Новый «Теремок»: мышка-норышка, белочка-художник и зайка-археолог
Олеся Ахмеджанова
«Жила-была мышка по прозванию Норышка…» — так начинается сказка «Теремок». Не тот известный, а новый — авторское прочтение знаменитого российского художника Игоря Олейникова. Рассказываем, почему этот графический роман стоит прочитать и чем он отличается от оригинала.
Теремок
Классический сюжет — новое прочтение
Классический сюжет одной из самых известных русских сказок «Теремок» знают и взрослые, и дети. Но Игорь Олейников ставит перед собой масштабную задачу — объяснить, почему все звери вдруг пришли жить к мышке. Где их дома? Почему они остались без жилья? И как жили до этого?
В итоге у художника получилась потрясающая и трогательная история домика мышки-сквоттера (тот, кто самовольно селится на чужой земле). Фактически сюжет остался тот же. Но в книге появляются новые герои:
- Ящерка, которая приехала в город и осталась бездомной.
- Лягушка-гастарбайтер, которую увольняют с должности дворника.
- Белочка-художник, которая осталась без жилья из-за пожара.
- Зайка-археолог, которого из дома выгоняет злая жена.
- Лиса Патрикеевна, поющая в метро.
- Серый волк-карманник, ворующий кошельки у прохожих.
- И медведь — большой начальник.
Всех обездоленных героев собирает мышка. В тесноте, да не обиде они живут дружно. Ящерка вяжет, белка рисует, заяц читает лекции о раскопках. Пока в доме не появляется волк, который занимает всё место. Жители «Теремка» бегут к медведю с просьбой остановить серого. И медведь останавливает: большим самосвалом сносит «Теремок», оставляя героев без жилья.
Но сказка на то и сказка — должна хорошо заканчиваться. Неунывающие друзья собираются в путь, чтобы найти новый дом. Только волка уж не пускать.
Иллюстрации Игоря Олейникова
Лиса и заяц
Первое, что нужно сказать об этой книге — иллюстрации. Они космические. Нарисовал их Игорь Олейников — лауреат Премии Андерсена. Когда-то давно он работал на киностудии «Союзмультфильм» и участвовал в создании любимых советскими школьниками историй: «Тайна третьей планеты», «Сказка о царе Салтане», «Жил-был пес», «Путешествие муравья», «Мартынко». В 1986 году начал заниматься книжной иллюстрацией. Оформил «Сказки дядюшки Римуса», «Алису в Стране чудес». У Олейникова уже выходила книга-переделка «Лиса и заяц», где также показана предыстория героев.
Источник
Как выглядит книга
— Кто, кто в терему, кто, кто в высоком?
— Я, мышка-норышка, да ящерка-шерошерочка, да лягушка-квакушка, да белочка-попрыгушка. Иди к нам жить!
Главы о героях и вовсе не сопровождаются словами. Но в этом и скрывается магия рисунков Олейникова — их можно «читать».
«Говорящие» иллюстрации наполнены деталями, настроением и историей.
«Теремок» — графический роман для любого возраста. Иллюстрации «подстегнут» воображение ребёнка и подскажут, в какую сторону направить фантазию. А старших читателей, имеющих за плечами жизненный опыт, он «зацепит» по-своему: заставит задуматься о важном, вечном и добром, чего порой нам так не хватает.
Иллюстрации и материалы из книги Теремок
deti.mann-ivanov-ferber.ru
Белки в живописи и в иллюстрациях
Когда искала сайты иллюстраторов, часто попадались иллюстрации белок, и я подумала: почему бы не сделать подборку этих милых любителей орешков, тем более, что у меня есть замечательная френдесса по имени Белка.Вот что из этого получилось.
Начну с одного из своих любимых художников
Альбрехт Дюрер. Белка. 1512
Ганс Гольбейн младший. Леди с белкой и скворцом. 1528. Находится в Национальной галерее Лондона
Джованни Беллини (1430–1516). Св. Иероним, читающий на фоне пейзажа. Находится в Национальной галерее Вашингтона.
Белка и зайцы на картине символизируют похоть и греховное искушение, которые Иероним подавлял в себе.
Джозеф Хаймор. The Family of Eldred Lancelot-Lee. 1736
Американские художники 18 века часто изображали на своих картинах белок. Существует мнение, что это не реальные белки, а белки, скопированные из книг. Белок часто держали дома, как домашнее животное, для развлечения, но белка существо нежное и пугливое, и вряд ли она так спокойно позировала художнику.
Белка на картинах американских художников того времени символична.
Белка вытаскивает орех из скорлупы не без труда, поэтому все, что достойно иметь, может быть получено не без трудностей и проблем.
Уильям Уильямс. Дебора Холл. 1760
Джон Синглтон Копли. Фрэнсис Диринг Вентворт (миссис Теодора Аткинсон). 1765
Джон Синглтон Копли. Мальчик с белкой.
Ральф Эрл. Элизабет Элиот. 1798
Денисон Лимнер. Мисс Денисон. 1790
Не обошли белку своим вниманием и великие фламандцы
Франс Снейдерс (1579 — 1657). Пиала с земляникой и белкой
Дети с белкой — еще один излюбленный сюжет художников
Joseph Badger (1708-1765). Portrait of Two Children. 1760
James Jebusa Shannon. (1862-1923). The Squirrel
Ernst Freiesleben (?-1883). Das Kleine Eichhörnchen (The Little Squirrel)
Joseph Highmore (1692 – 1780). A Portrait of a Boy with a Pet Squirrel
Carl Adolf Gugel (1820 – 1885l). Boy With Squirrel
Heinrich Hirt (1841 – 1902). Boy With Squirrel
Rudolf Koivu (1890 – 1946)
Белки. Просто белки
Joseph Decker (1853-1924). Squirrel With Nuts
Robert Collinson (1875 – 1963). Squirrels in a Wood
John James Audubon (1785-1851). Two ground squirrels
Carl Donne. Pair of Red Squirrels on a Scottish Pine
Marie Findlay (1931 — 2011). The Squirrel
Knot Sharing
Adrian Rigby
Владимир Герасимов
под ником Seagrove
Sonya O’Lee(Ольга Ткаченко)
Сказочных и мультяшных белок очень много. О них нужно писать отдельный пост.
Иллюстрация к сказке Саши Черного Белка-мореплавательница». А.Малова
Самая знаменитая белка, конечно — ручная белка, которая живет в хрустальном доме (Сказка о царе Салтане)
Иллюстрация Бориса Зворыкина
Рисовала белок и моя любимая Беатрис Поттер
Иллюстрации к сказке Беатрис Поттер «Бельчонок Наткин»
Современные белки уже не хотят ходить всю жизнь в одной и той же шубке, и художники придумывают им наряды.
Flapper Squirrel Olive
Эта белка в обычной шубке, зато она — саксофонист
Piacheva Natalia
Белки Каролины Ярдли
сайт художницы тут
pailish.livejournal.com
РИСОВАНИЕ. «ЗАЙЧИК ПОД ЕЛОЧКОЙ» — Студопедия.Нет
Программные задачи.
Продолжать учить детей передавать в рисунке несложный сюжет; соблюдать элементарные пропорции между предметами; закреплять умение изображать елку с постепенно удлиняющимися книзу ветками; через разное положение ушей зайца передавать разное состояние зверька; закреплять технические приемы рисования разных по форме и строению предметов.
Материал.
У воспитателя иллюстрация с изображением зайца, сидящего с поджатыми лапками, лист бумаги серого цвета с неполным изображением зайца (тело, голова, хвост) для показа способа рисования ушей и ног. У детей листы бумаги серого цвета, по форме близкие к квадрату, краски гуашь, мягкие кисточки.
Ход занятия.
Напоминает, что недавно дети рисовали елку под снегом. Спрашивает, какие по длине ветки вверху, какие внизу. Подтверждает, что ветки у ели постепенно удлиняются книзу. Напоминает также, что дети лепили зайчика и знают, какой формы у него тело (обводит пальцем тело зайчика на иллюстрации), голова, какие уши и хвост. Предлагает одному из детей назвать (форму частей тела зайца.
Рис. 31.
Говорит, что зайчика можно нарисовать по-разному. Можно изобразить спокойного зайчика. Он опустил уши, прижал их к телу и отдыхает. А можно показать на рисунке, как зайчик поднял уши и прислушивается, не крадется ли лиса.
Педагог прикрепляет к мольберту лист бумаги с незаконченным рисунком, спрашивает детей, какого зайчика нарисовать — спокойного или тревожного, прислушивающегося к шорохам. После ответов детей рисует уши зайца в том или ином положении. Показывает, как изобразить ноги.
Воспитатель спрашивает, что дети нарисуют раньше — елку или зайчика. Подтверждает, что елка большая, высокая, а зайчик маленький, поэтому сначала надо нарисовать елку. Но где лучше изобразить елку — посередине листа бумаги или немного сбоку, чтобы осталось место для зайчика?
В процессе работы педагог напоминает о цвете ели (темно-зеленая), о цвете зайца (белый), только кончики ушей и хвоста черные. Спрашивает у некоторых детей, какого зайчика они нарисуют. Следит за правильным изображением овальных форм, за тем, чтобы при закрашивании ребенок не выходил за контур. Говорит, что можно нарисовать кончиком кисти снег на ветвях ели, падающие снежинки. Советует снежинки рисовать не густо (а то получится такой сильный снегопад, что и белого зайца не разглядишь на рисунке).
В конце занятия нужно сравнить два рисунка, на которых зайчики изображены по-разному: один с опущенными ушами, другой с поднятыми. Спросить, что делает этот зайчик и что другой. «Как вы узнали? Покажите еще рисунки, где зайчики спокойно отдыхают, а где — прислушиваются». Далее обратить внимание детей на величину елки и зайца, на заполняемость рисунком листа бумаги, на красивое сочетание цветов: серого, темно-зеленого и белого.
ЗАНЯТИЕ 10
РИСОВАНИЕ. «БЕЛОЧКА С ГРИБКОМ»
Программные задачи.
Учить детей изображать животное на основе овоида (туловище, голова), передавая в рисунке его характерные особенности: пышный большой хвост, рыжий цвет; соблюдать элементарные пропорции между частями; передавать несложное движение — сидящая белка держит передними лапками грибок.
Материал.
У воспитателя картинка с изображением белки, сидящей на задних лапках, заготовки: два овоида разной величины (тело и голова), хвост и лапки для выкладывания на фланелеграфе, лист бумаги для частичного показа приемов изображения. У детей листы бумаги величиной в 1/2 альбомного листа, краски гуашь, мягкие кисти. (Для получения рыжего цвета смешать оранжевую и коричневую краски.)
Ход занятия.
В первой части занятия детей рассаживают полукругом, ставят перед ними мольберт с листком бумаги и фланелеграф.
«Один художник любил гулять в зимнем лесу, — рассказывает воспитатель. — А если видел там что-нибудь интересное, красивое, то рисовал. В последний раз он увидел на ветке высокого дерева белочку. Она сидела на задних лапках, а передними держала грибок и ела. Я спросил у художника, где же белочка зимой нашла гриб. Ведь сейчас они не растут. Художник рассказал, что зимой белка прячется в дупле на высоком дереве, в сильные морозы прикрывается своим большим пушистым хвостом, как одеялом. А когда проголодается, вылезает из своего дупла и бежит к тем веткам, на которые осенью нацепила сушиться грибы. Она срывает с ветки грибок и съедает. Вот такую картинку художник и нарисовал, когда вернулся из леса».
Педагог помещает перед детьми картинку с изображением белки. При рассматривании обращает их внимание на позу зверька, на форму частей тела, на их относительные пропорции, на расположение туловища и головы. Подчеркивает, что их овальная форма похожа на яичко (овоид). С одной стороны голова закругленная, а с другой слегка заостренная. Около головы туло-вище белки уже, чем у хвоста, а голова сужается у мордочки. Обводит при этом пальцем туловище и голову белки.
Далее воспитатель предлагает детям всем вместе изобразить белочку.
«Вы будете выкладывать белочку из частей на фланелеграфе, а я буду смотреть на фланелеграф и рисовать по частям белочку на листе бумаги. Если вы будете ошибаться, то и моя белочка получится непохожей на настоящую. С чего начнем изображать белку?» (С туловища.)
Педагог приглашает ребенка к фланелеграфу, предлагает найти среди других частей туловище белки и прикрепить к фланелеграфу посередине. Ребенок должен придать ему слегка наклонное положение. «Можно ли мне начинать рисовать туловище белки?» — спрашивает воспитатель. Рисует контур туловища и быстро закрашивает его в одном направлении широкими линиями всей кистью с отрывом от бумаги. Вызывает к фланелеграфу другого ребенка и предлагает прикрепить головку белочки так, чтобы суженный конец был впереди (мордочка).
Рисует голову белки на листе бумаги. Остальные части — хвост, лапки — прикрепляют другие дети. Изображая хвост, надо подчеркнуть его длину: «Хвост длинный, когда он поднят, то доходит до головы белки».
Следует обратить внимание детей на разную длину задних и передних лапок: «У белки задние лапки длиннее передних, поэтому она передвигается прыжками, как заяц». Остальные детали — ушки, глаз, грибок в лапках — дети изобразят сами.
Перед рисованием белки можно путем вопросов повторить с детьми последовательность в изображении частей. В ходе работы спросить детей о цвете шерсти у белки (темно-оранжевая). Такой цвет называют рыжим (если речь идет о шерсти животного). При затруднении можно предложить ребенку обвести пальцем ту или иную часть тела зверька.
В конце занятия педагог выставляет детские рисунки на стенд и говорит: «Как много рыженьких белочек собралось здесь! Наверное, сбежались со всего леса, чтобы вместе полакомиться вкусными сушеными грибами».
Указывая то на одну, то на другую белку, он подчеркивает удачные изображения отдельных частей: «У этой белочки такой большой и пушистый хвост. Она не замерзнет в самые сильные морозы. А у какой еще белки такой хвост? (Дети показывают.) Эта белка хорошо прыгает. У нее задние лапки длинные. А у каких еще белочек длинные задние лапки?» и т.п.
ЗАНЯТИЕ 11
studopedia.net
Зайцы в живописи Зайцев изображали на своих картинах многие известные художники. Иногда этим зверькам посвящали целые полотна (Дюрер, Гоффман), а иногда зайцы становились частью или элементом картины. Спонтанная свежесть восприятия и умудренное созерцание составляют в «Молодом зайце» (1502) немецкого художника поэтическое единство. Любуясь сидящим зверьком, Дюрер стремится вовлечь в диалог с образом не только зрение, но и осязание зрителя, позволяя ощутить разницу в фактуре шерсти ушей, лап и грудки, движение лап. Ганс Хоффман — немецкий художник, последователь А. Дюрера. Подражая его манере, Хоффман, писал картины очень похожие на работы своего учителя. Мастерство Хоффмана особенно проявлялось в изображениях растений и животных — «Заяц в лесу», около 1585. На картине Уильяма Тёрнера «Дождь, пар и скорость — Большая Западная Железная дорога» тоже изображён заяц! Во времена Тёрнера Англию охватила настоящая железнодорожная лихорадка. Большинство художников воспевало красоту машины, стараясь как можно тщательнее выписать ее детали. Единственная цель Тёрнера — передать ощущение скорости. Поезд, подобный темному и яростному зверю, мчится у него по новому мосту, построенному в 1837-39 гг. Зайца трудно заметить на этой картине, но если присмотреться, видно, что он находится перед поездом. Заяц всегда считался символом скорости, но заяц, изображенный на этом полотне, явно проигрывает мчащемуся поезду.
|
hare-museum.narod.ru
«Про белочек, зайчат и веселых медвежат художника Чарушина»
Почти у каждой детской книги, особенно, у книги для маленьких, есть два автора. Один их них – писатель, другой – художник. Когда называют книгу, знакомую нам с детства, мы, прежде всего, вспоминаем милые, смешные, затейливые рисунки, часто раскрашенные от руки, а потом уже и текст. Такую существенную роль играет в детской книжке рисунок.
23 октября 2010 года в виртуальном филиале состоялся очередной урок для дошкольников из цикла «Художники – иллюстраторы детской книги» — «Про белочек, зайчат и веселых медвежат».
Посвящен он был известному художнику и писателю Е.И. Чарушину. Кроме своих собственных книг («Волчишко и другие», «Васька», «Про сороку»), Е И. Чарушин иллюстрировал произведения В.В. Бианки, С. Я. Маршака, К. И. Чуковского, М. М. Пришвина.
В иллюстрациях Чарушина, художника-анималиста, мир зверей раскрыт в ярких образах, с большой теплотой и гуманностью. У него свои приемы передачи формы, цвета и фактуры. Его герои реалистичны, и сказочны одновременно. Он стремится лаконичными средствами выразить характер каждого зверя, передать радость общения с живым.
Урок о художнике Чарушине
Дошкольники Дома детского творчества, г. Выборг
В начале урока маленькие гости виртуального филиала узнали о том кто такой художник-анималист и совершили виртуальное путешествие по мастерской художника вместе с Фафалей, наблюдали, как рисуют животных. Затем познакомились с биографией Евгения Чарушина, писателя и художника-анималиста, иллюстратора детских книг. Отметили особенности его творчества: рисует художник не контурно, а «лохматым» пятном, точно передает повадки и внешний вид животного. Вспомнили литературные произведения Евгения Чарушина. Отгадывали загадки, в роли ответов выступали рисунки Чарушина. Потом ребята сами стали художниками–анималистами и нарисовали своих любимых животных. В финальной части урока был показан мультфильм «Топтыжка», в котором использовались рисунки Е. Чарушина.
Знакомство с Чарушиным
Зверята Чарушина ребятам очень нравятся
А теперь сами порисуем!
Кого тут рисовал Чарушин? А кого мне нарисовать?
Кого нарисовать: щенка или слона?
Юные художницы
Мама всегда поможет
А я уже сама нарисовала кота!
Самый юный художник-иллюстратор. Даша Еременко, 3 года 11 месяцев
Творчество
Что мы тут нарисовали?
«Рысь». Урванцева Ксюша, 6 лет«Кот». Архипова Полина
«Киса». Попсева Катя, 4 года
«Божья коровка». Маша Масленникова, 6 лет
«Кошечки». Герасимова Милана, 4 года
«Рысь». Быстрова Даша, 4 года
«Кошка ловит рыбку». Алиса Лукина, 6 лет
«Птица». Быстрова Лиза, 7 лет
virtualrm.spb.ru
О художниках-анималистах
Приди, котик, ночевать. К. Кузнецов.
Это будет разговор о твоих друзьях, добрых и верных, знакомых с раннего детства, хотя их самих ты ни разу не видел в глаза.
Они приходили в твой дом неслышно, невидимо, как волшебники. Но ты видел вещи, к которым прикоснулись их искусные руки, и вещи эти казались тебе живыми, они зачаровывали тебя.
Я в детстве искренне верила, что медвежонок, нарисованный на донышке моей тарелки, живой.
Живыми казались и книжки с зверюшками. Помню, как одна малышка показывала мне, где в комнате живет мама, где папа, где бабушка, где она сама…
– А здесь, – открывая книжный шкаф, таинственно сказала малышка,– здесь живет Ухти-Тухти!
В шкафу стояла книжка про добрую ежиху Ухти-Тухти, которая стирала и штопала штанишки медвежатам, зайчатам и всей лесной детворе.
Сказку придумал писатель, но если бы не было рисунка, сделавшего этот образ осязаемым, вряд ли бы девочка сказала, что Ухти-Тухти живет в шкафу.
Тебе бабушка тоже читала книжки. И тогда глаза у кота на рисунке начинали светиться, а тень в углу превращалась в великана. Это сказка подходила к твоей постели на бархатных кошачьих лапах, или подлетала на лебединых крыльях, роняя на подушку перо.
Ты начал листать книжки. Пусть ты еще не знал букв – неважно! Нарисованные зверюшки сами рассказывали тебе свои приключения.
Медведь осенью. А. Н. Комаров.
Взгляни на рисунок К. Кузнецова – это рассказ без слов! Но тогда ты еще был мал, чтоб подумать о незнакомом друге, который своим волшебным искусством заставил рисунок заговорить.
В сказках звери и птицы служили человеку верную службу, но ты видел, что и в жизни не только домашние животные, но и вольная птица-синица платит добром за добро. Если сыпать ей крошки зимой, если весной ей построить дом, она поселится возле жилья человека, будет охранять от гусениц яблони в саду.
И вот первый раз в жизни ты пришел в лес. Все было для тебя ново: запахи, щебеты, шорохи, игра света и тени, искры росы, следы чьих-то лапок на грязи у ручья. Но ты не чувствовал себя здесь чужим.
Тот разговор, что вели с тобой на картинках зверята и птицы, был приглашением: медвежата, синичата, лисята, ежата зазвали тебя в природу, в свой родной, зеленый, шумящий ветвями дом. Ты еще не знал здесь многого, но ты все это уже любил.
Так разве художник, который передал тебе свою любовь к природе, открыл тебе ее красоту, не заслужил, чтоб его назвали твоим добрым другом, хотя его самого ты не видел в глаза?
От латинского слова «анималь», что означает «животное», художников, которые рисуют животных, называют «анималистами». О них и будет рассказ.
***
Лошадь с жеребенком. И. Ефимов.
Вот небольшая картина: женщина, по-восточному закутанная в покрывало, доит кобылицу. Послушная лошадь неподвижна, но всем своим существом – глазами, беспокойным изгибом шеи – она
тянется к жеребенку.
Фонтан «Юг» на Северном речном вокзале в Москве. И. Ефимов.
Он топчется здесь же, милый, смешной, длинноногий, молча спрашивая: «А мне останется молока?»
Ласковым теплом веет от картины. Художник изобразил не только домашнее животное – слугу человека, он изобразил мать.
Эта картина – одна из многих превосходных работ художника Ивана Семеновича Ефимова.
Он начал работать еще в конце 19 века, так же как и А. Н. Комаров и В. А. Ватагин. Эти трое оказали огромное влияние на более молодые поколения художников, рисующих зверей.
Ватагин – художник-ученый. В художественную школу он пришел учиться, имея университетский диплом зоолога. Его уже знали как иллюстратора научных книг. Научный рисунок должен быть точным.
Ватагин всегда точен: он видит под шкурой зверя каждый мускул, каждый сустав.
Тигр персидский. В. Ватагин.
Но в молодом иллюстраторе научных книг жила душа влюбленного в природу художника. Ему было мало, что люди по его рисункам узнают, каков из себя тигр. Он хотел передать
и великолепную пластичность поступи тигра и переливы его меха, а главное, характер. Он хотел создать художественный образ зверя. И он этого достиг.
Ватагинский тигр – выразительный портрет владыки джунглей: величавая хищная сила, кошачья вкрадчивость и затаенное коварство. Невольно вспоминается киплинговский Шер-Хан.
Кстати, иллюстрации к «Маугли» были для Ватагина любимым делом жизни.
Детство бегемота. В. Ватагин.
И совсем другой характер у ватагинских лисиц. Сколько лукавства в непринужденных позах этих лесных красавиц! Но, чтобы передать эту легкость и непринужденность,
нужен не только талант, но и нелегкий, упорный труд.
Зверь не позирует как натурщик. Лисицу не уговоришь не вертеться, бегущему оленю не прикажешь – стой! Мгновение – и все исчезло. И нужно поймать на кончик карандаша это
неповторимое мгновение, нужно успеть положить на бумагу хоть несколько штрихов.
Лисицы. В. Ватагин.
Впрочем, есть у художников и другой секрет. Айвазовский по памяти рисовал вечно изменчивое море. Внутренним зрением он видел волны, штормы и шквалы. Море шумело в его мастерской.
Так и художник-анималист должен иметь острую, цепкую зрительную память, чтоб в его мастерскую «прилегал» орел, «прибегал» олень. И надо эту память тренировать,
все время обогащая впечатлениями. Только тот глаз способен оценить, что было самым важным в неповторимом мгновении, кто видел зверя в природе не один раз.
Въезд в город. Г. Никольский.
Поэтому-то художники-анималисты – заядлые путешественники. Они плывут на кораблях с океанографами, уходят и тайгу с геологами, а иногда на островке, затерянном среди болот,
зажигается одинокий костер. Кто его разжег – рыбак или охотник? Деревенские говорят:
Чудак какой-то: цапель рисует. И как его комары не съедят?
На севере. Почта. В. Цигаль.
Поэтому-то художники-анималисты – заядлые путешественники. Они плывут на кораблях с океанографами, уходят и тайгу с геологами, а иногда на островке, затерянном среди болот,
зажигается одинокий костер. Кто его разжег – рыбак или охотник? Деревенские говорят:
Буйволы. В. Трофимов.
Каждая картина – рассказ об увиденном. И мы мысленно путешествуем вместе с художниками по тем же местам.
В. Трофимов. Обезьяны. (Рисунок.)
На верблюдах въезжаем с Никольским в восточный город, лезем с Гавриловым на скалы птичьего базара, мчимся с Цигалем по тундре на собачьей упряжке, ныряем с Кожиным на морское дно,
пробираемся с Трофимовым через Беловежскую пущу в гости к зубрам, но тут же неутомимый художник из белорусских лесов переносит нас в тропики, на остров Цейлон.
А сейчас с художником Павлом Рябовым мы отправимся в удивительное путешествие в глубь веков.
***
Человек и лось. П. Рябов.
Изобразительное искусство – одно из самых древних искусств. Человек научился рисовать раньше, чем писать. Не карандашом на бумаге – твердым камнем он высекал или процарапывал на скале свои рисунки, а краской ему служила сажа от костра да «кровавик» – красная охра, добытая из земли.
Прошли тысячелетия, но краски первых анималистов сохранили свой цвет. Да, анималистов. Потому что раньше, чем себя, свою жену, свой дом, которого, в сущности, еще не было, человек стал рисовать зверя. Ведь от удачной охоты на зверя зависела вся его жизнь. Мясо – еда, шкура – одежда, жир – топливо, свет. Первобытный человек верил, что нарисовать зверя – значит овладеть зверем. Это было колдовство.
Волки и зайчик. (По материалам древних наскальных рисунков.) П. Рябов.
И в нашей стране, например, на сибирской реке Селенге, встречаются камни с древними рисунками. Они покрыты загаром пустыни или мелким накипным лишайником.
Можно пройти мимо, ничего не разглядев.
Но изменилось освещение, и на камне таинственно проступил силуэт зверя.
Рябов был на Селенге, на Лене, был и на Ангаре. Там три скалистых острова, посреди реки, а на каменных лбах этих островов рисунки-писаницы давностью в семь тысяч лет: огромный фриз, поэма на камне о лосях.
Кошка. (Линогравюра.) Я. Манухин.
Сейчас эти острова под волнами Братского моря, но писаницы, перенесенные Рябовым с камня на бумагу, радуют и удивляют наш глаз. Только художник, тонко чувствующий соотношение цвета фигуры и фона, мог решить эту творческую задачу, но и не всякий художник взял бы на себя этот огромный труд. Тут нужны были терпение и изобретательность, упорство и одержимость.
Лосиные писаницы ставят загадки ученым: почему на каменном фризе, где изображены лоси, идущие в одну сторону, зверям вдруг преграждают путь вертикальные полосы красной охры, сквозь которые видны десятки голов? Может, это жерди загона, куда гонят будущее стадо, может, это начало скотоводчества?
Что за звери… (Гравюра на дереве.) В. Фролов.
Но не меньше, чем ученым, интересны писаницы людям искусства. Как смело и как просто, несколькими скупыми линиями переданы не только лосиный облик, но и чувства, которые эти лоси испытывали: радость, довольство, волнение, ужас, боль.
Есть люди, которые говорят, что мы не можем так остро, как первобытный человек, чувствовать зверя, мы, современные люди, все дальше и дальше уходим от природы, и в будущем анимализм обречен.
Но мы по-другому смотрим в будущее и говорим, что без четвероногого друга человеку не обойтись. В селе Павлово стоит памятник собаке, которая, по словам великого ученого, «вывела человека в люди». Развивая эту же мысль, можно сказать, что собака «вывела» человека в космос.
Вороны и филин. (Рисунок.) В. Белышев.
В будущем на многое в природе человек будет смотреть по-другому. Зачем ради меха убивать прекрасное животное, когда есть заменитель – искусственный мех! В будущем отношение человека к животному станет бескорыстней, добрей, человечней. И, чтобы выразить это новое отношение, вновь понадобится искусство художника-анималиста, его талант, его мастерство.
А вообще что такое мастерство? Чем рисунок новичка, который только пробует свои силы, отличается от рисунка мастера? Новичок хочет, но не умеет, не может. А мастер и хочет, и может, и находит самое верное и яркое выражение своего замысла.
Пантера и детеныши. В. Белышев.
Мастерство – это развитый до совершенства талант, поэтому оно восхищает и покоряет, но в то же время оно многолетний опыт и труд, поэтому его уважают.
Художник может по-разному выражать свой замысел. Смотришь на рисунок Белышева «Вороны и филин» и, кажется, слышишь тревожные хриплые крики разъяренных птиц. Белышев взял сюжет из жизни и был ей во всем верен. Пользуясь только оттенками черной размытой туши, он сумел передать даже различный цвет птичьих перьев.
Вараны. В. Федотов.
А вот «Ящерицы-круглоголовки» Федотова сделаны совсем по-другому. У ящериц не выписан чешуйчатый узор их кожи. Но как выразительно переданы характеры! Посмотрите на хвосты: именно эти хвосты рассказывают нам историю погони за мухой. Один хвост завидует, другой хвост в отчаянии, третий философствует. Необычайно жизнерадостен и весел этот рисунок.
Ящерицы-круглоголовки. (Линогравюра.) В. Федотов.
Разнообразна техника, которой пользуются художники. Даже удивительно, как к одной цели они порой приходят разными средствами. Чтобы передать пушистость и легкость лисьего меха, Ватагин взял для своих «Лисиц» цветные мелки – пастель. А Фролов изображает медвежат и бурундуков жесткими, четкими штрихами гравюры. И тем не менее мы и здесь ощущаем ту же мягкую пушистость.
Зебра. (Фарфор.) Д. В. Горлов.
Хочется погладить ослика, сделанного Горловым. Это гладкий, блестящий, раскрашенный фарфор. Другая работа Горлова – гималайский медведь – тоже фарфор, но шероховатый. Мы ощущаем лохматость шерсти мишки, который искоса, чуть сконфуженно поглядывает на нас. Что он натворил, озорник?
Николаеву понравился круглый крапчатый камень, похожий на свернувшегося в клубок ежа. И художник его разбудил. Из углубления выглянул нос, заблестели глаза, проснулся еж, проснулся и камень, ставший по воле художника ежом.
Як. Из серии «В Московском зоопарке». (Бумага.) Л. Чага.
В руках Ватагина слои дерева разного цвета становятся то струями воды, сквозь которую просвечивает брюхо тюленя, то узором на чешуе тропической рыбы. Страхов превращает желтый изогнутый камень в гибкое тело кобры. А какие чудеса делают с бумагой ножницы художницы Чаги! Жесткие перья страуса, шелковистая бахрома на попоне белого пони, густые космы шерсти горбатого яка – все это бумага.
Цапля. (Проволока.) В. Цигаль.
Чага колдует с бумагой, Цигаль – с проволокой. Вот он скрутил узлом длинную проволоку – получилась голенастая нога цапли. Вот завернул крутой завиток и проглянул глаз Конька-Горбунка, а пять растопыренных проволочных концов – это распущенный хвост, который на бегу раздувается ветром.
Все: проволока, кость, бумага, дерево, глина, камень – все оживает, если к ним прикоснется талантливая рука мастера.
Нарисовать зверя, чтоб им овладеть, – какая глубокая мысль! Но в отличие от первобытных людей мы понимаем ее по-другому: овладеть не для того, чтобы убить, а чтобы создать живой, прекрасный образ.
Пусть годы прошли с тех пор, как ты его видел, он по-прежнему перед тобой. И это чудесно, здесь древние люди абсолютно правы, это действительно колдовство!
journal-shkolniku.ru
В. Бианки «Теремок» Рисунки Е. Чарушина Гиз, 1929, 22,5 х 19,5 8 стр. с иллюстрациями |
Е. Чарушин «Животные жарких стран» Рисунки автора ОГИЗ ДЕТГИЗ 1935 год, 29 х 12 см 8 стр. с иллюстрациями |
С. Маршак «Детки в клетке» Рисунки Е. Чарушина ОГИЗ 24 стр. с иллюстрациями 29 х 22,5 см, 1935 |
М. Пришвин «Зверь бурундук» Рисунки Е. Чарушина ДЕТИЗДАТ ЦК ВЛКСМ 1936 год, 22 х 17,5 см 120 стр. с иллюстрациями |
Сказки северных народов «Олешек Золотые Рожки» Рисунки Е. Чарушина ДЕТИЗДАТ ЦК ВЛКСМ 1937 год, 26,5 х 20 см 50 стр. с иллюстрациями |
С. Маршак «Мой зоосад» Иллюстрации Е. Чарушина Серия Для маленьких ДЕТИЗДАТ ЦК ВЛКСМ 1938 год, 14 х 10 см 16 стр. с иллюстрациями |
Е. Чарушин «Волчишко» Рисунки Е. Чарушина Серия Для маленьких ДЕТИЗДАТ 1938 год, 13,5 х 10,5 см 16 стр. с иллюстрациями |
Е. Чарушин «Никитка и его друзья» Рисунки Е. Чарушина и Р. Великановой ДЕТИЗДАТ ЦК ВЛКСМ 1938 год, 22 х 17 см 52 стр. с иллюстрациями |
В. Бианки «Чей нос лучше» Рисунки Е. Рачева и Е. Чарушина ДЕТГИЗ 32 стр. с иллюстрациями 16 х 13 см, 1942 г |
С. Маршак «Детки в клетке» Рисунки Е. Чарушина ДЕТГИЗ 24 стр. с иллюстрациями 29,5 х 22,5 см, 1947 |
Русские сказки про зверей Рисунки Е. Чарушина Калинин, издание газеты Пролетарская правда 1948 год, 25,8 х 19,4 см 64 стр. с иллюстрациями |
И. Белышев «Упрямый котенок» Рисунки Е. Чарушина Детгиз 1948 год, 20 х 26 см 12 стр. с иллюстрациями |
Е. Чарушин «Что за зверь» Рисунки Е. Чарушина Детгиз 1950 год, 20 х 15 см 72 стр. с иллюстрациями |
|
Русские сказки про зверей Рисунки Е. Чарушина Детгиз 1951 год, 26 х 20 см 76 стр. с иллюстрациями |
Виталий Бианки «Первая охота» Рисунки Е. Чарушина Детгиз 1951 год, 29 х 22,5 см 16 стр. с иллюстрациями |
Е. Чарушин «Три рассказа» Рисунки Е. Чарушина Детгиз 1953 год 16 стр. с иллюстрациями 22 х 17 см |
«Тюпа, Томка и сорока» Е. Чарушин Рисунки Е. Чарушина В твердом переплете Детгиз 1963, 29 х 22 см 64 стр. с иллюстрациями |
Е. Сладков «Бежал ежик по дорожке» Рисунки Е. Чарушина Детгиз 1953 год 16 стр. с иллюстрациями 27 х 21 см |
Корней Чуковский «Цыпленок» Рисунки Е. Чарушина Детгиз 1958 год 12 стр. с иллюстрациями 22 х 16,5 см |
Н. Сладков «Воробьишкина весна» Иллюстрации Е. Чарушина Детгиз 1959 год 20 стр. с иллюстрациями 27,5 х 22 см |
Е. Чарушин «Бежал ежик по дорожке» Рисунки Е. Чарушина Детгиз 1961 год 24 стр. с иллюстрациями 27 х 21 см |
Н. Смирнова «Мишка — большой медведь» Рисунки Е. Чарушина Художник РСФСР, 1966 год 32 стр. с иллюстрациями 21 х 16,5 см |
|
Н. Сладков «Медвежья горка» Рисунки Е. Чарушина Изд-во Ленинград Детская литература 12 стр. с иллюстрациями 27,5 х 21,5 см, 1967 |
Е. Чарушин «Рассказы» Иллюстрации Е. Чарушина Издательство Детская литература 272 стр. с иллюстрациями 22 х 16,5 см, 1971 год |
В. Бианки «Мышонок Пик» Иллюстрации Е. Чарушина Издательство Детская литература 64 стр. с иллюстрациями 22 х 17 см, 1972 год |
Е. Чарушин «Большие и маленькие» Иллюстрации Е. Чарушина Издательство Детская литература 24 стр. с иллюстрациями 26 х 20 см, 1973 год |
Е. Чарушин «Никитка и его друзья» Рисунки Е. Чарушина Серия Мои первые книжки Издательство Детская литература 16 стр. с иллюстрациями 23 х 16,5 см, 1971 год |
«Теремок» Русская народная сказка Рисунки Е. Чарушина Серия Для маленьких Изд-во Детская литература 1974 год, 13,5 х 10,5 см 16 стр. с иллюстрация |
«Заячья избушка» Русская народная сказка Иллюстрации Е. Чарушина Серия Для маленьких Изд-во Детская литература 1975 год, 13,5 х 10,5 см 16 стр. с иллюстрация |
Е. Чарушин «Болтливая сорока» Иллюстрации Е. Чарушина Издательство Художник РСФСР 28 х 22 см, 1975 год 24 стр. с иллюстрациями |
Е. Чарушин «Волчишко» Рисунки Е. Чарушина Серия Мои первые книжки Издательство Детская литература 1977 год, 23,5 х 16,5 см 16 стр. с иллюстрациями |
И. Соколов-Микитов «От весны до весны» Рассказы о природе Иллюстрации Е. Чарушина, Н. Чарушина Серия Книга за книгой Издательство Детская литература 1978 год, 21 х 14 см 32 стр. с иллюстрациями |
М. Пришвин «Ярик» Рассказы Рисунки Е. Чарушина Издательство Детская литература 1978 год, 23,5 х 16,5 см 16 стр. с иллюстрациями |
Е. Чарушин «Васька, Бобка и крольчиха» Иллюстрации Е. Чарушина Издательство Детская литература 1978 год, 23,5 х 17 см 16 стр. с иллюстрациями |
Е. Чарушин «Зверята» Рисунки автора Издательство Детская литература 1982 год, 21,5 х 19,5 см 20 стр. с иллюстрациями |
С. Маршак «Детки в клетке» Рисунки Е. Чарушина Издательство Детская литература 28 стр. с иллюстрациями 27,5 х 21,5 см, 1982 |
Б. Герц «Уть-Уть» Художник Е. Чарушин Издательство Художник РСФСР 24 стр. с иллюстрациями 28 х 21 см, 19823 |
|
Е. Чарушин «Про белочек, зайчат и веселых медвежат» Автор-художник Е. Чарушин Издательство Малыш 1984 год, 14 х 21 см 10 стр. с иллюстрациями |
|
«Теремок» Русская народная сказка Пересказал и нарисовал Е. Чарушин Изд-во Ленинград Детская литература 12 стр. с иллюстрациями 28,5 х 21 см, 1984 |
М. Горький «Воробьишко» Иллюстрации Е. Чарушина Серия Для маленьких Изд-во Детская литература 1987 год, 13,5 х 10,5 см 16 стр. с иллюстрациями |
Е. Чарушин «Медвежата» Иллюстрации Е. Чарушина Изд-во Детская литература 1987 год, 23,5 х 16,5 см 16 стр. с иллюстрациями Серия Мои первые книжки |
|
«Волчишко» Е. Чарушин Рисунки автора Издательство Детская литература 1988 год, 27 х 21 см 16 стр. с иллюстрациями |
Е. Чарушин «Про Томку» Иллюстрации Е. Чарушина Изд-во Детская литература 1988 год, 13,5 х 10,5 см 12 стр. с иллюстрациями Серия Для маленьких |
Виталий Бианки «Первая охота» Рисунки Е. Чарушина Изд-во Детская литература 1989 год, 13,5 х 10,5 см 12 стр. с иллюстрациями Серия Для маленьких |
Е. Чарушин «Верный Трой» Рисунки Е. Чарушина Серия Мои первые книжки Издательство Детская литература 1990 год, 23,5 х 16,5 см 16 стр. с иллюстрациями |
Е. Чарушин «Друзья» Рисунки Е. и Н. Чарушиных В твердом переплете Издательство Малыш 1991 год, 28 х 22 см 80 стр. с иллюстрациями |
www.book-illustration.ru