Как нарисовать карандашом бидон | КАК НАУЧИТЬСЯ РИСОВАТЬ
« Искусство Древнего Рима | Главная | Как нарисовать карандашом вазу »
Автор: admin | 02 Фев 2015
Натурная постановка: Бидон. Фон нейтральный. Освещение верхнее боковое.
Цель: овладение навыками изображения бытового предмета на основании построения совокупности простых геометрических тел
Методические рекомендации к выполнению работы:
Это длительный рисунок — штудия, который выполняется с соблюдением этапов длительного рисунка и с использованием соответствующих инструментов и материалов.
Как нарисовать карандашом бидон? Правила и приемы построения изображения конструкций бидона и цилиндра практически ничем не отличаются. Оба предмета относятся к телам вращения и имеют одну и ту же закономерность строения формы. Исключение составляет усеченный конус, соединяющий два разных по диаметру цилиндра в верхней части предмета. Малый радиус основания этого конуса равен диаметру малого цилиндра.
Следовательно, конструкция бидона состоит из двух основных геометрических форм – цилиндра и конуса, где все три образующие имеют одну общую ось вращения. Для построения конструкции бидона важно понять, как образуется его общая форма при сочетании разных геометрических тел. Только после этого приступают к построению изображения на плоскости.

Простые геометрические формы, образующие форму бидона
Как всегда, изображение предмета следует начинать с общей формы, высоты и ширины. Проведя центральную ось вращения, намечайте на ней общую высоту предмета, затем определяйте ширину бидона, соотнося ее с высотой. При этом начинать следует как снизу, так и сверху, откладывая радиус основной образующей от центральной оси вращения. Наметив основные размеры, следует перейти к определению пропорции высоты корпуса по отношению к высоте бидона и его верхнего раздела, состоящего из малого цилиндра и конической поверхности.

Последовательность выполнения рисунка бидона
Затем намечается радиус горловины бидона, высота верхней конической поверхности корпуса и его боковые контуры. Таким образом, с учетом пропорциональных величин выявлен характер формы бидона и можно перейти к передаче объемно-пространственной формы предмета.

Последовательность выполнения рисунка бидона
Предположим, что бидон находится в обычном ракурсном положении, когда линия горизонта располагается примерно в два раза выше предмета. Такой оптимальный ракурс позволяет свободно производить построение объема

Последовательность выполнения рисунка бидона
Построив изображение объемной формы бидона, следует приступить к уточнению его деталей. Уточняя расположение ручки бидона на корпусе, необходимо правильно определить точки ее крепления к поверхности горловины. Для этого на эллипсе через точку оси вращения проводят прямую линию, соответствующую положению ручки на натурной модели. От полученных точек пересечения этой прямой с окружностью следует опустить вертикальные линии, определяя таким образом места крепления ручки.

Последовательность выполнения рисунка бидона
Затем, с учетом перспективного сокращения, помечают их точками и приступают к построению ручки. При этом деревянная рукоятка бидона имеет в основе форму цилиндра, который, по мере уточнения, достраивается сообразно форме ручки натурной модели. И, наконец, возвратившись к верхней кромке вальцовки на горловине, строят еще один эллипс с учетом его выступа от поверхности горловины, не нарушая при этом толщину вальцовки.

Рисование ручки стоящего бидона
Закреплению полученных навыков помогут упражнения над построением бидона с различных точек зрения в горизонтальном положении без применения тона, лишь в линейно-конструктивной схеме.

Рисование ручки лежащего бидона
Выполнение этого длительного задания необходимо чередовать с рисунками-набросками, рисунками-зарисовками, рисунками по памяти, по представлению и по воображению, копировать работы известных рисовальщиков, используя все многообразие материалов рисунка.
Следующее задание Как нарисовать карандашом вазу
Темы: Рисунок. Задания | Ваш отзыв »
Отзывы
nnosova.ru
Первое задание будет посвящено освоению азов работы карандашомУченики, которые приходят ко мне на занятия по рисунку и живописи впервые, начинают обучение с выполнения простых заданий. Именно на простых заданиях основное внимание уделяется технике рисунка, штриховки, точному видению пропорций. Говоря о том, как научиться рисовать карандашом, в первую очередь следует уделить внимание технике рисунка. Замечу также, что важнее научиться рисовать правильно, чем просто красиво. Обратите внимание на посадку за мольбертом. Сидите на максимальном удалении от мольберта. Карандаш держите на вытянутой руке. Лист крепите на уровне глаз, или чуть выше. Предмет в этом задании ставится на высокую подставку. Желательно, чтобы он находился на уровне глаз рисующего. Начните с того, что представьте уже готовую работу, как где и что будет нарисовано. После этого легчайшим касанием карандаша наметьте место расположение предмета. Здесь нужно учесть основные правила компоновки в листе.
Теперь мы получили силуэтное изображение предмета. Ещё раз проверьте пропорции. Дело в том, что глаз устроен так, что пропорции он видит не в линии, а в пятне. В соотношении темных и светлых пятен, в разности их размеров, площади, формы.
|
gavrilovart.ru
Правила и приемы построения изображения конструкций бидона и цилиндра практически ничем не отличаются. Оба предмета относятся к телам вращения и имеют одну и ту же закономерность строения формы. Исключение составляет усеченный конус, соединяющий два разных по диаметру цилиндра в верхней части предмета. Малый радиус основания этого конуса равен диаметру малого цилиндра. Следовательно, конструкция бидона состоит из двух основных геометрических форм — цилиндра и конуса, где все три образующие имеют одну общую ось вращения. Для построения конструкции бидона важно понять, как образуется его общая форма при сочетании разных геометрических тел. Только после этого приступают к построению изображения на плоскости.
Предположим, что бидон находится в обычном ракурсном положении, когда линия горизонта располагается примерно в два раза выше предмета. Такой оптимальный ракурс позволяет свободно производить построение объема бидона. Начать следует с построения эллипсов (окружностей). Их здесь будет четыре, исключая край кромки горловины. С правилами и приемами построения окружности в перспективе (эллипса) вы уже знакомились в предыдущем разделе. Например, верхний эллипс по отношению к эллипсу нижнего основания должен быть всегда чуть уже. Построив изображение объемной формы бидона, следует приступить к уточнению его деталей. Уточняя расположение ручки бидона на корпусе, необходимо правильно определить точки ее крепления к поверхности горловины. Для этого на эллипсе через точку оси вращения проводят прямую линию, соответствующую положению ручки на натурной модели. От полученных точек пересечения этой прямой с окружностью следует опустить вертикальные линии, определяя таким образом места крепления ручки. Затем, с учетом перспективного сокращения, помечают их точками и приступают к построению ручки. При этом деревянная рукоятка бидона имеет в основе форму цилиндра, который, по мере уточнения, достраивается сообразно форме ручки натурной модели. И, наконец, возвратившись к верхней кромке вальцовки на горловине, строят еще один эллипс с учетом его выступа от поверхности горловины, не нарушая при этом толщину вальцовки. Закреплению полученных навыков помогут упражнения над построением бидона с различных точек зрения в горизонтальном положении без применения тона, лишь в линейно-конструктивной схеме. |
shedevrs.ru
VI. Подведение итогов работы над рисунком — КиберПедия
На завершающем этапе работы необходимо проверить общее состояние рисунка. Для этого следует отойти от рисунка на некоторое расстояние и внимательно рассмотреть его. Придирчиво оценивая выполненную работу, постарайтесь обнаружить ошибки, допущенные на предыдущем этапе. Такой ошибкой может быть перечерненность тонов на участках в тени, в свету, рефлексах, на фоне. Сила тонов рефлекса может быть чрезмерно высветлена или предметы, находящиеся на дальнем плане, недостаточно удалены и вырываются вперед, а ближние недостаточно выступают и т.п. Если сила тона рефлекса чрезмерно затемнена, ее следует ослабить, если наоборот, то усилить. Если предметы, находящиеся в глубине, вырываются вперед, их следует ослабить, смягчить. Если передний план недостаточно выступает вперед, его следует, подчеркивая, выделить. Таким образом исправив допущенные ошибки, следует еще раз проверить рисунок с расстояния, стараясь найти элементы, которые мешали бы цельному восприятию рисунка. Здесь перед студентами стоит основная задача — привести рисунок в единое целое, подчиняя ему все второстепенные детали. Под второстепенными деталями следует понимать предметы, расположенные вокруг главного. Поэтому, во избежание создания впечатления раздельного восприятия предметов в рисунке, необходимо смягчить второстепенное и выделить главное. При этом зрительный центр (центр основания зрительной пирамиды) не всегда может совпадать с композиционным центром, тем не менее, если второе не смещается далеко от первого, то следует их уравновесить. Для этого можно использовать тон или четкость прорисовки форм предметов с тем, чтобы оттянуть композиционный центр ближе к зрительному, совмещая и уравновешивая их.
В процессе тщательной прорисовки деталей, как правило, допускают некоторую дробность рисунка. Для устранения этого следует обобщить мелкие подробности, подчеркивая и выделяя более крупные общие формы. В результате рисунок приобретет большую целостность.
Рисование бидона
Правила и приемы построения изображения конструкций бидона и цилиндра практически ничем не отличаются. Оба предмета относятся к телам вращения и имеют одну и ту же закономерность строения формы. Исключение составляет усеченный конус, соединяющий два разных по диаметру цилиндра в верхней части предмета. Малый радиус основания этого конуса равен диаметру малого цилиндра. Следовательно, конструкция бидона состоит из двух основных геометрических форм — цилиндра и конуса, где все три образующие имеют одну общую ось вращения. Для построения конструкции бидона важно понять, как образуется его общая форма при сочетании разных геометрических тел. Только после этого приступают к построению изображения на плоскости.
Как всегда, изображение предмета следует начинать с общей формы, высоты и ширины. Проведя центральную ось вращения, намечают на ней общую высоту предмета, затем определяют ширину бидона, соотнося ее с высотой. При этом начинать следует как снизу, так и сверху, откладывая радиус основной образующей от центральной оси вращения. Наметив основные размеры, следует перейти к определению пропорции высоты корпуса по отношению к высоте бидона и его верхнего раздела, состоящего из малого цилиндра и конической поверхности. Затем намечается радиус горловины бидона, высота верхней конической поверхности корпуса и его боковые контуры. Таким образом, с учетом пропорциональных величин выявлен характер формы бидона и можно перейти к передаче объемно-пространственной формы предмета.
Предположим, что бидон находится в обычном ракурсном положении, когда линия горизонта располагается примерно в два раза выше предмета. Такой оптимальный ракурс позволяет свободно производить построение объема бидона. Начать следует с построения эллипсов (окружностей). Их здесь будет четыре, исключая край кромки горловины. С правилами и приемами построения окружности в перспективе (эллипса) вы уже знакомились в предыдущем разделе. Например, верхний эллипс по отношению к эллипсу нижнего основания должен быть всегда чуть уже.
Построив изображение объемной формы бидона, следует приступить к уточнению его деталей.
Рис.71
Уточняя расположение ручки бидона на корпусе (рис.71), необходимо правильно определить точки ее крепления к поверхности горловины. Для этого на эллипсе через точку оси вращения проводят прямую линию, соответствующую положению ручки на натурной модели. От полученных точек пересечения этой прямой с окружностью следует опустить вертикальные линии, определяя таким образом места крепления ручки. Затем, с учетом перспективного сокращения, помечают их точками и приступают к построению ручки. При этом деревянная рукоятка бидона имеет в основе форму цилиндра, который, по мере уточнения, достраивается сообразно форме ручки натурной модели. И, наконец, возвратившись к верхней кромке вальцовки на горловине, строят еще один эллипс с учетом его выступа от поверхности горловины, не нарушая при этом толщину вальцовки.
Закреплению полученных навыков помогут упражнения над построением бидона с различных точек зрения в горизонтальном положении без применения тона, лишь в линейно-конструктивной схеме.
Рис.72
Таким образом, завершив работу над конструктивным построением изображения бидона, еще раз уточнив характер формы и его пропорции, следует перейти к выявлению объемной формы светотенью. При этом последовательность ведения рисунка остается той же, что и при рисовании геометрических тел (рис.72).
Рисование гипсовой вазы
Прежде чем приступить к построению конструкции вазы нужно увидеть в ней совокупность геометрических тел, соединенных между собой в различных сочетаниях. Как мы уже знаем, любая форма сочетает в себе те или иные геометрические тела. Гипсовая ваза, как показано на рис. 73, имеет в своей основе три геометрические формы. Ее основная поверхность имеет шарообразную, усеченную яйцевидную форму, направленную узкой частью вниз. Верхний раздел вазы, горловина, состоит из цилиндра, который впоследствии, при уточнении, примет еле заметную коническую форму. Поверхность, соединяющая главную часть с цилиндром, а также верхнее и нижнее основания вазы имеют одну геометрическую природу — конус с широким основанием.
Рис.73
Итак, конструкция вазы сочетает в себе три геометрические формы: шарообразную (яйцевидную), цилиндрическую и коническую. Верхняя (соединяющая) часть корпуса представляет собой усеченный конус с широким нижним основанием, верхнее основание которого несет на себе горловину цилиндра. Нижнее основание вазы по форме и направлению аналогично верхнему. Своей усеченной поверхностью оно служит местом крепления основного корпуса. Верхнее основание утолщенного кольца также имеет форму усеченного конуса и своей вершиной направлено вниз.
Построение конструкции вазы следует производить следующим образом.
Правильно разместив предполагаемый рисунок на листе, наметьте центральную ось вазы (ось вращения), затем наметьте ее основные размеры — высоту и ширину корпуса. Следует особо подчеркнуть, что в рисунке чрезвычайно важно обратить внимание на правильно и точно взятые пропорциональные отношения, без чего не может быть верно построен любой изображаемый предмет. Для точного воспроизведения частей предмета следует прежде определить их основные размеры. Поэтому уже в начальной стадии рисунка необходимо серьезно и внимательно отнестись к пропорциям изображаемого предмета.
Наметив основные размеры, приступайте к определению пропорциональных величин частей вазы, высоты корпуса и нижнего основания горловины, примыкающей к верхней конической поверхности корпуса. После чего, согласно пропорциональным величинам, определите радиусы нижнего основания горловины, верхнего и нижнего оснований вазы вместе с конусом и толщиной кольца. Причем их радиусы следует намечать, исходя из видимого ракурсного положения вазы в пространстве и определяя линию горизонта. Уточняя радиусы образующих поверхностей вазы, следите за симметричностью их расположения относительно центральной оси вращения. Студентам следует постоянно помнить об этом при изображении тел вращения.
Рис.74-75
Для уточнения характера формы поверхности корпуса (что является чрезвычайно сложным) можно предложить несколько способов. На рис.74 изображена ваза. Вписанная в нее яйцевидная форма направлена своей зауженной частью вниз. Часть этой формы, не совпадающая с корпусом вазы, по мере уточнения рисунка должна быть удалена.
Таким образом, по намеченным точкам основных положений частей вазы намечают легкими линиями ее общую форму. Наметив характер формы, следует перейти к передаче объемно-пространственной конструкции вазы. Передача объемно-пространственной характеристики предметов тел вращения возможна лишь при правильном построении их образующих окружностей (эллипсов). Построение эллипсов следует производить с учетом закономерностей перспективы.
При построении конструкции вазы ее окружности (эллипсы) строятся согласно тем же правилам и приемам изображения, что и простые геометрические тела вращения, о чем уже говорилось в предыдущем разделе. Поэтому следует остановиться подробнее на более важных и сложных формах и узлах конструкции вазы. На рис.75 показаны приемы и правила построения сложных узлов конструкции вазы.
Рисование гипсовой вазы
Прежде чем приступить к изображению сложных узлов конструкции вазы, следует хорошенько проанализировать их устройство и выявить структурные характеристики предметов, понять, из каких геометрических форм они состоят. При построении структуры предмета важно точно изобразить положение этих форм относительно друг друга и их соединение.
Одним из наиболее сложных участков конструкции, который часто вызывает затруднения при рисовании, является соединение верхней конической поверхности корпуса с нижним основанием горловины вазы.
Рис.76
Изображение следует начинать с построения наиболее крупного несущего или объединяющего элемента конструкции, к которому присоединяют затем остальные. К таким элементам относится корпус вазы, на образующей окружности которого располагается коническая по форме конструкция верхней поверхности корпуса. На ней находится цилиндрическая горловина, а выше — утолщенное кольцо верхнего основания вазы. Для того чтобы правильно произвести построение нижнего основания горловины цилиндра на конической поверхности вазы, следует от точки центра окружности (лежащей на оси вращения) отложить на оси точку вершины конуса. От того, как точно и верно определено расстояние от вершины конуса до точки основания, зависит степень наклона видимой поверхности.
Отметив точкой вершину будущего конуса, следует от нее провести линии к точкам пересечения большой оси эллипса с окружностью. Эти линии и определяют степень наклона поверхности конуса. Кроме боковых образующих конуса (наклоны радиусов) для большей наглядности и убедительности на рис. 76 показаны две дополнительные образующие. При необходимости дополнительного уточнения узлов конструкции следует увеличить количество образующих поверхности конуса.
Для определения границы окружности (эллипса) основания горловины необходимо прежде всего определить ее радиус. Отложив от оси вращения вазы вправо и влево радиусы горловины, от полученных пометок опускают вертикали до пересечения с наклонной образующей поверхности конуса. Точки их пересечения определят границы соединения цилиндра горловины с конической поверхностью, а следовательно, большую ось эллипса основания горловины. Получив большую ось эллипса, приступают к построению на окружности (эллипсе) основания горловины. После чего переходят к построению конической поверхности нижнего основания вазы (подставки).
Рис.77
Подставка и верхнее основание вазы (кольцо) строятся, с учетом их толщины, аналогично верхней конической поверхности конструкции корпуса вазы. При построении внутреннего отверстия вазы следует учесть толщину ее стенок. Построение конструкции кольца следует вести, учитывая его положение (коническая поверхность кольца располагается на верхнем основании, ее вершина направлена вниз).
Завершая работу над построением конструкции вазы следует непременно проверить пропорции, закономерности перспективы, характер формы. Заметив ошибки, не откладывая, следует их исправить, после чего можно перейти к светотеневой лепке или, как говорят, к выявлению объемной формы светотенью.
Для закрепления полученных навыков в конструктивном построении рисунка вазы студентам следует порисовать форму предмета в различных положениях, в том числе фрагментов ее конструкции, узлов и соединений без применения тона, в линейно-конструктивном изображении.
Рисование натюрморта
«Натюрморт» — от французского nature morte означает «мертвая натура». В художественном творчестве натюрморт является одним из самостоятельных жанров, в котором воплощаются в образную форму различные окружающие нас предметы и вещи, воплощенные в произведениях графики и особенно в живописи. Его эстетическая значимость определяется не только мастерством передачи материальности и фактуры предметов, но и красотой их, характером форм, выражающих определенные эмоциональные настроения. Это может быть радость, грусть, печаль, в зависимости от поставленной задачи и от характера постановки, а также самих предметов, их смыслового значения.
В учебных постановках чаще всего ставятся чисто учебные задачи, направленные, как правило, на усвоение элементарной грамоты рисунка и приемов перспективно-конструктивного построения изображения группы предметов, выявления объемных форм светотенью и, главное, на обучение целостному видению группы предметов в их тоновом и композиционном единстве. Изображение натюрморта в учебном задании, по существу, является базой для перехода к серьезному изучению основных положений реалистического рисунка.
В процессе работы над рисунком натюрморта студенты приобретают специальные практические навыки, развивают глазомер, учатся воспринимать пропорции, улавливать тончайшие светотональные градации и вырабатывают необходимое качество для рисовальщика — способность видеть предметы цельно.
Рис.82
В предыдущем задании мы рассматривали изображение группы предметов, состоящих из простых геометрических тел, поэтому общее представление об изображении группы предметов в натюрморте у нас имеется. Переходя к изображению натюрморта, студентам следует знать, что отличие от предыдущего задания состоит в сложности самих предметов и вещей, входящих в постановку. Это, прежде всего, сложные разнохарактерные формы предметов или объектов, имеющих различную окраску и фактуру материала (стекло, керамика, гипс, металл, бумага, цветы, фрукты).
Для начала следует освоить рисунок простого натюрморта, составленный из двух бытовых и одного гипсового предметов. В простой натюрморт желательно включать такие предметы, которые по форме были бы близки к геометрическим телам или их сочетаниям. Такие предметы дают возможность легче разобраться в их строении. Размеры предметов должны отличаться друг от друга, а их количество не должно превышать трех-четырех. При этом следует избегать чрезмерной разницы в размерах. Светлые и темные предметы, с учетом их цветовых сочетаний, должны быть сопоставлены контрастно. Это подчеркивает особенности каждой формы — материальность, фактуру, размеры и разнообразие оттенков, что придает выразительность постановке и во многом облегчает решение поставленной задачи.
При подборе предметов для составления натюрморта нужно учитывать следующее: все они должны быть подобраны сообразно смысловому значению и увязаны между собой, т.е. объединены тематически и близки по своему практическому назначению. Случайных предметов в постановке быть не должно. Тематические натюрморты в учебном задании способствуют развитию не только технических навыков, но и столь необходимых в будущем творческих способностей у студентов.
Рис.83
Рисование натюрморта
В постановке натюрморта следует выделить главный предмет, который наиболее значим как по смыслу, так и по форме и цвету. Остальные предметы должны подбираться согласно смысловому значению основного предмета.
Предметы в натюрморте должны быть хорошо освещены, поэтому необходимо продумать, как лучше это сделать. Если предметы осветить спереди, то они будут едва заметны из-за отсутствия на их поверхностях теней. При заднем освещении предметы превращаются в сплошные контурные очертания. Наиболее выгодное положение предметов достигается при некотором верхнебоковом освещении, когда предметы выглядят достаточно объемными.
Зрительный центр | Совмещение композиционного центра (главный предмет) со зрительным |
При размещении изображения группы предметов на плоскости листа бумаги важно выдержать масштаб группы предметов по отношению к свободному полю на формате листа бумаги так, чтобы предметам не было тесно и не слишком свободно. Лист бумаги следует располагать в соответствии с характером группировки предметов, о чем уже неоднократно упоминалось. Размещая группу предметов на плоскости листа бумаги, одновременно следует верно определить композиционный и зрительный центры. Как показывает практика, в большинстве случаев студенты при решении композиционной задачи недостаточно уделяют этому внимания, из-за чего эти два центра чрезмерно отдаляются друг от друга, нарушая тем самым композиционную целостность изображения.
Следует отметить, что в действительности зрительный центр не всегда совпадает с композиционным. Это во многом зависит от характера объекта изображения. Под зрительным центром следует понимать центр картинной плоскости, его зрительную пирамиду, а под композиционным — какой-либо основной главный предмет, вокруг которого располагаются второстепенные или вспомогательные предметы (рис.84). В зависимости от характера объекта изображения композиционный и зрительный центры должны быть либо на незначительном расстоянии друг от друга, либо совмещаться.
Рис.85
Это дает возможность в изображении подчинить второстепенные детали главному предмету и тем самым придать изображению композиционную целостность. Для решения данной задачи в изображении необходимо правильно выбрать точку зрения пространственных положений предметов относительно друг друга, так как при разных точках зрения главный предмет будет перемещаться относительно близлежащих то вправо, то влево или окажется по их центру. Для оптимального решения композиционной задачи в изображении следует для начала внимательно рассмотреть натурную постановку с разных сторон, а не довольствоваться случайно выбранным «свободным местом» для его изображения. Выбрав для себя определенную точку зрения (место), следует подумать о ракурсе (линии горизонта). Поверхность стола, на которой располагаются предметы постановки, должна хорошо просматриваться, так как она входит в компоновку, а изображенные предметы должны вызывать ощущение устойчивости.
При соблюдении всех этих условий в самой постановке предметов и их изображении натюрморт получает наибольшую выразительность, а студенты легче улавливают характерные особенности предметов. Этим значительно облегчается решение учебной задачи.
Рис.86
Рисование натюрморта дает возможность студентам творчески использовать ранее полученные знания правил перспективы, навыки конструктивного построения предметов на плоскости, приобретенные умения выявлять объемные формы светотенью и передавать фактуру предметов. Изображение натюрморта во многом усложняет необходимость передачи пространственной среды фона тоном. Это является важным условием увязки предметов между собой на общем фоне и приведения рисунка к тоновой, композиционной целостности и гармоническому единству.
Приступая к изображению натюрморта, необходимо строго соблюдать методический принцип последовательности ведения рисунка (от общего к частному и от частного к общему), без чего трудно понять основной смысл изображения. Нарушение этого принципа в работе над рисунком значительно усложняет усвоение учебного материала, поэтому студентам весьма важно закреплять отдельные этапы. По мере усвоения учебного материала по изображению простых натюрмортов и постепенного усложнения задач можно будет переходить к более сложным натюрмортам, с включением в них драпировок.
В заключение напоминаем, что основные приемы и правила перспективного построения, пропорций, законов светотени и тоновых отношений, задачи и процесс самого изображения остаются прежними, как и в предыдущих заданиях по изображению группы предметов, состоящих из простых геометрических тел.
Рисование архитектурных деталей (капителей и гипсовых орнаментов)
Учебное задание по рисованию архитектурных деталей является продолжением освоения рисунка и переходом к изучению более сложных форм — человеческого тела, головы и ее деталей. Упражнения по рисованию архитектурных деталей преследуют не только определенные учебные задачи, но и воспитательные цели. Так, например, изучая и рисуя элементы архитектурных пластических форм, студенты приобретают целый комплекс необходимых качеств для совершенствования в области рисунка. Они познают логику конструктивно-художественной сущности этих форм, приобретают и совершенствуют технические и изобразительные навыки, развивают пространственное воображение и художественный вкус.
Рисование с натуры гипсовых орнаментов и капителей не только знакомит студентов с разнообразием их форм и чистотой архитектурного стиля, но и ставит более сложные изобразительные задачи, требует дальнейшего совершенствования рисунка.
Рисование форм архитектурных деталей в специфике архитектурных школ является наиболее важным и необходимым учебно-методическим материалом, где главной задачей является необходимость усвоения и закрепления основных принципов и методов конструктивно-структурного рисунка. У студентов архитектурных школ рисунок имеет свою специфику, характерные особенности выражения мыслей или идей, выступает в качестве предварительного поискового материала в виде эскизов или набросков. Студентам необходимо усвоить в полной мере все задания учебного рисунка, начиная от конструктивной логики построения, далее методически, последовательно вести работу над рисунком до его определенной завершенности с помощью светотени, с учетом передачи характера изображаемой модели, пропорции, перспективы, объемной формы. Без этого невозможно в достаточной мере познать композиционно-художественные закономерности, стилевые особенности, конструктивно-художественную логику построения частей, деталей и всего архитектурного единства.
Рисование элементов архитектуры и их деталей позволяет студентам постепенно, по мере приобретения определенных знаний и навыков, перейти к изображению с натуры малых архитектурных форм, отдельных фрагментов и сооружений и целых архитектурных комплексов, в том числе интерьеров, экстерьеров и архитектурной среды. В связи с этим нам необходимо перейти к рассмотрению форм элементов архитектуры, а именно капителей и гипсовых орнаментов.
Рисование капители
Наиболее ценными учебными моделями для рисования являются детали архитектуры — классические ордера. «Ордером» называют архитектурный элемент стоечно-балочной системы, приведенный в определенный конструктивно-художественный порядок. В буквальном переводе этот термин означает «порядок».
Ордерные системы, возникшие в античные времена и получившие широкое развитие во всей мировой архитектурной практике, по сей день обращают на себя пристальное внимание современников. Благодаря своей соразмерности, художественно-конструктивному совершенству, богатству и разнообразию архитектурных форм, классические ордера являются лучшими моделями для изучения и рисования, которые позволяют изучать логику конструктивно-художественной сущности этих форм и совершенствовать изобразительные навыки.
В ордерной системе существенную деталь составляет стойка — колонна. Между колонной и конструкцией балки находится основная головная часть — капитель. Под колонной, в ее нижнем основании, находится плита, называемая базой, выполняющая функцию распределения основной нагрузки на его поверхность. С изобразительной точки зрения наибольший интерес вызывают верхняя и нижняя детали колонны — капитель и база. Композиции капители классических ордеров по своей стилистике и форме довольно разнообразны — от самой простой и гладкой до сложной декорированной, с различными орнаментами растительного и животного происхождения.
Для успешного выполнения учебного задания по рисованию архитектурных деталей потребуется грамотное владение предыдущим учебным материалом по перспективному построению простых геометрических фигур — квадрата и окружностей.
Изучать и рисовать архитектурные детали необходимо от простых форм, постепенно переходя к сложным. Для начала рассмотрим форму конструкции ордерной системы капители дорического ордера.
cyberpedia.su
конспект занятия на тему: «натюрморт бидона с кружкой и ранеткой на контрастных по тону драпировках» (возраст учащихся 13-14 лет)
План — конспект занятия на тему:
«натюрморт бидона с кружкой и ранеткой на контрастных по тону драпировках»
(возраст учащихся 13-14 лет)
Подготовлен: педагогом дополнительного образования Художественного лицея — клуба ЮНЕСКО
Никитиной Татьяной Сергеевной
Вид занятий— рисование с натуры.
Тема урока- натюрморт бидона с кружкой и ранеткой на контрастных по тону драпировках.
Задачи урока- выполнить построение натюрморта с учетом композиционного размещения предметов на плоскости, их габаритного соотношения между собой, выполнить грамотное пластическое решение в линейном рисунке формы складок и окружностей предметов, их форм.
Цель урока- развить пространственное мышление и образное воображение. Закрепить навыки анализа конструктивных особенностей строения формы предметов и изображения их на плоскости как в линии, так и в тоне. Дальнейшее развитие навыков рисования с натуры.
Оборудование урока:
а) Для педагога. Наглядные пособия в виде таблиц-рисунков с поэтапным ведением от начала построения до полного тонального решения. Учебная литература о рисунке, соответствующая тематике урока. Учебная работа учащихся в тоне с изображением цилиндра (для повторения распределения освещения на объемных предметах), другие работы с изображением объемных предметов, с учетом материальности на контрастных драпировках. Доска, мел.
б) Для учащихся. Формат А3, карандаши, ластик, осветлитель карандаша, канцелярский нож, видоискатель.
Оформление классной доски:
С правой стороны – таблицы методической последовательности работы над рисунком. С левой, в верхней части, — примеры работ учащихся. На нижней части этой половины доски учитель будет делать необходимые графические пояснения, если это потребуется в течение урока.
План урока
Организационная часть- 1-2 мин
Сообщение новых знаний -6-8 мин
Практическая работа учащихся – 20-25 мин
Подведение итогов –3-5 мин
Длительность занятия- 40 мин
Ход урока
Установить должную дисциплину в классе. Отметить отсутствующих. Сообщить цели и задачи нового задания.
Изложение учебного материала.
обратить внимание учащихся на натурную постановку.
Помочь учащимся в анализе формы путем наводящих вопросов:
-какие геометрические формы присутствуют в данной постановке? (показать)
-определите крайние точки общей массы? (крайняя верхняя, нижняя, левая, правая).у каждого учащегося, в зависимости от ракурса, крайние точки будут меняться.
-главный предмет натюрморта? Почему?
-где находится линия горизонта? Как ее найти? (линия горизонта находится на уровне глаз, выше линии пересечения плоскостей натюрморта. Учащиеся должны показать на постановке ее местонахождение).
Затем объяснить методическую последовательность работы над рисунком по таблицам (рис. 1,2,3). Первая таблица показывает, начало построения натюрморта. Намечены общий характер формы и основные пропорции – отношение высоты к ширине.
Чтобы изображение предметов не получилось плоским, пользуемся вспомогательными линиями для отображения объема(падающие тени, блики, рефлексы, толщина и характер складок).
На рис. № 2 – начало тонального расклада с учетом освещения: направление штриха по форме, работа в области падающих теней, собственных теней предметов. На этом же этапе стоит указать разницу в тоне вертикальной плоскости и горизонтальной.
Рис. № 3 – отображает полный тональный разбор с учетом освещения, объема и материальности предметов по отношению друг к другу. Проработка ближнего плана относительно дальнего, центр композиции – контрастен и понятен, конструкция предметов ясна и отточена с учетом деталей конструкций (ручка и горлышко бидона, ручка кружки).
Драпировка четко несет вертикальную и горизонтальную плоскости, при этом, не выглядит грубо и темно.
Таблица №2 и №3 – задание следующих уроков. Показать и рассказать детям о всем процессе ведения работы и ее окончания необходимо для наглядности.
Наводящие вопросы учащимся для наилучшего понимания задач урока:
1.самый крупный и самый маленький предмет натюрморта?
2.Что является центром вашей работы?
3. какая линия в построении будет более темная и толстая, а какая бледная и тонкая? (закон воздушной перспективы).
Учащиеся смотрят в видоискатель, определяют размещение листа на мольберте и приступают к работе.
Самостоятельная работа учащихся.
Пока ученики рисуют, необходимо обойти класс и сделать замечания по отдельным работам. Если будут типичные ошибки у большинства учеников, надо прервать урок и сделать дополнительные пояснения. Заострить внимание на построении, конструкции предметов, выразительностью и аккуратностью работы шрихом в тенях при построении для большей ясности объема, формы складок. Пояснить рисунком на краю листа работы учащегося.
В ходе работы над построением напоминать о задачах урока.
Подведение итогов.
Организовать просмотр работ (обычно после выполнения определенного этапа рисунка, мольберты ставятся в полукруг в классе и проводится краткий анализ работ по критериям.).
Критерии оценки за первый этап выполнения работы:
1)Композиционное размещение предметов на листе
2)Габаритные соотношения предметов между собой (ошибки измерений)
3)пластическое решение формы складок, бидона, кружки – правильное выполнение рисунка окружностей в перспективе, ручки бидона и т.п.
4)чистота выполнения рисунка
Выбрать хорошую и плохую работы, объяснить детям, что верно и что ошибочно в каждом из рисунков. Свои пояснения проиллюстрировать рисунком на классной доске (если это требует процесс урока).
В конце урока сообщить учащимся, что эту работу мы продолжим на следующем уроке. А именно, мы будем уточнять построение, сделанное на данном уроке, анализировать тональные отношения предметов и драпировок между собой – от самого светлого до самого темного, начнем выполнять задание по таблице №2 – тональные отношения предметов между собой в тенях и полутенях, падающих тенях.
После урока учащиеся приводят класс в порядок.
Методическая поэтапная разработка натюрморта
Рис.№1
Рис.№2
Рис.№3
Фрагмент построения ручки бидона
Список использованной литературы
Е.Е.Рожкова, Л.Л.Макоед. Изобразительное искусство. VI класс. М., 1969.
А. А. Дейнека. Учитесь рисовать. М., 1961.
П.П.Чистяков. Письма. Записные книжки. Воспоминания. М., 1953.
Г.В.Беда. Основы изобразительной грамоты. М., 1969.
infourok.ru
Предлагаемое задание очень полезно для начинающих рисовать. При работе над рисунком кувшина отрабатываются основные навыки владения карандашом, техники линии, штриха. Становится точнее видение пропорций, вырабатывается умение получить симметричное, ровное изображение не только кувшина, но и предмета любой формы.В дальнейшем, при переходе к объёмному изображению крынки, полученные при выполнении этого задания навыки окажутся очень полезными, так как совпадают с начальным этапом построения формы.При обучении начинающих «с нуля» на уроках рисования я обязательно даю выполнять это задание. Кувшин в этом задании также ставится на высокую подставку. В этом задании берётся кувшин без ручек, носика несложной формы. Наиболее подходящим является классическая русская крынка (или кринка). Желательно, чтобы предмет находился на уровне глаз рисующего. Начните с того, что представьте уже готовую работу, как где и что будет нарисовано. После этого легчайшим касанием карандаша наметьте место расположения горшка. Здесь нужно учесть основные правила компоновки в листе.
После нахождения высоты и ширины проводим на глаз осевую линию посередине. Горшок — тело вращения, является симметричным предметом. Для начала основное — даже не точность пропорций. Со временем, с опытом, глаз начнёт видеть точнее и пропорции вы увидите. А вот нарисовать кувшин ровно вполне по силам начинающему и на данном этапе приоритет — симметрия. Также помните, чтобы вертикальные линии не «падали» и горизонтальные были ровными. Для контроля сверяйте линии с краями листа бумаги.
Донышко горшка снизу имеет вертикальную подставку. Подобная подставка у донышка бывает как цилиндрической, так и конической формы. Ширину подставки сравните с шириной верхней части горлышка. Линии плечиков и донышка имеют прогиб, обратите внимание на меру изгиба. Когда рисуете, следите, чтобы симметричные линии имели одинаковый изгиб. Когда намечены основные линии, проверяем их, уточняем пропорции, линия становится более чёткой. Не забудьте проверить симметрию, ровность горизонтальных и вертикальных линий. Следующий этап — штриховка. Работайте уверенным движением руки. Старайтесь, чтобы штрихи были без петель и крючков на краях. Длинного штриха добиться трудно, используйте наложение. Если нажим на кончиках меньше при штриховке, можно добиться плавного стыка. Для получения более тёмной заливки штрихом используйте наложение. Лучше всего штрих выглядит, когда просветы между штрихами представляют собой вытянутые ромбы.
Более сложный вариант задания — изображение группы из нескольких предметов. После того, как хорошо освоено изображение плоских предметов, можно переходить к рисунку геометрических тел. Начинать следует с рисования объемных геометрических фигур по отдельности. Следующее задание — Куб. Рисунок карандашом.
|
gavrilovart.ru
Как нарисовать карандашом вазу | КАК НАУЧИТЬСЯ РИСОВАТЬ
« Как нарисовать карандашом бидон | Главная | Раннехристианское искусство »
Автор: admin | 03 Фев 2015
Натурная постановка: Ваза. Фон нейтральный. Освещение верхнее боковое.
Цель: овладение навыками изображения бытового предмета на основании построения совокупности простых геометрических тел
Методические рекомендации к выполнению работы:
Это длительный рисунок — штудия, который выполняется с соблюдением этапов длительного рисунка и с использованием соответствующих инструментов и материалов.
Как нарисовать карандашом вазу? Прежде, чем приступить к построению конструкции вазы, нужно увидеть в ней совокупность геометрических тел, соединенных между собой в различных сочетаниях. Как мы уже знаем, любая геометрическая форма сочетает в себе те или иные геометрические тела. Например, ваза на рисунке ниже имеет в своей основе три геометрические формы. Ее основная поверхность имеет шарообразную, усеченную яйцевидную форму, направленную узкой частью вниз. Верхний отдел вазы – горловина – состоит из цилиндра, который впоследствии, при уточнении, примет еле заметную коническую форму. Поверхность, соединяющая главную часть с цилиндром, а также верхнее и нижнее основания вазы имеют одну геометрическую природу – конус с широким основанием.

Ваза. Линейно-конструктивный рисунок
Итак, конструкция вазы сочетает в себе три геометрические формы: шарообразную (яйцевидную), цилиндрическую и коническую. Верхняя (соединяющая) часть корпуса представляет собой усеченный конус с широким нижним основанием, верхнее основание которого несет на себе горловину цилиндра. Нижнее основание вазы по форме и направлению аналогично верхнему. Своей усеченной поверхностью оно служит местом крепления основного корпуса. Верхнее основание утолщенного кольца также имеет форму усеченного конуса и своей вершиной направлено вниз.

Простые геометрические формы, лежащие в основе формы вазы
Построение конструкции вазы следует производить следующим образом. Правильно разместив предполагаемый рисунок на листе, наметьте центральную ось вазы (ось вращения), затем наметьте ее основные размеры – высоту и ширину корпуса. Следует особо подчеркнуть, что в рисунке чрезвычайно важно обратить внимание на правильно и точно взятые пропорциональные отношения, без чего не может быть верно построен любой изображаемый предмет. Для точного воспроизведения частей предмета следует прежде всего определить их основные размеры. Поэтому уже в начальной стадии рисунка необходимо серьезно и внимательно отнестись к пропорциям изображаемого предмета.
Наметив основные размеры, приступайте к определению пропорциональных величин частей вазы, высоты корпуса и нижнего основания горловины, примыкающей к верхней конической поверхности корпуса. После чего, согласно пропорциональным величинам, определите радиусы нижнего основания горловины, верхнего и нижнего оснований вазы вместе с конусом и толщиной кольца. Причем их радиусы следует намечать, исходя из видимого ракурсного положения вазы в пространстве и определяя линию горизонта. Уточняя радиусы образующих поверхностей вазы, следите за симметричностью их расположения относительно центральной оси вращения. Об этом следует постоянно помнить об этом при изображении тел вращения.

Один из способов изображения вазы с помощью вписывания в нее яйцевидной формы
Для уточнения характера поверхности корпуса (что является чрезвычайно сложным) можно предложить несколько способов. На рисунке выше изображена ваза. Вписанная в нее яйцевидная форма направлена своей зауженной частью вниз. Часть этой формы, не совпадающая с корпусом вазы, по мере уточнения рисунка должна быть удалена.
Таким образом, по намеченным точкам основных положений частей вазы намечают легкими линиями ее общую форму. Наметив характер формы, следует перейти к передаче объемно-пространственной конструкции вазы. Передача объемно-пространственной характеристики предметов тел вращения возможна лишь при правильном построении их образующих окружностей (эллипсов). Построение эллипсов следует производить с учетом закономерностей перспективы.

Приемы и правила построения сложных узлов конструкции вазы
При построении конструкции вазы ее окружности (эллипсы) строятся согласно тем же правилам и приемам, что и простые геометрические тела вращения, о чем уже говорилось в предыдущем разделе. Поэтому следует остановиться подробнее на более важных и сложных формах и узлах конструкции вазы. На рисунках далее показаны приемы и правила построения сложных узлов конструкции вазы.
Прежде чем приступить к изображению сложных узлов конструкции вазы, следует хорошенько проанализировать их устройство и выявить структурные характеристики предметов, понять, из каких геометрических форм они состоят. При построении структуры предмета важно точно изобразить положение этих форм относительно друг друга и их соединение.

Приемы и правила построения сложных узлов конструкции вазы
Одним из наиболее сложных участков конструкции, который часто вызывает затруднения при рисовании, является соединение верхней конической поверхности корпуса с нижним основанием горловины вазы. Изображение следует начинать с построения наиболее крупного несущего или объединяющего элемента конструкции, к которому присоединяют затем остальные. К таким элементам относится корпус вазы, на образующей окружности которого располагается коническая по форме конструкция верхней поверхности корпуса. На ней находится цилиндрическая горловина, а выше – утолщенное кольцо верхнего основания вазы.

Ваза. Тональный рисунок
Для того чтобы правильно произвести построение нижнего основания горловины цилиндра на конической поверхности вазы, следует от точки центра окружности (лежащей на оси вращения) отложить на оси точку вершины конуса. От того, как точно и верно определено расстояние от вершины конуса до точки основания, зависит степень наклона видимой поверхности.

Построение боковых и дополнительных образующих (наклоны радиусов)
Отметив точкой вершину будущего конуса, следует провести от нее линии к точкам пересечения большой оси эллипса с окружностью. Эти линии и определяют степень наклона поверхности конуса. Кроме боковых образующих конуса (наклоны радиусов) для большей наглядности и убедительности на рисунке показаны две дополнительные образующие. При необходимости дополнительного уточнения узлов конструкции следует увеличить количество образующих поверхности конуса.
Для определения границы окружности (эллипса) основания горловины необходимо, прежде всего, определить ее радиус. Отложив от оси вращения вазы вправо и влево радиусы горловины, от полученных пометок опускают вертикали до пересечения с наклонной образующей поверхности конуса. Точки их пересечения определят границы соединения цилиндра горловины с конической поверхностью, а следовательно, большую ось эллипса основания горловины. Получив большую ось эллипса, приступают к построению на окружности (эллипсе) основания горловины. После чего переходят к построению конической поверхности нижнего основания вазы (подставки).

Построение боковых и дополнительных образующих (наклоны радиусов)
Подставка и верхнее основание вазы (кольцо) строятся с учетом их толщины, аналогично верхней конической поверхности конструкции корпуса вазы. При построении внутреннего отверстия вазы следует учесть толщину ее стенок. Построение конструкции кольца следует вести, учитывая его положение (коническая поверхность кольца располагается на верхнем основании, ее вершина направлена вниз).
Завершая работу над построением конструкции вазы, следует непременно проверить пропорции, закономерности перспективы, характер формы. Заметив ошибки, не откладывая, следует их исправить, после чего можно перейти к светотеневой лепке или, как говорят, к выявлению объемной формы светотенью.

Построение вазы в различных положениях
Для закрепления полученных навыков в конструктивном построении рисунка вазы следует порисовать форму предмета в различных положениях, в том числе фрагментов ее конструкции, узлов и соединений без применения тона, в линейно-конструктивном изображении.
Выполнение этого длительного задания необходимо чередовать с рисунками-набросками, рисунками-зарисовками, рисунками по памяти, по представлению и по воображению, копировать работы известных рисовальщиков, используя все многообразие материалов рисунка.
Следующее задание Как нарисовать карандашом драпировку (материю)
Темы: Рисунок. Задания | Ваш отзыв »
Отзывы
nnosova.ru