Menu
tochka-rosta-sokolniki.ru — Точка роста
  • Своими руками
  • Оригинальные поделки
  • Рисунки
  • Букеты
  • Гербарий
  • Необычные цветы
  • Советы и лайфхаки
tochka-rosta-sokolniki.ru — Точка роста

Притча о добре и зле для 4 класса – Урок в 4 классе по ОРКСЭ по теме: «Добро и зло»

Posted on 15.04.202031.01.2019 by alexxlab

Содержание

  • » Добро и зло» ( час общения в 3,4 классе).
  • Лучшие притчи о доброте, благородстве, великодушии и любви
  • Урок для 1-4 классов «Час размышлений о добре и зле».
  • Притчи о добре и зле.
    • Притчи о добре и зле — прекрасные помощники в воспитании детей, в коррекции поведенческих отклонений у подростков, это хорошие мотиваторы.
  • Конспект урока в 4 классе (ОРКСЭ) : «Добро и зло»
  • Основы светской этики. «Добро и зло». 4-й класс
  • Притчи для детей

» Добро и зло» ( час общения в 3,4 классе).

Час общения (4 класс)

« Добро и зло»

Цель:

Развитие представления о понятиях: добро, зло, доброта, моральный поступок,бескорыстие.

Задачи:

1. Пробуждать у детей стремление совершать добрые дела;

2. Развивать умение наблюдать, анализировать, обобщать, оценивать

поступок.

Оборудование:

1. Аудиофрагмент песни «Что такое доброта»

2. Схема однокоренных слов к слову «добро»;

3. Карточка с текстом притчи «Два волка» у каждого на столе.

4. Дидактические карточки с дифференцированными заданиями.

Ход классного часа:

1.Организационный момент.

2.Актуализация.

Аудиофрагмент песни «Приключения поросѐнка Фунтика».

— О чѐм эта песня?

— В чѐм смысл песни?

— Это и есть первое слово нашей темы.

— Назовите антоним слова «добро»?

— О каких понятиях мы будем говорить на уроке?

3.Постановка цели.

Попробуйте сформулировать цель занятия. (Ответы детей)

Мне бы хотелось пробудить в наших душах стремление совершать

добрые дела, добрые поступки.

4.Основная часть.

— Что такое доброта?

— А сейчас послушайте стихотворение Александра Николаенко и ответьте на

вопрос: «Кого автор назвал идеалом доброты»?

Ученик.

В доме добрыми делами занята,

Тихо ходит по квартире доброта.

Утро доброе у нас,

Добрый день и добрый час,

Добрый вечер, ночь добра,

Было доброе вчера.

Ученица.

И откуда спросишь, ты,

Что от этой доброты,

Приживаются цветы,

Рыбки, ѐжики, птенцы?

Я отвечу тебе прямо:

Это — мама, мама, мама!!!

Учитель:

— Почему?

— Какого же человека можно назвать добрым?

— А только ли слова должны быть добрыми?

-Какие добрые дела вы можете сделать в классе, дома, на улице, в транспорте?

— Катя для вас приготовила стихотворение, которое должно стать для каждого из вас девизом жизни.

— Послушайте его и постарайтесь запомнить для себя самые главные слова.

Не стой в стороне равнодушно,

Когда у кого-то беда.

Рвануться на выручку нужно,

В любую минуту всегда.

И если когда-то кому-то

Поможет твоя доброта,

Улыбка твоя,

Ты счастлив, что день

Не напрасно был прожит,

Что годы живѐшь ты не зря!

— Скажите, какое понятие более широкое «добро» или «доброта»?

(Ответы учащихся)

5.Работа по теме.

Мы много уже сегодня говорили о доброте, а что такое «Добро»? (Добро – это нравственная ценность, которая относится к человеческой деятельности,

образец поступков людей и отношений между ними)

— Что такое нравственная ценность?

— Моральные, добрые поступки связаны с каким понятием? Приведите

примеры.

— Какое главное правило добрых поступков? (Бескорыстие)

— А теперь попробуйте образовать однокоренные слова к слову «добро».

Попробуйте объяснить значение этих слов так, как вы их понимаете.

Доброта ,сердечность, соседство

Учитель:

Как вы понимаете смысл пословиц:

Худо тому, кто добра не делает никому;

Доброе слово и кошке приятно;

Доброе дело само себя хвалит? (Ответы- рассуждения детей)

Поговорим теперь о понятии противоположном добру.

— С какими цветами оно у вас ассоциируется?

— Как вы думаете, какое определение можно дать этому слову?

— Какие примеры проявления зла вы можете привести.

— Должны ли люди бороться со злом? (Ответы — рассуждения)

Учитель:

— Ребята мы совершаем добрые (моральные) поступки, но бывает и недобрые

(аморальные), потом сожалеем. Как вы думаете, какие поступки мы совершаем без усилия воли, добрые или злые? Почему? (Ответы- рассуждения детей)

Знайте, за души человеческие идѐт постоянная борьба добра и зла.

Хотите знать как это происходит?

Прочитайте текст притчи. (У каждого на столе текст притчи):

Притча о двух волках

Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину.

— В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков.

Один волк представляет зло — зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь…

Другой волк представляет добро — мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность…

Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:

— А какой волк в конце побеждает?

Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:

— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

— Каково ваше мнение? (Высказывания детей)

6. Закрепление. Рефлексия.

Перед вами три карточки разных цветов. Оцените свои знания и выберите

карточку.

Белая – я немного знаю по этому вопросу.

Желтая — я достаточно хорошо владею данной темой.

Зеленая – я отлично знаю данный материал.

1.Вставьте подходящее по смыслу слово.

Ни один _____________________ человек не бывает счастлив.

Добро помни, а _____________________ забывай.

Не одежда красит человека, а его ________________________ дела.

____________________ словечко, что дождь в засуху.

Спешите делать ________________.

2.Соедини стрелочками данные качества с соответствующими понятиями

«добро» и «зло»

Мужество

Хитрость

Хвастливость

Лживость

Скромность

Справедливость

Совесть

Эгоизм

Зависть

Жестокость

Честность

Правдивость

3.Объясни смысл пословиц:

Скромность украшает человека.

Рядом с добрым человеком всегда тепло.

7.Задание на опережение.

На следующем классном часе мы с вами так же поговорим о добре и зле, и попытаемся понять, менялось ли представление людей о добре и зле в разные исторические эпохи. Подумайте над этим вопросом.

8. Итог.

Подводя итог, хотелось бы провести тренинг для поднятия настроения.

Все слегка вытяните руки вперед ладонями вверх и закройте глаза.

Представьте себе то, что я вам сейчас скажу.

Нарисуйте в своем воображении цветок добра и хорошего настроения.

Положите его на обе ладони. Почувствуйте, как он согревает вас: ваши руки,

ваше тело, вашу душу. От него исходит удивительный запах и приятная

музыка. И вам хочется еѐ послушать. Мысленно поместите все добро и

хорошее настроение этого цветка внутрь, в свое сердце.

Почувствуйте, как добро входит в вас, доставляет вам радость. У вас

появляются новые силы: силы здоровья, счастья и радости. Вы чувствуете, как ваше тело наполняется удовольствием и радостью. Как приятно вашему лицу, как хорошо и радостно становится вашей душе… Вас обвевает теплый, ласковый ветерок. У вас доброе, согревшее душу ,настроение.

Откройте глаза. Посмотрите вокруг. Возьмитесь за руки.

Я хочу, чтобы вы запомнили то, что вы сейчас чувствуете, и взяли с собой,

уходя из класса. Теплые чувства и хорошее настроение будут по-прежнему с

вами.

А, напоследок, я хотела бы сказать вам, дать напутствие.

Стань добрым волшебником!

Ну-ка, попробуй!

Тут хитрости

Вовсе не нужно особой.

Принять и исполнить

Желанье другого –

Одно удовольствие, честное слово!!!

multiurok.ru

Лучшие притчи о доброте, благородстве, великодушии и любви

Истории, которыми нельзя не поделиться с друзьями.

Ничего такого, что было бы неправдой.

Однажды слепой человек сидел на ступеньках одного здания со шляпой возле его ног и табличкой с надписью: «Я слепой, пожалуйста, помогите».
Один человек проходил мимо и остановился. Он увидел инвалида, у которого было всего лишь несколько монет в его шляпе. Он бросил ему пару монет и без его разрешения написал новые слова на табличке. Он оставил её слепому человеку и ушёл.
К концу дня он вернулся и увидел, что шляпа полна монет. Слепой узнал его по шагам и спросил, не он ли был тот человек, что переписал табличку. Слепой также хотел узнать, что именно он написал. Тот ответил:
— Ничего такого, что было бы неправдой. Я просто написал её немного по-другому.
Он улыбнулся и ушёл.
Новая надпись на табличке была такая: «Сейчас весна, но я не могу её увидеть».

Напоминание

Ехал один молодой человек на новом сверкающем «ягуаре» в прекрасном настроении, напевая какую-то мелодию. Вдруг увидел он детей, сидящих у дороги. После того, как он, осторожно объехав их, собрался снова набирать скорость, он вдруг услышал, как в машину ударился камень. Молодой человек остановил машину, вышел из неё и, схватив одного из мальчишек за шиворот, начал его трясти с криком:
— Паршивец! Какого чёрта ты бросил в мою машину камень! Ты знаешь, сколько стоит эта машина?!
— Простите меня, мистер, — ответил мальчик. — У меня не было намерения причинить вред вам и вашей машине. Дело в том, что мой брат — инвалид, он вывалился из коляски, но я не могу поднять его, он слишком тяжёл для меня. Уже несколько часов мы просим помощи, но ни одна машина не остановилась. У меня не было другого выхода, кроме как бросить камень, иначе вы бы тоже не остановились.
Молодой человек помог усадить инвалида в кресло, пытаясь сдержать слёзы и подавить подступивший к горлу ком. Затем он пошёл к своей машине и увидел вмятину на новенькой блестящей двери, оставшуюся от камня.
Он ездил многие годы на этой машине, и всякой раз говорил «нет» механикам на предложение отремонтировать эту вмятину на дверце, потому что она каждый раз напоминала ему о том, что если ты проигнорируешь шёпот, в тебя полетит камень.

Нельзя спасти всех

Однажды во время прилива принесло очень много морских звёзд. Наступил отлив и огромное количество их стало высыхать на солнце.
Мальчик, гулявший по берегу, стал бросать звёзды в море, чтобы они смогли продолжить свой жизненный путь.
К нему подошёл человек и спросил:
— Зачем ты делаешь это? Это просто глупо! — закричал он. — Оглянись! Здесь миллионы морских звёзд, берег просто усеян ими. Твои попытки ничего не изменят!

Мальчик поднял следующую морскую звезду, на мгновение задумался, бросил её в море и сказал:
— Нет, мои попытки изменят очень много… для этой звезды.

Младшая дождь вождя

Однажды два моряка отправились в странствие по свету, чтобы найти свою судьбу. Приплыли они на остров, где у вождя одного из племён было две дочери. Старшая — красавица, а младшая — не очень.
Один из моряков сказал своему другу:
— Всё, я нашёл своё счастье, остаюсь здесь и женюсь на дочери вождя.
— Да, ты прав, старшая дочь вождя — красавица, умница. Ты сделал правильный выбор — женись.
— Ты меня не понял, друг! Я женюсь на младшей дочери вождя.
— Ты что, с ума сошёл? Она же такая… не очень.
— Это моё решение, и я это сделаю.

Друг поплыл дальше в поисках своего счастья, а жених пошёл свататься. Надо сказать, что в племени было принято давать за невесту выкуп коровами. Хорошая невеста стоила десять коров.
Пригнал он десять коров и подошёл к вождю.
— Вождь, я хочу взять замуж твою дочь и даю за неё десять коров!
— Это хороший выбор. Моя старшая дочь — красавица, умница, и она стоит десяти коров. Я согласен.
— Нет, вождь, ты не понял. Я хочу жениться на твоей младшей дочери.
— Ты что, шутишь? Не видишь, она же такая… не очень.
— Я хочу жениться именно на ней.
— Хорошо, но, как честный человек, я не могу взять десять коров, она того не стоит. Я возьму за неё три коровы, не больше.
— Нет, я хочу заплатить именно десять коров.
Они поженились.
Прошло несколько лет, и странствующий друг, уже на своём корабле, решил навестить оставшегося товарища и узнать, как у него жизнь. Приплыл, идёт по берегу, а навстречу женщина неземной красоты.
Он её спросил, как найти его друга. Она показала. Приходит и видит: сидит его друг, вокруг детишки бегают.
— Как живёшь?
— Я счастлив.
Тут входит та самая красивая женщина.
— Вот, познакомься. Это моя жена.
— Как? Ты что, женился ещё раз?
— Нет, это всё та же женщина.
— Но как это произошло, что она так изменилась?
— А ты спроси у неё сам.
Подошёл друг к женщине и спрашивает:
— Извини за бестактность, но я помню, какая ты была… не очень. Что произошло, что ты стала такой прекрасной?
— Просто однажды я поняла, что стою десяти коров.

Притча о гвоздях

Жил-был один очень вспыльчивый и несдержанный молодой человек. И вот однажды его отец дал ему мешочек с гвоздями и наказал каждый раз, когда он не сдержит своего гнева, вбить один гвоздь в столб забора.
В первый день в столбе было несколько десятков гвоздей. На другой неделе он научился сдерживать свой гнев, и с каждым днём число забиваемых в столб гвоздей стало уменьшаться. Юноша понял, что легче контролировать свой темперамент, чем вбивать гвозди.
Наконец пришёл день, когда он ни разу не потерял самообладания. Он рассказал об этом своему отцу и тот сказал, что на сей раз каждый день, когда сыну удастся сдержаться, он может вытащить из столба по одному гвоздю.
Шло время, и пришёл день, когда он мог сообщить отцу о том, что в столбе не осталось ни одного гвоздя. Тогда отец взял сына за руку и подвёл к забору:
— Ты неплохо справился, но ты видишь, сколько в столбе дыр? Он уже никогда не будет таким как прежде. Когда говоришь человеку что-нибудь злое, у него остаётся такой же шрам, как и эти дыры. И неважно, сколько раз после этого ты извинишься — шрам останется.

Два ангела

Два ангела-путника остановились на ночлег в доме богатой семьи. Семья была негостеприимна и не захотела оставить ангелов в гостиной. Вместо того они были уложены на ночлег в холодном подвале. Когда они расстилали постель, старший ангел увидел дыру в стене и заделал её. Когда младший ангел увидел это, то спросил, для чего. Старший ответил:
— Вещи не такие, какими кажутся.

На следующую ночь они пришли на ночлег в дом очень бедного, но гостеприимного человека и его жены. Супруги разделили с ангелами немного еды, которая у них была, и сказали, чтобы ангелы спали в их постелях, где они могут хорошо выспаться. Утром после пробуждения ангелы нашли хозяина и его жену плачущими. Их единственная корова, молоко которой было единственным доходом семьи, лежала мёртвая в хлеве. Младший ангел спросил старшего:
— Как это могло случиться? Первый мужчина имел всё, а ты ему помог. Другая семья имела очень мало, но была готова поделиться всем, а ты позволил, чтобы у них умерла единственная корова. Почему?

— Вещи не такие, какими кажутся, — ответил старший ангел. — Когда мы были в подвале, я понял, что в дыре в стене был клад с золотом. Его хозяин был груб и не хотел сделать добро. Я отремонтировал стену, чтобы клад не был найден. Когда на следующую ночь мы спали в постели, пришёл ангел смерти за женой хозяина. Я отдал ему корову.

Вещи не такие, какими кажутся. Мы никогда не знаем всё. И даже если имеешь веру, тебе надо ещё внушить доверие, что всё, что приходит, есть в твою пользу. А это поймёшь со временем. Некоторые люди приходят в нашу жизнь и быстро уходят, некоторые становятся нашими друзьями, и остаются на минуту. Вчера — это история. Завтра — тайна. Сегодня…
Настоящее — это дар. Жизнь есть волшебство, и вкус каждого момента неповторим!

Начало темы здесь «Лучшие притчи о смысле жизни» http://igorolin.livejournal.com/151030.html
Продолжение темы здесь «Лучшие исторические притчи» http://igorolin.livejournal.com/151136.html

Бонус для тех, кому нравятся короткие зарисовки с глубоким смыслом.

Притча о ложках

Oднажды добрый человек беседовал с богом и спросил его:
— Господи, я бы хотел узнать, что такое Рай и что такое Ад.

Господь подвел его к двум  дверям, открыл одну и провел доброго человека внутрь.
Там был громадный круглый стол, на середине которого стояла огромная чаша, наполненная пищей, который пахла очень вкусно.
Добрый человек почувствовал, что у него слюнки потекли.
Люди, сидящие вокруг стола, выглядели больными и умирающими от голода. У них были ложки с длинными-длинными ручками, прикрепленными  к их рукам. Они могли достать чашу, наполенную едой, и набрать пищу, но так как ручки у ложек были слишком длинные, они не могли поднести их ко рту.

Добрый человек был потрясен видом их несчастья.
Господь сказал: «Ты  только что видел Ад».

Господь и добрый человек затем направились ко второй двери. Господь отворил ее. Сцена, которую увидел добрый человек, была идентичной предыдущей. Такой же огромный круглый стол, та же гигантская чаща, которая заставляла его рот наполняться слюной. Люди, сидящие вокруг стола, держали те же ложки с очень длинными ручками. Только на этот раз они выглядели сытыми, счастливыми и погруженными в приятные разговоры друг с другом.
Добрый человек сказал господу: «Я не понимаю».

— Это просто, — ответил ему Господь, — эти научились кормить друг друга. А те думают только о себе.
Ад и Рай устроены одинаково.Разница — внутри нас .

Бонус «Кто автор божественного текста?».

Великий писатель чьё имя, увы, затерялось в ходе лет, прочёл студенческой аудитории великолепный текст, который привёл всех в полный восторг, близкий к экстазу. Здесь необходимо сделать крохотное отступление и прояснить, что писатель этот был в то время фигурой величайшего масштаба, не побоимся пересолить в эпитетах — особой знаковой, почти мессией.

Студенты, ничуть не сомневаясь в ответе, спросили:
— Кто автор этого божественного текста?

— Если я скажу вам, что эти стигматы чётко проступили на небесах, и я был лишь старательным писцом, воспроизведшим их на бумаге, вы будете трепетать и благоговейно молиться на эти строки.
— Если я скажу, что ночью во сне мне тихо на ушко нашептал их глас божий, вы будете испытывать огромное почтение, но не думаю, что будете стоять на коленях в слезах и трепете.
— Если скажу, что автор один из вас, вы, пожалуй, впадёте в унынье и тайно начнёте завидовать  друг другу, а быть может и ненавидеть.
— А если я скажу вам, что текст подобран мной в грязи из рук нищего и бездомного, вы, пожалуй, рассмеетесь, и святость текста растает как призрачный утренний туман…

igorolin.livejournal.com

Урок для 1-4 классов «Час размышлений о добре и зле».

Урок для детей начальной школы на тему:

«Час размышлений о добре и зле».

Цель: 

Формирование нравственных ценностей у обучающихся, представлений о добре и зле; побуждение к нравственному самосовершенствованию, к активным поступкам во имя добра.

Задачи:

Раскрыть понятия: добро, зло.

Формировать нравственные категории и оценочные суждения, прививать культуру ведения дискуссии.

Воспитывать чувства неприятия зла, товарищества, сострадания, стремление совершать добрые дела.

Формировать умение делать правильный выбор в сложной ситуации.

Ход урока:

(Звучит песня о доброте.)

(слайд 1)

Ребята, сегодня я предлагаю вам поразмышлять о доброте и зле.

Доброта… Что означает это слово?

Что такое добро? «Добро- всё положительное, хорошее, полезное» (С.И.Ожегов)

Какого человека можно назвать добрым?

(Добрый человек – это тот, кто любит людей и готов в трудную минуту прийти им на помощь. Он бережёт природу, любит птиц и зверей, помогает им выжить в зимнюю стужу. Добрый человек старается быть аккуратным, вежливым и уважительным в общении с товарищами и взрослыми.)

(слайд 2)

Что такое зло? Зло — намеренное, умышленное, сознательное причинение кому-либо вреда, ущерба, страданий. (Объяснение детей, как они понимают это слово)

Какого человека можно назвать злым? (Обижает слабых, животных, делает пакости, никогда никому не поможет).

(слайд 3)

В классе вы все ответили на вопросы теста «Добрый ли я?». Выяснилось, что в нашей школе большинство хороших, добрых ребят.

Я надеюсь, что эти черты характера вы сохраните на всю жизнь.

Между добром и злом идёт борьба. К сожалению, в этой борьбе часто побеждает зло, потому, что оно не требует усилий. Добро же требует каждодневного терпеливого труда души. Проще говоря, все люди очень разные…. Одни готовы отдать последнее своему другу и просто знакомому; у других и снега зимой не допросишься.

(слайд 4)

— Вы любите сказки? Одна из главных тем русских народных сказок – тема добра и зла. В сказках встречаются добрые и злые герои. Сейчас поиграем в игру. Я буду называть сказочного героя, а вы — отвечать, добрый он или злой. (Карабас – Барабас, Мальвина, Баба – Яга, Иван – Царевич, Красная Шапочка, Золушка, Дюймовочка).

(слайд 5) А легко ли быть добрым?

Наши самые маленькие ученики, ребята из 1 «а» класса сейчас расскажут вам, что нужно сделать для того, чтобы стать добрее.

Стать добрым волшебником

Ну-ка попробуй!

Тут хитрости

Вовсе не нужно особой.

Понять и исполнить

Желанье другого –

Одно удовольствие,

Честное слово!

На клумбе цветок,

Его листья повисли. Грустит он…

О чем? Угадал его мысли?

Он хочет напиться. Эй, дождик, полей!

И дождик спустился из лейки твоей.

Хоть мама еще не вернулась с работы,

Не трудно узнать её думы, заботы.

«Вернусь,

Хорошо бы пошить, почитать…

Да надо с уборкой возиться опять»

И ты совершаешь великое чудо –

Пол засверкал,

Засияла посуда!

И ахнула мама,

Вернувшись домой: —

Да это, как в сказке,

Волшебник ты мой!

А сейчас послушаем ребят из 1 «б» класса

Стихотворение: «Я добрый человек».

Жить привыкла красота там, где рядом доброта.

Отправляюсь я пешком красоту смотреть кругом.

Это радуги краса, это зореньки роса,

Это поле ветерка, нежность в запахе цветка,

Птички звонкий голосок, хлеба крепкий колосок,

Клин веселых журавлей, небо родины моей.

Рыбки плещутся в пруду, фрукты спелые в саду,

Лес грибной, кругом цветы.

Сбережем все я и ты.

Если в сердце доброта – не исчезнет красота.

Расцветай. Земля моя! Ты добра и добрый я.

(слайд 6) Доброта — это самое ценное нравственное качество русского народа. Сколько пословиц и поговорок о доброте создала русская народная мудрость! Давайте вспомним некоторые из них:

1. Доброе слово

и кошке приятно.

2. Не одежда красит человека,

а его добрые дела.

3. Торопись на доброе дело,

а худое само приспеет.

4. Не хвались серебром,

а хвались добром.

5. Кто добро творит.,

того Бог отблагодарит.

6. В ком добра нет.,

в том и правды мало.

7. Не ищи красоты —

ищи доброты.

(слайд 7) Ученики 3-их классов представляют вашему вниманию

Притчу о добре и зле.

Два волка

«Однажды один старый мудрый индеец — вождь племени разговаривал со своим маленьким внуком.

— Почему бывают плохие люди? — спрашивал его внук.

— Плохих людей не бывает, — ответил вождь. — В каждом человеке есть две половины — светлая и тёмная. Светлая сторона души призывает человека к любви, доброте, отзывчивости, миру, надежде, искренности. А тёмная сторона олицетворяет зло, эгоизм, разрушение, зависть, ложь, измену. Это как битва двух волков. Представь себе, что один волк светлый, а второй — тёмный. Понимаешь?

— Понятно, — сказал малыш, тронутый до глубины души словами деда. Мальчик на какое-то время задумался, а потом спросил: — Но какой же волк побеждает в конце? 
Старый индеец едва заметно улыбнулся:

— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь. 

Ребята, согласны ли вы со словами деда, что в каждом из нас живут такие волки?

Старик хотел, чтобы внук сам принял решение и нашёл ответ на свой вопрос. Человек сам хозяин своей жизни.

(слайд 8)

Грань между добром и злом – ты сам. Какую сторону своей души будешь развивать, таким человеком и станешь (добрым или злым).

А сейчас мы узнаем, что думают о добре и зле на примере русских народных сказок

ребята из 4 «б»класса.

(Просмотр презентации, прослушивание стих-я).

Приглашаю ребят из 4 «а» класса поразмышлять над темой: «Что такое добро?»

(слайд 9)

Ребята, давайте вспомним правила доброты.

  1. Помогать людям.

  2. Защищать слабого.

  3. Делиться с другом.

  4. Не завидовать.

  5. Прощать ошибки.

(слайд 10)

И самое главное, золотое правило доброты: надо поступать с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой.

(слайд 11)

В старой азбуке, буквы алфавита обозначались самыми близкими словами: З — земля. Л — люди, М — мыслите, буква Д обозначалась словом Добро.

Азбука как бы призывала:

ЛЮДИ ЗЕМЛИ, МЫСЛИТЕ, ДУМАЙТЕ И ТВОРИТЕ ДОБРО!

Лолита: Не стой в стороне равнодушно,
Когда, у кого — то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда
И если кому — то, кому — то

Поможет твоя доброта, улыбка твоя,
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,
Что годы живешь ты не зря.

2 классы песня «Если добрый ты».

(слайд 12)

Ребята, мы не можем просто поговорить о добре и разойтись. Сейчас вы подумайте и наметьте для себя одно или несколько добрых дел, которые вы обязательно должны выполнить. Наш час размышлений о добре и зле подходит к концу. Впереди нас ждет много славных дел. Ведь делать добро – это здорово.

(Все вместе исполняют песню “Дорога добра”.)

infourok.ru

Притчи о добре и зле.

Притчи о добре и зле — прекрасные помощники в воспитании детей, в коррекции поведенческих отклонений у подростков, это хорошие мотиваторы.

Предлагаю небольшую подборку притч о добре и зле.

Притча первая.

Профессор в университете задал своим студентам такой вопрос:
— Все, что существует, создано Богом? И если Бог создал все, значит, Бог создал зло, раз оно существует. Согласно тому принципу, что наши дела определяют нас самих, значит, Бог есть зло.
Все притихли, услышав такие выводы. Тогда один студент встал и спросил:
— Могу я задать Вам вопрос, профессор? Скажите, а холод существует?
— Что за вопрос? Конечно, существует. Тебе никогда не было холодно?
Молодой человек ответил:
— На самом деле, сэр, холода не существует. В соответствии с законами физики, то, что мы называем холодом, является отсутствием тепла. Мы изучаем тепло, а не холод. Профессор, а темнота существует?
— Конечно, существует.
— Сэр, темноты также не существует. Темнота в действительности есть отсутствие света. Мы можем изучать свет, но не темноту. Мы можем использовать призму Ньютона, чтобы разложить белый свет на множество цветов и изучать различные длины волн каждого цвета, но не можем измерить темноту. Темнота – это понятие, которое человек использует, чтобы описать, что происходит при отсутствии света. Скажите, пожалуйста, профессор, зло существует?
— Конечно, как я уже сказал. Мы видим его каждый день. Жестокость между людьми, множество преступлений и насилие по всему миру. Эти примеры являются не чем иным, как проявлением зла.
На это студент ответил:
— Зло – это просто отсутствие Бога. Оно похоже на темноту и холод – слово, созданное человеком, чтобы описать отсутствие Бога. Бог не создавал зла. Зло – это результат отсутствия в сердце человека Божественной любви. Это вроде холода, который наступает, когда нет тепла, или вроде темноты, которая наступает, когда нет света.
Говорят, имя этого студента – Альберт Эйнштейн.

Притча вторая.

Однажды один старый мудрый индеец — вождь племени разговаривал со своим маленьким внуком.

— Почему бывают плохие люди? — спрашивал его любознательный внук.

— Плохих людей не бывает, — ответил вождь. — В каждом человеке есть две половины — светлая и тёмная. Светлая сторона души призывает человека к любви, доброте, отзывчивости, миру, надежде, искренности. А тёмная сторона олицетворяет зло, эгоизм, разрушение, зависть, ложь, измену. Это как битва двух волков. Представь себе, что один волк светлый, а второй — тёмный. Понимаешь?

— Понятно, — сказал малыш, тронутый до глубины души словами деда. Мальчик на какое-то время задумался, а потом спросил: — Но какой же волк побеждает в конце?

Старый индеец едва заметно улыбнулся:

— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

Притча третья (из книги Джебран Халил  «Пророк»)

… И один старейший города сказал: Скажи нам о Добре и Зле.
И он ответил: О хорошем в вас я могу говорить, а не о зле. Ведь что есть зло, если не добро, измученное собственным голодом и жаждой? Поистине, когда добро голодно, оно ищет пищу даже в темных пещерах, и когда оно жаждет — оно пьет даже мертвые воды.
Вы добры, когда вы едины сами с собой. Но и когда вы разъединены, вы не зло. Потому что и дом, где нет согласия, — еще не гнездо воров, это просто дом, где нет согласия. И корабль без руля может плавать без цели между опасными островами и все же не уйти на дно.
Вы добры, когда заставляете себя дарить. Но и когда вы хотите получить для себя — вы не зло. Потому что, когда вы стараетесь приобрести, вы просто корень, который прильнув к грудям земли, сосет их молоко. Конечно, плод не может сказать корню: «Будь как я, зрелым и всегда раздающим свое изобилие». Потому что для плода отдавать есть его назначение, так же как получать — предназначение корня.
Вы — носитель добра, когда вы говорите, все ваши чувства не спят, отражаясь в словах. Но вы не носитель зла, даже когда ваш язык бормочет что-то без цели, в то время, как Я ваше спит. Ведь даже и бормотание может усилить слабый язык. Вы — носитель добра, когда вы идете к цели своей твердо и шаги ваши смелы. Но вы не носитель зла, и когда идете хромая. Даже тот, кто идет хромая, идет тоже вперед. Но вы, кто силен и скор, смотрите, чтоб не хромать перед настоящим хромым, думая, что этим вы делаете доброе дело.
Вы хороши в бесчисленных добрых делах, но вы не несете зла, и когда не делаете добра, Вы просто теряете даром время и медлите. Жаль, что олени не могут учить быстроте черепах.
В вашем стремлении сделать свое Я огромным лежит ваша доброта, и это стремление есть в каждом из вас. Но в некоторых это стремление сильно как поток, мощно несущийся к морю, увлекающий за собой секреты склонов холмов и песни лесов. А в других то же стремление — лишь тихий ручей, теряющийся в собственных петлях и изгибах и не достигающий моря. Но пусть тот, кто ретив, не скажет тому, кто спокоен: «Почему ты медлишь и останавливаешься?»
Потому что настоящий носитель добра не спросит у голого: «Где твое платье?» — иль у бездомного: «Что с домом твоим случилось?»

Притча четвёртая.

Однажды ученики пришли к наставнику и спросили его: «Почему дурные наклонности легко овладевают человеком, а добрые — трудно и остаются непрочны в нем?»

— Что будет, если здоровое семя оставить на солнце, а больное зарыть в землю? — спросил старец.

— Доброе семя, что оставлено без почвы, погибнет, а плохое семя прорастет, даст больной росток и худой плод, — ответили ученики.

— Так поступают люди: вместо того, чтобы втайне творить добрые дела и глубоко в душе растить добрые всходы, они выставляют их напоказ и тем губят.

А свои недостатки и грехи, чтобы их не увидели другие, люди прячут глубоко в душе. Там они растут и ранят человека в самое сердце.

Вы же — будьте мудры и не делайте так!

Что еще почитать?

l-pankova.ru

Конспект урока в 4 классе (ОРКСЭ) : «Добро и зло»

Урок 5 Добро и зло (1 урок)

Цель урока: формирование у учащихся представлений об основных этических понятиях «добро» и «зло»

Задачи: подвести учащихся к пониманию основных категорий морали – добро, зло, гуманность; формирование умений работать с учебником; делать выводы; способствовать воспитанию у учащихся умения общаться, тактичности, вежливости и уважения к собеседнику.

Тип урока: изучение нового материала

Форма урока: беседа с элементами дискуссии и использованием игровых приемов обучения.

Методы: проблемно-поисковый; репродуктивный, работа

Оборудование: учебник, мультимедийная установка, листочки для учеников

Звучит музыка «Дорогою добра», дети здороваются, рассаживаются

1 слайд

  • Прочитаем эпиграфы нашего сегодняшнего урока

  • О чем мы будем говорить на уроке сегодня?

  • Определим задачу урока – что мы должны будем узнать, чему научиться, для чего?

дети

2 слайд

Итак, мы сегодня будем говорить на уроке об основных этических понятиях – добро и зло.

учитель

Добро и зло! Это особые слова. Добро обычно ассоциируют со светом, светлым, белым. Зло – с тьмой, темным, черным.

Добро со злом неразделимы.

Борьба идет под плач и смех,

Но жаждет каждый видеть зримо,

Когда добро одержит верх.

Заслужит только тот награды,

Кто испытание пройдет.

Кувшинчик с кладом он откроет,

И в мир добра он с ним войдет

Что такое добро? И что такое зло?

Над этими вопросами размышляют на протяжении всей истории.

Уже в древние времена считалось, что отступление от нравственности, неумение различать добро и зло ведут к разрушению человеческой личности. Как существует добро, так есть и зло, которое всегда желает помешать добру, уничтожить его.

Видите, как по разному мы представляем себе эти понятие

учитель

Ответы учеников

Слайд 3

Ученик или учитель

Учебник

Найдите в учебнике и запишите, что такое добро

Проверка

Зачитайте, что вы нашли

Ученики

Дополнительно о доброте

Доброта бывает разная. Существует три понятия доброты:

  1. Самая маленькая доброта – пассивная. Человек не ударит слабого, не заденет самолюбия легкоранимого. Но пройдет мимо зла, не поспешит сделать добро

  2. Бывает доброта активная, когда человек совершает добрые дела, но тоже проходит мимо зла. Может, он делал добро другим для своей выгоды?

  3. И наконец, доброта созидательная. Это самое ценное, что может быть в человеке. Такая доброта выбирает себе хозяина – человека с чувством обостренного достоинства, который защитит Слабого, поможет в беде, по-настоящему почувствует несправедливость, унижение одного человека другим и способен бороться со злом

Слайд 4

А что такое зло?

Учитель

Учебник

Найдите и запишите определение на листочке

Дети

Проверка

Чтение

Зло – это несовершенство, это незнание, это невежество, это слабость, и поэтому зло старается показать себя сильным, запугать, потому что само должно обороняться от света, от добра. У зла мало друзей, и зло осуждается всем миром, и в конечном результате всегда побеждает добро

Дети

Слайд 6 Притча

Притча о Добре и Зле

Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку жизненную истину:

— В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло – зависть, ревность, эгоизм, амбиции, ложь… Другой волк представляет добро – мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность…

Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:

— А какой волк в конце побеждает?

Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:

— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь»

Учитель

Беседа о притче

  • Ребята, а какого волка кормите вы и чем?

  • Расскажите о добром поступке, который оставил добрую отметину в вашем сердце, или видели, или слышали о людской доброте

Ученики

Размышление

Мир сам по себе не несет ни добра, ни зла. Он нейтрален. Все происходящее вокруг нас есть всего лишь отражение наших собственных мыслей, чувств и желаний. Мир – это большое зеркало. А благодаря все нам это «зеркало» отражает добро и зло, любовь и ненависть, взаимопомощь и равнодушие, радость и страдание… Мир именно таков, каким мы его делаем….

Разминка

  • Возьмите зеркальце, подарите себе свою улыбку.

  • Теперь сделайте злое выражение лица.

  • Что вам приятнее увидеть?

  • А теперь, чтобы настроение наше было хорошим, давайте, еще раз улыбнемся себе, друг другу.

Мир – это большое зеркало, и улыбаясь кому-то, ваша улыбка будет возвращаться к вам с радостью.

ученики

Пословицы

Издавна люди стремились к добру и ненавидели зло, и мы в этом убедились на примере притчи. Эту мысль они отразили и в пословицах, которые передаются из уст в уста.

  • Доброе слово человеку, что дождь в засуху.

  • Жизнь дана на добрые дела.

  • Доброе слово и железные ворота открывает.

  • Худо тому, что добра не делает никому.

  • Злоба лишает человека силы

  • За недобрым пойдешь, на беду набредешь.

Работа по группам 4 человека

Обсудите в группе, в чем заключается смысл этих пословиц, а затем всем расскажите ваше общее мнение

Обсуждение пословиц

Дети

Итог обсуждения

Из этих пословиц мы видим, что добро всегда приносит радость окружающим людям.

  • Как вы считаете, трудно ли быть добрым?

  • Надо ли учиться доброте?

  • Давайте послушаем еще одну притчу и подумаем

Притча

В.А.Сухомлинский «Обыкновенный человек»

В жаркий сухой степи колодец. Возле колодца изба, в ней живут дед с внуком. У колодца на длинной веревке ведро. Идут, едут люди – заворачивают к колодцу, пьют воду. Благодарят деда.

Однажды ведро оторвалось и упало в глубокий колодец. Не было у деда другого ведра. Нечем воды достать и напиться.

На другой день утром подъезжает к дедовой избе мужик на телеге. Под соломой у него ведро. Проезжий посмотрел на колодец, глянул на деда с внуком, ударил кнутом лошадей и поехал дальше.

— Что это за человек? – спросил внук деда

— Это не человек, — ответил дед.

В полдень проезжал мимо дедовой избы другой хозяин. Он достал из-под соломы ведро, привязал к веревке, достал воды и напился сам, дал напиться деду и внуку; вылил воду в сухой песок, спрятал ведро опять в солому и поехал.

— Что это за человек? – спросил внук деда.

— И это еще не человек, — ответил дед.

Вечером остановился у дедовой избы третий проезжий. Он достал из телеги ведро, привязал к веревке, набрал воды, напился. Поблагодарил и поехал, а ведро оставил привязанным у колодца.

— А это что за человек? – спросил внук деда

— Обыкновенный человек, — ответил дед

Стас

Беседа о притче

  • Что вы можете сказать о главных героях рассказа? Какие они? Почему?

  • Согласны ли вы с той характеристикой, которую давал дедушка проезжим?

  • Что же такое обыкновенный человек? Какой он?

Работа по группам

  • Напишите качества этого самого обыкновенного человека.

  • Прочитаем

  • К какому понятию все эти качества относятся? (добро)

  • Выходит – обыкновенный человек – это человек добрый. Давай будет такими

Итог

Я уверенна, что вы всегда, в любой ситуации будете говорить добрые слова, совершать добрые поступки, делать добрые дела.

Помните, что без добрых дел нет доброго имени, жизнь дана на добрые дела.

Доска

Дом.

задание

И давайте сделаем одно из очень добрых дел, напишем Полинке доброе-доброе письмо, в котором мы подарим ей огромное количество своего тепла, света, радости. Чтобы глазки ее засияли, чтобы сердечко радостно застучало, чтобы настроение ее было самым замечательным и тем самым поможем сделать ее жизнь счастливой и самой замечательной!!!

infourok.ru

Основы светской этики. «Добро и зло». 4-й класс

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • ознакомить учащихся с терминами “добро” и “зло” как основными этическими понятиями;
  • воспитывать уважение и понимание к нуждам и чаяниям ближнего, внимательное отношение к тем, кто нас окружает;
  • развитие умения работать в группах, коммуникативной компетенции учащихся.

Основополагающий вопрос: как можно использовать полученные знания в жизненном опыте, может ли человек оценить “добро” без понятия “зла”.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Введение в тему

– Послушайте притчу и попробуйте определить ее тему.

Давным-давно жила прекрасная птица. Возле ее гнезда находились дома людей. Каждый день птица исполняла их заветные желания. Но однажды счастливая жизнь людей и птицы-волшебницы кончилась. Так как в эти места прилетел злой и страшный дракон. Он был очень голодный, и его первой добычей стала птица Феникс. Съев птицу, дракон не утолил свой голод и стал поедать людей. И тогда произошло великое разделение людей на два лагеря. Одни люди, не желая быть съеденными, перешли на сторону дракона, и сами стали людоедами, а другая часть людей постоянно искала надежное убежище, страдая от притеснений жестокого чудовища. Наконец дракон, насытившись, улетел в свое мрачное царство, а люди стали населять всю территорию нашей планеты. Они не остались под одним кровом, потому что не могли жить без доброй птицы, кроме того они постоянно ссорились. Так на свете появилось добро и зло.

3. Объявление темы урока

Дети называют тему урока.
– Как вы понимаете слова “добро” и “зло”?
– Назовите героев народных сказок, представителей этих сил.
– Какие черты характера присущи представителям сил “добра” и “зла”?

О добре с умом

Когда-то жил император, который любил птиц. Он узнал, что мальчишки стреляют в голубей из рогаток, и объявил:
– Кто принесет во дворец живую птицу, тот получит горсть риса.
Услыхав об этом, мальчишки перестали стрелять голубей. Они наставили в лесу множество силков, и вскоре дворцовые комнаты наполнились голубями.
Случилось, что императора навестил мудрец из соседнего княжества. Он увидел во дворце голубей и спросил:
– Зачем столько птиц? Император ответил:
– У меня доброе сердце, и я спасаю голубей от мальчишек. Больше они не бьют голубей, а приносят их мне живыми.
– Кто же кормит птенцов? – поинтересовался мудрец.
– Каких птенцов? – спросил император.
– У птиц, которые живут теперь в комнатах дворца, остались в лесу беспомощные птенцы. Кто их кормит?
– Об этом я не думал, – признался император. Тогда мудрец сказал:
– У вас доброе сердце, вы любите птиц, но никто им не принес столько зла, сколько вы. Все гнезда в ваших лесах наполнены сейчас мертвыми птенцами. Вы спасли пятьсот голубей, но погубили в пять раз больше!
– Ах, как трудно быть добрым! – воскликнул огорченный император. На это мудрец заметил:
– И добро надо делать с умом. Ум без добра – плохо. Но добро без ума – не лучше.

– Как вы понимаете слово “добро”, “зло”?

Добро – понятие нравственности, противоположное понятию зла, означающее намеренное стремление к бескорыстной помощи ближнему, а также незнакомому человеку, животному или растительному миру. Добро как намерение может осуществляться только свободной волей.
Зло – понятие нравственности, противоположное понятию добра, означает намеренное, умышленное, сознательное причинение кому-либо вреда, ущерба, состраданий.
Объясните значение выражений “доброе сердце”, “доброе дело”, “добрый конь”, “добрый дождь”, “добрый урожай”.
Рассмотрите иллюстрации к русским народным сказкам. Определите общего героя. Как вы думаете, представителем каких сил “добра” или “зла” он является? От чего зависит ваш выбор? (Как он поступает в ответственный момент, какой поступок выбирает ).

– Что значит “поступок”? Давайте обратимся к словарю.

Приведите примеры поступков, которые вы считаете добрыми.

4. Работа с текстами учебника

– Почему в сказке добро всегда соседствует со злом? (Обращение к началу урока).

5. Работа с притчей “О добре с умом”

Работа в группах.

Придумать на каждую букву слова “добро” слова, обозначающие положительные качества характера человека

д – дружелюбный;
о – отзывчивый;
б – бережливый;
р – рассудительный;
о – откровенный;

– Подберите пословицы разных народов мира, относящиеся к теме нашего урока.
– Объясните, как вы понимаете смысл каждой. (Приложение 1)
Выберете из предложенных сказок ту, где отрицательный персонаж совершает добрый поступок. Объясните, как вы понимаете, почему?
“Царевна-лягушка”, “Гуси-лебеди”,“Русалочка”, “Дикие лебеди”, “Белоснежка и семь гномов”, “Финист – ясный сокол”.

Проверка выполненной работы.

6. Знакомство с памяткой “Как стать добрым человеком?” (Приложение 1)

– Как вы думаете, поможет ли человеку соблюдение названных в ней правил стать добрее?

  • Старайся видеть в людях, прежде всего, хорошее и доброе. От этого все окружающие становятся добрее и симпатичнее.
  • Будь добр к людям!
  • Учись добру у добрых!
  • Не бойся предлагать свою помощь тем, кто в ней нуждается, помогай в первую очередь людям, попавшим в беду, слабым, больным.
  • Не причиняя зла, добрей становишься.

7. Рефлексия

– Подумайте, верны ли данные высказывания? Почему?

  • Поступок определяет становление героя на сторону добра или зла.
  • Человек сам делает выбор своих поступков.
  • Добро и зло не имеет границ национальной принадлежности и рода.

8. Итог урока

– Появилось ли у вас желание быть добрым, делать добро? Почему?
– Трудно ли быть добрым? Почему?

9. Домашнее задание

– Написать свою памятку “Как стать добрым человеком”.
– Подобрать литературные произведения, где можно оценить поступки героев с точки зрения “добра” и “зла”.

17.06.2011

Поделиться страницей:

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Притчи для детей

Притчи для детей

Притча о Добре и Зле

Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку жизненную истину:

— В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло – зависть, ревность, эгоизм, амбиции, ложь…

Другой волк представляет добро – мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность…

Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:

— А какой волк в конце побеждает?

Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:

— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь» .

Мудрый отец

Двоих своих сыновей плотник с самого детства приучал к работе. Сначала мальчики просто играли с дощечками, а потом научились их обрабатывать и мастерить деревянные игрушки. Однажды отец уехал по делам, и мальчики решили сделать что-нибудь самостоятельно. — Я сделаю скамеечку, как настоящий плотник, — сказал старший мальчик. — Но папа не учил нас делать скамеечку. Мне кажется, это трудно, — возразил младший брат. — Сделать скамейку нетрудно для плотника, — гордо заявил старший мальчик. — А я сделаю кораблик. Сейчас весна, и я пущу его в ручей, — решил младший. Он долго и старательно строгал дощечку, чтобы она была похожа на лодочку, а потом сделал мачту из палочки и парус из бумажки. Старший мальчик тоже старался. Когда все части скамейки были готовы, он принялся их сбивать. Это оказалось трудно, так как части были сделаны не по размеру и плохо подходили одна к другой. Когда вернулся отец, младший сын показал ему свой кораблик. — Замечательная игрушка. Беги на улицу, отправь кораблик в плавание, — похвалил отец. Потом он спросил старшего сына: — А ты что сделал? Тот показал криво сколоченную скамеечку. — Твои гвозди плохо вбиваются, — пробормотал мальчик и покраснел. — Сын, если хочешь стать настоящим мастером, всегда вбивай тот гвоздь, который вбивается, — строго сказал отец.

Вопросы и задания:

  • Почему старший мальчик решил, что он сам может сделать скамейку?
  • Что имел в виду отец, когда сказал: «Вбивай тот гвоздь, который вбивается»?
  • Расскажите о какой-либо поделке, которую вы сделали своими руками?
  • Как вы думаете, нужно ли в настоящее время детям учиться мастерству?
  • Нарисуйте то, что вы хотели бы сделать своими руками.

Уважение к матери

Первый богач города устроил праздник в честь рождения сына. Были приглашены все знатные горожане. Только мать богача не приехала на праздник. Она жила далеко в деревне и, видимо, не смогла приехать. По поводу замечательного события на центральной площади города поставили столы и приготовили угощение для всех желающих. В разгар праздника в ворота богача постучала старая женщина, покрытая покрывалом. — Все нищие угощаются на центральной площади. Иди туда, — велел слуга нищенке. — Мне не нужно угощения, разреши только одну минуту на младенца посмотреть, — попросила старая женщина, а потом добавила: — Я тоже мать, и у меня тоже когда-то родился сын. Теперь я уже давно живу одна, и много лет не видела своего сына. Слуга спросил хозяина, как ему быть.

Богач выглянул в окно и увидел плохо одетую женщину, покрытую старым покрывалом. — Ты же видишь — это нищенка. Гони ее прочь, — сердито приказал он слуге. — У каждого нищего есть своя мать, но я не могу всем им разрешить на моего сына смотреть. Заплакала старая женщина и грустно сказала слуге: — Передай хозяину, что я желаю своему сыну и внуку здоровья и счастья, а еще скажи: «Кто свою мать уважает, чужую не обругает». Когда слуга передал слова старой женщины, понял богач, что это его мать к нему приходила. Выскочил он из дома, но матери уже нигде не было видно.

Вопросы и задания:

  • Почему старая женщина сразу не сказала, что она пришла к сыну?
  • Как нужно воспитывать детей, чтобы они проявляли уважение к чужим мамам?
  • Расскажите обо всем хорошем, что сделала для вас ваша мама.
  • Придумайте способ, как поблагодарить свою маму так, чтобы она запомнила это надолго. Например, поцеловать ей руку, написать письмо любви, сделать своими руками подарок и т.д.

Чужая мать

Старая женщина с трудом шла по раскисшей дороге. За плечами у нее был большой мешок.

Она только вышла из города, когда увидела, что навстречу ей едет кибитка.

Молодой возница остановился и ждал, пока старуха отойдет на обочину и освободит ему дорогу.

Старая женщина, задыхаясь, попросила юношу:

— Довези меня, милый, до дома, а я отдам тебе половину мешка риса. Добрые люди дали мешок риса, но он слишком тяжел, боюсь, не донесу.

— Извини, не могу, мать. Два дня я работал без отдыха — возил людей. Сам устал и конь мой устал, — отказался возчик.

Кибитка уехала, а старуха, с трудом подняв мешок на плечи, побрела дальше.

Вдруг она услышала за собой цокот копыт и голос молодого возницы:

— Садись, мать. Я все-таки решил довезти тебя.

Юноша помог старушке сесть в кибитку и уложил ее мешок. Дорога заняла около двух часов.

Чтобы не уснуть от усталости, юноша рассказывал старушке о своей жизни.

— Я приехал сюда вместе с конем из горного селения на заработки. Один я сын у матери и должен помочь ей вернуть долг богатому соседу.

— Мой сынок тоже уехал на чужбину за заработком. Давно нет от него вестей, — вздохнула мать.

Подъехав к дому, старушка предложила юноше отсыпать половину риса из мешка.

— Я не возьму рис, — отказался юноша. — Увидев Вас, я вспомнил свою мать.

Мать — родник у подножия горы. Может, кто-нибудь также подвезет мою мать, когда ее старым ногам будет тяжело подниматься в гору.

Вопросы и задания:

Почему юноша подвез бесплатно пожилую женщину, несмотря на то что он устал?

Как вы думаете, поможет кто-нибудь его матери в горах, если ей будет трудно?

Как бы вы помогли своей маме, если бы находились далеко от нее и не могли приехать?

Напишите слово «МАМА» красивыми буквами так, чтобы каждая буква была похожа на вашу маму.

Почему одному плохо

Трое маленьких детей было у родителей да одна старшая дочка — помощница. С утра до вечера она нянчилась с младшими детьми: кормила, утешала, умывала. Вечером, когда малыши засыпали, девочка маме помогала все постирать да прибрать.

Однажды пошла девочка за водой на речку и нашла в воде чей-то посох. Вытащила она посох из речки и видит: бабушка по берегу идет.

— Бабушка, не ваш ли это посох? — спросила девочка. Схватила бабушка посох, обрадовалась:

— Это мой волшебный посох. За то, что нашла его, я тебя награжу. Говори, чего хочешь? — Больше всего я хочу отдохнуть денек, — ответила девочка. — Можешь отдыхать, сколько хочешь. Мой волшебный посох любое желание исполнит. — Это хорошо, — обрадовалась девочка, — но кто меня кормить будет? — Об этом не беспокойся, — сказала бабушка и взмахнула посохом.

Все закружилось перед глазами девочки, и оказалась она в замке дивной красоты. В каждой комнате замка были невидимые слуги, которые поили, кормили, умывали и одевали девочку. Вокруг замка не было никого, только птицы пели в саду.

День прошел, второй прошел, заскучала девочка, да так, что совсем не в радость все вокруг стало, и заплакала:

— Я хочу домой. Там, наверное, без моей помощи пропадают. — Если домой вернешься, до конца жизни работать будешь без отдыха, — прозвучал чей-то голос. — Ну и пусть. В одиночестве человеку и рай — не рай, — сказала девочка. В тот же миг оказалась она дома. Братья и сестренки к ней бросились. Один — кушать просит, другой — попить, третий — поиграть, а девочка и рада.

Вопросы и задания:

  • Как вы думаете, почему девочка не осталась в чудесном замке, хотя колдунья сказала ей, что она будет работать до конца жизни без отдыха,если уйдет?
  • Согласились бы вы жить на райском острове в одиночестве?
  • Почему человеку одному плохо, даже если у него все есть?
  • Может ли человек чувствовать себя одиноким, если он живет в большом городе?
  • Нарисуйте волшебный остров с замком, а рядом себя и всех, кого вы любите.

Кто нежнее?

Две дочки росли у отца, но он больше любил старшую дочку. Уж очень она была хороша: лицо розовое, голосок сладкий, волосы пушистые.

«Ты нежная, словно роза в саду», — говорил отец, любуясь старшей дочкой.

Младшая дочка тоже была хорошей и послушной, но не нравилась она отцу: на лицо грубовата, кожа на руках шершавая от домашней работы. Поэтому отец ее меньше баловал, больше работать заставлял.

Однажды случилось с отцом на охоте несчастье. Ружье разорвалось в руках. Руки и лицо ему взрывом обожгло и осколками поранило.

Врач обработал раны и наложил повязку на руки и лицо. Беспомощным стал отец, ничего не видит, кушать сам не может.

Младшая дочка сказала: — Не волнуйся, папа, я буду твоими руками и глазами, пока ты не поправишься.

Потом она напоила отца целебным отваром и покормила его.

Целый год ухаживала младшая дочка за отцом. Раны на руках быстро зажили, но глаза пришлось лечить долго. Иногда отец просил старшую дочку посидеть рядом, но та всегда была занята: то в сад спешила на прогулку, то торопилась на свидание.

Наконец сняли у отца повязку с глаз. Видит он, стоят перед ним две его дочки. Старшая — нежная красавица, а младшая — самая обычная.

Обнял отец младшую дочку и сказал:

— Спасибо тебе, доченька, за уход, не знал я раньше, что ты такая добрая и нежная.

— Мне кажется, я намного нежнее! — воскликнула старшая дочка.

— Во время болезни я понял, что нежность определяется не мягкостью кожи. — ответил отец.

Вопросы и задания:

Почему до несчастного случая отец не видел, что его младшая дочка добрее и нежнее старшей?

Кто в вашей семье самый нежный?

Какими способами можно проявить нежность?

Придумайте нежные слова для всех членов своей семьи и подарите их близким.

Кто больше любит?

Вождь племени был стар и силен. Три взрослых сына были у вождя. Утром они заходили в жилище отца и кланялись. — Твоя мудрость, отец, хранит наши жизни! — восклицал старший сын. — Твой ум, отец, умножает наши богатства! — заявлял средний сын. — Здравствуй, отец, — говорил младший сын. Приветливо кивал отец, но на словах младшего сына его брови хмурились. Потом отец уходил с охотниками и одним из сыновей на охоту. Только младшего сына он на охоту никогда не брал. — Ты, младший сын, помогай женщинам коренья собирать, — приказывал отец. Младшему сыну тоже хотелось пойти на охоту, но нельзя было нарушать слово вождя.

Однажды медведь поранил вождю руку. Все племя радовалось богатой добыче, но вождь ушел с пира, потому что его рука сильно болела.

Утром вошли сыновья в жилище отца и увидели, что он без сознания. Рука распухла и покраснела.

Старшие сыновья тут же объявили всем, что вождь заболел заражением крови, что спасения от этой болезни нет и надо выбирать нового вождя.

Старший и средний сын предложили в вожди себя, расхваливая свои достоинства. Люди племени решили через неделю устроить битву между братьями. Кто победит, тот и станет вождем.

Тем временем младший лечил отца травами и кореньями. Он хорошо изучил их свойства, пока собирал. Отцу стало легче, и опухоль спала. «Узнаешь, болея, кто любит сильнее», — сказал отец младшему сыну. Когда пришел день битвы, вождь вышел из жилища в полном боевом снаряжении и грозно заявил: — Я вождь племени и буду им до смерти, а после меня вождем станет мой младший сын.

Вопросы и задания:

  • Как вы думаете, почему два старших сына хвалили отца, а третий сын просто здоровался?
  • В чем, кроме слов, человек может проявить свою любовь к другому человеку?
  • Если бы вы были вождем племени, как бы вы проверили, кто любит вас сильнее?
  • Почему младший сын решил лечить отца, хотя болезнь считалась неизлечимой?
  • Нарисуйте портрет человека, которого вы любите больше всего.

Что хранят книги?

Маленький сын вождя был умным мальчиком. Однажды в племя пришел белый учитель и сказал, что в селении открылась школа. Учитель предложил вождю записать детей племени в школу. Вождь подумал и привел в школу сына, но тот не хотел учиться. — Отец, природа научит меня всему, что мне нужно, — сказал мальчик. — Сначала научись читать, а потом говори, — ответил отец. Мальчик ходил в школу, но плохо слушал учителя. Нравилось ему только Природоведение. Однажды учитель принес на урок плоды инжира. — Эти плоды горькие! — воскликнул мальчик. — Я пробовал их в начале лета в лесу. — Еще я видел, как оса заползла внутрь. Того, кто съест этот плод, оса ужалит, — добавил мальчик. — Плоды инжира сладкие и полезные, — объяснил учитель. — В начале лета они горькие от белого млечного сока, который есть в незрелых плодах. Весной на фиговом дереве появляются мясистые плоды, внутри которых прячутся цветы. Маленькие фиговые осы переносят пыльцу с одних цветов на другие. Без этого плоды засохнут и не превратятся в сладкий инжир. — Откуда вы это знаете, учитель? — с удивлением спросил мальчик. — Я прочел об этом в книгах. Книги хранят знание. Звезды явятся — небо украсят, знания появятся — ум украсят, — ответил учитель. С этого дня сын вождя стал прилежным учеником и вскоре научился читать и писать. Отец, увидев сына с книгой, сказал: — Я рад, сын, что ты научился читать, только не забывай наши обычаи. — Восход солнца природу пробуждает, чтение книги голову просветляет, — улыбнулся сын.

Вопросы и задания:

  • Почему мальчик считал, что природа научит его всему?
  • Как и чему природа учит людей?
  • Расскажите о чем-нибудь необычном, что вы узнали из книг.
  • Каждый перечисляет все, что он знает, и получает от педагога такое количество камушков, сколько пунктов он перечислил. Дети должны опустить свои камушки в стеклянные сосуды с одинаковым количеством воды. Вода в сосудах поднимется. Педагог объясняет детям, что знания возвышают человека так же, как камешки поднимают уровень воды.

Диалог – презентация

«Страна Вежливости»

– Представим, что перед вами два указателя. Один из них показывает в страну Вежливости, а другой в страну, где нет никаких правил. В какую из этих стран вы хотели бы попасть? (Предупреждаю, что путь в страну Вежливости лежит через страну, в которой нет никаких правил) – Итак, мы попадаем в страну, где нет никаких правил. Главными лозунгами в этой стране являются лозунги: «А я так хочу!», «А мне все равно», «Я самая, самая!» – Представьте на минутку, что можно увидеть на улицах этой страны? – Хотели бы вы остаться в этой стране хотя бы на день, два, на неделю? Почему? – А теперь поспешим в страну Вежливости. В ней правит королева Этики. Она молода, красива, грациозна. Это она научила всех быть добрыми и внимательными, справедливыми и аккуратными. Это она научила жителей своей страны не только соблюдать правила поведения, но и хорошо относиться друг к другу. В этой стране каждый немного волшебник. Он непременно развеселит печального, поможет тебе, будет рад тебе и твоим успехам. – Итак, если вы хотите стать немного добрыми волшебниками, то нужно непременно познакомиться с добрыми (волшебными) словами. Спасибо («Пусть спасет тебя БОГ») Доброе утро! Добрый день! Добрый вечер! Пожалуйста! («пожалуй» – сделай милость, окажи любезность; «ста» – форма обращения. например, Андрей – ста, пожалуй ко мне завтра на именины).

Рассказ В.А. Сухомлинского «Обыкновенный человек»

попытайтесь определить, о каких поступках людей в нем идет речь?

«В жаркой сухой степи колодец. Возле колодца изба, в ней живут дед с внуком. У колодца на длинной веревке ведро. Идут, едут люди – заворачивают к колодцу, пьют воду, благодарят деда.

Однажды ведро оторвалось и упало в глубокий колодец. Не было у деда другого ведра. Нечем воды достать и напиться.

На другой день утром подъезжает к дедовой избе мужик на телеге. Под соломой у него ведро. Проезжий посмотрел на колодец, глянул на деда с внуком, ударил кнутом лошадей и поехал дальше.

-Что это за человек? – спросил внук деда.

-Это не человек, — ответил дед.

В полдень проезжал мимо дедовой избы другой хозяин. Он достал из-под соломы ведро, привязал к веревке, достал воды и напился сам, дал напиться деду и внуку; вылил воду в сухой песок, спрятал ведро опять в солому и поехал.

-Что это за человек? – спросил внук деда.

-И это еще не человек, — ответил дед.

Вечером остановился у дедовой избы третий проезжий. Он достал из телеги ведро, привязал к веревке, набрал воды, напился. Поблагодарил и поехал, а ведро оставил привязанным у колодца.

-А это что за человек? — спросил внук деда.

-Обыкновенный человек, — ответил дед.»

— Что вы можете сказать о главных героях рассказа? Какие они? Почему?

— Согласны ли вы с той характеристикой, которую давал дедушка проезжим? Какой он – обыкновенный человек? – (добрый, заботиться о других, помогает…) В разное время у людей было разное понятие норм, об этом мы поговорим на следующем уроке.

Занятие по сказке СЕРДЦЕ МАМЫ

Прочитайте сказку СЕРДЦЕ МАТЕРИ, автор — М. Скребцова.

Большая красавица береза росла в лесу с тремя маленькими дочками — тонкоствольными березками. Своими раскидистыми ветвями Береза мать защищала дочек от ветра и дождя. А жарким летом — от палящего солнца. Березки быстро подрастали и радовались жизни. Рядом с мамой они не боялись ничего.

Однажды в лесу разыгралась сильная гроза. Гремел гром, на небе сверкали молнии. Маленькие березки трепетали от страха. Береза крепко обняла их ветвями и стала успокаивать: «Не бойтесь, молния не заметит вас за моими ветвями. Я — самое высокое дерево в лесу».

Не успела Береза мать договорить, как раздался оглушительный треск, острая молния ударила прямо в Березу и опалила сердцевину ствола. Береза, помня о том, что должна защищать своих дочек, не загорелась. Ливень и ветер пытались повалить Березу, но она все-таки стояла.

Ни на минуту Береза не забывала о своих детях, ни на минуту не ослабила свои объятия. Только когда гроза прошла, ветер стих, а над умытой землей снова засияло солнце, ствол Березы покачнулся. Падая, она прошелестела своим детям: «Не бойтесь, я не ухожу от вас. Молнии не удалось разбить мое сердце. Мой поверженный ствол зарастет мхом и травой, но материнское сердце не перестанет биться в нем никогда.» С этими словами ствол Березы матери рухнул, не задев при падении ни одной из трех тонкоствольных дочек.

С тех пор вокруг старого пня растут три стройные березки. А возле березок лежит заросший мхом и травой ствол. Если вы набредете в лесу на это место, сядьте отдохнуть на ствол Березы — он удивительно мягкий! А затем закройте глаза и прислушайтесь. Вы, наверняка, услышите, как бьется в нем материнское сердце…

Вопросы и задания к сказке:

  • Расскажите, как будут жить три дружных сестрицы без мамы. В чем и как поможет им материнское сердце?
  • Представьте, что все деревья — это большая семья. Расскажите, кто в этой семье родители, кто бабушка и дедушка, кто дети.
  • Как вы думаете, почему мама всегда защищает своих детей?
  • Подумайте и расскажите, чем вы можете помочь маме, если у нее неприятности на работе, плохое самочувствие и т.д.
  • Представьте, что на одну неделю вашей маме пришлось уехать, и вам необходимо в течение недели выполнять все мамины дела. Перечислите эти дела и подумайте, когда и как вы их будете выполнять.

«Спасибо» В.А. Сухомлинский

По лесной дороге шли двое – дедушка и мальчик. Было жарко, захотелось им пить. Путники подошли к ручью. Тихо журчала прохладная вода. Они наклонились, напились. – Спасибо, тебе ручей, – сказал дедушка. Мальчик засмеялся. – Вы зачем сказали ручью «спасибо»? – спросил он дедушку – Ведь ручей не живой, не услышит твоих слов, не поймет твоей благодарности. – Это так. Если бы напился волк, он бы «спасибо» не сказал. А мы не волки, мы – люди. Знаешь ли ты, для чего человек говорит «спасибо»? Подумай, кому нужно это слово? Мальчик задумался. Времени у него было много. Путь предстоял долгий…

infourok.ru

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Рубрики

  • Букет
  • Букеты
  • Гербарий
  • Коллекции гербариев
  • Красивые букеты
  • Необычные цветы
  • Оригинальные поделки
  • Поделки
  • Разное
  • Рисунки
  • Рисунки для начинающих
  • Своими руками
  • Советы и лайфхаки
  • Советы новичкам
  • Цветы
2019 © Все права защищены. Карта сайта