Цветовой тон, Насыщенность, Оттенок
Цветовой тон (оттенок цвета) обозначается такими терминами, как «желтый», «зеленый», «синий» и т. д. Насыщенность — степень или сила выражения цветового тона. Эта характеристика цвета указывает на количество краски или на концентрацию красителя.
Светлота — признак, позволяющий сопоставить всякий хроматический цвет с одним из серых цветов, называемых ахроматическими.
Качественная характеристика хроматического цвета:
· цветовой тон
· светлота
· насыщенность. (Рисунок 8)
Цветовой тон определяет название цвета: зеленый, красный, желтый, синий и др. Это качество цвета, которое позволяет сравнить его с одним из спектральных или пурпурным цветом (кроме хромотических) и дать ему название.
Светлота также является свойством цвета. К светлым можно отнести желтый, розовый, голубой, светло-зеленый и т. п., к темным — синий, фиолетовый, темно-красный и др. цвета.
Светлота характеризует, насколько тот или иной хроматический цвет светлее или темнее другого цвета или насколько данный цвет близок к белому.
Это степень отличия данного цвета от черного. Она измеряется числом порогов различия от данного цвета до черного. Чем светлее цвет, тем выше его светлота. На практике принято заменять этот понятие понятием «яркость».
Термин насыщенность цвета определяется его (цвета) близостью к спектральному. Чем ближе цвет к спектральному, тем он насыщеннее. Например, желтый цвет лимона, оранжевый — апельсина и т. д. Цвет теряет свою насыщенность от примеси белил или черной краски.
Насыщенность цвета характеризует степень отличия хроматического цвета от равного ему по светлоте ахроматического.
ЦВЕТОВОЙ ТОН НАСЫЩЕННОСТЬ СВЕТЛОТА
Цветовой тон определяет место цвета в спектре («красный-зеленый-желтый-синий») Это главная характеристика цвета. В физическом смысле ЦВЕТОВОЙ ТОН зависит от длины световой волны. Длинные волны — красная часть спектра. Короткие — сдвиг в сине-фиолетовую сторону. Средняя длина волны — это желтые и зеленые цвета, они наиболее оптимальны для глаза.
Существуют АХРОМАТИЧЕСКИЕ цвета. Это черный, белый, и вся шкала серых между ними. Они не имеют ТОНА. Черный — это отсутствие цвета, белый — это смешение всех цветов. Серые обычно получаются от смешения двух и более цветов. Все остальные — ХРОМАТИЧЕСКИЕ цвета.
Степень хроматичности цвета определяется насыщенностью. Это степень удаленности цвета от серого той же светлоты. Представьте, как свежую траву у дороги покрывает пыль слой за слоем. Чем больше слоев пыли, чем слабее виден первоначальный чистый зеленый цвет, тем меньше НАСЫЩЕННОСТЬ этого зеленого. Цвета с максимальной насыщенностью — это спектральные цвета, минимальная насыщенность дает полную ахроматику (отсутствие цветового тона).
Светлота (яркость)- это положение цвета на шкале от белого до черного. Характеризуется словами «темный», «светлый». Сравните цвет кофе и цвет кофе с молоком. Максимальной СВЕТЛОТОЙ обладает белый цвет, минимальной — черный. Некоторые цвета изначально (спектрально) светлее — (желтый). Другие темнее (синий).
В фотошеп:Следующая система, которая используется в компьютерной графике, система HSB. Растровые форматы не используют систему HSBдля хранения изображений, так как она содержит всего 3 миллиона цветов.
В системе HSBцвет разлагается на три составляющие:
- HUE(Цветовой тон) — частота световой волны, отражающейся от объекта, который вы видите.
- SATURATION(Насыщенность) является чистотой цвета. Это соотношение основного тона и равного ему по яркости бесцветно серого. Максимально насыщенный цвет не содержит серого вообще. Чем меньше насыщенность цвета, тем он нейтральней, тем труднее однозначно охарактеризовать его.
· BRIGHTNESS(Яркость) это общая яркость цвета. Минимальное значение этого параметра превращает любой цвет в черный. . (Рисунок 9)
При работе в графических программах с ее помощью очень удобно подбирать цвет, так как представление в этой модели цвета согласуется с его восприятием человеком
(Рисунок 10)
Похожие статьи:
poznayka.org
Цвет, оттенок цвета, цветовой тон и их применение — Наука и метод
Страница 1 из 2. Список главДля выбора (подбора) цвета изначально существует цветовая модель HSV (или, как еще ее называют, HSB). Это абревиатура, которая расшивровывается так: цветовой тон или оттенок (Hue), насыщенность (Saturation), интенсивность (Value) — три основных свойства цвета, согласно научному представлению. Эта модель (HSB) наиболее близка к физическому восприятию цвета глазом человека и на ее основе был создан всем известный цветовой круг. Как правило, на цветовом круге сначала выбирают цветовой тон, затем корректируют его, меняя насыщенность или интенсивность. О применении на практике цветовой модели HSV речь пойдет в следкющей главе.
Оттенок цвета или цветовой тон.
Термин «оттенок цвета» относится к преобладающему спектральному цвету типа красного или синего. Оттенок цвета указывает позицию этого цвета на цветовом круге или спектре, а также несет информацию о температуре цвета. Красный оттенок считается самым теплым цветом (цвет раскаленного метала или вулканической лавы), а синий — самым холодным (цвет воды, льда). Тем не менее имейте в виду, что температура цвета всегда относительна: сине-фиолетовый, к примеру — это холодный цвет, но он выглядит более теплым, если стоит рядом с сине-зеленым.
В традиционной системе цвета, которую используют художники и которая основана на пигменте (красках, или модель CMY), первичными цветами оттенков являются красный (или magenta), желтый (yellow) и синий (cyan), которые единственные из всех красок не могут быть получены путем смешивания. Вторичные оттенки получаются путем смешивания первичных — это зеленый, оранжевый и фиолетовый, которые являются цветами, которые располагающимися между основными цветами на цветовом круге. Желто-зеленый, сине-фиолетовый и красно-оранжевый — это примеры третичных оттенков, каждый из которых находится между первичным и вторичным цветом.
Аналоговые оттенки соседствуют друг с другом на цветовом круге и имеют, как правило, общий компонент, например сине-зеленый, синий и сине-фиолетовый. Дополнительные оттенки на цветовом круге находятся напротив друг друга. Красный и зеленый дополняют друг друга также, как синий и оранжевый. На мониторе компьютера, поскольку цвета палитры и сам цветовой круг отображаются на экране, они преобразуются в RGB-модель. К сожалению RGB-модель почти совсем не соответствует традиционному цветовому кругу на основе пигмента.
Интенсивность.
Светлый или темный оттенок цвета — это его интенсивность или, если выразиться проще, его яркость. Для создания светлого тона цвета пигмент обычно осветляют, а для темного затемняют.
- Глава 2: «Использование HSV-модели»
Тэг: Цветоделение
zen-designer.ru
Оттенок цвета — Традиция
Материал из свободной русской энциклопедии «Традиция»
Оттенки разных цветовОттенок (цветовой тон, градация тона) — разновидность цвета, образующаяся при смешивании различных близких цветов в определённых пропорциях. Часто используется для обозначения градаций тона; различий в цвете при переходе от холодного к теплому и наоборот.
Толковый словарь русского языка Ушакова даёт следующее определение: «Разновидность цвета, отличающаяся от основного по силе тона. Особенность, разновидность, представляющая собою тонкое различие, мало заметный переход от одного к другому нюансу.»
Можно получить непрерывный ряд оттенков при переходе от любого из цветов к другому цвету; возможен не только переход по тону («холодный» — «теплый» тон), но по светлоте и насыщенности.
Разные понятия, связанные с термином оттенок[править]
Понятия, обозначающие оттенки цвета, очень важны во множестве прикладных сфер, однако все параметры описывающие цвет (кроме длины волны излучения у спектральных цветов) — субъективны.
- В колориметрии используется понятие тон
- В живописи используется слово нюанс для обозначения очень тонкого оттенка цвета или легкого перехода от света к тени.
- Профессиональные маляры называют оттенок колером
- Валер (от фр. Valeur — ценность) — в живописи и графике — оттенок тона, выражающий определенное соотношение света и тени и служащий для обозначения каждого из оттенков тона, находящихся в закономерном соотношении и дающих последовательную градацию света и тени в пределах какого-либо цвета. Валеры показывают тончайшие оттенки, возникающие при взаимодействии предметов и среды.
traditio.wiki
основные и дополнительные цвета, оттенки и тона, цветность, насыщенность,
Основные цвета (Primary Colors)Определение основных цветов зависит от того, как мы собираемся воспроизводить цвет. Цвета, видимые при расщеплении солнечного света с помощью призмы, иногда называют спектральными цветами. Это красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый. Эту комбинацию часто сводят к трем цветам красный, зеленый и сине-фиолетовый, которые являются основными цветами. Первичными цветами субтрактивной системы цветов (краска, пигмент) являются циан, фуксин и желтый.
Дополнительные цвета (Complementary Colors)
Когда два или несколько цветов подходят друг к другу, их называет комплиментарными или дополняющими друг друга цветами. Более точным определением будет если два цвета, будучи смешанными вместе, дают нейтрально-серый (краска, пигмент) или белый (свет) цвет, они называются дополняющими или комплиментарными цветами.
Насыщенность (Saturation)
Насыщенность, которую также называют интенсивностью цвета, описывает силу цвета относительно его яркости. Насыщенность цвета обозначает его отличие от серого при определенной яркости освещения. Насыщенность говорит нам, как цвет выглядит в различных условиях освещенности. Например, комната окрашенная в один цвет ночью будет выглядеть иначе, чем днем. В течение дня, несмотря на то, что цвет будет неизменен, его насыщенность будет меняться. Это свойство цвета также называют интенсивностью.
Тон (Hue)
Тон можно описать как собственно цвет, краска, оттенок. Именно это слово мы имеем в виду, когда задаем вопрос «Какой это цвет?». Этот термин описывает главную характеристику цвета, которая отличает красный цвет от желтого и синего. Различные тона создаются светом с различной длиной волны. Таким образом, этот аспект цвета обычно довольно легко распознать. Цвет в значительной степени зависит от длины волны света излучаемого или отражаемого объектом. Например, диапазон видимого света находится между инфракрасным (длина волны ~700nm) и ультрафиолетовым (длина волны ~400nm). На диаграмме показан цветовой спектр, отражающий эти границы видимого света, а также две цветовые группы (красная и синяя), которые называются «семействами тонов». Любой цвет, взятый из спектра можно смешать с белым, черным и серым, и получить цвета соответствующего семейства тонов. Обратите внимание, что в семействе тонов присутствуют цвета с различной яркостью и насыщенностью.
Оттенок (tint), тональность (tone) и тень (shade)
Эти термины часто используются неправильно, но они описывают довольно простое понятие в цвете. Главное помнить, насколько цвет отличается от своего начального тона (hue). Если к цвету добавляется белый, эта более светлая разновидность цвета называется оттенок (tint). Если цвет делается темнее путем добавления черного, полученный цвет называется тень (shade). Если же добавляется серый цвет, каждая градация дает вам различную тональность (tone).
Цветность (Chromaticity, Chroma)
О цветности мы говорим, когда рассуждаем о чистоте цвета. Это свойство цвета говорит нам, насколько он чист. Это означает, если в цвете отсутствуют примеси белого, черного или серого, цвет имеет высокую чистоту. Эти цвета выглядят живыми и чистыми. Это понятие связано с насыщенностью. И его часто путают с насыщенностью. Однако эти термины используются раздельно. Высокоцветные цвета содержат максимум собственно цвета с минимальными или нулевыми примесями белого, черного или серого. Цвета, расположенные на внешних гранях цветового куба и не касающиеся белого и черного, обладают максимальной цветностью. Иными словами, степень отсутствия примесей других цветов в конкретном цвете характеризует его цветность. Цветность, которую часто называют сочностью, является количеством цвета, тона, в цвете. Цвет без тона видим как серый. Для большинства цветов, по мере увеличения яркости увеличивается и цветность, за исключением очень светлых цветов.
www.veraart.ru
Теория цвета.Основные характеристики цвета | Image And Style
Каждый объект в природе человек может увидеть как предмет того или иного цвета.
Это обусловлено способностью разных предметов поглощать или отражать электромагнитные волны определённой длины. И способностью человеческого глаза воспринимать это отражение посредством особых клеток в сетчатке глаза. Сам предмет при этом цвета не имеет, он обладает только физическими свойствами – поглощать или отражать свет.
Откуда берутся эти самые волны? Любой источник света состоит из этих волн. Таким образом, человек увидеть цвет предмета может только при его освещённости. Причём в зависимости от источника света (солнце днём, солнце на закате или на восходе, луна, лампы накаливания, огонь и т.д.), силы света (более яркий, более тусклый), а также от способности личного восприятия конкретным человеком, цвет предмета может выглядеть по-разному. Хотя сам предмет при этом не меняется, конечно. Итак, цвет – это субъективная характеристика предмета, которая зависит от разных факторов.
Некоторые люди в силу особенностей развития организма вообще не различают цвета. Но большая часть людей способна воспринимать глазом волны определённой длины – от 380 до 780 nm. Поэтому данный участок был назван видимым излучением.
Если солнечный свет пропустить через призму, этот луч разложится на отдельные волны. Это как раз те самые цвета, которые может воспринимать глаз человека: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый. Это 7 электромагнитных волн разной длины, которые вместе составляют белый свет (глазом видим как белый цвет), т.е. его «спектр».
Итак, каждый цвет – это волна определённой длины, которую может увидеть и распознать человек!
Видимый цвет предмета определён тем, каким образом этот предмет взаимодействует со светом, т.е. с составляющими его волнами. Если предмет отражает волны какой-то длины, то эти волны и определяют то, каким мы видим этот цвет. Например, апельсин отражает волны длиной примерно от 590 до 625 nm – это волны оранжевого цвета, а остальные волны поглощает. Именно эти отражающиеся волны и воспринимаются глазом. Поэтому апельсин человек видит оранжевым. А трава выглядит зелёной, потому что благодаря своей молекулярной структуре, поглощает волны красного и синего цвета и отражает волны зелёной части спектра.
Если предмет отражает все волны, а как мы уже знаем, все 7 цветов вместе образуют белый свет (цвет), то такой предмет мы видим белым. А если предмет поглощает все волны, то такой предмет мы видим чёрным.
Промежуточные варианты между белым и чёрным – оттенки серого. Три этих цвета – белый, серый и чёрный – называются ахроматическими, т.е. не содержащими «цветного» цвета, они не входят в спектр. Цвета из спектра – хроматические.
Как я уже говорила, воспринимаемый цвет зависит от источника света. Без света нет волн и нечему отражаться, глаз не видит ничего. Если освещение недостаточно, то глаз видит только очертания предметов – более тёмные или менее тёмные, но все в одной серо-чёрной гамме. За способность глаза видеть в условиях плохого освещения отвечают другие участки сетчатки.
Таким образом, в зависимости от характера света, попадающего на предмет, мы видим разные варианты цвета этого предмета.
Если предмет освещён хорошо, мы видим его чётким, цвет чистый. Если света слишком много, цвет видится разбелённым (вспомните пересвеченные фотографии). Если света мало, цвет выглядит темнее, постепенно стремясь к чёрному.
Каждый цвет можно проанализировать по нескольким параметрам. Это характеристики цвета.
Характеристики цвета.
1) ЦВЕТОВОЙ ТОН. Это та самая длина волны, которая и определяет положение цвета в спектре, его название: красный, синий, жёлтый и т.д.
Необходимо различать понятия «тон» и «подтон».
Тон – это основная краска. Подтон – примесь другого цвета.
За счёт разности подтонов и образуются разные оттенки одного и того же цвета. Например, жёлто-зелёный и сине-зелёный. Основной тон – зелёный, подтон (в меньшем количестве) – жёлтый или синий.
Как раз подтон и определяет такое понятие, как ТЕМПЕРАТУРА цвета. Если к основному тону добавить жёлтый пигмент, то температура цвета будет ощущаться тёплой. Ассоциации с красно-жёлто-оранжевыми цветами – огонь, солнце, тепло, жар. Предметы тёплых оттенков кажутся ближе.
Если к основному тону добавить синий пигмент, то температура цвета будет восприниматься холодной (цвета голубой и синий ассоциируются с льдом, инеем, холодом). Предметы холодных оттенков кажутся дальше.
Здесь важно запомнить и не путать понятия. Есть два значения словосочетаний «тёплые цвета» и «холодные цвета». В одном случае говорят о цветовом тоне, тогда красный, оранжевый и жёлтый – тёплые, а синий, сине-зелёный и фиолетовый – холодные цвета. Зелёный и сиреневый – нейтральные.
Во втором случае речь идёт о подтоне цвета, о его преобладающем оттенке. Именно в этом значении и будет употребляться этот термин в дальнейшем для описания цветов внешности – тёплых и холодных цветотипов. И говоря о температуре цвета в этом значении, мы имеем в виду, что каждый цвет может иметь и тёплый, и холодный оттенок в зависимости от своего подтона! Кроме оранжевого – он всегда тёплый (из-за особенностей его расположения в спектре). Белый и чёрный вообще не входят в цветовой круг и потому для них не применимо понятие цветового тона, но коль речь зашла о температуре всех цветов, то обозначу сразу, что эти два относятся к холодным цветам.
2) Вторая характеристика каждого цвета – ЯРКОСТЬ.
Она показывает, насколько сильно световое излучение. Если сильное, то цвет максимально яркий. Чем меньше света, тем цвет выглядит темнее, яркость снижается. Любой цвет при максимальном снижении яркости становится чёрным. Представьте предметы яркого цвета в условиях сумерек – цвет кажется тёмным, его яркость не видна. Понижение яркости за счёт добавления чёрного делает цвет более НАСЫЩЕННЫМ. Тёмно-красный – это насыщенный (глубокий) красный, тёмно-синий – насыщенный (глубокий) синий и т.д. В английском языке для более густого, тёмного цвета применяются слова-синонимы: deep (глубокий) и dark (тёмный). В названиях цветотипов вы эти термины тоже встретите.
Яркость света и яркость цвета – разные понятия. Выше говорилось именно о цвете предмета при ярком свете. В графических программах (в том же painte) яркость используется именно в этом значении. На картинке ниже можно увидеть уменьшение параметра «яркость» при затемнении цвета.
Но также существует термин «яркость», в значении «чистота», «сочность» цвета, т.е. максимально интенсивный цвет без примесей чёрного, белого или серого. И именно в этом значении я буду использовать этот термин в дальнейшем. Если написано «параметр «яркость»», то речь идёт об изменении освещения (т.е. светлоте/темноте).
3) Третья характеристика каждого цвета – СВЕТЛОТА.
Это характеристика , противоположная насыщенности (затемнённости, силе) цвета.
Чем больше светлота, тем ближе цвет к белому. Максимальная светлота любого цвета – белый цвет. Параметр «яркость» при этом повышается. Но эта яркость – не цветность (чистота), а увеличение освещённости, ещё раз делаю акцент на разнице этих понятий.
Оттенки с повышающейся степенью светлоты воспринимаются как всё более и более разбелённые, бледные, слабые. Т.е. с малой насыщенностью.
4) Четвёртая характеристика каждого цвета – ХРОМАТИЧНОСТЬ (ИНТЕНСИВНОСТЬ). Это степень «чистоты» цвета, отсутствие примесей в его тоне, его сочность. При добавлении в основной цвет серого пигмента, цвет становится менее ярким, иначе – приглушённым, мягким. Т.е. его хроматичность (цветность) понижается. При максимально сниженной хроматичности цвета любой цвет становится одним из оттенков серого.
Важно не путать понятия «сочный» и «насыщенный» цвет. Напоминаю, что насыщенный – это тёмный оттенок, а сочный – это яркий, без примесей, тон.
Часто, когда говорят, что цвет яркий, имеют в виду, что он максимально хроматичен, чистый, сочный цвет. Именно в этом значении данный термин и используется в теории цветотипов, о которых пойдёт речь дальше.
Если же говорить о параметре «яркость» в значении освещённости (много света – яркость выше – цвет белее, мало света – яркость ниже – цвет темнее), то мы увидим, что при снижении хроматичности этот параметр не меняется. Т.е. характеристика хроматичность применяется к предметам с одним цветовым тоном в условиях одинаковой освещённости. Но один предмет при этом выглядит более «живым», а другой более «выцветшим» (выцветший – потерявший свой яркий цвет).
Если увеличить параметр «яркость», т.е. добавить белый цвет, то и на этом уровне светлоты можно таким же образом делать цвет более приглушённым, добавляя серый оттенок.
Аналогично и с более насыщенными (более тёмными) оттенками – они тоже бывают как более чистыми, так и более приглушёнными. Главное, что мы видим во всех случаях при уменьшении хроматичности – это всё более выраженный серый подтон. Именно это отличает мягкие цвета от ярких (чистых).
Ещё один важный нюанс – при добавлении в основной тон любого ахроматического цвета (белый, серый, чёрный), меняется температура цвета. Она не меняется на противоположную, т.е. тёплый цвет не станет таким образом холодным или наоборот. Но эти цвета приблизятся по характеристике «температура» к нейтральным оттенкам. Т.е. без ярко выраженной температуры. Именно поэтому представители мягких, тёмных или светлых цветотипов могут носить некоторые цвета из нейтрально-холодных или нейтрально-тёплых вне зависимости от своего основного цветотипа. Но об этом буду рассказывать позже.
Таким образом, по своим основным характеристикам все оттенки делятся на:
1) Тёплые (с золотистым подтоном) / холодные (с синим подтоном)
2) Светлые (ненасыщенные) / тёмные (насыщенные)
3) Яркие (чистые) / мягкие (приглушённые)
И у каждого цвета есть одна ведущая характеристика и две дополнительных, что и обусловливает название некоторых оттенков. Например, светло-розовый – ведущая характеристика – «светлый», дополнительные – может быть как тёплым, так и холодным, как ярким, так и мягким.
Потренируемся определять ведущую характеристику.
Или одну ведущую и одну – дополнительную.
На приведённых выше примерах хорошо видно влияние полутона на ведущую характеристику оттенка:
Тёмные цвета – цвета с добавлением чёрного (насыщенные).
Светлые цвета – цвета с добавлением белого (выбеленные).
Тёплые цвета – цвета с тёплыми (жёлтыми, золотистыми) полутонами.
Холодные цвета – цвета с холодными (синими) полутонами, кажутся льдистыми.
Яркие цвета – чистые, без добавления серого.
Мягкие цвета – приглушённые, с добавлением серого.
Похожие статьи
image-and-style.ru
Оттенки цветов
Все в окружающем нас мире окрашено в свои цвета. Чтобы их было удобнее воспринимать и анализировать, весь спектр разделили на группы, ориентируясь на определенные признаки. Наиболее распространенная классификация палитры оттенков и цветов – это разделение их на теплые и холодные. Не многие из нас могут похвастать наличием художественного образования, поэтому определить цвета и оттенки, знать их названия – удел дизайнеров, стилистов, визажистов. Но минимальные знания в этой сфере будут актуальны для любой девушки, ведь умение подбирать подходящее сочетание цветов и оттенков в одежде и макияже позволяет избежать грубых ошибок, сводящих все усилия по созданию стильного образа к нулю. В этой статье мы расскажем о специфике разных цветов и оттенков, нюансах их сочетания.
Теплые и холодныеДеление существующих цветов на теплые и холодные является наиболее распространенным. Температура цвета определяется исключительно ассоциативно. Так, холодные цвета и оттенки цветов ассоциируются у нас с чем-то холодным. Например, со снегом, льдом, грозовыми тучами, темным лесом. Теплые же напоминают о солнце, лете, огне. Если упростить, то цветовая палитра в данной классификации выглядит следующим образом.
Но все не так просто, ведь даже в природе чистый цвет – это редкость. Что уж говорить о гамме современных тканей, теней, лаков для ногтей! Зачастую мы наблюдаем перетекание цветов и оттенков друг в друга, их смешение, сложность и глубину. Теплоту или холодность любому цвету могут придавать определенные оттенки. Оранжевый, красный, насыщенный желтый – эти теплые оттенки цветов смягчают холодные цвета, а с помощью белого, серого, синего, голубого, лимонного или черного можно «понизить градус» теплого цвета.
Глухие и звонкиеЭто еще одна классификация цветов и оттенков, которой часто пользуются дизайнеры, создавая модные коллекции одежды. К легким цветам относят все светлые и ненасыщенные (неглубокие) холодные оттенки. Если утрировать, то глухость и звонкость цветов определяется их насыщенностью. Добавление белого цвета делает оттенок более звонким, а примесь черного – глухим. Стоит отметить, что однозначность в цветовосприятии – понятие условное. Так, нежные оттенки некоторых цветов (розового, голубого, желтого) одному человеку могут казаться звонкими, а другому – приглушенными. А вот по поводу оливкового и коричневого цвета разногласий нет – они глухие, тяжелые, поэтому образ следует «разбавлять» контрастными акцентами. Звонкость и глухость цветов тесно переплетается с их легкостью и тяжестью. Сочетая один и тот же цвет с другим, можно добиться совершенно противоположных результатов.
Не стоит также забывать о влиянии цвета на психику. Так, одежда красного, оранжевого и сочного зеленого цвета способна заряжать человека энергией, бодрить, возбуждать, а фиолетового, темно-зеленого и синего оказывает успокаивающее, расслабляющее воздействие.
Разнообразие оттенков цветовКак уже упоминалось, оттенков цветов так много, что порой их названия нас обескураживают. Трудно представить, какой оттенок скрывается, к примеру, за названием «сиена», «шартрез» или «виридиан». А владеть этой информацией крайне полезно, ведь интернет-шоппинг – одно из последних увлечений современных женщин. Как понять, какого цвета платье вы получите, если название цвета для вас загадка? Доверять цветопередаче монитора – дело рискованное. Предлагаем вам палитру наиболее распространенных цветов и оттенков с названиями, которые им соответствуют.
womanadvice.ru
Глава 3. Цвет и его свойства. Цветовой тон. Классификация цветов.
Цвет — качественная субъективная характеристика электромагнитного излучения оптического диапазона, определяемая на основании возникающего физиологического зрительного ощущения и зависящая от ряда физических, физиологических и психологических факторов. Восприятие цвета определяется индивидуальностью человека, а также спектральным составом, цветовым и яркостным контрастом c окружающими источниками света, а также несветящимися объектами. Очень важны такие явления, как метамерия, особенности человеческого глаза и психики.
Все характеристики цвета представляют собой качественно и количественно измеряемые световые стимулы, способные вызывать в организме человека физиологические процессы и через них – различные психические реакции.
Основная классификация цветов делит все цвета на хроматические и ахроматические. Еще цвета делятся на тёплые и холодные. Принято считать, что красный, оранжевый и жёлтый цвета – тёплые, а зелёный, голубой, синий и фиолетовый – холодные. Но среди оттенков каждого цвета можно выделить как холодные, так и тёплые. Например, холодный синий – ультрамарин, теплый синий – кобальт.
Основными характеристиками цвета являются: светлота, цветовой тон (цвет), насыщенность (интенсивность) и чистота цвета.
Цветовой тон – качество хроматического цвета, которое обычно именуется его названием (красный, синий, зеленый и т. д.). Это первичный и впечатляющий элемент цветовой композиции, служащий исходным материалом для бесчисленных преобразований на основе светлоты, чистоты, фактуры, насыщенности красок. Это общее понятие и скорее относится не к отдельному цветовому пятну, а к предмету в целом в нашем индивидуальном видении. Под цветовым тоном мы понимаем то, что позволяет нам любой хроматический цвет отнести по сходству к тому или иному цвету спектра — желтый, зеленый, красный и т.д. Фактически мы в своей речи так и говорим: цвет.
Насыщенность — степень отличия цветного изображения от не цветного, чистота цвета, зависящая от степени добавления к нему серого цвета. Наибольшей насыщенностью обладают цвета спектра. Поэтому чистота всех спектральных цветов принимается за единицу, несмотря на их разную насыщенность. Наиболее насыщен — синий цвет, наименее — желтый. Степень насыщенности цвета зависит от его светлоты. Из двух равнонасыщенных цветов более насыщенным воспринимается более светлый.
Разные учёные рассматривали насыщенность по-своему:
1) как отличие цвета от серого 2) как интенсивность цветового впечатления( с психологической стороны). Но интенсивность цвета – это яркость цветового пятна, определённая количеством отражаемой энергии, а насыщенность определяется степенью цветности красочного пятна. Интенсивность цвета зависит как от его насыщенности, так и от светлоты. При равной насыщенности цветов более интенсивным будет более светлый, а при равной светлоте более интенсивным будет более насыщенный цвет. Часто насыщенность и чистота цвета толкуются как синонимы. Под чистотой цвета в цветоведении понимают отсутствие в том или ином цвете примесей других цветов или их оттенков. Чистота цвета – это психологическое понятие.
Светлота – качество, присущее как хроматическим, так и ахроматическим цветам. Это свойство, выражающее близость хроматических и ахроматических цветов к белому или черному цвету, относительная яркость цвета по отношению к образцу. Ахроматические цвета имеют только светлоту, а хроматические — и светлоту, и цвет.
Ахроматические цвета — это цвета, отсутствующие в спектре. Чистые ахроматические цвета (без примесей оттенков цвета) в природе практически не существуют. Всегда черный (или серый) будет иметь тот или иной оттенок.
К черному стремится любой цвет при снижении яркости (например, при уменьшении освещенности до полной темноты). При увеличении яркости любой цвет стремится к белому.
Основные цвета на цветовом круге: красный, желтый, синий. Имея в руках краски только этих цветов плюс белый и черный, легко создать все остальные цвета (при условии, что три основных цвета будут радужной чистоты, без примесей).
Составные: зеленый, фиолетовый, оранжевый цвета. Получаются путем смешивания попарно трех основных цветов.
Сложные цвета получаются путем смешивания трех составных цветов с рядом лежащими основными. Например: оранжевый плюс желтый: получается желто-оранжевый. От расположения комбинации выбранных цветов на цветовом круге зависит их влияние на наше восприятие.
Контрастнымисчитаются два цвета, между которыми, на цветовом круге, находятся три промежуточных цвета. Таких пар цветов шесть, по количеству пар цветов в основном цветовом круге.
Дополнительными являются два противоположные цвета на цветовом круге, объединение которых дает белый цвет. Каждый цвет является дополнительным по отношению к смеси всех остальных цветов спектра.
Монохроматические цвета — это комбинации яркости и насыщенности в пределах одного и того же цвета.
Родственными являютсялюбые три следующих друг за другом цвета или их оттенки на цветовом круге. Выбирайте любой цвет на круге и добавляйте к нему оба соседних цвета на боковых сегментах.
Цвет — это один из факторов, формирующих состояние нашей психики, которая следит за работой всех органов человеческого организма.
Все цвета обладают способностью вызывать эмоции, эстетические переживания у людей, а также влиять на формирование пространства. Это объясняется психологическими особенностями восприятия цвета. Цвет может зрительно сокращать или удлинять, сужать или расширять, повышать или понижать помещение, выявляя и подчеркивая объемность формы либо превращая ее в плоскую, выделяя или растворяя в пространстве, утяжеляя легкую форму или облегчая тяжелую, вызывая ощущение теплоты, сухости, холода или влаги. Он способен создавать иллюзии, подменять действительное кажущимся.
Каждый цвет и его восприятие могут изменяться в нескольких случаях:
· в оттенке цвета, когда зелёный может стать более желтоватым или синеватым, а оранжевый может принять более красный или более жёлтый оттенок;
· в яркости, когда красный цвет может быть розовым, красным, тёмно-красным, а синий — голубым, синим и тёмно-синим;
· в насыщенности, когда синий цвет может быть более или менее осветлен белым или затемнён чёрным, серым или его дополнительным — оранжевым цветом;
в количественном отношении или в распространении цвета.
Один и тот же цвет для представителей разных культур может означать противоположные вещи. Нет ни одного цвета, который бы одинаково трактовался двумя людьми. Но, несмотря на всю уникальность восприятия цвета, универсальность многих его толкований не подлежит сомнению.
Горячие цвета
Полностью насыщенный красный цвет, самый глубокий и яркий из его оттенков, привлекают внимание и вызывают напряжение. По этой причине красный цвет так часто встречается в цветовой гамме вывесок и запрещающих дорожных знаков. Возбуждающие цвета активные и агрессивные, напрягают и обостряют эмоции. Цветовые комбинации горячих цветов символизируют самые сильные человеческие чувства — любовь и ненависть.
Холодные цвета.
Самым холодным цветом считается максимально насыщенный синий. Холодные тона, а именно: синий, сине-зеленый, зеленый — вызывают у человека ассоциации со снегом и льдом. Синий цвет создает ощущение покоя и неподвижности. Сине-зеленый — освежает, заряжает бодростью и энергией.
Теплые цвета.
Это все оттенки, содержащие в себе красный или желтый цвет. Такие цвета, как красно-оранжевый, оранжевый и желто-оранжевый, охватывают значительную часть эмоционального спектра человека они дружелюбные, непринужденные и гостеприимные.
Спокойные цвета.
Основой спокойных оттенков является синий цвет. Отличие их от холодных цветов состоит в добавлении желтого, в результате чего появляются желто-зеленый, зеленый и сине-зеленый оттенки.
Бирюзовый и «травяной» зеленый часто встречаются в природе. Спокойные и умиротворенные, эти цвета не только позволяют нам ощутить внутренний покой, но и внушают чувство глубины.
Светлые цвета — тончайшие пастельные оттенки, результат примести белого к базовому цвету. Розовый, бледно-желтый, голубой, салатный, персиковый; сиреневый, как бы предлагают расслабиться, создают ощущение легкости и прозрачности, внушают покой и доверие.
Темные цвета.
Темные цвета получаются в результате добавления черного цвета к базовому оттенку. Они сужают пространство, могут создать тягостное ощущение либо ощущение теплого интимного уюта, защищенности, покоя.
Бледные цвета.
Бледные тона — это самые светлые пастельные оттенки. В своем составе они содержат от 65 % белого, ненасыщены и создают романтичное настроение.
Яркие цвета.
Насыщенный цвет называется ярким. Чистота ярких цветов обуславливается отсутствием в них примеси серого и черного. Яркие цвета жизнерадостны и привлекают внимание.
Цвет имеет свойство создавать зрительные иллюзии: создавать ощущение приближения или отдаления окрашенной поверхности в зависимости от выбранного цвета.
Теплые тона — красные, оранжевые, желтые — обладают свойством приближать окрашенные поверхности. Теплые, насыщенные, интенсивные, броские, фактурные, тяжелые, плотные цветовые тона — кажутся выступающими среди других цветов. А холодные, светлые, малонасыщенные, мелкофактурные, легкие цветовые тона — отступающими.
Одна из главных особенностей цвета — активность и динамичность интенсивных, особенно теплых тонов, и пассивность малонасыщенных и холодных.
Выводы.
В повседневной жизни мы постоянно сталкиваемся с вывесками, фигурами, формами, обстановками в разных цветовых интерпретациях, и это не просто так. Посредством цвета мы можем успокаиваться, возбуждаться, можем чувствовать комфорт, свежесть, глубину и даже доверие. И все это благодаря цвету. Все вышеприведённое показывает всю мощь такого явления, как цвет.
Рекомендуемые страницы:
lektsia.com