Молитва символ веры на старославянском, текст с ударениями
На, казалось бы, простой вопрос отвечает протоиерей Владимир Пучков.
Уже не первый год я работаю с желающими креститься, а также с потенциальными крёстными и родителями, приходящими крестить своих детей. Объясняю, что необходимо, провожу специальные беседы, записываю на конкретные дни, расставляю крещения по времени… Конечно, в процессе взаимодействия, как правило, возникает немало вопросов. От простых: какой температуры будет вода в купели и кто именно из крёстных должен держать ребёнка до более сложных: каковы, например, обязанности крёстных и в чём смысл Крещения? Впрочем, последние два вопроса задают не крёстные, а я им.
Зато настоящим камнем преткновения служит нередко Символ веры. «Вы сказали выучить Символ веры, а эта молитва на старославянском и я ничего не могу понять», – уж и не знаю, сколько раз за время служения мне приходилось слышать подобное. Во всяком случае привыкнуть к ним я успел давно. Понять незадачливых крёстных, с одной стороны, можно: учить наизусть целую молитву, а текст Символ веры хоть и не самый объёмный, но и особо коротким его не назовёшь, плюс на старославянском языке, который с первого раза хорошо, если понятен слово через два. Исповедание веры само по себе простым быть не может, кроме того, молитву нужно не прочитать, а выучить, что нелегко вдвойне. А тут текст на старославянском (или, если угодно, на церковнославянском), который нужно предварительно разобрать и хотя бы попытаться вникнуть в смысл. Да ещё эти ударения… Действительно, молитва с правильными ударениями нынче редкость и среди церковных людей (у одного «древа пόльская», у другого «не имáмы дерзновения», а знáмение знамéнием обзывает почитай каждый второй). Прибавьте к этому слова вроде «единосущного» или «спокланяема», которые и нами-то употребляются в речи раз-ни разу, а нецерковным людом не употребляются вовсе. Впрочем, и помимо ударения иным словам достаётся порядком: за двадцать лет священства чего я только не наслушался от крёстных, пытавшихся одолеть Символ веры с первой попытки, и Христос, по их мнению, воскрес «по расписанию» и происходило это у них «при Пантелее Пилате»… Присутствующим-то всё равно, а священнику слушать подобное – только собственное самообладание испытывать.
С другой стороны, необходимость именно на старославянском читать Символ веры особенно смущать не должна. Общеизвестно, что наша Церковь имеет свой богослужебный язык. Язык, нам не чужой и в основном понятный носителю хоть русского, хоть украинского языка, при условии внимания и вдумчивого подхода. Да, сложно бывает выучить специфичные правила, непривычные обороты и новые слова. Однако, что поделаешь, в крёстные ведь не каждый день зовут. По такому случаю можно и поднапрячься. Взять тот же самый текст молитвы Символ веры на старославянском, внимательно просмотреть, не полениться узнать значение неизвестных слов (что в наше время благодаря интернету проще простого), обратить внимание на ударения, благо они над каждым словом есть. И приниматься за чтение. Сначала читать неспешно, слушать себя, замечать ошибки. Потом, раз за разом, чтение станет более слаженным, лёгким и перестанет вызывать затруднение. В итоге необходимость читать на старославянском уже не будет ни тревожить, ни напрягать. Ну и торжественный момент крещения не испортят запинки, ошибки или коверкание слов молитвы.
Так что не всё так сложно, как может показаться.
Хотя, конечно, утверждать, что никакая альтернатива старославянскому языку невозможна даже в деталях, тоже едва ли стоит. Думается, что, исходя из ситуации, священник имеет полное право позволить крёстному читать Символ веры на любом языке. Лично мне приходилось бывать в ситуациях, когда крёстный, будучи верующим, церковным человеком, являлся иностранцем и прекрасно знал Символ веры на своём языке (в моей ситуации это был английский). Какой же тогда смысл вынуждать человека учить хорошо известную ему молитву на неизвестном ему языке, когда можно дать возможность прочитать её так, как он умеет и привык? Бывает, кроме того, и так, что совершенно нецерковным людям проще выучить наизусть Символ веры по-украински или по-русски, нежели неумело читать его по-старославянски.
Приходим к простому выводу: нормой для нашей церковной практики стоит признать чтение Символа веры на старославянском языке. Это – правило. Однако правило не безусловное. Из него возможны исключения, которые при известной уважительности причин нисколько не предосудительны.
Символ Веры
1Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. 2И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. 3Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася.4Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна. 5И воскресшаго в третий день по Писанием. 6И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. 7И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца. 8И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки. 9Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. 10Исповедую едино крещение во оставление грехов. 11Чаю воскресения мертвых, 12и жизни будущаго века. Аминь.
С ударениями
Ве’рую во еди’наго Бо’га Отца’, Вседержи’теля, Творца’ не’бу и земли’, ви’димым же всем и неви’димым.
И во еди’наго Го’спода Иису’са Христа’, Сы’на Бо’жия, Единоро’днаго, И’же от Отца’ рожде’ннаго пре’жде всех век; Све’та от Све’та, Бо’га и’стинна от Бо’га и’стинна, рожде’нна, несотворе’нна, единосу’щна Отцу’, И’мже вся бы’ша.
Нас ра’ди челове’к и на’шего ра’ди спасе’ния сше’дшаго с небе’с и воплоти’вшагося от Ду’ха Свя’та и Мари’и Де’вы, и вочелове’чшася.
Распя’таго же за ны при Понти’йстем Пила’те, и страда’вша, и погребе’нна.
И воскре’сшаго в тре’тий день по Писа’нием.
И возше’дшаго на небеса’, и седя’ща одесну’ю Отца’.
И па’ки гряду’щаго со сла’вою суди’ти живы’м и ме’ртвым, Его’же Ца’рствию не бу’дет конца’.
И в Ду’ха Свята’го, Го’спода животворя’щаго, И’же от Отца’ исходя’щаго, И’же со Отце’м и Сы’ном спокланя’ема и ссла’вима, глаго’лавшаго проро’ки.
Во еди’ну Святу’ю, Собо’рную и Апо’стольскую Це’рковь.
Испове’дую еди’но креще’ние во оставле’ние грехо’в.
Ча’ю воскресе’ния ме’ртвых,
и жи’зни бу’дущаго ве’ка. Ами’нь.
Объяснение текста:
Веровать в Бога — значит иметь живую уверенность в Его бытии, свойствах и действиях и всем сердцем принимать откровенное слово Его о спасении рода человеческого. Бог есть един по существу, но троичен в Лицах: Отец, Сын и Святой Дух, Троица единосущная и нераздельная. В Символе веры Бог называется Вседержителем, потому что все, что ни есть, Он содержит в Своей силе и Своей воле. Слова Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым означают, что все сотворено Богом и ничто не может быть без Бога. Слово невидимым указывает, что Бог сотворил невидимый, или духовный, мир, к которому принадлежат Ангелы.
Сыном Божиим называется второе Лицо Святой Троицы по Своему Божеству. Он назван Господом, потому что Он есть истинный Бог, ибо имя Господь есть одно из имен Божиих. Сын Божий назван Иисусом, то есть Спасителем, это имя наречено самим Архангелом Гавриилом. Христом, то есть Помазанником, назвали Его пророки — так издавна называли царей, первосвященников и пророков. Иисус, Сын Божий, назван так потому, что Его человечеству безмерно сообщены все дары Духа Святого и, таким образом, Ему в высочайшей степени принадлежат ведение пророка, святость первосвященника и могущество царя. Иисус Христос называется Сыном Божиим Единородным, потому что Он только один есть Сын Божий, рожденный из существа Бога Отца, и потому Он — единого существа с Богом Отцом. В Символе веры сказано, что Он рожден от Отца, и этим изображается то личное свойство, которым Он отличается от других Лиц Святой Троицы. Сказано прежде всех век, чтобы никто не думал, что было время, когда Его не было. Слова Света от Света некоторым образом изъясняют непостижимое рождение Сына Божия от Отца. Бог Отец есть вечный Свет, от Него рождается Сын Божий, Который также есть вечный Свет; но Бог Отец и Сын Божий есть единый вечный Свет, нераздельный, единого Божеского естества. Слова Бога истинна от Бога истинна взяты из Священного Писания: Знаем также, что Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная (1 Ин. 5, 20). Слова рожденна, несотворенна прибавлены святыми отцами Вселенского собора для обличения Ария, который нечестиво учил, что Сын Божий сотворен. Слова единосущна Отцу означают, что Сын Божий есть одного и того же Божественного существа с Богом Отцом. Слова Имже вся быша показывают, что Бог Отец все сотворил Сыном Своим как вечною премудростию Своею и вечным Словом Своим. Нас ради человек и нашего ради спасения — Сын Божий, по обещанию Своему, пришел на землю не для одного какого-либо народа, а вообще для всего рода людского. Сшедшаго с небес — как сам о себе говорит: Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах (Ин. 3, 13). Сын Божий вездесущ и потому всегда был на небе и на земле, но на земле Он прежде был невидим и стал видим лишь когда явился во плоти, воплотился, то есть принял на Себя плоть человеческую, кроме греха, и сделался человеком, не переставая быть Богом. Воплощение Христово совершилось содействием Святого Духа, так что Святая Дева как была Девою прежде зачатия, так и в зачатии, и после зачатия, и в самом рождении пребыла Девой. Слово вочеловечшася прибавлено, чтобы никто не подумал, что Сын Божий принял одну плоть или тело, но чтобы в Нем признавали совершенного человека, состоящего из тела и души. Иисус Христос был распят за нас — Он крестною смертию Своею избавил нас от греха, проклятий и смерти.
Слова при Понтийстем Пилате указывают на время, когда Он был распят. Понтий Пилат — римский правитель Иудеи, которая была покорена римлянами. Слово страдавша прибавлено, чтобы показать, что распятие Его было не одним видом страдания и смерти, как говорили некоторые лжеучителя, но подлинное страдание и смерть. Он страдал и умер не Божеством, а человеком, и не потому, что не мог избежать страдания, а потому, что восхотел пострадать. Слово погребен удостоверяет, что Он действительно умер и воскрес, ибо враги Его приставили даже стражу ко гробу и запечатали гроб. И воскресшаго в третий день по Писанием — пятый член Символа веры учит, что Господь наш Иисус Христос силою Божества Своего воскрес из мертвых, как написано о Нем у пророков и в псалмах, и что Он воскрес в том же теле, в котором родился и умер. Слова по Писанию означают, что Иисус Христос умер и воскрес точно так, как о том пророчески написано в книгах Ветхого Завета. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца — эти слова заимствованы из Священного Писания: Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить все (Еф. 4, 10). Мы имеем такого Первосвященника, Который воссел одесную престола величия на небесах (Евр. 8, 1). Слова седяща одесную, то есть сидящего с правой стороны, надо понимать духовно. Они значат, что Иисус Христос имеет одинаковое могущество и славу с Богом Отцом. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца — Священное Писание так говорит о будущем пришествии Христовом: Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо (Деян. 1, 11).
Дух Святый называется Господом, потому что он, как и Сын Божий, — истинный Бог. Дух Святой называется Животворящим, потому что Он вместе с Богом Отцом и Сыном дает тварям жизнь, людям же в том числе и духовную: если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие (Ин. 3, 5). Дух Святой исходит от Отца, как говорит об этом Сам Иисус Христос: Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне (Ин. 15, 26). Духу Святому приличествует поклонение и прославление, равное со Отцом и Сыном — Иисус Христос повелел крестить во имя Отца и Сына и Святаго Духа (Мф. 28, 19). В Символе веры сказано, что Дух Святой глаголал через пророков — это основано на словах апостола Петра: никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым (2 Пет. 1, 21). Причастным Духу Святому можно сделаться через таинства и усердную молитву: если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святаго просящим у Него (Лк. 11, 13).
Церковь едина, потому что Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас (Еф. 4, 4–6). Церковь Святая, потому что Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна (Еф. 5, 25–27). Церковь Соборная, или, что то же, кафолическая, или Вселенская, потому что она не ограничивается никаким местом, ни временем, ни народом, но включает в себя истинно верующих всех мест, времен и народов. Церковь Апостольская, потому что она непрерывно и неизменно от времен апостолов сохраняет и учение, и преемство даров Святого Духа через освященное рукоположение. Истинная Церковь называется также Православной, или Правоверующей.
Крещение — это Таинство, в котором верующий, при троекратном погружении тела в воду, с призыванием Бога Отца, и Сына, и Святого Духа умирает для жизни плотской, греховной и возрождается от Духа Святого в жизнь духовную, святую. Крещение едино, потому что оно есть духовное рождение, а родится человек однажды, потому и крестится однажды.
Воскресение мертвых — это действие всемогущества Божия, по которому все тела умерших людей, соединясь снова с их душами, оживут и будут духовны и бессмертны.
Жизнь будущаго века — это жизнь, которая будет после Воскресения мертвых и Всеобщего cуда Христова.
Слово Аминь, завершающее Символ веры, означает «Истинно так». Церковь хранит Символ веры с апостольских времен и будет хранить его вечно. Никому и никогда нельзя ни убавить, ни добавить что-либо к этому Символу.
Молитва за Украину — Срочные слова для молитвы
- Джейсон Сороски Соавтор
- 2022 22 фев
Пока взгляды всего мира обращены на Украину и российскую агрессию на их границе, первое и лучшее, что мы можем сделать, это упасть на колени в молитве.
Господь,
Мы благодарим Тебя за то, что в любой ситуации, в каждый темный момент Ты активен и работаешь среди нас. Даже когда все кажется самым мрачным, мы верим в ваш суверенитет и силу. В Иоанна 16:33 вы сказали: «В этом мире у вас будут проблемы. Но мужайтесь! Я победил мир». Мы принимаем тот факт, что этот мир и проблемы, с которыми мы сталкиваемся в нем, были преодолены, и покоимся в знании, что у вас есть сила двигаться в любой ситуации.
Наблюдая за разворачивающейся в Украине войной, мы просим вашей милости и мира в сердцах и умах всех участников.
Боже, горячо молимся за народ Украины. Ситуация, с которой они сейчас столкнулись, не нова. Название Украина переводится как «пограничная земля», и на протяжении веков эта нация рассматривалась именно как пограничная земля, ожидающая завоевания. Эта нация и ее народ были свидетелями борьбы с Россией на протяжении столетия, и более 13 000 человек уже погибли в ходе маломасштабной войны, которая бушует на юго-западе Украины с 2014 года. Это стойкий народ, который живет в нестабильной зоне. мира, который видел регулярные войны и потрясения. Тем не менее, Иисус ходил по земле в похожей части мира, измученный угнетением и безжалостной империей. Ваше слово обещает в Исаии 26:3, что «ты хранишь в совершенном мире того, чей разум сосредоточен на тебе, потому что он на тебя уповает». Мы просим, чтобы народ Украины был в безопасности, чтобы он знал не только мир земли, но и ваш истинный и непоколебимый мир.
Мы молимся за мировых лидеровВ Притчах 21:1 говорится: «Сердце царя — поток воды в руке Господа; он поворачивает его, куда хочет». Мы молимся об этом сейчас, чтобы вы работали в сердцах мировых лидеров и дипломатов и склоняли их к миру. Мы молимся за тех, кто принимает решения, затрагивающие многих, поскольку они работают через дипломатию и готовятся к возможности крупномасштабной войны. Мы просим, Боже, чтобы Ты успокоил их сердца; что альтернатива войне может быть найдена и что вы будете удостоены ею.
Мы молимся за наших военныхМы поднимаем наших военных, призванных в рамках подготовки к этой возможной грядущей битве. Боже, они обязались отдать все, чтобы защищать других, и мы молим, чтобы Ты защитил их, как обещает Твое слово в Псалме 90:1-2: «Всякий, кто живет под кровом Всевышнего, будет покоиться в тени Всемогущий. Я скажу о Господе: «Он — мое убежище и моя крепость, мой Бог, на которого я уповаю». Пусть их сердца будут спокойными, и пусть ты вернешь их в целости и сохранности домой.
Мы молимся за христианских работниковМы поддерживаем многих братьев и сестер, выполняющих вашу работу в Украине. Есть множество миссионеров, пасторов и церковных лидеров, которые ежедневно активно служат украинскому народу. Мы просим их защиты, и чтобы они могли свободно продолжать служить вам и окружающим их людям. Мы также просим, чтобы они не боялись и не стыдились вашего слова, и чтобы вы позволили им ходить в вашей силе и твердо противостоять злу, с которым они сталкиваются сейчас. Нас не удивляет, что сатана сделает все, что в его силах, чтобы сорвать работу в Украине, поскольку она стала страной для миссионерской подготовки и отправки. Я молюсь о том, чтобы перед лицом страха верующие в Украине нашли возможность проповедовать Благую Весть о Христе, Который предлагает нам совершенный мир в мире, который не предлагает ничего. В Деяниях 8:4 говорится: «Рассеянные проповедовали слово, куда бы ни шли». Как это было во многих других временах и местах, пусть это время беспорядков и преследований послужит воспламенению Евангелия так, как мы даже не можем себе представить.
Мы знаем, что вы можете сделать больше, чем мы просим или воображаем, и именно с этой уверенностью мы просим об этом от вашего имени.
Аминь.
Фото предоставлено ©Getty Images/Jantanee Rungpranomkorn
Джейсон Сороски учится на дому и является членом группы прославления в церкви Матиаса Лота в Сент-Чарльзе, штат Миссури. Свободное время он проводит со своей семьей, исследуя новые места и рассказывая о своих впечатлениях. Подключайтесь на Facebook или в Джейсон Сороски.нет.
«Молитесь о Божественной силе веры» | БУДО ЯПОНИЯ
«Сила любви» Иисуса Христа
Г-н Ясуэ основал «Канкодзи-Симпо», систему, основанную на католическом монастыре, и практикует метод оживления, основанный на любви. Господин Михаил Рябко учит, что молитвы придают силу боевым искусствам. Сегодня мы хотели бы, чтобы вы двое поговорили о том, какое отношение молитвы и любовь имеют к боевым искусствам.
Yasue: My Kankoji-Shimpo берет свое начало в методе оживления, который практиковал испанский священник отец Эстанислав как тайный метод католического монастыря. Меня научили этому методу, и я решил назвать его «Канкодзи-Шимпо», и с тех пор пытаюсь освоить его путем размышлений и практики. «Канко» означает круг света над головой святого, а «дзи» — место для религиозных занятий. Его методы практики очень похожи на Систему, а также на Айкидо.
Его принцип основан на словах Иисуса «Любите врагов ваших». То есть, если вы искренне любите своих врагов, нападающих на вас, они падут, раскаются и перестанут делать зло. Вот что я слышал от отца Эстанислава.
Михаил: К сожалению, на самом деле враги остаются врагами, даже если вы их любите. Иисус, например, любил всех, но некоторые люди причиняли ему зло. Иисус молился Богу: «Отец, пожалуйста, прости их», но в конце концов пострадал. Так что атаки не обязательно исчезнут. Но, на мой взгляд, любовь — это правильно, потому что, если ты кого-то любишь, ты не будешь делать ненужных вещей, даже когда мнения и философии расходятся. Вы можете воздержаться от причинения вреда другим в ситуации, когда в противном случае вы причинили бы им вред. Я верю, что если ты причинишь вред чьему-то сердцу, ты потеряешь свое собственное сердце. Ни в коем случае нельзя падать духом. Солдаты убивают людей по своей профессии, но, конечно, не по своей воле.
Yasue: Господин Рябко, я видел фотографию, на которой вы молитесь у себя дома перед алтарем Русской Православной Церкви. Вы делаете это, потому что вы христианин, или потому что это необходимо для боевого искусства?
Михаил: Я делаю это, потому что я христианин, но, естественно, молитва необходима для боевых искусств. Вопрос мне очень интересен. Верить в Бога и полагаться на Бога значение будет разным для разных людей, но для меня это означает, что я хочу нравиться Богу, я хочу, чтобы Бог любил меня. Мне очень важно так думать.
Молитва и дыхание, ритм
Yasue: Когда вы молитесь в церкви, часовне или дома, вы поете или читаете вслух какие-то гимны или псалмы или что-то в этом роде?
Михаил: Да. Не всегда, но часто. Как сказал Иисус, я посвящаю свой шестой день Богу и раз в неделю хожу в церковь. Я читаю несколько молитв каждый день, а когда могу, читаю Библию утром и вечером. Подобно самураям, проводившим каждое утро с обновлённым состоянием ума, согласно своему бусидо, мы, христиане, имеем, если можно так выразиться, своё христианское деяние. Говорят, что Русская православная церковь довольно агрессивна и исторически тесно связана с армией. Например, в некоторые эпохи шли войны во имя Иисуса Христа. В любой стране у бойцов свои правила, и россияне, естественно, не исключение.
Yasue: Среди японских боевых искусств Айкидо считается наиболее похожим на Систему. Его основатель Морихей Уэсиба был глубочайшим сторонником синтоизма. Когда он практиковал, он всегда произносил молитвенные слова синтоизма во время движения. Думаю, иногда он произносил их вслух, а иногда просто про себя. Во всяком случае, именно поэтому он понравился богу и сделал его способным делать то, что обычные люди никогда не могут делать. Что-то подобное должно было случиться и с господином Рябко, я полагаю?
Михаил: Я слышал, что мистер Уэсиба воевал с русскими и… попал в плен?
Ясуэ: Да, он был захвачен маньчжурскими конными бандитами.
Михаил: Г-н Уэсиба, возможно, имел новую точку зрения, когда вернулся в Японию после той войны. Я думаю, что на него могла повлиять Русская православная церковь. Конечно, каждое боевое искусство может использовать существующую молитву или создать свою собственную. Любой из них произведет силу, если он будет подкреплен сильной верой. Г-н Уэсиба был человеком такого таланта, поэтому, если он что-то видел, он, должно быть, был в состоянии это переварить и выразить по-своему. Но я боюсь, что ему не удалось передать свое айкидо в его подлинной форме кому-то другому. я возможно ошибаюсь. Может быть, кто-то и унаследовал настоящее Айкидо, но я этого не знаю.
Yasue: Мистер Уэсиба знал о силе веры, силе, возможной благодаря слиянию психики, я полагаю.
Михаил: Когда вы произносите молитвенные слова, вслух или про себя, у вас меняется биоритм, что дает хороший ритм человеческому телу. Например, в «Системе» мы говорим: «Каждый вдох играет роль». Это означает, что правильное дыхание для входа в определенную «зону» или «состояние» делает вас сильными и способными творить чудеса. Это общая идея между Айкидо и Системой. Мы, конечно, унаследовали учения, связанные с молитвой, но когда мы учим Систему, мы редко говорим о таких вещах публично.
Ясуэ: Это секрет?
Михаил: Нет, не секрет, но малоизвестен. Поскольку она принадлежит Русской Православной Церкви, мы не заставляем всех присоединяться к нашей религии, а практикуем ее только среди тех, кто сам этого хочет. Как и история с айкидо и синтоистскими молитвами, я очень удивлен, что г-н Ясуэ говорит о боевых искусствах и религиозных принципах. Мистер Ясуэ определенно умнее окружающих меня людей. Это не лесть.
Ясуэ: Spaciba (спасибо). (Смеется)
Вера и боевые искусства
Михаил: Мы можем получать энергию из двух источников. Один — Бог, а другой — не то чтобы Дьявол, а то, что мы, русские, называем «тьмой». Что придет, зависит от слов, которые мы используем. Алекс, пожалуйста, иди сюда.
Алекс: Да, я здесь.
Михаил: Вот и он, потому что я его звал. (Смеется) Так что важно, какие молитвы мы используем.
Yasue: (смеется) Отец Эстанислав пел какие-то старинные григорианские песнопения, призывая Божью добрую силу и формируя основу своего искусства. Г-н Уэсиба всегда пел синтоистские молитвы, призывая синтоистского Бога. Есть ли у вас какие-то унаследованные методы или приемы отпугивания зла в Русской Православной Церкви?
Михаил: Я несу крест с собой. Крест защищает меня от зла. Есть разные виды боевых искусств, некоторые из них похожи на спорт, некоторые на культурные мероприятия, некоторые на выступления, а некоторые сосредоточены на битвах между душами. Отец, распевавший григорианские песнопения, должен был быть человеком, пытавшимся сражаться с помощью своего сердца.
Ясуэ: Это именно то, что мне сказала моя учительница. Он сам сделал этот крест и подарил его мне. Это единственное, что я должен помнить о нем.
Михаил: Когда мы пытаемся что-то понять и молимся, Бог приходит и дает нам мудрость. Почему же тогда я не делюсь этим знанием со всеми остальными? Это потому, что я не хочу, чтобы Система была боевым искусством, основанным на Русской Православной Церкви. Сегодня люди разного происхождения практикуют Систему, такую как синтоизм или буддизм. Что произойдет, если мы потребуем от них крещения, чтобы изучать Систему? Я верю в свободу выбора религии или Бога, поэтому я не хочу смущать их по этому поводу. Это единственная причина. Очень хотелось бы поговорить со всеми откровенно и на равных, но те, кто не крещен, просто могут не до конца понять, о чем я говорю. Но помните, крещение не означает, что вы становитесь выше других людей. Ты остаешься таким же, как и другие. Даже Бог когда-то стал таким же человеком, как и мы, но тогда этого никто не заметил. Единственная причина, по которой я не делюсь этим знанием, заключается в том, что я не хочу никого оскорбить или обидеть, объясняя связь между Русской православной церковью и боевым искусством.
Ясуэ: Рад это слышать.
Михаил: Я ясно вижу, что мистер Ясуэ пытается сказать или спросить. Каждый так или иначе борется с эго внутри себя. Я предполагаю, что японцы могут не до конца понимать, что означает «чувство греха». Большинство японцев привыкли к правилам в своей жизни, поэтому они могут не воспринимать «грехи» как свои собственные проблемы. Японцы, как правило, просты и прямолинейны по своей природе. Это великое качество, поэтому, если они крестятся, их продвижение будет очень быстрым. Русские склонны слишком много думать и сомневаться, поэтому их продвижение происходит довольно медленно по сравнению с японцами. Например, сегодня многие японцы познали существование и глубину русского боевого искусства. В России, с другой стороны, многие до сих пор говорят: «Русское боевое искусство? Я в это не верю». Они не поверят, даже если я на самом деле продемонстрирую им это.
Yasue: Так что они тоже не поверят, что РПЦ стоит как основа русского боевого искусства.
Михаил: Точно. Большинство людей этого еще не знают. У японцев чистое сердце, поэтому, когда у них есть вера, они сделают очень сильную страну. У них есть естественная склонность соблюдать правила, поэтому, если они будут стараться соблюдать Божьи правила, все пойдет исключительно хорошо.
Ясуэ: Я тоже на это надеюсь.
Боевое искусство для объединения тела, сердца и души
Михаил: Когда я приезжаю в Японию, я часто бываю в Николаи-до (Свято-Воскресенский собор в Токио). Там я молюсь: «Японские святые, пожалуйста, спасите меня, совершившего множество грехов».
Yasue: Это очень похоже на молитву синтоистов. Они называют это мисоги (омовение) или хараи (очищение), и основатель айкидо так же молился своему богу во время практики. Однако, когда он решил распространить айкидо по всему миру, он заметил, что существование местной японской религии перед боевым искусством будет препятствовать его распространению, поэтому он отрезал религиозные части и обучал только техникам и движениям. Это помогло айкидо распространиться по всему миру, но настоящее айкидо было больше, чем просто боевое искусство. Это была система слияния с Богом с помощью молитвенных слов синтоизма.
Михаил: Именно это я имел в виду, когда сказал, что он не смог передать айкидо в его подлинной форме. Мы не можем получить полную картину, если нам показывают только ее половину. Возможно, то же самое и со многими боевыми искусствами.
Yasue: Сегодня остались только половинки, хотя другие учителя боевых искусств могут рассердиться, услышав это.
Михаил: Они вполне могут злиться, но не надо бояться говорить правду.
Ясуэ: Верно. И лично я надеюсь, что вы будете чаще учить частям Системы, происходящим от Русской Православной Церкви, или хотя бы в узком кругу.
Михаил: Я считаю, что религия — неотъемлемая часть боевых искусств. У каждого есть тело, сердце и душа, и эти три элемента объединяются, чтобы сформировать боевое искусство. Отсутствие любого из них делает его неполным.
Ясуэ: Полностью согласен. Как сказал г-н Рябко, отсутствие религии, веры или любви, желание стать сильнее и победить других приведет к тому, что вовнутрь войдет злая сила. Особенно это касается боевых искусств. Вот почему мы должны иметь веру и любовь, чтобы получить силу от Бога. Вот что я понял из слов господина Рябко сегодня. Наконец, не могли бы вы рассказать мне, что вы планируете делать в будущем для дальнейшего распространения Системы по всему миру?
Михаил: Так как не могу все понять, своими скромными знаниями продолжаю молиться Богу.