Пословицы о слове, поговорки про слово
В этом разделе представлены пословицы о слове. Их полезно знать как взрослым, так и детям школьного и дошкольного возраста. Данные пословицы подойдут для изучения на уроках в 1, 2, 3, 4, 5, 6 классах. Собранные пословицы о слове, отражают мудрость народа, жизненный опыт многих поколений.
Без красного словца ни на шаг.
Без острого словца ни на шаг.
Без слова дело не делается, без дела слово не молвится.
Блюди хлеб на обед, а слово — на ответ.
Боль от самой большой раны пройдет, а от дурного слова не пройдет.
Бритва скребет, а слово режет.
Бритва скребет, а слово режет.
Будь своему слову хозяин.
Ветер горы разрушает — слово народы поднимает.
Ветер разбивает горы и камни, слово убивает человека.
Во многословии, не без пустословия.
Воды во рту не удержит.
Воздух словами не наполнишь.
Вола держи за рога, а мужчину за данное. слово (латыш)
Всякое лыко в строку, всякое слово к месту.
Выговоренное слово уже не проглотишь.
Выговоренное слово уже нельзя проглотить.
Выпустил словечко, не догонишь и на крылечке.
Выстрелив, пулю не схватишь, а слово, сказав, не поймаешь.
Где больше двух — говорят вслух.
Где много слов, там мало дел.
Где много слов, там мало правды.
Где слова редки, там они имеют вес.
Гнило слово от гнила сердца.
Говорить с глазу на глаз.
Горькое слово не легко молвится.
Грозцы грозятся, а жильцы живут.
Дал слово — держи.
Дал слово — держи. (карел)
Дал слово — по-другому не пой. (коми)
Данное слово нарушать — лучше тысячу потерять. (якут)
Действие слова сильнее раны, нанесенной саблей.
Дельное слово бьет больнее палки.
Для того горло узко, чтобы скоро не выходило слово.
Доброе молчанье любому делу отвечанье.
Доброе словечко в жемчуге.
Доброе слово гору преодолело.
Доброе слово гору с места сдвинуло.
Доброе слово железные ворота открывает. (груз)
Доброе слово и кошке приятно.
Доброе слово и обнаженную саблю в ножны вложит. (лакск)
Доброе слово окрыляет, а плохое убивает. (адыгейск)
Доброе слово приносит славу, слава остается народу.
Доброе слово режет сталь. (лакск)
Доброе слово — дверь в сердце.
Доброму слову и слон повинуется.
Если не сдержишь слова, не сдержишь клятвы.
Если ты молодец — будь настойчивым, слово свое держи крепко.
Ешь пирог с грибами, а язык держи за зубами.
Живое слово дороже мертвой буквы.
folkmir.ru
Пословицы про слово
Пословицы про слово — им такая сила дана! И научат, и подскажут, и ободрят. Если не знаешь как кому-то ответить — перечитай пословицы, словно крылья обретёшь.
Слово — не воробей, вылетит — не поймаешь.
Слово – серебро, молчание – золото.
Слово – речи основа.
Без слов.
Именно дела, а не слова обличают человека.
Давши слово — держись, а не давши – крепись.
Блюди хлеб на обед, а слово на ответ.
Ветры горы разрушают — слово народы подымает.
Выпустил словечко — не догонишь и на крылечке.
Где много слов, там мало правды.
Для красного словца не пощадит ни матери, ни отца.
Доброе слово лучше мягкого пирога.
Доброе слово и кошке приятно.
«Есть» — словно как мед сладко, а «нет» — словно как полынь горько.
За словом в карман не полезет.
И доброе слово не уймет злого.
Из-за одного слова да вечная ссора.
Красное словцо — не ложь.
Кстати промолчать — что большое слово сказать.
Кто словом скор, тот в деле не спор.
Ласковое слово — что вешний день.
Лишнее слово в досаду вводит.
Льстец под словами — змей под цветами.
Малое слово большую обиду творит.
Многословие — не без пустословия.
Молчание — золотое словечко.
На добром слове кому не спасибо?
На гнилое слово держи ухо глухо.
Не бросай слова на ветер.
Не всякое слово в строку.
Не давши слова — крепись, а давши — держись.
Не доищется слова.
Не шути с таким шуток, кто на всякое слово чуток.
Немного слов, да много дела.
Осла узнаешь по ушам, а дурака — по словам.
От доброго слова язык не усохнет.
От одних слов толку мало.
От одного слова — да навек ссора.
От слова до дела — бабушкина верста.
Плохо жить без забот, худо без доброго слова.
По чужим словам как по лестнице идет.
Поймать на слове.
Скажешь слово, а прибавит десять.
Сказанное слово — серебряное, а несказанное — золотое.
Словами горю не поможешь.
Словами и туда, и сюда, а делами никуда.
Слово к делу не пришьешь.
Слово крепче печати.
Слово — не стрела, а пуще стрелы ранит.
Слово сказал, так на нем хоть терем клади.
Словом и комара не убьешь.
Соловья баснями не кормят.
То же слово, да не так бы молвить.
Ты ему слово, а он тебе десять.
У него слово слову костыль подает.
Хоть слово не обух, а от него люди гибнут.
Слова серебряные, посулы золотые.
detskiychas.ru
Пословицы и поговорки о слове
На великое дело — великое слово.
Блюди хлеб на обед, а слово — на ответ.
Воздух словами не наполнишь.
Тот в слове стоит твердо, кому слово дорого.
Слово — не стрела, а к сердцу льнет.
Слово вовремя и кстати сильнее письма и печати.
Человеку дано слово, животным — немота.
Слово пуще стрелы разит.
Где слова редки, там они имеют вес.
Слово к ответу, а хлеб к обеду.
От слова спасение, от слова и погибель.
Мягкое слово кости ломит.
Пошел на обед — паси слово на привет.
Не ножа бойся — языка.
Живым словом победить.
Слова хороши, если они коротки.
На словах и так и сяк, а на деле — никак.
Правдивое слово — сила.
Живое слово дороже мертвой буквы.
Птицу кормом, человека словом обманывают.
Скажешь — не воротишь; напишешь — не сотрешь; отрубишь — не приставишь.
Слово, сказанное без соображенья, подобно выстрелу без прицела.
Словами туда и сюда, а делами никуда.
Бритва скребет, а слово режет.
Словом комара не убьешь.
То же слово, да не так бы молвил.
Сказанное слово не может вернуться.
Слово не обух, а от него люди гибнут.
От одного слова — да на век ссора.
Коня на вожжах удержишь, а слова с языка не воротишь.
Сказал бы словечко — да волк недалечко.
Гнило слово от гнила сердца.
Красен словами, рассудком беден.
Слово не нож, а до ножа доводит.
На словах твоих хоть выспись.
На словах, что на санях, а на деле, что на копыле.
Слово — серебро, молчание — золото.
Слово — олово.
Доброе молчанье любому делу отвечанье.
Доброе слово и кошке приятно.
Дал слово — держи.
Слово — не воробей, вылетело — не поймаешь.
Слово за слово и пошло — поехало.
Не бросай слов на ветер.
Всякое лыко в строку, всякое слово к месту.
Одним словом можно убить, другим воскресить.
Ешь пирог с грибами, а язык держи за зубами.
Язычок помалкивай, я за тебя поплакивал.
Язык мясен, болтать властен.
Воды во рту не удержит.
Сказать редко, да метко.
Где больше двух — говорят вслух.
Первое слово дороже второго.
Язык мой — враг мой!
Говорить с глазу на глаз.
Не спеши языком, поспешай делом.
На языке мед, а под языком лед.
Язык до Киева доведет.
Язык, что коровье ботало (колокольчик) устали не знает.
Хоть горшком назови, только в печь не станови.
Грозцы грозятся, а жильцы живут.
Словом как хошь, а руками не трожь!
Языком не мели, а то будешь на мели.
Слово не стрела, а сердце насквозь разит.
Слово горы ворочает.
Меткое слово что пуля снайпера.
Кто не господин своему слову, тот не человек.
Непрошеное слово — навар без соли.
Не давши слова, крепись, а давши — держись.
Неловкие слова вредят тому, кто их говорит.
Удерживай слово, когда оно навредить может.
Лишнее слово в досаду вводит.
Худого слова и медом не запьешь.
Слово раз упустишь — не воротишь.
Слово сказал, так на нем хоть терем клади.
То же слово, да не так бы молвил.
Слово, сказанное без соображения, подобно выстрелу без прицела.
Слов много, а дела мало.
Слов много, да складу нет.
Слова к делу не пришивают.
Слово бело, да дело черно.
Слово давать, так слово держать.
Слово жжет хуже огня.
Слово к ответу, а хлеб — к обеду.
Слово молвит — соловей поет.
Слово на совет, а сила на брань.
Слово не воробей: вылетит — жди беды.
Слово не стрела, а пуще стрелы разит.
Слово слово родит, третье само бежит.
Слово толковое стоит целкового.
Слову — вера, хлебу — мера, деньгам — счет.
Слову верь, а дело проверь.
Слова не доискался.
Слова серебряные, посулы золотые.
Словами горю не поможешь.
Словами жернова не повернешь, а глухого не научишь.
Словами и туды и сюды, а делами никуды.
Слово — не стрела, а пуще стрелы разит.
Слово бело, да дело черно.
Слово крепче печати.
Слово не воробей, вылетит — жди беды.
Слово не воробей, не поймаешь за хвост.
Слово не мимо идет.
Слово родит, а другое само бежит.
Слово слово родит, третье само бежит.
Словом и комара не убьешь.
Сорвалось словцо — не схватишь за кольцо.
Ты ему слово, а он тебе десять.
У всякого словца ожидай конца.
Будь своему слову хозяин.
Ветер горы разрушает — слово народы поднимает.
Где много слов, там мало дел.
От слов до дела — целая верста.
Плохо жить без работы, худо без доброго слова.
Слов иной раз перебор, а дел нехватка.
Суди по человеку, а не по его словам.
Выговоренное слово уже не проглотишь.
Выпустил словечко, не догонишь и на крылечке.
Выстрелив, пулю не схватишь, а слово, сказав, не поймаешь.
Где много слов, там мало правды.
Дельное слово бьет больнее палки.
Без слова дело не делается, без дела слово не молвится.
Боль от самой большой раны пройдет, а от дурного слова не пройдет.
Без острого словца ни на шаг.
Без красного словца ни на шаг.
Горькое слово не легко молвится.
Живое слово дороже писаного.
Мое слово — слово.
Не слово хозяин хозяину, а хозяин слову хозяин.
Не убьешь словом, да озадачишь.
Не убьешь словом, да опозоришь.
Недоброе слово больней огня жжет.
Пулей попадешь в одного, а метким словом — в тысячу.
Крепка окова, а еще крепче слово.
Крепкое слово делом вертит.
Не бей кулаком — ударь словом.
www.hobobo.ru
Пословицы и поговорки о слове и деле
Пословицы и поговорки о слове и деле читать
Больше дела – меньше слов.
Брать быка за рога.
Будь скор не на обещания, а на исполнение.
В ком есть стыд, в том есть и совесть.
Вора не бить — честного губить.
Взялся за гуж — не говори, что недюж.
Всякий человек на деле познаётся.
Вышло гладко на бумаге, ды забыли про овраги.
Где много слов, там мало мудрости.
Долго рассуждай, да скоро делай.
Замах на рубль, а удар на копейку.
За словом в карман не полезет (ему слово, а он десять).
Когда больше двух, говорят вслух.
Куй железо пока горячо.
Лучше сделать, не обещав, чем обещав — не сделать.
Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить.
На языке — медок, а на сердце — ледок.
Назвался груздем — полезай в кузов.
Наше дело — сторона.
Не зная броду не суйся в воду.
Не говори «гоп», пока не перепрыгнешь.
Не спеши языком, торопись делом.
Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.
Слов мешок, а дел на вершок.
Слов много, а дела мало.
Слово делом красно.
Слову верь, а дело проверь.
Слушай больше, а говори меньше.
Слушай всякий совет да примечай, что в дело, а что нет.
Слушайся добрых людей — на путь наведут.
Слушать слушай, а работы не бросай.
Слышал звон, да не знает где он.
Суди не по словам, а по делам.
Считай труд за отдых, когда перед тобой великая цель.
Уговор дороже денег.
Пословицы со словом слово.
От слов мошна не будет полна.
От слова до дела бабушкина верста (сто перегонов).
От слова спасенье и от слова погибель.
Слов много, а дела мало.
Слов много, да складу нет.
Слова к делу не пришивают.
Словами дороги не вымостишь.
Словами туда и сюда, а делами никуда.
Слово бело, да дело чёрно.
Слово давать, так слово держать.
Слово жжёт хуже огня.
Слово к ответу, а хлеб — к обеду.
Слово молвит — соловей поёт.
Слово на совет, а сила на брань.
Слово не воробей: вылетит — жди беды.
Слово не воробей: вылетит — не поймаешь.
Слово не стрела, а пуще стрелы разит.
Слово — серебро, молчание — золото.
Слово слово родит, третье само бежит.
Слово толковое стоит целкового.
Слову — вера, хлебу — мера, деньгам — счёт.
Слову верь, а дело проверь.
www.miloliza.com
Пословицы про слово и его силу
9 Ноябрь 2016 ditim Главная страница » Пословицы Просмотров: 1832В русских народных пословицах мы находим целый пласт изречений, касающихся процесса общения. Ключевыми словами здесь являются «язык», «речь», «слово».
В слове русский народ видел силу («малое слово большую обиду творит») и ценность («живое слово дороже мертвой буквы»). Наряду со словом ценится и молчание — «золото». Поддается критике многословие и пустословие: Лучше не договорить, чем переговорить.
По отношению к слову в народных изречениях употребляются меткие эпитеты: «доброе, живое, долгое, дурное, глупое, гнилое, красное (красивое), ласковое». Пословицы про слово помогают нам разобраться, что такое хорошо и что такое плохо, учат речевому этикету.
Содержание:
- Пословицы о добром слове,
- Пословицы про ласковое слово,
- Пословицы о силе слова,
- О болтливости и дурном слове,
- Пословицы со словом «молчание,
- Пословицы про общение.
Пословицы о добром слове
Доброе слово железные ворота отопрет.
Доброе слово лучше мягкого пирога.
Доброе слово сказать — посошок в руки дать.
Доброе слово человеку — что дождь в засуху.
И доброе слово не уймет злого.
На добром слове кому не спасибо?
От доброго слова язык не усохнет.
Плохо жить без забот, худо без доброго слова.
Доброе слово – да в добрый час.
Доброе слово всегда к месту.
Где доброе слово скажется, там и добро окажется.
Доброе слово лечит, а злое калечит.
Доброе слово гнев побеждает.
Добрым словом и бездомный богат.
Добрые слова дороже богатства.
Доброе слово дороже золота.
На добрый привет, добрый и ответ.
Пословицы про ласковое слово
Ласковое слово — что вешний день.
Ласковое слово гнев укрощает.
Ласковое слово и кошке приятно.
Ласковое слово слаще меда.
Ласковым словом и камень растопишь.
Ласковое слово — что солнышко в ненастье.
Ласковое слово не трудно, а споро.
Пословицы о силе слова
Ветры горы разрушают — слово народы подымает.
Где много слов, там мало правды.
Доброе слово железные ворота отопрет.
«Есть» — словно как мед сладко, а «нет» — словко как полынь горько.
Живое слово дороже мертвой буквы.
За худые слова слетит и голова.
Из-за одного слова да вечная ссора.
Малое слово большую обиду творит.
Не давши слова — крепись, а давши —держись.
Осла узнаешь по ушам, а дурака — по словам.
От одного слова — да навек ссора.
Сказанное слово — серебряное, а несказанное — золотое.
Словами горю не поможешь.
От одних слов толку мало.
Слово крепче печати.
Слово — не воробей, вылетит — не поймаешь.
Слово — не воробей, вылетит — жди беды.
Слово — не стрела, а пуще стрелы разит.
Слово сказал, так на нем хоть терем клади.
Хоть слово не обух, а от него люди гибнут.
Блюди хлеб на обед, а слово на ответ.
Яркое слово смущает сердце.
О болтливости и дурном слове
Выпустил словечко — не догонишь и на крылечке.
Глупым словам — глухое ухо.
Глупые речи — что пыль на ветру.
Гнило слово от гнила сердца.
Для красного словца не пощадит ни матери, ни отца.
Дурное слово — что смола: пристанет — не отлепишь.
Живое слово дороже мертвой буквы.
За словом в карман не полезет.
За худые слова слетит и голова.
Когда он заговорит, то и собаке не дает слова сказать.
Из одних слов шубы не сошьешь.
Кстати промолчать — что большое слово сказать.
Лишнее слово в досаду вводит.
Льстец под словами — змей под цветами.
Многословие — не без пустословия.
На гнилое слово держи ухо глухо.
Не бросай слова на ветер.
Не всякое слово в строку.
Не шути с таким шуток, кто на всякое слово чуток.
Немного слов, да много дела.
Осла узнаешь по ушам, а дурака — по словам.
От одних слов толку мало.
От свиньи визгу много, а шерсти мало.
От слова до дела — бабушкина верста.
По чужим словам как по лестнице идет.
Слова серебряные, посулы золотые.
Словами горю не поможешь.
Словами и туда и сюда, а делами никуда.
Слово — не воробей, вылетит — не поймаешь.
То же слово, да не так бы молвить.
Ты ему слово, а он тебе десять.
У него слово слову костыль подает.
Пословицы со словом «молчание»
Кстати промолчать — что большое слово сказать.
Доброе молчанье лучше пустого бормотанья.
Молчание — знак согласия.
Молчание — золото.
Молчание — золотое словечко.
Молчи — коли бог разуму не дал.
Молчит — как воды в рот набрал.
Доброе молчание, чем не ответ?
Слово — серебро, молчание — золото.
Молчаньем прав не будешь.
Умей сказать, умей и смолчать.
В добрый час молвить, в худой промолчать.
Молчан-собака исподтишка хватает.
Молчи — за умного сойдешь.
Скучное занятие — игра в молчанку.
Не все ворчать, надо и помолчать.
Пословицы про общение
Беседа дорогу коротает.
Брюзжит — что худая муха в осень.
В добрый час молвить, в худой промолчать.
Велик звон, да не красен.
Ветряная мельница да баба-бездельница мелют без устатку.
Всех речей не переслушаешь.
Всякая прибаска хороша с прикраской.
Говори, да не заговаривайся!
Говори, да не спорь, а хоть и спорь, да не вздорь!
Говорит до вечера, а слушать нечего.
Говорит красиво, да слушать тоскливо.
Говорит — что плетень плетет.
Говорить, так договаривать, а не договаривать, так и не говорить.
Говорить умеет, да не смеет.
Говорит по секрету, а выйдет по всему свету.
Говорят про Фому, а он про Ерему.
Долго думал, да хорошо сказал.
Долог у коровы язык, да не дают говорить.
Ешь калачи, да меньше лепечи.
Звону много, да толку мало.
Из пустого в порожнее переливает.
Каркает как ворона.
Кланяться горазд, а говорить не умеет.
Короткие речи — и слушать неча.
Коротко, да ясно, оттого и прекрасно.
Кос очами, крив речами.
Красна речь слушаньем, а беседа смиреньем.
Красно поле пшеном, а беседа — умом.
Красное словцо — не ложь.
Красную речь красно и слушать.
Кстати промолчать — что большое слово сказать.
Кто мало говорит, тот больше делает.
Кто словом скор, тот в деле не спор.
Лучше не договорить, чем переговорить.
Лучше оступиться, чем оговориться.
Мало говори, больше услышишь.
Мелет день до вечера, а послушать нечего.
Много дыму, да мало пылу.
Много кудахтанья, а яиц нет.
Много шума — мало толку.
Многословие —не без пустословия.
На первой встрече да озорные речи.
Наговорил семь верст до небес — и все лесом.
Наш брат Исайка — без струн балалайка.
Не бросай слова на ветер.
Не все сказывай, что помнится.
Не давай волю языку во пиру, а сердцу во гневе.
Нем как рыба.
Нескладно, да ладно.
Ни складу, ни ладу, ни толку.
Никто бы про тебя не знал, когда бы сам не сболтал.
От свиньи визгу много, а шерсти мало.
При всякой встрече все те же речи.
Пустые разговоры оскомину набили.
С тобой говорить — решетом воду носить.
С тобой разговориться — что меду напиться.
Сам поет — сам слушает.
Сам поет соловьем, не зная о чем.
Скажешь — не воротишь, напишешь—не сотрешь, отрубишь — не приставишь.
Сказал — как ножницами отрезал.
Сказать — смешно, утаить — грешно.
Сколько ни говорить, а с разговору сыту не быть.
Скучное занятие — игра в молчанку.
Умные речи приятно и слушать.
Смотрите также:
pro-poslovicy.ru
Читаем пословицы как текст — Нина Евгеньевна Быкова
«Читаем пословицы как текст»:
интегрированный урок французского языка и литературы
как метод работы с одаренными детьми
В статье рассматривается роль «диалогизации» чтения аутентичных текстов на интегрированном уроке французского языка и литературы, а также обосновывается «прибыльность» этого метода обучения в работе с одаренными детьми в контексте ФГОС.
Осмысление и переосмысление роли чтения в процессе обучения остается одной из актуальнейших проблем сегодняшнего образования. Технические средства (Интернет) облегчают и расширяют возможности получения новой информации, но при этом живое, вдумчивое чтение сводится к минимуму. Как свидетельствуют социологи (5), пространство книжной коммуникации сокращается, роль книги и отношение к книге становится скорее потребительским, чем развивающим.
Педагогическая практика пытается сохранить прежнюю роль чтения не только как важнейшего источника информации, но и как рефлексивного диалога между читателем и автором, педагогом и учеником. При этом, именно диалоговая природа чтения нам кажется наиболее продуктивной и результативной, «прибыльной», по выражению М. Бахтина, в ситуации чтения на уроке (2, с. 283).
Мы выбрали для примера такого диалогового чтения интегративный урок иностранного языка, в нашем случае французского языка, и литературы как наиболее яркий пример диалога двух культур — Франции и России, а также двух языков — французского и русского языка. Диалоговый подход в обучении иностранному языку является основным и это давно признано как учеными, так и практиками. «Диалогизация» чтения, по нашему мнению и мнению М. Раца (3, с. 382), делает процесс изучения аутентичного текста деятельностным, то есть нацеленным на создание нового знания и нового текста — собственного суждения, на основе интерпретации содержания прочитанного. В нашем случае речь идет об осмыслении содержания текста пословицы и ее лингвистического содержания.
Другая культура, другой язык — также важные ценностные категории на нашем интегративном уроке. Мы стремимся научить наших детей видеть различия, находить сходства и проводить параллели между двумя языками и культурами. Толерантность и эмпатия, в этом случае, важнейшие общегуманитарные ценности диалогового подхода в процессе обучения чтению в школе.
Работа с одаренными детьми, по нашему мнению, призвана быть «коллективной мыследеятельностью», по выражению Г. П. Щедровицкого (3, с. 386), учителя и ученика. Мысли не привносятся извне, не являются готовыми домашними заготовками учителя и ученика или заимствованными на стороне (в Интернете), но порождаются на уроке, в открытом диалоге, то есть являются продуктом «коллективной мыследеятельности», соучастия и сомыслия обоих участников процесса обучения — учителя и ученика. Одаренные дети способны, и мы должны развивать эти способности, к самостоятельной рефлексии и пониманию, и к созданию нового — к творческой интерпретации текста. Роль учителя в данном случае в организации такой мыследеятельности ребенка, а именно в создании условий для активного, деятельностного диалога. Одаренный ребенок не созерцатель или пассивный слушатель, а активный участник диалога и создатель собственной мысли, в нашем случае — высказывания.
Предметом изучения на нашем уроке является текст. М. Бахтин одним из первых обратил внимание на диалоговую природу текста, он определял текст как «плоть общения», как речь. И именно аутентичный текст пословицы, как нам кажется, отражает наиболее ярко речевые особенности национальной культуры и языка. Ассоциативность и лаконичность текста пословицы также определяют наш интерес к этому социолингвистическому феномену. Французские исследователи текста А. Арно и П. Николь выдвигали простоту и естественность в качестве безусловно приоритетных значений письменной речи: «одни и те же мысли кажутся нам гораздо более живыми, когда они выражены в виде какой-нибудь фигуры, нежели тогда, когда они заключены в совсем простые выражения» (1, с. 92).
Единство социокультурной и социолингвистической составляющих текста пословиц также помогают нам обратить внимание детей на такие понятия национальный менталитет и языковая идентичность. Ведь именно в пословице в образной и лаконичной форме отражены особенности видения и понимания предметов и явлений вокруг нас, способы реагирования на эти явления (менталитет), а также и отражение этих предметов и явлений в языковых формах (языковая идентичность). Текст пословицы отражает способ видеть, различать и понимать происходящее вокруг нас, наши знания о себе и окружающем мире, о наших привычках и вкусах, а значит наш языковой и культурный опыт.
Семантика слова пословица во французском и русском языках также удивительно похожи: французское «proverbe» от латинского «pro verbum» («от слова») и русское «пословица». Понятие «слово» лежит в основе «пословицы» и во французском и русском языках. На уроке мы учимся соотносить значение слова и понятия в разных языках и культурах.
Первым этапом такого интегративного урока является для нас процесс погружения в изучаемую тему — текст пословицы. Поэтому начинаем мы с мотивации и первого приближения, то есть стремимся пробудить у детей интерес и желание сотрудничать с нами на уроке. В. Гюго, говоря о поэзии Бодлера, выразил это наше стремление следующими словами: «C’est en les pénétrant, d’explication tendre, en les faisant aimer, qu’on les fera comprendre», что означает, чтобы научить (выучить) надо полюбить и понять (6, p. 3). Именно эти слова стали нашим девизом в работе с детьми. Мы пытаемся полюбить читать и процесс чтения благодаря пониманию смыслов, вложенных в текст пословицы, а затем их переосмыслению и интерпретации.
Второй этап нашего урока погружение, то есть понимание текста. Процесс понимания строится в этом случае на поиске сходств и различий в двух языках и двух культурах, и двух текстах — французском и русском. Критериями такого поиска мы выбрали:
ключевые слова;
значения и понятия, вложенные в смысл пословицы;
структура самого текста пословицы;
речевая ситуация употребления пословицы.
Лингвистическая составляющая нашего урока призвана обратить внимание детей на те грамматические и морфологические формы, которые встречаются в двух языках, на мелодику речи, то есть на рифмы и ритмы фраз, а также на лексическое разнообразие двух языков. Социокультурная составляющая обучения на уроке — это сравнение и интерпретация речевых ситуаций, в которых, по мнению детей, могли бы употребляться изучаемые тексты пословиц. При этом, дети учатся сравнивать ассоциативный ряд двух культур и двух языков.
Как показал опыт проведения таких уроков, дети активно участвуют в поиске и подборе пословиц, объединенных одной тематикой («одежда», «времена года», «человек», «цифры», «дни недели»). Подбор пословиц по одной тематике призван расширить навыки поискового чтения, закрепить и расширить лексическо-семантические связи во французском и русском языках. Сравнение употребления ключевых понятий и слов развивает ассоциативные связи в мышлении ребенка, ведь пословицы почти всегда построены на приемах персонификации и метафоре.
Работая одновременно с пословицами на русском и французском языках мы укрепляем также метапредметные умения и навыки: умение понимать смысл аутентичного текста и интерпретировать его согласно речевой ситуации. Подбор и систематизация языкового материала позволяет научиться структурировать полученную информацию. И наконец, процесс поиска информации тоже является важной составляющей современного урока.
Третий этап продуктивный, то есть этап создания «нового» смысла, по выражению Ю. Лотмана «текста в тексте» (4, с. 5). Для одаренных детей особенно важным является, как нам кажется, востребованность их личностных качеств в процессе обучения. Именно поэтому деятельностный диалог в поиске сходств и различий, интерпретации значений слов в двух языках, актуализируют не только когнитивный и языковой опыт и знания ребенка, но и предоставляют возможность для самореализации. Творческая составляющая личности одаренного ребенка на таком уроке будет уже средством достижения успеха. Богатство ассоциативного ряда таких детей создает дополнительные возможности в интерпретации и понимании текста пословицы, то есть в создании нового текста и смысла — собственного высказывания.
Так как работа на таком уроке может быть организована, как индивидуально, так и группами, парами, то коллективная мыследеятельность детей учит их не только высказывать и аргументировать собственное мнение, но и принимать другие точки зрения, соглашаться и не соглашаться с ними, то есть учит их участвовать в деятельностном диалоге — обсуждении. Коммуникативные, речевые навыки здесь очень разнообразны именно благодаря соседству двух языков и культур, которое само по себе является продуктивным. Мы учимся понимать разные смыслы, ситуации, и это наше понимание образно и ассоциативно.
Таким образом, обучающие и развивающие возможности интегративного урока иностранного языка (французского) и литературы действительно разнообразны. Логичность и лаконизм текста пословицы позволяет нам на одном уроке изучить несколько текстов-пословиц и проанализировать их. Четкий отбор критериев сравнения помогает организовать работу учеников наиболее продуктивно. Посредством чтения на таком уроке иностранного языка и литературы, происходит не только процесс обучающего общения, но и, что наиболее важно для нас, процесс формирования личности ребенка.
Будет ли такой урок результативным и «прибыльным» для обеих сторон участников диалога (учителя и учеников), либо дети в одностороннем порядке получат от учителя очередную порцию сомнительных знаний — зависит от нас. Так или иначе, основной формой обучения в современной школе на современном уроке, да и на протяжении всей истории человеческого знания было и остается чтение текста. Текст, конечно, бывает разный, но если иметь ввиду текст, как одно из средств общения и познания, то именно текст поможет нам перейти от монолога к диалогу, от пассивного знания к активному, а в конечном счете к свободе.
Быкова Нина Евгеньевна, учитель французского языка.
Литература:
Арно А., Николь.П. Логика, или Искусство мыслить. М.: Наука, 1991. 417 с.
Бахтин М.М. Эстетика словестного творчества. М.: Искусство, 1979. 424 с.
Книга в системе общения: вокруг «Заметок библиофила» / сост. М. Рац. СПб.: ИД «Ретро», 2005. 480с.
Лотман Ю.М. Текст в тексте // Труды по знаковым системам. Вып. 14. Тарту, 1981.
Читающий мир и мир чтения. М.: Рудомино, 2003. 190 с.
Désalmand P. Hongre B. 12 poèmes de Baudelaire analysés et commentés. Alleur, Marabout, 1993. 342 p.
www.pivo-nina.spb.ru
Пословицы и поговорки про слово (речь, разговор, молчание)
Каждому слову свое место.
Живое слово дороже мертвой буквы.
Веселое слово — речи основа.
Самое лучшее — прямо и просто сказанное (англ.).
Слово — ключ, открывающий сердца (кит.).
Сказанное слово умрет, а слово останется (азерб.).
Народное слово — твердое слово (морд.).
Ветер горы разрушается, слово народы поднимает.
Человеческое слово стрелы острее.
Острое словечко колет сердечко.
Слово горы ворочает.
Чего силой не сделаешь, то сделаешь словом (азерб.).
Когда ты говоришь, слова твои должны быть лучшее молчания (араб.).
Не болтай наугад — клади слово в лад.
Говори задорно, а не заборно.
Слов много, да складку нет.
Кстати промолчать — что больше слово сказать.
Доброе молчанье лучше пустого бормотанья.
Умей вовремя сказать, вовремя смолчать.
Слово — серебро, молчание — золото.
Слово не стрела, а пуще стрелы разит.
Слово не воробей: вылетит — не поймаешь.
Сорвалась словцо — не схватишь за кольцо.
Выпустишь словечко — не догонишь на крылечке.
Лучше хорошо поступать, чем хорошо говорить (англ.).
Твоими бы устами да мед пить.
Слово молвит — соловей поет.
Не долго думал, да ладно молвил.
Слово на совет, а сила на брань.
Блюди хлеба до обеда, а слово до ответа!
Слова хороши, если они коротки.
Хороша веревка длинная, а речь короткая.
В мелких словах и большое дело утопить можно.
Слово слово родит, третье само бежит.
Во многословии не без пустословия.
Пустое слово, как солома, — много местом, да мало весом.
Пустые слова — что орехи без ядра.
Пустые речи и слушать неча.
Молчи — за умного сойдешь.
Поменьше говори, побольше услышать.
Чем завираться, лучше молча почесаться.
Где слова редки, там они вес имеют.
Коротко, да ясно, оттого и прекрасно.
Говорить, не думая, что стрелять, не целясь.
Сперва подумай, потом скажи.
С глупою речью сиди за печью.
Разжуй слово, прежде чем изо рта его вынуть (азерб.).
Обдумывай то, о чем говоришь, даже когда шутишь (уйг.).
Плохо, коль слово сказано, не спросясь разума.
Осла узнаешь по ушам, а дурака — по словам.
Слово не держать — себя не уважать.
Слово может спасти человека, может и убить.
Слово ранит сильнее штыка.
От одного слова — да навек ссора.
От слова спасенье и от слова гибель.
Доброе слово человек — что дождь в засуху.
С добрым словом и черная корка сдобой пахнет.
Плохо жить без забот, худо без доброго слова.
Хорошая речь лучше меда.
От доброго слова язык не отсохнет.
Доброе слово сказать — посошок в руку дать.
Доброе слово железные ворота отопрет.
Доброе слово и кошке приятно.
Добрые слова дороже богатства.
Доброму слову — добрый ответ.
Добрым словом и бездомный богат.
Добрые вести прибавят чести.
Ласковое слово, что весенний день.
Ласковым словом и камень растопишь.
Ласковым словом много добьешься.
Ласковое слово и буйную голову смиряет.
От ласкового слова и в избе светлее.
Ласковое слово, что солнышко в ненастье.
Кроткое слово гнев побеждает.
Одно теплое слово и в жесткий мороз согреет (кит.).
Сладкие речи — яд, горькие — лекарство.
Правдивое слово, как лекарство — часто горько, зато излечивает (кит.).
Палкой можно только поранить тело, а злые слова проникают в душу (кит.).
За худые слова слетит и голова.
Худого слова и сладким медом не запьешь.
Недоброе слово больней огня жжет.
Злое слово — в глаза соль.
Льстивые речи — душу колечат.
Не бойся глазами худого, бойся слова лихого.
Дурное слово — что смола: пристает — не отлепишь.
Дурное слово, что грязная вода.
Малое слово большую обиду творит.
Петь хорошо вместе, а говорить порознь.
Один говорит — красно, двое говорят — пестро.
Лучше оступиться, чем оговориться.
Будь своему слову хозяин.
Не давши слова — крепись, а давши — держись.
Тот в слове стоит твердо, кому слово дорого.
Уговор дороже денег.
Слово крепче печати.
Не бросай слов на ветер.
Обязался языком, закрепи делом.
Слово к делу не пришьешь.
Легко сказать, да тяжело сделать.
В словах ретив, а в делах ленив.
Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.
От слова до дела ст перегонов.
Между «говорить» и «делать» — длинная дорога (исп.).
Соловья баснями не кормят.
Много знай, да мало бай! Много баить не подобает.
Кто много болтает, тот беду на себя накликает.
Придержи язык — сохранишь голову.
Не та хозяйка, которая говорит, а та, которая щи варит.
Кто мало говорит, тот больше делает.
Кто много говорит, тот мало делает.
Говори меньше умнее будет.
Лишнее говорить — себе вредить.
Из одних слов шубу не сошьешь.
На словах густо, а в голове пусто.
Говорит красиво, да слушать тоскливо.
говорит до вечера, а слушать нечего.
Кто языком штурмует, не много навоюет.
Красивое поле пшеном, а беседа умом.
Слово толковое стоит целкового.
Слову — вера, хлебу — мера, деньгам — счет.
Слову верь, а дело проверь.
Не верь чужим речам, а верь своим глазам.
На словах и так и сяк, а на деле никак.
И речисто, да нечисто.
Для красного словца не пощадит ни матери, ни отца.
На чужой роток не накинешь платок.
Длинный язык — короткие мысли.
Длинный язык с умом не в родстве.
Говорить слова человеку, не понимающему их, то же, что бросать зерно на рога коровы (калм.).
О чем тебя не спрашивают, о том много не говори (0сет.).
У всякого словца ожидай конца.
Без языка и колок нем.
Язык разум открывает.
Язык длинный — мысли короткие.
Язык иглы острее.
Язык до Киева доведет.
Язык мой — враз мой: прежде ума рыщет, беды ищет.
Язык болтает, а голова отвечает.
Дурной язык голове неприятель.
Востер язык, да дурной голове достался.
Острый язык — дарование, а длинный — наказание.
Говори рьяно, да да без обмана.
Лучше ногою запнуться, чем языком.
Язык всегда впереди бежит.
За твоим языком не поспеешь босиком.
У языка костей нет: как хочет, так и ворочается.
Язык без костей — намелет на семь волостей.
Языком болтай, а рукам воли не давай!
Языком, как хочешь, а руки покороче держи.
Не бей кулаком, ударь словом.
Не давай волю языку во пиру, а сердцу во гневе.
Мельница мелет — мука будет, язык мелет — беда будет.
Языком убивают, как кинжалом, только кровь не льется (кит.).
Рана от ножа залечивается; перед раной нанесенной языком, врач бессилен (кит.).
Язык твой — лев, дашь ему свободу, он тебя съест (афр.).
Держи собаку на цепи, а язык — на семи.
Держи язык за зубами.
Держи язык на веревочке.
Языком и лаптя не сплетешь.
Языком молоть — не дрова колоть, спина не заболит.
Не спеши языком, торопись делом.
Языком не торопись, а делом не ленись.
Для языка нет ни запора, ни запрета.
www.dreams4kids.ru