Учитель — не профессия, учитель-призвание. Не каждому человеку, не каждому учителю удаётся стать тем, кого полюбят дети, стать тем, кого будут слушать с предельным вниманием, сидя за школьной партой и вспоминать с уважением и благодарностью, сидя за рабочим столом. А чтобы стать именно таковым, нужно посвятить всего себя этой непростой профессии.
|
kinder1.ru
12 признаков хорошего учителя | Мел
Хороший учитель — это, пожалуй, главный признак, по которому мы определяем школу. Но каким должен быть хороший учитель, порой непросто ответить даже самому себе. Хороший учитель может быть разным: и пожилой дамой с добрым сердцем, и вертлявым выпускником университета, но он должен быть человеком на своём месте. Компетентным, душевно адекватным и способным передавать знания ученику. «Мел» собрал 12 признаков, как нам кажется, хорошего учителя. Не то чтобы все они были обязательными, но обычно хороший учитель на практике умеет всё это или почти всё.
Специальная рассылка
Для тех, кому до школы остался год. Как подготовить ребёнка и себя к походу в первый класс
1. Хороший учитель часто задаёт вопросы и умеет слушать ответы
Это абсолютно универсальное умение, которое высвечивает нам сразу много сторон учительской деятельности. Хороший учитель не задаёт ученикам дурацкие вопросы, на которые не нужны ответы («Петров, ты почему под партой? Тебя выдрать, что ли?»). Он не задаёт устрашающе трудных или формальных вопросов, от которых кровь стынет в жилах (вместо таких вопросов он может пользоваться просьбами. Например: «Докажите гипотезу Римана». Смайл).
Хороший учитель задаёт вопросы часто, можно сказать, они его главный инструмент. И его вопросы всегда вызывают больший или меньший интерес хотя бы у части учеников. Это могут быть слегка наводящие вопросы или такие вопросы, которые как бы открывают перед учениками вид на дальнейшую учебную «дорогу». Его вопросы просто не могут остаться без попытки ответа, хотя бы мысленного.
Принято считать, что хорошие вопросы задают хорошие ученики. Вопрос: где они этому научатся, если не у хорошего учителя?

2. Все ученики в классе хорошего учителя — люди
Лишним будет напоминать, что хороший учитель не унижает учеников физическими наказаниями, издевательствами, бранью, не троллит их, не науськивает одну часть класса на другую. Это азы. Но подлинный такой педагог ещё и умеет нормально относиться к тем, кто по каким-то причинам не любит его предмет. И умеет дать достойный отпор ученикам, которые пытаются бороться с ним за власть в классе или издеваться над ним самим.
Даже если ученик — реальный враг, цель которого подавить и унизить учителя, хороший учитель не будет пользоваться в борьбе с ним его методами. Потому что где, опять же, такой ученик-психопат научится иным методам взаимодействия, если пример не даст ему учитель?

3. Хороший учитель использует свойства своего темперамента на пользу дела
Мы знаем, что он может быть человеком со стальными нервами и ледяным взглядом. И может быть вертлявым живчиком и едким остряком. И может быть степенной дамой с небыстрым умом и добрым сердцем. Или молодой краснеющей девушкой. Рассеянным профессором-аутистом, бодрым массовиком-затейником… Кем угодно.
Важно одно. Каков бы ни был хороший учитель по своей психофизиологии, он всегда попадает в свою тарелку. Он делает для себя такой мир, в котором он выглядит уместно и естественно и где спектр его нормальных реакций и эмоций срабатывает в плюс. В классе такого учителя ученики настраиваются на «его» атмосферу. Они успокаиваются, но не тормозят, а лучше усваивают материал, он их «будит» и даже смешит, но они не шалят и опять же лучше усваивают материал. Тишина? Лучшая концентрация. Бурные споры? Поиск истины.
Не очень хорошему учителю его темперамент может мешать, и он легко выгорает. Характер такого учителя всегда чуть-чуть «цепляется», задевает за учебный процесс. Напротив, характер хорошего учителя всегда чётко вписан в работу, он служит ей смазкой, поэтому хороший учитель выгорает не так быстро. А всё потому, что он реалистично относится к себе и не пытается выглядеть лучше или переделать школьников.

4. Хороший учитель — это честный, благородный человек
Ну с детьми и особенно подростками иначе никак. Надо сказать, что в современной российской школе остаться честным и благородным иногда бывает нелегко. Но, как показывает практика, это возможно. И такие люди в наших школах есть. Пожалуйста, дышите, уважаемые учителя!

5. Хороший учитель имеет какую-то жизнь, кроме школьно-предметной
Например, обожает современное артхаусное кино или преподаёт в университете… Или всё это сразу. Конечно, бывают среди хороших учителей те, кто живут исключительно школой. Но посмотрим на дело с другой стороны: такие учителя, как правило, устраивают себе разнообразную и сложную жизнь в самой школе. Ведут какой-нибудь кружок или театр. Ходят с учениками в лыжные походы. То есть школа для них — не только школа, и это годный вариант всё того же «иметь другую жизнь, кроме предмета и класса».

6. Хороший учитель обладает чувством юмора
Нет, мы не о том, чтобы хохмить и балагурить, травить байки и подлизываться к детям. Юмор — это синоним понятия «адекватность состоянию окружающей среды». То есть чувство юмора в широком смысле — это умение управлять ситуацией или гибко приспособиться к ней, смотреть на неё широко, извлекать неожиданные смыслы. Иногда, почему бы и нет, эти смыслы бывают смешными.
Известно, что танец лучше всего предотвращает маразм, так как в танце требуется множество срочных маленьких движений, дабы подстроиться к партнёру. Мозг работает в результате очень интенсивно. Работа хорошего учителя в классе — тоже такой танец, только партнёров у него пара десятков или больше.

7. Хороший учитель — взрослый человек
Какой угодно, но взрослый, уже созревший. Хороший учитель не равен своим ученикам, даже если разница в возрасте у них несколько лет. Он качественно взрослее. Это проявляется в его умении взять ответственность за сиюминутную ситуацию в классе, а в случае начальной школы — и за долгосрочную атмосферу в нём.
Он может разозлиться, даже сорваться, может не сдержать смеха или иных «неподобающих» проявлений. Но вот чего точно никогда не случается, так это ситуаций его бессилия. Он сам выбирает свои реакции, а не ученики провоцируют его на них. В присутствии хорошего учителя не существует никаких неформальных лидеров класса, есть только один лидер — он сам.

8. Хороший учитель умеет передавать знания вместе с эмоциями
Подразумевается, что эти знания и эти эмоции у него есть, то есть хороший учитель знает и любит свой предмет. Информация сама по себе не имеет особой цены и не запоминается. Физику придётся сначала полюбить, а уж потом выучить. Чтобы уметь передавать эмоции, нужно иметь эмпатию, уметь эту информацию выдать «на языке» слушателя.
В общем, наверное, этот пункт самый важный. Это суть того, что делает на уроках хороший учитель: влюбляет в свой предмет. Конечно, не всех, хотя бывает и так, что в итоге весь класс валом валит поступать на биофак и в мед. Уж больно велик контраст между увлечённостью одного учителя и скучным отбыванием урока у других. И уж во всяком случае даже те, кто «не любит биологию», в случае, если биолог хороший учитель, с удовольствием слушают его, а значит, хоть что-то усвоят.

9. Хороший учитель — выживальщик в школьной среде
Школа — такое место, где все делается медленно и неправильно. КПД преподавания и обучения в школе низок, учитель завален грудой бумаг, детки, коллеги и начальство достают, оплата труда невысокая — вроде как не до идеалов. Наш мифический герой умеет лавировать между всеми этими подводными камнями, добиваясь какой-никакой эффективности своих уроков. Он не отчаивается и не считает, что ничего не может сделать. Он не сливает границы, пользуется дипломатией, бережёт своё пространство и время. Он знает на опыте: даже из такого сора, как современная школа, может вырасти что-то хорошее. И растит как умеет.

10. Хороший учитель — не выгоревший
Опасность выгорания есть у всех, но главный персонаж этого текста обладает инстинктом самосохранения, который при всей преданности профессии не даст ему истереться до полного нуля. Бывает, что хороший учитель на какое-то время входит в первую и даже вторую стадию выгорания (усталость, апатия, опустошенность), но всегда находит способ пополнить силы и не дойти до страшной необратимой стадии номер три, на которой все ученики навеки покажутся идиотами, сволочами и врагами. А пополнить силы хорошему учителю помогает пункт пять — про другую жизнь вне школы. Ну и пункт девятый — умение лавировать и давать себе передышку. Иначе ему не выжить.

11. Хороший учитель — в каком-то смысле неглуп
Важно, что в каком-то смысле. Он необязательно должен быть интеллектуалом. Он даже может быть интеллектуально ниже своих учеников. Наверное, важно не быть ограниченным, то есть понимать при любом количестве ума, что за пределами понимания учителя остаётся ещё очень и очень многое. И желательно хотеть туда идти вместе со своими учениками. Или хотя бы не мешать им проделать этот путь самим.
Бывают хорошие учителя очень скромных способностей, которые абсолютно не хватают с неба звёзд и прекрасно осознают это. Звёзды хватают их ученики.

12. Хороший учитель не мыслит только школьными категориями
Хороший учитель не будет считать, что три года жизни подростка должны быть полностью посвящены подготовке к ЕГЭ. Он спокойно относится к формальностям, которых так много в школьной жизни. Он понимает, что у нежелания учиться может быть множество причин. И не все они подлежат немедленному искоренению. Принимает, что не все ученики должны обязательно любить школу, его предмет и его лично.
Он отличает злостный бардак от рабочего беспорядка, мешающий шум от рабочего гула. В общем, он многое спускает на тормозах, иначе ему не продержаться и не сосредоточиться на главном. Он не дёргает детей по мелочам и сам по ним не дёргается.

mel.fm
Качества хорошего педагога. Компетенции, которые потребуются
Всем, кто заинтересован стать учителем, важно определиться, каковы качества хорошего педагога.
Каждый представитель этой профессии обладает собственным набором профессиональных компетенций. Не каждый удостаивается награды, например, «Лучший учитель года».
Эта статья – попытка описать базовые качества, обладая которыми, учитель может подняться к вершинам профессии.
Содержание статьи
Хороший педагог должен иметь страсть к преподаванию
Страсть к преподаванию – одно из базовых качеств хорошего учителя. Одни учителя только изображают любовь к процессу преподавания, другие отдают этому всю силу. Ученики или студенты безошибочно определяют учителя, который имеет настоящую страсть к преподаванию и живет своей профессией.
Любовь к детям входит в базовые качества хорошего педагога
Вряд ли вы сможете работать в современной школе, если не испытываете любовь к детям.
Большинство учителей могут любить предметы, которые они преподают, но не способны проявлять любовь к детям. В результате на уроках начинают использовать такие методы, как страх и запугивание, чтобы управлять своими классами. Такой подход является полной противоположностью мотивации в работе, основанной на любви к детям, чтобы выявлять лучших, проявлять о них заботу, стимулировать к получению знаний тех, кто пока не испытывает к этому интереса.

Хороший педагог любит всех своих учеников
Относиться ко всем ученикам с одинаковой любовью очень важно. Важно не иметь в классе или студенческой группе особенных любимчиков, чтобы не портить отношения с остальными учениками.
Если учитель любит химию или физику, которые преподает, это хорошо, но когда он начинает выделять только тех учеников, которым также интересен этот предмет, но перестает замечать остальных, эффективность его работы падает. Никакая страсть к преподавательству в таком случае не поможет. Учителю лучше потратить время и придумать лучшие способы, чтобы передать свою любовь к предмету, который он ведет, всем своим ученикам.
Понимание роли школы также входит в качества хорошего педагога
Школа – это больше, чем количество классов и число учеников в каждом из них. Школа для учителя – это место, где он проводит большую часть своей жизни.
Школа – это место для роста преподавателя, развития личности, возможность обрести радость и гармонию, благодаря выбранной когда-то профессии.
Преподавание и обучение происходит не только в четырех стенах классной комнаты. В студенческом кафе, школьной столовой, на спортивной площадке – процесс передачи знаний ученикам больше, чем рассказ на уроке материала и выдача домашних заданий.
Хороший педагог учит своих учеников не только навыкам сдачи ЕГЭ, но и взаимодействию с другими людьми, правильному отношению к жизни.
Хороший учитель всегда готов к изменениям
Хороший учитель всегда следит за происходящим вокруг. Он сам чутко реагирует на изменения и готов менять своих учеников через изменения. Человек, желающий достичь вершин в этой профессии, всегда должен быть готов к взаимодействию с учениками, которые воспринимают любые изменения быстрее его. Хороший учитель умеет правильно реагировать на происходящее.
Организаторские навыки тоже входят в базовые качества хорошего учителя
Умение учителя правильно планировать и распределять собственное время, организовать процесс обучения своих учеников делает его работу проще и позволяет найти лучшие способы для передачи знаний ученикам.

Хороший педагог всегда в поисках совершенства
Даже проработав в школе много лет, учитель должен помнить о том, что всегда есть пусть к достижению совершенства. Этот процесс беспрерывен и бесконечен.
Многие учителя, достигшие успеха на профессиональном поприще, признаются, что вся их жизнь является постоянным уроком для них самих. Они каждый день ищут наиболее эффективные способы обучения и взаимодействия со своими учениками. Хороший учитель не боится проблем, а готов искать способы для их решения.
Педагогу требуется смелость, чтобы пережить тяжелые дни
В жизни каждого учителя возникают периоды, когда слишком тяжело переживать разочарования, связанные с учениками и преподавательской деятельностью. Слабонервные готовы бросить и бросают свою работу, когда наступает такой момент.
Хороший учитель всегда помнит, что трудные времена не длятся вечно, а лучшие – впереди. Найти в себе силы встать и пойти на работу в самый тяжелый день – отличный навык, без которого немыслимы качества хорошего педагога.
Хороший учитель должен иметь много смирения
Бывают моменты, когда учитель забывает, что все, что он делает, он делает не для себя, а для своих учеников. Раздутое эго может разрушить карьеру учителя, превратив процесс обучения в соревнование между преподавателем и учениками.
Хороший учитель всегда помнит, что обучение – это взаимный процесс. Всегда можно узнать что-то новое от своих учеников. Учитель не всегда должен стремиться к тому, чтобы за ним осталось последнее слово и не пытаться убедить учеников, что знает ответы на все вопросы.

Хороший учитель всегда имеет четкие цели
Умение планировать и ставить цели – это тоже качества хорошего педагога.
Учитель должен не только писать планы предстоящих ближайших уроков, но и ставить глобальные цели: чего он хочет добиться от своих учеников, как он сам собирается расти в профессиональном плане. Ставить цели мало. Важно их достигать. Этим хороший педагог и отличается от обычного педагога.
Залог эффективного обучения – использование современных инструментов
Хороший учитель постоянно совершенствует свои профессиональные навыки. Он осваивает как новые методы преподавания, так и технические средства, которые позволят ему передавать знания ученикам более эффективно.
Мультимедиа технологии, презентации Power Point, интерактивная доска, умение рассказывать увлекательные истории, индивидуальная работа с учениками, работа в группе – вот лишь немногий набор навыков хорошего учителя, который стремится достичь успеха в своей профессии и стать действительно интересным для своих учащихся.
Сергей Васильев, Онлайн журнал Finemagazin.ru
finemagazin.ru
Качества хорошего учителя, профессиональные качества учителя
Какими качествами должен обладать учитель? Этот вопрос открывает перед нами бездну других: какой учитель? Для чего и кому должен? Качествами личными или профессиональными, и какие из них важнее? Например, можно ли педагогу вменять в обязанность любовь к детям, или достаточно, чтобы он обращался с ними уважительно и хорошо учил своему предмету? Должен ли учитель быть коммуникабельным заводилой? Какой учитель лучше — добрый или строгий? Какой будет более успешен — бунтарь или конформист?
Мы можем бесконечно рассуждать, спорить и доказывать. Всё потому, что нет никакого «сферического учителя в вакууме». Каждый педагог существует в конкретной социальной, экономической, культурной ситуации, где перед ним стоят определённые цели и нужны те или иные качества для их успешного достижения.

Каким должен быть идеальный учитель? Может, таким? Кадр из х/ф «The School of Rock» (2003)
А если не спорить, а спросить окружающих: какие качества учителя считают важными именно они? Такой разговор поможет одним участникам образования по-новому посмотреть на других.
Ещё раз убедиться в этом нам позволило небольшое исследование, предпринятое в 2015 году одиннадцатиклассницей Гоар Саркисян. Гоар провела его среди старшеклассников, их родителей и учителей Щёлковской гимназии (город Щёлково, Московская область), в которой училась сама. Целью исследования было сопоставление «требований государства, отражённых в профессиональном стандарте педагога, и потребностей общества для выявления приоритетных качеств учителя».

Или таким? Кадр из х/ф «Доживём до понедельника» (1968)
Существует документ, который определяет перечень профессиональных и личностных требований к учителю на территории РФ — это профессиональный стандарт педагога, вступивший в силу с 1 января 2015 года. На основе этих требований можно выделить те качества, которые хотело бы видеть в учителе государство.Всегда интересно сопоставить официальные ожидания с реальной жизнью. Это и решила сделать Гоар Саркисян.
Идея исследования пришла из наблюдения за учениками и учителями разных школ. В то время я уже решила сама стать учителем и стремилась узнать о профессии больше. Видя, что порой даже самые талантливые и любознательные дети теряют интерес к учёбе, я решила отыскать корень проблемы и, как будущий педагог, смоделировать образ идеального учителя. Образ такого учителя, который поможет ученикам стать лучше.
Гоар Саркисян
автор исследования, ныне студентка МГОУ
В опросе приняли участие более сотни учащихся старших классов, 40 родителей и 25 учителей гимназии — педагогов начальной школы, среднего и старшего звена. Всем респондентам предлагалось в свободной форме ответить на вопрос: «Какими качествами должен обладать идеальный учитель?»
Респонденты самостоятельно называли или записывали качества и объясняли, что имеют в виду. Ответы были систематизированы в сводных таблицах.
Идеальный учитель с точки зрения учеников
100% учеников, принимавших участие в опросе, считают, что идеальный учитель должен быть строгим и терпеливым. Также все ученики-респонденты оказались едины в том, что учитель должен уметь заинтересовать материалом.
80% опрошенных — за непредвзятое отношение со стороны учителя и индивидуальный подход («каждый хочет, чтобы его оценивали по справедливости и помогали достичь лучших результатов»).
Учащиеся объясняли слово «справедливость» как оценивание на основании знаний, а не национальности, внешнего вида и так далее. Приблизительно теми же словами описывается в ответах других респондентов толерантность.
Здесь и далее — таблицы из подробного описания работы с сайта учителя Щёлковской гимназии Хусаинова Р.Р.
Источник: husain-off.ru
Идеальный учитель с точки зрения родителей
Для всех опрошенных родителей идеальный учитель — тот, кто отлично знает свой предмет. Как отдельное качество 100% родителей обозначили «любовь к своей профессии и детям».
В анкетах родителей появился пункт, который ученики никак для себя не выделяли: неравнодушие.
Неравнодушие объяснялось родителями как участливое отношение к ученикам. Неравнодушный учитель, во-первых, всегда убеждается в том, что дети усвоили материал, во-вторых, оказывает эмоциональную поддержку, когда это необходимо.
Идеальный учитель с точки зрения… учителей
А вот учителя, похоже, уверены, что терпенье и труд всё перетрут. 100% опрошенных педагогов всех ступеней — за отличное знание предмета и терпеливость.
Но главное — именно опрос педагогов, по признанию Гоар, оказался для неё самой интересной частью исследования.
Поговорив с учителями, узнав об их чувствах, я увидела их с новой стороны. Больше всех меня поразили учителя, которые вместо «правильных», подходящих к ситуации слов, честно и откровенно заговорили обо всех сложностях этой профессии. Оказалось, что в учительской практике случается множество ситуаций, в которых неопытный человек просто растеряется. И всё, что может сделать из человека хорошего учителя — это неравнодушие. «Если в тебе есть стремление сделать мир лучше, тогда это для тебя», – так сказал мне учитель информатики о профессии педагога.
Гоар Саркисян
студентка МГОУ
Все ответы своих респондентов Гоар сопоставила с требованиями профстандарта. Результат оказался непротиворечивым. Разве что, конечно же, никакой стандарт не может требовать от педагога чувства юмора, неравнодушия, любви к детям и терпеливости. А вот люди в своих нестандартных, живых человеческих отношениях вправе друг от друга этого ожидать.
Принципиально нового ответа моё исследование не дало, однако оно показало мне, насколько важны для этой профессии личные качества: именно о личных, а не профессиональных качествах говорили мои респонденты.
Сейчас я учусь на педагога, специальностью выбрала иностранный язык. Какие качества учителя я выделяю теперь? Идеальный учитель — это не шаблонная модель. Это интересный, харизматичный, образованный человек, заряженный творческой энергией, который воспитывает таких же активных, неравнодушных и думающих детей.Гоар Саркисян
студентка МГОУ
А мы предлагаем продолжить разговор на заданную тему. Какие качества учителя ценятся в вашей среде? Какие оказываются необходимыми именно вам?
Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.
newtonew.com
8 главных качеств, которыми должен обладать современный учитель
Мы живём в удивительное время: мир вокруг нас очень быстро меняется практически до неузнаваемости. Поэтому учитель, работающий с подрастающим поколением, должен быть готов:
- Меняться. Это самое сложное, но необходимое условие существования полноценной личности.
- Признавать свои ошибки. Не ошибается только тот, кто ничего не делает. Учитель к таким точно не относится.
- Развиваться. Если раньше картина мира не менялась на протяжении жизни нескольких поколений, то теперь всё развивается настолько стремительно, что, как говорила Чёрная Королева в «Алисе в Зазеркалье», для того, чтобы остаться на месте, нужно «бежать со всех ног».
Преподаватель также должен понимать, чем живут современные ученики. Можно не любить Фейса или Ивангая, но не знать, кто эти люди, — значит отстать от жизни.
Кроме того, преподавателю следует помнить, что современные дети — другие. Они живут в интернете, у них нет культа взрослого человека. Вот какими качествами должен обладать современный учитель, чтобы приносить пользу и получать удовольствие от результатов своего труда.
1. Уважение к детям
Обычно говорят: «Учитель должен любить детей». Но такая формулировка слишком абстрактна и неизбежно становится поводом для спекуляций. Любовь уж очень многогранна. Это и попустительство, и, наоборот, муштра («Бьёт — значит любит). Непонятно. А вот с уважением всё намного проще.
Уважать ученика — значит видеть в нём субъекта, а не чистый лист.
2. Толерантность
Все люди разные. Иногда человек раздражает нас только потому, что он другой: не так кепку надел, не так смотрит. Но стоит ли уделять этому внимание, если он ведёт себя естественно и не нарушает нормы морали? То же самое можно сказать и о праве человека на собственное мнение.
Если речь идёт о вопросах, на которые нельзя дать единственно правильный ответ, то не следует сразу отметать оригинальные и неожиданные предложения. Они могут быть более подходящими, чем стандартные. Дети не так испорчены стереотипами, как взрослые, и могут мыслить свободно.
Признайте за учеником право быть другим. И, возможно, вы вырастите нового Эйнштейна.
3. Понимание того, что учитель оказывает услугу
Почему-то этот пункт больше всего возмущает преподавателей и многих родителей. Возможно, дело в авторитете. Учитель — это звучит гордо, а услуги оказывают парикмахеры и грузчики. Несолидно!
4. Готовность завоёвывать авторитет реальными вещами
Громкими словами, командным голосом и регалиями современного ребёнка не впечатлишь. Всё должно быть по гамбургскому счёту: хороший учитель знает свой предмет, может объяснить его пользу и умеет интересно подать материал.
Пугать бесполезно. Нынешние дети не испытывают страх перед тем, чего боятся люди, пережившие «совок».
5. Чувство границы
Это касается как психологических границ («не лезть в душу»), так и собственных знаний. Ведь дети в некоторых сферах компетентнее учителей.
6. Понимание своей миссии
Учитель должен давать только полезные знания, которые нельзя просто нагуглить (а если можно, то учитель, скорее всего, напрасно тратит время).
7. Самокритичность
Если учитель будет анализировать свою деятельность и думать о том, как сделать её лучше, то он добьётся многого. Все ошибаются. В том числе и крутые взрослые дяди и тёти. И чем раньше это осознают дети, тем лучше.
8. Самоирония
Способность быть несерьёзным и шутить над собой — необходимая составляющая того, что называют стрессоустойчивостью. И просто отличное качество для жизни в обществе.
Самоирония позволяет разрядить обстановку, отвлечься и перейти к решению сложных вопросов.
Конечно, всё это труднодостижимо в условиях, когда на образование выделяются копейки. К сожалению, у школ часто нет выбора, и они вынуждены брать кого придётся. Тем не менее следует стремиться к идеалу.
А что думаете вы? Каким должен быть современный учитель? Пишите в комментариях.
Читайте также
lifehacker.ru
Современный учитель – какой он, каким должен быть учитель
Содержание
Так каким же должен быть хороший учитель в наше время?
Профессиональный стандарт педагога
Каким должен быть учитель?
Учитель – профессия, востребованная во все времена. Это тот вид деятельности, который обсуждается и оценивается всеми. Каждый был в свое время учеником, почти все побывали родителями, многие испытали себя в роли педагога. Поэтому тема качеств современного учителя всегда интересна.
Так каким же должен быть хороший учитель в наше время?
Настоящий профессионал
Современный учитель – это, прежде всего, умелый учитель. Он отлично справляется с главным заданием своей профессии. Это человек, которому дано обучать других. Хороший учитель дарит детям удивительное качество – способность познавать мир и развиваться. Он учит воспринимать, обрабатывать и самостоятельно применять информацию.
Добиться этого может лишь тот педагог, который обладает такими характеристиками:
- любит детей и проявляет к ним интерес;
- знает психологию школьников разных возрастов;
- ценит неповторимость личности ребенка;
- умеет наблюдать за поведением детей и делать выводы;
- может оценить интеллектуальный потенциал и построить стратегию индивидуального развития ребенка;
- легко общается с детьми, добивается их любви и уважения;
- успешно руководит детским коллективом;
- глубоко знает свой предмет;
- готов к инновациям и стремится развиваться.
Важно помнить, что существуют и этические нюансы в профессии педагога. Права учителей обеспечивают возможность знакомиться с некоторыми документами учеников и их родителей. Это позволяет педагогу лучше организовать работу с подопечными. Но учителю запрещено разглашать конфиденциальную информацию о детях и их семьях.
Умение видеть главное
Какой он, современный учитель? Это тот, кто понимает своеобразие детей нашего времени.
Вот 9 важнейших особенностей, присущих современным ученикам:
- легкое восприятие информации;
- высокий интеллектуальный потенциал и разнообразие его проявлений;
- умение быстро осваивать технические приспособления, электронные новинки;
- прагматичность;
- слабая ориентация в проблемах реального мира;
- невысокий уровень двигательной активности;
- низкий уровень социальной и коммуникативной компетентности;
- недостаточный самоконтроль;
- снижение учебной мотивации.
Такие разные характеристики современных детей создают особые предпосылки для учительского творчества. Изучая новые подходы и сохраняя педагогические находки прошлых лет, настоящий профессионал строит свою систему обучения. Учитель должен быть интересен каждому ребенку. Поэтому современный педагог просто обязан быть гибким.
Человек, который способен меняться
Мир находится в постоянном движении. Имеет ли право учитель оставаться прежним? Вряд ли такой педагог будет полезен обществу. Лишь тот, кто сам способен освоить и оценить новую информацию, сможет вести за собой активных и обладающих феноменальным потенциалом детей.
Какие должны быть учителя 21 века? Это энергичные, образованные, легко адаптирующиеся к изменениям люди. Это специалисты, глубоко знающие свой предмет и желающие передать свои знания детям.
Профессиональный стандарт педагога
Меняется мир, совершенствуется система образования. На смену устаревшим требованиям к учителю приходит современный стандарт педагога. Он содержит профессиональные и личностные характеристики, необходимые специалисту для работы с детьми. Это те качества, которые позволят педагогу создать развивающую среду и помочь детям осознать новую информацию, освоить важные для них умения и навыки.
Уровень современного педагога позволит проектировать и моделировать ситуации и события, которые обогатят эмоции и ценностные ориентации детей. Такой ребенок будет готов преодолеть все жизненные трудности и сможет реализовать себя даже в сложных условиях. Профессиональный стандарт содержит требования государства к педагогу.
Каким должен быть учитель?
А каковы требования детей и родителей к ментору? Опросы для выявления мнения рядовых граждан об идеальном педагоге проводились неоднократно.
Наиболее распространенные представления учеников о качествах современного учителя таковы:
- терпение;
- строгость;
- интересная подача материала;
- хорошее знание предмета;
- объективность.
Несколько шире перечень желательных качеств педагога с точки зрения родителей:
- высокий уровень подготовки;
- умение предотвращать конфликты;
- индивидуальный подход;
- способность ярко преподносить учебный материал;
- справедливость;
- эмпатия;
- любовь к детям.
Таков педагог, о котором мечтают школьники и их родители.
Какой же он, современный учитель? Каждое поколение ищет ответ на этот вопрос и создает образ идеального педагога. А это означает, что профессия учителя не утратила своего значения для общества.
Каким должен быть молодой современный учитель?
www.rastut-goda.ru
Цитаты и афоризмы про учителей. Цитаты про учителей великих людей
Ученики не выбирают себе ни первого учителя, ни учителей-предметников. Но великое счастье встретить такого педагога, который учит доброте и справедливости, учит быть человеком. Хорошего учителя не забывают и вспоминают всю жизнь, рассказывая о нём друзьям и внукам, по нему сверяют свою жизнь, считая его идеалом добра и справедливости.
О таких учителях мы подготовили подборку цитат и афоризмов великих людей и известных педагогов. А также высказывания из фильмов о школе и учителях.
В каждом учителе должна сиять маленькая искорка ребенка
Цитаты и афоризмы великих учителей
***
Воспитатель должен себя так вести, что6ы каждое движение его воспитывало, и всегда должен знать, чего он хочет в данный момент и чего он не хочет. Если воспитатель не знает этого, кого он может воспитывать?
Антон Макаренко
***
Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги.
Антон Макаренко
***
Каким будет человек, главным образом зависит от того, каким вы его сделаете к пятому году жизни, если вы его до пяти лет не воспитываете как нужно, потом придется перевоспитывать.
Антон Макаренко
***
Тормозить себя нужно на каждом шагу, и это должно превратиться в привычку… Человек без тормоза – это испорченная машина.
Антон Макаренко
***
Это – распространенное мнение, что у человека должны быть и достоинства и недостатки. Так думают даже молодые люди, школьники. Как «удобно» становится жить при сознании: достоинства имею, недостатки тоже есть. А дальше идет самоутешение: если бы не было недостатков, то это была бы схема, а не человек. Недостатки должны быть для красочности.
Но с какой стати должны быть недостатки? А я говорю: никаких недостатков не должно быть. …Вообще, от человека нужно требовать, требовать, требовать! И каждый человек от себя должен требовать…
Антон Макаренко
***
…Взрослые не должны сердиться на детей, потому что это не исправляет, а портит.
Януш Корчак
***
Я заметил, что только глупые люди хотят, чтобы все были одинаковые. Кто умён, тот рад, что на свете есть день и ночь, лето и зима, молодые и старые, что есть и бабочки и птицы, и разного цвета цветы и глаза и что есть и девочки, и мальчики.
Януш Корчак
***
Люби своего ребенка любым — не талантливым, не удачливым, взрослым. Общаясь с ним — радуйся, потому что ребенок — это праздник, который пока с тобой.
Януш Корчак
***
Одной из наиболее злостных ошибок является суждение, что педагогика — это наука о ребенке, а не о человеке. Нет детей — есть люди, но с другим масштабом понятий, другими источниками опыта, другими стремлениями, другой игрой чувств. Сто детей – сто людей, которое не когда-то там завтра, но уже теперь, сегодня уже люди.
Януш Корчак
***
Когда думаешь о детском мозге, представляешь нежный цветок розы, на котором дрожит капелька росы. Какая осторожность и нежность нужны, чтобы, сорвав цветок, не уронить каплю.
В. А. Сухомлинский
***
В каждом учителе должна сиять и никогда не угасать маленькая искорка ребенка.
В. А. Сухомлинский
***
Только тот сможет стать настоящим учителем, кто никогда не забывает, что он и сам был ребенком.
В. А. Сухомлинский
***
Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.
Сухомлинский В. А.
***
Распознать, выявить, раскрыть, взлелеять, выпестовать в каждом ученике его неповторимо-индивидуальный талант – значит поднять личность на высокий уровень расцвета человеческого достоинства.
В. А. Сухомлинский
***
Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях.
К.Д. Ушинский
***
Главное в современной педагогике — это воспитание духовной стороны человека.
К.Д. Ушинский
***
Педагогика — первое и высшее из искусств, потому что она стремится к выражению совершенства не на полотне, не в мраморе, а в самой природе человека.
К.Д. Ушинский
***
Воспитание, скромное по наружности дело, в тоже время является одним из величайших дел истории, на котором зиждутся царства и живут целые поколения.
К.Д. Ушинский
Прежде чем учить других, человек должен понять своё жизненное направление
Цитаты и афоризмы об учителях от великих людей
***
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, – он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный учитель.
Толстой Л. Н.
***
Соберите всех великих учителей вместе в одной комнате, и они будут согласны во всём друг с другом. Соберите вместе их учеников, и они во всём будут спорить друг с другом.
Брюс Ли
***
Те, у которых мы учимся, правильно называются нашими учителями, но не всякий, кто учит нас, заслуживает это имя.
Иоганн Вольфганг Гёте
***
Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем.
Конфуций
***
Жалок тот ученик, который не превосходит своего учителя.
Леонардо да Винчи
***
Высшее искусство, которым обладает учитель, – это умение пробудить радость от творческого выражения и получения знаний.
Альберт Эйнштейн
***
Я никогда не учу своих учеников. Я только предоставляю условия, в которых они смогут учиться.
Альберт Эйнштейн
***
Педагог – это тот человек, который должен передать новому поколению все ценные накопления веков и не передать предрассудков, пороков и болезней. Анатолий Васильевич Луначарский
***
Прежде чем учить других, человек должен понять своё жизненное направление.
Будда
***
Отношение государства к учителю – это государственная политика, которая свидетельствует либо о силе государства, либо о его слабости.
Бисмарк
***
Быстрее и лучше всего учишься, когда учишь других.
Роза Люксембург
***
Учитель должен быть артистом, художником, горячо влюбленным в своё дело
Антон Павлович Чехов
Ещё больше цитат и афоризмов об учителях в этом видео.
Вся гордость учителя в учениках
Красивые цитаты и афоризмы об учителе и педагогической профессии
***
Для того чтобы обучить другого, требуется больше ума, чем для того чтобы научиться самому.
Мишель де Монтень
***
Действительно гуманная педагогика – это та, которая в состоянии приобщить детей к процессу созидания самих себя.
Ш. Амонашвили
***
Педагог не тот, кто учит, педагог тот, кто чувствует, как ученик учится.
В. Ф. Шаталов
***
Вся гордость учителя в учениках, в росте посеянных им семян.
Дмитрий Менделеев
***
Когда маленькие дети приходят в школу, их глаза светятся. Они хотят узнать от взрослых много нового, интересного. Они уверены, что впереди счастливая дорога к знаниям. Всматриваясь в унылые и равнодушные лица старшеклассников на многих уроках, невольно задаешь себе вопрос: «Кто погасил их лучезарные взгляды? Почему пропало желание и стремление?
Ш. Амонашвили
***
Учитель, могущий наделить своих воспитанников способностью находить радость в труде, должен быть увенчан лаврами.
Хаббард Э.
***
Мне нравятся учителя, которые кроме домашнего задания дают нам домой что-то ещё, о чем можно подумать.
Лили Томлин
***
Не пытайтесь вылечить ваших студентов, вылечите сначала себя. Хороший учитель сделает плохого студента хорошим, а хорошего студента великолепным.
Марва Коллинз
***
Средний учитель разъясняет сложные вещи, одарённый учитель раскрывает красоту простых вещей.
Роберт Браульт
***
Тот, кто обучает, должен всегда продолжать учиться сам.
Ричард Генри Данн
***
Учитель, который преподает, не вдохновляя студентов на обучение, пытается ковать холодное железо.
Гораций Манн
***
Учитель работает над самой ответственной задачей – он формирует человека. Педагог – это инженер человеческих душ.
М.И. Калинин
***
К педагогическому делу надо призывать, как к делу морскому, медицинскому или тому подобным, не тех, которые стремятся только обеспечить свою жизнь, а тех, которые чувствуют к этому делу и к науке сознательное призвание и предчувствуют в нем свое удовлетворение, понимая общую народную надобность.
Д.И. Менделеев
Ученик – это факел, который надо зажечь
Цитаты и афоризмы ко Дню учителя
***
Ученик – это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь.
Плутарх
***
Лучший учитель – это тот, который предлагает, а не выдвигает догматы, и вдохновляет своих слушателей научиться.
Э. Бульвер-Литто
***
Учитель, который способен пробудить желание к одному доброму делу, к одному хорошему стихотворению, делает больше, чем тот, кто заполняет нашу память рядами природных объектов, классифицируемых по названию и форме
И. В. фон Гете
***
Сейте разумное, доброе, вечное, сейте! Спасибо вам скажет сердечное русский народ!
Н.А. Некрасов
***
Наставнику легче командовать, чем учить.
Джон Локк
***
На одного желающего учить, приходится около тридцати, не желающих думать. Уолтер Селлар и Роберт Йитман
***
Ничто так прочно не запоминают ученики, как ошибки своих учителей.
Антон Лигов
***
Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель.
А. Дистервег
***
Думаю, что первым учителем была няня, потому что няня со мной проводила всё время…
Сигурд Оттович Шмидт
Цитаты и афоризмы из фильмов про школу и учителей
***
— Неужели в классе нет джентльменов?
— Джентльменов навалом, мест не хватает!
«Приключения Петрова и Васечкина»
***
— Федя, веди себя прилично, ты не в школе.
«Старый Новый год»
***
Вспоминаю своих школьных учителей. У нас была такая поговорка: «Кто сам не умеет ничего делать, учит других, а кто и других учить не может, преподаёт физкультуру».
«Энни Холл»
***
— Сеешь разумное, доброе, вечное, а вырастает белена и чертополох.
«Доживём до понедельника»
***
Не было в её лице жестокости, которая становится с годами чуть ли не профессиональным признаком учителей.
«Уроки французского»
***
Для учителя, может быть, самое важное – не принимать себя всерьёз…
«Уроки французского»
***
Мы обязаны вести детей, чтобы они не оставались на обочине, чтобы они не становились ненужными.
«Учитель на замену»
Эй, великие учителя: слушайте, что вы говорите!
Смешные цитаты и афоризмы про учителей и обучение
***
Кого боги хотят покарать, того они делают педагогом.
Луций Анней Сенека
***
Судя по зарплате учителей, наше правительство состоит из мстительных двоечников.
Неизвестный автор
***
Задавая домашнее задание, учителя метят в учеников, а попадают в родителей.
Жорж Сименон
***
Эй, великие учителя: слушайте, что вы говорите!
Гёте
***
Учиться, учиться и еще раз учиться, потому что работы вы все равно не найдете.
Неизвестный автор
***
Есть учителя, которых ничему нельзя научить.
Хилари Беллок
***
Больше всего учеников было бы у Диогена с бочкой вина.
Владислав Катажиньский
***
В хорошем учителе мы ценим лучшие качества дрессировщика, клоуна и цирковой лошади, которую год за годом гоняют по кругу.
Максим Звонарев
***
Век живи — век учись, и дураком помрешь.
Русская пословица
***
Если бы небо услышало молитвы детей, на свете не осталось бы ни одного живого учителя.
Персидское изречение
***
Из уроков некоторых педагогов мы извлекаем лишь умение сидеть прямо.
Владислав Катажиньский
***
Образование — верный путь к благосостоянию. Но мало какой школьный учитель служит тому доказательством.
Автор неизвестен
***
По мнению учителей, яйца курицу не учат, по мнению учеников, курица не птица.
Александр Ботвинников
Предлагаем почитать на нашем сайте другие статьи об учителях:
Стихи на День учителя
Поздравления с Днём учителя
Послушайте красивую песню «Учителя» в исполнении Софьи Шумаковой.
Поделиться новостью в соцсетях
aromatyschastya.ru