Аппликация из пластилина «Морские жители»
Урок технологии
во 2 классе
Работаем с пластилином « Морские жители»
Учитель начальных классов
МБОУ Павловская СОШ № 2
Воронежской области
Ключникова Наталья Юрьевна
- Кто из вас отдыхал на море?
- Что особенно вас взволновало, запомнилось и понравилось?
- Каких морских обитателей вы видели лично?
- Какие жители моря вам встречались только на картинках?
Приди на берег и увидишь ты,
Как море раскрывает свои тайны.
Прекрасные виденья не случайны –
Ведь море – мир чудес и красоты.
Вытягивая серую клешню,
Вдруг из расщелины краб выползает,
Свою добычу ждёт … Её хватает
И прячется опять в свою нору.
Как дивных декораций антураж,
Коралловые рифы пламенеют,
И стайки рыбок в каменных аллеях,
Как по команде делают вираж.
О берег бьётся пенная волна.
Краб озирается, морской звезды касаясь,
Играет он с медузой, улыбаясь,
Не раскрывая тайн своих до дна…
(Ольга Лифанова)
Тема урока: Работа с пластилином « Морские жители»
Цели:
- Постараемся выполнить аппликацию «Морские жители» из пластилина на картоне синего цвета;
- Научимся лепить морскую звезду, осьминога, рыбку;
- Будем составлять композицию картины, применяя творчество и фантазию;
- Выполнять работу будем аккуратно.
Правила поведения
1. На перемене не бегай и не прыгай в классе, чтобы не сбросить со стола чью-нибудь работу, не сломать ее.
2. На уроке соблюдай тишину. Не отвлекай товарища и не мешай слушать учителя. Работай руками, а не разговаривай.
3. Не бросайся пластилином. Следи, чтобы пластилин не падал на пол.
4. Следи за принадлежностями. Вовремя поднимай с пола пластилин и зубочистки. Не сори оберткой от пластилина.
5. Не бери пластилин в рот, не касайся грязными руками лица, глаз, одежды. Не трогай тетради, книги, ластики – везде будут жирные пятна, по которым ни одна ручка не пишет.
6. Люби рабочий материал и цени его. Содержи в чистоте, оберегай от пыли и грязи. Грязным пластилином никогда не работай.
7. Используй чистый пластилин второй раз, третий, даже если все цвета смешались и он стал серым.
8. Уважай труд товарища. Никогда не бери в руки чужую работу без разрешения автора или учителя. Не ломай чужих изделий, даже если они плохо сделаны.
9. Не касайся руками представленных на выставке работ, в том числе и своих.
10. Научился сам – помоги товарищу. Подскажи, каким приемом лучше сделать нужную форму или исправить ошибку. Покажи это на своей работе. Исправляй работу товарища или делай за него только с его согласия.
Подготовка пластилина к работе:
1. Отрезать от бруска нужного цвета необходимый для работы кусок пластилина.
2. Если пластилин достаточно мягкий , пальцами размять кусок целиком до рабочего состояния.
3. Если пластилин твердый , разрезать кусок на более мелкие, размять их по отдельности и сложить вместе. После этого можно лепить какую-нибудь форму.
Морские жители из пластилина
Морская звезда
Для морской звезды катаем колбаску и делим её на пять частей.
Из них делаем морковки: колбаски с одной стороны придавливаем больше.
На картон прикладываем морковки в форме звезды и слегка придавливаем.
Центр заполняем лишним пластилином.
Затем пальцами защипываем морковки, чтобы получились небольшие рёбра.
Украшаем звезду по желанию.
Рыбка
Для рыбки используем овал. Придавливаем к картону, стеком рассекаем губы.
Из двух шариков делаем глазки.
Хвостик можно сделать сплошной, или из тонких жгутиков (как на рисунке), а также, скатав шарик, можно размазать хвостик пальчиком (для маленьких).
Разукрашиваем рыбку по желанию.
Осьминог
Осьминог делается просто: шар сплющиваем и получаем голову.
Из колбасок делаем щупальца.
Чтобы получилась правдоподобная картина, можно на картон добавить водоросли, улитку, камушки, пузырьки.
Кораллы
Правила уборки своего рабочего места
1. Положи готовое или неготовое изделие, выполненное на уроке, в коробку для изделий.
2. Собери со стола и с пола пластилин по цветам и убери в коробку.
3. Стеком почисти рабочую доску, крышку парты, если там остались следы от пластилина. Соскреби прилипший к полу пластилин – грязный выброси в мусор, чистый убери в коробку.
4. Протри стек и крышку парты тряпкой. Стек и принадлежности убери в коробку.
5. Тщательно вытри руки тряпкой и вымой их с мылом.
6. Все принадлежности убери.
Вспомним тему урока: «Работа с пластилином « Морские жители» »
Выясним, достигнуты ли цели:
- Мы выполнили аппликацию «Морские жители» из пластилина на картоне синего цвета;
- Научились лепить морскую звезду, осьминога, рыбку;
- Составили композицию картины, применяя творчество и фантазию;
- Выполнили работу аккуратно.
Оцените сами себя и работу всего класса
Урок технологии во 2 классе «Объёмная лепка из пластилина» | Начальная школа
Автор: Пустовая Ольга Александровна
Организация: МОУ «Ближнехуторская СОШ»
Населенный пункт: Приднестровье, Слободзейский район, с. Ближний Хутор
ПРЕДМЕТ: ТЕХНОЛОГИЯ
КЛАСС: 2
4 четверть
Урок № 31(5)
Тема: «Объёмная лепка из пластилина».
Основная цель урока: Изготовить объёмную поделку из пластилина.
Ссылка на видео:
1) Как делают пластилиновые мультфильмы – https://www.youtube.com/watch?v=bp2HDIy6fPk
2) Телефон – https://www.youtube.com/watch?v=WzPIOzFyS9M
3) Пчёлка – https://www.youtube.com/watch?v=yaXEjw3N0to
4) Сладости – https://www.youtube.com/watch?v=0NjeQTSd2l0
5) Фрукты – https://www.youtube.com/watch?v=4BNlp3onliQ
6) Овощи – https://www.youtube.com/watch?v=XcBmRnaJn8c
7) Смайлики – https://www.youtube.com/watch?v=5NcEWw4-5Iw
Конспект урока
На этом уроке мы начнём работу с интересным, податливым, мягким, умеющим принимать любую форму, материалом – пластилином.
Пластилин – это материал, который используют для лепки различных изделий. Название «пластилин» произошло от итальянского слова «plastilina», а это слово образовано от древнегреческого слова «plastos», обозначающего «лепной».
Пластилин изобрёл в 1897 году художник и преподаватель лондонской Школы искусств Вильям Харбутт. Студенты его школы занимались лепкой, а для лепки использовалась глина, с которой сложно работать. Харбутт хотел обеспечить своих студентов таким материалом, который не высыхал бы при создании скульптур и мог быть использован многократно. Вначале Вильям Харбутт использовал своё изобретение только для занятий со студентами, но увидев какое удовольствие от пластилина получали его собственные дети, он решил продавать пластилин, чтобы и другие дети могли ему радоваться. В 1900 году Вильям Харбутт открыл свою фабрику по производству пластилина.
А вот в Германии считают, что пластилин изобрёл в 1880 году немецкий фармацевт Франц Колб. И в наше время пластилин, изготовленный точно по его рецептуре, продают под названием «Мюнхенский художественный пластилин». С тех пор дети, студенты, художники, скульпторы, архитекторы и инженеры использовали огромное количество пластилина для создания самых разных вещей.
Изготавливают пластилин из очищенной и измельченной в порошок глины. А для того чтобы пластилин не засыхал на воздухе, в порошок из глины добавляют воск, животное сало, вазелин и другие вещества. Сначала производили пластилин только серого цвета (тот, который изобрёл Вильям Харбутт), потом стали добавлять краску, и появилось четыре основных цвета. Сегодня же можно купить пластилин различных цветов и оттенков.
Пластилин отличается от других материалов для лепки тем, что он имеет различные оттенки, остается мягким и не твердеет на воздухе, почти не липнет к рукам. В зависимости от температуры этот материал имеет разную степень мягкости. Пластилин практически безвреден и не имеет срока годности.
Хорошим считается пластилин, который легко режется пластмассовым ножичком (стекой), быстро согревается в руках и становится мягким, держит форму, хорошо липнет к самому себе, но не к рукам, не трескается и не крошится, не пачкает руки и легко смывается тёплой водой. В основном пластилин используется для детского творчества и изготовления различных макетов.
Сегодня на уроке мы с вами научимся изготавливать объёмные поделки из пластилина, узнаем о правилах безопасной работы с этим материалом, узнаем об основных формах, которые используют в лепке. Не забываем приготовить для работы необходимые материалы, инструменты и своё рабочее место. Для работы нам понадобятся: пластилин, клеёнка или газеты, подкладная доска, различные стеки (специальные пластмассовые ножи), пластмассовая скалочка (для раскатывания и расплющивания деталей), мягкие тряпочки. После завершения работы необходимо убрать своё рабочее место, аккуратно сложить инструменты и материалы, вытереть стол, если на пол упали кусочки пластилина, то пол нужно сразу же очистить, затем тщательно вымыть руки тёплой водой с мылом.
Правила работы с пластилином
- Нельзя брать пластилин в рот.
- Во время лепки не трогай руками лицо, глаза, одежду.
- Выбери для работы нужный цвет пластилина.
- Отрежь стекой нужное количество пластилина.
- Согрей кусочек пластилина теплом своих рук, чтобы он стал мягким, а затем приступай к лепке.
- Для лепки используй клеёнку, подкладную доску, специальные стеки.
- Не выбрасывай даже маленькие кусочки пластилина, разложи их по цвету в коробку – они пригодятся для других поделок.
- Поделку, которая не получилась, не нужно сминать в один комок; аккуратно разбери её по цветам, ведь чистые цвета тебе пригодятся для другого изделия.
- После окончания работы хорошо вытри руки сухой мягкой тряпочкой или салфеткой и только потом вымой их тёплой водой с мылом.
Конечно, вы сегодня не в первый раз работаете с пластилином и уже знаете, что при лепке из пластилина пользуются такими основными формами: цилиндр, шар, конус. На уроке мы будем их лепить и научимся преобразовывать в другие фигуры, которые затем превратятся в интересные поделки. Также мы познакомимся с технологией лепки весёлой улитки и забавного осьминога.
Технология лепки цилиндра и его преобразование:
1. Отрезаем стекой кусочек пластилина, согреваем в руках.
2. Раскатываем пластилин продольными движениями «вперёд-назад».
3. Можно раскатать одной ладонью по дощечке такими же движениями.
4. Если нужен тонкий жгутик, раскатываем его между кончиками пальцев.
5. Цилиндр можно преобразовать в кольцо, спираль, сплющить в ленту, свить между собой несколько жгутиков, раскатать в конус.
Технология лепки шара и его преобразование:
1. Отрезаем стекой кусочек пластилина, согреваем в руках.
2. Раскатываем пластилин между ладоней круговыми движениями.
3. Раскатываем пластилин одной ладонью по дощечке круговыми движениями.
4. Для получения маленьких шариков раскатываем пластилин круговыми движениями между большим и указательным пальцами, или указательным пальцем по дощечке.
5. Шар можно слегка вытянуть с обеих сторон и раскатать в эллипс; оттянуть с одной стороны и получить грушевидную форму; раскатать в конус; сплющить между ладонями в диск; сплющить с одной стороны в полусферу; сделать углубление пальцами или карандашом.
Технология лепки конуса:
1. Отрезаем стекой кусочек пластилина, согреваем в руках.
2. Раскатываем пластилин в цилиндр или шар.
3. Шар или цилиндр кладут на доску и перекатывают одну половину в направлении «вперёд-назад», постепенно сужая к концу фигуры.
Используя основные формы для лепки, мы сегодня научимся делать объёмные поделки из пластилина в технике конструирования – это соединение отдельно слепленых элементов в одно целое изделие.
Технология лепки улитки:
1. Отрезаем кусочек пластилина для туловища улитки, согреваем в руках, разминаем и скатываем один большой шар (тело) и два маленьких (рожки).
2. Большой шар раскатываем в «колбаску» и дважды изгибаем под прямым углом, получаем голову и ножку, которую нужно немного приплюснуть.
3. Из маленьких шариков скатаем рожки и прикрепим их к голове.
4. Из белого и чёрного пластилина сделаем глазки, которые можно прикрепить к голове с помощью кусочка проволоки.
5. От пластилина другого цвета отрезаем кусочек для домика-раковины улитки, согреваем в руках, разминаем и скатываем большой шар.
6. Шар раскатываем в «колбаску», которую закручиваем в спираль.
7. Изготовленную ракушку прикрепляют к плоской части туловища.
Технология лепки осьминога:
1. Брусок пластилина разделим на 2 части, из одной части скатаем шар, затем его сделаем продолговатым с расширенной верхней частью – это голова.
2. Вторую часть пластилина разделим на 8 равных частей и скатаем из них 8 не очень тонких жгутов-лапок. Соединим голову и лапки осьминога.
3. Из белого и голубого пластилина слепим глазки, из розового или красного пластилина сделаем ротик, прикрепим детали к голове.
4. На голову и лапки прикрепим небольшие точки-крапинки из пластилина другого цвета. Каждую точку-крапинку проткнём спичкой или стержнем от пустой шариковой ручки. Все щупальца немного изогнём, тогда наш осьминог будет похож на настоящего морского жителя.
Вопросы для самоконтроля и задания:
- Кто и когда изобрёл пластилин?
- Посмотри видеосюжеты об изготовлении различных объёмных поделок из пластилина, сделай поделки из пластилина.
Идеи для поделок из пластилина можно посмотреть по этому адресу: Яндекс. Видео. Картинки. Поделки из пластилина.
Приложения:
- file0.docx.. 417,5 КБ
глина – Art is Basic
Марсия Беккет | | 1 класс, животные, глина, коллективное творчество, 1 класс, 2 класс
Мы сделали 3 пластины для отпечатков пальцев для нашего школьного аукциона. В качестве материалов мы использовали обеденные тарелки Bisque от Mayco. Подглазурная глазурь различных цветов Бутылочка для письма Fine line (заполненная глазурью) Прозрачная глянцевая глазурь Первой была тарелка на тему доктора Сьюза «Одна рыбка, две рыбки, красная рыбка, синяя рыбка» для дошкольников. Рыба сделана из их отпечатков пальцев. Второй была птичья тарелка для первоклассников. Все птицы были сделаны из отпечатков пальцев детей. Их… Читать дальше… →
Метки: 2 класс, аукцион, аукционные работы, совместные проекты, первый класс, детский садМарсия Беккет | | все сорта, глина, авторская работа, мозаика
Каждый год я и мои ученики создаем произведения искусства для школьного аукциона. Если вы посмотрите здесь, вы можете увидеть некоторые из аукционных работ прошлых лет. В этом году каждый ученик К-8 классов изготовил фактурные глиняные круглые плитки. Мы приклеили их на несколько зеркал. Процесс изготовления круглых плиток из глины довольно прост, но он учит детей нескольким важным навыкам работы с глиной. Сначала раскатайте плоский кусок глины (называемый «плитой»). … Читать дальше… →
Марсия Беккет | | Art Ed Blogger’s Network, глина, пятый класс, четвертый класс, скульптура, обществознание
Как АРТ вписывается в STEM? STEAM: наука, технологии, инженерия, искусство и математика. Тема этого месяца в сети Art Ed Blogger — STEAM. Как учителя рисования подходят к STEAM в классе? Должны ли учителя рисования использовать STEAM? Есть много разных мнений о STEAM. Лично мне нравится приносить разные предметы в художественную комнату. Я думаю, это здорово, что так много наших художественных проектов связаны с другими дисциплинами. Однако я также считаю, что искусство ради искусства тоже важно. … Читать дальше… →
Чтобы сделать эти очаровательные маски животных из глины, мы использовали пластиковые формы для лица (со слоем полиэтиленовой пленки между ними) в качестве форм для оседания глины. Другой вариант заключался в том, чтобы использовать заднюю сторону чаши из пенопласта для придания формы маске. Дети добавили и закрепили части лица. После обжига они были расписаны глиняными глазурями.
Tagged глина, маски, третий сорт Вот веселый и простой проект, которому я научил своих второклассников. Мы использовали обычную глину для обжига и глянцевую глазурь. Вот видео, которое я сделал для своих учеников, чтобы продемонстрировать, как сделать настенные ковры. Это было до того, как я купил новую камеру, поэтому качество не такое хорошее. Кэсси Стивенс сделала аналогичный настенный проект только с инициалами. В следующем году, я мог бы попробовать это!
Здравствуйте! Сегодня я расскажу о некоторых глиняных проектах, над которыми работали мои ученики. Последние несколько недель мы были заняты изучением техники работы с глиной, лепкой и глазурью. В прошлом году мы не могли использовать обычную глину, так как печь вышла из строя, поэтому моим ученикам не терпелось поработать с глиной! Классы 5-6 классов лепили глиняные замки. Мы связали глиняный агрегат с их изучением Средневековья. … Читать дальше… →
Метки: пластилин, пятый класс, скульптура, шестой класс Это урок пластилина, который очень понравился моим ученикам. Вы можете увидеть мои предыдущие посты об этом проекте здесь и здесь. Ученики 4-го и 5-го классов изучают древний Египет на уроках обществознания, и они рады узнать больше об искусстве и архитектуре в моем классе. Я показываю им Powerpoint с обзором египетского искусства, а затем они работают над собственным дизайном саркофага. Я призываю их… Читать дальше… →
Этих симпатичных монстров из горшков с щипцами сделал мой второклассник. Вот раздаточный материал, который вы могли бы использовать о том, как сделать щепотку горшка. Сделав щипцы, ученики перевернули их на бок, немного сплющили рот, а затем добавили глаза, носы, рога, уши, языки и зубы. Обязательно делайте надрезы и добавляйте воду между каждой частью. (Некоторые скользят, но я обнаружил, что с нашей консистенцией глины просто… Читать дальше… →
Метки: 2 класс, глина, монстры, щипцы, скульптураМарсия Беккет | | глина, пятый класс, скульптура, шестой класс, обществознание
Привет друзья. У меня так много проектов в резерве, чтобы показать вам. Я занимался глиной со всеми моими классами в течение сентября. Мы строим нашу школу, и из-за строительства наша печь не будет работать с конца ноября до конца учебного года, поэтому мы должны сделать всю нашу глину прямо сейчас! Мои 5-6 классы лепили глиняные замки. Средневековый период они будут изучать позже… Читать дальше… →
Метки: замки, глина, пятый класс, скульптура, шестой класс Я влюблена в эти великолепные глиняные цветы, которые сделали мои 3-классники. Этим летом, когда я был в отпуске в Мичигане, я увидел несколько прекрасных глиняных гобеленов в художественном магазине. Это были многослойные глиняные цветы, и они были ОГРОМНЫМИ! Они были такими классными. Я думал, что мои ученики смогут сделать что-то подобное в меньшем масштабе. Дети научились раскатывать глиняную плиту. Затем вырезали различные шаблоны цветов, обводили их и вырезали из… Читать дальше… →
Это проверенный пластилиновый урок для детей. Кто не любит милых монстров? Второклассники начали с изготовления щипцов. Этот раздаточный материал показывает вам, как это сделать. Переверните горшочек на бок и добавьте глаза, зубы, уши, языки, ноги и другие детали. Мы рисовали нашу акриловыми и темперными красками.
Tagged пластилин, монстры, щипцы, скульптура, второй сортПервоклассники вовсю раскатывали глиняные плиты, рисовали свою бабочку, вырезали глину и штамповали текстуры в глине. Помните игру Совершенство? Когда я координировал летний дневной лагерь, у нас была эта игра, и детям она нравилась. В один прекрасный день игра перестала работать, и мы не смогли это исправить. Что делать с осколками? Они идеально подходят для штамповки в глине, а также для штамповки краской! Я использовал эти штуки… Читать дальше… →
Марсия Беккет | | глина, пятый сорт, скульптура, шестой сорт
Ученики пятого и шестого классов изучают Средневековье на уроках словесности/социологии. Мне нравится преподавать этот проект замка из глины, потому что он позволяет учащимся практиковать важные навыки строительства из глины (к тому же это просто весело!): строительство из прокатных плит с подрезкой плит и использованием сглаживания скольжения добавление украшений остекление Мы начали с рисования некоторых предварительных эскизов средневековых замков. Студенты рассмотрели несколько примеров для справки. Средневековый замок (один из примеров ресурса) Они нарисовали свои… Читать дальше… →
Tagged замок, глина, пятый сорт, средневековье, скульптура, шестой сорт, плитыМарсия Беккет | | глина, скульптура, третий сорт, Без рубрики
Изготовление глиняных кружек с учащимися 3-го класса. Это отличный урок, который можно адаптировать практически к любому возрасту. Я преподавал этот проект ученикам средней школы и добился очень успешных результатов. Это самая младшая группа, которую я обучал лепке вазы с глиняным лицом, и я думаю, что они справились очень хорошо! Используемые техники работы с глиной: раскатывание плит и использование линейки для вырезания глиняного прямоугольника, отслеживание вырезания глиняного круга для основы, формирование черт лица… Читать дальше… →
Tagged глина, лица, глазурь, кружки, скульптура, третий сортМарсия Беккет | | пластилин, коллаж, рисунок, первый класс, сердечки, праздник, детский сад, роспись, День святого Валентина
Каждый год на День святого Валентина я пробую что-то новое. Я люблю оживлять вещи, а вы? Вот некоторые из прошлых, которые я сделал. 1. Коллажи с сердечками на день святого Валентина 2. Прохладные руки, теплое сердце 3. Простые глиняные сердечки для детского сада Я сделала их для рождественских подарков, но они идеально подходят для Дня святого Валентина. 4. Карты моего сердца (от детского сада) 5. Печатные валентинки из пенополистирола Follow @marcia_beckett
Поиск
Ищи:Принадлежности для художественных журналов
Верхние посты
Инстаграм
Играйте с глиной — Better Kid Care — Penn State Extension
Поскольку глина добывается из земли, это натуральный материал. Поскольку дети любят натуральные материалы (камни, песок, воду, грязь, сосновые шишки и палочки), глина, вероятно, тоже будет хитом. Натуральные материалы — это трамплин для творческого мышления и связь с природой и искусством (наряду со многими развивающими навыками!).
Игра с пластилином: ты и я
Хотя есть взрослые, которые никогда не сталкивались с натуральной глиной, многие воспитатели считают, что игра с пластилином должна стать для маленьких детей регулярным занятием (точно так же, как время на свежем воздухе, игры с водой или картина). Это поднимает важный вопрос: когда мы предлагаем детям материалы для игры, разве мы не должны знать, каково это использовать эти материалы? И если на то пошло, разве мы не должны понимать, какие навыки развития они поддерживают и какую пользу они приносят детям?
Прежде чем знакомить детей с пластилином, попробуйте сами поиграть с пластилином, чтобы понять, что это такое. Понаблюдайте за детьми, когда они играют с пластилином. Все дети разные, поэтому адаптируйте опыт к их способностям, потребностям и интересам. При работе с глиной действительно нет правильного или неправильного; только то, что лучше всего подходит для детей и вашей программы.
Дети и пластилин
Знакомство с пластилином для детей младшего возраста дает много возможностей для реализации их индивидуальных идей, чувств и развития навыков. Для маленьких детей глина не имеет предвзятых представлений о том, что это такое и как ее предполагается использовать. Через пластилин дети покажут многие части себя:
- Подходы и реакции на новый материал (воображение, этапы вовлечения, темперамент, чувства)
- Инициатива, любознательность и решение проблем
- Техника и манипулирование (что они делают и какие навыки используют)
- Физическое развитие ( мелкая и крупная моторика)
- Идеи в репрезентативных формах (связывание идей со смыслом, символические демонстрации)
- Выражение и общение (язык, грамотность, социальные и эмоциональные навыки)
- Взаимодействия и изменения во времени (с другими людьми, другими материалами)
Вы также можете легко определить множество стандартов раннего обучения. Посетите Департамент образования вашего штата, чтобы узнать больше о стандартах раннего обучения. В штате Пенсильвания перейдите по адресу http://www.pakeys.org/pages/get.aspx?page=career_standards
Советы по игре с пластилином
- Безопасность превыше всего. Любой материал для детей должен быть безопасным. Выбирайте глину с четкой маркировкой «Сертифицировано нетоксично» и отвечающую требованиям, изложенным Комиссией по безопасности потребительских товаров США на сайте www.cpsc.gov/PageFiles/112284/5015.pdf 9.0076
- Все дети должны находиться под присмотром.
- Имейте в виду и не предлагайте детям в возрасте до трех лет удушающие средства.
- Найдите авторитетный сайт, чтобы купить сертифицированную нетоксичную глину , маркированную Комиссией по безопасности потребительских товаров США.
- Иметь надлежащие рабочие поверхности: большие столы, защищенное пространство на полу или отдельные доски для работы детей (дерево, плотный картон и т.