Российский этикет-особенности и отличия от других стран мира
В России нет жестко регламентированных правил поведения, обязательных для всего населения. На обширной территории многонациональной страны действуют определенные нормы этикета для разных регионов и разных социальных групп. Поэтому можно говорить о специфике этикета в России, связанной с различными сферами жизни. Так с появлением предпринимательства сформировался русский деловой этикет. Русские придерживаются некоторых правил в разговоре и манере одеваться. Последние годы появилась культура благотворительной деятельности.
Деловой этикет в современной России
Деловой этикет в России включает ряд специфических нюансов, отличающих российский стиль ведения бизнеса. Правила делового этикета касаются в России речевой культуры, стиля одежды, субординации.
- В мире бизнеса искусство коммуникации помогает наладить отношения между начальниками и подчиненными, конкурентами и коллегами. Знание национальных особенностей делового общения укрепляет в России отношения с партнерами на переговорах. От качества коммуникации во многом зависит эффективность деятельности российского делового мира. Успешность бизнеса невозможна в России без знакомства со спецификой делового общения, его особенностями.
- В устной и письменной форме делового общения у русских приветствуется официальный стиль, который помогает настроиться на продуктивное взаимодействие и исключает конфликтность. Вызывает доверие у собеседника грамотная речь делового человека, высокий уровень культуры. И наоборот, ошибки в речи или в документах могут сорвать сделку. Правила этикета предписывают в мире бизнеса обращаться друг к другу на «Вы», а также по имени и отчеству. Другое обращение может быть расценено как неуважение.
- Деловой человек соблюдает правила служебной субординации по возрасту и по статусу. От качества вертикальной субординации (начальник-подчиненный) и горизонтальной (сотрудник-сотрудник) напрямую зависит трудовая дисциплина. В России редко встретишь строгую иерархию в отношениях, например такую, как в Японии. Но от правильно выбранной линии поведения при общении с руководителем зависит дальнейшая карьера подчиненного. Заискивание, чрезмерная лесть негативно сказываются на репутации сотрудника. Ценятся уважительные деловые отношения без панибратства и преклонения.
- Русские высоко ценят пунктуальность. Деловые встречи и переговоры подчиняются строгому расписанию, назначаются за несколько дней. Опоздание, нарушение сроков контракта могут серьезно испортить репутацию русского бизнесмена. У каждого предпринимателя плотный график, поэтому он ценит свое время. Нарушение временных границ воспринимается как неуважение и пренебрежение.
- Как и во многих странах мира в России партнеры обмениваются рукопожатием в начале и в конце деловой встречи. Правилами этикета предписывается проявление уважения в деловом общении. Например, даже скучный доклад выслушивается до конца. Невежливо демонстрировать отсутствие интереса.
- Соблюдение дресс-кода – обязательное условие работы в серьезной фирме. Для женщин и мужчин в офисе обязателен деловой стиль одежды. Часто это правило прописано в контракте. Короткие платья ярких цветов у женщин считаются нарушением корпоративной этики, мужчина-сотрудник не может прийти на работу в джинсах или кроссовках. Чем солидней компания, тем строже дресс-код.
Отличительные особенности этикета в России
В России нет общепринятого этикетного стиля поведения. На территории России много социальных и национальных групп с разнообразными особенностями этикета, со своими канонами приличного. В любой ситуации рекомендовано помнить о вежливости, тактичности и доброжелательности. Духовно-нравственное личностное начало – основа любого эффективного общения. В основе современных русских правил поведения национальные обычаи и европейские нормы.
Речевой этикет России
В России правила речевого этикета включают разнообразные варианты. Выбирают манеру поведения в зависимости от ситуации: делового или бытового общения. Учитывается пол, возраст и социальный статус собеседника.
- Нормы этикета рекомендуют разговаривать спокойным голосом в любой ситуации. Но в реальности в Российской Федерации диалог может вестись на повышенных тонах. В общественном месте, например в магазине или ресторане, клиент криком может выразить свое недовольство, возмутиться плохим обслуживанием. Скандальное поведение наблюдается между родственниками в быту. Громко выясняют отношения участники телевизионных ток-шоу.
- В официальной обстановке ненормативная лексика под запретом, но в быту многие люди не могут обойтись без русского мата. Для русских характерно свободное выражение эмоций.
- Русские открыты и сердечны в общении только с близкими людьми. Сохраняется дистанция с незнакомцами. Хотя у окружающих чужая беда часто вызывает желание помочь. Границу между незнакомым и знакомым русские переходят быстро.
- В России нет понятия этикетной улыбки. Ценится искренняя улыбка как естественное проявление радости. Смех без причины не приветствуется и считается глупым. Поэтому среди иностранцев русские имеют репутацию угрюмых и суровых людей.
- К незнакомым собеседникам обращаются на «Вы». Такое же обращение рекомендовано к старшим по возрасту и социальному статусу. В русских семьях принято обращение к родителям на «ты». Крайним неуважением считается «тыканье» малознакомому пожилому человеку.
- Сложно сказать, о чем все русские не любят говорить. В зависимости от ситуации разные темы будут закрытыми. Некоторые россияне неприличным считают обсуждение доходов. В бытовом общении за столом неудобной темой будет секс. Многие женщины не любят говорить о своем возрасте. У русских не принято громко спрашивать о местонахождении туалета, рассказывать о своих желудочных проблемах.
Современный стиль одежды
Основные правила этикета в России при выборе одежды связаны с соблюдением таких условий, как опрятность и соответствие ситуации. На работе уместен деловой костюм, в театре или на званом ужине – вечерний наряд. Для спорта, для прогулок выбирают подходящую специальную одежду.
Строго следовать моде и стилю в одежде в современной России не обязательно. Достаточно знать о модных тенденциях и выбирать то, что соответствует индивидуальному вкусу.
Войдя в квартиру, русские снимают уличную обувь и надевают домашние тапочки. Эта традиция существует в России несколько веков. Нормы этикета требуют, чтобы гости тоже подчинялись этому требованию.
Не шутите про родителей
В России правила этикета и хорошего тона не допускают шуток про родителей. Для русских оскорбительно высмеивание отца или матери, к которым принято относиться с уважением.
Благотворительность в России
В прошлом и в настоящем благотворительность в Российской Федерации связана с соблюдением этических норм. Все больше людей готовы безвозмездно помогать нуждающимся. В современной России этикет, регламентирующий благотворительную деятельность, только формируется. Общественное мнение предъявляет требования к личности мецената. Негативно воспринимается стремление к самовыражению и саморекламе.
Следование правилам этикета поможет достичь взаимопонимания. Главное — выбрать уместную в определенной ситуации линию поведения.
etiketo.ru
Этикет как социальная технология
Этикет это идеальная норма социального поведения, которая базируется на конвенциональных ценностях. Специфика этикетных приоритетов показывает определенную статусную иерархию людей в том или ином обществе. Большинство авторов практических руководств по этикету акцентируют необходимость внутренней потребности человека вести себя уважительно по отношению к другим людям. Считается, что правила хорошего тона восходят к таким качествам личности, как самоуважение, деликатность, лояльность, порядочность, нравственная целостность.
Основу этикета составляют правила хорошего тона, которые сводятся, по мнению Эмили Пост, автора одного из наиболее авторитетных в англоязычном мире руководств по этикету, к четырем качествам личности человека: инстинктивной порядочности, нравственной целостности, самоуважению и лояльности. Порядочность обозначает не только правильность речи и поведения, но честность и надежность в обязательствах. Нравственная целостность наряду с честностью включает утонченность мотивов и справедливость в оценке мотивов других людей. Вежливость — как сохранение «социального лица» собеседников, проявление тактичности, как соблюдение правил приличия, готовность оказать услугу, проявление воспитанности, предупредительное учтивое поведение в отношении к человеку и т. д.
В этикетной ситуации взаимодействующие субъекты реализуют модели поведения, направленные на максимальную коммуникативную поддержку каждого собеседника. Это проявляется в эмпатии к участнику разговора, в создании доброжелательного отношения к говорящему, внимательного, активного слушания, гармоничного, творческого речевого взаимодействия. В случае возникновения коммуникативной напряженности — проявление вежливости, готовность нейтрализовать остроту беседы и снять противоречия с использованием этикетных формул речевого общения.
Есть запрещающие и предписывающие нормы поведения. Этикет закрепляет рациональную модель формальных отношений, которая подразумевает высокую степень осознанности и творческой активности. Правила этикета универсальны. Их смысл прозрачен. Нет риска, что вас поймут неверно. Степень жесткости, обязательности выполнения тех или иных правил зависит от многих признаков — социальный статус, возраст, гендер, национальная и конфессиональная принадлежность и др. — и от стилистики поведения в тех или иных сферах общения. Чем больше признаков, по которым участники общения различаются, тем выше степень обязательности соблюдения этикетных правил.
Между этикетом (нормой) и повседневной культурой (бытовым поведением) всегда есть различие. Существует представление об идеальной поведенческой норме, эталонном социальном образе, о формальных моделях поведения. В своей совокупности они образуют культурный код, необходимый для успешного/комфортного взаимодействия между людьми. Этикетное поведение рационально, осознанно. Бытовое поведение спонтанно. Будет ли этикет нормой повседневной культуры, зависит от человека, от его свободного выбора и способности контролировать свои поступки. Ведь никто не может заставить человека быть вежливым, если он сам этого не захочет. Никто не может принудить человека быть доброжелательным по отношению к другому, если он сам не готов к этому. Все зависит от самого человека. Что он думает о себе, о своем статусе. О том, как он относится к другим, к своим близким и чужим людям. Уважает ли он себя, осознает ли свое достоинство и ценность своей жизни? Признает ли достоинство и ценность жизни другого? Чувствует ли ответственность перед прошлым и будущим своей семьи? Это первое, что нужно понять. Дальше проще. Следующий этап — совершенствование социальных навыков. Если есть необходимость, изучение этикетных правил и освоение новых социальных ролей. Результат — повышение комфортности человеческих отношений.
НЕКОТОРЫЕ СУЖДЕНИЯ ОБ ЭТИКЕТЕ
✦ Этикет в цивилизованном обществе совпадает с гуманистическими принципами и общими требованиями вежливости. Это определенные социально-этические модели поведения, в которых практически реализуются универсальные гуманистические ценности: уважение к человеку, признание его личных границ, доброжелательность, сочувствие и т.д. В этом контексте можно говорить об этикете, как о социальной технологии коммуникативного гуманизма.
✦ Правила этикета – недостаточно знать. Этикет должен стать внутренней потребностью человека. Правилам этикета необходимо следовать в практической жизни
✦ Уровень владения навыками этикетной культуры характеризует действительное отношение человека к себе и другим членам сообщества.
✦ Требовать от человека быть любезным или доброжелательным — нельзя. Можно только надеяться, что человек проявит себя с лучшей стороны: окажет любезность, выразит доброжелательность, сочувствие к другому. Человек свободен поступать так, как он считает необходимым. В этом вызов к его социальному проявлению собственного «Я»: идентичность образа с выбранной моделью поведения. Когда человек делает выбор в пользу человеческих ценностей, он поднимается в своем человеческом статусе.
✦ Уважение личного пространства другого человека — это основа этикетной культуры. Без этого качества невозможно представить хорошо воспитанного человека. Грамотность и хорошее владение словом важны и в деловой переписке, и в обмене сообщениями в социальной сети, и в оставленном комментарии к публикации.
✦ Такт предполагает ответную тактичность. Кто нетактичен в отношении чужой тактичности, плохо воспитан или поступает безнравственно.
✦ Когда делают приглашение, которое может быть отвергнуто, предусматривают объяснение отказа рациональной уважительной причиной.
О НЕВЕРБАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ ОБЩЕНИЯ
✦ Важную психологическую роль в формировании первого впечатления, а потом и в общении, играют позы собеседников. Знание этикета невербальной культуры общения, развитие качеств самообладания помогает чувствовать себя более комфортно с собеседниками. Вести себя надо так, чтобы делать свое общество как можно более приятным для окружающих. Это хороший способ сделать пребывание в любом обществе приятным и для самого себя.
Литература:
Emily Post’s Etiquette: Manners for Today. 19th Edition.- 2017.- 736 p.
Мануйлова И. В. Этикет и социальный статус адресата. — В жур.: Национальная ассоиация ученых.- 2015.-№4-5. С. 122-125
22.02.2018
www.deims.ru
соединение сфер взаимоотношений людей в обществе. Правовой и нравственный аспект. Требования современного этикета.
Этикет как социальное явление
Термин «этикет» (от французского etiquette) означает форму, манеру поведения, правила учтивости и вежливости, принятые в том или ином обществе. Этикет — это сочетание формальных правил поведения в заранее определенных ситуациях со здравым смыслом, рациональность вложенного в них содержания.
Сущность этикета:
Этикет позволяет людям без особых усилий пользоваться уже готовыми формами вежливости, принятой в данном обществе различными группами людей и на различных уровнях. Этикет в наши дни (современный этикет) расписывает поведение людей в быту, на службе, в общественных местах и на улице, в гостях и на различного рода официальных мероприятиях — приемах, церемониях, переговорах.
Роль этикета в обществе всегда была очень велика, что подтверждается его длительной исторической и социальной эволюцией, функциями в обществе, многоплановой структурой, многообразными видами и формами.
В отличие от ритуала, обрядовые церемонии которого носят демонстративный характер, этикет основан на практической общественной целесообразности. Важнейшей особенностью этикета является и то, что он всегда подчинен сложившейся системе культурных ценностей. Принять этикетные нормы – значит признать себя членом данной социальной группы или общества в целом и подчиниться сложившимся здесь культурным ценностям.
Социальная значимость этикета проявляется в том, что он отражает равенство и неравенство индивидов и групп (как внешнее, так и внутреннее), сложившуюся в обществе социальную иерархию, демократизм или консерватизм социальных отношений. Этикет позволяет людям ориентироваться в повторяющихся социокультурных ситуациях (приветствия, знакомства, поведение в общественных местах и т.д.). Этикет отражает и общий культурный уровень людей (образованность, воспитанность, конформизм).
Не смотря на то, что нормы этикета связаны с существенным ограничением эгоизма отдельного индивида, большинством они воспринимаются как должное. В этом также проявляется своеобразие этикета, способного оказывать существенное влияние на сознание людей, на их нравственные ориентиры.
Важнейшей социальной функцией этикета является предупреждение конфликтных ситуаций в межличностном общении, где ему отводится роль сильного превентивного средства. Здесь этикет способен снять психологическую напряженность. В конфликтных ситуациях (семейные, межличностные конфликты) нормы этикета выполняют функцию «синтона» («психологического поглаживания»). Тактичность, как знак уважения к конфликтующей стороне, создает условия для цивилизованного разрешения конфликта.
Нормы этикета помогают людям найти общий язык, достойно вести себя в сложных ситуациях. Отказ от использования этикета ухудшает отношения между людьми, ведет к человеческим драмам.
Этикет, являясь величайшим достоянием человеческой культуры, не только регулирует социальные отношения, но и обогащает жизнь людей, поскольку обладает ярким «игровым эффектом».
История мирового этикета. Значительная часть правил этикета пришла из прошлого, и даже из древнего мира. Бесполезные и незначительные правила забывались по мере исторического развития, сохранялись для потомков лишь наиболее рациональные из них, проверенные временем.
Англию и Францию обычно называют «классическими странами этикета». Однако родиной этикета назвать их никак нельзя. Грубость нравов, невежество, поклонение грубой силе и т.п. в XV веке господствуют в обеих странах. О Германии и прочих странах тогдашней Европы можно вообще не говорить, одна лишь Италия того времени составляет исключение.
Облагораживание нравов итальянского общества начинается уже в XIV веке. Человек переходил от феодальных нравов к духу нового времени и этот переход начался в Италии раньше, чем в других странах. Если сравнивать Италию XV века с другими народами Европы, то сразу же бросается в глаза более высокая степень образованности, богатства, способности украшать свою жизнь. Французы в то время не признавали никаких заслуг, кроме воинских, они не только не уважали науки, но даже гнушались ими и считали всех ученых самыми ничтожными из людей.
В то время как вся остальная Европа утопала в междоусобицах, а феодальные порядки держались еще в полной силе, Италия была страной новой культуры. Эта страна и заслуживает по справедливости быть названной родиной этикета.
В России в начале XVIII в. стал усиленно внедряться западный этикет. На русскую почву переносились одежда, манера и внешние формы поведения. За соблюдением этих правил боярами и дворянским сословием (особенно в столичных городах) постоянно и настойчиво, порой жестоко, следил сам царь Петр I. За их нарушения строго наказывали. В дальнейшем, в царствование Елизаветы и Екатерины II, отбирались те правила этикета, которые отвечали требованиям и особенностям национальной культуры России. Россия как евразийская страна во многом соединяла противоположности Европы и Азии. А этих противоположностей было много не только в XVIII в., но их много и сейчас. Р.Киплинг говорил, что Запад есть Запад, Восток есть Восток, и не встретиться им никогда. Так, в Европе траурный цвет — черный, а в Китае — белый. Даже в границах Российской империи правила поведения различных народов значительно отличались. Конечно, общественный прогресс способствовал взаимопроникновению правил поведения, обогащению культур. Мир становился теснее. Процесс взаимного обогащения правилами поведения позволил выработать взаимоприемлемый, признаваемый в главных чертах этикет, закрепляемый в обычаях и традициях. Этикет стал предписывать нормы поведения на работе, на улице, в гостях, на деловых и дипломатических приемах, в театре, в общественном транспорте и т.д.
Задачи этикета: соединение сфер взаимоотношений людей в обществе. Основной и единственной задачей этикета является регулирование взаимоотношений между людьми в процессе деятельности и общения.
В задачи профессионального этикета входит выявление нравственных норм и оценок, суждений и понятий, характеризующих людей в роли представителей определенной профессии.
Нормы этикета, в отличие от норм морали являются условными, они носят как бы характер неписаного соглашения о том, что в поведении людей является общепринятым, а что нет. Каждый культурный человек должен не только знать и соблюдать основные нормы этикета, но и понимать необходимость определенных правил и взаимоотношений. Манеры во многом отражают внутреннюю культуру человека, его нравственные и интеллектуальные качества. Умение правильно вести себя в обществе имеет очень большое значение: оно облегчает установление контактов, способствует достижению взаимопонимания, создает хорошие, устойчивые взаимоотношения.
Следует отметить, что тактичный и воспитанный человек ведет себя в соответствии с нормами этикета не только на официальных церемониях, но и дома.
Правовой и нравственный аспект этикета. Сложившиеся нормы нравственности являются результатом длительного по времени процесса становления взаимоотношений между людьми.
Этика описывает реальные отношения между людьми, стремится создать определенный идеал этих отношений, анализирует сущее, намечает очертания должного. Этикет как бы соединяет внутренний мир человека с его внешним проявлением. Этикет регламентирует, что допустимо и приемлемо в данном обществе или в данной группе людей, а что нет.
Он связан с понятиями вежливости, культуры, интеллигентности. В основе этикета лежит уважение к людям. Человек, если и не любит ближнего, обязательно должен уважать, это залог выживания всех, чтобы не было трагедии и гибели от тесноты и голода. В чем-то этика и этикет могут совпадать, например, говорить правду надо как с точки зрения этикета, так и морали. Но вежливого обращения требует лишь этикет, а правда не всегда бывает приятной.
И этика и этикет показывают человеку, как он должен себя вести. Этика и этикет
шествуют рядом друг с другом. Важно понять, что для успеха следует правильно ориентироваться в вопросах этики и хорошего тона, усвоить специфику правильного поведения в определенных ситуациях. Тогда можно будет решать проблемы, связанные с профессиональной подготовкой. Нравственные качества личности: совесть, долг, честь, достоинство, благородство имеют базовый характер, нравственные же требования к общению — вежливость, тактичность, точность, скромность и др. относятся к этикету.
Этикет – составная часть внешней культуры человека и общества. Считается, что хотя этикет в конечном счете выражает содержание тех или иных принципов нравственности, в традиционном обществе он, как правило, становится ритуалом, имеет чисто внешнюю, зачастую оторванную от своего нравственного содержания форму, строго канонизированный характер. Он выражается в сложной системе детально разработанных правил учтивости, четко классифицирует правила обхождения в соответствии с приоритетами, принятыми в данном социуме. Однако нам представляется очевидным, что этикетный ритуал связан с нравственными нормами и воспитывает как совершающих его, так и наблюдающих, даже если они не являются носителями данного менталитета. То есть этикет не только имеет нравственную основу, но есть и обратная связь – соблюдение этикетных норм способствует воспитанию нравственности.
Современный этикет. В современном обществе, когда многие вещи зависят от правильного поведения и умения расположить к себе собеседника, основы этикета являются неотъемлемой частью культуры общества. Знание основ правил поведения говорит не только о высоком интеллектуальном уровне человека, но и о его уважении к партнеру и хорошем воспитании. Нравственное, человеческое отношение к другому независимо от его социального статуса, национальных и культурных критериев — вот главный показатель и свидетельство истинной воспитанности.
Этикет в современном его понимании немыслим вне этики. В этике показана нравственная сторона поступка, его содержание, в этикете – эстетическая направленность, форма его проявления. Этические представления человека могут выражаться, в частности, в манерах, речи, одежде, стиле общения и др.
Основные правила современного этикета складывались на протяжении достаточно длительного времени в процессе развития взаимоотношений между людьми как в общественной, так и в семейной жизни.
Этикет — слово французского происхождения, означающее манеру поведения
Принципы современного этикета:
Гуманное отношение к окружающим
Принципы целесообразности действий
Принципы красоты и эстетической привлекательности
Соблюдение народных обычаев и традиций
Требования этикета не являются абсолютными, их соблюдение зависит от места, времени и обстоятельств. Современный этикет стал более демократичным и менее церемониальным.
studfiles.net
Основные правила этикета в обществе. Этикет в современном обществе
Правила этикета в обществе – это умение вести себя во всех ситуациях, в которых только может оказаться человек. В современном мире необычайно важно знать их, иметь хорошие манеры, чтобы быть довольной собой и другими, относиться ко всем людям уважительно, приветливо, доброжелательно, естественно. Чтобы любое, даже самое лучшее элитное общество охотно приняло вас в свои ряды.

Трактовка термина
Этикет в современном обществе — перечень общепринятых правил, которые касаются поведения человека по отношению к другим людям в определенных жизненных случаях.
Разделяют несколько основных видов таких правил.
- Умение подать себя – правила формирования гардероба, внешний вид, уход за собой, физическая форма и осанка, походка, позы, жесты.
- Речевой этикет – умение правильно говорить приветствия, комплименты, благодарности, подавать реплики; правила прощания, вежливость, манера речи.
- Столовый этикет – манеры поведения за столом, нормы сервировки, умение есть.
- Правила этикета в обществе – как вести себя в музее, на выставке, в театре, ресторане, суде, библиотеке, магазине, офисе и пр.
- Деловой этикет – отношения с коллегами, начальством, хорошие манеры в бизнесе, умение вести деловые переговоры и т. д.
Умение подать себя
Хорошие манеры, правила этикета, умение быть любезным человеком — все это требует не только навыков, но и знаний в этих областях. Современный человек должен знать, как держаться в любых обстоятельствах, уметь вести себя соответственно, быть любезным, дружелюбным и уверенным в себе.
Этикет в одежде
Первое впечатление является самым сильным и запоминающимся, а кроме того, ум проявляется в выборе одежды по случаю. Чтобы произвести хорошее впечатление, недостаточно быть модно или дорого одетой. Если вы хотите нравиться окружающим, то должны считаться с ними и учитывать разные обстоятельства. Поэтому даже в формировании гардероба принято соблюдать правила этикета в обществе. Важно, чтобы одежда была красивой и шла вам, но гораздо важнее, чтобы все детали внешнего вида органично сочетались между собой, а сам он соответствовал времени, месту и обстановке. Днем не принято надевать вечерние наряды, а на работу — носить одежду для отдыха. Каждый раз, выбирая, что надеть, вы должны учитывать обстановку, соответствующий повод, время, место, не забывать про собственный возраст, особенности фигуры. Все, что на вас надето, всегда должно быть чистым, подшитым, застегнутым и отглаженным. Выходной наряд всегда должен быть в полной готовности. Формируя свой гардероб, помните, что в него должны входить обязательные вещи, такие как костюмы, строгие брюки и юбки, блузки и вечерняя одежда, а также домашние комплекты.

Уход за собой
Хорошие манеры предполагают обязательное соблюдение правил гигиены, чистоты одежды, правильное питание и здоровый образ жизни. Недопустимо появляться в обществе неухоженным. При этом важно следить за внешностью в комплексе, аккуратно убирая волосы, выходя в «свет». Это обязательные правила этикета и поведения для девушки, равно как и для мужчины.
Хорошие манеры поведения в обществе
Умение подать себя начинается с походки, осанки, жестов, поз, манеры садиться и сидеть. Правила этикета в обществе требуют красивой походки с прямой осанкой, когда руки нешироко двигаются в ритме шага, плечи выпрямлены, живот подтянут. Нельзя задирать голову высоко, но и не стоит ходить с опущенной головой. Не менее важны позы и жесты. Чтобы произвести хорошее впечатление, нужно вести себя просто и естественно. Дурным тоном считается манера вертеть что-либо в руках, накручивать на палец волосы, барабанить пальцами по столу, притопывать в такт музыке, трогать руками какие-либо части тела, теребить другого за одежду. Что касается вопроса о том, как правильно сидеть, то здесь важно знать всего два правила: не закидывать ногу на ногу и не разваливаться, раскинув ноги и руки в стороны.
Речевой этикет
Вежливые слова – особенные формулы, в которых зашифрован большой объем информации, как смысловой, так и эмоциональной. Необходимо знать их наизусть, уметь выбирать наиболее подходящие случаю и вовремя произносить их соответствующим тоном. Виртуозное, правильное владение этими словами и есть речевой этикет в современном обществе.
1. Приветствие
Выбирая форму приветствия, вкладывайте в слова достаточно смысла и чувства. Например, вы поступите не очень деликатно, сказав «добрый день» человеку, по лицу которого видно, что он чем-то расстроен. Или совсем недопустимо говорить начальнику «привет», за исключением случаев личной дружбы. Будьте внимательны к словам и людям – приветствуя их, называйте по имени или по имени-отчеству. Мужчины должны сопровождать приветствие друг друга рукопожатием. При встрече с дамой галантный кавалер целует ей руку, при этом он не должен подтягивать ее к себе, а обязан наклониться настолько, насколько женщина подала руку.

2. Обращение, представление
Какое из обращений предпочтительнее, приходится решать в каждом конкретном случае, в зависимости от той аудитории, к которой вы обращаетесь. К знакомым принято обращаться по имени или по имени и отчеству, второе считается проявлением большего уважения. В официальной обстановке, представляя кого бы то ни было, называйте имя и фамилию. А обращение по отчеству, например Ивановна, допустимо только в деревне, но никак не в светском обществе.
3. Просьбы
Слово «пожалуйста» действительно волшебное, оно обязательно должно звучать во всех просьбах. Поскольку просьба так или иначе обременяет того, к кому вы обращаетесь, в некоторых случаях стоит прибавить: «Если тебе не трудно», «Вас не затруднит?» Также уместно говорить: «Сделайте одолжение, будьте любезны, вы не могли бы» и пр.
4. Прощание
Перед тем как попрощаться, следует подготовить собеседника к расставанию: «Уже поздно», «К сожалению, мне пора». Затем принято выразить удовлетворение временем, проведенным вместе, например «Я рад, что мы встретились». Следующий этап прощания – слова благодарности. Иногда можно сказать комплимент хозяйке дома, попрощаться и сразу уходить, не задерживаясь.
Кроме того, правила этикета в обществе предполагают умение приглашать, извиняться, утешать, выражать соболезнование, благодарность. Каждая из этих форм обращения должна звучать естественно, искренне, исключая грубые и резкие фразы и словосочетания.
Столовый этикет
Красиво есть так же важно, как хорошо двигаться и говорить, но именно здесь нужно особенно соблюдать меру.

- Не нужно пытаться специально приукрасить процесс еды, например, кушать очень маленькими кусочками, отставлять согнутые пальцы. Достаточно не открывать рот во время жевания, не разговаривать с набитым ртом, тщательно пережевывать пишу, прежде чем положить в рот очередную порцию.
- Никогда не пейте, пока не проглотите еду, за исключением случая, когда вы неожиданно взяли в рот горячую пищу. Если видите, что еда горячая, не дуйте на неё, прежде чем начать есть.
- Старайтесь есть и пить абсолютно бесшумно.
- В обществе хлеб едят, не откусывая от целого куска, а отламывая от него кусочки.
- Соль из открытой солонки, если в ней нет специальной ложечки, положено брать концом чистого ножа, насыпав ее после на край своей тарелки.
- Кетчуп или горчицу в качестве приправы предлагают только в самой непринужденной обстановке.
- Во время еды старайтесь как можно меньше испачкать свою тарелку, не перемешивайте и не размазывайте еду на ней.
- Никогда, даже дома, не ешьте руками. Вилку принято держать в левой руке, а нож в правой. Если вы едите салат, то вилку можно взять правой рукой.
- Если вы хотите попить или сделать перерыв в еде, то нужно оставлять вилку и нож в положении крест-накрест или «домиком».
- Ложку всегда берут правой рукой, если вы едите из суповой миски, ложку после еды оставляют там, не выкладывая на стол.
- По окончании еды и перед тем, как попить, принято пользоваться салфеткой.
Этикет: правила поведения в обществе и общественных местах
В общественных местах существуют некоторые специфические правила хорошего тона, соблюдать которые необычайно важно.
1. В музее, на выставке, вернисаже
Правила поведения в этих «храмах» искусства во всем мире одинаковы и чрезвычайно просты: ходите по залам тихо, разговаривайте приглушенным тоном, ничего не трогайте руками, не подходите слишком близко к картинам и экспонатам, чтобы не мешать другим посетителям.
2. В театре, филармонии, концертном зале
Современные правила хорошего тона несколько противоречивы. Раньше в такие общественные места дам должен был приглашать мужчина, сегодня считается вполне приличным, если девушка сама приглашает его на спектакль, концерт. И даже если именно она оплачивает билеты на двоих. Хорошо воспитанный мужчина должен исполнить роль галантного кавалера, всюду ухаживая за дамой. Важно приходить вовремя, спокойно раздеться, занять место, никому не мешая. Люди с безупречным воспитанием не должны ничего жевать во время просмотра.

3. В суде, церкви, поликлинике, библиотеке
Правила этикета и хорошего тона в обществе призывают вести себя в этих местах как можно тише и незаметней. Нельзя разговаривать, шуршать, жевать и ходить без особой необходимости. На обращения и вопросы следует отвечать вежливо и вполголоса.
В любом учреждении важно сохранять хорошие манеры, быть любезным, тактичным и вежливым. Главное, ваше пребывание не должно доставить дискомфорта ни одному из присутствующих.
Деловой этикет
Хорошие манеры на работе – обязательное условие для каждого работника. Какие моменты затрагивает деловой этикет? Легкие правила помогут разобраться в этом вопросе.
- Соблюдение субординации с коллегами и начальством.
- Своевременный приход на работу и быстрое выполнение своих обязанностей.
- Вежливое общение как с коллегами, так и с посетителями.
- Конфиденциальность в работе.
- Соответствие одежды учреждению, в котором вы работаете.
- Отсутствие личных тем в обсуждениях.
- Поддержание порядка на своем рабочем месте.
- Умение общаться по телефону.
Правила делового этикета в обществе помогают достичь целей, назначенных в бизнесе. Благодаря хорошим манерам, можно продвигаться по служебной лестнице и во всем быть успешной самореализовавшейся личностью.

Чтобы быть приятным человеком в любой ситуации, чтобы с вами хотели иметь дело, нужно в совершенстве знать законы поведения в обществе. Они помогут не только достичь любых целей, но и стать уверенным в себе и счастливым человеком.
fb.ru
Исследовательская работа по английскому языку «Социальный этикет России, Республики Башкортостан, Англии и США: сходства и различия»
XI Всероссийский конкурс научно-исследовательских работ им. Д.И. Менделеева
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
лицей №1 с. Большеустьикинское
Мечетлинского района
Республики Башкортостан
исследовательская работа
Социальный этикет
России, Республики Башкортостан, Англии и США: сходства и различия
Выполнили:
Гибадуллина Луара Ринатовна,
Миндияров Чингиз Сабигиярович,
учащиеся 9А класса
Руководители:
Сибагатова Лилия Ризаевна,
Дильмухаметова Лилия Робертовна,
учителя английского языка
г. Москва
5-8 февраля 2015 года
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение ……………………………………………………………………..
3
Глава I.
Теоретические основы социального этикета ………………………………
5
1.1
О древнем, как мир, искусстве общения …………………………………..
5
1.2
Правила поведения и соблюдения этикета в России. Домострой. …….
6
1.3
Социальный этикет в республике Башкортостан…………………………..
8
1.4
Английский этикет – воплощение строгости и официальности ………….
9
1.5
Социальный этикет в США………………………………………………………
11
Выводы по главе I. …………………………………………………………..
14
Глава II.
Эмпирические исследования на предмет изучения этикета в 9-11 классах лицея №1 ……………………………………………………………
15
2.1
Организация работы …………………………………………………………
15
2.2
Анализ и интерпретация полученных результатов ………………………..
16
Выводы по главе II. Рекомендации …………………………………………
17
Заключение …………………………………………………………………..
18
Список использованной литературы ………………………………………..
20
Приложение ………………………………………………………………….
21
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность: Общаться друг с другом, не вступать в конфликт, не обидеть или оскорбить кого-то, а особенно того, кто живет в другой стран
infourok.ru
Тема 2.1. Этикет как социальное явление – 2 часа.
Правила поведения и общения возникли ещё на заре человеческого общества и были вызваны потребностью мирного сосуществования людей при общем проживании. В то время эти правила не назывались этикетом, но они уже существовали. Можно утверждать, что история этикета тесно связана с историей человеческого общества.
Как подчёркивают историки, все правила были в то время едиными и регламентировали одновременно юридические, экономические, кровнородственные, религиозные и нравственно-этические отношения.
Следовательно, этикет тогда ещё не выступал самостоятельно, отдельно от других правил, регулирующих общественную жизнь первобытного коллектива, а представлял собой только часть общих правил. Конечно, все эти правила были не писанными, они были естественной жизненной потребностью всего коллектива. Им строго подчинялись все члены общины, а хранителями и контролёрами этих правил были старейшины и жрецы. Нарушение этих правил строго каралось в зависимости от степени нарушения: от наказаний различного рода до изгнания из своего племени, своего сообщества.
Когда общество перешло на новый этап развития, нормы этикета выделились в самостоятельные правила и стали фиксироваться письменно. Но и тогда это ещё не были специальные своды правил, а только различные упоминания о них в авторских и других произведениях. Во многих древних шумерских, египетских, греческих, римских рукописях говорилось о поведении людей в различных жизненных ситуациях. Очень часто в них утверждалось, что правила поведения завещаны человеку богом, и поэтому их следует неукоснительно выполнять.
Уже в это время были строго регламентированы взаимоотношения высших и низших сословий, господ и рабов, старших и младших, мужчин и женщин Нарушение этих правил влекло за собой тяжёлые последствия. Кроме того, существовали правила поведения за столом, ношения одежды, приготовления пищи, выполнения праздничных ритуалов и др.
Древнегреческий философ Платон в своём знаменитом труде «Пир» восхищался людьми, умеющими найти «золотые грани» потребления пищи и вина. Древнеримский поэт Овидий также упоминает о культуре поведения за столом в своём произведении «Искусство любить». Он предостерегает молодых людей от чрезмерного увлечения вином, а Плутарх приводит в своих произведениях примеры, как надо себя вести за праздничным столом в гостях, ссылаясь на авторитеты знатных людей того времени, в частности Цезаря.
Древнескандинавский памятник литературы «Эдда» даёт не только подробные описания поведения за столом, но и правила произнесения тостов. Для произнесения тостов были разработаны специальные правила, и несоблюдение этих правил наказывалось штрафом.
Средние века были богаты всевозможными трактами, дающими советы и рекомендации на все случаи жизни. И особым спросом у городского населения пользовались трактаты о манерах поведении, о том, что требуется обязательно от каждого воспитанного человека. Это, в первую очередь, как указывалось в трактатах, были учтивость и вежливость.
В 1204 году испанский священник Педро Альфонсо написал книгу для священнослужителей и монахов о правилах поведения «Дисциплина клерикалс». Она стала необыкновенно популярной не только среди священников и монахов, но и среди богатых горожан. На её основе впоследствии составлялись пособия по этикету в Англии, Франции, Германии и итальянских княжествах. В книге были в основном правила поведения за столом, но затрагивались и другие вопросы: порядок ведения бесед, приём гостей и их угощение.
В Европе был также широко известен трактат Эразма Роттердамского «О достойном воспитании детей», изданный в 1530 году. Данная книга выдержала 30 изданий и была необыкновенно популярна во многих странах. Большой известностью также пользовалось сочинение Николи Таре «Порядочный человек, или Искусство нравиться при дворе в 1630 году». В Гамбурге в 1716 году была издана книга «Обычаи для вежливой и приличной беседы и жизни, для обхождения с высокими и благородными лицами, себе подобными и женщинами, а также обучающие женщин умелому обхождению».
Большое внимание этикету в своих книгах уделяли известные писатели и общественные деятели того времени. Это – Сервантес, Вильям Шекспир, Джонатан Свифт, Томас Мур, Филипп Честерфилд, Монтень, Жан Жак Руссо и др.
На Руси с древних времён известно большое количество литературных памятников, в которых зафиксированы требования к поведению и общению людей. Так, в «Изборнике» 1065 года» отражены основные моральные нормы, господствовавшие в XIвеке.
Киевский князь Владимир Мономах в своей повести «Поучение» наставлял молодых людей «Чаще перечитывайте: и мне не будет стыдно, и вам будет хорошо»; Что умеете хорошего, то не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь»; «Леность ведь всему мать: что кто умеет, то забудет, а не умеет, тому не научится». Там же содержатся правила, не потерявшие своего значения до наших дней: «… есть и пить без особого шума, при старших помалкивать, к умным прислушиваться, старейшинам подчиняться, с равными и подчинёнными в приязни жить, без лукавства беседовать, побольше размышляя, не свирепствовать словом, не ругаться в беседе, не смеяться чрезмерно, стыдиться старших, с дурными женщинами не общаться, глаза опуская долу, а душу ввысь».
В XVIвеке на Руси появляется «Домострой», в котором предписывались нормы отношения человека к Богу, к государству и к окружающим людям, в том числе родным и близким. В нём утверждались вера в Бога, милосердие, честность, трудолюбие. Осуждению подвергались праздность и суетность, пьянство и объедание, клевета и алчность. Автором «Домостроя» традиционно считается священник Благовещенского Кремля Сильвестр.
По указанию Петра Iбыла выпущена книга «Юности честное зерцало, или Показания к житейскому обхождению, собранное от разных авторов». В ней содержались требования к поведению молодых дворян в различных жизненных ситуациях. Среди прочих советов, важно отметить, содержалось наставление для молодых людей быть вежливыми и учтивыми с окружающими, при встрече со знакомыми «за три шага шляпу снять приятным образом». Указывалось, «что шляпу держать в руках неубыточно, а похвалы достойно…». И давалось пояснение, почему так поступать: «Лучше, когда про кого говорят: он есть вежлив, смиренный кавалер и молодец, нежели скажут про которого: он есть спесивый болван».
В книге рекомендовалось, пребывая в обществе, «вкруг не плевать», «громко не сморкаться и не чихать», «перстом носа не чистить», «руками по столу не колоброди, ногами не мотай», «не жри как свинья и не дуй в ушное (суп), чтобы везде брызгало, не сопи ягда яси (когда ешь)».
На протяжении XVIIIвека книга неоднократно перепечатывалась. Как утверждают историки, данная книга была компиляцией, составленной из многих западноевропейских сводов общегражданского этикета в переводе на русский язык. Предисловие написал сам царь Пётр, в котором указал, что воспитанного человека украшают три добродетели: «приветливость, смирение и учтивость». Книга понравилась русскому дворянству, была хорошо принята и получила большое распространение не только в кругах знати.
В середине XVIIIвека в России стал выходить журнал «Приятное с полезным». Его выпускали сотрудники Петербургского кадетского шляхетского корпуса. На своих страницах журнал пропагандировал благопристойность и умеренность. Он имел явно воспитательный характер, давая рекомендации как вести себя скромно, но достойно; соблюдать меру во всём: в манере разговаривать, носить одежду.
В XIXвеке в России издавалось много книг по этикету и этике: они находили спрос и были популярными не только среди знатных и богатых людей, но и среди людей скромного достатка. В 1804 году вышел сборник «Нравственная энциклопедия», в котором были даны объяснения таких понятий, как доброта, зависть, гнев и печаль. В 1813 году вышел сборник «Об обращении женщин с мужчинами». Большой популярностью пользовались книги для мужчин, желающих приобрести хорошие манеры: «Светский человек, или Руководство к познанию светских приличий и правил общежития, принятых хорошим обществом», «Ловкий кавалер», «Порядочный человек-джентльмен», «Китайский мудрец, или наука жить благопристойно в обществе». Все эти книги были универсальными: они давали советы на все случаи жизни: от ведения хозяйства при небольшом доходе и, не ущемляя при этом своего достоинства, до поведения в гостях узнакомых или чужих людей, не мешая окружающим и не унижая себя.
Следует отметить, что в советской России в начале 20-х годов прошлого столетия правила этикета рассматривались как классовый буржуазный предрассудок, затем делались попытки создать пролетарский этикет. С 30-годов получил распространение общегражданский этикет, который позднее с 50-х годов стал называться советским этикетом.
Этикет выполняет ряд функций, имеющих огромное значение для развития человека и общества. Его главные функции:
Нормативно-регулятивная. Правилами этикета устанавливаются определённые нормы, которые регулируют взаимоотношения между людьми.
Воспитательная. Нормы и правила этикета способствуют формированию определённых качеств у детей и молодёжи.
Познавательно-информационная. Нормы и правила этикета побуждают к познанию окружающей действительности, совершенствованию знаний, умений и навыков как общегражданских, так и профессиональных.
Трансляционная(передача опыта). Заключается в консервации опыта традиционного поведения и передаче его из поколения в поколение.
Этикет и его виды имеет свои закономерностиразвития и функционирования.Этикет:
— зависит от типа производственных отношений. Это означает, что при переходе от одного типа производственных отношений к другому (например, от феодального строя к капиталистическому строю) меняются не только условия существования людей, но и характер их взаимоотношений;
— во многом зависит от уровня развития материальногопроизводства. Поведение человека часто определяется тем, какие материальные приспособления он использует для удовлетворения своих потребностей. Совершенствование одежды, техники, вооружения предопределило появление и развитие тех или иных этикетных форм;
— обладает относительной самостоятельностью. Какой бы не была зависимость от типа производственных отношений, уровня развития материального производства, этикет развивается по своим законам;
— имеет историческую преемственность;
— имеет свои национальныеособенностив каждой стране;
— характеризуется поступательным, прогрессивным характером.
Об этом свидетельствует богатая история отечественного этикета.
Нормы этикета носят согласительный характер. Они указывают, что можно считать приемлемым и пристойным в обществе в данное время, а что нет. Именно поэтому различные народы имеют свои особенности в этикете. Эти особенности определяются специфическими условиями их исторического развития. Таким образом, этикет имеет не только исторические, но и географические и этнографические особенности. Так в Англии XVIвека в годы правления ГенрихаVIIэтикет требовал, чтобы гость, пришедший на обед, целовал хозяина, хозяйку, всех их чад и домочадцев, а также домашних животных.
Одни и те же жесты, движения, действия могут вызвать диаметрально противоположную нравственную оценку у различных народов. В некоторых странах Азии отрыжка гостя после еды знак хозяину, что гость сыт и доволен. В нашей культуре и культуре большинства европейских стран отрыжка за столом признак бескультурья. Обычно смех является показателем веселья, но в некоторых странах Африки это показатель удивления, изумления и даже замешательства.
Нормы этикета могут изменяться. Какие-то правила исчезают и возникают новые, то, что считалось предосудительным, может стать обычным и вполне достойным, и наоборот.
Случай, произошедший в конце XIXвека, хорошо иллюстрирует это. Однажды княгиня Юсупова в своём дворце принимала китайского министра Ли Хунчжана, бывшего проездом в Петербурге. Под конец обеда двое китайских лакеев степенно приблизились к министру, неся в руках серебряный тазик, два павлиньих пера и полотенце. Ли Хунчжан взял перо, пощекотал у себя в горле и изрыгнул всё, что съел на обеде, в тазик. Княгиня опешила и пришла в ужас. Но один из гостей, дипломат, долго проживший в Китае, пояснил, что ей оказана величайшая честь. Китайский министр своим поступком показывает, что все кушанья были так восхитительны, что он готов отобедать ещё раз. В Китае того времени это было культурным проявлением этикетного поведения в гостях. В современном Китае этого уже нет, а для России, как девятнадцатого века, так и сегодняшней, это недопустимо ни в аристократических кругах, ни у простонародья.
Для некоторых людей то обстоятельство, что правила этикета в какой-то мере условны, является основанием считать эти правила обязательными только при наличии санкций, к которым общество прибегает, чтобы люди следовали этим нормам. Таким образом, этикет в известном смысле является формой общественного контроля над поведением каждого человека в обществе. Нарушение этикета вызывает санкции: от осуждающего изумления до штрафа за нарушение общественного порядка.
Традиционно выделяют следующие виды этикета:
Придворныйэтикет. Это — строго регламентируемый порядок и формы обхождения, установленные при дворах монархов. Данный вид этикета применяется и в настоящее время при дворах и в светском обществе стран с монархической формой правления.
Дипломатическийэтикет. Это – строго регламентируемые правила поведения дипломатов при контактах друг с другом на различных дипломатических приемах, визитах, переговорах, встречах делегаций и т.д.
Воинскийэтикет. Совокупность правил, норм и манер поведения военнослужащих в служебных и внеслужебных сферах их деятельности, межличностных отношений, а также (носящие ритуальный характер) формы обращений и приветствий. Воинский этикет основан на требованиях уставов, принципах армейской морали и традициях Вооружённых сил.
Профессиональныйэтикет. Нормы и требования, предъявляемые к представителям определенной профессии.
Общегражданский (поведенческий, светский) этикет. Свод правил, традиций, условностей, соблюдаемых людьми при общении друг с другом.
В последние десятилетия принято выделять ещё деловой и речевой этикеты.
Деловойэтикет. Это — правила поведения и общения официальных лиц при выполнении должностных и служебных обязанностей в ходе различных контактов – на переговорах, приёмах, обедах и т.д.
Деловой этикет является одной из составляющих всех видов этикета.
Как отмечают специалисты, правила делового, дипломатического и общегражданского в той или иной степени совпадают.
Речевой этикет. Это – соблюдение культуры речи, которая предполагает не только грамматическую и стилистическую правильность речи, но и отсутствие вульгарных слов, умение чётко и точно излагать свои мысли так, чтобы их правильно поняли окружающие, умение здороваться и прощаться, благодарить за помощь и услугу, просить, извиняться; умение разговаривать и поддерживать беседу. Соблюдение определённых правил оформления письменной речи. Следует отметить, что речевой этикет является обязательной составляющей любого вида этикета.
В речевом этикете особенно ярко проявляются исторические, географические и этнографические особенности. В Париже в конце XVIIвека, так называемого «галантного» издали «Большой словарь драгоценностей», содержащий словарный набор языка светского общества того времени. Тогда считалось некультурным называть зеркало зеркалом, вместо этого говорили – «советник грации». Зубы назывались «меблировкой уст», руки – «прекрасным двигателем», нос – «вратами величия», ноги – «милыми страдальцами». А фраза «Снег лица мадемуазели начинает таить» означала «барышня стареет».
Требования современного этикета складывались на протяжении многих столетий истории цивилизации, это результат опыта многих поколений. Эти правила в основном являются международными, но в каждой стране они могут иметь свои особенности в зависимости от национальных и исторических традиций, от исповедуемой религии.
Сущность современного этикета можно свести к основному правилу: всегда, везде и во всём уважать общество в целом и каждого члена общества в отдельности, относиться к ним, следуя «золотому» правилу вечности «Относись к другим так, как хотел бы, чтобы относились к тебе».
Современный этикет базируется на принципах:
— гуманизма,
— целесообразности,
— эстетической привлекательности,
— использования народных обычаев и традиций.
В основе принципа гуманизмалежит доброжелательность, приветливость, справедливость, человечность. Грубость, подозрительность считаются несовместимыми с хорошими манерами. Как указывает Лихачёва Л.С. в своей книге «Школа этикета: поучения на всякий случай», очень многие правила поведения и общения определяются именно принципом гуманизма. Например, такие:
— нехорошо шептаться в присутствии других;
— не следует придирчиво рассматривать столовые приборы в гостях, тем более не надо протирать их салфеткой;
— нельзя курить в помещении без разрешения присутствующих; открывать окно (форточку), не получив согласия у окружающих;
— передавая письмо через знакомого, не рекомендуется заклеивать конверт: это может обидеть человека недоверием;
— нельзя громко кричать и разговаривать на лестничной площадке, в коридоре (комнате), поскольку в соседней квартире (комнате) может оказаться больной, спящий или просто усталый человек.
Принцип целесообразности действияявляется вторым важнейшим принципом современного этикета. Почему этикет запрещает входить с мороженым в общественный транспорт? Ответ прост. Потому, что можно загрязнить одежду людей, находящихся рядом.
Жизнь не стоит на месте, и старые нормы этикета могут входить в противоречие с новыми условиями действительности и появляются новые нормы этикета. Принцип целесообразности помогает человеку вести себя в новых для него, нестандартных ситуациях. Следует вести себя так, чтобы было удобно и себе и окружающим людям.
Третий принцип современного этикета — это принцип эстетической привлекательности поведения. Данный принцип требует поступать только так, а не иначе, потому что так красиво, а по-другому некрасиво. Нельзя оскорблять эстетические чувства окружающих. То есть правила этикета вырастают из требований эстетики. Именно поэтому современный этикет рекомендует как можно меньше проявлять нашу физиологию в присутствии других людей, например: есть на улице, ковырять в носу, почёсываться и т.д.
Четвёртый принцип современного этикета – следование народным обычаям и традициям. Очень часто именно особенности народных обычаев и традиций отличают современный этикет одной страны от другой страны. Почти во всех европейских странах дарят чётное количество цветов в букете, а в России только строго нечётное, т.к. чётное число предназначается для похорон и на кладбище.
Помимо принципов в этикете существуют правила, соблюдение которых облегчает жизнь и делает ее более приятной и успешной:
— вежливость и её разновидности: корректность, учтивость, любезность, деликатность;
— тактичность;
— скромность;
— точность;
— естественность.
Вежливость– это доброжелательное, внимательное и уважительное отношение к другому человеку. Как указывал Жан-Жак Руссо, «Истинная вежливость заключается в благожелательном отношении к людям». В истории человечества вежливость всегда высоко ценилась и имела несколько видов выражения, т. е. вежливость может проявляться по-разному.
Официальная, «сухая» вежливость, умение держать себя в конфликтной ситуации называется корректностью.
Следующая разновидность вежливости – учтивость, почтительная вежливость обычно по отношению к старшим по возрасту и служебному положению.
Вежливость, проявляемая с особой чуткостью, мягкостью называется деликатностью. Обычно такую вежливость проявляют по отношению к особо ранимым людям, старикам, детям, больным.
Особым видом вежливости является любезность, это вежливость с желанием помочь, сделать приятное другому человеку.
Довольно часто утверждают, что тактичность и вежливость – это одно и то же, с небольшими различиями. На наш взгляд, это не так. Тактичность– это чувство меры, соблюдаемой в отношениях с другими людьми. Это умение чувствовать границу в общении, нарушая которую можно обидеть, а иногда и оскорбить других людей.
Скромностьне следует путать с зажатостью, робостью, стеснительностью. Перечисленные качества являются проявлением застенчивости, часто возникающей от недостатка знаний, умений и навыков свободного культурного общения. Иногда робость и застенчивость пытаются скрыть развязностью.
Настоящая скромность – это адекватная самооценка, которая проявляется в умении сдерживать себя, не выпячивать своих достоинств и успехов, не переоценивать себя, при этом уважать и ценить окружающих людей.
Понятие «точность» означает как пунктуальность, так и умение держать своё слово. Точность ценится в жизни, особенно деловой, очень высоко. Приходить вовремя, не опаздывать, выполнять то, что обещали, имеет огромное значение для любого человека.
Естественностьпредполагает безыскусственность поведения, отсутствие театральности и позёрства, чувство достоинства. Естественные люди всегда остаются сами собой в любой ситуации. Они внимательны и уважительны с руководством, но не унижаются и не лебезят перед ним, одновременно они внимательны и уважительны к подчинённым, не унижают их и не рисуются перед ними, изображая из себя непогрешимых начальников и требуя от них восхищения и почитания. Честерфилд, английский аристократ и дипломат 18 века, писал: «Человек, воспитанный умеет говорить с нижестоящими людьми без заносчивости, а с вышестоящими – уважительно и непринуждённо».
Чтобы быть воспитанным человеком, необходимо не только знать правила этикета, не только их уметь выполнить, но самое главное, что соблюдение этих правил должно стать повседневной привычкой. То есть надо быть, а не казаться культурным человеком.
Специалисты по деловому и международному этикету Мэри Митчелл и Джон Корр в своей книге «Деловой этикет» отмечают, что людям всегда необходимо помнить два основных правила общения:
1. То, что мы говорим, это не обязательно то, что слышат люди.
2. То, что они слышат, более важно, чем то, что мы говорим.
Специалисты по общению рекомендуют быть открытыми, т.к. открытость во внешнем виде способствует общению. При знакомстве не следует принимать позу закрытости и агрессивности. Сложенные на груди руки «закрывают» тело и создают барьер между вами и вашим собеседником. У многих людей, к сожалению, такая поза вошла в привычку. Чтобы быть успешным в общении, необходимо от неё избавляться.
Необходимо следить за позой и жестами. Насупленные брови, чуть склонённая вперёд голова, широко расставленные на столе локти, сжатые кулаки или сцепленные пальцы свидетельствуют об агрессивности. Человек, который сильно сутулится, или наоборот, слишком высоко поднимает голову, также вызывает отрицательный резонанс. Следует избавляться от жестов, которые напрямую мешают коммуникации. Это – тыканье пальцем, сжимание кулаков, накручивание волос на палец и ёрзанье на стуле.
Необходимо соблюдать правильную дистанцию. Если вы стоите или сидите слишком далеко – или, что ещё хуже, тесно прижимаетесь к другому человеку – создаётся дискомфорт, который значительно мешает эффективной коммуникации. Но если во время разговора другой человек подходит к вам ближе, не следует отступать, если не считаете его приближение тревожным сигналом. С другой стороны, если слушатель немного отходит, следует воздержаться от желания опять приблизиться к нему. Возможно, он удалился, т.к. ему показалось, что вы нарушили его личное пространство.
Всегда следует помнить, что люди приписывают другим людям некоторые личностные качества на основании звучания их голоса. Рекомендуется записать свой голос (лучше всего во время беседы) и затем прослушать его внимательно. Скорее всего, вам не понравится ваш голос. Люди обычно переоценивают свои голоса и их возможности. Следует путём практики устранить визгливость, особенно свойственную женщинам, скрипучесть, тягучесть, ярко выраженные носовые звуки и другие недостатки, если вы заметили их присутствие в вашей речи.
Когда речь идёт о бизнесе, то особого значения не имеет вопрос пола, является ли человек, с которым общаются, мужчиной или женщиной. Но когда дело касается максимально эффективной коммуникации, то гендер (пол) может играть определённую роль. Например, когда мужчины кивают головой, то это, скорее всего, означает, что они согласны. Что касается женщин, то их кивок не обязательно означает одобрения. Это обычно сигнал: «Да, я понимаю. Продолжайте».
Ещё одно различие в манере стоять. Мужчинам удобнее разговаривать, стоя рядом, бок об бок. Женщины предпочитают разговаривать, стоя лицом к лицу. Это различие следует знать и учитывать в деловом общении.
Особенно важно знать невербальный этикет при общении с иностранцами. Знакомые и обычные жесты в другой культуре могут иметь не просто другое, а противоположное значение. Когда европеец говорит о себе, он показывает рукой на грудь, а вот японец – на нос. Колечко из большого и указательного пальцев для американцев означает, что дела идут «о’кей». Но в Японии этот жест используют в разговоре о деньгах, во Франции он означает ноль, в Греции и на Сардинии служит знаком отмашки, а на Мальте им характеризуют человека нетрадиционной половой ориентации.
В процессе общения представители разных народов кивают головой. Кивок головой у одних народов является знаком согласия, а вот у болгар это — знак отрицания. У японцев вертикальное быстрое движение головой скорее означает «внимательно слушаю», но совсем не обязательное согласие.
На Ближнем Востоке нельзя кому-либо протягивать деньги или подарок левой рукой.
Итальянцы даже во время деловой беседы сильно жестикулируют, американцы, постоянно улыбаясь, при этом строго разграничивают свое пространство и чужое.Англичанев отличие от американцев сдержаны и никогда не проявляют своих чувств по отношению к партнеру. Японцы никогда в ходе разговора не смотрят партнеру в глаза, считая это крайне непристойным и дерзким.
Современный человек, особенно живущий в городе, с другими людьми общается в основном на улице, в городском транспорте, в магазинах и других общественных местах. Поэтому правила поведения в общественных местах очень важны в современном этикете. Эти правила основаны на опыте прошлых поколений и одновременно отражают уклад современной жизни. Конечно, это только советы о том, как наиболее разумно вести себя в различных ситуациях, в которых может очутиться любой человек на улице или в другом общественном месте. Но знание и выполнение их делает жизнь человека и окружающих его людей более приятной, удобной, и даже красивой.
Время не стоит на одном месте, и поэтому рекомендации не являются нерушимой догмой, они могут изменяться. Но человеку, попавшему в новые обстоятельства, не предусмотренные советами и правилами, поступать так, а не иначе, помогают чувство такта, осознание истинного смысла культуры общения.
На улице, естественно, все граждане должны соблюдать правила уличного движения, обеспечивающие безопасность пешеходам и водителям. Пешеходы обязаны пользоваться тротуаром, а не проезжей частью, переходить улицу только в разрешённых местах по зелёному сигналу светофора. На тротуаре следует соблюдать определённый порядок: придерживаться правой стороны по ходу своего движения. Особенно утром и вечером, чтобы не происходило столкновений встречных людских потоков, когда люди торопятся на работу, а затем спешат домой.
Все пешеходы имеют разную скорость передвижения. Воспитанные люди, обгоняя других, стараются не задевать их. Если же случайно толкнут кого-либо, то немедленно извиняются: «простите», «извините». Эти слова вежливости позволяют сгладить неудобство, причинённое случайно.
Нельзя останавливаться для беседы на середине тротуара. Это – проявление неуважения к остальным пешеходам, которые вынуждены обходить собеседников, стоящих на их пути. Если хочется поговорить, следует отойти в сторону.
На улице мужчине полагается идти слева от женщины; если же идут двое мужчин, то слева идёт тот, кто моложе. Если же идут трое, то женщина или старший по возрасту идёт посередине. Если вместе идут четверо, то лучше разделиться на пары; женщины или старшие по возрасту идут впереди.
При встрече на улице знакомого, необходимо поприветствовать его. Бывает, что люди встречаются на улице в один и тот же день дважды. Неприлично делать вид, что не заметил человека и отворачиваться от него. Надо хотя бы улыбнуться ему. Можно произнести фразу «Вот и ещё раз встретились» или другие вежливые слова.
Следует всегда помнить, что воспитанный человек на улице:
— не сорит, не плюёт, не показывает пальцем;
— не кричит на детей;
— не ходит по газонам, по левой стороне тротуара, не бросает огрызки, не выплёвывает косточки, не ест на ходу.
Общепринято, что мужчина может курить на улице, хотя по строгим правилам хорошего тона этого следовало бы избегать. Но курение женщины на улице – это первый показатель отсутствия культуры у данной дамы.
Соблюдение важнейших правил поведения с незнакомыми людьми – признак респектабельности, воспитанности, уверенности в себе. Существует ряд правил для людей, путешествующих на поезде, теплоходе, самолёте. Долгое путешествие располагает к неторопливой беседе. Надо уметь вести её. Прежде всего, не следует злоупотреблять вниманием попутчиков, не стремиться завладеть всеми сторонами беседы, не быть излишне говорливым: болтливость – признак дурного тона, другая крайность – замкнутость.
Правила поведения во всех видах транспорта практически одинаковы. Разница только в соблюдении некоторых условий при входе и выходе. Старым людям, инвалидам, женщинам с детьми следует помогать при посадке в транспорт, если они в этом нуждаются. При выходе из транспортного средства, особенно зимой, когда на улице скользко, следует таким людям протянуть руку, стараясь поддержать выходящего человека под локоть. Необходимо в метро, в электричке уступать место старым людям и женщинам.
Во всех видах общественного транспорта недопустимы излишне громкий смех и разговоры, как между собой в компании, так и по мобильному телефону. Если позвонили вам и срочно надо ответить, старайтесь говорить вполголоса и очень кратко. Следует помнить, что вы не одни и рядом с вами люди, которым вы своими громкими разговорами причиняете неудобство.
Посещая театр, необходимо соблюдать ряд правил этикета. Ни в коем случае не опаздывать, т.к. приходя в последнюю минуту, вы мешаете тем, кто уже занял свои места. При входе подаёт билеты мужчина или самый молодой из спутников.
Мужчина снимает головной убор, войдя в здание театра и в гардеробе пальто. Только затем он помогает своей спутнице снять пальто. При уходе из театра мужчина также сначала одевается сам, после этого подаёт пальто спутнице. Свой головной убор он надевает лишь в дверях при выходе.
При проходе к своему месту, мужчина идёт первым. Если в ряду уже сидят люди, то следует проходить на своё место лицом к сидящим людям, спиной к сцене. Обязательно следует извиниться перед людьми за причинённое беспокойство. Неприлично во время спектакля переговариваться, шуршать конфетными обёртками. Людям простуженным следует остаться дома, т.к. кашель, сморкание мешает и зрителям и актёрам. Не следует торопиться в гардероб до тех пор, пока не закончится действие. В театре5 принято аплодировать не только в конце спектакля, но и после конца каждого действия, в конце блестящей сцены или арии, иногда при выходе на сцену известного актёра. При появлении дирижёра и солистов, если спектакль музыкальный.
В гостинице, санатории, пансионатеследует быть приветливым, вежливым и тактичным с обслуживающим персоналом и гостями. Необходимо соблюдать следующие правила:
— не включать в вечернее и ночное время телевизор на полную мощность;
-не разговаривать громко в коридорах;
studfiles.net
4. Этикет как социальное явление
4.1. История мирового этикета. 4.2. Функции и задачи этикета: соединение сфер взаимоотношений людей в обществе. 4.3. Правовой и нравственный аспекты современного этикета. 4.4. Виды этикета. 4.5. Сущность современного этикета: принципы и правила. 4.6. Этикет невербального поведения. 4.7. Поведение в общественных местах.4.8. Обряды и торжественные события.
4.1. История мирового этикета
Правила поведения и общения возникли ещё на заре человеческого общества и были вызваны потребностью мирного сосуществования людей при общем проживании. В то время эти правила не назывались этикетом, но они уже существовали. Можно утверждать, что история этикета тесно связана с историей человеческого общества.
Как подчёркивают историки, все правила были в то время едиными и регламентировали одновременно юридические, экономические, кровнородственные, религиозные и нравственно-этические отношения.
Следовательно, этикет тогда ещё не выступал самостоятельно, отдельно от других правил, регулирующих общественную жизнь первобытного коллектива, а представлял собой только часть общих правил. Конечно, все эти правила были не писанными, они были естественной жизненной потребностью всего коллектива. Им строго подчинялись все члены общины, а хранителями и контролёрами этих правил были старейшины и жрецы. Нарушение этих правил строго каралось в зависимости от степени нарушения: от наказаний различного рода до изгнания из своего племени, своего сообщества.
Когда общество перешло на новый этап развития, нормы этикета выделились в самостоятельные правила и стали фиксироваться письменно. Но и тогда это ещё не были специальные своды правил, а только различные упоминания о них в авторских и других произведениях. Во многих древних шумерских, египетских, греческих, римских рукописях говорилось о поведении людей в различных жизненных ситуациях. Очень часто в них утверждалось, что правила поведения завещаны человеку богом, и поэтому их следует неукоснительно выполнять.
Уже в это время были строго регламентированы взаимоотношения высших и низших сословий, господ и рабов, старших и младших, мужчин и женщин Нарушение этих правил влекло за собой тяжёлые последствия. Кроме того, существовали правила поведения за столом, ношения одежды, приготовления пищи, выполнения праздничных ритуалов и др.
Древнегреческий философ Платон в своём знаменитом труде «Пир» восхищался людьми, умеющими найти «золотые грани» потребления пищи и вина. Древнеримский поэт Овидий также упоминает о культуре поведения за столом в своём произведении «Искусство любить». Он предостерегает молодых людей от чрезмерного увлечения вином, а Плутарх приводит в своих произведениях примеры, как надо себя вести за праздничным столом в гостях, ссылаясь на авторитеты знатных людей того времени, в частности Цезаря.
Древнескандинавский памятник литературы «Эдда» даёт не только подробные описания поведения за столом, но и правила произнесения тостов. Для произнесения тостов были разработаны специальные правила, и несоблюдение этих правил наказывалось штрафом.
Средние века были богаты всевозможными трактами, дающими советы и рекомендации на все случаи жизни. И особым спросом у городского населения пользовались трактаты о манерах поведении, о том, что требуется обязательно от каждого воспитанного человека. Это, в первую очередь, как указывалось в трактатах, были учтивость и вежливость.
В 1204 году испанский священник Педро Альфонсо написал книгу для священнослужителей и монахов о правилах поведения «Дисциплина клерикалс». Она стала необыкновенно популярной не только среди священников и монахов, но и среди богатых горожан. На её основе впоследствии составлялись пособия по этикету в Англии, Франции, Германии и итальянских княжествах. В книге были в основном правила поведения за столом, но затрагивались и другие вопросы: порядок ведения бесед, приём гостей и их угощение.
В Европе был также широко известен трактат Эразма Роттердамского «О достойном воспитании детей», изданный в 1530 году. Данная книга выдержала 30 изданий и была необыкновенно популярна во многих странах. Большой известностью также пользовалось сочинение Николи Таре «Порядочный человек, или Искусство нравиться при дворе в 1630 году». В Гамбурге в 1716 году была издана книга «Обычаи для вежливой и приличной беседы и жизни, для обхождения с высокими и благородными лицами, себе подобными и женщинами, а также обучающие женщин умелому обхождению».
Большое внимание этикету в своих книгах уделяли известные писатели и общественные деятели того времени. Это – Сервантес, Вильям Шекспир, Джонатан Свифт, Томас Мур, Филипп Честерфилд, Монтень, Жан Жак Руссо и др.
На Руси с древних времён известно большое количество литературных памятников, в которых зафиксированы требования к поведению и общению людей. Так, в «Изборнике» 1065 года» отражены основные моральные нормы, господствовавшие в XI веке.
Киевский князь Владимир Мономах в своей повести «Поучение» наставлял молодых людей «Чаще перечитывайте: и мне не будет стыдно, и вам будет хорошо»; Что умеете хорошего, то не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь»; «Леность ведь всему мать: что кто умеет, то забудет, а не умеет, тому не научится». Там же содержатся правила, не потерявшие своего значения до наших дней: «… есть и пить без особого шума, при старших помалкивать, к умным прислушиваться, старейшинам подчиняться, с равными и подчинёнными в приязни жить, без лукавства беседовать, побольше размышляя, не свирепствовать словом, не ругаться в беседе, не смеяться чрезмерно, стыдиться старших, с дурными женщинами не общаться, глаза опуская долу, а душу ввысь».
В XVI веке на Руси появляется «Домострой», в котором предписывались нормы отношения человека к Богу, к государству и к окружающим людям, в том числе родным и близким. В нём утверждались вера в Бога, милосердие, честность, трудолюбие. Осуждению подвергались праздность и суетность, пьянство и объедание, клевета и алчность. Автором «Домостроя» традиционно считается священник Благовещенского Кремля Сильвестр.
По указанию Петра I была выпущена книга «Юности честное зерцало, или Показания к житейскому обхождению, собранное от разных авторов». В ней содержались требования к поведению молодых дворян в различных жизненных ситуациях. Среди прочих советов, важно отметить, содержалось наставление для молодых людей быть вежливыми и учтивыми с окружающими, при встрече со знакомыми «за три шага шляпу снять приятным образом». Указывалось, «что шляпу держать в руках неубыточно, а похвалы достойно…». И давалось пояснение, почему так поступать: «Лучше, когда про кого говорят: он есть вежлив, смиренный кавалер и молодец, нежели скажут про которого: он есть спесивый болван».
В книге рекомендовалось, пребывая в обществе, «вкруг не плевать», «громко не сморкаться и не чихать», «перстом носа не чистить», «руками по столу не колоброди, ногами не мотай», «не жри как свинья и не дуй в ушное (суп), чтобы везде брызгало, не сопи ягда яси (когда ешь)».
На протяжении XVIII века книга неоднократно перепечатывалась. Как утверждают историки, данная книга была компиляцией, составленной из многих западноевропейских сводов общегражданского этикета в переводе на русский язык. Предисловие написал сам царь Пётр, в котором указал, что воспитанного человека украшают три добродетели: «приветливость, смирение и учтивость». Книга понравилась русскому дворянству, была хорошо принята и получила большое распространение не только в кругах знати.
В середине XVIII века в России стал выходить журнал «Приятное с полезным». Его выпускали сотрудники Петербургского кадетского шляхетского корпуса. На своих страницах журнал пропагандировал благопристойность и умеренность. Он имел явно воспитательный характер, давая рекомендации как вести себя скромно, но достойно; соблюдать меру во всём: в манере разговаривать, носить одежду.
В XIX веке в России издавалось много книг по этикету и этике: они находили спрос и были популярными не только среди знатных и богатых людей, но и среди людей скромного достатка. В 1804 году вышел сборник «Нравственная энциклопедия», в котором были даны объяснения таких понятий, как доброта, зависть, гнев и печаль. В 1813 году вышел сборник «Об обращении женщин с мужчинами». Большой популярностью пользовались книги для мужчин, желающих приобрести хорошие манеры: «Светский человек, или Руководство к познанию светских приличий и правил общежития, принятых хорошим обществом», «Ловкий кавалер», «Порядочный человек-джентльмен», «Китайский мудрец, или наука жить благопристойно в обществе». Все эти книги были универсальными: они давали советы на все случаи жизни: от ведения хозяйства при небольшом доходе и, не ущемляя при этом своего достоинства, до поведения в гостях у знакомых или чужих людей, не мешая окружающим и не унижая себя.
Следует отметить, что в советской России в начале 20-х годов прошлого столетия правила этикета рассматривались как классовый буржуазный предрассудок, затем делались попытки создать пролетарский этикет. С 30-годов получил распространение общегражданский этикет, который позднее с 50-х годов стал называться советским этикетом.
studfiles.net