковая авторучка, фламаетер, тонкая колонковая кисть (при условии, если ее держать близко к волосу и вертикально поверхности бумаги). Для нанесения четкой и плавной графической линии требуется уверенность и твердость руки, которая приобретается в результате большого опыта и практики.

Рейтинг:  Loading …

Просмотров: 7,412

artsblog.com.ua

Линейный рисунок. | Рисуем вместе

Опубликовано 17 Июн 2011 в рубрике «Немного теории»

Когда я преподавала рисунок на занятиях, я обратила внимание на одну вещь: в самых первых работах ученики прежде всего начинают вырисовывать контур предмета. Это тем более странно, что в реальности никаких контурных линий не существует, ни увидеть, ни пощупать их невозможно!

Однако, умение видеть границы предметов — это самый базовый навык в рисунке, умение видеть объем и пропорции приходит позже.

К тому же, линия — это одно из основных средств художественной выразительности. Она идеальна для передачи движения и характера (под характером в рисунке понимаются не психологические характеристики человека, а внешние особенности предмета, в том числе и неодушевленного).

А. С. Пушкин, автопортрет

Чтобы сделать хороший линейный рисунок, нужно держать в голове 2 момента:

  1. В рисунке должна быть или линия, или светотеневая моделировка, но не то и другое вместе. Линия — это условность, светотень — это реалистичный рисунок, когда они используются одновременно, возникает противоречие. В линейном рисункеможет использоваться легкий тон, но доминировать будет линия:

    Л. В. Сойфертис, Утро

  2. Чтобы линия была красивой, она должна быть свободной. Это выражение работы мысли художника. Где-то линию можно усилить нажимом, где-то она будет пропадать. Иногда линиибудут жесткими и угловатыми, иногда — легкими и вибрирующими. Но никогда не однообразными:

    В. В. Лебедев, Девочка-балерина

Хорошей отправной точкой для того, чтобы научиться видеть границы предмета, может быть рисование силуэта:

В. А. Фаворский, Стоящая натурщица

Степень условности в линейном рисунке может быть разной:

А. Матисс. Портрет Сергея Юткевича.

Г. С. Верейский, В саду Русского музея

Худший способ провести линию — это взять карандаш практически за самый грифель (см. 2 способа держать карандаш) и рисовать линию мелкими штрихами, то и дело возвращаясь назад. Такая манера рисования только покажет, как неуверенно себя чувствует художник, поэтому старайтесь рисовать свободно, одним движением.

Модильяни называл линию «волшебной палочкой» художника, ее выразительные возможности действительно огромны. Но даже волшебной палочкой, как и любым другим инструментом, нужно учиться пользоваться. А уверенно почувствовать себя в линейном рисунке помогут наброски.

Вернуться на главную страницу

Еще почитать:

artfound.ru

ТОЧКА, ЛИНИЯ, ПЯТНО, ПЛОСКОСТЬ — Вдохновение, полезная информация и галерея.


«В этом уроке Вы познакомитесь с основными элементами рисунка: точкой, линией и пятном. Вы узнаете об их видах и использовании. Эти элементы являются средствами, при помощи которых можно создать любой рисунок как в иллюзии пространства на плоскости, так и в реальном пространстве. Затем мы познакомимся с другими, «производными» по отношению к упомянутым, элементами рисунка. Итогом нашей встречи станет рассмотрение различных способов рисования.

ОТ ТОЧКИ К ФИГУРЕ В ПРОСТРАНСТВЕ

Что такое точка

Евклид (ок. 365-300 до н. э.) утверждал, что существует неделимая, не имеющая размеров математическая, геометрически воображаемая точка.
Если мы посмотрим вокруг, то увидим точки в плоском или объемном окружении: белые на черном, черные на белом, серые на сером, разноцветные на разноцветном, вогнутые, плоские и объемные, маленькие и большие и т. д. В натуральной перспективе я нашел такие их образцы: хлопья снега, падающие за окном (объемные точки на объемном формате), головка шпильки, лежащая на бумаге (объемная точка на плоском формате), след, оставшийся от прокола этой шпилькой белой бумаги (вогнутая, серая точка — дыра на плоском формате). Это примеры натуральных (или физических) точек, видимых в натуральном пространстве, то есть в натуральной перспективе.
Запись (след) точки на плоскости — или на поверхности объемной фигуры — дает рисовальную точку. Она может приобретать различную форму: может быть правильной (геометрической), неправильной (биологической), малой, большой, темной или светлой. Её можно нарисовать как плоскую, вогнутую или выпуклую. Она может также появиться в трех измерениях.

Портрет Евклида (рис. 1) состоит из похожих, маленьких нарисованных точек с меньшей или большей степенью их концентрации (насыщенности).

Практическое задание 1

Нарисуйте контуром, состоящим из точек, произвольную форму, например, человеческую фигуру.
Не указанная на рисунке в сходящейся перспективе точка схода — это математическая, геометрически воображаемая точка. Точка, из которой происходит наблюдение рисунка (на уровне глаз), как и точка в природе, где соединяются линии схода наблюдаемой сцены, зафиксированной на этом рисунке, — это натуральные воображаемые точки.
Посмотрите на рисунок 3. То, что с расстояния видится как точка, может быть черной или белой плоской фигурой, образованной с помощью контура, неправильной фигурой или даже, при рассмотрении вблизи, может оказаться группой многих, близко расположенных точек.

Если мы при помощи карандаша зарисуем точками формат прямоугольника (рис. 4), то получим разновидность растра, который издалека выглядит как серая плоскость. Присмотревшись, мы заметим, что эти точки незначительно отлича¬ются друг от друга и располагаются неравномерно. На распечатке подобного рисунка, созданного в компьютерной программе, могли бы получиться идентич¬ные точки, расположенные на одинаковых расстояниях друг от друга.

Практическое задание 2

При помощи произвольного инструмента зарисуйте точками формат небольшого квадрата, стараясь соблюдать одинаковую их светлоту, величину, а также одинаковые расстояния между ними. На втором рисунке такого же формата попытайтесь изменить одну из этих характеристик (валёр, размер или расположение).

Рисунок 5 также представляет дифференцированные точки, но уже полученные в графической технике «frottage». В данном случае эта техника состоит в том, что неплотная бумага, наложенная на шероховатую поверхность (например, на крупнозернистую наждачную шкурку), зарисовывается карандашом. Таким обра¬зом, получается рисовальный отпечаток (оттиск) этой поверхности.
В основе графики «фроттажа» лежит получение оттиска с определенной, фактурно выраженной поверхности.

Практическое задание 3

Выполните подобный «frottage» в виде точек. Используйте её как основу (фон) для изображения объекта. Часть полученной фроттажной «графики» сотрите ластиком так, чтобы появившееся белое пятно напоминало определенную форму — к примеру, чашку, дерево, фигуру человека.
Рисунок может состоять из таких самых точек, но нанесенных с различной степенью концентрации (плотности)- в одних местах меньшей, в других большей (иногда вплоть до получения черного ограниченного пятна). На рисунках ниже изображен цилиндр в трех разных ситуациях распределения светотени на фигуре — самые темные фрагменты обозначают тень. На каждом из цилиндров имеется осветленная часть, полутень, собственная тень с рефлексом, отделяющим фигуру от падающей на основание тени.

Практическое задание 4

Выполните в подобной технике (тушью или капиллярной ручкой) рисунок любой другой несложной фигуры. Сами выберите вариант светотеневой моделировки формы объекта — с большей или меньшей концентрацией точек.

Объемность в рисунке точками можно по¬лучить при помощи их дифференциации (различия, контраста) по размеру, светло¬те, форме, расположению и т.д.
Рисунок (7) женщины возник в результате продуманного размещения черных точек на белом фоне, различная концентрация и размеры которых передают светотеневые отношения на теле. Насыщенность точек образует более темные области и тень. Плавное уменьшение концентрации создает осветленные поверхности. Белье нарисовано при помощи более крупных белых точек на темно-сером фоне. Дополнением являются закрученные черно-белые ленты из неправильных (биологических) точек, имеющих линейно-кристаллическую форму.
Рис. 7. Томаш Соберайский (без названия), 1999 г., капиллярная ручка

Практическое задание 5

Выберите любую иллюстрацию, наложите на нее прозрачную кальку и перерисуйте изображение двумя способами: первый раз — используя точки одного вида, а второй -дифференцированные (по своему усмотрению).
Если мы ограничим точки контуром, то получим силуэтные изображения, например такие, как на следующих трех рисунках, которые по принципу подобия представляют: букву М, два топорика индейцев и птеродактиля — древнего летающего ящера.

Силуэт — это ограниченное пятно, обозначающее упрощенную форму, очертание предмета.
Рисунок объекта мы можем также начать с контура, а затем нарисовать точки на объекте, основании и фоне. Рисунки, помещенные ниже, показывают последовательность такого процесса. Так, на рис. 9а изображен конус, нарисо¬ванный контуром на квадратном формате, разделенном линией на основание и фон. Затем с помощью точек изображаются собственная и падающая тени, а также вертикальная и горизонтальная поверхности фона (рис. 9 б). На последнем рисунке (9е) контурные линии убираются и остаются только теневые фрагменты на фоне редких точек. Обратите внимание на то, что линия контура оказывает более сильное визуальное воздействие, чем деликатно выполненная тень.

На рисунке 10а этот же конус нарисован с использованием уже другого художественного приема — таким образом, что образуемые при помощи точек тень и свет (белизна бумажного листа) воздействуют на нас сильнее, чем контур. Следующие рисунки фигур — шара (б) и куба (в) — выполнены по тому же принципу. В них применяется слабый контур и более активно проработанная светотень.
Посмотрите внимательно на эти рисунки и запомните способ их выполнения.

От точки к фигуре

Оказывается, что любые формы, имеющиеся в натуре, можно получить, исходя из фиксации точки на плоскости — при помощи ее увеличения, изменения или придания объемности.
Нанесем черным цветом математическую точку на плоскость белого листа. Её мы можем воспринимать двояко: согласно реалиям — как плоскую на плоском формате; в иллюзии пространства — как «выходящую» из фона вперед или, наоборот, как черную дыру на белом формате.
Дальнейшее развитие (увеличение) точки выстраивает цепь основных элементов рисунка. Это: точка, линия, растр, пятно, плоскость, плоская фигура, силуэт, объемная фигура. Любой известный нам рисунок содержит один или несколько из этих элементов как средство получения изображения.

Теперь рассмотрим, в чем именно состоит увеличение точки. Если к точке (рис. 14а) мы прибавим эту же точку, повторенную многократно и расположенную без разрыва одна за другой, то получим сначала короткий отрезок (14 б), а потом — линию (в). Изменяя направление развития точки, мы можем вместо прямой линии получить кривую (г). Если мы последовательно увеличим количество правильных точек, то получим линию с правильными краями, если увеличим неправильные точки — получим рваную линию (д).


Продолжим наглядный эксперимент, но теперь уже с отрезком прямой линии. Если мы увеличим отрезок в одном направлении (рис. 15а), то получим плоскую фигуру, или силуэт, например, прямоугольника. Ее можно заполнить по всей площади черным цветом (как на рисунке 156), а можно зафиксировать только контуром (в) или дополнительно представить в сходящейся перспективе (г).

Наконец, если мы увеличим фигуру в одном направлении (рис. 16а), то получим объемное изображение параллелепипеда, который представлен на рисунке в параллельной перспективе — первый раз с плотно заполненными гранями (16 б), а второй раз контуром (в).

Осуществляя ряд постепенных, начинающихся с точки преобразований, мы в результате можем получить различные плоские или объемные элементы. Затем, если мы размоем плоскую фигуру или силуэт, то получим пятно (рис. 17). Накладывая друг на друга в определенной композиционной последовательности такие разные элементы, мы сможем получать разнообразные, художественно более выразительные и сложные формы.
Точка — исходное понятие геометрии, не имеющее измерения.
Линия — это последовательно расположенная в одном направлении группа точек, не имеющая разрывов.
Пятно — это группа точек с нечеткими границами (очертаниями).
Растр — это изображение простого рисовального или графического знака, многократно повторяемого в определенной последовательности.

Плоская фигура — это ограниченное формой пятно.
Силуэт — это форма объемной фигуры, упрощенная до плоской (ограниченное пятно, повторяющее очертания этой фигуры).
Изменения в каком-либо из перечисленных элементов влекут за собой практически бесконечное количество вариантов рисунка. Эти элементы могут взаимопроникать друг в друга, накладываться, чередоваться или существовать независимо на формате. Посмотрите еще раз на рисунки И, 12, 13 и обратите внимание на использование в них различных по форме, размеру, плотности линий, точек и пятен.
Элементы рисунка можно наносить разными инструментами (карандашом, углем, кистью, пером, фломастером, и т. д.) с использованием различных материалов и техник (черная тушь, нанесенная пером; белая гуашь, наложенная кистью или поролоновой губкой на разную основу — бумагу, кальку, картон, стекло и т. д.).
Таблица, приведенная ниже, представляет основные звенья в цепочке элементов рисунка, полученных из точки в результате ее развития (преобразования), а рядом — их объемные эквиваленты.

Элемент рисунка-Его объемный эквивалент

точка-объемная точка
линия (контур)-объемная линия
пятно-объемное пятно
растр-объемный растр
плоскость-объемная плоскость
силуэт-объемный силуэт
фигура-объемная фигура

Предыдущие примеры, демонстрирующие увеличение, произвольное изменение или придание объемности точке, являющейся изображением (записью) на плоскости воображаемой математической точки, наглядно убеждают в том, что из неё можно получить все объемные элементы и формы, включая трехмерные фигуры. Очевидно, что более развитые элементы рисунка, находящиеся в цепочке на удаленных местах, можно получить из элементов, расположенных ближе к ее начальному звену — точке. К примеру, фигуру человека можно нарисовать точками, контуром, пятном, силуэтом и т. д.
Границы между элементами рисунка бывают (часто это делается преднамеренно) нечеткие. Так, белую жирную линию, проведенную мелом на темной бумаге, можно, например, считать тонким пятном вытянутой формы. Черный круг, рассматриваемый вблизи, воспринимается в рисунке силуэтом, а наблюдаемый издалека — точкой. То, что является элементом одного вида в одних условиях, в других превращается в нечто иное.
Рисунок, в узком его значении, оперирует линией на плоскости, но в более широком — может «выйти» в пространство и оперировать уже линией объемной. Поэтому выполненное в таблице деление на плоские и объемные элементы является существенным. Если бы я хотел поместить в ней визуальные примеры объемных элементов, то в соответствующих местах наклеил бы (или присоединил другим способом), например, кусок черной ткани или черного провода возле объемной линии. В следующей части урока мы уделим больше всего внимания линии, как самому главному элементу рисунка. Однако, сосредоточившись на рисунке как на выражении (записи) иллюзии пространства, мы будем говорить, главным образом, о рисунке на плоскости.

Перед тем, как мы рассмотрим более подробно некоторые примеры плоских и объемных элементов, встречающихся в натуре, запомним для себя простой, но важный вывод: все изображения на рисунке возникают из точки, линии, пятна и их взаимных комбинаций.

ЧТО ТАКОЕ ЛИНИЯ

Линия в натуральной перспективе

Надеюсь, Вы хорошо усвоили, что натуральная сходящаяся перспектива подра¬зумевает воображаемые линии, сходящиеся в воображаемой точке схода, лежащей на линии горизонта. На рисунках из предыдущего урока, иллюстрирующих сходящуюся перспективу, нанесенных там линий в действительности не существует.
Теперь рассмотрим один из обещанных примеров, демонстрирующих плоские и объемные линии, встречающиеся в натуре. Ниже (рис. 18) я предлагаю Вашему вниманию снимок, сделанный зимой. На фоне белой стены виден фрагмент скамейки и виноградных лоз. Это образец объемных, (выпуклых) биологических линий. Горизонтально натянутая проволока, которая их поддерживает, — это тоже выпуклая объемная линия, но уже геометрически правильная. Также горизонтальная, прерывистая линия кромки стены, нечетко проявляющаяся в верхнем левом углу снимка, это пример плоской линии, встречающейся в естественном пространстве. Объемные белые и черные линии света и тени появляются на планках скамейки. Между ними в виде белых вогнутых линий просвечиваются фрагменты стены. Обратите внимание, как много различных видимых в натуре линий запечатлено на одной фотографии.

Как мы видим линии

Следует отличать видение линии в натуре от видения линии в рисунке. Мы уже говорили о том, что в природе нет линий, которыми были бы обведены какие-то формы, а значит, в натуре не существует контура — линии, очерчивающей форму. В то же время на рисунке мы можем увидеть следующие линии: самостоятельную, контурную или тонирующую (светотеневую).

Самостоятельная линия

Линии этого вида встречается очень часто. Они наиболее произвольны по своему характеру, направленности и не отображают конкретной формы. Такие линии выступают в рисунке «сами по себе», то есть как самостоятельный изобразительный элемент. Посмотрите на рисунок 19, который выполнен семилетней Евой. Здесь основой для изображаемой фигуры (моей!) являются, собственно, разновидности этого вида линии. Она будет еще часто появляться в иллюстрациях этого выпуска, а в каких именно — постарайтесь определить сами.
Если в рисунке не представлено никакой конкретной формы, а присутствуют только отвлеченные по смыслу самостоятельные линии, то перед нами один из примеров абстрактного рисунка (о котором пойдет речь в уроке 13). Иногда такая линия может чем-то напоминать форму реальных предметов или фигур, как, к примеру, на рисунке известного художника-абстракциониста Пауля Клее (рис. 20). На рисунке Евы такая линия тоже присутствует.

Примеры самостоятельных линий Вы также найдете на картине другого извес¬тного абстракциониста Хуана Миро, которая называется «Женщина, месяц, звезда» (цветной вкладыш). Речь идет о «звездочках», зигзагообразных и волни-
стых линиях.

Контурная линия и «воздействие» контура

Еще раз посмотрите на рисунок Евы, которая на уровне незамысловатого детского воображения изобразила очертание фигуры. Аналогичным образом она нарисовала тучки, цветок и два других неизвестных растения. В её рисунке присутствуют контурные и самостоятельные линии. В ушах, чем-то напоминающих воздушные шарики, тоже есть замкнутые контуры. Помните мою фотографию, напечатанную в первом уроке? Сравните с ней рисунок. Очень удачный получился у ребенка портрет, неправда ли?
Теперь снова вернемся к картине X. Миро (на цветном вкладыше). Наряду с самостоятельными линиями мы увидим на ней типичные контуры схематически представленных фигур, словно тоже нарисованных ребенком. На другом рисунке, те¬перь уже в исполнении известного художника Анри Матисса, контурные линии значительно более продуманные и изысканные. Художник мастерски применил линию одинаковой толщины для выражения пластики упругого женского тела (рис. 21).

Рисунок Пабло Пикассо (рис. 22) тоже является примером использования только контура, но уже дифференцированного. Не менее выразительно «играет» контур на его же рисунке, помещенном на обложках выпусков нашего курса, а также на иллюстрации урока 1, стр.24.
Теперь обратимся к более простым изображениям на рис. 23. Область, обведенная дифференцированным контуром, выглядит более объемно-пространственной, чем рисунок с одинаковым контуром. Более темный утолщенный контур может также восприниматься (интерпретироваться) как простейшая разновидность тени. Такой вариант представлен на рисунке частично вбитого гвоздя (24). Контурная линия сле¬ва, очерчивающая его форму, более толстая и темная, чем линия справа.
Контур — это линия, которая фиксирует очертания формы и является простейшим переходом от линии к фигуре.

Уяснив это положение, снова вернемся к примеру куба. Если мы обозначим линией рёбра воображаемого куба, то, благодаря различию между темной линией и белым фоном (как на рис. 23), будет создаваться иллюзия, что передняя грань перекрывает остальные. При дальнейшем развитии (увеличении) точки в трех направлениях возникнет впечатление, будто куб состоит только из ребер (рис. 25). Но мы можем его получить и в результате увеличения отрезка — ограниченной линии — в двух направлениях. Тогда он будет выглядеть так, как на рисунке 26, где контуром воспринимается линия стыка граней-плоскостей, отличающихся валёром (светотеневыми оттенками).

Тонирующая линия

Тонирующая линия — это, другими словами, светотеневая линия. Она применяется там, где, согласно нашему воображению или видению объектов в натуре, мы хотим на рисунке ввести тень. Мы можем наносить эти линии так, как это показано на рис. 27, где партию света играет естественная белизна бумажного листа.
При изображении светотени линии образуют целое пятно, плавно распределяющееся по выпуклой или плоской форме той или иной части рисунка. Так, например, на рис. 28 линии на верхних и боковых гранях — это собственная тень параллелепипеда, представленного в параллельной сходящейся перспективе, а линии на основании — это падающая тень.

Для достижения выразительных объемно-пространственных отношений в рисунке часто используются тонирующие линии разной формы, толщины, светлоты. Эти линии могут переходить в точку, пятно, образовывать контур, создавать тень и т.д. Одним из таких примеров может служить рис. 29.

Теперь переверните несколько страниц и посмотрите на рисунок Леонардо да Винчи, изображающий фигуру всадника на коне (рис. 43). Наряду с дифференцированным контуром фигуры всадника и коня, воздействующим сильнее всего, мы видим ряд тонких линий на формах всадника и животного, которые и являются, собственно говоря, светотеневыми линиями. Их слабая тональная проработка создает впечатление пространства. Обратите внимание, что практически все эти линии одинаковой направленности, но отличаются между собой как валёром, так и промежутком.
В этом месте я хотел бы предостеречь Вас от неосознанного подражания, а значит, и механического наложения штриховых линий, обозначающих обычно светотень. Линии штриха всегда следует наносить обдуманно, подчеркивая с их помощью особенности формы, не разрушая её! Как это можно наблюдать в работах великого Леонардо, каждый рисунок имеет ряд присущих только ему отличий, создающих неповторимость художественного образа.

Штриховка — это один из наиболее распространенных приемов тонирования в рисунке или графике с помощью как идентичных параллельных, так и (или) пересекающихся линий.
Рассмотрим несколько подробнее принципы штриховки в рисунке. На иллюстрациях 30 а-г нарисован контуром цилиндр, стоящий на плоском основании. Здесь используется штриховка геометрически прямыми линиями — равномерно расположенными горизонтальными, диагональными, а также вертикальными с разной частотой (рис. ЗОа). Расположенные более плотно наклонные линии пересекают основные с целью создания собственной и падающей тени (30 б). Горизонтальные линии имитируют уходящую вглубь поверхность столешницы (в), а одинаковые линии на цилиндре, основании и фоне «стирают» форму предмета (г).

Практическое задание 6

Нарисуйте контуром простой предмет, расположенный на горизонтальной плоскости. Затем, используя приемы разнообразной штриховки, постарайтесь выразить его форму с собственной падающей тенью и условной передачей фона и основания. Думаю, что иллюстрация рисунка Леонардо да Винчи поможет Вам правильно выполнить задание.
Теперь посмотрите на выразительные примеры штриховки в рисунках яблока. Первый выполнен только контуром, остальные уже дополнены линией, обозначающей собственную и падающую тень. Яблоко нарисовано один раз целым, второй раз наполовину очищенным от кожуры и, наконец, с вырезанной частью.

В демонстрируемых ниже рисунках театра можно наглядно увидеть, какую роль играет правильно выбранный и «положенный на форму» штрих. В отличие от контурного изображения (рис. 32 а), правый рисунок с помощью разнообразных штрихов передает не только объем здания, но и его архитектурные детали и элементы.

Многие начинают рисунок с нанесения контура. Если контур в самом начале нарисовать очень темной и жирной линией, то он все время будет восприниматься как самый важный элемент рисунка, отвлекая на себя основное внимание. При этом, даже последущее введение активной светотени не сможет полностью ликвидировать этот нежелательный эффект. Посмотрите на рисунок 33, который иллюстрирует подобный случай.
Конечно, возможна ситуация, при которой контур «воз¬действует» наиболее сильно, а светотень — очень мягко. Посмотрите, например, на светотень, образуемую точками на рисунке 9с, который мы рассматривали, изучая выразительные свойства точки.
Эту часть рассказа о закономерностях восприятия линии мы подытожим на примерах простейших рисунков некой
емкости. На рис. 34а и 346 она изображена, соответственно, равномерным и дифференцированным контуром; на рис. 34в и 34г — светотеневой штриховкой и, наконец, на рис. 34д мы видим наиболее произвольные, «самостоятельные» линии. Данные примеры показывают неограниченные возможности рисунка в художественной трактовке одной и той же темы.

Линии в рисунке

Линия (черта) возникает из последовательного сочетания многих точек. В рисунке ее получают путем передвижения рисовального инструмента, оставляющего след на поверхности формата.
О способах получения различных линий относительно вида инструмента (карандаш, капиллярная ручка и т. д.), материалов (темпера, тушь и т. д.) и основы, на которой рисуют (белая, черная, цветная бумага, калька, фольга и т. п.), Вы узнаете в следующем уроке. А сейчас мы продолжим рассмотрение вопросов дифференциации линий в рисунке, возникающих в результате использования контрастов. Эти линии могут быть самостоятельными, контурными, светотеневыми или штрихованными в одном или разных направлениях.

Зарисовка всей плоскости формата линией

Зарисовка квадратного формата мелким растром (сеткой из тонкой линии одного вида, то есть без каких-либо контрастов) привела к появлению своего рода серого пятна, плоскости в одинаковом валёре (рисунок 35а выполнен в компьютерной графике). Следующий рисунок более дифференцированный, поскольку вертикальные, под линейку нарисованные линии различаются между собой по светлоте и толщине, воздействуя при этом более сильно в той части, где они темнее и насыщеннее (356).

Если мы зарисуем плоскость квадрата линией одного вида, выполненной от руки,
то окажется, что даже в одинаковых линиях трудно избежать мелких отличий -первых проявлений контраста. Приведенные ниже рисунки 36 и 37 иллюстрируют сказанное на примерах прямой и волнистой линий.

Контрасты между отдельными линиями

На рис. 38 показана градация прямой вертикальной линии в шести стадиях: от темной широкой — до светлой тонкой (рис. 38а). Близлежащие линии между собой не контрастируют, зато если мы сравним крайние линии, то контраст между ними очевиден. Из прямой геометрической линии можно также получить линию иного вида, например, зигзагообразную, как на иллюстрации 39; где контраст наглядно виден уже между каждой линией.

Контрасты линий, а также линий и пятна хорошо иллюстрирует работа Марселя Дюшампа под названием «Мужчина в шляпе» (тушь, бумага) — рис. 40. Черные линии, обрисовывающие фигуру сидящего мужчины, отличаются между собой толщиной, длиной и направлением. По мере удаления на второй план, контурные линии становятся светлее и тоньше.

Для одного и того же вида линии возможны варианты преобразования, которые представлены на следующих рисунках. Рисунок 41а демонстрирует отдельную волнистую линию -промежуточную между биологической и геометрической, многократно повторенную с одинаковым промежутком в формате квадрата. Рисунок выглядит как изображение волнистой выпуклой или вогнутой плоскости. Если мы сделаем линии более толстыми, а также увеличим расстояния между ними, то получим такой набор линий, как на рис. 416, а если будем утолщать их и дальше — такой, как на рис. 41 в. В последнем рисунке введены контрасты за счет чередования тонкой и толстой линий, взятых из рис. 41а и 41в и изменения их наклона.
Рис.40. Марсель Дюшамп, «Мужчина в шляпе», 1909 г.

Следующие три рисунка выполнены от руки с использованием дифференцированных линий, которые становятся все более наклонными и биологическими, т.е. теряющими геометрическую строгость. Наложенные друг на друга, они образуют контрастные сочетания тонкого и толстого, темного и светлого (рис.42). В итоге мы получаем набор линий, при помощи которых можно изображать различные фрагменты рисунка в их объемном виде.

Практическое задание 7

В иллюстрации рисунка Леонардо да Винчи, на который я уже дважды ссылался, попытайтесь найти линии, аналогичные представленным на рисунках 42.

Теперь попробуем при помощи разных видов линий выполнить рисунки двух параллелепипедов. Как Вам уже известно, определенный вид линии можно получить из прямой черты. Именно такой прямой чертой были нарисованы кубы, которые демонстрировались раньше на рисунках 23 и 25.
Ниже нарисованы пары одинаковых фигур параллелепипедов четырьмя различ¬ными по типу линиями. Слева от них размещены в ряд объекты круглой формы. Рисунки последовательно демонстрируют различные приемы достижения кон¬траста между линией и пятном, линией и фоном, толстым «негативным» контуром и плотно заштрихованной поверхностью (рис. 44 а, б, в, г).

Следующая серия рисунков, выполненных черной авторучкой, представляет три параллелепипеда, приближенных к форме куба в прямоугольной проекции и в параллельной или сходящейся параллельной перспективе. Кроме того, все они нарисованы в перекрывающей (кулисной) перспективе. Использование таких разных видов изображений, как и разных линий, придает рисункам каждый раз иное выражение.
Следует помнить, что изображение любого объекта в перспективе всегда более наглядно и выразительно, чем его вид в одной из проекций. Рисунок — не чертеж, и в нем желательно избегать изображений типа ортогональных проекций.


Два следующие рисунка (45д, е) выполнены с использованием более сильной светотени — вплоть до очень темной тени в верхней части фигур. Различная направленность штриха и появление в рис. 45е точек усиливает выразительность фигур. Рисунок 45ж представляет в сходящейся параллельной перспективе три параллелепипеда, полученные при помощи черного контура. На рисунке 45з мы имеем эти параллелепипеды в том же расположении и в той же перспективе, полученные также черным контуром, но с нанесенными поверх изображения самостоятельными пересекающимися тонкими линиями, которые «стирают» форму фигур.

Рисунок 45и представляет эти же три параллелепипеда, но выполненные толстым белым контуром. Сравнительно с предыдущей ситуацией точка схода немного сдвинута, а линии, нарисованные на гранях фигур, расположены в направлении схода. Рисунок 45й является ближайшим по типу изображения вариантом предыдущего рисунка, но он выполнен другим «петельчатым» видом линии, дифференцированным по величине и направлению.
Рисунки 45г, д, е, з, и, и представляют собой «запись» поверхности параллелепипедов, выполненных упрощенным способом. Последний из данной серии рисунок 45к — это активная светотеневая версия, нарисованная толстым черным контуром, в которой свет падает спереди, вертикальные штриховые линии на боковых гранях передают полутень, а верхние черные силуэтные поверхности фигур обозначают собственную тень.

Надеюсь, эти рисунки продемонстрировали Вам возможности использования широкого диапазона линий в изображении одних и тех же предметов. Запомните также, что усиление контраста между линиями и продуманное сочетание линии с пятном повышает выразительность изображения.

Перекрывающее наложение линий

Нанесение линий с перекрытием, то есть, таким образом, когда одна заслоняет другую, также часто используется в рисунках. В зависимости от степени контраста линий между собой, их размера и расположения, возникает определенный оптический эффект.

Рисунки, выполненные на четырех квадратных форматах, иллюстрируют проблему выбора линий с целью достичь желаемого эффекта. Так, если мы хотим добиться ощущения монотонности пятна или фрагмента, следует применять одинаковой толщины линии. Если, наоборот, мы стремимся выразить динамику, гротескность формы или сюжета в целом, то здесь следует прибегнуть к более контрастным отношениям элементов рисунка.
Увеличение, негатив и придание линии объемного характера
Продолжим наши упражнения и усилим линию в соответствии с контрастом «тонкое — толстое»; при этом мы получим плоскую линейную фигуру (47а). Развитие (преобразование) тонкой, но уже не прямой а, к примеру, «узелковой» линии по такому же принципу, может привести к получению плоской фигуры с родственной структурной поверхностью (476).

Получить негативный тональный рисунок довольно просто. Тон линии и фона меняются на противоположные, как в процессе черно-белой фотопечати: то, что было черным, становится белым и наоборот (рис.48 а, б). Мы можем также получить негатив другого вида, перевернув рисунок и создав, таким образом, зеркальное отображение (48в).

Что касается объемной линии, то её можно получить многими способами, в зависимости от потребностей, возникающих при реализации замысла. Можно, например, создать изображение на плоскости из ниток или шнура. А можно просто достичь иллюзии объемности линии, умело используя многообразные приемы светотеневой моделировки формы и фактуры. Именно так поступают художники, изображая, к примеру, корабельный канат или нежный стебель цветка: в каждом случае для передачи объемной линии применяются особые приемы и техники.

tyblako.livejournal.com

Урок 2. Кривые линии и волны.

Вы узнаете, как рисовать дудлинг, когда поймете его составляющие – основные элементы, из которых состоит любой рисунок.  Первый урок состоит из упражнений с прямыми линиями, из которых составляются геометрические узоры. Самое главное, что важно в работе с повторяющимися линиями – это расстояние между линиями и их утолщение. Во втором уроке мы рассмотрим кривые, волнистые линии.

Большинство дудл-рисунков и клубков зентангл базируется именно на кривых линиях. В этом курсе мы изучаем дудлинг для начинающих, схемы этих уроков несложные, но они имеют важное значение, поскольку это базисные кирпичики, которые создают фундамент для дальнейшего познания все более сложных узоров. И в основе сложных узоров окажутся те же наши линии и точки: )

Для этого занятия вам понадобится бумага, желательно нелинованная. Для тренировки подойдет обычная бумага для печати. А для финальных рисунков можно завести отдельный блокнот с плотной бумагой или папку с бумагой для рисования. Плотная бумага особенно важна будет на тех этапах, когда мы включим в уроки рисование акварелью.

Также для рисования понадобится один линер (0,2 — 0,3) ( или тоненький маркер, или гелевая ручка). Если ничего этого нет под рукой, а потренироваться вы хотите прямо сейчас,то начните рисовать любым карандашом или обычной шариковой ручкой.

Упражнение 1.

В этом упражнении поработаем над рисованием волнистых линий, с определенными интервалами. Здесь развивается умение контролировать расстояние между линиями, и делать в определенных местах изменения, которые в итоге создадут интересный оптический эффект.

  1. Рисуем изогнутую линию, добавляем параллельные линии, постепенно увеличивая между ними шаг.

2- 5 . Рисуем волну с глубокими изгибами, добавляем с каждой стороны линии на равном удалении. Между линиями одинаковое расстояние, поэтому рисунок остается плоским. Этот прием мы будем использовать в ближайших занятиях, когда будем рисовать разные варианты лент.

упражнение 1

  1. Этот шаг упражнения похож на предыдущие, но здесь мы создаем не плоский, а объемный рисунок. Начинаем с дугообразной линии с небольшим искривлением. Следующую линию рисуем параллельно, но в области искривления (этот участок отмечен красным цветом), линию рисуем ближе к первой. Образуется оптическое углубление. На следующих шагах немного увеличиваем расстояние между линиями на «волне», оставляя небольшое расстояние у «углублении». Таким образом получается искривленная плоскость.

Упражнение 2.

В этом упражнении мы узнаем, как рисовать дудлинг с оптическим эффектом. Здесь приведен один из вариантов рисования объемных «трубок». Как видите, даже без спецэффектов – теней и бликов – желобки выглядят объемными, что достигается всего лишь изогнутыми линиями.

1-3. Основа задается волнистой линией. Далее можно пойти двумя путями: сразу нарисовать несколько базовых линий, и потом заполнять образовавшиеся дорожки  (как в моем примере), либо нарисовать 2 линии, заполнить между ними пространство, и далее так добавлять по 1 линии и, соответственно, по 1 трубке.

4-6. После того, как базовые линии, очерчивающие границы «трубок», созданы, начинаем рисовать параллельные линии в форме полукруга. Нарисованные поперечно они придают трубке округлость.

Вот пример таких линейных рисунков. Интересный оптический эффект, создаваемый кривыми линиями, популярен не только в зенарте, но и весьма характерен для стиля оп-арт, основной концепт которого — это оптические иллюзии.

Упражнение 3.

В этом блоке делаем разные утолщения, примерно, как на прямых линиях в предыдущем уроке.

  1. Здесь показано, как можно сделать эффект ленточки, утолщая линию по очереди то с одной, то с другой стороны.
  2. -3. Нарисуйте несколько волнообразных линий. Сначала поработайте над расширением линий с одной стороны. Затем на основе таких же параллельных линий сделайте узор с разными утолщениями.

Далее поработаем с такой же основой из нескольких параллельных волнообразных линий и сделаем сетчатый узор. Один из уроков полностью посвящен «сеткам», которые обязательно должны присутствовать в любом курсе дудлинг для начинающих Схемы таких узоров являются базисными. Сетчатый узор это одна из основных схем построения орнамента.

  1. Рисуем несколько изогнутых параллельных линий. Между ними располагаем в шахматном порядке диагональные прямые линии.
  2. Смягчаем уголки линиями, как бы срезая их.
  3. Закрашиваем образовавшиеся в уголках пустоты. Получилась сетка из прямых и кривых линий. Такой узор хорош для клубков зентангла, и его можно по разному трансформировать и детализировать.

Упражнение 4. Это упражнение больше экспериментальное, поскольку вам следует не повторять рисунок, а создать свои фрагменты узоров. Схемы здесь только для образца, как иллюстрация задания.

1-3. Рисуйте прямые и кривые линии из одной точки

4-5. Рисуйте прямые и кривые линии из разных точек. Линии соединяем, чтобы получить эффект выпуклостей и углублений. Экспериментируйте, чтобы понимать, какие получаются эффекты и как их можно применять в композициях.

  1. Делим площадь рисунка на сектора. В каждом секторе размещаем в любом месте точку, из которой рисуем прямые и кривые линии.

Мы сделали несколько упражнений, которые помогут понять, как рисовать дудлинг.Теперь осталось закрепить все пройденное в финальном рисунке.Если у вас еще остались силы, то можете это сделать прямо сейчас, либо отложите это на другое время, чтобы сделать рисунок с новыми силами красиво и аккуратно. Советую делать всегда финальные композиции прежде, чем перейдете к следующему уроку. В конце у вас соберется 25 рисунков, по которым вы отследите процесс и увидите результат!

Финальная композиция «Дудлинг с волнистыми линиями»

Делаем композицию с использованием нескольких отработанных элементов.

Для удобства ограничим пространство внешней границей. Можете нарисовать ее от руки в вольном стиле, начертить при помощи линейки, или просто возьмите какой-то предмет и очертите его. В моем случае под рукой оказался телефон.

Дальше можно разделить площадь на сектора и уже в секторах располагать элементы. Либо можно начать с какого- то места и продвигаться, заполняя всю площадь узорами. Действуйте, как вам нравится и постарайтесь включить в композицию разные отработанные варианты 1го и 2го урока.

На сегодня все. Надеюсь, этот урок был вам интересен и окажется полезным. Свои финальные композиции вы можете отправлять в предлагаемые новости на стену нашего клуба во Вконтакте http://vk.com/zenarts, в котором я тоже состою.

 

linedot.ru

Рисунки одной линией

Рисование одним росчерком, при котором художник не отрывает карандаша от поверхности листа — это не только увлекательная игра, но и невероятно полезное занятие для тренировки фантазии и образного мышления, а также мелкой моторики ребенка. Почти ничего для себя не требуя — оно способствует очень важному делу — развитию одаренности, а кроме этого, ручки у детей прекрасно готовятся к безотрывному письму, что важно для подготовки к школе. Взрослым тоже не стоит пренебрегать таким занятием, ведь оно не только прекрасно расслабляет, но и синхронизирует работу правого и левого полушарий головного мозга, активизирует творческое начало.

Такой художественный прием позволяет развивать и графомоторные навыки, и пространственное мышление, и воображение. Для начала можно предложить ребенку просто обвести рисунок по линии без отрыва. Рисунок для обводки можно распечатать или нарисовать по аналогии свой. Чтобы линию, которую будет сверху по рисунку проводить ребенок, было хорошо видно, положите сами рисунки в прозрачные файлы, а рисовать можно перманентным маркером.

Примеры рисунков:

 

 

 

 

 


zvezda-nfds61.edumsko.ru

Виды линий в рисунке | Создаем реальность

ПРЯМАЯ ЛИНИЯ

Прямая линия — кратчайшее расстояние между двумя точками.

Пример. Натянутый шнур, брусок, углы стен.

ЛОМАНАЯ ЛИНИЯ


КРИВАЯ ЛИНИЯ


Кривая линия — линия изгибающаяся, или всякая линия, не прямая и не составленная из прямых линий.

Пример. Слабо натянутая веревочка; брошенный на пол шнур; согнутая гибкая палочка (проволока).

ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ ЛИНИИ


Параллельные линии — по всей длине имеют между собой одинаковое расстояние.

Пример. Два бруска, линии окон, дверей, шкафов, края скамеек.

НЕПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ ЛИНИИ


Непараллельные линии — постепенно сближаются или расходятся.

Пример. Два бруска.

РАВЕНСТВО ЛИНИЙ И ДЕЛЕНИЕ ИХ НА ЧАСТИ


ЛИНИИ РАВНЫЕ И НЕРАВНЫЕ


Исполняется, как и предыдущее, но наоборот.

ДЕЛЕНИЕ ЛИНИИ НА РАВНЫЕ НЕЧЕТНЫЕ ЧАСТИ

Как определить линии одной длины или нет? Для этого существует мера длины.

Мера длины:

Сажень — старорусская единица измерения расстояния.

1 сажень = 7 английских футов = 84 дюйма = 2,1336 метра

1 сажень = 1/500 версты = 3 аршина = 12 пядей = 48 вершков.

Аршин — старорусская единица измерения длины.


1 аршин = 1/3 сажени = 4 четверти = 16 вершков = 28 дюймов = 0,7112 м.

Вершок — устаревшая мера длины, равная около 4,445 см.


Фут — (нем. Fuss, франц. pied, лат. pes, греч. pus, стопа) — мера длины, происшедшая от первоначальной натуральной меры — длины человеческой стопы (см.).

Как натуральная мера, она не могла иметь точно определенной величины; как условная — она получила в разных государствах различные узаконенные величины.

Дюйм — (от нидерл. duim — большой палец) — единица измерения расстояния в некоторых европейских неметрических системах мер.


Исторически — ширина большого пальца взрослого мужчины. Обычно дюйм равен 1/12 или 1/10 («десятичный дюйм») фута.

Миллиметр — (от милли… и метр) — единица измерения расстояния, равная 1/1000 доле метра. Обозначения: русское «мм», международное «mm». Во многих странах на чертежах миллиметр является единицей длины по умолчанию: если размеры указаны без единиц измерения, то это размеры в миллиметрах.

1 мм = 0,001 м = 0,01 дм = 0,1 см = 1000 мкм.,

Сантиметр — (см, cm; устар. стм.) — единица длины в различных метрических системах мер, равная 0,01 метра. В системах СИ, МКГСС, МКС и МТС сантиметр является дольной единицей от метра — основной единицы.

1 сантиметр равен: 10 мм, 1/100 м ~ 0,3937 дюйма (по современному определению, 1 дюйм равен 2,54 см точно.

Метр — (русское обозначение: м; международное: m; от др.- греч. μέτρον — мера, измеритель) — единица измерения длины и расстояния.


1 метр ≈ 39,37 дюймов 1 дюйм ≡ 0,0254 метров

1 сантиметр ≈ 0,3937 дюймов 1 дюйм ≡ 2,54 сантиметров

1 миллиметр ≈ 0,03937 дюймов 1 дюйм ≡ 25,4 миллиметров

makereality.ru

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Рубрики

  • Букет
  • Букеты
  • Гербарий
  • Коллекции гербариев
  • Красивые букеты
  • Необычные цветы
  • Оригинальные поделки
  • Поделки
  • Разное
  • Рисунки
  • Рисунки для начинающих
  • Своими руками
  • Советы и лайфхаки
  • Советы новичкам
  • Цветы
2019 © Все права защищены. Карта сайта