Как собирать, хранить и оформлять гербарии из листьев?
С наступлением осени школьники и их родители частенько отправляются в лес на прогулку. И не только для того, чтобы насладиться последними теплыми деньками. Очень часто целью таких уикэндов является сбор природного материала. Ведь детям понадобится сделать гербарии из листьев. Особенно хорошо для этого подходит октябрь, когда вся листва окрашивается в ярко-желтые и красные цвета. Правильно сохранив такой «урожай», можно потом долгими зимними вечерами заниматься его оформлением. Или даже изготовить картины или поделки из засушенных растений своими руками.
Сбор материалов для гербария
Но сначала нужно правильно выбирать листву и цветы для засушивания. Если в них будет слишком много влаги, они могут покрыться плесенью или даже загнить. А потому, чтобы гербарии из листьев надолго сохранили презентабельный вид, нужно знать правила сбора материала.
1. «Охоту» за листочками-цветочками нужно предпринимать только в сухой и солнечный день. Высушить мокрые растения гораздо тяжелее.
2. Выбирать из опавшей листвы нужно только целые, неподпорченные экземпляры. Они должны быть сухими.
3. Чтобы донести будущие гербарии из листьев до дома, желательно с собой взять файлы и пакеты. Лучше складывать каждый образец в отдельную папку, можно дополнить его запиской о месте и времени сбора.
Подготовка собранного материала
Теперь, когда все интересное в лесу собрано, нужно это высушить и сохранить. Существует несколько способов, как делать гербарий из листьев. Их применяют в зависимости от того, какие растения были собраны и как планируется их использовать. Наиболее популярный метод — это сушка под прессом. Лист укладывается между двумя кусками кальки или бумаги, а затем помещается в книгу или под небольшую доску. Сверху выкладывается еще несколько весьма внушительных томов. Через 2 недели гербарий из листьев своими руками будет готов. Эта техника лучше всего подходит для сушки осенних листьев и небольших цветков.
Второй способ предполагает сушку утюгом. Сначала нужно лист также обложить бумагой, а затем прогладить теплым утюгом до полного высыхания. По сравнению с первым случаем он значительно ускоряет подготовку, но совершенно не подходит для хрупких цветов и тонких листочков. К тому же, под воздействием высокой температуры цвет материала может поменяться.
Еще один способ позволяет сохранить всю красоту свежих растений. Для этого листья или цветы собирают в пучки и подвешивают в темном прохладном месте «вверх ногами» до полного высыхания. Таким образом можно сушить бутоны роз, цветы ромашки и другие веточки с цветками и плодами.
Оформление гербария
Когда все листья и цветы высохли, можно приступать к их оформлению. Этот этап займет, возможно, не один вечер. Но зато потом можно будет с наслаждением любоваться своей работой. Если гербарии из листьев и цветов будут использоваться как пособие для природоведения, можно наклеить каждый экземпляр на отдельный лист и положить его в файл. Каждую такую страницу обязательно нужно дополнить памятной надписью с названием растения, временем и местом его сбора. Осталось только собрать все в папку-скоросшиватель.
А еще такие растения можно использовать для изготовления интересных поделок. Кстати, в начальной школе детки часто занимаются этим на уроках труда. Это могут быть красиво оформленные картины, иллюстрации к сказкам, небольшие макеты парков и скверов и т. д. Такое времяпровождение отлично скрасит любой зимний вечер.
fb.ru
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Осенний гербарий» — дошкольное образование, мероприятия
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования город Краснодар
«Центр развития ребенка – детский сад № 198 «Акварелька»
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«Осенний гербарий»
(для старшего дошкольного возраста)
Руководители проекта:
Свинухова А.М.
Громицкая Е.А.
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«Осенний гербарий»
(для старшего дошкольного возраста)
При огромных возможностях современного мира становится всё сложнее увидеть красоту окружающего, понять смысл того, что видишь каждый день. Ведь это становится привычным, смазывается всё впечатление и совсем не замечается, что каждое мгновение необычно, неповторимо, волшебно. Если ходить не поднимая головы, то можно совсем не увидеть прекрасных красок осени, ярких листьев, танца жёлтых, красных, пурпурных волн на ветру, прозрачного светло-голубого неба, облаков необычной формы. И, значит, осень останется в памяти серым, промозглым, унылым временем, почти потерянным, не интересным и не нужным.
Получается, если не обратить внимания на красоту окружающего мира, то дети, да и некоторые взрослые, потеряют многое. Ведь любование осенней природой обогащает внутренний мир, помогает найти новые точки соприкосновения между взрослым и ребёнком, подвигает на развитие физических качеств и здоровый образ жизни (ведь так хочется бегать по этим красивым разноцветным листьям, пить этом чудесный чистый воздух). Когда раскрывается красота окружающего мира, хочется петь, активно двигаться, осваивать новое и неизвестное, показать эту красоту всем, чтобы и они смогли насладиться прекрасными мгновениями общения с матушкой – природой.
После долгих каникул, я столкнулась с тем, что дети не только отвыкли от режима, некоторых правил поведения, но и перестали наблюдать за тем, что происходит вокруг. Они стали больше внимания уделять своим сиюминутным потребностям, не давая простора фантазии, наблюдательности.
Огромную роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях, что в свою очередь способствует развитию любознательности. Одно из определений любознательности в «Словаре по общественным наукам» звучит, как «активный интерес к окружающему миру, к явлениям, к людям», и задача педагогов развивать это «активный интерес».
Экологическое образование будет более эффективным, если изучать природу не только по картинкам и фотографиям, но и через эмоциональное восприятие деревьев, трав, закатов, рассветов, через прямой контакт ребенка с природой.
Эффективнее изучать природу через эмоциональное восприятие деревьев, трав, закатов, рассветов — через прямой контакт ребенка с природой.
В любом городе, поселке есть интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, цветы, насекомые, птицы. Изучать их лучше в процессе проектно-исследовательской деятельности — это один из перспективных и эффективных методов обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес, любознательность к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества, практические умения, в данном случае в области экологического воспитания.
Экологический проект — это, прежде всего, решение определенных задач в процессе исследования. Масштаб задач может быть разным, он определяется сроками проведения проекта, возрастом и, соответственно, возможностями детей, содержанием образовательных программ дошкольного учреждения (любой проект должен вписываться в общее образовательное пространство).
Проекты могут быть краткосрочными и долгосрочными: их длительность определяется педагогическим коллективом дошкольного учреждения в зависимости от решаемых задач.
Обычно проект состоит из трех основных этапов:
1-й — подготовительный: постановка цели и задач, определение методов исследования, подготовительная работа с педагогами и дошкольниками, выбор и подготовка оборудования и материалов;
2-й — собственно исследовательский: поиск ответов на поставленные вопросы;
3-й — заключительный: обобщение результатов работы, их анализ, формулировка выводов.
В своей работе с детьми старшего дошкольного возраста я использовала метод проектной деятельности с целью развития у них интереса к изучению природы, так как этот возраст характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности.
Проект «Золотая осень!» групповой, среднесрочный, исследовательско — творческий, направлен на изучение природы во всех её проявлениях в осенний период времени. Экологический проект мы начали с обследования объектов ближайшего окружения во время прогулок, экскурсий, занятий.
Информационная карта проекта
1. Полное название проекта: «Развитие интереса к изучению природы у детей старшей группы посредством экологического проекта «Золотая осень».
2. Авторы проекта: Свинухова А. М., Громицкая Е.А.
3. Участники проекта: дети, родители и воспитатели старшей группы.
4. Район, город, представивший проект: Краснодарский край, г.Краснодар
5. Адрес организации: г.Краснодар, ул.Черкасская 139
6. Вид проекта: групповой, среднесрочный, исследовательско — творческий.
7. Цель, направление деятельности проекта: исследовательская деятельность по изучению природы во всех её проявлениях в осенний период времени.
8. Задачи:
Образовательные:
— формирование основ экологической культуры дошкольников через практическую деятельность с живыми объектами, наблюдения, опыты, исследовательскую работу и работу с дидактическим материалом;
— осознание детьми знаний о том, что растения и животные – это живые организмы;
— формирование знаний о значении живой и неживой природы в жизни человека;
— показ положительного и отрицательного влияния человека на окружающий мир.
Воспитательные:
— привлечение внимания к окружающим природным объектам, развитие умений видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм;
— воспитание желания и умений сохранять окружающий мир природы;
— воспитание чувства ответственности за состояние окружающей среды.
Развивающие:
— развитие умений наблюдать за живыми объектами и явлениями неживой природы;
— развитие умения видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм;
— охрана и укрепление здоровья детей, развитие навыков здорового образа жизни.
10. Краткое содержание проекта:
— накопление информационной базы по изучаемой проблеме в ходе практической деятельности на прогулке;
— систематизация этапов взаимодействия живой и неживой природы в процессе наблюдений и экспериментирования;
— анализ поведения человека в природе осенью;
— отражение знаний, полученных опытным путём, в различных видах деятельности (изобразительной, театрализованной, умственной, игровой).
11. Место проведения: МАДОУ МО «Центр-детский сад №198 «Акварелька».
12. Сроки проведения: ноябрь 2018 года.
13. Форма проведения: дневная (в рамках организации педагогического процесса во время непосредственно образовательной деятельности и в совместной деятельности детей и педагогов).
14. Ожидаемые результаты (продукт проекта): дети смогут увидеть красоту и разнообразие окружающей природы, смогут рассказать о своих личных наблюдениях и впечатлениях, активизируется словарный запас и внимательность к явлениям окружающего мира. Родители в ходе выполнения импровизированного домашнего задания сами увидят, как прекрасна окружающая нас природа и смогут показать и объяснить это детям. Сами же работы явятся прекрасным дополнением к материалам интернет-сайтов и послужат украшением праздника осени.
План — схема работы с детьми по осуществлению проекта
«Осенний гербарий»
(старший дошкольный возраст)
Образовательные области. | Виды детской деятельности. |
Здоровье | Комплекс упражнений утренняя гимнастика «Золотой лес», оздоровительный самомассаж «Превращение», «Осень» |
Безопасность | Беседа «Как вести себя в лесу», «Осенний гербарий» |
Физическая культура | Комплекс упражнений: «Прогулка в лесу», «Овощи и фрукты», «Угадай животное», «Сбор яблок», «Собери листочки» Подвижные игры: «Березка», «Медведь и вожак», «Дождик и солнце», «Осенние листья» |
Социализация | Сюжетно-ролевые игры: «Овощной магазин», «Семена», «Магазин цветов». Дидактические игры: «Найди дерево по семенам», «Времена года», «Узнай по описанию», «Чудесный мешочек», «Что растёт на грядке?», Словесная игра: «Какая бывает осень» |
Труд | Совместное украшение группы к осеннему празднику. Сбор природного материала на прогулке для создания композиций из сухих листьев. Ручной труд: Оформление гербария в рамки. |
Познание | Сенсорное развитие: рассматривание и обследование муляжей и трафаретов овощей, фруктов, грибов, листьев. Ознакомление с природой: — беседы «Признаки осени», «Деревья и кустарники нашего двора», «Огород», «Во саду ли в огороде», «Грибы», «Описание березы», «Беседа о гербарии». — цикл наблюдений: «Что цветет на нашем участке в начале осени?», «Какие они — цветущие растения?», «Кто помогал цветам расти?», «Что было сначала, что будет потом?», «Соберем семена садовых цветов», «Украсим группу красивыми цветами», «Где еще растут садовые цветы?», «Нужно ли собирать семена дикорастущих растений?», «Чем отличается ель от других деревьев осенью?», «Почему осенью птицы прилетают к жилищам людей?», «Почему исчезли насекомые?» Конструирование : «Грузовой автомобиль» |
Коммуникация | НОД: «Осенний лес», «Золотая осень», «Улетает осень». Рассматривание иллюстраций об осени, составление описательных рассказов. Составление описательных рассказов об овощах и фруктах. |
Чтение художественной литературы | Пословицы, поговорки, загадки об осени. Чтение и заучивание стихотворений об осени: Е. Трутнева «Листопад», И. Бунин «Лес точно терем расписной», М. Ивенсен «Падают, падают листья», Чтение детям: И. Соколов- Микитов «Листопадничек», М. Пришвин «Листопад». А Мусатов «Кто в поле главный», Э. Шим «Хлеб растет», В. Головкин «Сорняк», Н. Носов «Огородники», Л. Толстой «Старик и яблоки». |
Художественное творчество | Рисование: «Осенняя ваза», «Идет дождь», «Осенний цветок», «Украшение листочка». Лепка: « Путешествие в осенний лес». Аппликация: «Осенний гербарий в рамке» Изготовление открыток, приглашений на осенний праздник. |
Музыка | Слушание: П. И. Чайковский «Времена года». Разучивание песен об осени. |
Культурно — досуговая деятельность: Развлечение «Праздник осени». Конкурс чтецов на лучшее стихотворение об осени. Осенняя викторина. |
Знания, полученные детьми во время непосредственно образовательной деятельности, помогали им во время наблюдений самостоятельно понять происходящие в природе процессы, явления, проводить собственные исследования, обобщать материал, способствовали формированию экологически грамотного, безопасного для природы и здоровья человека поведения.
С детьми были организованы наблюдения за неживой природой: деятельностью солнца (количества тепла и света), характером осадков, ветром, длительностью дня. В результате этой работы у детей складывались представление о погоде: ясной и пасмурной, её характерных особенностях. Учили детей отыскивать причины некоторых явлений природы, устанавливать связи между ними, когда они были наглядно представлены: прошёл дождь — появились лужи; холодно — лужи долго не высыхают; солнца нет — пасмурно, темно; дует ветер — по небу быстро двигаются облака; ночью заморозок — на лужах появился тонкий лёд.
Наблюдения за явлениями неживой природы связывали с наблюдениями за жизнедеятельностью растений и животных. На конкретных примерах показывали детям, что неживая природа — среда, в которой существуют растения и животные. На прогулках обращали внимание не только на особенности внешнего вида растений, но и на способ существования всех растений – прикреплённость их к земле. Уточняли представления детей о подземной части растений — корне. Вместе с детьми укрыли на клумбе корни роз. Детям интересно было заниматься трудом в природе, так как накануне мы беседовали с детьми о том, что, падая, листочки укроют землю сплошным ковром и защитят корни деревьев, кустов и цветов от морозов, что земля под опавшими листьями глубоко не промерзнет, что опавшие листья на земле — это не мусор, они очень нужны почве, растениям, которые на ней растут. Наблюдая с детьми расцвечивание листьев, обращали внимание детей на условия, в которых происходят эти явления: солнце светит и греет меньше, листьям не хватает солнечного света и теплого воздуха, они начинают менять свою окраску и вянуть- это явление называется листопад; ночью бывают заморозки, земля становится влажной, холодной, затем замерзает; дуют холодные ветра. Детям интересно было узнать, что такое «поздняя осень»- это осень «с тихим плачем мелкого дождя, с тяжелыми тучами на небосводе».
Собирая семена однолетних цветов, дети самостоятельно ответили на вопрос «Откуда взялся цветок?» и поразмышляли над вопросом «Нужно ли собирать семена дикорастущих растений?»
Углубляя знания о причинах, вызывающих изменения во внешнем виде и поведении животных, сообщали детям, что животные во все времена года нуждаются в тепле, пище. Однако осенью становится холоднее, пища (насекомые, растения) исчезает и животные, чтобы выжить, изменяют свой облик и поведение.
Гуляя на площадке дети заметили, что птичьих голосов стало слышно все меньше и меньше. Почему? Детям интересно было узнать, что некоторые птицы улетают в теплые края, что эти птицы — насекомоядные, что зимой насекомые прячутся, спят, поэтому у птиц нет корма. (В ходе проекта наблюдали за перелетными птицами).
Скоро белые метели снег поднимут от земли.
Улетают, улетели, улетели журавли.
Не слыхать кукушки в роще, и скворечник опустел.
Аист крыльями полощет — улетает, улетел!
Лист качается узорный в синей луже на воде.
Ходит грач с грачихой черной в огороде по гряде.
Осыпаясь, пожелтели солнца редкие лучи.
Улетают, улетели, улетели и грачи.
Организовывали разнообразные дидактические игры и упражнения с природными материалами: «Раз, два, три к кустику беги!», «С какого дерева листок?», «Детки на ветке», «Найди такой же»
Наблюдая с детьми расцвечивание листьев, обращали внимание детей на условия, в которых происходят эти явления: солнце светит и греет меньше, листьям не хватает солнечного света и теплого воздуха, они начинают менять свою окраску и вянуть — это явление называется листопад.
Вместе с детьми в группе мы поместили дары осени- овощи и фрукты. Дети умело различали и сравнивали их по внешнему виду, вкусу, правильно называли. Использовалось художественное слово:
«Огурец и помидор как-то раз вступили в спор:
Кто полезнее из них, кто вкуснее из двоих?
Помидор был очень гордым, называл огурчик твёрдым
И безвкусным, как вода. Говорил: “А я всегда
Очень сочный, мягкий, красный!” “Разошёлся ты напрасно, —
Огурец ему сказал, — Зелен ты пока и мал.
Окончательно созреешь, только если покраснеешь.
А меня уже едят, мной вовсю давно хрустят.
Даже самый маленький я всегда удаленький!»
По таинственным законам, непонятным до сих пор,
Огурец растет зеленым, рядом – красный помидор.
Баклажаны синие рядом с желтой дынею.
А земля – черным – черна, а земля для всех одна.
В ходе работы по проекту «Осенний гербарий» дети вели наблюдения, экспериментировали, участвовали в конкурсах, принимали участие в празднике «Осень золотая», рисовали, лепили, играли, слушали музыку, рассматривали картины и иллюстрации, собирали и сушили листья и цветы, знакомились с литературными произведениями, сочиняли свои сказки и рассказы.
По методике экологического проекта может работать любое дошкольное учреждение, независимо от его вида и специализации. Проект можно рассматривать как дополнение к любым общеобразовательным, комплексным программам и парциальным программам экологического направления.
kopilkaurokov.ru
Гербарий из листьев: как сделать своими руками? Необычный гербарий из листьев: фото и рекомендации
Очень часто дети с прогулок приносят различные мелочи, показавшиеся им интересными. В теплое время года это разнообразные листья, травинки, цветы и т.д. Порой и сами родители предлагают своему чаду собрать зеленый «букет». Это может быть не только интересно, но и полезно – малыш познакомится с природой, расширит кругозор. А чтобы не забыть полученную информацию, можно сделать гербарий из листьев.
Как оформить гербарий из листьев своими руками?
Гербарии, имеющие научную ценность, в большинстве случаев оформляются в каталоги, где на каждой странице размещаются засушенный экземпляр растения и карточка с его опознавательными характеристиками: латинское наименование, место сбора, и т.д. Для крупных видов на бумаге монтируется лишь их часть (например, так делают с древесными породами). При этом обязательно соблюдается техника гербаризации, которая обеспечивает максимально достоверный вид монтируемому экземпляру и наилучшую его сохранность.
Конечно же, такой способ оформления гербария подойдет скорее для школьников, нежели для малышей, поскольку внешне не так интересен, как, например, оттиски на глине, которые впоследствии можно использовать для игры или украшения комнаты.
Маленьким детям лучше предложить оформить гербарий при помощи красящей бумаги: и процесс, и результат выглядят намного увлекательнее и позволяют малышу принять в нем участие, окунувшись в дело с головой. С листьями подобная техника получается не столь эффектной, поэтому рекомендовано собрать немного трав с мелкими деталями: например, тысячелистник, лапчатку и т.д. Кроме этого, приобретается специальная красящая бумага, которую можно купить в магазине для творчества: наиболее известный бренд сегодня –Sunprint. Работать нужно в комнате, защищенной от прямых солнечных лучей: длительность их попадания на лист красящей бумаге сводится к минимуму.
Поскольку основа для будущего гербария – тонкая, под нее укладывается плотный картон, препятствующий ее деформации. На лицевой стороне бумаги (она имеет голубой цвет) располагается экземпляр, который войдет в ботаническую коллекцию, затем его придавливают листом пластика или стекла. Материал выбирается прозрачный, чтобы на следующем шаге произошла необходимая реакция. То есть когда конструкция будет вынесена на солнце (под прямые лучи), за 2-3 мин. на бумаге проявится нужный отпечаток растения. Если необходимо ускорить процесс, можно сбрызнуть листы водой.
По истечении времени, которое устанавливается в зависимости от силы солнечных лучей (для зимы – 5 мин., для лета – 1 мин.), красящая бумага помещается в чашу с прохладной водой, где находится 45-60 сек. Затем ее нужно вынуть и осторожно выложить на расстеленное полотенце. Следующие 6-8 ч. уйдут на полное высыхание листа, где постепенно проявится изображение отпечатавшегося растения. Для маленького ребенка процесс покажется настоящим волшебством, а после можно попробовать поиграть в угадывание растений по их силуэтам.
Правила гербаризации
И все же, основная масса гербариев создается по единой технологии, хотя имеет несколько вариантов оформления. Поэтому даже ученикам младших классов нужно понимать алгоритм сбора и гербаризации листьев, чтобы получить пользу из этой коллекции. Все моменты, разобранные ниже, были установлены еще в 18 в., Карлом Линнеем, и до сих пор сохраняют свою актуальность. А их простота позволяет запомнить все правила даже детям.
Итак, сбор листьев и трав для гербария осуществляется в сухую погоду: влажными они непригодны к дальнейшей работе и требуют дополнительных действий по их обработке. После сбора каждая деталь элемента гербария расправляется, устраняются заломы и дефекты, если необходимо, их осторожно проглаживают холодным утюгом (это особенно актуально для листьев).
Если же вышло так, что растения были собраны влажными, им нужно дать возможность просушиться самостоятельно, после чего по ним проходятся теплым (не горячим!) утюгом, предварительно накрыв их сверху и снизу листами бумаги. Чересчур сильно утюгом давить не стоит: только едва прижимать, чтобы убрать лишний объем, но не расплющить.
Подготовленный элемент гербария располагается на листе, который выступит фоном и обрамлением одновременно, фиксируется при помощи клея или ниток (последнее предпочтительней), и сверху подписывается его род.
Общее описание составляется на оборотной стороне. При этом согласно правилам ботаники, гербарий никогда не составляют в уже сшитой тетради: каждый экземпляр заслуживает отдельного листа, вкладывающегося в папку или заводящегося под стекло. Однако если Вы составляете гербарий с малышом, можно использовать большой альбом для рисования. Но лучше все же действовать «по науке».
Осенняя композиция под стеклом и в папке
Собирать гербарий из листьев проще всего, как минимум по причине удобства работы с ними. Они почти не содержат мелких и тонких деталей, способных оторваться в момент очистки и разглаживания, а также их довольно легко зафиксировать на поверхности. Бумага выбирается стандартного размера – 45 на 30 см, плотность средняя: совсем тонкая может деформироваться в момент нанесения клея, или же ее порвет нить, которой крепятся элементы гербария.
Если Вы хотите собрать гербарий в папку, то есть поместить сразу несколько листов друг на друга, важно защитить засушенные элементы от поломок. Поэтому к каждому из них подготавливается лист кальки или просто очень тонкой бумаги, который в высоту будет равен высоте картона, а в ширину окажется больше на 1-1,5 см. Эта разница нужна, чтобы на ее величину подогнуть бумагу и подклеить с оборотной стороны «планшета» для элемента гербария. Калька накроет растение сверху, как обложка книги, но при необходимости будет легко отгибаться в сторону.
Можно защитить гербарий стеклом: такой способ выбирают, когда на поверхности раскладывается несколько разных экземпляров, объединенных по произвольному пункту. Например, Вы хотите показать листья всех деревьев, произрастающих в Вашей области, или просто сохранить те, что были собраны именно сегодня. В некоторых случаях особо хрупкие листья располагаются на вате, которая выступает прослойкой между обычной бумагой для гербария и защитным стеклом. Более систематизировано выглядят собранные листья, расположенные в окошечках картона, размещенного между бумагой и стеклом.
Необычный гербарий: фото и рекомендации
Если Вы занялись составлением гербария с детьми, можно попробовать нестандартные способы его создания. Например, оттиски на соленом тесте или глине: такие поделки впоследствии подойдут даже для украшений и игр. Чтобы воплотить идею в жизнь, приобретается глина, или замешивается соленое тесто. В его базовом рецепте по 2 ст. л. муки и растительного масла, 100 г соли, 250-300 мл кипятка. Полученную массу остужают и только после этого используют для лепки. Если она не отстает от рук при вымешивании, можно добавить еще немного муки.
В случае с гербарием дополнительно потребуется скалка, ножик, цветные карандаши и, конечно же, сами листья, собранные на улице. Их, как и при классической гербаризации, лишают избытка влаги, но утюгом просушивать не нужно – иначе появляется риск повредить при дальнейших действиях. Вместо этого холодное тесто раскатывается в пласт, высотой в 0,5-0,7 см. Можно это сделать несколько иначе, разбив общий ком на несколько шариков, которые также приминаются скалкой в лепешки: в итоге получаются небольшие медальоны, на каждый из которых придется 1 листик.
Читайте также:
Элемент гербария укладывается по центру лепешки, слегка вдавливается при помощи скалки, а дальше можно или убрать тесто в духовку вместе с листом, однако последний потребуется смазать яичным желтком, или снять лист перед тем, как начать запекать «медальон». Тогда через 150-180 мин (для температуры в 120 градусов) на остуженном тесте форма листа раскрашивается цветными карандашами. Чтобы все прожилки отпечатались максимально глубоко, лист на тесто опускается тыльной стороной. Такой гербарий – не только память о собранных когда-то листьях и их распознавание, но и развитие мелкой моторики ребенка. А в случае карандашного рисования – появление знаний о цвете.
Составить гербарий своими руками совершенно не сложно. Для детей это увлекательная игра, в процессе которой они знакомятся с миром, а обучаться словно бы ненароком всегда интереснее и легче. Для школьников же самостоятельно собранный гербарий – дополнительный плюс в копилку общих знаний и помощь в дальнейшем изучении ботаники.
ladyspecial.ru
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Осенний гербарий»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования город Краснодар
«Центр развития ребенка – детский сад № 198 «Акварелька»
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«Осенний гербарий»
(для старшего дошкольного возраста)
Руководители проекта:
Свинухова А.М.
Громицкая Е.А.
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«Осенний гербарий»
(для старшего дошкольного возраста)
При огромных возможностях современного мира становится всё сложнее увидеть красоту окружающего, понять смысл того, что видишь каждый день. Ведь это становится привычным, смазывается всё впечатление и совсем не замечается, что каждое мгновение необычно, неповторимо, волшебно. Если ходить не поднимая головы, то можно совсем не увидеть прекрасных красок осени, ярких листьев, танца жёлтых, красных, пурпурных волн на ветру, прозрачного светло-голубого неба, облаков необычной формы. И, значит, осень останется в памяти серым, промозглым, унылым временем, почти потерянным, не интересным и не нужным.
Получается, если не обратить внимания на красоту окружающего мира, то дети, да и некоторые взрослые, потеряют многое. Ведь любование осенней природой обогащает внутренний мир, помогает найти новые точки соприкосновения между взрослым и ребёнком, подвигает на развитие физических качеств и здоровый образ жизни (ведь так хочется бегать по этим красивым разноцветным листьям, пить этом чудесный чистый воздух). Когда раскрывается красота окружающего мира, хочется петь, активно двигаться, осваивать новое и неизвестное, показать эту красоту всем, чтобы и они смогли насладиться прекрасными мгновениями общения с матушкой – природой.
После долгих каникул, я столкнулась с тем, что дети не только отвыкли от режима, некоторых правил поведения, но и перестали наблюдать за тем, что происходит вокруг. Они стали больше внимания уделять своим сиюминутным потребностям, не давая простора фантазии, наблюдательности.
Огромную роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях, что в свою очередь способствует развитию любознательности. Одно из определений любознательности в «Словаре по общественным наукам» звучит, как «активный интерес к окружающему миру, к явлениям, к людям», и задача педагогов развивать это «активный интерес».
Экологическое образование будет более эффективным, если изучать природу не только по картинкам и фотографиям, но и через эмоциональное восприятие деревьев, трав, закатов, рассветов, через прямой контакт ребенка с природой.
Эффективнее изучать природу через эмоциональное восприятие деревьев, трав, закатов, рассветов — через прямой контакт ребенка с природой.
В любом городе, поселке есть интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, цветы, насекомые, птицы. Изучать их лучше в процессе проектно-исследовательской деятельности — это один из перспективных и эффективных методов обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес, любознательность к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества, практические умения, в данном случае в области экологического воспитания.
Экологический проект — это, прежде всего, решение определенных задач в процессе исследования. Масштаб задач может быть разным, он определяется сроками проведения проекта, возрастом и, соответственно, возможностями детей, содержанием образовательных программ дошкольного учреждения (любой проект должен вписываться в общее образовательное пространство).
Проекты могут быть краткосрочными и долгосрочными: их длительность определяется педагогическим коллективом дошкольного учреждения в зависимости от решаемых задач.
Обычно проект состоит из трех основных этапов:
1-й — подготовительный: постановка цели и задач, определение методов исследования, подготовительная работа с педагогами и дошкольниками, выбор и подготовка оборудования и материалов;
2-й — собственно исследовательский: поиск ответов на поставленные вопросы;
3-й — заключительный: обобщение результатов работы, их анализ, формулировка выводов.
В своей работе с детьми старшего дошкольного возраста я использовала метод проектной деятельности с целью развития у них интереса к изучению природы, так как этот возраст характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности.
Проект «Золотая осень!» групповой, среднесрочный, исследовательско — творческий, направлен на изучение природы во всех её проявлениях в осенний период времени. Экологический проект мы начали с обследования объектов ближайшего окружения во время прогулок, экскурсий, занятий.
Информационная карта проекта
1. Полное название проекта: «Развитие интереса к изучению природы у детей старшей группы посредством экологического проекта «Золотая осень».
2. Авторы проекта: Свинухова А. М., Громицкая Е.А.
3. Участники проекта: дети, родители и воспитатели старшей группы.
4. Район, город, представивший проект: Краснодарский край, г.Краснодар
5. Адрес организации: г.Краснодар, ул.Черкасская 139
6. Вид проекта: групповой, среднесрочный, исследовательско — творческий.
7. Цель, направление деятельности проекта: исследовательская деятельность по изучению природы во всех её проявлениях в осенний период времени.
8. Задачи:
Образовательные:
— формирование основ экологической культуры дошкольников через практическую деятельность с живыми объектами, наблюдения, опыты, исследовательскую работу и работу с дидактическим материалом;
— осознание детьми знаний о том, что растения и животные – это живые организмы;
— формирование знаний о значении живой и неживой природы в жизни человека;
— показ положительного и отрицательного влияния человека на окружающий мир.
Воспитательные:
— привлечение внимания к окружающим природным объектам, развитие умений видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм;
— воспитание желания и умений сохранять окружающий мир природы;
— воспитание чувства ответственности за состояние окружающей среды.
Развивающие:
— развитие умений наблюдать за живыми объектами и явлениями неживой природы;
— развитие умения видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм;
— охрана и укрепление здоровья детей, развитие навыков здорового образа жизни.
10. Краткое содержание проекта:
— накопление информационной базы по изучаемой проблеме в ходе практической деятельности на прогулке;
— систематизация этапов взаимодействия живой и неживой природы в процессе наблюдений и экспериментирования;
— анализ поведения человека в природе осенью;
— отражение знаний, полученных опытным путём, в различных видах деятельности (изобразительной, театрализованной, умственной, игровой).
11. Место проведения: МАДОУ МО «Центр-детский сад №198 «Акварелька».
12. Сроки проведения: ноябрь 2018 года.
13. Форма проведения: дневная (в рамках организации педагогического процесса во время непосредственно образовательной деятельности и в совместной деятельности детей и педагогов).
14. Ожидаемые результаты (продукт проекта): дети смогут увидеть красоту и разнообразие окружающей природы, смогут рассказать о своих личных наблюдениях и впечатлениях, активизируется словарный запас и внимательность к явлениям окружающего мира. Родители в ходе выполнения импровизированного домашнего задания сами увидят, как прекрасна окружающая нас природа и смогут показать и объяснить это детям. Сами же работы явятся прекрасным дополнением к материалам интернет-сайтов и послужат украшением праздника осени.
План — схема работы с детьми по осуществлению проекта
«Осенний гербарий»
(старший дошкольный возраст)
Комплекс упражнений: «Прогулка в лесу», «Овощи и фрукты», «Угадай животное», «Сбор яблок», «Собери листочки»
Подвижные игры: «Березка», «Медведь и вожак», «Дождик и солнце», «Осенние листья»
Социализация
Сюжетно-ролевые игры: «Овощной магазин», «Семена», «Магазин цветов».
Дидактические игры: «Найди дерево по семенам», «Времена года», «Узнай по описанию», «Чудесный мешочек», «Что растёт на грядке?»,
Словесная игра: «Какая бывает осень»
Труд
Совместное украшение группы к осеннему празднику.
Сбор природного материала на прогулке для создания композиций из сухих листьев.
Ручной труд: Оформление гербария в рамки.
Познание
Сенсорное развитие: рассматривание и обследование муляжей и трафаретов овощей, фруктов, грибов, листьев.
Ознакомление с природой:
— беседы «Признаки осени», «Деревья и кустарники нашего двора», «Огород», «Во саду ли в огороде», «Грибы», «Описание березы», «Беседа о гербарии».
— цикл наблюдений: «Что цветет на нашем участке в начале осени?», «Какие они — цветущие растения?», «Кто помогал цветам расти?», «Что было сначала, что будет потом?», «Соберем семена садовых цветов», «Украсим группу красивыми цветами», «Где еще растут садовые цветы?», «Нужно ли собирать семена дикорастущих растений?», «Чем отличается ель от других деревьев осенью?», «Почему осенью птицы прилетают к жилищам людей?», «Почему исчезли насекомые?»
Конструирование : «Грузовой автомобиль»
Коммуникация
НОД: «Осенний лес», «Золотая осень», «Улетает осень».
Рассматривание иллюстраций об осени, составление описательных рассказов.
Составление описательных рассказов об овощах и фруктах.
Чтение художественной литературы
Пословицы, поговорки, загадки об осени.
Чтение и заучивание стихотворений об осени: Е. Трутнева «Листопад», И. Бунин «Лес точно терем расписной», М. Ивенсен «Падают, падают листья»,
Чтение детям: И. Соколов- Микитов «Листопадничек», М. Пришвин «Листопад». А Мусатов «Кто в поле главный», Э. Шим «Хлеб растет», В. Головкин «Сорняк», Н. Носов «Огородники», Л. Толстой «Старик и яблоки».
Художественное творчество
Рисование: «Осенняя ваза», «Идет дождь», «Осенний цветок», «Украшение листочка».
Лепка: « Путешествие в осенний лес».
Аппликация: «Осенний гербарий в рамке»
Изготовление открыток, приглашений на осенний праздник.
Музыка
Слушание: П. И. Чайковский «Времена года».
Разучивание песен об осени.
Культурно — досуговая деятельность: Развлечение «Праздник осени». Конкурс чтецов на лучшее стихотворение об осени. Осенняя викторина.
Знания, полученные детьми во время непосредственно образовательной деятельности, помогали им во время наблюдений самостоятельно понять происходящие в природе процессы, явления, проводить собственные исследования, обобщать материал, способствовали формированию экологически грамотного, безопасного для природы и здоровья человека поведения.
С детьми были организованы наблюдения за неживой природой: деятельностью солнца (количества тепла и света), характером осадков, ветром, длительностью дня. В результате этой работы у детей складывались представление о погоде: ясной и пасмурной, её характерных особенностях. Учили детей отыскивать причины некоторых явлений природы, устанавливать связи между ними, когда они были наглядно представлены: прошёл дождь — появились лужи; холодно — лужи долго не высыхают; солнца нет — пасмурно, темно; дует ветер — по небу быстро двигаются облака; ночью заморозок — на лужах появился тонкий лёд.
Наблюдения за явлениями неживой природы связывали с наблюдениями за жизнедеятельностью растений и животных. На конкретных примерах показывали детям, что неживая природа — среда, в которой существуют растения и животные. На прогулках обращали внимание не только на особенности внешнего вида растений, но и на способ существования всех растений – прикреплённость их к земле. Уточняли представления детей о подземной части растений — корне. Вместе с детьми укрыли на клумбе корни роз. Детям интересно было заниматься трудом в природе, так как накануне мы беседовали с детьми о том, что, падая, листочки укроют землю сплошным ковром и защитят корни деревьев, кустов и цветов от морозов, что земля под опавшими листьями глубоко не промерзнет, что опавшие листья на земле — это не мусор, они очень нужны почве, растениям, которые на ней растут. Наблюдая с детьми расцвечивание листьев, обращали внимание детей на условия, в которых происходят эти явления: солнце светит и греет меньше, листьям не хватает солнечного света и теплого воздуха, они начинают менять свою окраску и вянуть- это явление называется листопад; ночью бывают заморозки, земля становится влажной, холодной, затем замерзает; дуют холодные ветра. Детям интересно было узнать, что такое «поздняя осень»- это осень «с тихим плачем мелкого дождя, с тяжелыми тучами на небосводе».
Собирая семена однолетних цветов, дети самостоятельно ответили на вопрос «Откуда взялся цветок?» и поразмышляли над вопросом «Нужно ли собирать семена дикорастущих растений?»
Углубляя знания о причинах, вызывающих изменения во внешнем виде и поведении животных, сообщали детям, что животные во все времена года нуждаются в тепле, пище. Однако осенью становится холоднее, пища (насекомые, растения) исчезает и животные, чтобы выжить, изменяют свой облик и поведение.
Гуляя на площадке дети заметили, что птичьих голосов стало слышно все меньше и меньше. Почему? Детям интересно было узнать, что некоторые птицы улетают в теплые края, что эти птицы — насекомоядные, что зимой насекомые прячутся, спят, поэтому у птиц нет корма. (В ходе проекта наблюдали за перелетными птицами).
Скоро белые метели снег поднимут от земли.
Улетают, улетели, улетели журавли.
Не слыхать кукушки в роще, и скворечник опустел.
Аист крыльями полощет — улетает, улетел!
Лист качается узорный в синей луже на воде.
Ходит грач с грачихой черной в огороде по гряде.
Осыпаясь, пожелтели солнца редкие лучи.
Улетают, улетели, улетели и грачи.
Организовывали разнообразные дидактические игры и упражнения с природными материалами: «Раз, два, три к кустику беги!», «С какого дерева листок?», «Детки на ветке», «Найди такой же»
Наблюдая с детьми расцвечивание листьев, обращали внимание детей на условия, в которых происходят эти явления: солнце светит и греет меньше, листьям не хватает солнечного света и теплого воздуха, они начинают менять свою окраску и вянуть — это явление называется листопад.
Вместе с детьми в группе мы поместили дары осени- овощи и фрукты. Дети умело различали и сравнивали их по внешнему виду, вкусу, правильно называли. Использовалось художественное слово:
«Огурец и помидор как-то раз вступили в спор:
Кто полезнее из них, кто вкуснее из двоих?
Помидор был очень гордым, называл огурчик твёрдым
И безвкусным, как вода. Говорил: “А я всегда
Очень сочный, мягкий, красный!” “Разошёлся ты напрасно, —
Огурец ему сказал, — Зелен ты пока и мал.
Окончательно созреешь, только если покраснеешь.
А меня уже едят, мной вовсю давно хрустят.
Даже самый маленький я всегда удаленький!»
По таинственным законам, непонятным до сих пор,
Огурец растет зеленым, рядом – красный помидор.
Баклажаны синие рядом с желтой дынею.
А земля – черным – черна, а земля для всех одна.
В ходе работы по проекту «Осенний гербарий» дети вели наблюдения, экспериментировали, участвовали в конкурсах, принимали участие в празднике «Осень золотая», рисовали, лепили, играли, слушали музыку, рассматривали картины и иллюстрации, собирали и сушили листья и цветы, знакомились с литературными произведениями, сочиняли свои сказки и рассказы.
По методике экологического проекта может работать любое дошкольное учреждение, независимо от его вида и специализации. Проект можно рассматривать как дополнение к любым общеобразовательным, комплексным программам и парциальным программам экологического направления.
infourok.ru
Гербарий из осенних листьев

Гербарий из осенних листьев.
Октябрь – период чарующей золотой осени, это лучшее время для прогулок в парке и составления гербария из листьев. Яркая листва, которая опадает с деревьев, — хороший материал для осеннего гербария.
Листья для гербария должны быть сухими, их подбирают и осторожно расправляют. Не сгибая, экземпляры укладывают в папку. Опавшие цветные листья содержат меньше влаги, и на их сушку уйдет меньше времени, чем на те, которые сорваны.
Как собрать гербарий из осенних листьев
Собранные листья дома расстилают на газете, накрывают другими газетами и кладут под пресс для сушки. В качестве такого пресса могут быть использованы тяжелые книги, другие подручные средства. Салфетки нужно менять хотя бы раз в три дня, чтобы не образовалась гниль.
Сушка в газетах, в бумаге под прессом займет больше времени, но собранные экземпляры так дольше сохраняются. Можно просушить листья быстро – с помощью утюга. Листья с деревьев кладут в газету и проглаживают утюгом. Утюг не должен быть очень горячим. Просушку утюгом проводят несколько раз (3-4), пока листья полностью высохнут.
Высушенные листья по одному аккуратно приклеивают с помощью белых полосок бумаги на плотные бумажные листы формата А3. Если собранные листья не очень большие, то для гербария могут подойти обычные альбомные листы.
Рядом с каждым экземпляром пишут название растения, место сбора, время сбора, информацию о кустарнике или дереве. При наличии семян их приклеивают рядом с листиком. Не нужно стремиться прикрепить все листья лицевой стороной кверху.
(Вот какие картинки можно придумать, если положить листики на лист бумаги и дорисовать детали карандашом)
Иногда обратная сторона листа может многое рассказать о растении. Листья можно загнуть, чтобы была видна эта обратная сторона, она может иметь характерные особенности: пушок или глянец.
Листья можно не приклеивать, а пришивать белыми или зелеными нитками. Листы соединяют в гербарную папку, можно воспользоваться прозрачными файлами, папкой для файлов.
Гербарий готов!
Поделки из осенних листьев
Вот такие замечательные поделки можно изготовить своими руками из осенних листьев.
Например, замечательный лось и хитрая лиса.
Вот такая птичка на веточке и мудрая сова.
И даже настоящий африканский слон.
nashideto4ki.ru
Осенний гербарий: как правильно собирать и сушить | sotki.ru
Ранняя осень – прекрасное время, растения напоследок радуют нас яркими красками. Пора собирать листья и травы, чтобы потом составить из них небольшие открытки, панно и даже целые картины.
На дачном участке или в ближайшем парке можно найти растения с очень красивыми листьями. Чем больше листьев разной формы и цвета вы соберете, тем интереснее можно будет составить композицию.
Сбор природного материала
- Листья деревьев, цветы и еще остающиеся зелеными травы собирают в сухую погоду, днем, когда полностью высыхает роса.
- Отбирайте целые листья без пятен и повреждений.
- Не стоит составлять букет из трав и держать их во время прогулки в руках.
- Лучше всего запастись толстой тетрадью, журналом или несколькими газетами. Древесные листья и цветы сразу же вкладывайте между страницами, аккуратно расправляя нежные части цветков. Увядшие растения не подойдут для гербария.
- Подберите также небольшие тонкие веточки, гибкие стебли, которым можно придать любую форму.
Сушка
Дома, не откладывая, поместите всю коллекцию в особые условия для сушки. Возьмите несколько газет, разложите между страницами листья и травы, цветки можно дополнительно прикрыть бумажной салфеткой. Растения должны отделяться друг от друга несколькими слоями газетной бумаги. Сложите все газеты стопкой, придавите сверху листом фанеры или толстым картоном. Затем положите сверху груз, например пару толстых тяжелых книг.
На следующий день нужно обязательно заменить газеты на сухие, иначе зеленые листья и тонкие цветки побуреют от влаги. В течение последующих 4–5 дней газеты нужно еще пару раз поменять. Важно следить за состоянием растений, учитывать, насколько сочные у них листья и цветки. Для желтых и красных древесных листьев влага не так страшна, но все-таки один раз заменить бумагу нужно.
Определить момент окончания сушки несложно. Попробуйте осторожно согнуть лист, если он остается прямым, не сгибается, значит, сушка завершена.
sotki.ru
Делаем красивый осенний гербарий
Пошаговая инструкция по созданию композиций из сухих цветов и листьев.
Сбор растений, их последующая засушка и хранение помогают не только создать красивые композиции, но и познакомиться с окружающим миром. В процессе создания гербария дети и взрослые ищут информацию о собранных цветах и листьях, а также получают заряд положительных эмоций и живописную коллекцию на память.
Впервые гербарий упоминался еще в 16 веке, а сейчас магазины предлагают уже целые комплекты для гербария — специальную бумагу, салфетки, папки, клей, пресс и много чего еще. Давайте теперь поговорим о том, как правильно собирать гербарий.
Во-первых, как мы уже сказали, процесс создания гербария состоит из трех этапов: сбора растений, их засушки и оформления в альбом. Для поиска нужных образцов подключайте фантазию и собирайте понравившиеся растения. В то же время коллекцию можно разбить по тематике и сформировать отдельно лечебные травы, цветы, сложноцветы и т. д.
Кроме того, собирать «основу» будущего гербария стоит в сухую погоду (и чтобы накануне тоже не было дождя). Лучше — днем или вечером, что на листьях не было росы. Собирать растение следует целиком, вместе с корнем и плодами. Однако если оно достаточно большое, то срезайте (именно срезайте, а не отрывайте и не обламывайте) те части, которые дают возможность составить максимально полное представление о нем. Также обратите внимание на целостность растения, отсутствия у него признаков болезни и сухих частей.
Экземпляр стоит очистить от земли и грязи и сразу положить между двумя листами бумаги для транспортировки. Не кладите один, например, цветок на другой — между ними нужен слой бумаги. Если у растения есть большие цветки или ягоды, то под них следует положить вату во избежание повреждений при переноске. Подпишите, где и когда вы собрали это растение, в том числе отметьте рельеф и условия произрастания.
После этого, уже будучи дома, можно приступать к созданию гербария. Сушить листья лучше в прессе на открытом воздухе или прогладить утюгом через бумагу. Не советуем убирать гербарий в микроволновку или духовку.
Когда сушка закончена, пора начинать создавать сам гербарий — растения крепят обычным клеем-карандашом на плотный лист или картон, подписывают название и сведения. Листы можно подкрепить в скоросшиватель, но так, чтобы папка не была слишком «набитой» — иначе гербарий деформируется.
www.1obl.ru