Что такое добродетели? Добродетель и порок
Как говорил герой известного мультфильма: «Если добрый ты — это хорошо, а когда наоборот — плохо!» С рождения каждый человек живет в обществе, совершает те или иные поступки и получает им соответствующие оценки. Темой этой статьи станут в основном хорошие и праведные поступки человека, делающего добро или стремящегося к этому. Что такое добродетели, какие они бывают и как можно помочь себе в приобретении таких качеств? Давайте разбираться.
Основные понятия
Добродетель и порок — для многих эти определения не вполне понятны, ведь в обыденном ежедневном употреблении такие слова встречаются нечасто. Конечно, каждый ребенок знает, что такое хорошо и что такое плохо. Однако, в отличие от ценностных установок, принятых в обществе, норм этики и морали, добродетель — это внутренняя потребность творить добро не потому, что «так надо», а просто потому, что иначе не можешь. Также добродетелью можно признать и некие личностные качества человека, помогающие ему найти свое место в обществе. Такими, например, могут быть:
- вежливость;
- дружелюбие;
- умение сострадать и сопереживать;
- ответственность;
- честность;
- работоспособность и так далее.
Порок — обратная сторона добродетели, а точнее, ее противоположность. Любой поступок, приводящий к причинению вреда самому себе либо окружающему миру, можно считать порочным. Исходя из этого, пороком можно признать и предосудительные черты характера:
- лень;
- жадность;
- зазнайство;
- лживость;
- зависть и другие.
Анализ и исследование человеческих пороков и добродетелей всегда интересовали умы просвещенных людей как древних, так и более современных. Собственную классификацию добродетелей составляли разные философские и религиозные учения.
Во времена античности
Еще древние греки замечали, что путь к праведности довольно тяжел. Добродетель не дается от рождения, дорога к ней терниста и требует немалых усилий. Исходя из древнегреческой философии различают такие ее виды:
- умеренность;
- мудрость;
- мужество;
- справедливость.
Главенствующую роль при этом великий Сократ отдавал мудрости, а источником возникновения каждой считал разум. А вот его ученик, не менее великий философ Платон считал, что каждая из добродетелей зиждется на персональном свойстве души: мудрость исходит от разума, а мужество опирается на волю. При этом он также отмечал, что каждому сословию более присуща какая-то определенная добродетель — так, не стоит ждать мужества или мудрости от ремесленника, а умеренности — от воинов или правителей.
Рассуждая о том, что такое добродетели, нельзя не вспомнить и Аристотеля, разделившего человеческую сущность на добродетель воли (этическую) и ума (дианоэтическую). Он считал, что чувственная, неразумная часть любого человека послушна его умственной (разумной) части. Добродетель при этом определялась как умение находить во всем «золотую середину», отклонение же в ту или иную сторону признавалось пороком. То есть это своеобразное мерило между недостатком или избытком чего-либо.
О великий ренессанс
В Средние века, во времена Ренессансного гуманизма, добродетель — virtus — считалась главной категорией, определяющей идеальную личность. Uomo virtuoso — так звался человек, ею обладающий. Понятием этим охватывался целый комплекс нравственных норм, приобретающий с течением времени более разнообразные оттенки.
С одной стороны, понятие о том, что такое добродетели, основывалось на положениях античной этики и трактовалось как разумное самоограничение в духовных и физических потребностях. С другой, образ идеального человека — uomo virtuoso — немного смягчался новыми идеями о нераздельности тела и души, земных и духовных потребностях. Поэтому идеальным считался человек не только разумный, но и деятельный, ведь первейшая обязанность человека — постоянное саморазвитие, стремление к познанию и полезной деятельности.
«Новые» времена
С течением времени понятие о том, что такое добродетели приобретало новые формы. Один из ведущих представителей философии «нового» времени — Спиноза — считал добродетелью пользу, которую человек способен принести окружающему миру. А вот согласно Канту, добродетель — есть твердая моральная устойчивость в следовании своему долгу, никогда, впрочем, не становящаяся привычкой, а всякий раз требующая осознанного выбора.
Небезызвестный политический деятель, писатель и дипломат Бенджамин Франклин в собственной автобиографии обозначил принцип «тринадцати добродетелей», которые должны быть присущи успешному человеку:
- спокойствие;
- скромность;
- справедливость;
- умеренность;
- бережливость;
- трудолюбие;
- порядок;
- молчание;
- решительность;
- искренность;
- воздержание;
- чистота;
- целомудрие.
По большому счету, список этот можно продлить еще многократно, например, педантичные немцы определяют его гораздо большим числом пунктов.
Прусские добродетели
Этот перечень лучших человеческих качеств берет свое начало со времен лютеранства эпохи Просвещения. Появилось понятие немецких добродетелей во время правления короля Фридриха Вильгельма I, укрепившего внутреннее положение Пруссии в XVIII веке. До сих пор остается загадкой почему был выделен именно такой набор, однако, массовое следование ему принесло ощутимую пользу и оставило довольно весомый след в истории Пруссии. Вот как выглядят истинные добродетели человека, по мнению Фридриха Вильгельма I:
- бережливость;
- любовь к порядку;
- искренность;
- неподкупность;
- послушание;
- богобоязненность;
- сдержанность;
- усердие;
- скромность;
- честность;
- верность;
- твёрдость;
- прямолинейность;
- чувство справедливости;
- дисциплинированность;
- субординация;
- надёжность;
- самоотверженность;
- мужество;
- храбрость;
- пунктуальность;
- чувство долга.
Христианский взгляд
Обсуждая разные взгляды на положительные черты характера человека нельзя не затронуть такое понятие, как христианские добродетели. Это более-менее общее понятие можно разделить на две большие части:
- кардинальные — к которым относят 4 понятия, пришедшие к нам из античной философии;
- теологические — учение о которых привнесло в нашу жизнь христианство;
В итоге получился вот такой перечень:
- мужество;
- умеренность;
- благоразумие;
- справедливость;
- надежда;
- любовь;
- вера.
Немногим позже этот список претерпел значительные изменения и утвердился новый, представляющий собой семь добродетелей, противостоящих в западном христианстве семи смертным грехам:
- терпение;
- смирение;
- кротость;
- целомудрие;
- усердие;
- умеренность;
- любовь.
Внутреннее противостояние
Безусловно, каждый человек знает, какой поступок будет во благо, а что несет зло, тем не менее добродетель и порок представляют собой внутренний конфликт для большинства из нас. Трудность нравственного выбора всегда была присуща человеку. «Знаю праведное, но выбираю приятное» — такой принцип жизни актуален и сегодня. Ведь, согласитесь, понимание слова добродетели, ее смысла, еще не означает соответствующего поведения.
Долгое время такое положение вещей воспринималось как некий парадокс. И действительно — логически понять, как можно вести неправедную жизнь, зная о том, что она порочна, довольно трудно. Именно поэтому в эпоху античности знание, не примененное на практике, таковым не считалось. Согласно Аристотелю и Сократу, если человек знает, как правильно, а поступает вопреки, то это означает, что действия его основаны не на истинном знании, а на личном мнении. В таком случае человеку полагается достичь настоящего знания, подтвержденного практически.
Исходя же из христианского учения, плохие мысли и поступки человека говорят о грешности его тела, а значит, нужно полностью отрешиться от земной практичности и рациональности, отринуть грешную плоть, мешающую достичь истинной духовной гармонии.
Как бы то ни было, но независимо от того, понимается ли добродетельность как разумность или праведность, обретается она человеком в процессе осознания двойственности своей натуры и способности к разрешению внутреннего конфликта.
Что сделает вас добродетельным
От самого рождения и до смерти человек живет в обществе себе подобных. Наблюдая за поведением других людей, постигая законы, принятые в социуме, он вырабатывает некую модель поведения. Получая одобрение или порицание своих поступков со стороны других людей, человек выстраивает для себя некую шкалу ценностей, следование которой считает наиболее приемлемым.
Основным шагом на пути к познанию добродетели можно считать признание значимости и ценности других людей. Живя в социуме, невозможно ориентироваться исключительно на личные интересы и убеждения. Только признание ценности людей, живущих рядом, трезвая оценка собственных моральных качеств, постоянное самосовершенствование могут сделать человека достойным подражания.
Как по традиции выглядят семь добродетелей
Издревле скульпторы и художники воплощали свое видение пороков и добродетелей в самых различных образах. Чаще всего это были изображения молодых красивых женщин в длинных одеждах, имеющих при себе разнообразные атрибуты.
Христианские добродетели, например, могли выглядеть так:
- Вера — девушка в белом одеянии, держащая в руках крест, знаменующий смерть Христа, или хрустальную чашу. Также может изображаться со щитом или светильником в руках.
- Другая добродетель — Любовь — первоначально выглядела как жертвенный агнец или пеликан, в канонической живописи выглядит как женщина со множеством ласкающихся детей либо с пылающим сердцем в руке. Также довольно популярно другое изображение — девушки, одной рукой сеющей семена, а другую прижимающей к сердцу.
- Надежда — девушка в зеленых одеждах, склоненная в молитве, иногда с крыльями или якорем. В другой версии она протягивает руки к солнцу в молитвенном жесте, а подле нее сидит сгорающий Феникс.
- Мужество, благоразумие, умеренность и справедливость тоже изображались в женских обличьях.
Какая лучше, куда стремиться?
Удивительно, но, объясняя само понятие добродетели и предлагая пути к ее постижению, ни один из величайших философов античности и современности так и не смог достоверно определить, что же есть высшая добродетель. Сократ и Платон, например, считали, что это мудрость (знание), Аристотель — умеренность, Конфуций — преданность и почитание старших. Христианское же учение наивысшей добродетелью называет любовь (в основном к богу). Вероятно, каждый сам может определить для себя, какую же из них почитать больше других, ведь невозможно достичь совершенства во всех направлениях.
fb.ru
Пороки и Добродетели | Хроники Тьмы Вики
У каждого персонажа есть сильные и слабые стороны, благородные порывы и тёмные страсти. Хотя большинство людей старается культивировать добродетели и избегать пороков, и то и другое можно назвать врождёнными элементами личности, равноправными звеньями нашего эго, хотим мы признавать это или нет.
Первая редакция Править
Каждый персонаж начинает игру с одной ключевой Добродетелью и одним ключевым Пороком, которые он выбирает ещё на этапе создания персонажа. И Добродетели, и Пороки могут полностью отражать предысторию и концепцию персонажа, а могут быть использованы для создания контраста с внешней частью его характера, что поможет сформировать интересный для отыгрыша конфликт. Священник может обладать Добродетелью Веры и Пороком Гордыни: это человек, горячо убеждённый в праведности своих принципов и верящий в окружающих — однако именно вера порой становится источником его самодовольства. Такое применение Добродетелей и Пороков носит сугубо дополнительный характер, поскольку они вытекают из предыстории персонажа. Однако можно использовать и контрастный подход, наделив персонажа Добродетелью Веры и Пороком Гнева. Он верит в спасительную силу праведности и врождённую ценность всего человечества, но иногда развращённость мира заставляет его обрушивать неистовую ярость на тех, кто пренебрегает принципами его веры. В результате рождается конфликт, всё сильнее терзающий персонажа по мере того, как он пытается примирить свою врождённую слабость с религией, которой он посвятил свою жизнь.
Всякий раз, когда действия персонажа в трудных условиях отражают его личную Добродетель или Порок, он укрепляет основу своего мироощущения. Если Рассказчик считает, что действия протагониста на протяжении сцены хорошо отражали его Порок, персонаж восстанавливает одно очко Воли, которое он потратил ранее в ходе игры. Если Рассказчик видит, что на протяжении всей главы (игровой сессии) действия персонажа соответствовали его Добродетели, тот восстанавливает все потраченные очки Воли. Не забывайте, что эти действия необходимо совершать в обстоятельствах, представляющих определённый риск для протагониста и связанных с трудностями, которые необходимо преодолеть для удовлетворения своего Порока или Добродетели. Повседневные проявления Веры или Гордыни не настолько значительны, чтобы персонаж мог укрепить своё мужество или восстановить пошатнувшееся мироощущение.
Следование Добродетели приносит больше пользы, чем удовлетворение Порока, по двум причинам. Во-первых, жизнь так устроена, что человеку всегда бывает трудно проявить необычайное человеколюбие в мире, который тонет в океане агрессии и эгоизма. Такое поведение требует самоотверженности и упорства. Во-вторых, возможности удовлетворения своих первобытных страстей и желаний встречаются слишком часто и зачастую требуют просто вступить на путь наименьшего сопротивления, что исключает возможность действовать во имя высшего идеала. А потому потакание своему Пороку приносит меньшую выгоду, которую, тем не менее, зачастую бывает легко получить.
Персонаж не приобретает новых Пороков или Добродетелей в ходе игры. Врождённые качества, определяющие основные мотивы всей его жизни, просто не могут измениться. Кроме того, они не вступают во взаимодействие ни с одной другой характеристикой.
Семь Добродетелей и Пороков, описанных ниже, намеренно взяты из западной, иудео-христианской моральной концепции (т.н. «семь небесных добродетелей» и «семь смертных грехов»), однако важно заметить, что практически все культуры превозносили ценность этих добродетелей и подвергали критике эти пороки.
ПримерПравить
Офицера полиции Васкеза характеризует Добродетель Справедливости и Порок Жадности. В ходе расследования он обнаруживает, что группа детективов прикрывает местных наркодельцов в обмен на часть выручки. Если Васкез сообщит о деятельности этой группы в Министерство Внутренних Дел, товарищи начнут презирать его как стукача. Если он рискнёт и будет действовать в соответствии со своей Добродетелью, то восстановит потраченный запас Воли в конце истории. С другой стороны, если он использует эту информацию, чтобы шантажировать детективов, и потребует свою долю, его могут посадить — однако это соответствует его Пороку и сулит ему получением дополнительного очка Воли.
ДобродетелиПравить
В ходе создания персонажа вы должны выбрать одну из семи Добродетелей, представленных ниже. Она становится главным из положительных качеств протагониста. Это не означает, что он не может иметь другие достоинства и не способен на прочие формы альтруизма, однако подобная Добродетель больше других говорит о принципах вашего персонажа.
ПорокиПравить
В ходе создания персонажа вы должны выбрать один из семи Пороков, представленных ниже. Такой Порок становится главным из отрицательных качеств протагониста. Это не означает, что он не может иметь и других слабостей или тёмных желаний, однако этот Порок больше всех остальных говорит о принципах персонажа.
Вторая редакцияПравить
Вместо того, чтобы выбирать из списка Добродетелей и Пороков во время создания персонажа, игрок должен определить одну Добродетель и один Порок, совместно с Рассказчиком. Добродетель и Порок должны отвечать следующим критериям.
- И Добродетель, и Порок должны описывать доминирующие черты личности. Физическое описание (например «Неопрятный»), не подходят.
- Таким же образом, прилагательные черт, которые описывают существующие Атрибуты, Преимущества или Навыки не подходят. «Сильный» или «Сдержанный» не подходят.
- Добродетель персонажа должна быть чем-то, что дает персонажу большее чувство самореализации, но которую часто возникает соблазн проигнорировать. Это его высшее призвание, черта личности, которая выходила бы на первый план, если бы персонаж не жил в Мире Тьмы. Она должна быть одновременно и трудно отыгрываемая и заставляющая хорошо себя чувствовать, когда персонаж прилагает усилия.
- Порок персонажа, с другой стороны, является источником комфорта и отключения от мира. Порок должен быть легко досягаем: хулиганы нападают, чтобы избежать собственного страха или алкоголик, который пьет, чтобы забыться.
- Прилагательные, выбранные для Добродетели и Порока должны быть разными, но только для одного персонажа — нормально для одного персонажа в хронике иметь «Амбициозный» в качестве Добродетели, а другой персонаж его же в качестве Порока.
- Добродетель и Порок не связаны с Целостностью. Вы не должны выбирать «Нравственный» в качестве Добродетели, и «Безнравственный» или похожие прилагательные в качестве Порока. Должна быть возможность пережить переломный момент, во время отыгрыша в соответствие с вашей Добродетелью.
- Несмотря на то, что персонажи не должны иметь одни и те же Пороки и Добродетели в течение жизни, они не должны быть временными или легко преодолимыми. Обе черты должны глубоко сидеть в личности персонажа, быть его основой.
- Вся группа должны согласовать Добродетели и Пороки. Так как они являются основным средством восстановления Воли в игре, Порок это основное состояние и сигнал, как игрок намерен неоднократно отыгрывать персонажа. Если ваш предполагаемый Порок создает дискомфорт другому игроку, вы должны выбрать другой.
В игреПравить
Когда персонаж действует в соответствии со своими Добродетелями и Пороками в течение сцены, его самоощущение усиливается, и запасы внутренней силы будут обновлены.
Если Рассказчик решит, что действия вашего персонажа во время сцены отражают его пороки, он восстанавливает один потраченный пункт Воли. Обратите внимание, что по пересмотру правил Мира Тьмы, отыгрыш Порока не обязательно должен представлять опасность или трудность для вашего персонажа.
Если Рассказчик решает, что действия вашего персонажа отражали его Добродетель вовремя сцены, и создали трудности или риск, персонаж восстанавливает все потраченные пункты Воли. Таким образом, он может восстановить Волю до двух раз за главу/игровую сессию.
ИзменениеПравить
Персонажи могут изменять свои Добродетели и Пороки в ответ на события, изменяющие жизнь или личность. Должно быть выполнено одно из следующих условий.
Несколько Добродетелей и ПороковПравить
Несмотря на то, что у даже самых аморальных персонажей все еще есть Добродетель и даже самые святые страдают от искушения Порока, некоторые персонажи так сильно отождествляются с эгоизмом или риском собой во имя других, что они применяют второй признак, как представлено в нижеописанных Преимуществах.
ПримерыПравить
ДобродетелиПравить
Перечисленные ниже Добродетели это не весь список, а просто помощь игрокам в создании собственных Добродетелей.
- Надеющийся: Так или иначе, ваш персонаж не отчаивается в Мире Тьмы, сохраняет оптимизм, полагая, что в конечном итоге все будет хорошо. Возвращайте Воли, когда ваш персонаж отказывается оставить надежду, принимая на себя риск ожидания лучшего завтра.
- Влюбленный: Ваш персонаж определяется великой любовью, возможно в идеал или организацию, но обычно в человека или группу людей. Возвращайте Волю, когда ваш персонаж подвергает себя опасности ради своего объекта любви.
- Честный: определение вашему персонажу — правда. Несмотря на то, что Мир Тьмы заставляет каждого лукавить или рассказывать сладкую ложь для защиты других людей от Бога-Машины, самоощущение такого персонажа строится на фундаментальной честности. Возвращайте Волю, когда ваш персонаж подвергает себя опасности, отказываясь лгать.
- Скромный: Вашему персонажу на самом деле, не нужен ли статус, ни власть. Даже если он получает авторитетную позицию, он видит себя как одного из этих ребят. Возвышение себя будет отрицать важность жизни других. Возвращайте Волю, когда ваш персонаж отклоняет возможность получить власть, которая решит его проблемы.
- Надежный: Когда ваш персонаж дает обещание, он его сдерживает. Его самоощущение полагается на то, что другие верят и доверяют ему. Возвращайте Волю, когда персонаж держит обещание, но только то, что подвергнет его риску.
- Верный: Ваш персонаж верен группе, возможно персонажам других игроков. Его преданность не слепота — он мог видеть недостатки, когда подписывался на это, но это не поколебало его верность. Возвращайте Волю, когда персонаж подвергается опасности, отказываясь действовать против интересов группы.
- Амбициозный: Ваш персонаж действующая должность. У него есть цели, которые он хочет достигнуть и идет к ним. Для некоторых людей, которые не заслуживают того одобрения, которого они ищут, амбиции являются Пророком — но для вашего персонажа это путеводная миссия. Возвращайте Волю, если персонаж подвергается риску ради его долгосрочной цели.
- Справедливый: Вашим персонажем движет чувство честной игры и справедливости -желание видеть, что все получают то, что заслуживают. Он будет высовываться, чтобы убедиться, что всем досталось по справедливости, даже если это идет против его собственных интересов. Это включает в себя наказание тех, кто этого заслуживает по мере их противоправного деяния. Возвращайте Волю, когда из-за стремления к справедливости, персонаж только наполовину выполняет свои цели.
- Спокойный: Ваш персонаж является пацифистом в этом грязном и опасном мире. Будь это из-за глубоких религиозных верований, философских решений или простого отсутствия склонности к насилию, он не может заставить себя обидеть другого человека. Возвращайте Волю, когда ваш персонаж разрешает конфликт, в котором он подвергается опасности, без использования кровопролития.
- Щедрый: Ваш персонаж ощущает комфорт, когда что-то дает другим. Он может быть благотворителем или же просто быть готовым дать взаймы своим друзьям, и не задавать вопросов. Он часто воспринимает это как должное, но чувствует разницу. Возвращайте Волю, когда ваш персонаж лишает себя жизненно важного ресурса из-за своей щедрости, что подвергает его опасности.
- Праведный: Ваш персонаж знает, что живет в развращенном мире и он зол на это. Он готов противостоять лицемерию и злу, там, где он его видит, не зависимо от того, кто является раздражителем и посылает последствия к черту. В лучшем случае, он защитник системы или инфраструктуры. В худшем, он с каменным лицом стоит бескомпромиссным препятствием для сильных мира сего, только и ждет подходящего случая. Возвращайте Волю, когда ваш персонаж отказывается позволить свершиться несправедливости, что ставит его в опасное положение.
- Мужественный: Ваш персонаж очень храбрый человек. Он получает острые ощущения от встречи и преодоления проблем, являются ли они физическими или социальными. Он не обязательно упорный или самоуверенный — истинная храбрость является готовность продолжать, несмотря на опасения, без отсутствия страха. Возвращайте Волю, когда храбрость вашего персонажа вызывает или увеличивает риск или опасность.
- Терпеливый: Ваш персонаж не приемлет спешки в подготовке или знаниях. Он хочет планировать каждое действие и выжидает нужное время при расследовании, ожидая пока разовьется ситуация, перед тем как вмешаться. Однако, Мир Тьмы никого не ждет, и события часто опережают подготовку. Восстанавливайте Волю, когда ваш персонаж сбит с толку, так как был слишком занят планированием, чтобы правильно реагировать на события.
ПорокиПравить
Как и список Добродетелей, список Пороков предназначен только для того, чтобы направить мысли игроков в нужную сторону.
- Пессимистический: Ваш персонаж имеет тенденцию погрязать в плохих ситуациях, громко оплакивая свою судьбу и полагая, что все безнадежно. Возвращайте пункт Воли, когда персонажа отказывается действовать во время сцены, полагая, что все его усилия бесплодны.
- Ненавидящий: Ваш персонаж ослеплен ненавистью к чему-то — человеку, группе, вере или к самому Богу-Машине. Его антипатия настолько сильна, что мешает ему чисто мыслить, что приводит к бесплодным атакам на источник ярости. Возвращайте пункт Воли, когда персонаж проводит время в сцене, преследуя объект его ненависти.
- Лживый: Ваш персонаж не может сказать, что правда спасает его жизнь. У него может быть привычка говорить сладкую ложь или скрывать один крупный секрет, но обман является краеугольным камнем его личности. Возвращайте пункт Воли, когда он успешно поддерживает ложь, несмотря на других лиц, имеющих возможность раскрыть ее.
- Высокомерный: Для вашего персонажа самооценка становится самовозвеличиванием. Он определяет себя «лучше» остальных людей, показывает ли это его Атрибут или Навык, выражает доминирование в социальной ситуации или греется вниманием других людей, смотрящих на него. Возвращайте пункт Воли, когда у него есть возможность выразить свою огромную относительную ценность перед кем-то другим.
- Ненадежный: На вашего персонажа нельзя положиться. В принципе он даже может сдерживать свои обещания, когда ему это ничего не стоит, но когда поднимаются ставки и есть выбор между его собственным интересом и обещанием, он выбирает свои интересы. Возвращайте пункт Воли, когда персонаж нарушает данное обещания ради своего блага.
- Коварный: Верность вашего персонажа определяется его удобством, а не отношениями к самой лояльности. Он будет союзничать, если это будет выгодно, или просто уйдет от ответственности, когда ситуация будет сложной. Возвращайте пункт Воли, когда персонаж предает человека или группу, однако будьте очень осторожны с этим Пороком по отношению к персонажам игроков.
- Амбициозный: Ваш персонаж хочет продвигаться дальше и вне уважения, которое он получает за свои действия. Он жаждет продвижения, не обязательно к руководству, но хоть какому-то рангу. Возвращайте пункт Воли, когда ваш персонаж пытается улучшить свое социальное положение, вместо того, чтобы заняться чем-то полезным.
- Жестокий: Ваш персонаж имеет привычку крутить нож и причинять боль, чтобы просили его милости. Он может отказаться сдаться в бою или быть ублюдочным боссом, который унижает сотрудников, только потому, что чувствует себя от этого лучше. Возвращайте пункт Воли, когда ваш персонаж без дела мучает кого-то, кто находится в его власти.
- Насильственный: Ваш персонаж любит идти путем применения физической силы. Он часто прибегает к насилию для урегулирования конфликта. Возвращайте пункт Воли, когда ваш персонаж организовывает сцены ненужного насилия.
- Жадный: Это не то, что он хочет больше чем что-то другое, это больше чем нужда. Ваш персонаж любит копить ресурсы, которые могли быть полезны однажды, вместо того, чтобы позволить использовать их сейчас, минимизируя свой будущий риск их удорожания. Возвращайте пункт Воли, когда вы отклоните другого персонажа от получения преимущества, забирая его себе.
- Коррумпированный: Мир может быть системой, запущенной Богом-Машиной, но ваш персонаж является экспертом в том, чего он хочет от системы. Пристрастившийся к злоупотреблению организациями, как только оказывается в позиции власти, всех заставляет работать на его цели. Возвращайте пункт Воли, когда ваш персонаж злоупотребляет статусом или влиянием на группу от своего имени или другого заинтересованного лица.
- Трусливый: Ваш персонаж уклоняется от опасности, выходя за пределы простой осторожности, приближаясь к истинной трусости. Если он должен предстать перед опасностью, он пожелал бы, чтобы кто-нибудь встретил эту опасность вместо него. Восстановите пункт Воли, когда ваш персонаж обманывает или убеждает другого принять участие в рискованной ситуации, вместо того, чтобы сделать это самому.
- Торопливый: Ваш персонаж не терпит длинных и запутанных планов, предпочитая импровизировать. Он часто влипает в ситуацию, без полного ее понимания, но этот Порок не показывает того, как хорошо он справляется, когда спешит, а только то, что он действует, перед тем как подумает. Способность быстро адаптироваться, как и многие Торопливые персонажи, определяется параметром Сообразительности. Возвращайте пункт Воли, когда ваш персонаж подталкивает сцену, предпринимая решительные действия.
ru.chroniclesofdarkness.wikia.com
Порок человека. Пороки и добродетели человека
Все люди разные — это ни для кого не секрет. В одной личности могут уживаться как позитивные стороны характера, так и негативные. Сейчас хочется рассказать о том, какие существуют человеческие пороки.
Что есть порок?
В первую очередь нужно определиться с понятиями. Итак, что же такое пороки и добродетели человека? Их надо рассматривать вместе, ведь они являются отражением друг друга, разными сторонами одной медали. Это отрицательные и положительные стороны характера человека, которые проявляются в его делах и поступках. Данные черты характера формируют не только жизнь одного человека, но и оказывают влияние на окружающих, поэтому могут в значительной мере изменять жизнь близких людей как в позитивную сторону – добродетели, так и негативную – пороки.
О скульптурах
Если хочется рассмотреть вблизи все пороки человечества, стоит съездить в Москву и побывать на Болотной площади. Именно там, в 2001 году, была открыта серия памятников, посвященных негативным сторонам характера человека. Называется данная композиция «Дети – жертвы пороков взрослых». Двое детей играют в прятки, а их окружают 13 скульптур трехметрового роста с головами рыб или животных. Как рассказал автор Михаил Шемякин, это сделано нарочно, потому что пороки человека принято изображать в гипертрофированных образах. Памятники расположены в строгом порядке. Среди них можно найти воровство, проституцию, наркоманию, невежество, алкоголизм, лжеученость, садизм, равнодушие, пропаганду насилия, эксплуатацию детского труда, войну и нищету. Один памятник – для беспамятных.
Равнодушие
Если человека попросить выделить главные пороки человека, например, пять, он призадумается. И стоит сказать о том, что единого ответа не будет ни у кого. Ведь выбор – дело индивидуальное. Для кого-то один порок будет самым страшным, а кто-то отнесется к нему снисходительно. Однако огромное количество людей сходятся на том, что первым и самым главным пороком все же является равнодушие. Это отсутствие сопереживания себе подобным, т. е. людям и всем иным представителям живого мира. Именно эта черта присуща большинству убийц и насильников, она порождает беспорядки, вседозволенность и безнаказанность.
Лживость
Следующий порок человека – лживость. Который, сегодня, к слову, часто считается чуть ли не достоинством. Ведь заработать, например, огромные деньги в современном мире можно только обманом. Однако стоит сказать о том, что лживый человек никогда не заботится о чувствах окружающих, ему присуще наплевательское отношение. «Солгав однажды – обманет и во второй раз» — всем стоит помнить данную поговорку.
Продажность
Это отлично замаскированный порок человека, который распознать не так уж и легко. Часто он проявляется в особых жизненных ситуациях, когда нужно обеспечивать защиту и тыл. Согласитесь, он наиболее страшен в военное время?
Животность
Данный порок характеризует людей, которые живут исключительно для себя, удовлетворяя все свои «животные», первичные потребности. Часто они глупы и невежественны.
Жадность
Еще один весьма страшный порок человека – жадность. Это может быть как просто скряжничество, так и жажда накопления богатства, желание владеть как можно большим количеством ценностей и материальных благ. Такие люди никогда ничем не делятся, а чувство щедрости им просто чуждо.
Лицемерие
Следующий порок человека, который, к слову, иногда бывает весьма трудно распознать. Лицемерные люди в каждой ситуации выбирают удобную для себя позицию, дабы извлечь максимальную выгоду. Подобные персоны надевают «маску», чтобы выглядеть в глазах «нужных» людей лучше, чем есть на самом деле.
Зависть
Следующий порок человека – зависть. Часто проявляется во враждебности и неприязни к некому человеку, достигшему больших высот. Чужое благополучие затмевает разум завистнику и вводит в постоянное состояние недовольства собой и своим достатком.
Жестокость
Страшный порок, который присущ насильникам, убийцам и иным криминальным личностям. Выражается он в желании или потребности причинять боль всем живым существам (не только людям, но и животным). Они причиняют боль не только с физической стороны, например, побои, но и с психологической – иногда моральное давление перенести гораздо сложнее… Если объекту жестокости плохо, мучитель испытывает удовлетворение и некое подобие радости.
Злоба
Рассматривая человеческие пороки, не стоит обходить вниманием злобу. Некоторые люди озлоблены на всех и вся, они раздражительны, часто сквернословят и грубят.
Хитрость
Следующий порок – хитрость (сегодня он также рассматривается некоторыми людьми в позитивном смысле). Это значит, что человек может так изловчиться и исхитриться, что получает для себя максимальную выгоду часто в ущерб окружающим.
Эгоизм
Некое завышение значимости собственной персоны в сравнении с окружающими. Может выражаться в пренебрежительном отношении к остальным людям, к их интересам.
Наглость
Еще один порок человека, который проявляется в неуважении, презрении к собеседнику. Может сопровождаться грубыми жестами, бранной речью. Такое поведение свойственно типам, которые чувствуют свою безнаказанность и превосходство.
Тщеславие
Это желание человека любым способом обратить на себя внимание, пусть даже и негативным поведением. Подобные персонажи любят слышать хвалебные речи в свой адрес, желают уже при жизни взобраться на пьедестал. Часто так себя ведут пустые хвастунишки.
Противоположности
Стоит сказать о том, что все это – приобретенные пороки. Человек рождается tabula rasa – чистой доской, на которую ближайшее окружение (родители и общество) пишут свои, как сегодня принято говорить, отзывы. В зрелом возрасте человек может избавиться от всех своих пороков и превратить их в добродетели. Так, равнодушию отвечает сочувствие, лживости – честность, продажности – верность, жадности – щедрость, лицемерию – искренность, зависти – радость, жестокости – нежность, злобе – доброта, хитрости – прямолинейность, эгоизму – самоотдача, наглости – уступчивость, а тщеславию – скромность. Но работа над собой — одна из самых сложных…
fb.ru
Михаил Салтыков-Щедрин — Добродетели и Пороки: читать сказку для детей, текст онлайн на РуСтих
Добродетели с Пороками исстари во вражде были. Пороки жили весело и ловко свои дела обделывали; а Добродетели жили посерее, но зато во всех азбуках и хрестоматиях как пример для подражания приводились. А втихомолку между тем думали: «Вот кабы и нам, подобно Порокам, удалось хорошенькое дельце обделать!» Да, признаться сказать, под шумок и обделывали.
Трудно сказать, с чего у них первоначально распря пошла и кто первый задрал. Кажется, что Добродетели первые начали. Порок-то шустрый был и на выдумки гораздый. Как пошел он, словно конь борзый, пространство ногами забирать, да в парчах, да в шелках по белу свету щеголять — Добродетели-то за ним и не поспели. И не поспевши, — огорчились. «Ладно, говорят, щеголяй, нахал, в шелках! Мы и в рубище от всех почтены будем!» А Пороки им в ответ: «И будьте почтены с богом!»
Не стерпели Добродетели насмешки и стали Пороки на всех перекрестках костить. Выйдут в рубищах на распутие и пристают к прохожим: «Не правда ли, господа честные, что мы вам и в рубище милы?» А прохожие в ответ: «Ишь вас, салопниц, сколько развелось! проходите, не задерживайте! бог подаст!»
Пробовали Добродетели и к городовым за содействием обращаться. «Вы чего смотрите? совсем публику распустили! ведь она, того и гляди, по уши в пороках погрязнет!» Но городовые знай себе стоят да Порокам под козырек делают.
Так и остались Добродетели ни при чем, только пригрозили с досады: «Вот погодите! ушлют вас ужо за ваши дела на каторгу!»
А Пороки между тем всё вперед да вперед бегут, да еще и похваляются. «Нашли, говорят, чем стращать — каторгой! Для нас-то еще либо будет каторга, либо нет, а вы с самого рожденья в ней по уши сидите! Ишь, злецы! кости да кожа, а глаза, посмотри, как горят! Щелкают на пирог зубами, а как к нему приступиться — не знают!»
Словом сказать, разгоралась распря с каждым днем больше и больше. Сколько раз даже до открытого боя дело доходило, но и тут фортуна почти всегда Добродетелям изменяла. Одолеют Пороки и закуют Добродетели в кандалы: «Сидите, злоумышленники, смирно!» И сидят, покуда начальство не вступится да на волю не выпустит.
В одну из таких баталий шел мимо Иванушка-Дурачок, остановился и говорит сражающимся:
— Глупые вы, глупые! из-за чего только вы друг друга увечите! ведь первоначально-то вы все одинаково свойствами были, а это уж потом, от безалаберности да от каверзы людской, добродетели да пороки пошли. Одни свойства понажали, другим вольный ход дали — колесики-то в машине и поиспортились. И воцарились на свете смута, свара, скорбь… А вы вот что сделайте: обратитесь к первоначальному источнику — может быть, на чем-нибудь и сойдетесь!
Сказал это и пошел путем-дорогой в казначейство подать вносить.
Подействовали ли на сражающихся Иванушкины слова, или пороху для продолжения битвы недостало, только вложили бойцы мечи в ножны и задумались.
Думали, впрочем, больше Добродетели, потому что у них с голоду животы подвело, а Пороки, как протрубили трубы отбой, так сейчас же по своим прежним канальским делам разбрелись и опять на славу зажили!
— Хорошо ему про «свойства» говорить! — первое молвило Смиренномудрие, — мы и сами не плоше его эти «свойства» знаем! Да вот одни свойства в бархате щеголяют и на золоте едят, а другие в затрапезе ходят да по целым дням не евши сидят. Иванушке-то с пола-горя: он набил мамон мякиной — и прав; а нас ведь на мякине не проведешь — мы знаем, где раки зимуют!
— Да и что за «свойства» такие проявились! — встревожилось Благочиние, — нет ли тут порухи какой? Всегда были Добродетели и были Пороки, сотни тысяч лет это дело ведется и сотни тысяч томов об этом написано, а он на-тко, сразу решил: «свойства»! Нет, ты попробуй, приступись-ка к этим сотням тысяч томов, так и увидишь, какая от них пыль столбом полетит!
Судили, рядили и наконец рассудили: Благочиние правду сказало. Сколько тысяч веков Добродетели числились Добродетелями и Пороки — Пороками! Сколько тысяч книг об этом написано, какая масса бумаги и чернил изведена! Добродетели всегда одесную стояли, Пороки — ошуйю; и вдруг, по дурацкому Иванушкину слову, от всего откажись и назовись какими-то «свойствами»! Ведь это почти то же, что от прав состояния отказаться и «человеком» назваться! Просто-то оно, конечно, просто, да ведь иная простота хуже воровства. Поди-тко спроста-то коснись, ан с первого же шага в такое несметное множество капканов попадешь, что и голову там, пожалуй, оставишь!
Нет, о «свойствах» думать нечего, а вот компромисс какой-нибудь сыскать — или, как по-русски зовется, фортель — это, пожалуй, дельно будет. Такой фортель, который и Добродетели бы возвеселил, да и Порокам бы по нраву пришелся. Потому что ведь и Порокам подчас жутко приходится. Вот намеднись Любострастие с поличным в бане поймали, протокол составили, да в ту же ночь Прелюбодеяние в одном белье с лестницы спустили. Вольномыслие-то давно ли пышным цветом цвело, а теперь его с корнем вырвали! Стало быть, и Порокам на фортель пойти небезвыгодно. Милостивые государи! милостивые государыни! не угодно ли кому предложить: у кого на примете «средствице» есть?
На вызов этот прежде всех выступил древний старичок, Опытом называемый (есть два Опыта: один порочный, а другой добродетельный; так этот — добродетельный был). И предложил он штуку: «Отыщите, говорит, такое сокровище, которое и Добродетели бы уважило, да и от Пороков было бы не прочь. И пошлите его парламентером во вражеский лагерь».
Стали искать и, разумеется, нашли. Нашли двух бобылок: Умеренность и Аккуратность. Обе на задворках в добродетельских селениях жили, сиротский надел держали, но торговали корчемным вином и потихоньку Пороки у себя принимали.
Однако первый блин вышел комом. Бобылки были и мало представительны, и слишком податливы, чтоб выполнить возложенную на них задачу. Едва появились они в лагере Пороков, едва начали канитель разводить: «Помаленьку-то покойнее, а потихоньку — вернее», как Пороки всем скопищем загалдели:
— Слыхали мы-ста прибаутки-то эти! давно вы с ними около нас похаживаете, да не в коня корм! Уходите с богом, бобылки, не проедайтесь!
И как бы для того, чтобы доказать Добродетелям, что их на кривой не объедешь, на всю ночь закатились в трактир «Самарканд», а под утро, расходясь оттуда, поймали Воздержание и Непрелюбысотворение и поступили с ними до такой степени низко, что даже татары из «Самарканда» дивились: хорошие господа, а что делают!
Поняли тогда Добродетели, что дело это серьезное и надо за него настоящим манером взяться.
Произросло между ними в ту пору существо среднего рода: ни рак, ни рыба, ни курица, ни птица, ни дама, ни кавалер, а всего помаленьку. Произросло, выровнялось и расцвело. И было этому межеумку имя тоже среднего рода: Лицемерие…
Все в этом существе было загадкою, начиная с происхождения. Сказывали старожилы, что однажды Смирение с Любострастием в темном коридоре спознались, и от этого произошел плод. Плод этот Добродетели сообща выкормили и выпоили, а потом и в пансион к француженке Комильфо отдали. Догадку эту подтверждает и наружный вид Лицемерия, потому что хотя оно ходило не иначе, как с опущенными долу глазами, но прозорливцы не раз примечали, что по лицу его частенько пробегают любострастные тени, а поясница, при случае, даже очень нехорошо вздрагивает. Несомненно, что в этом наружном двоегласии в значительной мере был виноват пансион Комильфо. Там Лицемерие всем главным наукам выучилось: и «как по струнке ходить», и «как водой не замутить», и «как без мыла в душу влезть»; словом сказать, всему, что добродетельное житие обеспечивает. Но в то же время оно не избегло и влияния канкана, которым и стены, и воздух пансиона были пропитаны. Но, кроме того, мадам Комильфо еще и тем подгадила, что сообщила Лицемерию подробности об его родителях. Об отце (Любострастии) сознавалась, что он был моветон и дерзкий — ко всем щипаться лез! Об матери (Смирение) — что она хотя не имела блестящей наружности, но так мило вскрикивала, когда ее щипали, что даже и не расположенные к щипанию Пороки (каковы Мздоимство, Любоначалие, Уныние и проч.) — и они не могли отказать себе в этом удовольствии.
Вот это-то среднее существо, глаза долу опускающее, но и из-под закрытых век блудливо окрест высматривающее, и выбрали Добродетели, чтоб войти в переговоры с Пороками, и такой общий modus vivendi [образ поведения (лат.)]изобрести, при котором и тем и другим было бы жить вольготно.
— Да ты по нашему-то умеешь ли? — вздумало было предварительно проэкзаменовать его Галантерейное Обращение.
— Я-то? — изумилось Лицемерие, — да я вот как…
И не успели Добродетели опомниться, как у Лицемерия уж и глазки опущены, и руки на груди сложены, и румянчик на щечках играет… девица, да и шабаш!
— Ишь, дошлая! ну, а по-ихнему, по-порочному… как?
Но Лицемерие даже не ответило на этот вопрос. В один момент оно учинило нечто, ни для кого явственно не видимое, но до такой степени достоверное, что Прозорливство только сплюнуло: «Тьфу!»
И затем все одинаково решили: написать у нотариуса Бизяева общую доверенность для хождения по всем добродетельским делам и вручить ее Лицемерию.
Взялся за гуж, не говори, что не дюж: как ни горько, а пришлось у Пороков пардону просить. Идет Лицемерие в ихний подлый вертеп и от стыда не знает, куда глаза девать. «Везде-то нынче это паскудство развелось! — жалуется оно вслух, а мысленно прибавляет: — Ах, хорошо Пороки живут!» И точно, не успело Лицемерие с версту от добродетельской резиденции отойти, как уж со всех сторон на него разливанным морем пахнуло. Смехи, да пляски, да игры — стон от веселья стоит. И город какой отменный Пороки для себя выстроили: просторный, светлый, с улицами и переулками, с площадями и бульварами. Вот улица Лжесвидетельства, вот площадь Предательства, а вот и Срамной бульвар. Сам Отец Лжи тут сидел и из лавочки клеветой распивочно и навынос торговал.
Но как ни весело жили Пороки, как ни опытны они были во всяких канальских делах, а увидевши Лицемерие, и они ахнули. С виду — ни дать, ни взять, сущая девица; но точно ли сущая — этого и сам черт не разберет. Даже Отец Лжи, который думал, что нет в мире той подлости, которой бы он не произошел, — и тот глаза вытаращил.
— Ну, — говорит, — это я об себе напрасно мечтал, будто вреднее меня на свете никого нет. Я — что! вот он, настоящий-то яд, где! Я больше нахалом норовлю — оттого меня хоть и не часто, а все-таки от времени до времени с лестницы в три шеи спускают; а это сокровище, коли прильнет, — от него уж не отвертишься! Так тебя опутает, так окружит, что покуда все соки не вызудит — не выпустит!
Тем не менее, как ни велик был энтузиазм, возбужденный Лицемерием, однако и тут без розни не обошлось. Пороки солидные (аборигены), паче всего дорожившие преданиями старины, как, например: Суемудрие, Пустомыслие, Гордость, Человеконенавистничество и проч., — не только сами не пошли навстречу Лицемерию, но и других остерегали.
— Истинный порок не нуждается в прикрытии, — говорили они, — но сам свое знамя высоко и грозно держит. Что существенно нового может открыть нам Лицемерие, чего бы мы от начала веков не знали и не практиковали? — Положительно ничего. Напротив, оно научит нас опасным изворотам и заставит нас ежели не прямо стыдиться самих себя, то, во всяком случае, показывать вид, что мы стыдимся. Caveant consules! [Пусть консулы будут бдительны! (лат.)] До сих пор у нас было достаточно твердых и верных последователей, но ведь они, видя наши извороты, могут сказать: «Должно быть, и впрямь Порокам туго пришлось, коль скоро они сами от себя отрицаться должны!» И отвернутся от нас, вот увидите — отвернутся.
Так говорили заматерелые Пороки-Катоны, не признававшие ни новых веяний, ни обольщений, ни обстановок. Родившись в навозе, они предпочитали задохнуться в нем, лишь бы не отступить от староотеческих преданий.
За ними шла другая категория Пороков, которые тоже не выказали особенного энтузиазма при встрече с Лицемерием, но не потому, однако, чтобы последнее претило им, а потому, что они уже и без посредства Лицемерия состояли в секретных отношениях с Добродетелями. Сюда принадлежали: Измена, Вероломство, Предательство, Наушничество, Ябеда и проч. Они не разразились кликами торжества, не рукоплескали, не предлагали здравиц, а только подмигнули глазом: милости просим!
Как бы то ни было, но торжество Лицемерия было обеспечено. Молодежь, в лице Прелюбодеяния, Пьянства, Объедения, Распутства, Мордобития и проч., сразу созвала сходку и встретила парламентера такими овациями, что Суемудрие тут же нашлось вынужденным прекратить свою воркотню навсегда.
— Вы только мутите всех, старые пакостники! — кричала старикам молодежь. — Мы жить хотим, а вы уныние наводите! Мы в хрестоматию попадем (это в особенности льстило), в салонах блистать будем! нас старушки будут любить!
Словом сказать, почва для соглашения была сразу найдена, так что когда Лицемерие, возвратившись восвояси, отдало Добродетелям отчет о своей миссии, то было единогласно признано, что всякий повод для существования Добродетелей и Пороков, как отдельных и враждебных друг другу групп, устранен навсегда. Тем не менее старую номенклатуру упразднить не решались — почем знать, может быть, и опять понадобится? — но положили употреблять ее с таким расчетом, чтобы всем было видимо, что она прикрывает собой один только прах.
С тех пор пошло между Добродетелями и Пороками гостеприимство великое. Захочет Распутство побывать в гостях у Воздержания, возьмет под ручку Лицемерие, — и Воздержание уже издали, завидев их, приветствует:
— Милости просим! покорно прошу! У нас про вас…
И наоборот. Захочет Воздержание у Распутства постненьким полакомиться, возьмет под ручку Лицемерие, а у Распутства уж и двери все настежь:
— Милости просим! покорно прошу! У нас про вас…
В постные дни постненьким потчуют, в скоромные — скоромненьким. Одной рукой крестное знамение творят, другой — неистовствуют. Одно око горе возводят, другим — непрестанно вожделеют. Впервые Добродетели сладости познали, да и Пороки не остались в убытке.
Напротив, всем и каждому говорят: «Никогда у нас таких лакомств не бывало, какими теперь походя жуируем!»
А Иванушка-Дурачок и о сю пору не может понять: отчего Добродетели и Пороки так охотно помирились на Лицемерии, тогда как гораздо естественнее было бы сойтись на том, что и те и другие суть «свойства» — только и всего.
Читать сказку «Михаил Салтыков-Щедрин — Добродетели и Пороки» на сайте РуСтих онлайн: лучшие народные сказки для детей и взрослых. Поучительные сказки для мальчиков и девочек для чтения в детском саду, школе или на ночь.skazki.rustih.ru
Что такое добродетели? Добродетель и порок
Как говорил герой известного мультфильма: «Если добрый ты — это хорошо, а когда наоборот — плохо!» С рождения каждый человек живет в обществе, совершает те или иные поступки и получает им соответствующие оценки. Темой этой статьи станут в основном хорошие и праведные поступки человека, делающего добро или стремящегося к этому. Что такое добродетели, какие они бывают и как можно помочь себе в приобретении таких качеств? Давайте разбираться.
Основные понятия
Добродетель и порок — для многих эти определения не вполне понятны, ведь в обыденном ежедневном употреблении такие слова встречаются нечасто. Конечно, каждый ребенок знает, что такое хорошо и что такое плохо. Однако, в отличие от ценностных установок, принятых в обществе, норм этики и морали, добродетель — это внутренняя потребность творить добро не потому, что «так надо», а просто потому, что иначе не можешь. Также добродетелью можно признать и некие личностные качества человека, помогающие ему найти свое место в обществе. Такими, например, могут быть:
- вежливость;
- дружелюбие;
- умение сострадать и сопереживать;
- ответственность;
- честность;
- работоспособность и так далее.
Порок — обратная сторона добродетели, а точнее, ее противоположность. Любой поступок, приводящий к причинению вреда самому себе либо окружающему миру, можно считать порочным. Исходя из этого, пороком можно признать и предосудительные черты характера:
- лень;
- жадность;
- зазнайство;
- лживость;
- зависть и другие.
Анализ и исследование человеческих пороков и добродетелей всегда интересовали умы просвещенных людей как древних, так и более современных. Собственную классификацию добродетелей составляли разные философские и религиозные учения.
Во времена античности
Еще древние греки замечали, что путь к праведности довольно тяжел. Добродетель не дается от рождения, дорога к ней терниста и требует немалых усилий. Исходя из древнегреческой философии различают такие ее виды:
- умеренность;
- мудрость;
- мужество;
- справедливость.
Главенствующую роль при этом великий Сократ отдавал мудрости, а источником возникновения каждой считал разум. А вот его ученик, не менее великий философ Платон считал, что каждая из добродетелей зиждется на персональном свойстве души: мудрость исходит от разума, а мужество опирается на волю. При этом он также отмечал, что каждому сословию более присуща какая-то определенная добродетель — так, не стоит ждать мужества или мудрости от ремесленника, а умеренности — от воинов или правителей.
Рассуждая о том, что такое добродетели, нельзя не вспомнить и Аристотеля, разделившего человеческую сущность на добродетель воли (этическую) и ума (дианоэтическую). Он считал, что чувственная, неразумная часть любого человека послушна его умственной (разумной) части. Добродетель при этом определялась как умение находить во всем «золотую середину», отклонение же в ту или иную сторону признавалось пороком. То есть это своеобразное мерило между недостатком или избытком чего-либо.
О великий ренессанс
В Средние века, во времена Ренессансного гуманизма, добродетель — virtus — считалась главной категорией, определяющей идеальную личность. Uomo virtuoso — так звался человек, ею обладающий. Понятием этим охватывался целый комплекс нравственных норм, приобретающий с течением времени более разнообразные оттенки.
С одной стороны, понятие о том, что такое добродетели, основывалось на положениях античной этики и трактовалось как разумное самоограничение в духовных и физических потребностях. С другой, образ идеального человека — uomo virtuoso — немного смягчался новыми идеями о нераздельности тела и души, земных и духовных потребностях. Поэтому идеальным считался человек не только разумный, но и деятельный, ведь первейшая обязанность человека — постоянное саморазвитие, стремление к познанию и полезной деятельности.
«Новые» времена
С течением времени понятие о том, что такое добродетели приобретало новые формы. Один из ведущих представителей философии «нового» времени — Спиноза — считал добродетелью пользу, которую человек способен принести окружающему миру. А вот согласно Канту, добродетель — есть твердая моральная устойчивость в следовании своему долгу, никогда, впрочем, не становящаяся привычкой, а всякий раз требующая осознанного выбора.
Небезызвестный политический деятель, писатель и дипломат Бенджамин Франклин в собственной автобиографии обозначил принцип «тринадцати добродетелей», которые должны быть присущи успешному человеку:
- спокойствие;
- скромность;
- справедливость;
- умеренность;
- бережливость;
- трудолюбие;
- порядок;
- молчание;
- решительность;
- искренность;
- воздержание;
- чистота;
- целомудрие.
По большому счету, список этот можно продлить еще многократно, например, педантичные немцы определяют его гораздо большим числом пунктов.
Прусские добродетели
Этот перечень лучших человеческих качеств берет свое начало со времен лютеранства эпохи Просвещения. Появилось понятие немецких добродетелей во время правления короля Фридриха Вильгельма I, укрепившего внутреннее положение Пруссии в XVIII веке. До сих пор остается загадкой почему был выделен именно такой набор, однако, массовое следование ему принесло ощутимую пользу и оставило довольно весомый след в истории Пруссии. Вот как выглядят истинные добродетели человека, по мнению Фридриха Вильгельма I:
- бережливость;
- любовь к порядку;
- искренность;
- неподкупность;
- послушание;
- богобоязненность;
- сдержанность;
- усердие;
- скромность;
- честность;
- верность;
- твёрдость;
- прямолинейность;
- чувство справедливости;
- дисциплинированность;
- субординация;
- надёжность;
- самоотверженность;
- мужество;
- храбрость;
- пунктуальность;
- чувство долга.
Христианский взгляд
Обсуждая разные взгляды на положительные черты характера человека нельзя не затронуть такое понятие, как христианские добродетели. Это более-менее общее понятие можно разделить на две большие части:
- кардинальные — к которым относят 4 понятия, пришедшие к нам из античной философии;
- теологические — учение о которых привнесло в нашу жизнь христианство;
В итоге получился вот такой перечень:
- мужество;
- умеренность;
- благоразумие;
- справедливость;
- надежда;
- любовь;
- вера.
Немногим позже этот список претерпел значительные изменения и утвердился новый, представляющий собой семь добродетелей, противостоящих в западном христианстве семи смертным грехам:
- терпение;
- смирение;
- кротость;
- целомудрие;
- усердие;
- умеренность;
- любовь.
Внутреннее противостояние
Безусловно, каждый человек знает, какой поступок будет во благо, а что несет зло, тем не менее добродетель и порок представляют собой внутренний конфликт для большинства из нас. Трудность нравственного выбора всегда была присуща человеку. «Знаю праведное, но выбираю приятное» — такой принцип жизни актуален и сегодня. Ведь, согласитесь, понимание слова добродетели, ее смысла, еще не означает соответствующего поведения.
Долгое время такое положение вещей воспринималось как некий парадокс. И действительно — логически понять, как можно вести неправедную жизнь, зная о том, что она порочна, довольно трудно. Именно поэтому в эпоху античности знание, не примененное на практике, таковым не считалось. Согласно Аристотелю и Сократу, если человек знает, как правильно, а поступает вопреки, то это означает, что действия его основаны не на истинном знании, а на личном мнении. В таком случае человеку полагается достичь настоящего знания, подтвержденного практически.
Исходя же из христианского учения, плохие мысли и поступки человека говорят о грешности его тела, а значит, нужно полностью отрешиться от земной практичности и рациональности, отринуть грешную плоть, мешающую достичь истинной духовной гармонии.
Как бы то ни было, но независимо от того, понимается ли добродетельность как разумность или праведность, обретается она человеком в процессе осознания двойственности своей натуры и способности к разрешению внутреннего конфликта.
Что сделает вас добродетельным
От самого рождения и до смерти человек живет в обществе себе подобных. Наблюдая за поведением других людей, постигая законы, принятые в социуме, он вырабатывает некую модель поведения. Получая одобрение или порицание своих поступков со стороны других людей, человек выстраивает для себя некую шкалу ценностей, следование которой считает наиболее приемлемым.
Основным шагом на пути к познанию добродетели можно считать признание значимости и ценности других людей. Живя в социуме, невозможно ориентироваться исключительно на личные интересы и убеждения. Только признание ценности людей, живущих рядом, трезвая оценка собственных моральных качеств, постоянное самосовершенствование могут сделать человека достойным подражания.
Как по традиции выглядят семь добродетелей
Издревле скульпторы и художники воплощали свое видение пороков и добродетелей в самых различных образах. Чаще всего это были изображения молодых красивых женщин в длинных одеждах, имеющих при себе разнообразные атрибуты.
Христианские добродетели, например, могли выглядеть так:
- Вера — девушка в белом одеянии, держащая в руках крест, знаменующий смерть Христа, или хрустальную чашу. Также может изображаться со щитом или светильником в руках.
- Другая добродетель — Любовь — первоначально выглядела как жертвенный агнец или пеликан, в канонической живописи выглядит как женщина со множеством ласкающихся детей либо с пылающим сердцем в руке. Также довольно популярно другое изображение — девушки, одной рукой сеющей семена, а другую прижимающей к сердцу.
- Надежда — девушка в зеленых одеждах, склоненная в молитве, иногда с крыльями или якорем. В другой версии она протягивает руки к солнцу в молитвенном жесте, а подле нее сидит сгорающий Феникс.
- Мужество, благоразумие, умеренность и справедливость тоже изображались в женских обличьях.
Какая лучше, куда стремиться?
Удивительно, но, объясняя само понятие добродетели и предлагая пути к ее постижению, ни один из величайших философов античности и современности так и не смог достоверно определить, что же есть высшая добродетель. Сократ и Платон, например, считали, что это мудрость (знание), Аристотель — умеренность, Конфуций — преданность и почитание старших. Христианское же учение наивысшей добродетелью называет любовь (в основном к богу). Вероятно, каждый сам может определить для себя, какую же из них почитать больше других, ведь невозможно достичь совершенства во всех направлениях.
autogear.ru
Пороки и добродетели: ansari75
Источник порока – праздность и пресыщенность. А источник застоя и прозябания — нищета и изнуряющий труд ради пропитания. И если человеческое общество с ранних этапов своего зарождения искало пути к облегчению труда и ухода от нищеты и голода, то почему наше, уже развитое, просвещенное, сытое общество не ищет путей уйти от порока и развращенности?Казалось бы, так легко уйти от порока как уходят люди от тяжкого труда и нищеты. Но, оказывается, человек легко уходит только от трудностей. Порок же идет от избытка, пресыщенности и праздности. Иными словами, порок провоцирует богатство, но не бедность. Бедность может решиться на преступление, т.е. на нарушение закона, установленного богатыми. А порок нарушает лишь условности, созданные человеческим общежитием именно ради устранения порока как образа жизни. Но, увы, порок – это разновидность упоения богатством и уйти добровольно от него не способен ни один богатый.
Когда-то Аристотель, рассуждая об этике, говорил, что любой человек стремится к счастью и благополучию. Стремление к счастью зависит от вашего выбора, ведущего к добродетели или пороку. Правильный выбор – это путь к счастью через добродетель, а неправильный выбор – путь от счастья через порок. И порок, и добродетель зависят от привычки. Развив хорошие привычки, вы сможете получать от них удовольствие. Удовольствие же от порока будет вести к вредным привычкам, от которых трудно избавиться.
Хорошие привычки, или моральные добродетели, — это привычки делать правильный выбор среди благ, действительных и кажущихся.
Вредные привычки, называемые Аристотелем пороками, — это привычки делать неправильный выбор.
Аристотель подбирал всегда пороки парами, исходя из того, что порок от богатства может сочетаться с пороком, происходящим от бедности.
Так, например, жадность у бедного, вызванная его бедностью, у богатого становится расточительностью. Трусость бедного – дерзость богатого. Бесчувственность у бедного – распущенность у богатого. Корыстолюбие бедного – мотовство богатого; мелочность бедного – чванство и пошлость богатого.
Одной из важнейших добродетелей, ведущих к счастью, Аристотель считал умеренность.
Умеренность дает нам силы сопротивляться тому, что кажется хорошим в данный момент ради того, что действительно хорошо для нас в долгосрочной перспективе. Она позволяет нам желать богатства в нужном количестве — только как средство к другим благам, а не в качестве конечной цели.
Цель человека – это счастье. Но стремление к счастью эгоистично в той степени, что хорошая жизнь субъективна и не является хорошей жизнью для кого-то другого. Но, когда мы понимаем, что не в силах добиться своего счастья, не учитывая счастье других, оказывается, что нельзя быть абсолютно эгоистичными и успешными.
Именно поэтому, по мнению Аристотеля, умеренности и мужества недостаточно, и должна быть еще и справедливость.
Итак, если древние греки умели понять откуда происходят пороки, и какие социальные условия порождают расцвет пошлости, распущенности, вседозволенности, дерзости, граничащей с хамством, расточительности, уничтожающей природные ресурсы и надежды будущего, то нам в наше время начинать играть в конспирологию, изобретать тайные общества, якобы, стремящиеся растлить нас, ни к чему не ведет, кроме апатии и бездеятельности.
Увы. Порок не порождается заговорами элит, и деградация культуры мало зависит от усилий финансовых кругов сохранить свое влияние.
Конспирология хороша лишь для тех, кто пытается понять, почему мало симпатичная личность сегодня стала ведущей, и почему кто-то внезапно выиграл в рулетку у судьбы. Хотя, если верить Аристотелю: «как моральная добродетель не дают нам следовать в неверном направлении или выбирать плохие вещи, так и удача предоставляет нам действительные блага, получение которых находится не полностью в нашей власти». И в случае конспирологии, хотя колесо Фортуны раскручивают тайные круги элиты, но останавливается оно все же очень часто по воле случая.
Аристотель жил в IV в. до н.э. и его этика ни в чем не уступает христианским истинам. Более того, в отличие от евангельских притч и поучений, у Аристотеля налицо чисто научный подход, основанный на опыте и логике.
Чем нам не учебник жизни? Но вот беда, чем дальше общество уходило от Античности, тем меньше и меньше оно заботится о добродетелях и порицает порок, если вообще способно отличить его от добродетели, тем более понять причины их порождающие. Нужно было возникнуть настоящей науке, политэкономии, чтобы понять причины, по которым до сих пор процветает порок, а не добродетель. Такая наука появилась в 19 в. Более того, в 1917 году возникло государство, которое воплотило плоды новой политэкономии, и создало общество, вполне удовлетворяющее учению Аристотеля.
Но в нынешнем времени, после опыта построения социализма, после великих достижений этой системы, вместо изучения опыта великого государства, вместо достижений свободного разума и опыта мы находим очередную глупость конспирологии, домыслов, заговоров и прочей ни на чем не основанной фантасмагории. Впечатление такое, что люди в XXI в. растеряли остатки когда-то полученных в ВУЗах знаний и несутся без дороги и мысли вниз под гору сплошным комом снега (если не грязи).
«По Марксу выходило, что производительные силы почему-то всё время рвутся вверх, словно бы у них есть «восходящий инстинкт» — и только людские предрассудки, консерватизм властей и косность традиций мешают их взлёту. Но откуда мог бы взяться у производительных сил этот загадочный «восходящий инстинкт»? Почему они всё время рассматриваются как поплавок, и никогда – как грузило?
А ведь речь идёт о миллионолетиях зверства, дремлющих в душе человека, чаще всего цивилизованного лишь поверхностно, как дрессированный зверь в цирке…»
Как же нужно умственно и нравственно деградировать, чтобы разумность древних и даже их понимание социальной среды, сводить к инстинктам зла, ненависти, кровожадности человеческой натуры, забывая, что даже звери не абсолютные эгоисты и всегда руководствуются спасительным инстинктом взаимопомощи, чтобы выжить.
В чем причина столь яростного отрицания разумности и логики? Почему вместо Просвещения и знакомства с наследием прошлых веков, это наследие постоянно ставится под сомнение и даже объявляется фальшивкой, состряпанной тайными врагами человечества, а единственно нужным и ценным признается Православие и необходимость превратить науку в богословие?
В пылу отрицания знаний и истории, начинаются то поиски ДНК, то разоблачения мастерства древних, то все направления в развитии общества, вызванные законами эволюции и прогресса, объявляются всего лишь тайным заговором элит. В этом поиске врагов, самые страшные враги идеальной системы «Бог-царь-народ»,конечно, являются злокозненные просветители во главе с Вольтером, масоны с иллюминатами и примкнувшими к ним Новиковым-Радищевым, декабристами (злодеи хотели Россию сдать Англии), да еще русофобом Чаадаевым. Масоны начали, (а может быть еще от Рождества Христова иудеи-поработители?) и европейские либералы продолжают разлагать смирное людское стадо, увеличивая порок тайными замыслами в виде рока, Битлзов, ЛГБТ, наркотиков, ювенальной юстиции и прочим ширпотребом. Мечтают алчные отнять святость жизни у народа-богоносца, населяющего Россию-Третий Рим.
Конечно, планы у элиты есть, но отнюдь не по злонамеренному растлению народа. Планы ничуть не изменившиеся за тысячелетия: сохранить свои богатства, упрочить свою власть и не позволить народу стать свободным от эксплуатации. Что же касается пороков, то они идут рука об руку с изменением социальной среды. Чем выше (именно по Марксу) в обществе уровень развития производительных сил, тем жестче конкуренция между капиталистами, тем глубже классовые противоречия в этом обществе, тем больший капитал сосредотачивается в руках кучки капиталистов, тем охотнее их обслуга тратит деньги, полученные от обслуживания капитала на развлечения, удовольствия, разврат.
Не было ни одного этапа в развитии человеческой цивилизации, когда бы образ жизни богатых не заражал желанием подражать и стремиться к нему всех, кто может получить даже самые скромные средства, чтобы не попытаться соответствовать элите. Иными словами, начиная от моды в одежде, танцах, еде вплоть до отрицания условностей и традиций, движение шло сверху вниз, но не наоборот. Даже в лучшие времена раннего христианства богатые не спешили подражать христианам и уж тем более, их святым отшельникам.
Прочтите Аристотеля, прочтите Теофраста и вы поймете, что богатому не нужны ни тайные общества, ни заговоры и пропаганда порока, ибо порок идет об руку с их богатством. И если пороки бедного – это пороки, призванные упрочить его status quo; если он не проявляет жестокость по отношению к своему соседу или знакомому, пытаясь уйти от него подальше, чтобы не тратить средства и время на общение с ним, то в отношении богатого все обстоит иначе. Богатый, следуя своим порокам, стремится как можно больше людей вовлечь в приносящие удовольствия оргии, разврат, расточительность и как можно активнее разрушать оковы традиций, условностей, морали и нравственности, чтобы получить свободу для поиска удовольствий и развлечений при полной праздности и достатке.
И чем более богатств накапливается в определенном кругу собственников, тем безудержней их пороки и жажда свободы. При этом для народа выставляют напоказ куртуазность, благородство и изящество манер, чтобы выделить себя над толпой и показать ей, как нужно ценить элиту.
Подобные периоды, когда богатство превращали класс богатых в расточителей, а их паразитизм истощал силу народа и подтачивал основы государства, заканчивались либо крахом, как Римская империя, либо революцией как в 1793 г и в 1917 г. во Франции и России.
Классовое общество было, есть и будет до тех пор, пока будет частная собственность и право собственника присваивать себе прибавочный продукт, пока будет эксплуатация человека человеком. И суть подобного устройства мира не прогресс, не просвещение, не благо ближнего, а лишь наживание богатств, чтобы потратить их на порок в условиях праздности и сытости.
Именно в этом, если считать не с позиций политэкономии, а этическо-нравственных, заключается суть капитализма. Прибыль, наемный труд, собственность на средства производства, — все это нужно для получения максимального дохода. А большой доход – это возможность жить в роскоши, иметь власть, свободу и удовлетворение любых своих желаний. И не нужно обманывать себя мыслью, что капиталист вкладывает деньги в производство, создает новые, доходные предприятия, т.е. участвует в конечном итоге в росте благосостояния страны. Да, но почему-то, когда его сверхприбыли отобрали вместе с заводами-пароходами в 1917 г., но позволили остаться руководить предприятием ради творческого труда за зарплату директора, ему это очень не понравилось. Не понравилось настолько, что капиталист не задумываясь о гуманизме, тут же организовал гражданскую войну, призвав в помощники западный капитал.
А перестройка в СССР? Разве не является она доказательством того, что имеющие алтын, не только не хотят им делиться с другом, но желают иметь его в десятикратном размере и лишь для того, чтобы удовлетворить свои желания и пороки праздности, расточительства, роскоши, обжорства и свободы от ответственности? Человек должен понять, что главная дорога к счастью – это умеренность и справедливость.
Капитализм снял жесткие рамки со многих условностей, превратил свободу потребления в самоцель, и, конечно, думать, что все это – результат чьего-то заговора или тайных правительств, было бы наивно и даже преступно, если бы не тиражировалось сейчас с необычайной силой ради того, чтобы оправдать классовое эксплуататорское общество как систему. Очень удобно винить либералов, атеистов, масонов и еще тысячи неведомых сил в том, что на самом деле является всего-навсего вершиной деятельности законов эксплуататорской капиталистической экономики.
Этот мир подобен казино, где крупье всегда будет в выигрыше, а масса игроков – в постоянном проигрыше, потому что игроки – разрозненный конгломерат с собственным запасом средств, а крупье – это единый центр, куда стекаются деньги каждого отдельного игрока.
А в заключении мне хочется вспомнить М.А.Булгакова. Это тем, кто постоянно видит во всем происки жидов, масонов, либералов, забывая, что даже Аристотель понимал, что планы человеческие не всегда исполняются и очень во многом зависят от удачи. Вот и Булгаков:
— Виноват, — мягко отозвался неизвестный,- для того, чтобы управлять, нужно, как-никак , иметь точный план на некоторый, хоть сколько-нибудь приличный срок. Позвольте же вас спросить, как же может управлять человек, если он не только лишен возможности составить какой-нибудь план, хотя бы на смехотворно короткий срок, лет, скажем, на тысячу, но не может ручаться даже за свой собственный завтрашний день?»
Булгаков прав при условии, что человеческое общество зависит от случайности или от Бога. Но законы, которые действуют в отношении природы, есть и в условиях развития человеческого общества. Эти законы так же неумолимы как любые законы. Капитализм перерос свои границы и сейчас представляет собой заросли дикого кустарника, загораживающего дорогу человечеству. Капитализм ( Карфаген) должен быть разрушен.
ansari75.livejournal.com
образные скульптуры в замке Кукс
Друзья, здравствуйте! Пороки и добродетели человека – тема, актуальная во все времена. Качества, присущие людям, всегда определяли стиль и характер взаимоотношений. Поэтому и волнуют они каждое поколение. О добродетелях и пороках говорят поэты и писатели. Эта тема находит выражение в живописи и других видах творчества.
Представьте себе, как увлекательно увидеть скульптуры, каждая из которых является образом той или иной добродетели, или олицетворяет порок.
Стройные ряды скульптур — аллегорий добродетелей и пороков — мы увидели во время путешествия по Чехии, когда самостоятельно организовали для себя экскурсию в замок-госпиталь Кукс. Если вас интересует, что это за туристический объект и как выглядит данное национальное достояние, вы можете ознакомиться с ним во всех подробностях в отдельной статье. Я же сейчас хочу рассказать следующее:
- Кто создал скульптуры замка Кукс
- Лапидарий замка
- Образы добродетелей и пороков
Скульптурное богатство замка Кукс и его автор
Прежде всего, уточню, что весь комплекс Кукс является реализацией идей чешского графа Франтишека Антонина Шпорка. Не будь стремления у Шпорка, не появились бы в начале XVIII века в тех местах ни замок Кукс, ни знаменитая в Чехии аптека, ни скульптурное изобилие, украшающее замковую территорию.
Граф Шпорк, выходец из простолюдинов, решил показать всем этим графам в десятом поколении, каким может быть имение. Он организовал большой курорт с лечебницей, театром и другими развлекательными заведениями светского характера. Но духовным центром курорта назначил замок-госпиталь с богатой библиотекой и костелом.
Владелец имения пригласил лучшего чешского скульптора периода барокко Матиаша Бернарда Брауна, чтобы мастер создал несколько образов, олицетворяющих главные христианские добродетели. Заказ распространялся и на создание поучительных аллегорий пороков.
Матиаш Браун приступил к работе, и за два года 1718—1720 в мастерской скульптора изготовили более двух десятков образов, олицетворяющих добродетели и пороки. До сих пор это самая большая в мире коллекция аллегорий человеческих качеств.
Скульптуры установили перед главным фасадом замка. Справа – олицетворение пороков, а слева – Добродетели. На этом фото изображены аллегории добродетелей:
Образы призваны были напоминать гостям и жителям курорта Кукс об извечной борьбе Добра и Зла, искоренять порочные черты и прививать положительные качества.
В то время скульптуры покрыли краской, и ряды Добродетелей и Пороков представляли яркое зрелище. Чрезвычайно любопытно рассматривать их и сейчас. Но поскольку скульптуры высечены из песчаника, особо чувствительному к воздействию климатических условий, подлинники в 1984 году переместили в помещение, а перед фасадом установили их копии.
Лапидарий Кукса
Хранилище скульптур – Лапидарий – создали в бывшем главном зале госпиталя. Он расположен в левом крыле замковых построек. Здесь обитают только скульптуры:
Перечислю все добродетели, которые Шпорк пожелал видеть выраженными в скульптуре: Вера, Надежда, Любовь, Мудрость, Терпение, Мужество, Целомудрие, Прилежность, Щедрость, Искренность, Справедливость, Умеренность.
И соответствующий список пороков. Частично это антонимы положительных качеств, но случаются и непрямые антиподы: Спесь, Отчаяние, Коварство, Легкомыслие, Гнев, Распутство, Лень, Скупость, Клевета, Обман, Зависть, Обжорство.
В центре зала установлена скульптура, олицетворяющая религию. Автор подчеркнул, что религия примиряет добродетели и порочные качества человека. Религия представлена в образе девушки, которой вера дает крылья, чтобы преодолеть страдания:
В лапидарии скульптуры размещены в том же порядке, как и перед замком, – Добродетели установлены слева, а справа размещены Пороки. В глубине зала находятся скульптуры двух ангелов. Они значительно крупнее, чем остальные образы, и являются ангелами смерти:
Один из Ангелов олицетворяет смирение и возглавляет ряд положительных образов (на фото слева), а второй считается Ангелом скорбной смерти, поэтому начинает ряд, где установлены скульптуры пороков (справа).
Образы добродетелей и пороков
Все скульптуры выглядят колоритно и жизненно, но также содержат символические детали, за которыми часто угадывается черта характера. Например, на следующей фотографии первой стоит Прилежность. Девушка кормит кур, опирается на улей, да еще и пряжу в руке ранее держала (немного пострадала скульптура):
Следующий образ узнаваем однозначно, так как у девушки в руках рог изобилия. Разумеется, это Щедрость. За ними идет Искренность, наступившая на маску и держащая голубку в руке.
Интересную идею вложил Матиаш Браун в образ Мудрости. Мудрость многолика! Одно лицо смотрит в настоящее, другое – в прошлое, а третье в качестве будущего отражается в зеркале:
Мудрый человек помнит о прошлом, живет настоящим, и смотрит в будущее – этот подход был важным в прошедшие столетия и актуален в современном обществе.
Справедливость представлена с завязанными глазами, чтобы внешнее восприятие не мешало принимать справедливые решения. В руке у этой скульптуры когда-то были весы, что не вызывает сомнений в соответствии данной детали образу. Меч в правой руке олицетворял готовность наказать виновных за нарушение прав:
С другой стороны надменно взирает Спесь – в руках дама держит веер из перьев павлина, эта же птица расположилась у ее ног:
В этом же ряду можно увидеть девушку в маске, которая держит скользкую рыбу, а у ее ног извивается лиса. Нетрудно догадаться, что так изображено Коварство. А вот пляшущая особа со смеющимся и тщеславным выражением лица олицетворяет Легкомыслие:
И рядом с ней находится образ с множеством дополнительных подсказок: высунутый язык, в руках занимающаяся пламенем солома… Да, так выглядит Клевета, если ее представить в скульптуре.
В ряду пороков расположилась сонная Лень, опирающаяся на осла. Здесь же находится Обжорство — толстая женщина со свиньей, жадно поедающая глазами тарелку с деликатесами.
Каждый образ уникален. Конечно же, он отражает, прежде всего, видение автора. Но аллегории получились говорящими, как и все работы мастера эпохи барокко Матиаша Брауна. Работы этого скульптора нередко встречаются в Праге. Есть они и на Карловом Мосту, и в садах Пражского Града.
В замке Кукс рационально решили проблему сохранности скульптур. Оригиналы находятся в лапидариуме, но копии установлены точно так, как было задумано владельцем имения в 1700-х годах. Так выглядят образы Терпения и Любви на замковой аллее:
Граф Шпорк своей тягой к духовности оставил потомкам ценное наследие. Похоже, скульптура являлась его излюбленным видом искусства, и он красноречиво выражал свои взгляды, используя каменные образы. К сожалению, в комплексе Кукс не сохранился ипподром, где было размещено 40 статуй карликов, лица которых являлись копией физиономий врагов Ф.А. Шпорка. Немало врагов обнаружилось у графа, но и личностью он был незаурядной.
Друзья, хочу напомнить, что Кукс находится в Чехии рядом с городом Градец Кралове. При желании из Праги добраться не так уж и сложно, но посетить этот уникальный комплекс, объявленный национальным памятником, очень интересно.
Ваш euro-проводник Татьяна
euro-provodnik.ru