Высказывания о воде | Великие люди
Воде была дана волшебная власть стать соком жизни на Земле.
Леонардо да Винчи
Вода в сосуде прозрачна. Вода в море — темна. У маленьких истин есть ясные слова; у великой Истины — великое безмолвие.
Рабиндранат Тагор
В холодной воде – исцеление, предупреждение заболеваний, она укрепляет тело и сохраняет бодрость духа.
Авл Корнелий Цельс
Вода уходит, а скала остается; клевета хорошего человека не загрязнит.
Китайская пословица
Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты — сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснить нашими чувствами.
Антуан де Сент-Экзюпери
Вода принимает форму сосуда, в который её налили, а человек набирает добра или зла от своих друзей.
Японская пословица
Тысячи людей живут без любви, но никто — без воды.
Уистен Хью Оден
Понять воду, значит понять вселенную.
Истина в вине, здоровье в воде.
Латинская пословица
Горы и камни вода разрушает, а людей — слово.
Киргизская пословица
Если вода спокойна, не думай, что в ней нет крокодилов.
Индонезийская пословица
Вода приносит пользу всем существам, и не борется (с ними), она находится там, где люди не пожелали бы быть.
Лао-цзы
Ни в одной воде не может ворона смыть черные перья.
Немецкая пословица
Вода – красота всей природы. Вода жива, она бежит или волнуется ветром, она движется и дает жизнь и движение всему ее окружающему.
Сергей Аксаков
Вода — единственный подходящий напиток для мудрого.
Генри Дэвид Торо
Воду мы начинаем ценить не раньше, чем высыхает колодец.
Томас Фуллер
Капля долбит камень не силою, а часто падая.
Джордано Бруно
Вода может нести лодку, а может и перевернуть.
Китайская пословица
Вода настолько бесценна, что ее гонят в канализацию.
Огонь — беда, вода — беда, а нет хуже беды, как ни огня, ни воды.
Русская пословица
Вода — это пионер, за которым покорно идут поселенцы, извлекая пользу из ее минимальных изменений.
Генри Дэвид Торо
Хотя в мире нет предмета, который был бы слабее и нежнее воды, но она может разрушить самый твердый предмет.
Лао-цзы
Без воды нет жизни, без труда — благосостояния.
Туркменская пословица
Вода стоит особняком в истории нашей планеты. Нет природного тела, которое могло бы с ней сравниться по влиянию на ход основных, самых грандиозных, геологических процессов. Не только земная поверхность, но и глубокие – в масштабе биосферы – части планеты определяются, в самых существенных своих проявлениях, ее существованием и ее свойствами.
Владимир Иванович Вернадский
Глоток воды открывает двери рая.
Норвежская пословица
Кому пить хочется, тому снится, что он пьет.
Китайская пословица
Железо ржавеет от воды, вода теряет свою чистоту от застоя … так же бездействием подрывается сила ума.
Подобно воде, которая может четко отражать небо и деревья лишь постольку, поскольку ее поверхность спокойна, ум может отражать истинный образ только, когда он спокоен и полностью расслаблен.
Индра Деви
В стоячей воде заводятся черви.
Итальянская пословица
Вода и воздух, два основных элемента, от которых зависит вся жизнь, стали глобальными мусорными баками.
Жак-Ив Кусто
По капле воды нельзя логически судить о возможности Атлантического океана или Ниагарского водопада, не видя и не слышал ни того, ни другого.
Артур Конан Дойл
В горах вода вкусна, на равнине цветы красивы.
Китайская пословица
Вода — это источник жизни, ведь в утробе матери мы девять месяцев окружены водой.
Пауло Коэльо
Когда пьешь воду — помни об источнике.
Китайская пословица
Обзаводясь землей, приглядись прежде всего к воде, дороге, соседу.
У землян нет денег, чтобы доставить воду в засушливые районы Земли, но есть деньги, чтобы искать воду на Марсе… После этого стоит задаться вопросом: Есть ли на Земле разум?
Неизвестный автор
grayreason.ru
Красивое высказывание о воде
Вода – сокровище природы. Высказывания поэтов и ученых об этой всепоглощающей стихии заставляют задуматься о вечных ценностях. Каждый в свой час приходит к осознанию, что может многое изменить в направлении своего жизненного пути. Высказывание о воде наделено мистической силой. Оно помогает понять, что в жизни является главным, а что – второстепенным.
Когда человека разрывают изнутри проблемы, он нередко обращается к воде, чтобы посидеть в уединении и осмыслить происходящее. В данной статье приведены занимательные высказывания ученых о воде. Они представляют существенный интерес для тех, кто ищет собственную правду в этом большом и постоянно меняющемся мире.
«Вода наделена властью стать смыслом существования» (Леонардо да Винчи)
Жизнь нередко представляется нам сокровищем, полным загадок и тайн. Даже когда многое не ладится, идет не так, как мы бы хотели, человек не перестает стремиться к большему. Вода помогает обрести душевное равновесие, сбросить с себя груз тревожащих проблем. Любое высказывание о воде может привести человека к пониманию его истинной природы. Причиной многих метаний и негативных умонастроений является неумение правильно выражать отрицательные эмоции. Лучше всего обратиться к воде – она поможет обновиться, и вы почувствуете как улучшение физического состояния, так и внутреннее преображение.
«Вода – это сама жизнь, которая наполняет нас неизменной радостью» (Сент-Экзюпери)
Нет, пожалуй, ни одного человека на свете, который не приходил бы в восторг, созерцая бесконечность и могущество природной стихии. Высказывания писателей о воде подчеркивают неоспоримую важность жизни и различных ее проявлений. Творческим людям вообще свойственно задумываться о смысле бытия, искать для себя альтернативные варианты проявлений. Вода часто помогает расслабиться, достичь состояния внутреннего обнуления.
Концентрация внимания повышается после душа или купания. Даже если просто находиться определенное количество времени возле любого водоема, на душе сразу становится легче. Вода обладает способностью уносить все печали, наполнять душу позитивом и новыми надеждами.
«Понять природу воды – значит погрузиться в неисчерпаемые миры Вселенной» (М. Эмото)
Жизнь мудрее и предприимчивее нас. Данное высказывание о воде показывает, насколько большим и неизведанным может казаться происходящее вокруг. Если человек понимает и принимает законы мироздания, то живет в согласии со своей внутренней природой. У такой личности все получается максимально легко, без значительных усилий. Если вы, созерцая природу, понимаете, зачем существуете, то можете принять с благодарностью предлагаемые ею дары.
Вы никогда не обращали внимания на то, как течет обыкновенная вода? Понаблюдайте за ней на протяжении нескольких минут! Как беспрепятственно она проходит сквозь самые значительные преграды! Вода не останавливается ни перед чем, однако действует мягко и плавно. Под ее напором растворяются самые неразрешимые проблемы, обретают воплощение смелые мечты.
«Нет ничего, что могло бы сравниться с водой» (Лао-цзы)
Все мы иногда стремимся достичь состояния равновесия. Данное высказывание о воде наполнено энергией созидания и прощения. Оно поможет кому-то приободриться, найти альтернативные варианты решения сложных задач. Только вода часто помогает нам освободиться от гнетущих переживаний и проблем. Принимая ванну, человек смывает с себя отрицательную энергию, подобно тому, как змея сбрасывает старую кожу, тем самым перерождаясь заново.
Вода выполняет на Земле очень важную функцию: излечивает от душевных ран, очищает физически и ментально. Она наполняет человека новой, положительной энергией для осуществления важных намерений. По силе и могуществу ее нельзя сравнить ни с чем другим. Без глотка воды ни одно живое существо не смогло бы прожить и дня.
«Капля точит камень не своей силой, а частотой воздействия» (Дж. Бруно)
Все живое меняется с течением времени. Изменения претерпевает не только природа, но и человек. Если какая-то мысль постоянно воздействует на нас, то рано или поздно мы примем ее. Любые события, положительные или отрицательные, со временем перестают казаться ужасными, пугающими и разрушительными.
Даже камень способен к изменениям под влиянием капли, что уж говорить о человеке, в душе которого заложен механизм постоянного преобразования.
«Я видел Индийское море, лазурь, в нем волн голубые извивы» (К. Бальмонт)
Здесь речь идет о восхвалении воды, которая является неотъемлемой составляющей живой природы. Константин Бальмонт указывает в данных строках на возможность духовного и нравственного преображения. В своем стихотворении он воспевает величественность этой природной стихии, наделяет ее высоким значением. Высказывания поэтов о воде, как правило, наполнены созидательной силой и откровением.
«Вода и время расставляют все по своим местам» (А. Дюма)
Иногда случаются события в жизни, от которых происходит переворот в сознании людей. В большинстве случаев, встречаясь с непонятными изменениями, человек теряется и на время утрачивает способность к активным действиям. Вода помогает пережить многие неприятные события. Достаточно просто умыть лицо, принять душ, чтобы почувствовать себя лучше.
С течением времени мы переосмысливаем произошедшие в прошлом события, меняем к ним свое отношение. Таким образом, вода является частью жизни всех живых существ. Высказывания о ней позволяют вернуться к своим собственным истокам.
fb.ru
Афоризмы о воде
Цитаты, афоризмы о воде
Воде была дана волшебная власть стать соком жизни на Земле. Леонардо да Винчи
Вода в сосуде прозрачна. Вода в море — темна. У маленьких истин есть ясные слова; у великой Истины — великое безмолвие. Рабиндранат Тагор
В холодной воде – исцеление, предупреждение заболеваний, она укрепляет тело и сохраняет бодрость духа. Авл Корнелий Цельс
Вода уходит, а скала остается; клевета хорошего человека не загрязнит. Китайская пословица
Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты — сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснить нашими чувствами. Антуан де Сент-Экзюпери
Вода принимает форму сосуда, в который её налили, а человек набирает добра или зла от своих друзей. Японская пословица
Тысячи людей живут без любви, но никто — без воды. Уистен Хью Оден
Понять воду, значит понять вселенную. Масару Эмото
Истина в вине, здоровье в воде. Латинская пословица
Горы и камни вода разрушает, а людей — слово. Киргизская пословица
Если вода спокойна, не думай, что в ней нет крокодилов. Индонезийская пословица
Вода приносит пользу всем существам, и не борется (с ними), она находится там, где люди не пожелали бы быть. Лао-цзы
Ни в одной воде не может ворона смыть черные перья. Немецкая пословица
Вода – красота всей природы. Вода жива, она бежит или волнуется ветром, она движется и дает жизнь и движение всему ее окружающему. Сергей Аксаков
Вода — единственный подходящий напиток для мудрого. Генри Дэвид Торо
Воду мы начинаем ценить не раньше, чем высыхает колодец. Томас Фуллер
Капля долбит камень не силою, а часто падая. Джордано Бруно
Вода может нести лодку, а может и перевернуть. Китайская пословица
Вода настолько бесценна, что ее гонят в канализацию. Георгий Александров
Огонь — беда, вода — беда, а нет хуже беды, как ни огня, ни воды. Русская пословица
Вода — это пионер, за которым покорно идут поселенцы, извлекая пользу из ее минимальных изменений. Генри Дэвид Торо
Хотя в мире нет предмета, который был бы слабее и нежнее воды, но она может разрушить самый твердый предмет. Лао-цзы
Без воды нет жизни, без труда — благосостояния. Туркменская пословица
Вода стоит особняком в истории нашей планеты. Нет природного тела, которое могло бы с ней сравниться по влиянию на ход основных, самых грандиозных, геологических процессов. Не только земная поверхность, но и глубокие – в масштабе биосферы – части планеты определяются, в самых существенных своих проявлениях, ее существованием и ее свойствами. Владимир Иванович Вернадский
Глоток воды открывает двери рая. Норвежская пословица
Кому пить хочется, тому снится, что он пьет. Китайская пословица
Железо ржавеет от воды, вода теряет свою чистоту от застоя … так же бездействием подрывается сила ума. Леонардо да Винчи
Подобно воде, которая может четко отражать небо и деревья лишь постольку, поскольку ее поверхность спокойна, ум может отражать истинный образ только, когда он спокоен и полностью расслаблен. Индра Деви
В стоячей воде заводятся черви. Итальянская пословица
Вода и воздух, два основных элемента, от которых зависит вся жизнь, стали глобальными мусорными баками. Жак-Ив Кусто
По капле воды нельзя логически судить о возможности Атлантического океана или Ниагарского водопада, не видя и не слышал ни того, ни другого. Артур Конан Дойл
В горах вода вкусна, на равнине цветы красивы. Китайская пословица
Вода — это источник жизни, ведь в утробе матери мы девять месяцев окружены водой. Пауло Коэльо
Когда пьешь воду — помни об источнике. Китайская пословица
Обзаводясь землей, приглядись прежде всего к воде, дороге, соседу. Плиний Старший
У землян нет денег, чтобы доставить воду в засушливые районы Земли, но есть деньги, чтобы искать воду на Марсе… После этого стоит задаться вопросом: Есть ли на Земле разум? Неизвестный автор
grayreason.ru
Афоризмы про воду
Земля — водная планета, на которой качество воды определяет качество жизни. Хорошая вода — хорошая жизнь. Плохая вода – плохая жизнь. Нет воды — нет жизни.Земля, планета
Хотя в мире нет предмета, который был бы слабее и нежнее воды, но она может разрушить самый твердый предмет.Вода
Воду мы начинаем ценить не раньше, чем высыхает колодец.Вода
Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты — сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснить нашими чувствами.Вода
Вода — единственный подходящий напиток для мудрого.Вода
Вы замечали, что, когда суешь палку в воду, кажется, что она согнулась, хотя на деле это не так? Вот поэтому я не принимаю ванны.Вода
Вода
Опасайся стоячей воды: в ней таится отрава.Вода
Я купил пачку порошковой воды, но не знаю, чем ее разбавлять.Вода
Вода принимает форму сосуда.Японская пословицаПословицы
Вода
Вода — это самое мягкое и самое слабое существо в мире, но в преодолении твердого и крепкого она непобедима, и на свете нет ей равного.Вода
Вода приносит пользу всем существам, и не борется (с ними). она находится там, где люди не пожелали бы быть.Вода
Чтобы быть сильным, надо быть как вода. Нет препятствий – она течёт; плотина – она остановится; прорвётся плотина – она снова потечёт; в четырёхугольном сосуде она четырёхугольна; в круглом – кругла. Оттого, что она так уступчива, она нужнее всего и сильнее всегоСила
Вода
Вода — это источник жизни, ведь в утробе матери мы девять месяцев окружены водой. Вода — это символ женской Власти, на которую не посмеет претендовать, которую не решится оспорить даже самый просвещенный и совершенный мужчина.Вода
Она есть повсюду; она соприкасается с прошлым и готовит будущее; она струится под полюсами и присутствует на больших высотах. Если есть что-то поистине загадочное на этой планете, так это вода.Вода
Вечно текущая вода и в скале прорубит путь.Вода
Вода
Вода
Вода
Наблюдая за водой, человек может узнать так много.Вода
aforisimo.ru
Красивое высказывание о воде
Вода – сокровище природы. Высказывания поэтов и ученых об этой всепоглощающей стихии заставляют задуматься о вечных ценностях. Каждый в свой час приходит к осознанию, что может многое изменить в направлении своего жизненного пути. Высказывание о воде наделено мистической силой. Оно помогает понять, что в жизни является главным, а что – второстепенным.
Когда человека разрывают изнутри проблемы, он нередко обращается к воде, чтобы посидеть в уединении и осмыслить происходящее. В данной статье приведены занимательные высказывания ученых о воде. Они представляют существенный интерес для тех, кто ищет собственную правду в этом большом и постоянно меняющемся мире.
«Вода наделена властью стать смыслом существования» (Леонардо да Винчи)
Жизнь нередко представляется нам сокровищем, полным загадок и тайн. Даже когда многое не ладится, идет не так, как мы бы хотели, человек не перестает стремиться к большему. Вода помогает обрести душевное равновесие, сбросить с себя груз тревожащих проблем. Любое высказывание о воде может привести человека к пониманию его истинной природы. Причиной многих метаний и негативных умонастроений является неумение правильно выражать отрицательные эмоции. Лучше всего обратиться к воде – она поможет обновиться, и вы почувствуете как улучшение физического состояния, так и внутреннее преображение.
Нет, пожалуй, ни одного человека на свете, который не приходил бы в восторг, созерцая бесконечность и могущество природной стихии. Высказывания писателей о воде подчеркивают неоспоримую важность жизни и различных ее проявлений. Творческим людям вообще свойственно задумываться о смысле бытия, искать для себя альтернативные варианты проявлений. Вода часто помогает расслабиться, достичь состояния внутреннего обнуления.
Концентрация внимания повышается после душа или купания. Даже если просто находиться определенное количество времени возле любого водоема, на душе сразу становится легче. Вода обладает способностью уносить все печали, наполнять душу позитивом и новыми надеждами.
Жизнь мудрее и предприимчивее нас. Данное высказывание о воде показывает, насколько большим и неизведанным может казаться происходящее вокруг. Если человек понимает и принимает законы мироздания, то живет в согласии со своей внутренней природой. У такой личности все получается максимально легко, без значительных усилий. Если вы, созерцая природу, понимаете, зачем существуете, то можете принять с благодарностью предлагаемые ею дары.
Вы никогда не обращали внимания на то, как течет обыкновенная вода? Понаблюдайте за ней на протяжении нескольких минут! Как беспрепятственно она проходит сквозь самые значительные преграды! Вода не останавливается ни перед чем, однако действует мягко и плавно. Под ее напором растворяются самые неразрешимые проблемы, обретают воплощение смелые мечты.
«Нет ничего, что могло бы сравниться с водой» (Лао-цзы)
Все мы иногда стремимся достичь состояния равновесия. Данное высказывание о воде наполнено энергией созидания и прощения. Оно поможет кому-то приободриться, найти альтернативные варианты решения сложных задач. Только вода часто помогает нам освободиться от гнетущих переживаний и проблем. Принимая ванну, человек смывает с себя отрицательную энергию, подобно тому, как змея сбрасывает старую кожу, тем самым перерождаясь заново.
Вода выполняет на Земле очень важную функцию: излечивает от душевных ран, очищает физически и ментально. Она наполняет человека новой, положительной энергией для осуществления важных намерений. По силе и могуществу ее нельзя сравнить ни с чем другим. Без глотка воды ни одно живое существо не смогло бы прожить и дня.
«Капля точит камень не своей силой, а частотой воздействия» (Дж. Бруно)
Все живое меняется с течением времени. Изменения претерпевает не только природа, но и человек. Если какая-то мысль постоянно воздействует на нас, то рано или поздно мы примем ее. Любые события, положительные или отрицательные, со временем перестают казаться ужасными, пугающими и разрушительными.
Даже камень способен к изменениям под влиянием капли, что уж говорить о человеке, в душе которого заложен механизм постоянного преобразования.
«Я видел Индийское море, лазурь, в нем волн голубые извивы» (К. Бальмонт)
Здесь речь идет о восхвалении воды, которая является неотъемлемой составляющей живой природы. Константин Бальмонт указывает в данных строках на возможность духовного и нравственного преображения. В своем стихотворении он воспевает величественность этой природной стихии, наделяет ее высоким значением. Высказывания поэтов о воде, как правило, наполнены созидательной силой и откровением.
«Вода и время расставляют все по своим местам» (А. Дюма)
Иногда случаются события в жизни, от которых происходит переворот в сознании людей. В большинстве случаев, встречаясь с непонятными изменениями, человек теряется и на время утрачивает способность к активным действиям. Вода помогает пережить многие неприятные события. Достаточно просто умыть лицо, принять душ, чтобы почувствовать себя лучше.
С течением времени мы переосмысливаем произошедшие в прошлом события, меняем к ним свое отношение. Таким образом, вода является частью жизни всех живых существ. Высказывания о ней позволяют вернуться к своим собственным истокам.
fb.ru
Лучшие цитаты про воду
Вода самое важное вещество для человека и нашей планеты в целом. Именно вода дала возможность зародиться жизни и существовать нам. Давайте почитаем, что о воде думают великие умы и творцы нашей необъятной планеты. Также советую изучить тему: «Как правильно пить воду для похудения?«.
Воде была дана волшебная власть стать соком жизни на Земле. © Леонардо да Винчи
Вода, воздух и чистота являются главными вещами моей аптеки. © Наполеон Бонапарт
Нет ничего более мягкого и гибкого, чем вода, но попробуйте оказать ей сопротивление. © Лао-Цзы
Железо ржавеет от воды, вода теряет свою чистоту от застоя … так же бездействием подрывается сила ума. © Леонардо да Винчи
Капля воды доpоже алмаза. © Дмитрий Менделеев
Доверяйте себя воде. Когда вы плаваете, не хватайтесь за воду, потому что если вы будете хвататься — утоните. Вместо этого, нужно просто расслабиться и плыть. © Алан Уотс
Тысячи людей жили без любви, но ни один — без воды. © Уистен Одена
Вода – единственный напиток мудрого человека. © Генри Торо
Вода — это источник жизни, ведь в утробе матери мы девять месяцев окружены водой. Вода — это символ женской Власти, на которую не посмеет претендовать, которую не решится оспорить даже самый просвещенный и совершенный мужчина. © Пауло Коэльо
Мы познаём ценность воды лишь когда колодец пересыхает. © Бенджамин Франклин
Не везде, где есть вода, есть и лягушки, но где квакают лягушки, там вода есть. © Иоганн Вольфганг Гете
Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты — сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснить нашими чувствами. © Сент-Экзюпери А.
comments powered by HyperComments Читайте также: 22 самые вдохновляющие цитатыprobiznesmen.ru
zograf.ru
«Великое Единое, что породило воды». Тайный смысл и разгадка кодов Лао-цзы
«Великое Единое, что породило воды»
Великое Единое порождает воды, воды же в свою очередь помогли Великому Единому — так и образовалось Небо. Небо в свою очередь помогло Великому Единому — так родилась Земля. Небо и Земля взаимно помогают друг другу — через это рождается дух и свет. Дух и свет помогают друг другу и порождают инь и ян. Инь и ян помогают друг другу и так рождаются четыре времени года. Четыре времени года дополняют друг друга, порождая жару и холод. Жара и холод дополняют друг друга, порождая сырое и сухое. Сырое и сухое дополняют друг друга, порождая круговорот времени.
Таким образом круговорот времени порождается сырым и сухим. Сырое и сухое были порождены жарой и холодом. Жара и холод были порождены четырьмя временами года. Четыре времени года появились от инь и ян. Инь и ян родился от духа и света. Дух и свет появились от Неба и Земли. Небо и Земля были порождены Великим Единым.
Вот почему Великое Единое всегда сокрыто в водах и странствует во времени. Проходит полный круг и начинает все снова, становясь матерю всего, что происходит вокруг. Оно то наполняется, то опустошается, становясь каноном для всего того, что происходит вокруг. И это не то, что Небо способно разрушить, земля способна изменить, а инь и ян не могут создать. Лишь посвященный муж (цзюньцзы) знает, как зовется оно.
Путь Неба ценит слабость, он срезает то, что достигло своего расцвета, чтобы дать возможность новому рождению. Нападя на сильное и наказывая крепкое, он помогает слабому и дополняет податливое.
Почву, что под нашими ногами, мы зовем землей. Воздух-ци, что над нашими головами, именуем Небом. «Дао» — это всего лишь один из иероглифов, что обозначает его. Так, спрошу я, каково же его имя? Тот, кто действует, исходя из Дао, должен придерживаться именно этого имени. А поэтому он успешен в своих свершениях, а тело его долговечно. Даже мудрецы в своих делах также должны придерживаться этого [тайного] имени и поэтому всегда достигали успеха, а тело их было неуязвимо.
Также уже стали общепринятыми иероглифы и имена, коими обозначают Небо и Землю,
Небо испытывает недостаток на северо-западе, но то, что под ним возвышает его до полноты силы. Земля испытывает недостаток на юго-востоке, но то, что над ней возвышает, ее до полноты силы. Те недостатки, что наверху, дополняются тем, что внизу, а те недостатки, что внизу, дополняются тем, что наверху.
Поделитесь на страничкеfil.wikireading.ru
О женской мудрости, границах воды и незакрытых гештальтах Лао Цзы
Как всё связано в этом мире! Только кажется, что Древний Китай и современная Европа – два космоса, между которыми…
Как всё связано в этом мире! Только кажется, что Древний Китай и современная Европа – два космоса, между которыми – вечность. На самом деле даже современная теория поля подтвердила, что связи всего со всем и зависимость всего от всего – это данность, которую человек готов осознать или не готов, но на саму данность это никак не влияет.
Хочу вам рассказать об одной такой цепи связей, пролегающих между творчеством великого китайского мыслителя Лао Цзы, гештальт-терапией и человеческими добродетелями, важными для построения близких отношений. А поскольку я писатель, то объясню это через призму того, как создавалась сакральность, то есть, таинственность древних китайских текстов.
Последователи даосского учения – большие хитрецы, и они тщательно оберегали своё знание. При этом важно было его зафиксировать так, чтобы сказать всё – и ничего не сказать. Традиционная для Древнего Востока форма – иносказание, метафора, образ. Образ многозначен, многослоен и глубок. При этом он всегда субъективен. И как его воспримет читатель, зависит от уровня его осознанности и культуры. В образ можно спрятать тайну, которая будет доступна всем, но до конца понятна лишь избранным. Именно так писал, например, Лао Цзы. И потому переводы Дао Дэ Цзин ценятся не столько точностью подбора словесных эквивалентов, сколько комментариями, объясняющими скрытый смысл написанного.
Поняв этот принцип, я решила написать псевдокитайскую книгу. Но, в отличие от философов древности, которые творили для узкой читательской аудитории и не ориентировались при этом на женщин, я решила сделать всё наоборот. Я задумала написать книгу мудрости для широкой женской аудитории. И раз уж возникла такая затея, основанная на одновременном соблюдении и попрании традиций Поднебесной, я решила добавить в свои тексты современное научное знание, а именно – идеи, которые я, будучи пациенткой гештальт-терапевта, почерпнула в этом западном подходе.
Вы уже наверняка увидели картинку в начале этой статьи и прочитали текст рядом с ней.
Текст – развёрнутая метафора, образ, который может вызвать у читателя массу разных ассоциаций и восприятий – на разной глубине погружения в его смысл. Все эти образы, рождённые сознанием читателей – правильные и точные для них здесь и сейчас, в момент чтения, в их нынешнем состоянии. Но есть ещё один смысл, который заложен автором.Если бы этот текст написал последователь одной из школ Дао, уместно было бы размышлять о скрытом смысле инь и ян. Это второе дно – дополнительное к личному восприятию читателя. Но поскольку я пытаюсь интегрировать древнее знание и гештальт-терапию, то кроме второго дна здесь читается дно третье. И вот о нём я и хочу поведать.
Итак, вода. Вода – не только основа биологической жизни на планете, это ещё и образ, через призму которого можно объяснить многие сложные явления. Вода – метафора двух полярностей – безграничности и наличия строгих границ.
Удивительная особенность некоторых европейских языков – в них нет словесного обозначения состояния «без границ», в основе которого бы не было самого корня «границы». Ну, было бы, например, такое слово, например, «всешность», и ему бы было присвоено значение «безграничность». Но такого слова нет!
Как русский язык отражает сознание его носителей? Он фиксирует факт, что состояние безграничности можно обозначить только словом, произошедшим от слова «граница». То есть, если не познать, что такое граница, то и безграничность не познать.
Как познать смысл метафоры «будь, как вода»? Для китайцев мудрость воды в том, что она предельно «гибкая». Жёсткость и твёрдость – качества, свойственные мёртвому, а всё живое способно быть гибким. Потому физическая и психологическая гибкость так важны для тех, кто следует философии Дао. Вода – не просто гибкая, она бесформенная, точнее, она может принимать форму любой ёмкости, в которую попадает, а без ограничений способна растекаться. Иными словами, у воды нет границ. Вода — идеал даосского сознания.
Как проявляются полярности инь и ян, а именно «наличие границ» и «отсутствие границ» – в воде? Чтобы ответить на этот вопрос, важно уточнить, что такое границы. В китайской философии такого понятия нет, потому что нет такой ценности. Вообще довольно странно, что в Дао Дэ Цзин нет ни одной главы и ни одной метафоры, связанной с границами.
А вот в гештальт-терапии такое базовое понятие есть. И оно означает нечто такое, что разъединяет и вместе с тем объединяет некую фигуру и некий фон (терминология гештальт-терапии), на котором фигура является в пространстве и в сознании. То есть, пока нет границ, форма не выделяется наблюдателем. И только граница превращает бесформенное тело в фигуру. Классический пример: когда наблюдатель смотрит на открытое море в ясную погоду, вода сливается с небом, и невозможно определить, где заканчивается вода, и где начинается море. Всё сливается.
Если перейти в плоскость разговоров о психике — пока у личности нет границ, наблюдателю сложно воспринять её уникальность. Вода тем и уникальна, что она может, условно говоря, быть фоном, а может стать фигурой, выделяющейся на каком-нибудь фоне. С одной стороны, вода может принять любую форму и стать любой фигурой, с другой – она как бы не имеет собственной формы в основном своём агрегатном состоянии. И это свойство — метафора абсолютной свободы, высшей даосской ценности. Зато ледяная фигура на заледеневшем море легко будет воспринята зрителем. А что позволило воде стать воспринятой? Наличие жёсткой формы, то есть, образно говоря, обретение чётких границ в пространстве.
Одна из самых популярных картинок, иллюстрирующих понятие границ — каринка, изображающая девушку и старуху. В зависимости от того, что сознание воспринает как границы фигуры, зритель может увидеть то одно изображение, то другое. Именно границы очертания помогают воспринять один из образов. То же самое и в жизни.
Способность к выстраиванию границ — прекрасное свойство Воды как одной из пяти стихий древнекитайской системы У-Син, то есть, «пять стихий», «унаследованное от матери». Гештальт-терапевты сейчас могут начать кивать головами в знак согласия. Ведь, по их мнению, главной фигурой для формирования личности является фигура матери. И то, как человек выстраивает всю свою жизнь и, в том числе, отношения с близкими людьми, зависит целиком и полностью от первых 3-х лет контакта с мамой.
В цепи порождений, представленной системой У-Син, каждая из пяти стихий, Дерево, Огонь, Земля, Металл и Вода, оказывается матерью или сыном для другой стихии. Догадайтесь, кто был матерью Воды в китайской системе! Ну конечно, стихия, которая являет собой самую жёсткую форму и имеет самую чёткую фигуру – Металл. Иначе в кого бы Вода была такой твёрдой? Конечно, в маму! Вода в твёрдом агрегатном состоянии сверкает, как сталь. Острый осколок льда способен нанести рану. А процесс плавления превращает и лёд, и металл в жидкость. Так что китайское яблочко от китайской яблоньки тоже недалеко падает!
Остаётся самый главный вопрос. А зачем быть, как вода, и в чём ценность границ? Границы личности – это зона, которая поддерживает её целостность, помогает сохранять безопасность. Это адаптационный ресурс, который обеспечивает взаимодействие с окружающей социальной средой. Осознание границ возникает, когда индивидуум начинает выбирать между тем, что допустимо для него, и тем, что недопустимо. «Допустимо» — значит, последствия выбора не разрушают личность, не наносят ущерб её самоуважению.
Ну, а теперь совсем просто, для женщин, как и обещала. Почему женщина, следующая философии стихии Воды, обретает мудрость? И когда у женщины есть границы? Границы своей личности женщина может почувствовать, когда сможет чётко отделить свою индивидуальность, свою уникальность от уникальности других личностей. Чаще женщины, добившиеся избранности одним мужчиной, начинают терять свои границы и принимать форму избранника. «Что ты любишь? Острое и солёное? Тогда и я буду это любить вместе с тобой! Ведь мы теперь две половинки одного целого! Куда ты хочешь поехать? На Камчатку? Возьми меня с собой, я не могу без тебя!»
Женщина с границами не считает себя половинкой яблока, неполноценным фруктом, который может существовать только в случае появления второй такой же неполноценной доли яблока. Полноценная женщина с границами способна на идентификацию собственных пристрастий и ценностей и не готова жить чужой жизнью, потому что предпочитает свою. «Ты любишь острое, а я люблю сладкое. Как прекрасно, что мы такие разные! Ты мечтаешь поехать на Камчатку, а я хочу в Австралию, и мне очень интересно жить рядом с тобой!» Она может принимать и отказывать, может говорить «да» или «нет». И из этих «нет» строится граница. Так «фигура» женщины начинает выделяться на «фоне». Так женщина становится заметной, не слившейся с фоном, как море с небом. Так она «кристаллизуется» как Женщина, которая интересна миру, в том числе, миру мужчин.
Чтобы интегрировать две полярности, мудрость Древнего Востока и научное знание современного Запада, добавим древнекитайскую ремарку. В исходном состоянии вода обладает качеством, которое так ценят мужчины в женщинах: способностью к принятию и сохранению покоя. Поверхность воды легко реагирует на любое изменение в среде. Если упадёт камень, по воде идут круги, но вскоре она вновь обретает ровную гладь. Подует ветер – воде передастся волнение, но вскоре она успокаивается. То есть, она предельно чувствительна и восприимчива, с одной стороны, и чрезвычайно стабильна – с другой. Не случайно в системе У-Син стихии Воды соответствует священное животное Черепаха – символ долгожительства и мудрости. К этому больше нечего добавить. Да простят меня китайский философ Лао Цзы и основатель гештальт-терапи Фредерик Перлз, если если я что-то не так интерпретировала. Тайна китайских метафор разглашена. Связь всего со всем установлена. Полярности интегрированы. Гештальт закрыт…
snob.ru
Лао Цзы. Неисчерпаемое Дао — Интересная жизнь
«Все Совершенные люди стекаются в Великое Дао. И ты последуй этим Путём! … Я, находясь в недеянии, странствую в беспредельном Дао. Это не передаваемо словами! Дао является наитончайшим и блаженнейшим».
Лао Цзы. Дао дэ Цзин
О Лао-цзы
Лао-цзы— древнекитайский философ VI-V веков до н. э., которому приписывается авторство классического даосского философского трактата «Дао Дэ Цзин».
Имя Лао-цзы 老子можно перевести как «Старый мудрец» или «Старый младенец». Вместе с «Желтым императором» Хуан-ди он считается легендарным основоположником даосизма.
Сведения о нем крайне скудны и недостоверны. Как писал синолог Д.Нидэм, Лао-цзы – «одна из самых темных фигур в китайской истории».
В религиозно-философском учении большинства даосских школ Лао-цзы традиционно почитается как божество — один из Трёх Чистых.
Наиболее ранние сведения о Лао-цзы содержатся в главе «Тянься» («Поднебесная») трактата «Чжуан-цзы» и главе «Жизнеописание Лао-цзы» в «Исторических записках» Сыма Цяня (II в. до н.э.). Согласно им, Лао-цзы был уроженцем уезда Ку в царстве Чу, носил фамилию Ли, имя Дань, служил главным хранителем архива государства Чжоу и встречался с Конфуцием, когда тот приезжал к нему за советами и наставлениями.
Затем Лао-цзы ушел со службы и поселился в уединении. В конце жизни, разочаровавшись в возможности реализации своего учения в Китае, на буйволе белой масти он отправился на Запад.
На пограничной заставе его задержал начальник по имени Инь Си (Гуань Инь-цзы). По его просьбе Лао-цзы написал трактат из двух частей «Дао-дэ-цзин» («Канон о Пути и его благой силе»), где в сжатом виде изложил своё учение.
Центральной категорией даосизма является Дао. Иероглиф Дао 道 состоит из двух графем – голова шоу 首 и идти цзоу 走 (辶). Отсюда его основное значение – «дорога, по которой ходят люди». Его словарные значения чрезвычайно разнообразны: «путь», «дорога», «правда», «истина», «учение», «говорить», «выражать», «учить» и т.п.
Избранное из «Дао Дэ Цзин»
1
ДАО, которое может быть выражено словами, не есть постоянное дао. Имя, которое может быть названо, не есть постоянное имя. Безымянное есть начало неба и земли, обладающее именем — мать всех вещей.
Поэтому тот, кто свободен от страстей, видит чудесную тайну [дао], а кто имеет страсти, видит только его в конечной форме.
Безымянное и обладающее именем одного и того же происхождения, но с разными названиями. Вместе они называются глубочайшими. Переход от одного глубочайшего к другому — дверь ко всему чудесному.
2
Когда все в Поднебесной узнают, что прекрасное является прекрасным, появляется и безобразное. Когда все узнают, что доброе является добром, возникает и зло.
Поэтому бытие и небытие порождают друг друга, трудное и легкое создают друг друга, длинное и короткое взаимно соотносятся, высокое и низкое взаимно определяются, звуки, сливаясь, приходят в гармонию, предыдущее и последующее следуют друг за другом.
Поэтому совершенномудрый, совершая дела, предпочитает недеяние; осуществляя учение, не прибегает к словам; вызывая изменения вещей, [он] не осуществляет их сам; создавая, не обладает [тем, что создано]; приводя в движение, не прилагает к этому усилий; успешно завершая [что-либо], не гордится.
Поскольку он не гордится, его заслуги не могут быть отброшены.
3
Дао пусто, но в применении неисчерпаемо. О, глубочайшее! Оно кажется праотцом всех вещей.
Если притупить его проницательность, освободить его от беспорядка, умерить его блеск, уподобь его пылинке, то оно будет казаться ясно существующим.
4
Небо и Земля — долговечны. Небо и Земля долговечны потому, что существуют не для себя. Вот почему они могут быть долговечными.
Поэтому совершенномудрый ставит себя позади других, благодаря чему он оказывается впереди. Он пренебрегает своей жизнью, и тем самым его жизнь сохраняется. Не происходит ли это оттого, что он пренебрегает личными [интересами]? Напротив, [он действует] согласно своим личным [интересам].
5
Высшая добродетель подобна воде. Вода приносит пользу всем существам и не борется [с ними]. Она находится там, где люди не желали бы быть. Поэтому она похожа на дао.
[Человек, обладающий высшей добродетелью, так же, как и вода], должен селиться ближе к земле; его сердце должно следовать внутренним побуждениям; в отношениях с людьми он должен быть дружелюбным; в словах должен быть искренним; в управлении [страной] должен быть последовательным; в делах должен исходить из возможностей; в действиях должен учитывать время. Поскольку [он], так же как и вода, не борется с вещами, [он] не совершает ошибок.
6
Если душа и тело будут в единстве, можно ли сохранить его? Если сделать дух мягким, можно ли стать [бесстрастным] подобно новорожденному? Если созерцание станет чистым, возможны ли тогда заблуждения? Можно ли любить народ и управлять страной, не прибегая к мудрости? Возможны ли превращения в природе, если следовать мягкости? Возможно ли осуществление недеяния, если познать все взаимоотношения в природе?
Создавать и воспитывать [сущее]; создавая, не обладать [тем, что создано]; приводя в движение, не прилагать к этому усилий; руководя, не считать себя властелином — вот что называется глубочайшим ДЭ.
7
Тридцать спиц соединяются в одной ступице, [образуя колесо], но употребление колеса зависит от пустоты между [спицами]. Из глины делают сосуды, но употребление сосудов зависит от пустоты в них. Пробивают двери и окна, чтобы сделать дом, но пользование домом зависит от пустоты в нем.
Вот почему полезность чего-либо имеющегося зависит от пустоты.
8
Смотрю на него и не вижу, а поэтому называю его невидимым. Слушаю его и не слышу, поэтому называю его неслышимым. Пытаюсь схватить его и не достигаю, поэтому называю его мельчайшим. Не надо стремиться узнать об источнике этого, потому что это едино. Его верх не освещен, его низ не затемнен. Оно бесконечно и не может быть названо. Оно снова возвращается к небытию. И вот называют его формой без форм, образом без существа. Поэтому называют его неясным и туманным. Встречаюсь с ним и не вижу лица его, следую за ним и не вижу спины его.
Придерживаясь древнего дао, чтобы овладеть существующими вещами, можно познать древнее начало. Это называется принципом дао.
9
Нужно сделать [свое сердце] предельно беспристрастным, твердо сохранять покой, и тогда все вещи будут изменяться сами собой, а нам останется лишь созерцать их возвращение.
[В мире] — большое разнообразие вещей, но [все они] возвращаются к своему началу. Возвращение к началу называется покоем, а покой называется возвращением к сущности. Возвращение к сущности называется постоянством.
Знание постоянства называется [достижением] ясности, а незнание постоянства приводит к беспорядку и [в результате] к злу.
Знающий постоянство становится совершенным; тот, кто достиг совершенства, становится справедливым; тот, кто обрел справедливость, становится государем. Тот, кто становится государем, следует небу. Тот, кто следует небу, следует дао. Тот, кто следует дао, вечен, и до конца жизни такой государь не будет подвергаться опасности.
10
Содержание великого дэ подчиняется только дао. ДАО бестелесно. Дао туманно и неопределенно. Однако в его туманности и неопределенности содержатся образы. Оно туманно и неопределенно. Однако в его туманности и неопределенности скрыты вещи. Оно глубоко и темно. Однако в его глубине и темноте скрыты тончайшие частицы. Эти тончайшие частицы обладают высшей действительностью и достоверностью.
11
В древности говорили: «Ущербное становится совершенным, кривое — прямым, пустое — наполненным, ветхое сменяется новым. Стремясь к малому, достигаешь многого; стремление получить многое ведет к заблуждениям». Поэтому совершенномудрый внемлет этому поучению, коему необходимо следовать в Поднебесной! Совершенномудрый исходит не только из того, что сам видит, поэтому может видеть ясно; он не считает правым только себя, поэтому может обладать истинной; он не прославляет себя, поэтому имеет заслуженную славу; он не возвышает себя, поэтому он старший среди других. Он ничему не противоборствует, поэтому он непобедим в Поднебесной.
Слова древних:»Ущербное становится совершенным…» — разве это пустые слова? Они действительно указывают человеку путь к [истинному] совершенству.
12
Кто поднялся на цыпочки, не может [долго] стоять. Кто делает большие шаги, не может [долго] идти.
Кто сам себя выставляет на свет, тот не блестит. Кто сам себя восхваляет, тот не добудет славы. Кто нападает, тот не достигает успеха. Кто сам себя возвышает, не может стать старшим среди других.
Если исходить из дао, все это называется лишним желанием и бесполезным поведением. Таких ненавидят все существа. Поэтому человек, обладающий дао, этого не делает.
13
Тяжелое является основой легкого. Покой есть главное в движении. Поэтому совершенномудрый, шагая весь день, не отходит от [телеги] с тяжелым грузом.
Хотя он живет прекрасной жизнью, но он в нее не погружается.
Почему властитель десяти тысяч колесниц, занятый собой, так пренебрежительно смотрит на мир? Пренебрежение разрушает его основу, а его торопливость приводит к потере власти.
14
Если кто-нибудь силой пытается овладеть страной, то, вижу я, он не достигает своей цели. Страна подобна таинственному сосуду, к которому нельзя прикоснуться. Если кто-нибудь тронет [его], то потерпит неудачу. Если кто-нибудь схватит [его], то его потеряет.
Поэтому одни существа ведут, а другие — следуют за ними; одни расцветают, а другие высыхают; одни укрепляются, а другие слабеют; одни создаются, а другие разрушаются. Поэтому совершенномудрый отказывается от излишеств, устраняет роскошь и расточительность.
15
Знающий людей разумен. Знающий себя просвещен. Побеждающий людей силен. Побеждающий самого себя могуществен. Знающий достаток богат. Кто действует с упорством, обладает волей. Кто не теряет свою природу, долговечен. Кто умер, но не забыт, тот бессмертен.
16
Чтобы нечто сжать, необходимо прежде расширить его. Чтобы нечто ослабить, нужно прежде укрепить его. Чтобы нечто уничтожить, необходимо прежде дать ему расцвести. Чтобы нечто у кого-то отнять, нужно прежде дать ему. Это называется глубокой истиной. Мягкое и слабое побеждает твердое и сильное.
17
Превращение в противоположное есть действие дао, слабость есть свойство дао. В мире все вещи рождаются в бытии, а бытие рождается в небытии.
18
Высшее совершенство похоже на несовершенное, но его действие [не может быть] нарушено; великая полнота похожа на пустоту, но ее действие неисчерпаемо. Великая прямота похожа на кривизну; великое остроумие похоже на глупость; великий оратор похож на заику.
Ходьба побеждает холод, покой побеждает жару. Спокойствие создает порядок в мире.
19
Нет больше несчастья, чем незнание границы своей страсти, и нет большей опасности, чем стремление к приобретению [богатств]. Поэтому, кто умеет удовлетворяться, всегда доволен [своей жизнью].
20
Не выходя со двора, можно познать мир. Не выглядывая из окна, можно видеть естественное дао. Чем дальше идешь, тем меньше познаешь. Поэтому совершенномудрый не ходит, но познает [все]. Не видя [вещей], он проникает в их [сущность]. Не действуя, он добивается успеха.
21
Тот, кто знает, не говорит. Тот, кто говорит, не знает.
То, что оставляет свои желания, отказывается от страстей, притупляет свою проницательность, освобождает себя от хаотичности, притупляет свой блеск, уподобляет себя пылинке, представляет собой глубочайшее.
Его нельзя приблизить для того, чтобы с ним сродниться; его нельзя приблизить для того, чтобы им пренебрегать; его нельзя приблизить для того, чтобы им воспользоваться; его нельзя приблизить для того, чтобы его возвысить; его нельзя приблизить для того, чтобы его унизить.
Вот почему оно уважаемо в Поднебесной.
22
То, что спокойно, легко сохранить.. То, что еще не показало признаков, легко направить. То, что слабо, легко разделить. То, что мелко, легко рассеять.
Действие надо начать с того, чего еще нет. Наведение порядка надо начать тогда, когда еще нет смуты. Ибо большое дерево вырастает из малого, девятиэтажная башня начинает строиться из горстки земли, путешествие в тысячу ли начинается с одного шага.
Кто действует — потерпит неудачу. Кто чем-либо владеет — потеряет. Вот почему совершенномудрый бездеятелен, и он не терпит неудачи. Он ничего не имеет и поэтому ничего не теряет. Те, кто, совершая дела, спешат достигнуть успеха, потерпят неудачу. Кто осторожно заканчивает свое дело, подобно тому, как он его начал, у того всегда блаполучие. Поэтому совершенномудрый не имеет страсти, не ценит труднодобываемые предметы, учится у тех, кто не имеет знаний, и идет по тому пути, по которому прошли другие. Он следует естественности вещей и не осмеливается [самовольно] действовать.
23
Умный полководец не бывает воинственен. Умелый воин не бывает гневен. Умеющий побеждать врага не нападает. Умеющий управлять людьми не ставит себя в низкое положение. Это я называю дэ, избегающее борьбы. Это сила в управлении людьми. Это значит следовать природе и древнему началу дао.
24
Мои слова легко понять и легко осуществить. Но люди не могут понять и не могут осуществить. В словах имеется начало, в делах есть главное. Поскольку люди их не знают, то они не знают и меня.
Когда меня мало знают, тогда я дорог. Поэтому совершенномудрый подобен тому, кто одевается в грубые ткани, а при себе держит яшму.
25
Когда народ не боится могущественных, тогда приходит могущество. Не тесните его жилища, не презирайте его жизни. Кто не презирает [народа], тот не будет презрен [народом]. Поэтому совершенномудрый, зная себя, себя не выставляет. Он любит себя и себя не возвышает. Он отказывается от самолюбия и предпочитает невозвышенное.
26
Кто храбр и воинственен — погибает, кто храбр и не воинственен — будет жить. Эти две вещи означают: одна — пользу, а другая — вред. Кто знает причины того, что небо ненавидит [воинственных]? Объяснить это трудно и совершенномудрому.
27
Человек при своем рождении нежен и слаб, а при наступлении смерти тверд и крепок.
Все существа и растения при своем рождении нежные и слабые, а при гибели сухие и гнилые. Твердое и крепкое — это то, что погибает, а нежное и слабое — это то, что начинает жить.
Поэтому могущественное войско не побеждает и крепкое дерево гибнет. Сильное и могущественное не имеют того преимущества, какое имеют нежное и слабое.
28
Верные слова не изящны. Красивые слова не заслуживают доверия. Добрый не красноречив. Красноречивый не может быть добрым. Знающий не доказывает, доказывающий не знает.
Совершенномудрый ничего не накапливает. Он все делает для людей и все отдает другим. Небесное дао приносит всем существам пользу и им не вредит. Дао совершенномудрого — это деяние без борьбы.
По материалам : Ян Хин-шун. «Древнекитайский философ Лао-Цзы и его учение»
КНИГИ
ДАО ДЭ ЦЗИН. Ян Хин-шун.1950
Официальный перевод на русский, выполненный советским историком, китаистом, китайцем по происхождению. Самый известный, издаваемый и популярный перевод.
ИСКУССТВО
Даосская живопись Китая
intelife.ru
Доклад: Китайская философия — Конфуций, Лао-Цзы, Сунь-Цзы Ч.2
Из-за большого размера публикую вторую часть отдельным постом. Запись под катом. Напоминаю, что это полный текст моего доклада по китайской философии, рассказанный на собрании Литературно -Исторического Клуба 20.01.2017
3. Лао-Цзы Дао-Дэ-Цзин
Маленькая по объему, но очень глубокая по смыслу книга. Только по ней одной можно рассказывать десятки многочасовых лекции.
Книга довольно тяжела для понимания. Она построена так что учение Лао-цзы подобно воде, оно не имеет формы. Воду нельзя ухватить пальцами, она просачивается сквозь них. Если в конфуцианстве все более-менее понятно – раз-два-три-четыре, то в Даодэцзине текст построен так, что он провоцирует тебя подолгу размышлять над каждой фразой и над всем текстом в целом.
Как вообще принято в духовных практиках на Востоке, Просветление не приходит на тебя с неба, как в христианстве оно упало, например, на святого Павла. Тут чтобы достигнуть состояния просветления и понять, например, что говорил Лао-Цзы в своей сущности, нужно очень долго ходить, думать, прокручивать все в голове и тогда однажды наберется критическая масса размышлений, какие-то места свяжутся друг-с-другом и возникнет целостное понимание текста.
Я к сожалению, через этот процесс не прошел и не могу претендовать на верное изложение сути учения. Расскажу только как его понимаю я. Сразу с оговоркой что я рассказываю самый низкий уровень учения, вообще есть более высокие уровни понимания. И по большому счету, конфуцианство и даосизм противореча друг-другу на низком уровне, вполне себе друг друга дополняют на высоких уровнях. Это как арифметика и высшая математика. В арифметике 2+2 всегда равно четыре, а в высшей математике 2+2 иногда может быть равно 5. Но это не значит, что одна точка зрения права, а другая нет, просто это разные уровни понимания.
В современном отношении людей к Дао-дэ-цзину к сожалению, слишком много эзотерики. В свое время Блаватская и ей подобные персонажи окружили оригинальный текст плотной завесой псевдо-сакральности, псевдо-экологичности, псевдо-высокодуховности и прочей ерунды. Это сильно мешает для большинства людей продраться к актуальному тексту. Взять хотя бы проблему переводов – среди них мне попадались такие (например, некоего Антонова), которые насквозь пропитаны отсылками к таким понятиям как Духовное Совершенство, Просветленность и прочие, хотя их и нет в оригинальном тексте. Так что переводы надо читать с осторожностью и внимательно сравнивать друг-с-другом, чтобы не скатиться в эзотерику и сектантство.
К сожалению, западные нью-эйдж течения подняли эту книгу на свой флаг наряду с буддизмом и йогой, и постороннему человеку чтобы добраться до сути приходится миновать кучу ловушек духовно-возвышенной болтовни о положительной энергетике и гармонии с природой.
О чем Дао-Дэ-Цзин вкратце на самом деле?
Лао-цзы не писал для всех – книга эта предназначалась в первую очередь для образованного и грамотного меньшинства, то есть для правителей и чиновников. Соответственно в ней дается сборник правил как правильно управлять собой, другими людьми и процессами вообще. При этом уникальность книги в её подходе к решению дел и вообще к взгляду на Вселенную.
Если упрощать совсем очень сильно, то я бы назвал Дао Де Цзин – учебником по управлению процессами. Чтобы делать это эффективно – надо быть в гармонии с естественным потоком событий. Идти по пути наименьшего сопротивления. Все события текут так как они должны течь – задача мудреца не мешать им. Главное зло по мнению Лао-цзы – это активное вмешательство в естественный ход вещей. А самый скверный вид вмешательства – это сочинение новых концепции и идей, которые кардинальным образом отдаляют человека от первоначальной естественности.
Также Лао-Цзы является прародителем диалектики – для него каждое явление уже содержит в себе зародыш своего отрицания. Соответственно задача мудреца – это держать процесс в такой стадии, когда явление выражено максимально полно, но при этом не настолько полно, чтобы дать содержащемся в этом процессе зародышу отрицания развиться достаточно сильно. Это кратко выражается символом инь-ян в даосской философии.
Соответственно управление по Лао-цзы состоит не в стремительном развитии, не в «Большом скачке вперед» (как у Мао-Цзе-Дуна), а в достижении и удержании баланса и гармонии. Управление процессами превращается в бесконечное балансирование процессов и людей. На практике это может выражаться в расставлении людей на должности так чтобы их амбиции взаимно гасили друг друга. Либо как вариант в том, чтобы точки развития в стране не концентрировались в одном месте, а равномерно распределялись по всем сторонам света, чтобы избежать перекоса в развитии одних регионов над другими.
Конкретный пример: зоны развития в современном КНР. Сейчас в Китае кроме изначально существующих развитых регионов на Юге (Гуандун), Востоке (Шанхай) и Севере (Пекин), правительство активно инвестирует в развитие балансирующих их регионов на Западе (Чунцин и Чэнду) и в Центре (Ухань) в полном соответствии с дружественной даосизму концепции 5 первоэлементов 五行 «У-син». Я не считаю это случайным совпадением.
Для даосизма свойственен взгляд на события с перспективы вечности и внеисторичности. Царства рождаются, растут, процветают, приходят в упадок и погибают, а на их месте рождаются новые. Это неизбежность истории и её нельзя отменить. Лао-цзы проповедует о вечном круговороте и возвращении.
Если конфуцианство сосредоточено на объединении страны под одним императором, и по сути своей является религией городской бюрократии, то даосизм видит идеалом пасторальное сообщество множества маленьких государств где жители будут слышать, как кричат петухи у их соседей, но при этом никогда не будут ходить друг к другу в гости. (80. О государственном устройстве я мыслю так: Лучше, когда страна маленькая, а население редкое. Даже если имеется много орудий, не надо их употреблять. Корабли и боевые колесницы использовать тоже не надо. Воинам — лучше не воевать. Надо, чтобы жизнь в стране была такой, чтоб люди не стремились страну покинуть. Хорошо, если еда у всех — вкусная, одежда — красивая, жильё — удобное, жизнь — радостная. Хорошо с любовью смотреть на соседнее государство, слушать, как там поют петухи и лают собаки. Хорошо, чтобы люди, дожив здесь до преклонных лет, уходили отсюда с тем, чтобы уже не возвращаться вновь. 小国寡gua民。使有什伯之器而不用;使民重死而不远徙xi;虽有舟舆yu,无所乘之;虽有甲兵,无所陈之。使人复结绳而用之。至治之极。甘美食,美其服,安其
Еще одно ключевое слово для понимания сути даосизма – естественность. Мораль человека «Дэ» проистекает из следования «Дао» — Дао проистекает из естественности. Следовательно, моральное поведение есть естественное поведение. 人法地,地法天,天法道,道法自然 человек определяется Землей, Земля определяется Небом, Небо определяется Дао, а Дао определяется естественностью. (25)
Поступки человека должны определятся не страстями и мысленными конструкциями типа денег, почестей или идеологии, а естественностью. Человек должен быть подобен Дао, а Дао подобно воде, которая никогда не ищет путей, а просто течет по низинам. Вода не бегает вправо и влево в поисках русла куда бы ей течь. Вода всегда знает свой путь. Человеку по Лао-Цзы не нужно экстра-знание чтобы поступать морально, он морален по своей природе. Все знания только искажают изначальную моральность. Действия в соответствии со своими позывами самые естественные, а значит наиболее соответствующие Дао, а значит самые правильные. «Жизнь в соответствии с Дао, значит творит добро и ходить по большой дороге, но люди любят ходить по обходным тропинкам»
В этом плане мировоззрение даосизма вступает в конфликт с конфуцианством. Согласно Конфуцию человек не рождается совершенным, все его положительные качества должны культивироваться и совершенствоваться через непрерывное учение, следование ритуалам и прохождение через жизненные трудности без потери лица и с незапятнанной честью.
Тут мы видим совершенно разный подход к преодолению трудностей. Для конфуцианства свойственна пропаганда стоицизма – преодоление жизненных невзгод путем обострения чувства долга, чести и бесчестия.
Даосизм же учит очищению от страстей. Отсутствие страстей ведет к отсутствию неудовлетворенных желаний. Отсутствие неудовлетворенных желаний ведет к отсутствию страданий и необходимости их преодолевать.
Даосизм неразрывно связан с представлением об абсолютной благости природности и естественности. В Китае есть традиционное почитание естественных вещей и пейзажей берущее свои корни в даосизме. Любование камнями странной формы. Деревьями. Бамбуком. Просто природными пейзажами. Китайская живопись. Все это имеет корни в даосском почитании естественной красоты.
Китайские боевые искусства тоже имеют корни в даосской концепции естественности. В кунфу много строится на чувствовании собственного тела, на понимании тела. Тело это миниатюрная Вселенная с одной стороны, и с другой стороны это воплощение природного и естественного в человеке. Боевые искусства и даосские медитативные практики сосредоточенны на вглядывании в себя, на слушание себя и своего контакта с окружающим миром. Например, в тайцзычуань задача быть максимально мягким и побеждать твердое в противнике. Не сокрушая его, а поглощая его удары и направляя их энергию против него самого. Все внимание сконцентрировано не на сокрушении противника, а на сохранении своего баланса.
Ключевое понятие в даосизме — это само Дао. Что такое Дао?
Для Лао-цзы – Дао предстает неким универсальным принципом, по которому работают Вселенная, природа и человеческое общество. Само Дао при этом не может быть описано в каких-то универсальных определениях. Как написано в самом начале книги – Дао которое может быть выраженно словами не есть постоянное или обыкновенное Дао, а имя которое дано, или произнесено не есть постоянное имя. (道可道,非常道,名可名,非常名)
В этом плане даосизм вступает в противоречие с конфуцианством. В конфуцианстве строго наоборот – подчеркивается важность правильного подбора имен.
(Лунюй 13.3 – 必也正名乎
名不正则言不顺,言不顺则事不成,事不成则礼乐(yuè)不兴,礼乐(yuè)不兴则刑罚不中刑罚不中则民无所措手足。故君子名之必可言也,言之必可行也。君子于其
Если имя неправильно (не соответствует действительности), то слово произносится неправильно (противоречит делу (не имеет под собой основы), а когда слово произносится неправильно, то дело не будет исполнено, а если дело не будет исполнено, то церемонии и музыка не будут процветать, а если церемонии и музыка не будут процветать, то наказания не будут достигать цели, а когда наказания не достигают цели, то народ не будет знать, как ему вести себя. Поэтому благородный муж, давая имена, должен произносить их правильно, а то, что произносит, правильно осуществлять. В словах благородного мужа не должно быть ничего неправильного» )
Хотелось бы привести конкретный пример из актуальной политики: в 2014г.когда началось восстание на востоке Украины, еще не было единой идеологии данного восстания и было непонятно за что оно. Тогда в числе прочих была инициатива связать восстание в первую очередь с антифашизмом и неосоветизмом. Восставшие в таком случае становились Народной Армией Освобождения Украины по примеру Северого и Южного Вьетнама. Но вопреки данной позиции все СМИ как собственно повстанческие и российские государственные, так и оппозиционные стали называть восставшую территорию Новороссией, ДНР и ЛНР, а повстанческую армию Вооруженными Силами Новороссии. Неправильно данные имена в самом начале в итоге поломали всю дальнейшую борьбу.
Следим за логикой Конфуция:
«Если имена неправильны, то и слова произносятся неправильно»
名不正则言不顺
Вместо НОА стали говорить ВСН. Вместо освобождения всей Украины стали говорить только об освобождении Востока Украины, а вся остальная Украина вместе с её просоветским населением оказалась добровольно брошенной на съедение нацистам. Вместо восстания украинцев против нацисткой угрозы, стали говорить о защите русского народа против украинцев, несмотря на то что огромная часть восставших продолжает считать себя этническими украинцами.
«Если слова произносятся неправильно, то и дела не исполняются как надо»
言不顺则事不成
Вместо всеукраинского восстания против фашизма, на Восток Украины потянулись странные личности т.н. «русские националисты» покрытые свастиками, типа Мильчакова чтобы «защищать русский народ» от «хохлов».
«Если дела не исполняются как надо, то ритуалы и музыка не процветают»
事不成则礼乐不兴
Вместо «Вставай страна огромная» стали говорить о защите русских, а то и вовсе о нации «дончан» или «новороссов». Стали выпускать белогвардейские газетенки. Стали орать «Сука введи войска!»
«Если ритуалы и музыка не процветают, то наказания не достигают цели»
礼乐不兴则刑罚不中
Как итог восстание из антифашистского и антиолигархического стало антиукраинским и оттолкнуло огромные массы потенциальных сторонников внутри Украины.
«Если наказания не достигают цели, то народ не знает, как ему поступить»
刑罚不中则民无所措手足
Ну и как закономерный итог мы имеем апатию в этих регионах. В Украину нельзя потому что там еще хуже, да и назад дороги нет. А идти вперед нет энергии и объединяющей идеи. В условиях идейного хаоса и каши в голове у народа и элиты, нет возможности консолидировать общество в рывке на Запад. Нет сил покончить с разложившейся и прогнившей насквозь Украиной. Остается только сидеть на месте и ждать, когда преобразится Россия, чтобы прийти и сделать всю работу за них. Стратегически очень неправильная ситуация.
А все потому что с самого начала были даны неправильные имена.
То есть для Конфуция жизненно важно чтобы имена правильно выражали действительность на которой они основаны. Или даже чтобы имена программировали действительность и поведение людей.
Для Лао-цзы же имя никогда в принципе не может отразить подлинную сущность явления, а даже если оно на какой-то момент это сделает, то само явление спустя какое-то время преобразиться и имя потеряет под собой основу. Для даосизма все пронизано временностью и относительностью. Нет ничего вечного и постоянного кроме движения самого по себе.
Четкие имена и жесткое следование ритуалу по конфуцианству есть придание определенной формы. Даосизм же избегает во всем четкой определенности и любых форм. Этом они отличны.
Вода это, наверное, ключевое понятие для понимания сути Дао. Вода подвижна и не имеет формы. Вода прозрачна и не имеет цвета. Естественный цвет воды — это отражать все как зеркало. Вода ничему не сопротивляется и абсолютно мягка, но при этом она может сокрушать горы. Лаоцзы намерено уподобляет свое учение воде, чтобы оно не имело четкой формы. Он призывает человека стремится быть подобным воде в своем поведении и поступках.
В «Искусстве войны» Сунь-цзы есть подобная созвучность с Лао-цзы, в теме стремления быть подобным воде. Сунь-цзы учит что войско должно быть подобно воде – как вода стремится в низины, так твое войско должно стремиться в пустоты в войске противника, говоря иными словами должно бить в наименее слабые и незащищенные места. (夫兵形象水,水之行避高而趋(qu)下,兵之形避实而击虚(xu);水因地而制流,兵因敌而制胜)
Ключевое понятие для понимания сути Дао есть пустота. Человеческое сознание сосредоточено на важности вещественности и полноты. При этом Лао-цзы подчеркивает, что Дао есть пустота и учит о важности пустоты. Пустота выступает не просто как противоположность, а как необходимое дополнение вещественности, и только баланс между пустотой и вещественностью придает вещам их ценность.
11. Тридцать спиц соединяются в одном велосипедном колесе. Но пользование колесом зависит также и от пустотности между спицами. Из глины делают сосуды. Но их употребление зависит от пустотности в них. Делают в доме стены, двери и ставни на окнах. Но пользование домом тоже зависит от пустотности в нём. Наличие для выгоды, пустота для практического использования (三十辐共一毂gu,当其无,有车之用。埏埴以为器,当其无,有器之用。凿zao户牖you以为室,当其无,有室之用。故有之以为利,无之以为用)
Кстати, если уйти в научные дебри, в частности в современные представления о строении атомов и материи, то выяснится, что даосские представления о сущности материи как пустоты на удивление верны. Даже цельный слиток металла, если разобрать его на атомарном уровне, окажется почти целиком состоит из пустоты и всего лишь менее чем одной десятимиллионной доли процента вещества. Так что со стороны Лао-цзы представление о Вселенной как о пустоте оказалось гениальной догадкой, опередившей свое время на 2500 лет.
Еще одно ключевое понятие, связанное с пустотой это «недеяние» — «у-вэй» 无为
В даосизме оно довольно своеобразно. Вообще можно выделить три типа недеяния – буддистский, конфуцианский и даосский. И во всех трех учениях под «недеянием» понимается что-то свое.
В буддизме – недеяние это один из способов прохождения к Просветлению. Ты просто садишься в позу лотоса, отказываешься от всех желаний, не делаешь ничего доброго или злого, вообще ничего и выходишь из колеса перерождений.
В конфуцианстве, Конфуций говорит: 无为而治者,其舜shun也欲yu!夫何为哉zai?恭己gongji正南面而已矣
— Это не Шунь ли был, кто правил в недеянии? Чем же он занимался? Обратив лицо прямо на юг, он почитал себя, и только! (15.5)
Смысл в том, что недеяние по-конфуциански это когда правитель является настолько выдающимся моральным образцом, что его поданные сами стремятся быть во всем похожими на него и делают все для блага страны (为政以德 управление посредством благородства) плюс еще дополнительный смысл — это расставление надежных людей на ключевые должности (任而能信 ответственный, потому доверяю). Совершенно-добродетельному правителю только остается пребывать в недеянии и смотреть как страна процветает.
В даосизме недеяние следует понимать так – под недеянием подразумевается работа тела, и не работа разума. Недеяние по Лаоцзы – это деятельность без особых рассуждений. У человека уже есть некая естественная благость и изначальное понимание того что надо делать. Надо просто работать и не переусложнять все разными концепциями и реформами. Управление недеянием по Лао-цзы это когда подданные не знают, как зовут их правителя и при этом все работает как надо. Учение Дао должно распространятся делами, а не словами. Лао-цзы призывает совершать добрые дела и подвиги, но при этом никому не говорить об этом. Нужно быть опять же подобным воде, которая питает и приносит пользу всем. Это есть «недеяние» по Лао-цзы.
Можно ли назвать эту книгу гуманистичной? Она совершенно точно не является гуманистичной в том смысле что гуманизм — это вера в то что человек не может быть до конца обусловлен внешними обстоятельствами. Скорее наоборот – человек и общество в целом подчиняются универсальному закону бытия. И общество, как и все вещи в целом обречены на вечное возвращение. Мир по мнению Лао-цзы непрерывно ходит по кругу и развития по сути не существует. В этом смысле учение Лао-цзы это очень Восточное учение. В нем нет западной устремленности, нет начала и конца, только бесконечное рождение и умирание, бесконечное хождение по кругу. Лао-цзы говорит, что мудрый человек знает про вечное возвращение и поэтому спокоен и прибывает в состоянии недеяния. В то время как не знающий про вечное возвращение совершает необдуманные поступки.
В то же время воззрения Лао-цзы человечны в том смысле что они направлены на улучшение жизни людей. На сокращение страданий и войн. Они призывают людей и в первую очередь правителей заботиться о других людях. И Лао-цзы убежден в изначально благой природе человека, которая к сожалению, извращена цивилизацией.
Если вкратце, то с рассмотрением даосизма можно закончить и перейти к заключительной части, а именно к историческому развитию этих двух учений.
(конец второй части)
Перейти к третей части
Алексей Попов
перейти к содержанию моего блога
popoffich.livejournal.com