24. О Символе веры — Православное образование
24.1. Что такое Символ веры?
– Символом веры называется краткое и точное изложение главных истин христианской веры. Он состоит из двенадцати членов (частей). В каждом из них содержится истина православной веры. 1-й член говорит о Боге Отце, 2–7 члены говорят о Боге Сыне, 8-й – о Боге Духе Святом, 9-й – о Церкви, 10-й – о крещении, 11-й и 12-й – о воскресении мертвых и о вечной жизни.
24.2. Как и почему был составлен Символ веры?
– С апостольских времен христиане пользовались так называемыми символами веры для наставления оглашаемых (имели крещальный характер) и в полемике с еретиками. В Древней Церкви существовало несколько кратких символов веры. В IV в., когда появились ложные учения о Боге Сыне и о Духе Святом, возникла необходимость прежние символы дополнить и уточнить.
На Первом Вселенском Соборе были написаны первые семь членов Символа веры, на Втором – остальные пять. Первый Вселенский Собор состоялся в городе Никее в 325 г. для утверждения апостольского учения о Сыне Божием против неправильного учения Ария. Он считал, что Сын Божий создан Богом Отцом и поэтому не является истинным Богом. Второй Вселенский Собор состоялся в Константинополе (Царьграде) в 381 г. для утверждения апостольского учения о Святом Духе против лжеучения Македония, отвергавшего Божественное достоинство Духа Святого. По двум городам, в которых состоялись эти Вселенские соборы, Символ веры носит название Никео-Цареградского.
24.3. В чем значение Символа веры?
– Значение Символа веры – сохранение единого исповедания непреложных истин (догматов) веры, а через это – единства Церкви.
Символ веры начинается со слова «верую», поэтому произнесение его является исповеданием веры.
24.4. Когда произносится Символ веры?
– Символ веры произносится принимающим крещение (оглашенным) во время совершения таинства Крещения. При крещении младенца Символ веры произносится восприемниками. Кроме того, Символ веры соборно поется верующими в храме во время Литургии и читается ежедневно в составе утреннего молитвенного правила. Его должен знать каждый православный христианин.
24.5. Как понимать «верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым»?
– Это значит веровать во единого Бога Отца, в то, что Бог все содержит в Своей силе и власти, всем управляет, что Он сотворил небо и землю, видимый и невидимый, то есть духовный мир, к которому принадлежат Ангелы. Этими словами выражается уверенность, что Бог есть, что Он есть один и нет другого кроме Него, что все, что существует, как в видимом физическом мире, так и в невидимом, духовном, то есть вся необъятная вселенная создана Богом и ничто не может быть без Бога. Человек сердцем принимает эту веру. Вера – это уверенность в реальном существовании Бога и доверие к Нему. Бог един, но не одинокий, потому что Бог един по существу, но троичен в Лицах: Отец, Сын и Дух Святой, – Троица единосущная и нераздельная. Единство Трех, бесконечно любящих друг друга лиц.
24.6. Как понимать «и во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век, Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, не сотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша»?
– Это значит веровать, что Господь Иисус Христос – это Тот же Единый Бог, второе Лицо Святой Троицы. Он – Единородный Сын Бога Отца, рожденный до начала времен, то есть когда и времени еще не было. Бог Отец есть вечный Свет, от Него рождается Сын Божий, Который также есть вечный Свет. Он – Истинный Бог, рожденный Истинным Богом. Он рожден, а вовсе не сотворен Богом Отцом, то есть Он одного существа с Отцом, Единосущен Ему.
Сыном Божиим называется второе Лицо Святой Троицы по Своему Божеству. Сын Божий назван Иисусом, то есть Спасителем (с древнееврейского «Ягве спасает»). Христом, то есть Помазанником, назвали Его пророки – так издавна называли царей, первосвященников и пророков. Иисус, Сын Божий, назван так потому, что Его человечеству безмерно сообщены все дары Духа Святого и, таким образом, Ему в высочайшей степени принадлежат ведение Пророка, святость Первосвященника и могущество Царя. Иисус Христос называется Сыном Божиим Единородным, потому что Он только один и единственный есть Сын Божий, рожденный Богом Отцом, и потому Он – единого существа (природы) с Ним. В Символе веры сказано, что Он рожден от Отца, и этим изображается то личное свойство, которым Он отличается от других Лиц Святой Троицы. Сказано прежде всех век, чтобы никто не думал, что было время, когда Его не было. Слова Света от Света некоторым образом изъясняют непостижимое рождение Сына Божия от Отца. Бог Отец есть вечный Свет, от Него рождается Сын Божий, Который также есть вечный Свет; но Бог Отец и Сын Божий есть единый вечный Свет, нераздельный, единого Божественного естества. Слова Бога истинна от Бога истинна, взяты из Священного Писания: Сын Божий пришел и дал людям свет и разум, чтобы познали Бога истинного и пребывали в истинном Сыне Его Иисусе Христе.
Сей есть истинный Бог и жизнь вечная (см. 1 Ин. 5:20). Слова рожденна, несотворенна прибавлены святыми отцами Вселенского собора для обличения Ария, который нечестиво учил, что Сын Божий сотворен. Слова единосущна Отцу означают, что Сын Божий есть одного и того же Божественного существа с Богом Отцом.
«Имже вся быша» означает, что все существующее сотворено Им – Творцом неба и земли. Бог Отец все сотворил Сыном Своим как вечною премудростию Своею и вечным Словом Своим. Это означает, что мир сотворен Единым Богом – Святой Троицей.
24.7. Как понимать «нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес, и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася»?
– Это значит веровать, что Иисус Христос для спасения рода человеческого явился на землю, воплотился от Духа Святого и Девы Марии, и вочеловечился, то есть принял не только тело, но и душу человеческую и сделался совершенным человеком, не переставая в то же время быть Богом – стал Богочеловеком.
Сын Божий, по обещанию Своему, пришел на землю для спасения не одного какого-либо народа, а всего человеческого рода. «Сшедшаго с небес» – как Сам о Себе говорит: «Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах» (Ин. 3:13). Сын Божий вездесущ и потому всегда пребывает на небе и на земле, но на земле Он прежде был невидим и стал видим лишь когда явился во плоти, воплотился, то есть принял на Себя плоть человеческую, кроме греха, и сделался Человеком, не переставая быть Богом. Воплощение Христово совершилось содействием Святого Духа, так что Святая Дева как была Девою, так и пребыла Девой после Рождества Христова. Православная Церковь называет Деву Марию Богородицею и почитает Ее выше всех сотворенных существ, не только людей, но и ангелов, так как она Матерь Самого Господа.
Слово вочеловечшася прибавлено, чтобы никто не подумал, что Сын Божий принял одну только плоть или тело, но чтобы в Нем признавали совершенного Человека, состоящего из тела и души. Иисус Христос был распят за всех людей – Он крестною смертью Своей избавил род людской от греха, проклятия и смерти.
24.8. Как понимать «распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша и погребенна»?
– Это значит веровать, что Господь Иисус Христос во время правления в Иудеи Понтия Пилата (т.е. в совершенно определенный исторический момент) был распят на кресте за грехи людей ради спасения всего человеческого рода. Сам Он был безгрешен. Он действительно страдал, умер и был погребен. Спаситель страдал и умер не за Свои грехи, которых у Него не было, а за грехи всего человеческого рода и не потому страдал, что не мог избежать страдания, а потому, что добровольно восхотел пострадать.
24.9. Как понимать «и воскресшаго в третий день по Писанием»?
– Это значит веровать, что Иисус Христос воскрес в третий день после Своей смерти, как было предсказано в Писании. Иисус Христос силою Божества Своего воскрес из мертвых в том же теле, в котором родился и умер. В Писаниях пророков Ветхого Завета было ясно предсказано о страданиях, смерти, погребении Спасителя и о воскресении Его, поэтому сказано: «по Писанием». Слова «по Писанием» относятся не только к пятому, но и к четвертому члену Символа Веры.
Иисус Христос умер в Великую Пятницу около трех часов дня, а воскрес после полуночи с субботы на первый день недели, именуемый с того времени воскресеньем. Но в те времена и часть дня принималась за целый день, поэтому и говорится, что Он был во гробе три дня.
24.10. Как понимать «и восшедшаго на небеса и седяща одесную Отца»?
– Это значит веровать, что Господь Иисус Христос в сороковой день по Воскресении Своем с пречистою Своею плотью вознесся на небо и воссел одесную (по правую сторону, в чести) Бога Отца. Господь Иисус Христос вознесся на небеса человечеством Своим (плотью и душою), а Божеством Своим Он всегда пребывал с Отцом. Слова «седяща одесную» (сидящего с правой стороны), надо понимать духовно. Они значат, что Господь Иисус Христос имеет одинаковое могущество и славу с Богом Отцом.
Своим вознесением Господь соединил земное с небесным и показал всем людям, что их отечество на небе, в Царствии Божием, которое открыто теперь для всех истинно верующих.
24.11. Как понимать «и паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца»?
– Это значит веровать, что Иисус Христос опять (паки – опять, вновь) придет на землю, чтобы судить всех людей, как живых, так и умерших, которые тогда воскреснут; и что после этого Страшного Суда настанет Царство Христово, которому никогда не будет конца. Суд этот называется страшным, потому что совесть каждого человека откроется перед всеми, и обнаружатся не только дела добрые и злые, какие кто делал во всю жизнь свою на земле, но и все сказанные слова, тайные желания и мысли. По этому суду праведные пойдут в жизнь вечную, а грешные в муку вечную – за то, что творили злые дела, в которых не раскаялись и которых не загладили добрыми делами и исправлением жизни.
24.12. Как понимать «и в Духа Святаго, Господа Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки»?
– Это значит веровать, что третье Лицо Святой Троицы – Святой Дух, такой же истинный Господь Бог, как Отец и Сын. Веровать, что Дух Святой – Животворящий, Он вместе с Богом Отцом и Богом Сыном дает тварям жизнь, людям же в том числе и духовную: «если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3:5). Духу Святому приличествует поклонение и прославление, равное с Отцом и Сыном, потому Иисус Христос повелел крестить людей (все народы) во имя Отца и Сына и Святого Духа (см. Мф. 28:19). Святой Дух говорил через пророков и апостолов и по Его вдохновению написаны все Священные книги: «Никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым» (2 Пет. 1:21).
Говорится здесь и о главном в православной вере – о тайне Святой Троицы: Единый Бог – это Отец, Сын и Дух Святой. Дух Святой открылся людям: при Крещении Господа в виде голубя, а в день Пятидесятницы Он сошел на апостолов в виде огненных языков. Причастным Духу Святому человек может сделаться через правую веру, церковные таинства и усердную молитву: «если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святаго просящим у Него» (Лк. 11:13).
«Иже от Отца исходящаго» – Который исходит от Отца; «Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима» – Которому следует поклоняться и Которого следует прославлять наравне с Отцом и Сыном. «Глаголавшаго пророки» – говорившего через пророков.
24.13. Как понимать «во Едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь»?
– Это значит веровать в основанную Иисусом Христом через апостолов Церковь: единую, Святую, Соборную. Здесь говорится о Церкви Христовой, которую Иисус Христос основал на земле для освящения грешных людей и воссоединения их с Богом. Церковью называется совокупность всех православных христиан, живущих и умерших, соединенных между собою верою и любовью Христовой, священноначалием и святыми таинствами. Каждый в отдельности православный христианин называется членом, или частью Церкви. Когда говорится о вере в единую Святую, Соборную и Апостольскую Церковь, то под Церковью разумеются все в совокупности верные ей люди, которые исповедуют одну и ту же православную веру, а не то здание, куда ходят молиться Богу и которое называется храмом Божиим.
Церковь едина, потому что «одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас» (Еф. 4:4–6).
Церковь Святая, потому что «Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее (т. е. за всех верующих – членов Церкви), чтобы освятить ее (освятив крещением каждого христианина), очистив банею водною посредством слова (т.е. крещальной водой и тайносовершительными словами при крещении), чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна» (Еф. 5:25–27).
Церковь Апостольская, потому что она непрерывно и неизменно от времен апостолов сохраняет и учение, и преемство даров Святого Духа через освященное рукоположение. Истинная Церковь называется также Православной.
24.14. Как понимать «исповедую едино крещение во оставление грехов»?
– Это значит признавать и открыто объявлять, что для духовного возрождения и прощения грехов нужно только один раз принять Крещение. Крещение – это Таинство, в котором верующий, при троекратном погружении тела в воду, с призыванием Бога Отца, и Сына, и Святого Духа умирает для жизни плотской, греховной и возрождается от Духа Святого в жизнь духовную, святую. Крещение едино, потому что оно есть духовное рождение, а рождается человек однажды, потому и крестится однажды.
В Символе веры упомянуто только о Крещении, потому что оно является дверью в Церковь Христову. Только принявший Крещение может участвовать в других церковных таинствах. Таинством называется такое священное действие, через которое невидимым образом подается человеку реальная сила (благодать) Святого Духа.
24.15. Как понимать «чаю воскресения мертвых»?
– Это значит с надеждой и уверенностью ожидать (чаю – ожидаю), что настанет такое время, когда души умерших людей опять соединятся со своими телами и все умершие оживут действием всемогущества Божия. Воскресение мертвых последует одновременно со Вторым и Славным Пришествием Господа Иисуса Христа. Воскресшие тела, хотя и будут они духовными и бессмертными, не утратят своей сущности – того, что тело делает телом; ведь воскресение – это не сотворение нового тела, а оживление и преображение прежнего (преподобный Иустин (Попович)).
Изменятся тела также и тех людей, которые будут еще живы во время Второго Пришествия Спасителя. Соответственно перемене самого человека изменится и весь видимый мир – из тленного обратится в нетленный.
24.16. Как понимать «и жизни будущаго века. Аминь»?
– Это значит ожидать, что после воскресения мертвых совершится Суд Христов, и для праведников наступит бесконечная радость вечного блаженства в единении с Богом. Жизнь будущего века – это жизнь, которая будет после Воскресения мертвых и Всеобщего Суда Христова. Слово «аминь» означает подтверждение – истинно так!
Только так может быть выражена истина православной веры и никем она не может быть изменена.
Символ веры. Что и почему он нам говорит? – Православный журнал «Фома»
Приблизительное время чтения: 14 мин.
—
100%
+
Код для вставки
Код скопирован
В православном молитвослове есть одна молитва, непохожая на все остальные. В ней нет обращения к Господу, нет прошений к Нему, нет покаянных слов и благодарений. Начинается она со слова «Верую…», за которым идет длинное перечисление — во что же веруют православные христиане. Эта молитва так и называется — Символ веры. Он был составлен еще в IV веке святыми отцами Первого и Второго вселенских соборов, и с тех пор хранится в Церкви неизменным, выражая главные истины Православия. Все его части формулировались как ответы на вполне определенные заблуждения и искажения христианства. Рассказать подробнее о смысле каждого из членов Символа веры мы попросили заслуженного
Утверждается, кажется, простая истина — единство Бога. Однако в настоящее время она всё чаще используется в качестве аргумента, обосновывающего идею одного Бога во всех религиях и, следовательно, их единства по существу. Эта бурно развивающаяся в неправославном богословии тенденция ведет к тому, что все другие истины, в частности, христианские, например, о Боге-Троице, о Христе распятом, о жизни будущего века оказываются не принципиальными и потому подлежащими исключению. Так на основе утверждения истины единства Бога происходит смешение всех религий в одно, нечто неопределенное, расплывчатое и по вероучению, и по характеру духовной жизни. Нью-эйдж — наглядная модель такой новой псевдорелигии. О ней более полувека тому назад предупреждал отец Серафим Роуз, говоря о грядущей «единой религии будущего» и уничтожении христианства.
Эта тенденция восходит к теософской доктрине. Применительно к христианству она нашла свое выражение в экуменической идее объединения всех христианских конфессий в одну Церковь. Суперэкуменизм уже открыто проводит в жизнь идею единства всех религий.
Но бытие единого Бога совсем не означает, что именно Ему поклоняются во всех религиях. В каждой из них свой Его образ, и он может варьироваться от идеи абсолютной святости до сатанинской бездны. Об этом писал апостол Павел: язычники, принося жертвы, приносят бесам, а не Богу. Но я не хочу, чтобы вы были в общении с бесами (1 Кор 10:20). Поэтому «Верую во единого Бога» означает христианское понимание Бога — в отличие от всех других.
2. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век: Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся бышаЗдесь главный вопрос: Кто такой Христос? С самого начала Он явился падением и восстанием для многих и не только в Израиле. Вера в Него как совечного Отцу Сына, истинного Бога, а не высшего творения Бога оказалась и оказывается до настоящего времени камнем преткновения для т. н. «здравого рассудка».
В конце XVIII века французские «просветители» объявили Его мифом.
В Советском Союзе их идея была объявлена «единственно научной». И это несмотря на то, что о Христе сохранились свидетельства восьми Его очевидцев (в книгах Нового Завета), что о Нем сообщают такие знаменитые историки древности, как Плиний Младший, Тацит, Светоний, Иосиф Флавий, что сохранилось множество свидетельств материального характера! Видимо, расчет был на известный принцип Геббельса: «Чтобы ложь действовала, она должна быть чудовищной».
Вопрос о Христе приобретает всё более дискуссионный характер… На ассамблее ВСЦ в Кении в 1975 году один докладчик представил варианты современных представлений об Иисусе Христе. Они разные — от Сына Божьего, Мессии до талантливого проповедника, идеалиста, экстрасенса, революционера. В общем — чего только нет…
Сейчас в цивилизованном «свободном» мире — в Европе, в США развернулась волна откровенного глумления над Христом (но не над Буддой, Моисеем, Мухаммедом). Фактов огромное количество. И во всем мире начались гонения на Его последователей. Статистика свидетельствует: от 75 до 85 % всех нарушений свободы вероисповедания в мире случаются именно с христианами. Каждые пять минут в мире кого-то убивают за Христа!
Речь идет о единственном в истории человечества факте сверхъестественного зачатия и рождения от Девы без каких-либо брачных отношений. Для христианства эта истина является одним из краеугольных камней веры. Ни заимствовать, ни придумать идею такого партеногенеза иудеи — писатели новозаветных книг не могли. Она не имеет никаких корней в иудаизме, в среде которого возникло христианство. Она принципиально отличается и от всех языческих мифов, и Церковь всегда бескомпромиссно отстаивала это учение как единственно истинное и решительно осуждала все иудео-языческие попытки его «исправления».
Достаточно указать хотя бы на некоторые отличия этого христианского догмата от языческих идей о воплощениях богов, чтобы убедиться в его уникальности.
Боговоплощение относится только ко Второй Ипостаси Бога — Логосу, но не к Богу, как это естественно было для античной мифологии.
Христос — не еще одно античное божество, явившееся в человеческом образе (докетически), но реальная историческая Личность. Он однажды родился, жил, страдал, умер и воскрес, не как языческие боги, которые сколько угодно могли менять свои маски.
Он воплотился по любви к человеку (Ин 3:16), «чтобы соделать человеков богами и сынами Божиими через соединение с Собою” (прп. Максим Исповедник), а не для каких-либо земных наслаждений и целей. У Него нет аватар, Он не перевоплощается.
Он чист от всякой страсти — в отличие от языческих божеств (например, у Кришны, по одному из сказаний, было 8 жен и 16 тысяч наложниц, от которых он имел 180 тысяч сыновей).
Такое учение не могли создать апостолы — люди некнижные (Деян 4:13), это не плод «земли». Оно было свидетельством реального факта явления Самогó воплотившегося Бога-Логоса. Поэтому учение о Воплощении является одним из очевидных аргументов божественного происхождения христианства.
Эти члены Символа веры являются еще одним объективным аргументом, свидетельствующим о неземном происхождении христианской религии. Если обратиться к психологии подавляющего большинства людей (мне думается, это 99,9 % человечества), то можно с полной уверенностью утверждать, что они живут надеждой и ожиданием того, кто освободит человечество от войн и жестокостей, эксплуатации и насилия, даст в изобилии «хлеба и зрелищ», принесет на землю «мир и безопасность» (см. 1 Фес 5:3). Мечты о рае на земле существуют изначала человеческого бытия, и они выражались в различных идеологиях, государственных идеалах и легендах о грядущем спасителе мира. Достаточно вспомнить мечты иудеев о Мессии или римлян о новом Августе и реакцию тех и других на Иисуса Христа: первые Его распяли, вторые отправили «христиан ко львам».
Поэтому разве не очевидно, что в естественном порядке у апостолов, этих обычных иудеев, не могло бы и мысли возникнуть о том, чтобы своего Распятого Учителя, не оправдавшего ни одной из их надежд, принять за Спасителя мира? Не случайно апостол Павел воскликнул: мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие (1 Кор 1:23). Этого и не могло быть, если бы апостолы, оказавшись свидетелями Его страшной казни, предсмертной агонии, смерти, погребения, сами многократно не увидели бы Его, «воскресшаго в третий день, по писанием». Это очевидный психологический факт, оспаривать который просто бессмысленно. И не является ли он прямым доказательством воскресения Христа!
Что вообще в исторической науке или в судебном разбирательстве является достаточным доказательством? — Свидетельства очевидцев. Всё другое вторично. Так вот, о воскресении Иисуса Христа свидетельствуют те, которые непосредственно и в разных обстоятельствах соприкасались с Христом воскресшим. При этом если ознакомиться с характером переживаний этих свидетелей при их встречах с Воскресшим, с их сомнениями и прямым неверием в Воскресение (как замечательно, например, описано неверие апостола Фомы и его уверение: Господь мой и Бог мой!), то не остается никаких сомнений в достоверности их «показаний». И сколько свидетелей: Матфей, Марк, Лука, Иоанн, Петр, Павел, автор Деяний апостольских!
Такое количество очевидцев Воскресшего и их последующее непоколебимое исповедание этого факта перед лицом страшных пыток и смертной казни является более чем достаточным доказательством воскресения Христова.
Поэтому откровенной нелепостью выглядят попытки представить новозаветные сообщения о Воскресении Христовом еще одним мифом в ряду воскресающих богов религий Египта, Малой Азии, Рима, Греции: Диониса, Осириса, Аттиса, Адониса. Эти боги, по убеждению всех исследователей, являлись лишь символами ежегодно умирающей и воскресающей природы. Потому они «рождаются» и «умирают» ежегодно, их «жизнь» неумолимо обусловлена переменами времен года, сами их страдания и смерть случайны, бессмысленны, не несут с собой никаких духовных изменений в человеке. Ни о каком реальном воскресении этих мифических фигур не могло быть и речи, поскольку они — идеи, а не исторические лица. И чтобы кто отдал свою жизнь за веру в подобные «воскресения» — об этом истории неизвестно.
Христос же воскрес единожды. Его Воскресение явилось началом обóжения человечества и источником всеобщего воскресения. Такого язычество никогда не знало (ср.: Услышав о воскресении мертвых, одни насмехались, а другие говорили: об этом послушаем тебя в другое время (Деян 17:32).
Воскресение Христово — это краеугольный камень христианской веры. Апостол Павел писал: а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша. .. вы еще во грехах ваших (1 Кор 15:14,17). Потому за эту веру страдали миллионы людей.
Как много говорит этот факт для христианского понимания человека! Вознесением Христовым в полноте открывается истина о высшем достоинстве человека — он первый (одесную) у Бога! Такой славы не имеют даже высшие ангелы.
Предвечный совет7. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца
Этими словами исповедуется сразу несколько основополагающих истин человеческого бытия.
Прежде всего, говорится о событии, завершающем земную историю человечества, — о Втором славном пришествии Христовом.
Далее — о Последнем суде. Во время всеобщего воскресения произойдет соединение души с обновленным телом и полное восстановление человека. Здесь возвратится человеку воля, утраченная со смертью, и он получит возможность до конца осознанно определить свое отношение к Богу. Ибо на этом суде, который часто именуется страшным, на основе опыта земной жизни, опыта посмертного состояния души и открывшегося видения любви Христовой и Его Царства, которому не будет конца, произойдет окончательное самоопределение каждой личности.
Наконец, словами «судити живым и мертвым» утверждается истина бессмертия человеческой личности, истина воскресения мертвых и такого же суда над ними, как и над не пережившими смерти, но, по слову Апостола, изменившимися в новое тело (см. 1 Кор 15:51-52).
8. И в Духа Святаго, Господа, животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророкиЗдесь, во-первых, утверждается православная вера в ипостасность, то есть в особенность, или индивидуальность, Духа Святого животворящего, отличную от индивидуальностей Отца и Сына; во-вторых — Его единосущие и равнопокланяемость с Отцом и Сыном; в-третьих — истина об исхождении Духа Святого от Отца (которая впоследствии была повреждена в католицизме новым учением о Filioque — «и от Сына»).
Церковь — это единство в Духе Святом всех, свободно следующих воле Божией, выраженной в Евангелии и заповедях Христовых. Ибо только свободно и осмысленно можно войти в этот Богочеловеческий Организм Христов — Тело Его (Еф 1:23). Поэтому Церковь одна.
Церковью называется и общество людей, объединенных единством веры, канонов, иерархии, таинств. В этой видимой Церкви-общине хранится Священное Писание, творения святых отцов, совершаются Таинства и прочее, что открывает верующему возможность спасения. В ней рождаются и члены Тела Христова. Однако видимая Церковь — это лишь оболочка, видимая организация, община, в которой может состоять кто угодно: и крещеный преступник, и величайший святой.
Поэтому отождествлять эти два понятия Церкви нельзя, как нельзя и изъяны видимой Церкви и жизни ее членов переносить на Церковь — Тело Христово. Ибо каждый христианин и все члены видимой общины лишь в той мере принадлежат Церкви, в какой они в своей духовной и нравственной жизни следуют Христу. Грехами христианин отпадает от Церкви, но покаянием вновь возвращается, о чем свидетельствует разрешительная молитва священника над кающимся: «Примири и соедини святей Твоей Церкви». Потому Церковь именуется и всегда остается святой. Но история свидетельствует, что ни одна Поместная Церковь не застрахована от деградации и даже полного исчезновения. В этом отношении пример западных церквей является очень показательным.
Соборность, или кафоличность, Церкви, исходя из содержания греческого слова όλη, можно выразить как целостность, неделимость на части, то есть органичность, что в полной мере соответствует апостольскому определению Церкви как Тела Христова. Понятием «кафолическая» (греч. kafolikh) выражается онтологическое свойство Церкви, говорящее не о простом единстве верующих в вере, в молитве, в жизни, но об их органическом единстве в Теле Христовом (1 Кор 12:27).
Наконец, Церковь именуется апостольской не только потому, что апостолы явились ее основанием, но и потому, что она всех своих членов призывает к апостольской миссии — и словом, и примером жизни свидетельствовать о Христе Спасителе.
Крещение — это духовное рождение, которое происходит только при условии веры человека. Как сказал Сам Господь: Кто веру имеет и крестится, спасен будет, а кто не имеет веры, осужден будет. То есть принимающий Крещение без веры подвергается осуждению, поскольку относится к Таинству, как к магии. Об этом учат все святые отцы. Свт. Игнатий (Брянчанинов) с горечью писал о формально принимаемом Крещении: «Какая может быть польза от Крещения, когда мы, принимая его в возрасте, нисколько не понимаем его значения? Какая может быть польза от Крещения, когда мы, принимая его в младенчестве, остаемся в полном неведении о том, что мы приняли?»
О том, что происходит в Крещении, ясно сказал, например, святой Симеон Новый Богослов: «Тогда Бог Слово входит в крещенного, как в утробу Приснодевы, и пребывает в нем как семя». В Крещении дается семя новой человечности во Христе. И если человек подходит к Таинству с верой и покаянием, то очищается и от всех своих грехов. Но, как пишет прп. Марк Подвижник: «твердо верующим Дух Святой дается тотчас по крещении; неверным же и зловерным и по крещении не дается». И если крещеный не поддерживает чистоту души правильной христианской жизнью, то с ним может произойти то, о чем предупредил Господь: Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит; тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И, придя, находит [его] незанятым, выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого (Мф 12:43—45).
Поэтому сейчас в нашей Церкви вводятся обязательные огласительные беседы перед Крещением.
Вхождение праведной души в Рай11. Чаю воскресения мертвыхНасколько вера во всеобщее воскресение является важной, говорят слова апостола Павла: Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес. .. поэтому и умершие во Христе погибли. И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков (1 Кор 15:13,18-19). Вера в личное бессмертие, позволяющее увидеть и осознать плоды своей деятельности, является основой любого разумного мировоззрения. Без такой веры жизнь человека просто обессмысливается. Ф.М. Достоевский писал: «Только с верой в свое бессмертие человек постигает всю разумную цель свою на земле». «Без веры в свою душу и в ее бессмертие бытие человека неестественно, немыслимо и невыносимо».
О жизни будущего века открыто лишь, что она вечна. Но понятие вечности не связано со временем, это разные категории. Поэтому и в Священном Писании, и у святых отцов о вечной участи человека находим, с одной стороны, ясные высказывания о блаженстве праведников и мучениях грешников, с другой — сами эти мучения рассматриваются то как вечные-бесконечные, то как вечные, но имеющие окончание.
Эта двойственность обусловлена, прежде всего, невозможностью передать на человеческом языке содержание понятия «вечность». Другая причина двойственности, вытекающая, возможно, из первой, это формальное противоречие учения о нескончаемых муках основополагающему догмату о Боге-любви, сотворившем человека для вечного блага, и Его предвидению вечной участи того, кому Он дает бытие.
Отсюда и Писание, и Отцы говорят и о вечности, и о конечности страданий грешников. Поскольку о последнем менее известно, то приведу несколько свидетельств.
Так, в последовании Утрени страстной Пятницы слышим: «избавль всех от уз смертных воскресением Твоим…».
В Великую Субботу: «Царствует ад, но не вечнует над родом человеческим…». Эта мысль повторяется во множестве богослужебных текстов.
Свят. Иоанн Златоуст: «Солнце справедливости [Христос] сделало ад небом». В Пасхальном слове: «Он опустошил ад. Воскресе Христос, и мертвый ни един во гробе»!
Свят. Епифаний Кипрский: «вывел Он пленные души, и ад соделал пустым».
Свят. Амфилохий Иконийский: «все были отпущены… все побежали за Ним».
Свят. Григорий Нисский: «… и по совершенном устранении зла из всех существ, во всех снова воссияет боговидная красота”.
Свят. Григорий Богослов о грешниках: «Может быть, они будут там крещены огнем — этим последним крещением, самым трудным и продолжительным, которое поядает вещество как сено и потребляет легковесность всякого греха»
Свят. Афанасий Великий: «Он весь род человеческий искупил от смерти и возвел из ада».
Св. Ефрем Сирин: Христос «совершенно упразднит его» (ад).
Св. Исаак Сирин, как бы подводя итог этой мысли, писал: «Если человек говорит, что лишь для того, чтобы явлено было долготерпение Его, мирится Он с ними [грешниками] здесь, с тем, чтобы безжалостно мучить их там — такой человек думает невыразимо богохульно о Боге… Такой … клевещет на Него». «Не для того милосердный Владыка сотворил разумные существа, чтобы безжалостно подвергнуть их нескончаемой скорби — тех, о ком Он знал прежде их создания во что они превратятся после сотворения, и которых Он все-таки сотворил».
То есть, по мысли этих Отцов, жизнь будущего века — это не вечный дуализм добра и зла, рая и ада, но, как пишет апостол Павел: будет Бог все во всем (1 Кор 15:28).
Подробнее об этом я пишу в своей книге «Из времени в вечность: посмертная жизнь души».
Иллюстрации Елены Черкасовой
Символы веры раннего христианства — | Предание.ру
Символ веры — краткое исповедание веры, которое готовящийся принять крещение произносил перед крещением, выражая тем самым, свою готовность стать христианином.
Все эти символы веры определяет несколько характерных особенностей:
– Исповедание веры в Отца и Сына и Святого Духа, т. е. вера в Троицу.
– Исповедание реальности воплощения Сына Божьего посредством Духа Святого от Девы Марии, Его страданий, смерти и трехдневного воскресения и вознесения.
– Исповедание веры в Церковь, как собрание в котором верующий получает спасение.
– Чаяние воскресения во плоти и вечной жизни в царствии Божьем.
Отличия, которые мы можем обнаружить в этих отдельных высказываниях ранних Отцов и Учителей Церкви, как правило, незначительны. Из–за гонений которым подвергалась Церковь в первые века своего существования, у нее не было возможности выработать единый символ веры.
Эти краткие исповедания рождались в ответ на выпады еретиков. Возьмем, к примеру, апостольский символ. Известно, что первые еретики с которыми столкнулась ранняя Церковь — это гностики, которые отрицали реальность воплощения Христова. Отголосок этого мы можем увидеть из посланий святого Иоанна: «Духа Божия узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога, и всякий дух, который не исповедует Иисуса, не есть от Бога; и это — дух антихриста, о котором вы слышали, что он грядет, и теперь есть уже в мире» (1 Ин. 4:2–3). Подобные высказывания часто встречаются у Игнатия Антиохийского, Поликарпа Смирнского, которые также столкнулись с этой ересью. В апостольском исповедании четко выражена реальность воплощения Христова.
Позднее, стали появляться еретики неправильно понимающие отношения Лиц Святой Троицы. Они пытались рационально объяснить троичность Бога. Например, Праксей один из еретиков II века, в попытках объяснить троичность Бога, при условии, что Бог един, пришел к следующей мысли: Отец, Сын и Святой Дух — это проявление одного и того же лица. По его представлению Бог подобно актеру менял маски (роли), но за различными Его проявлениями стояло одно и тоже лицо. В начале Бог проявил себя, как Творец, потом в деле искупления Он же явил себя, как Сын, и наконец сошел на апостолов, как Святой Дух. Эта идея нашедшая себе последователей не могла быть принятой Церковью, ибо Писание ясно различает личности Отца и Сына, а потому в символы веры начинают большую часть отводить внутритроичным отношениям, и начинают более подробно свидетельствовать о Божестве Христа.
Позднее в 325 году на I Вселенском соборе в Никее и на II Вселенском соборе в Константинополе был выработан символ веры, который явился отражением более ранних символов веры, и который был принят Церковью повсеместно.
В 1054 году произошел раскол, положивший начало Католической и Православной Церкви. Сам раскол произошел по причине введения западной Церковью в символ веры единственного слова и в Сына.
В 1517 год положил начало рождению Протестантизма. Протестанты в силу своего противостояния католикам, пытались очистится от всего, что им казалось католическим в Церкви, а потому отказались от древнего символа веры, заменив его на апостольский [1].
Верую в Бога, Отца, всемогущего, Творца неба и земли.
И в Иисуса Христа, его единственного Сына, нашего Господа, зачатого Святым Духом, рожденного Девой Марией, пострадавшего при Понтии Пилате, распятого, умершего и погребенного, сошедшего в ад, на третий день воскресшего из мертвых, взошедшего на небо, сидящего по правую руку Бога, всемогущего Отца; Он и придет оттуда судить живых и мертвых.
Верую в Святого Духа, святую всеобщую церковь, общение святых, прощение грехов, воскресение плоти и вечную жизнь. Аминь.
Церковь хотя рассеяна по всей вселенной даже до концов земли, но приняла от апостолов и от учеников их веру в единого Бога Отца, Вседержителя, сотворившего небо и землю, и море, и всё, что в них,
И во единого Христа Иисуса, Сына Божия, воплотившегося для нашего спасения, и в Духа Святого, через пророков возвестившего всё домостроительство Божия и пришествие и рождение от Девы и страдание и воскресение из мертвых и вознесение во плоти на небо возлюбленного Христа Иисуса Господа Нашего, а также явление Его с небес во славе Отчей, чтобы «возглавить всё» (Еф.1:10) и воскресить всякую плоть всего человечества, да перед Иисусом Христом, Господом Нашим и Богом, Спасом и Царем, по благоволению Отца невидимого, «преклониться всякое колено небесных и земных и преисподних, и всякий язык исповедает Ему» (Флп. 2:10),
И сотворит Он праведный суд всех: духов злобы и ангелов, согрешивших и отпадших, а также нечестивых, неправедных, беззаконных и богохульных людей Он пошлёт в огонь вечный, напротив праведным и святым соблюдавшим заповеди Его и пребывшим в любви к Нему от начала или по раскаянии, дарует жизнь, подаст нетление и сотворит вечную славу.
Вот правило или символ нашей веры. Мы исповедуем его всенародно. Мы веруем, что существует единый Бог, Творец мира, извлекший его из ничтожества Словом своим, рожденным прежде всех век.
Мы веруем, что Слово сие есть Сын Божий, многократно являвшийся патриархам под именем Бога, одушевлявший пророков, снисшедший наитием Бога Духа Святого в утробу девы Марии, воплотившийся и рожденный от нее; что Слово сие есть Господь наш Иисус Христос, проповедовавший новый закон и новое обетование царствия небесного.
Мы веруем, что Иисус Христос сотворил многие чудеса, был распят, в третий день после своей смерти воскрес; вознесся на небо, где воссел одесную Отца своего; что Он вместо себя послал Духа Святого, дабы просвещать и руководить Церковь свою; что наконец Он придет с великою славой даровать святым своим жизнь вечную и неизреченное блаженство, и осудить злых людей в огонь вечный, воскресив тела как наши, так и всех других людей.
Един Бог, Отец Слова живого, Премудрости ипостасной и Силы и Образа вечного, совершенный Родитель Совершенного, Отец Сына Единородного.
Един Господь, единый от единого, Бог от Бога, Начертание и Образ Божества, Слово действенное, Премудрость, объемлющая состав всего, и зиждительная Сила всего сотворенного, истинный Сын истинного Отца, Невидимый Невидимого, и Нетленный Нетленного и Бессмертный Бессмертного и Вечный Вечного.
И един Дух Святой, от Бога имеющий бытие и через Сына явившийся (т. е. людям), Образ Сына, Совершенный Совершенного, Жизнь, Виновник живущих, (Источник святый), Святость, Податель освящения, в Нем же является Бог Отец, сущий над всем и во всем, и Бог Сын, Который через все.
Троица совершенная, славою и вечностью и царством неразделяемая и неотчуждаемая.
Посему нет в Троице ничего ни сотворенного или служебного, ни привнесенного, как бы прежде не бывшего, потом же привзошедшего; ибо ни Отец никогда не был без Сына, ни Сын без Духа, но непреложна и неизменна — всегда та же Троица.
Начиная с самых первых формулировок, христианская вера утверждала существование Трех Лиц в Боге. Однако очень рано появился риск заблуждения в объяснении этой веры. Так, Дионисий (ум. ок. 264), ученик Оригена и епископ Александрийский, около середины III в. выступил против ереси Савеллия, который, стремясь к строгому монотеизму, сводил Три Божественных Лица к трем аспектам или разновидностям фундаментального Божественного единства, как бы к «монархии». Выступая против этой ереси, Дионисий Александрийский преувеличил различия между Божественными Лицами настолько, что его противники обвинили его в тритеизме. Это противоречие было представлено на суд в Рим папе Дионисию и вызвало первое важное решение Учительства Церкви относительно Тайны Троицы. В противоположность савеллианству оно настаивает на реальном различии Трех Божественных Лиц, но решительно выступает против того, что Эти Лица — три бога. Исключая, что Слово как бы «создано» — Отец родил, — Учительство ясно засвидетельствовало Божество Сына.
Затем я должен обратиться к тем, кто разрушает, разделяет и разъединяет Монархию, самое почтенное учение Церкви Божией, на три отдельных силы и ипостаси и на три божества. В самом деле, я узнал, что некоторые, кто проповедует и учит у вас Божественному Слову, исповедуют это мнение. Они диаметрально противостоят, я сказал бы, мысли Савеллия. Он богохульствует, говоря, что Сын есть Отец и наоборот. Они же проповедуют в каком–то смысле трех богов, разделяя Святое единство на три Ипостаси, чуждые одна другой и полностью отделенные друг от друга. В самом деле, необходимо, чтобы Божественное Слово было соединено с Богом вселенной, и нужно, чтобы Святой Дух пребывал и обитал в Боге; впрочем, необходимо, чтобы Божественная Троица воссоединилась в Одно как в вершину, то есть во Всемогущего Бога вселенной. Учение безрассудного Маркиона, который разделяет и разрывает Монархию на три начала, есть дьявольское учение, а не учение истинных учеников Христа, которые привержены Учению Спасителя. Ибо эти ученики хорошо знают, что Троица была проповедана в Божественном Писании, но ни Ветхий, ни Новый Завет не исповедуют трех богов.
Поэтому нельзя ни разделять восхитительное Божественное единство на три божества, ни посягать на достоинство и высшее величие Бога, используя слово «создавать» (говоря об отношении Отца к Сыну), но следует верить в Бога Отца Всемогущего и в Его Сына Иисуса Христа, и в Святого Духа: Слово соединено с Богом вселенной, ибо Он говорит: «Я и Отец — одно» (Ин. 10:30), а также «Я в Отце и Отец во Мне» (Ин.14:10). Таким образом, Божественная Троица и святое исповедание Монархии останутся неприкосновенны.
Примечания
1. Хотя некоторые протестанты используют на богослужении Никейско–Константинопольский символ веры.
2. Цитируется по изданию. Карл Барт. «Очерк догматики». Издательство «Алетейя». СПб., 2000. Стр. 3.
3. «Опровержение еретиков» или «О прескрипции», глава 13.
4. «Библиотека отцов и учителей Церкви, том 4, Творения св. Григория Чудотворца и св. Мефодия Епископа и мученика. М. «Паломник», 1996, стр. 57 Cимвол веры Святителя Григория Чудотворца, жившего в период приблизительно с 221 по 270 гг. по Р.Х., очень важен в полемике со многими псевдохристианскими организациями. Это свидетельство веры ранних христиан до эпохи Вселенских соборов, написанное минимум чем за 75 лет до 1–го Вселенского собора и более чем за 100 лет до второго. Это со всей убедительностью доказывает, что вера в Бога единого по существу, но Троичного в Лицах, принадлежала ранней Церкви, а не возникла, как некоторые полагают, на Вселенских Соборах.
5. Цит. по: Христианское вероучение. Догматические тексты учительства Церкви (III–XX вв.). Изд. св. Петра. С–Пб., 2002. Стр. 123–124.
Православный Символ веры | Американская коптская православная церковь Св. Григория
МЫ ВЕРИМ В ОДНОГО БОГА, Отца Всемогущего, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого.
И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, рожденного от Отца прежде всех веков; Свет Света: истинный Бог истинного Бога; рожденный, а не созданный; одной сущности с Отцом; Кем все было сотворено: Который ради нас, человеков, и ради нашего спасения сошел с небес и воплотился от Святого Духа и Девы Марии, и стал человеком; И был распят за нас при Понтии Пилате, и пострадал, и был погребен; И воскрес в третий день по Писанию; И вознесся на Небеса, и сидит одесную Отца; И снова придет со славою судить и живых, и мертвых; Чьему царству не будет конца.
И в Духа Святого, Господа, Животворящего; Кто исходит от Отца; Кто вместе с Отцом и Сыном поклоняется и прославляется; Кто говорил через пророков.
В Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви. Исповедую одно крещение во оставление грехов. Жду воскресения мертвых И жизни будущего века. Аминь.
Символ веры начинается словами «Веруем». Это потому, что сущность наших религиозных убеждений зависит не от внешнего опыта, а от нашего принятия Богом данных истин. Ведь нельзя доказать истины духовного мира никакими лабораторными экспериментами. Эти истины относятся к сфере личного религиозного опыта. Чем больше человек растет в духовной жизни, чем больше он молится, думает о Боге, делает добро, тем больше развивается его внутренний духовный опыт, тем яснее становятся для него религиозные истины. Таким образом, вера становится для него предметом личного опыта.
Во что мы верим согласно Символу веры?
Святитель Афанасий Александрийский, автор Православного Символа веры
Веруем, что Бог есть единая полнота совершенства; мы верим, что Он совершенный дух, вневременной, безначальный, всемогущий и всемудрый.
Мы верим, что Бог един в Сущности и Троичен в Лицах (т.е. единый истинный Бог явился нам как Отец, Сын и Святой Дух). Отец, Сын и Святой Дух есть Троица, единосущная и неделимая. Отец не рождается и не происходит от других. Сын предвечно рожден от Отца, и Дух Святой вечно исходит от Отца.
Мы верим, что все Лица Святой Троицы в равной степени пребывают в божественном совершенстве, величии, силе и славе. То есть мы верим, что Отец есть истинный и совершенный Бог, Сын есть истинный и совершенный Бог, а Святой Дух есть истинный и совершенный Бог. Поэтому в молитвах мы одновременно прославляем Отца, Сына и Святого Духа как единого Бога.
Мы верим, что весь видимый и невидимый мир создан Богом. В начале Бог сотворил невидимый великий ангельский мир, иначе известный как Небеса. Как сказано в Библии, Бог создал наш материальный или физический мир из ничего. Делалось это не сразу, а постепенно, в течение периодов времени, которые в Библии называются «днями». Бог сотворил мир не по нужде или нужде, а по Своему всеблагому желанию сделать это, чтобы другие Его творения могли наслаждаться жизнью. Будучи Сам бесконечно добрым, Бог сотворил все доброе. Зло появилось в мире от злоупотребления свободой воли, которой Бог наделил и ангелов, и людей. Например, Дьявол (Сатана) и его демоны когда-то были ангелами Божьими. Но они восстали против своего Создателя и стали демонами. Они были изгнаны с Небес и образовали свое собственное царство под названием «ад». С этого момента они стали искушать людей ко греху и стали нашими врагами и врагами нашего спасения.
Мы верим, что все находится под контролем Бога; то есть он обеспечивает каждую тварь и направляет все к благой цели. Бог любит и заботится о нас, как мать заботится о своем ребенке. По этой причине ничего плохого не может случиться с человеком, который уповает на Бога.
Веруем, что Сын Божий, Господь наш Иисус Христос, сошел с небес для нашего спасения. Он пришел на землю и принял нашу плоть Духом Святым и Девой Марией. Будучи Богом от вечности, Он во времена царя Ирода воспринял нашу человеческую природу, и душу, и тело, и потому есть истинно Бог и истинно человек, или Богочеловек. В одном божественном Лице Он соединил две природы, божественную и человеческую. Эти две природы останутся с Ним всегда без изменения, не смешиваясь и не переходя из одной в другую.
Верим, что Господь наш Иисус Христос, живя на земле, просвещал мир Своим учением, Своим примером и чудесами. Он учил людей, во что им следует верить и как им следует жить, чтобы унаследовать жизнь вечную. Своими молитвами к Своему Отцу, Своим полным послушанием Воле Отца, Своими страданиями и смертью Он победил дьявола и искупил мир от греха и смерти. Своим Воскресением из мертвых Он заложил основание для нашего воскресения. После Его Вознесения во плоти на Небо, которое произошло через сорок дней после Его Воскресения из мертвых, Господь наш Иисус Христос воссел одесную Бога Отца; то есть Он получил равную власть с Богом Отцом и с тех пор вместе с Ним управляет ликом мира.
Мы верим, что Святой Дух, исходящий от Бога Отца от начала мира, вместе с Отцом и Сыном дает существование всему творению, дает жизнь и управляет всем. Он есть источник благодатной духовной жизни, как для ангелов, так и для людей, и наравне с Отцом и Сыном достоин всякой славы и поклонения. Святой Дух в Ветхом Завете говорил через пророков. Тогда в начале Нового Завета Он говорил через Апостолов и ныне живет в Церкви Христовой, наставляя ее пастырей и людей в истине.
Мы верим, что Господь наш Иисус Христос основал на земле Церковь для спасения всех верующих в Него. Он послал Святого Духа апостолам в день Пятидесятницы. С тех пор Святой Дух пребывает в Церкви, этой благодатной общине или союзе верующих православных христиан, и хранит ее в чистоте Христова учения. Благодать Святого Духа пребывает в Церкви, очищает кающихся в грехах, помогает верующим возрастать в добрых делах, освящает их.
Мы верим, что Церковь Единая, Святая, Соборная и Апостольская. Она Едина, потому что все православные христиане, хотя и принадлежат к разным национальным, поместным церквам, но являются одной семьей вместе с ангелами и святыми на Небесах.
Верим, что в таинстве Крещения верующему прощаются все грехи. Верующий становится членом Церкви. В это время ему открывается доступ к другим таинствам спасения. В таинстве Миропомазания верующий получает благодать Святого Духа. В исповеди или покаянии прощаются грехи. В Святом Причащении, возносимом за Божественной литургией, верующий принимает самое Тело и Кровь Христовы. В таинстве Брака создается неразрывный союз между мужчиной и женщиной.
Верим, что перед концом мира Иисус Христос в сопровождении ангелов снова сойдет на землю во славе. Каждый человек, согласно Его Слову, воскреснет из мертвых. Произойдет чудо, при котором души умерших людей вернутся в тела, которыми они обладали при земной жизни. Все мертвые оживут. Во время Всеобщего Воскресения тела святых, как воскресших, так и еще живых, обновятся и одухотворятся по образу Воскресшего Тела Христова. После воскресения каждый предстанет перед судом Христовым, чтобы получить то, что ему положено, согласно тому, что он сделал, когда жил в своем теле, добро или зло. После Суда нераскаявшиеся грешники войдут в вечные муки, а праведники в вечную жизнь. С этого начнется Царство Христово, которому не будет конца.
Одним словом «Аминь» мы свидетельствуем о том, что принимаем и признаем всем своим сердцем этот Символ веры, который мы признаем истинным.
Символ веры читается оглашенным (готовящимся к Крещению) во время Таинства Крещения. Во время Крещения младенца Символ веры читается Наставником. Символ веры поется на литургии и должен читаться ежедневно на утренних молитвах. Внимательное чтение Символа веры очень укрепляет нашу веру. Это происходит потому, что Символ веры — это не просто формальное изложение веры, а молитва. Когда мы говорим «верую» в духе молитвы, наряду с другими словами Символа веры, мы оживляем и укрепляем нашу Веру в Бога и во все те истины, которые содержатся в Символе веры. Вот почему так важно для православного христианина ежедневно или хотя бы регулярно читать Символ веры.
Символы веры — это не мертвое православие, а сохранение православия… | Jesus Creed
Я вырос в баптистской традиции, когда каждая церковь создавала и даже исправляла (редко) свое собственное «Утверждение веры». Мы были против вероучения и неконфессиональны. Когда я учился в колледже, я знал нескольких семинаристов в местной семинарии, которые писали свои собственные Утверждения веры, которые им приходилось отстаивать устно, поэтому, когда они попадали в церковь, у них было уже готовое Утверждение веры.
В какой-то момент своего богословского образования в колледже я, должно быть, прочитал Символ веры и узнал о некоторых реформатских конфессиях, но они почти не повлияли на меня. В семинарии наши богословские занятия не были символами веры или исповеданиями, и в нашей семинарии было свое собственное Заявление о вере.
Во время учебы в Ноттингемском университете мы посещали местную англиканскую церковь и еженедельно читали Символ веры, и я подумал, что это сочетание свежести, прохлады и истории. Со временем я убедился в важности Символа веры для веры церкви. В чем я еще больше убедился, так это в том, что внеконфессиональные и противодействующие вероисповеданию церкви ошибаются, игнорируя Символ веры и выступая против Символа веры и конфессий.
Кредо жив. Он сохраняет живую веру церкви. Он не является безошибочным или исчерпывающим, но он в 100 раз лучше, чем Утверждения веры, которые часто подгоняются под прихоти единственного пастора, стоявшего за ними.
Большая серия книг об Апостольском символе веры .
Консервативное христианство является символом веры; Символ веры христианство консервативно. Либеральное христианство против веры; христианство против веры либерально.
Формировать, подтверждать и повторять Символы веры по-библейски, и в своей недавней книге The Need for Creeds Today Дж. В. Феско предлагает библейские тексты, которые делают именно это. (Затем он исследует реформатские исповедания.) Вот библейские тексты, которые должны взращивать у серьезных читателей Библии веру в подтверждение и декламацию Символа веры.
пр. 13:14 Когда в будущем твой сын спросит тебя: «Что это значит?», ты ответишь: «Силою руки вывел нас Господь из Египта, из дома рабства». 15 Когда фараон упорно отказывался отпустить нас, Господь убил всех первенцев в земле Египетской, от первенца человека до первенца скота. Поэтому я приношу в жертву Господу каждого мужчину, который первым открывает утробу, но каждого первенца из моих сыновей я выкупаю».
Втор. 6:4 Слушай, Израиль: Господь есть Бог наш, только Господь. 5 Возлюби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всеми силами твоими. 6 Сохрани эти слова, которые я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем.
1Тим. 1:15 Верно и достойно полного принятия слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый.
1Тим. 3:1 Верно изречение: кто стремится к сану епископа, тот желает благородного дела.
1Тим. 4:7 Не иметь ничего общего с нечестивыми мифами и бабьими сказками. Упражняйтесь в благочестии, 8 потому что, хотя физическая подготовка имеет некоторую ценность, благочестие ценно во всех отношениях, оно обещает жизнь как в настоящем, так и в жизни грядущей. 9Это высказывание верно и достойно полного принятия.
2Тим. 2:11 Верна поговорка:
Если мы с ним умерли, то с ним и будем жить;
12 если терпим, то с Ним и царствовать будем;
если мы отречемся от него, он отречется и от нас;
13 если мы неверны, он остается верен—
, потому что он не может отказать себе.
Титу 3:4 Когда же явилась благость и человеколюбие Спасителя нашего Бога, 5 Он спас нас не по каким-либо делам праведности, которые бы мы сотворили, но по Своей милости, водою возрождения и обновления через Святой Дух. 6 Духа сего он обильно излил на нас через Иисуса Христа, Спасителя нашего, 7 чтобы мы, оправдавшись Его благодатью, по упованию соделались наследниками жизни вечной. 8 Верно сказано.
Я желаю, чтобы вы настаивали на этих вещах, чтобы те, кто уверовал в Бога, могли позаботиться о том, чтобы посвятить себя добрым делам; эти вещи превосходны и выгодны для всех.
Ему нужно окрестить это самим евангельским символом веры, который можно найти в 1 Кор. Никейский символ веры:
1Кор. 15:1 Напоминаю вам, братия и сестры, благую весть, которую я возвестил вам, которую вы в свою очередь и приняли, в которой и стоите, 2 которой и спасаетесь, если твердо держитесь весть, которую я благовествовал вам, если только вы не напрасно уверовали.
1Кор. 15:3 Ибо я передал вам в первую очередь то, что сам в свою очередь принял, а именно: что Христос умер за грехи наши по Писанию, 4 и что Он был погребен, и что Он воскрес в третий день по с Писаниями, 5 и что явился Кифе, потом двенадцати. 6 Затем он явился более чем пятистам братьям и сестрам одновременно, большинство из которых все еще живы, хотя некоторые и умерли. 7 Потом явился Иакову, потом всем апостолам. 8 После всех, как безвременно рожденный, явился и мне.
2Тим. 2:8 Помни Иисуса Христа, воскресшего из мертвых, потомка Давидова, — это есть благовествование мое, 9 за которое я страдаю, даже до того, что в цепях буду, как преступник. Но слово Божие не сковано. 10 Посему я все терплю ради избранных, чтобы и они получили спасение во Христе Иисусе с вечной славой.
Глубоко небиблейски не сохранить этот библейский импульс изложить основы веры в простой, ясной и краткой форме.
Такие запоминающиеся строки сохраняют, напоминая при чтении.
Дополнительные информационные бюллетени
Кредо Иисуса является частью КТ
Блог Форум. Поддержите работу ЦТ.
Подпишитесь и получите один год бесплатно.
Взгляды блоггера не обязательно отражают взгляды «Christianity Today».
Почему православные говорят Символ веры?
Написано GreekBoston.com в греческой православной религиозной информации Комментарии к записи Почему православные христиане говорят Символ веры отключены?
Когда Православная Христианская Церковь была еще относительно молода, она была особенно уязвима для заблуждений и ересей. Несмотря на то, что некоторые проблемы все еще существуют сегодня, церковь была создана, чтобы помочь предотвратить их укоренение.
Одним из лучших способов защиты от обеих этих идей является Никейский символ веры. Для греческих православных христиан Символ веры — это краткое изложение веры, которое позволяет им сосредоточиться на том, что действительно важно. Подробнее об этом:
Как определяется «Вероучение»?
Согласно Словарю Вебстера, символ веры — это «изложение основ веры или религии». Оно происходит от латинского слова credo, что на самом деле означает «я верю». Это основная цель символа веры, который мы читаем каждую неделю в церкви. Это и основное резюме, и декларация наших христианских верований. Итак, когда кто-то спрашивает, каковы наши убеждения, мы можем просто процитировать Никейский символ веры, потому что в нем кратко изложено все, во что мы верим.
Для православных символ веры служит подтверждением нашей веры каждый раз, когда мы его читаем. Это дает нам шанс действительно остановиться и подумать о том, каковы наши убеждения. Он также служит для того, чтобы показать другим, кто не является православным христианином, во что именно мы верим.
Никейский символ веры возник как защита от ересей
Никейский символ веры был разработан на Никейском соборе 325 года. Его единственной целью было помочь православным христианам справиться с различными ересями, распространенными в тот период времени. Однако версия, которую мы цитируем сегодня, возникла благодаря поправке, которая была написана в Константинополе в 381 году. Хотя всегда есть люди, которые имеют неправильное представление о том, что такое православное христианство; это было особенно распространенным явлением в первые дни существования церкви. Символ веры был разработан, чтобы дать христианам твердый голос.
В чем заключалась ересь арианства?
В то время самой большой угрозой для православного христианства была ересь, известная как арианство, которая была разработана в Александрии, Египет, человеком по имени Арий. Эта ересь запутала отношения между Богом-Отцом и Богом-Сыном. Арий считал, что Бог-Сын (Иисус) был меньше, чем Бог-Отец, тем самым заявляя, что Иисус не был полностью Богом. Христиане верят, что Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Святой Дух — все это один Бог. Именно по этой причине арианство есть ересь.
Во что верят православные христиане
Хотя Никейский Символ веры довольно короткий, он далеко не базовый. Каждая строка Символа веры богата смыслом. Тем не менее, написано достаточно просто, чтобы все поняли. Символ веры гласит, что мы:
- Верьте в единого Бога и в то, что Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Святой Дух — это один Бог в «трех лицах».
- Что Бог Отец создал всю жизнь и все на этой земле.
- Что Бог-Сын (Иисус) сошел «с небес», чтобы искупить нас от наших грехов, когда был распят, и «воскрес на третий день».
- Мы ожидаем второго пришествия Христа.
- Таинство Святого Крещения искупит нас от наших грехов.
Что такое Никейский символ веры?
Вот формулировка Никейского символа веры. Имейте в виду, что версии могут немного отличаться в зависимости от церкви. Если у вас есть какие-либо вопросы, попросите православного священника получить подходящую версию для вашей церкви.
Английская версия Никейского символа веры:
Верую во единого Бога Отца Всемогущего, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого;
И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, От Отца рожденного прежде всех веков, Света от Света, Истинного Бога от Истинного Бога, Рожденного, несотворенного; одной сущности с Отцом; кем все было сделано:
Который ради нас, человеков, и ради нашего спасения сошел с небес, и воплотился от Духа Святого и Марии Девы, и вочеловечился;
И распят был и за нас при Понтии Пилате, и пострадал, и был погребен;
На третий день Он воскрес, согласно Писаниям;
Он вознесся на небеса и сидит одесную Отца;
И Он снова придет со славой судить живых и мертвых, Чьему царству не будет конца.
Верую и во Святаго Духа, Господа и Животворящего, Который от Отца исходит, Который с Отцом и Сыном вместе поклоняется и прославляется, Говоривший пророками;
Верую в единую, святую, кафолическую и апостольскую Церковь.
Едино Крещение во оставление грехов признаю.
Ищу Воскресение мертвых,
И Жизнь грядущего века. Аминь.
Греческая версия Никейского символа веры (если вам нужна помощь с греческим языком, обратитесь к греческому православному священнику или квалифицированному преподавателю греческого языка):
πιστεύομεν εἰς ἕνα θεόν, πατέρα, παντοκράτορα, ποιητὴν οὐρανοῦ καὶ γῆς, ὁρατῶν πντων καὶ γῆς, ὁρατῶν τεντдол καὶ γῆς, ὁρατῶν τε πάντдол καὶ γῆς.
Καὶ εἰς ἕνα Κύριον Ἰησοῦν Χριστόν, τὸν Υἱὸν τοῦ Θεοῦ τὸν μονογενῆ, τὸν ἐκ τοῦ Πατρὸς γεννηθέντα πρὸ πάντων τῶν αἰώνων· φῶς ἐκ φωτός, Θεὸν ἀληθινὸν ἐκ Θεοῦ ἀληθινοῦ, γεννηθέντα οὐ ποιηθέντα, ὁμοούσιον τῷ Πατρί, δι οὗ τὰ πάντα ἐγένετο.
Τὸν δι ἡμᾶς τοὺς ἀνθρώπους καὶ διὰ τὴν ἡμετέραν σωτηρίαν κατελθόντα ἐκ τῶν οὐρανῶν καὶ σαρκωθέντα ἐκ Πνεύματος Ἁγίου καὶ Μαρίας τῆς Παρθένου καὶ ἐνανθρωπήσαντα.
Σταυρωθέντα τε ὑπὲρ ἡμῶν ἐπὶ Ποντίου Πιλάτου, καὶ παθόντα καὶ ταφέντα.
Καὶ ἀναστάντα τῇ τρίτῃ ἡμέρα κατὰ τὰς Γραφάς.
Καὶ ἀνελθόντα εἰς τοὺς οὐρανοὺς καὶ καθεζόμενον ἐκ δεξιῶν τοῖ
καὶ πάλιν ἐρχόμενον μετὰ Δόξης κρῖναι ζῶντας καὶ νεκρούς, οὗ τῆς βασιλείας οὐκρούς, οὗ τῆς βασιλείας οὐκρούς τέλος.
Καὶ εἰς τὸ Πνεῦμα τὸ Ἅγιον, τὸ κύριον, τὸ ζωοποιόν, τὸ ἐκ τοῦ Πατρὸς ἐκπορευόμενον, τὸ σὺν Πατρὶ καὶ Υἱῷ συμπροσκυνούμενον καὶ συνδοξαζόμενον, τὸ λαλῆσαν διὰ τῶν προφητῶν.
Εἰς μίαν, Ἁγίαν, Καθολικὴν καὶ Ἀποστολικὴν Ἐκκλησίαν.
Ὁμολογῶ ἓν βάπτισμα εἰς ἄφεσιν ἁμαρτιῶν.
Προσδοκῶ ἀνάστασιν νεκρῶν.
Καὶ ζωὴν τοῦ μέλλοντος αἰῶνος.
Ἀμήν.