Простить и испросить прощения / Православие.Ru
Как часто – практически во всех неприятностях с ближними – нам почему-то кажется, что сами мы ни при чем и нисколечко не виноваты. Уже в библейском описании грехопадения первых людей мы читаем, как Адам оправдывался перед Богом: нет, это не я виноват, а жена, которую Ты мне дал. В свою очередь жена говорит: это не я, а змей (см.: Быт. 3: 11–13). А змею, выходит, и деться некуда, хотя он, как тварь Божия, тут ни при чем. По объяснению святых отцов, змеем воспользовался падший денница, чтобы соблазнить людей. Но его соблазн не томил сладкой истомой первых людей, еще чистых, не изведавших на собственном опыте греха. Они сами распахнули двери своего сердца навстречу загадочному искушению, проявив откровенное недоверие Богу. Так вот, их самооправдание сделало невозможным покаяние: они не захотели сказать: «Господи! Мы согрешили, прости!» – а значит, их исправление в тот момент было уже невозможно.
Удивительно, мы можем понаблюдать за собой: всегда, когда мы всячески оправдываем себя, в душе нет покоя и мира, а какое-то мутное чувство самодостаточности своего «я», возвышающегося, словно надменный истукан, над всем окрестным миром, над миром, по нашему мнению, несовершенных друзей, коллег и знакомых.
Самооправдание проявляется во мнении, что наши проступки вовсе не проступки: так сложились обстоятельства, что мы вынуждены были поступить именно так, нам неправильно представили ситуацию и т. д. и т. п. Самооправдание заверяет, что сами по себе мы святы и только внешние обстоятельства не дают нам раскрыть себя во всей полноте. Такая позиция вносит в душу мрак, лишает ум ясности, а сердце – чистоты и покоя. Один брат спросил авву Пимена: «Что мне делать? Меня давит какая-то тяжесть». Старец ответил: «Когда пловцы большого судна увидят, что наступает мрак, они пристают к берегу и вбивают кол, чтобы судно не ушло. Этот кол есть самоосуждение». Признавая вину свою, а не ближнего, мы сможем удержать душу у пристани спасения.
Для этого нужно научиться говорить «прости». Это слово есть лучший способ для уврачевания конфликтов и исцеления от греха. Оно извергает из сердца яд зла и призывает к тому же обидчика или обиженного. В житии преподобного Кирилла Белозерского повествуется, как в обители святого жил монах Феодот, который до того возненавидел преподобного, что не мог не только видеть его, но и слышать. Никому не удавалось убедить Феодота отложить свою беспочвенную вражду, так что Феодот решил уйти из монастыря. Перед этим он, как полагалось, зашел к настоятелю на исповедь. Святой Кирилл принял его с такой любовью, что, прежде чем тот исповедал свои помыслы, сказал: «Любезный о Христе брат! Все обманываются, почитая меня человеком добрым, один ты судил правильно, признав мои грехи и злобу. Но, уповая на милость Господа, Который поможет мне исправиться, прошу и тебя простить оскорбления, мною тебе нанесенные, и молиться за меня милосердому Спасителю». Пораженный смирением и незлобием настоятеля, монах тут же раскаялся, признал свою неправоту и просил прощения. После этого Феодот уже и не думал выходить из-под начальства преподобного Кирилла. Так испрашивание прощения изменило другого человека, явив ему свет смирения и любви.
Поразительно, но люди интуитивно чувствуют, что перед лицом вечности нельзя таить друг на друга зла. Когда два человека навсегда расстаются, они говорят друг другу «прощай», то есть «мы уже не увидимся, и потому не будем держать друг на друга обид». Когда умирает человек, он также просит у родных и близких прощения. Потому что вечность – это встреча с Богом, а перед Богом не оправдается душа, обремененная грузом злых мыслей. Но Бог видит нас и в повседневной жизни, видит, как мы ведем себя с окружающими, поэтому чем чаще человек очищает свою совесть этим удивительным словом «прости», тем все более он становится счастлив.
Нам стыдно признаться в своих ошибках перед людьми. Но если мы будем признавать их хотя бы перед самими собой, то это уже достижение.
Обыкновенно нам стыдно признаться в своих ошибках перед людьми. Но если мы будем признавать их хотя бы перед самими собой, то это уже достижение. Не задвигать собственные оплошности на задворки памяти, как бы прятать их от самих себя, а заострить внимание, в чем я был неправ перед ближними, внимательно для себя разобрать, как мне следовало поступить и что я могу исправить. Не зря святые отцы рекомендуют каждый вечер испытывать свою совесть, вспоминать все совершенные за день грехи, каяться в них и стремиться не повторять. Если мы приобретем этот навык, наши отношения с другими людьми станут заметно лучше. Ведь только тот, кто видит свои ошибки, способен исправить их.
Тем не менее, мало просить прощения у обиженных нами людей. Ведь может случиться так, что кто-то причинил нам неприятность, сам не просит прощения, тогда мы должны решиться на важный для нас шаг – самим простить другого.
А приходилось ли вам замечать, что, когда вы прощаете обидчика, внутри как будто развязывается тугой узелок? Словно с души снимается тяжелый груз – и становится легче. Мы призваны прощать, чтобы в глубинах души не был стянут железным узлом грех злопамятства.
«Прощайте, и прощены будете» (Лк. 6: 37), – говорит Спаситель.
Давайте задумаемся. Когда мы становимся на молитву, то, конечно, хотим, чтобы Бог простил нам наши грехи. Но если при этом мы сами не прощаем других, то как просить себе прощения у Бога? Евангельские истины очень просты: Господь прощает нам тогда, когда мы прощаем другим, Он отпускает нам наши долги, когда и мы отпускаем должникам нашим.
«Тогда Петр приступил к Нему и сказал: Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз? Иисус говорит ему: не говорю тебе: до семи раз, но до седмижды семидесяти раз» (Мф. 18: 21–22). Чтобы более наглядно понимать, о чем идет речь, Христос рассказывает притчу про раба, задолжавшего царю огромную сумму. Раб упросил царя простить ему долг, но как только встретил своего должника, крайне немилосердно отнесся к нему: посадил в темницу, пока не будет возвращен весь долг. Когда весть об этом дошла до государя, тот, разгневавшись, предал немилосердного раба истязателям. А Христос заключает притчу словами: «Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его» (Мф. 18: 35).
Преподобный Марк Подвижник говорит: «Кто сам за себя мстит, тот как бы осуждает Бога в недостатке правосудия». Неужели мы думаем, что Бог не знает, кому и как воздать? Христианин же призван воевать не с людьми, а с грехами. Поэтому и целью ставится не отомстить кому-то, а еще раз победить плохое, что подступает к душе.
Прощение причиненных обид в духовном смысле имеет величайшую цену, поскольку уподобляет человека милосердому Богу. «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5: 43–48).
«Я никогда не прощу свою мать за то, что она делает: пьет и не думает исправляться».
Впрочем, достичь совершенства трудно. В одной телевизионной передаче, в которой автор этих строк принимал участие, молодой человек, Богдан, сказал: «Я никогда не прощу свою мать за то, что она делает: пьет и не думает исправляться». Как непросто было найти слова, которые помогли бы ему совершенно по-новому взглянуть на эту проблему: мама губит себя, это ее болезнь и великая беда; если мы любим маму, нужно помочь ей освободиться, но никак не замыкаться на себе и думать, что я чего-то не получил от мамы из-за этой ее трагедии.
Но все же – и пусть не судит меня строго читатель – этот молодой человек, Богдан, в какой-то мере прав (стало быть, и его мы не должны осуждать). В детстве он не испытывал тех материнских тепла и заботы, какие имели другие дети. Ведь, по сути, мама бросила его с сестрой, они жили у тети. Так что сама его фраза: «Я не прощу маму за то, что она пьет и не хочет исправиться» – лишь выражает протест против сложившегося положения вещей.
Только вот всякий раз, когда мы не прощаем своего обидчика, мы завязываем в душе невидимый узелок. Множество непрощенных обид – это множество узелков, удушающих нас. Напротив, всякий раз, когда мы прощаем кого-либо, на душе сразу становится легче. Поэтому прощение есть свобода сердца, радость обретения. И это прощение нужно прежде всего для нас самих.
Каково же было мое удивление, когда через год, при новой встрече с Богданом в телепередаче, посвященной прощению, он изменил свое отношение к маме. Оказалось, за полгода до этого Богдан сам пошел к ней, сам сказал: «Мама, у тебя есть мы – твои дети. Я готов заботиться о тебе, помогать. Но и ты постарайся исправиться». Ему трудно было сделать первый шаг, но, как только он его сделал, на душе стало легче. А мама в слезах пошла в храм, исповедалась, причастилась. Она старается жить по-новому, а у Богдана появилась отдушина.
Прощение способно преобразить тех, кого мы прощаем. Святой архидиакон Стефан, этот первый христианский мученик, молился об убивавших его: «Господи! не вмени им греха сего» (Деян. 7: 60). И впоследствии Савл, одобрявший убиение первомученика, чудесным образом был обращен ко Христу, стал апостолом Павлом. Известны люди, в свое время крайне критически относившиеся к Церкви, вере и христианским святыням, категорично спорившие о религии, но потом непостижимым, только Богу известным образом пришедшие ко Христу. Кто знает, может, этому обращению способствовали молитвы о них, молитвы о том, чтобы Господь привел их к Себе и «не вменил им греха сего». Прощая другого, мы свидетельствуем, что в человеке еще есть святое и доброе и что в нас самих не умерла вера в Бога, способного претворить холодное сердце в живое и любящее.
Преображающая сила прощения подробно и ярко описана в романе Виктора Гюго «Отверженные». Проведший многие годы на каторге Жан Вальжан, получив свободу и не найдя себе нигде приюта, попросился переночевать у епископа. Владыка принял его радушно, накормил и уложил спать в уютной комнате. Ночью бывший каторжник проснулся и, не справившись со своей порочной натурой, украл всю серебряную посуду, которой пользовался епископ и другие проживавшие в его доме люди, и скрылся. Утром епископ спокойно объяснил происшедшее: «Я был неправ, пользуясь, и так долго, этим серебром. Оно принадлежало бедным. А кто такой этот человек? Несомненно, бедняк». Но вот жандармы привели трепещущего Жана к епископу, показывая украденное серебро. Епископ невозмутимо обратился к нему: «Очень рад вас видеть. Но послушайте, ведь я вам отдал и подсвечники. Почему же вы не захватили их вместе с вашими приборами?» Оказывается, он все это подарил и никакой кражи не было! Жандармы отпустили вконец растерявшегося вора. Такое прощение и нежданная любовь произвели в его душе переворот, заставили переосмыслить прожитую жизнь, а затем привели к покаянию и нравственному воскресению.
Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Если ты не прощаешь врага, то не ему наносишь вред, а самому себе: ему ты часто можешь вредить в настоящей жизни, а себя самого делаешь безответным в будущий день. Ибо ничего так не отвращается Бог, как человека злопамятного, как сердца надменного и души раздражительной».
Если бы мы окинули внутренним взором всю свою жизнь и подумали о том, что нас ждет в жизни будущей, представили Суд, который неминуемо последует, то поспешили бы прощать других, чтобы и мы были прощенными. «И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим» (Мф. 6: 12), – просим мы в молитве Господней, но подчас произносим эти слова механически, без сердечного чувства, без веры в прощение. Нам трудно прощать других, поскольку мы не понимаем великой ценности прощения. Ущерб от обиды кажется слишком существенным. И только Евангелие способно открыть нам глаза: чем больше прощаешь других, тем больше и тебе самому отпустится.
Постараемся же вспомнить свою неправоту, от всего сердца испросить у наших ближних прощения, а заодно простить все обиды, которые таятся в глубинах нашей души, и таким образом сделать шаг к той внутренней свободе и радости, которые Господь подает сердцу милостивому и незлобивому.
pravoslavie.ru
О прощении — сила, способная изменить жизнь
Никто тебе не друг, никто тебе не враг, но всякий человек тебе учитель.
Сократ.
Сегодня я хочу поговорить о Прощении.
О силе, которая способна изменить нашу жизнь, наше здоровье.
Мы все часто обижаемся и лелеем обиды. Действительные и мнимые. Чувство обиды нам знакомо уже с самого раннего детства. Но, пока мы еще маленькие, нам проще избавиться от его пагубного действия – достаточно, чтобы родные пожалели, приласкали – и мы уже простили, улыбаемся. И сами готовы и попросить прощения, и простить – одинаково легко. Вспомните детскую мирилку:
«Мирим, мирим навсегда, чтоб не сорить никогда…».
В детстве жизнь кажется проще. Потом мы растем и уже просьба о прощении, как и само прощение, дается нам всё труднее и труднее.
Обиды накапливаются, разрастаются. Каждая новая кажется всё более и более сильной. И уже ум постоянно занят обидами: или самобичеванием за нанесенные нами, или переживаниями от тех, которые нанесли нам. От постоянных повторов, попыток увидеть происшедшее в другой ситуации: а вот если бы… чувство обиды или вины разрастается. Сказанное кем-то слово, эпизод фильма, неожиданная встреча – всё может послужить толчком к очередному переживанию старой ситуации.
Что же в итоге? Мы получили мощнейшее оружие уничтожения собственного здоровья и судьбы.
И, что очень важно, никто и ничто не может справиться с его разрушительным действием, кроме нас самих. Именно каждый из нас имеет противоядие всему этому – и называется оно Прощение.
Сила прощения. Насколько она действенна, я испытала на себе и могу уверенно сказать – безгранично. И если бы только узнала об этом раньше, до того как многое уже стало невозможно изменить!
Я оказалась как в замкнутом, заколдованном круге. Старые детские обиды дополнялись новыми, слой за слоем. И этот «пирог» давил, не давал возможности жить. Как снежный ком нарастали проблемы в жизни и со здоровьем.
Среди книг, которые я в это время читала, попалась небольшая книжечка, автором которой был А. Свияш. В целом, я не сочла её для себя нужной, но в ней приводилась «прощальная молитва», которая меня очень заинтересовала.
Я решила попробовать.
Прежде всего, нужно простить себя. Это оказалось очень трудно. Всё внутри сопротивлялось. Но, пока не разберешься с собой, не сможешь решить и проблемы с другими.
Я любила утром идти на работу пешком – всего на дорогу уходило минут 35-40. Так как для выполнения медитации прощения не нужны какие-то особые условия, я решила выполнять её как раз по пути на работу.
Назвать её можно и медитацией, и молитвой.
В ней две части.
Текст первой части – прощение себя.
С любовью и благодарностью прощаю себя и принимаю себя такой, какая я есть (для мужчин – таким, какой я есть). Я прошу прощения у себя за мои негативные мысли и эмоции по отношению к себе.
Вторая часть – прощение своей жизни.
С любовью и благодарностью прощаю свою жизнь и принимаю её такой, какая она есть. Я прошу прощения у своей жизни за мои негативные мысли и эмоции по отношению к ней.
Только нужно в эти слова вкладывать всю душу. Если просто, заучено повторять слова, мыслями уносясь куда-то, не стоит ждать никакого результата. Если не получается произносить мысленно, говорите тихонько или шёпотом. Произносите этот текст, как заклинание, пока не появится ощущение, как будто отлегло от сердца, как будто сердце «вздохнуло». Значит – прощение произошло. Это может случиться и довольно быстро, и (как у меня) через несколько дней.
После того, как простили себя, можно прощать и всех, кто вам близок и тех, с кем просто знакомы.
Попытайтесь составить список всех, с кем вас сталкивала жизнь, чтобы никого не забыть.
С каждым нужно работать отдельно. Не начинайте работать со следующим человеком, не почувствовав, что цель – Прощение — достигнута.
Мне сложнее всего оказалось с мамой. Наверное, потому что от самых близких, мы ожидаем особой чуткости и понимания, сами при этом эти качества проявляем к ним далеко не всегда. И самое интересное, когда мне это удалось, захотелось понять, почему же она поступала со мной именно так. И я сумела. Я смогла понять мамины поступки. А когда понимаешь, уже не можешь обижаться. Потому что знаешь, по-другому она поступать не могла, т.к. не знала замечательного чуда – Прощения. Но изменение почувствовала и мама. Это было понятно и по изменению ее отношения ко мне и по ее словам: «Я столько сделала тебе плохого, а ты так ко мне относишься».
После этих слов я особенно поняла, какая сила заложена в прощении. Наши отношения изменились и мы действительно стали близки друг другу.
Во второй медитации так же две части.
В первой – ваше прощение человека.
С любовью и благодарностью прощаю (имя) за негативные мысли, эмоции и поступки по отношению к себе и принимаю его таким, какой он есть.
Вторая часть – получение прощения.
С любовью и благодарностью Я прошу прощения у (имя) за мои негативные мысли, эмоции и поступки по отношению к нему. С любовью и благодарностью (имя) прощает меня.
Если человек уже покинул наш мир, замените слова «…и принимаю его таким, какой он есть» на другие «…и отпускаю его». Когда почувствуете, что прощение состоялось, завершите медитацию словами: «Мы свободны».
Попробуйте на себе силу Прощения. Да, это очень большая работа над собой. Но результат того стоит.
yazivu.ru
Как правильно просить прощения
Важны не только слова, составляющие просьбу о прощении, но и то, как мы их произносим.
Есть, как минимум, пять причин, объясняющих преимущества фразы: «Я виноват, прости меня, пожалуйста».
- Эти слова помогают обиженному вами человеку почувствовать объективность своих чувств.
- Они помогают улучшить отношения. Человек, который раньше считался равнодушным и бесчувственным, начинает восприниматься как лицо, заслуживающее доверия.
- Эта фраза помогает человеку жить дальше, не возвращаясь вновь и вновь к прошлым обидам.
- Поскольку просьба о прощении подразумевает смирение, возможно, этот опыт послужит сдерживающим фактором, который не позволит обидчику вновь совершить подобную ошибку.
- Улучшение взаимоотношений будет способствовать восстановлению доверия в будущем.
Важны не только слова, составляющие просьбу о прощении, но и то, как мы их произносим.
- Требовать прощения или обращаться к третьему лицу с тем, чтобы он попросил прощения от нашего имени, значит лишь усугубить ситуацию.
- Человек, который просит прощения против своей воли, также не может считаться полностью раскаявшимся.
ШАГ 1: заявите о своих намерениях
Возьмите на себя полную ответственность за причиненную вами неприятность. Вам не следует думать: «Я бы никогда не поступил так, если бы она первая не начала вести себя вызывающе». Так же, как вы перекладываете ответственность за свои слова, чувства или поступки на других людей или обстоятельства, окружающий мир будет контролировать вас.
Помните, что любой человек стремится к самоуправлению и саморегулированию и в то же время сопротивляется этому. Именно по этой причине вы можете достичь своей цели, только проведя критический анализ своих личных качеств.
Вы можете сказать: «Таня, на прошлой неделе я сделал то, чем не могу гордиться. Я это сделал, и я хочу, чтобы ты знала, что я осознал свою ошибку».
ШАГ 2: выразите сочувствие
Поставьте себя на место другого человека. Хотя это проще сказать, чем сделать, все же постарайтесь найти подходящие слова для того, чтобы сказать о своей ошибке. Это позволит человеку понять, что вы осведомлены о причине его боли. Вы можете задать себе вопрос: «Что бы я чувствовал или думал, если бы такое случилось со мной?». Расскажите о своих ощущениях тому, кого вы обидели.
Например, вы можете использовать одну, несколько либо все приведённые ниже фразы:
- Я понимаю, что ты чувствуешь себя преданным.
- Мне кажется, что мое поведение разочаровало и смутило тебя.
- На твоем месте я бы чувствовал себя расстроенным и униженным. Это так?
- Думаю, что ты считаешь, что мне нет до тебя дела.
Заметьте, что все эти мысли высказаны в форме вопросов или предположений, а не категоричных утверждений. Никто не хочет, чтобы ему говорили, как он должен себя чувствовать, это можно было бы рассматривать, как попытку дать оценку происходящему. Понимание же, напротив, подразумевает внимательное изучение ситуации и создание объективной картины случившегося. Помните о разнице между этими двумя подходами.
ШАГ 3: соблюдайте осторожность, когда будете давать обещания
Было бы неосторожно с вашей стороны сказать: «Я обещаю, что это больше никогда не случится. Я обещаю, что больше никогда не причиню тебе боли». Это практически невозможно, поскольку все мы обладаем недостатками и живем в несовершенном мире.
Гораздо лучше сказать: «Я постараюсь сделать все от меня зависящее, чтобы никогда не причинить тебе боли и не обидеть тебя».
Вы всегда должны иметь перед собой самые благородные цели. Не следует механически выполнять все эти этапы для того, чтобы обезоружить свою жертву и тем самым создать возможность вновь совершить ту же самую ошибку. Необходимо тщательно изучить собственные намерения, чтобы избежать появления скрытых целей. Если же вы обнаружите в себе подобные скрытые цели, раскройте их и измените свое поведение.
ШАГ 4: сделайте человеку, которого вы обидели, самый большой подарок
Вы должны предоставить обиженному вами человеку возможность простить вас. Да-да, ваша просьба о прощении должна быть искренней и кроткой. Я не призываю вас просить прощения на коленях, однако ваш партнер должен почувствовать, что вам действительно важно его прощение.
Слов «Мне жаль» и «Извини» недостаточно, потому что в этом случае вы ставите на первое место ваши желания! Любое предложение, начинающееся с местоимения первого лица будет относиться, прежде всего, к вам.
Но человек, которому вы причинили боль, хочет быть уверен, что вы осознали свою ошибку. Если вы небрежно бросаете «Мне жаль» или «Извини за то, что произошло на прошлой неделе», вы сосредоточены на себе. Большинство людей ответят вам «Все в порядке», не принимая всерьез ваши извинения.
Однако вы не сможете разрешить подобным образом неприятную ситуацию и восстановить утраченное доверие и уважение, хотя именно это является вашей основной целью.
Вы могли бы сказать по-другому:
- Мог бы ты простить такого человека, как я?
- Как ты думаешь, сможешь ли ты когда-нибудь простить меня за то, что причинил тебе боль?
- Я понимаю, что утратил твое доверие, но хочу, чтобы ты знал, что для меня важны наши отношения. Мог бы ты простить меня со временем?
Большинство людей готовы простить, если ваша просьба о прощении искренна. Если доверие восстановлено, отношения становятся даже лучше, чем прежде.
Почему? Я могу только предположить, что по мере того, как люди совместно преодолевают трудности, их отношения обретают большую искренность, прямоту и надежность. Мы доказываем себе и друг другу, что мы сильнее любых проблем и препятствий. Как сталь закаляется в огне и под ударами молота, так и отношения со временем становятся прочнее, если в них присутствует уважение.
Однако вы можете столкнуться с препятствиями на пути исправления ситуации, поскольку человек может отказать вам в прощении. Это худший вариант развития событий. Обиженный вами человек не в состоянии справиться со своей болью. Обида, гнев и желание справедливого возмездия могут переполнять его. Большинство людей готовы прощать постепенно, по одному проценту в день.
По отношению к тем, кто отказывается простить вас, вы можете демонстрировать то, что я называю «мужественной уязвимостью», когда вы открываетесь другому человеку, обращаясь к нему с просьбой о прощении, в то же время понимая, что рискуете получить отказ.
Прямая просьба о прощении завершает цикл, за который вы несете личную ответственность. Это не означает, что вы не можете вновь обратиться к этому человеку с просьбой извинить вас. Каждый раз, когда вы просите прощения, вы совершенствуетесь в своем духовном развитии!
Многим из нас не хватает мужества, потому что защитные механизмы ограждают нас от такого закаляющего опыта. Наше эго говорит нам: «Не допускай этого. Во всем виноваты эти люди. Твоя злость должна быть сильнее и дольше их гнева». Некоторые обидчики даже ухитряются выдавать и вести себя подобно своим жертвам, а жертвы начинают думать, что сами виноваты в том, что с ними плохо обращаются.
Например — друг, постоянно дающий ненужные советы. Когда вы наконец решаетесь попросить его прекратить давать советы, ваш друг может обидеться, говоря: «Я стараюсь изо всех сил, чтобы помочь тебе, и вот твоя благодарность!». В таких случаях чувство юмора и здравый смысл будут играть большую роль в отношениях.
Некоторые просят научить их, как простить обидчика. Согласно учению Христа, нужно, по меньшей мере, трижды обратиться с просьбой о прощении. Если вам по-прежнему будут отказывать, тогда отпустите этого человека с мыслью: «Благослови его и помоги мне стать лучше». Те, кто отказываются прощать, испытывают необходимость постоянно ощущать свою обиду, так что если бы не вы, они нашли бы другого человека, омрачающего их жизнь.
Попросите прощения, по меньшей мере, три раза, помня, что вы будете получать ровно столько, сколько просите, и не получите ничего из того, о чем решили не упоминать. Также не забывайте, что просьба о прощении сама по себе не гарантирует того, что вас простят. Вы должны перестать обижать людей. Это закон жизни.
ШАГ 5: каким образом я могу загладить свою вину?
Если вы добрались до пятого шага, вам повезло. Другой человек либо согласился попытаться простить вас, либо вам уже удалось добиться полного прощения. В ответ вы должны задать ему вопрос: «Что я могу сделать, чтобы загладить свою вину?».
Если человек уже начал прощать вас, скорее всего, он ответит: «Все в порядке, забудь об этом. Тебе ничего не нужно делать». Тем не менее, это его точка зрения.
Вы же обязаны сделать две вещи. Во-первых, никогда больше не совершать подобных проступков, а во-вторых, в любом случае сделать этому человеку что-нибудь приятное. Самое время для шоколадных конфет и цветов!
ШАГ 6: вновь вернитесь к вашей проблеме
Прошло уже несколько недель, и отношения стали постепенно налаживаться. Поэтому вы можете вновь вернуться к проблеме, чтобы проверить, восстановилась ли на самом деле дружба. Вам может показаться, что этот шаг излишне методичен, однако это не так. Вы должны предпринять сознательное усилие, поскольку цель состоит в целенаправленном создании прочных отношений, исключающих вероятность невыполнения вами своих обязательств.опубликовано econet.ru
Автор: Марина Смоленская
P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание — мы вместе изменяем мир! © econet
econet.ru
Прощение как путь к освобождению
Тема прощения рано или поздно возникает в жизни каждого взрослого человека. Мы живем: действуем, вступаем в отношения, реализуем свои планы – и в этом движении оказываемся то по одну, то по другую сторону ситуаций, где прощение необходимо.
Мы можем быть в чем-то виноватыми и ждать, что нас простят, а можем быть пострадавшими, которые обвиняют или хотят простить обидчика. И по какую бы сторону мы ни оказались, часто тема прощения становится болезненной и сложной, поскольку вызывает много сильных переживаний: боль, обиду, злость, горечь, стыд, гнев, беспомощность.
Просить о прощении и прощать – это серьезные личностные задачи. Решая их, нам приходится признавать несовершенство этого мира и свое собственное несовершенство. Признавать, что прошлое изменить нельзя, никто не застрахован от боли, справедливость не всегда торжествует, а быть хорошими – не гарантия того, что с нами ничего не случится.
Но не выполнить эти задачи, отрицать свою вину, не прощать и жить с вечным чувством обиды – значит, обрекать себя на то, чтобы отнимать большое количество энергии и сил у настоящего и тратить на прошлое. Непризнанная вина, несовершенное раскаяние, непрощенная обида, желание мстить, бесконечные попытки разобраться, почему это случилось с нами, – все это разъедает душу, делает ее застывшей и усталой.
ПРОСИТЬ ПРОЩЕНИЯ – ЧТО ЭТО ЗНАЧИТ?
Прежде всего, понять свою вину и признать ее. Не абстрактную («прости меня за все»), смутную и мало осознаваемую («если я в чем-то виноват, прости меня»), а вполне реальную и ощутимую – «я виноват в этом», «я знаю, что причинил боль, когда поступил так…».
Понимание того, что именно мы сделали, какой ущерб нанесли, как плохо другому от наших действий, и сожаление об этом – серьезный акт самоосознания.
Просьба о прощении – это признание собственного несовершенства и своих теневых сторон, решимость исправлять ошибки
И пока нет честного признания своей вины, все слова о прощении – лишь попытка снять с себя груз неприятных переживаний, а не глубокое сожаление о боли другого. Почувствуйте разницу между «я сожалею о том, что тебе плохо» и «мне тяжело нести свой груз вины».
Просьба о прощении – это готовность выдержать вину, нести ответственность за свои поступки, и горькое понимание, что можешь быть источником чьей-то боли. Это признание собственного несовершенства и своих теневых сторон, решимость исправлять ошибки.
ЧТО ЗНАЧИТ ПРОСТИТЬ?
По-настоящему простить – это не значит согласиться с тем, что произошло, начать доверять обидчику, восстановить отношения, добиться справедливости или получить сатисфакцию. Это не значит предать себя или забыть о случившемся. Это даже не значит ответить на просьбу о прощении (причинивший ущерб может никогда о прощении не попросить).
Прощение, по определению словарей, – это отпущение вины и освобождение от наказания. И в этом определении нет ни слова о согласии, восстановленной справедливости, о том, чтобы «сделать вид, что ничего не было». А только о том, что я отпускаю и освобождаю, то есть фактически перестаю участвовать в произошедшем.
Прощение – это решение жить со своими шрамами
Прощение – это когда мы говорим сами себе: «Да, так случилось, и этого не изменишь. Мне это причинило большой вред и боль, но я решаю оставить прошлое прошлому. Я отдаю ответственность за случившееся тому, кто это сделал, а себе беру ответственность за то, как я с этим буду жить».
Прощение – это, по словам автора книги «Первая новая Вселенная» Хейди Прайб, решение жить со своими шрамами. И готовность взять на себя заботу о залечивании своих ран, добавлю я. Не отрицая их наличия и не ожидая, что этим займется кто-то другой.
ПРОЩЕНИЕ – ЭТО ОСВОБОЖДЕНИЕ
По-настоящему просить прощения и прощать – это значит взять на себя ответственность: будучи виновником – за совершенный поступок и причиненный ущерб, будучи пострадавшим – за собственное восстановление и решение смотреть вперед, а не назад.
Этот путь, от вины к ее признанию или от страдания к готовности жить дальше, непростой, часто мучительный и болезненный. Он может быть долгим. Но этот путь стоит того. В конце концов, сама по себе вина или страдание не определяют нашу жизнь. Ее определяет то, что мы с ними делаем, как обходимся. И в этом наша свобода.
Об авторе
Владислава Сорокопудова – психолог, экзистенциальный психотерапевт, логотерапевт, член Общероссийской профессиональной психотерапевтической лиги.
Читайте также
www.psychologies.ru
Подборка о прощении
Прощение освобождает.
Прощение — это дар самому себе.
Прощение освобождает стрессы самого человека, и он обнаруживает, что изменились и другие.
Прощение должно исходить от того, кому плохо.
* * *
Закон прощения
Существует только вечное Сейчас.
Время — понятие относительное: то, что я сейчас делаю, останется навечно и окажет воздействие на будущее.
Все, что я делал в прошлом, влияет на сегодняшнее и завтрашнее.
Следовательно, ничто не исчезает, если я не захочу исправить собственные ошибки.
Бог не знает, что значит — не умею. Божественная мудрость или законы всегда были доступны для всех. Они в духе каждого человека, нужно лишь отыскать их в своем сердце.
Быть совершенным означает не сожалеть о прошлом и не бояться будущего, а уже в настоящем делать все правильно.
Ключом к освобождению от сожаления и страха является всеобщее прощение.
Прощение не означает, что Вы оправдываете прошедшее. Оно означает освобождение. Освобождается только тот, кто понимает, что он сделал ошибку, и через это понимание становится умнее.
Человек не владеет даром совершенной любви, а значит делает ошибки, и поэтому нуждается в прощении.
* * *
Мысль есть действие
Прощение в мыслях имеет такую же силу воздействия, как прощение, высказанное вслух. Работа мысли дает мне возможность простить всех, независимо от времени и расстояния. Вчерашний день так же далек от прощения, как детство или предыдущая жизнь.
Если я прощаю от всей души, то связь освобождается сразу и полностью. Если я не умею концентрировать свою мысль, то нужно повторять, пока не почувствую, что этой проблемы для меня больше не существует.
Наверное, Вы уже поняли из вышеизложенного, почему никогда нельзя спрашивать: «Но ведь он же виноват, почему я должен прощать?» Должны потому, что это делает Вам плохо. А тот, возможно, и не делал плохого, а плохо это только с вашей точки зрения.
Какой самый большой грех в мире? То, что человек не умеет прощать!
Прощение не следует воспринимать примитивно. Если мне плохо, то нужно спросить у себя: «Почему мне плохо? Что причиняет мне зло?»
«Поняли ли Вы, почему Вас неоднократно учили говорить: «Я люблю тебя»?
Любовь — самое позитивное чувство, оно содержит в себе все хорошее. Поэтому она приравнивается к Богу. Возлюбив болезнь — негативность, мы привносим в нее любовь — позитивность. Негативность уменьшается. Чем больше любви, тем меньше становится негативности. Затем она исчезает. Попробуйте.
Скажите больному месту: «Я люблю тебя». Подсчитайте, сколько слов «люблю» требует Ваше больное место. Ровно столько Вы задолжали ему любви.
В дальнейшем не повторяйте своих ошибок. Любите свое тело, тогда в Вас будет больше положительного.»
* * *
Примеры прощения
1. Люди ссорятся между собой, и это вызывает у меня плохие чувства.
Я прощаю вам, что своей ссорой вы делаете мне плохо.
Я прощаю себе, что принял это в себя.
2. Кто-то заболел, мне тревожно и страшно.
Я прощаю больному, что своей болезнью он причиняет мне боль.
Я прощаю себе, что принял ее в себя.
Человек принял на себя обязанность беспокоиться. Тот, кто не беспокоится о другом, как будто и не человек вовсе. А тревога — это негативность. Значит, нужно освободиться от тревоги и вызванного ею плохого. При лечении детей такое прощение идеально. Прощением освобождаю возникшую между ребенком и собой негативную связь, которая изнуряла нас обоих. Воспаление легких проходит за 3-4 дня без лекарств.
3. Кто-то умер.
Я прощаю умершему, что своей смертью он причиняет мне боль.
Я прощаю себе, что принял ее в себя.
Так обычно исправляем свою ошибку, так как мы не освободили дух умершего. Хорошее делаем как себе, так и покойному. Очень часто скорбящие заболевают, поскольку плачем они делают плохо духу усопшего. Дух хочет и должен быть свободным. Человек, который умер, хотел умереть. Он хотел на волю. Смерть — приятное переживание. Все испытавшие клиническую смерть могут это подтвердить.
4. Кто-то делает хорошее, я это знаю, но мне это не нравится. Мне не нужно сейчас его хорошее. Для искупления моей кармы сейчас нужно именно то плохое, что у меня есть. Делать все за другого означает делать ему плохо. Нельзя лишать другого жизненного опыта.
Я прощаю тебе, что ты своим добрым поступком делаешь мне плохо.
Я прощаю себя за то, что принял это в себя.
Подобная ситуация часто возникает во взаимоотношениях между родителями и детьми.
Больше всего любит человека его ребенок. И больше всего боли причиняет ребенку его мать. Почему? Причина проста.
Ребенок знает свою мать лучше самой матери.
Аналогично обстоит дело и с отцами.
Простите своим матерям и отцам все до последних мелочей, даже тогда, когда они ушли в мир иной. Вы достойны их. Это и Ваша карма, не только их.
* * *
Вопрос: Что делать во избежание стрессов?
Ответ: Простить заранее!
Например: я должен пойти в неприятную компанию. Я говорю: «Уже заранее я прощаю вам, если вы затеваете по отношению ко мне плохое, и прощаю себя за то, что в моей душе все еще есть место для этого плохого. Я люблю вас, но и себя люблю тоже».
Моя личная проблема — сделаю ли я это всеми силами своей души или нет. Подобным образом можно заключить крупные деловые сделки. Прощая заранее, удавалось даже избежать конкретной аварии.
Вопрос: Что делать, если до сих пор я считаю другого человека настолько виноватым, что простить нет сил?
Ответ: Начните с того, что попросите у себя прощения за то, что вобрали в себя плохое, причиненное другим и тем самым сделали плохо своему телу. Простите себе, что так случилось.
Это облегчит душу и упростит дальнейшее прощение.
Прощением я открываю себя для хорошего, верю в существование хорошего и даю своим защитным духам возможность мне помочь.
* * *
Не умеешь правильно идти? Поразмысли и иди.
И если ошибся, дай прощение сожалению и ошибке. На ошибках учатся.
* * *
Чтобы высвободить стресс прощением, поразмыслите хорошенько над своими проблемами с родителями и, если поймете, в чем дело, обезопасите себя от беды. Нет такого человека, у которого не было бы стрессов, связанных с отцом или с матерью, а значит, с мужчинами и с женщинами. В противном случае у Вас не было бы больше потребности явиться в физическое тело, поскольку к тому времени Вы познали бы уже всю земную мудрость.
* * *
Земной человек берет, однако, всякое начало в прошлом.
Учение о прощении основывается на уяснении для себя прошлого и устранении первопричины.
Прощение должно стать привычным делом. До тех пор, пока Вы окончательно не освободитесь от страха, Вам снова и снова придется, пусть самую малость, сталкиваться со страхом воочию или понаслышке. Если это происходит, то значит, что Вы еще не полностью избавились от страха.
Среди людей много таких, кто ради моды прощает раз-другой, а затем делает вывод: «Это не помогает. Только дурят людей». И продолжают двигаться по пути безумия. Но в жизни действует правило: как работаешь, столько и получишь.
* * *
Вот этапы истинного прощения, уже пройденные тысячами людей и вознагражденные чудесными результатами:
1. Определи свои эмоции (часто их бывает несколько). Осознай, в чем ты обвиняешь себя или другого человека, и определи, какие переживания это у тебя вызывает.
2. Возьми на себя ответственность. Проявить ответственность – значит осознать, что у тебя всегда есть выбор – реагировать с любовью или со страхом. Чего ты боишься? Теперь осознай, что ты, возможно, боишься быть обвиненным в том же, в чем винишь другого человека.
3. Пойми другого человека и сними напряжение. Для того чтобы снять напряжение и понять другого человека, поставь себя на его место и почувствуй его намерения. Подумай о том, что и он, возможно, винит и себя, и тебя – в том же, в чем ты винишь его. Он боится, так же как и ты.
4. Прости себя. Это самый важный этап прощения. Для того чтобы простить себя, дай себе право бояться, проявлять слабость, заблуждаться, иметь недостатки, страдать и злиться. Прими себя таким, какой ты есть в настоящий момент, зная, что это временное состояние.
5. Почувствуй желание попросить прощения. Готовясь к этапу представь себе, что просишь прощения у человека, которого ты осуждал, критиковал или в чем-то обвинял. Если этот образ вызывает у тебя чувство радости и свободы, ты готов к следующему этапу.
6. Встреться с человеком, у которого хочешь попросить прощения. Расскажи ему о своих переживаниях и попроси прощения за то, что осуждал, критиковал или ненавидел его. О том, что ты сам простил его, упоминай только в том случае, если он об этом заговорит.
7. Установи связь или прими решение в отношении родителя.
Вспомни подобную ситуацию в прошлом с человеком, представлявшим для тебя власть, авторитет, – с отцом, матерью, дедом, бабушкой, учителем и др. Этот человек должен быть того же пола, что и тот, кого ты только что простил. Повтори с ним все этапы прощения.
Если эмоции, которые ты переживаешь, направлены против тебя самого, пройди этапы 1, 2, 4 и 7.
* * *
Дай себе время, необходимое для прохождения всех этапов прощения. На один этап тебе может потребоваться день, на другой – год; самое главное, чтобы твое желание пройти эти этапы было искренним. Чем сильнее психологическая травма и сопротивление эго, тем больше понадобится времени.
Если этап 6 окажется очень трудным, знай, что это сопротивляется твое эго. Если ты думаешь: «С какой стати я должен просить прощения у этого человека, если не я его обидел, а он меня? У меня были все основания злиться на него!» – это говорит твое эго, а не твое сердце. Самое главное желание твоего сердца – жить в мире и сострадании к другим.
Не переживай, если человек, у которого ты просишь прощения, будет реагировать не так, как ты ожидал. Некоторые вещи практически невозможно предугадать. Он может ничего не сказать, сменить тему разговора, удивиться, отказаться говорить об этом, заплакать, попросить прощения у тебя, броситься тебе в объятия и т.д. Постарайся отнестись с пониманием к чувствам другого человека – как и к собственным.
Как я отметила в описании шестого этапа прощения, ты не должен говорить человеку, который тебя обидел, о том, что простил его. На то есть три причины:
Может оказаться, что человек, на которого ты злишься, вовсе не имел намерения тебя обижать. Реальность очень часто отличается от нашего восприятия. Может быть, этот человек даже и не подозревал о том, что ты обиделся.
Ты должен понять, что прощение нужно тебе, для освобождения себя. Простить другого человека – значит сделать необходимый шаг к прощению самого себя.
Ты должен осознать также, что не в твоей власти воистину простить другого человека. Только он сам может себя простить.
Если человек не хочет принимать твою просьбу о прощении, это значит, что он сам не может себя простить. Ты можешь его простить, но этого недостаточно. Он должен сам простить себя. Ты отвечаешь только за себя, но тот факт, что ты сам себя простил, может помочь другому человеку простить себя.
Если ты рассказываешь другому человеку о своих переживаниях, а он от неожиданности начинает оправдываться, ему, возможно, показалось, что ты его обвиняешь. Если это так, значит, ты еще не простил этого человека и надеешься, что он изменится.
Если ты, собираясь встретиться с этим человеком, надеешься, что он поймет всю глубину твоих страданий и попросит у тебя прощения, ты до сих пор его не простил. В любом случае ты не должен злиться на себя; просто тебе нужно еще немного времени для перехода к этапам 2 и 3. Вероятно, ты уже простил этого человека умом, но еще не успел простить его сердцем. Простить человека умом – значит понять мотивы его действий, но это не приносит ни облегчения, ни внутреннего освобождения. Такое часто происходит. Прощение умом – хорошее начало, так как оно по крайней мере свидетельствует о доброй воле.
Помни: простить кого-то вовсе не значит, что ты согласен с его обвинениями. Прощая кого-то, ты как бы говоришь, что смотришь глазами сердца и видишь нечто более важное в глубине души этого человека, чем его обвинения.
Благодаря этому прощению, тебе легче будет дать себе право быть самим собой и проявлять свои человеческие чувства.
А теперь давайте рассмотрим три эмоции, которые люди переживают труднее всего: страх, гнев и печаль. Эти эмоции человек обычно подавляет, контролирует, скрывает – одним словом, делает все, чтобы их не переживать, так как они бередят душевные раны, полученные в детстве и юности. Эти раны возникают под действием пяти отрицательных психологических факторов: травмы отвергнутого, травмы покинутого, травм унижения, предательства и несправедливости.
Вместо того чтобы дать себе право быть несовершенными и страдать от душевных ран, большинство людей продолжает обвинять других, считая их причинами своего страха, гнева и печали. Именно поэтому люди переживают так много отрицательных эмоций, а эмоции, в свою очередь, вызывают всевозможные болезни.
Но эти эмоции можно использовать во благо:
Страх помогает тебе понять, что ты нуждаешься в защите и ищешь ее. Он же напоминает о том, что настоящую защиту следует искать в самом себе.
Гнев полезен тем, что помогает обнаружить твою потребность в самоутверждении, ясно сформулировать свои требования и более внимательно прислушаться к своим потребностям.
Печаль помогает тебе понять, что ты страдаешь от чувства потери или от страха потерять. Печаль учит человека не привязываться.
Любить себя значит самому отвечать за свою жизнь и дать себе право проявлять эту ответственность. Если ты полюбишь себя, у тебя будет здоровое и полное энергии тело, которое позволит тебе осуществить все свои мечты.
Надеюсь, эта книга не раз поможет тебе обрести более глубокое осознание, более полноценную и счастливую жизнь, наполненную любовью. Никогда не забывай, что твой внутренний Бог использует все возможные средства и через твое тело говорит, напоминает тебе:
«ЛЮБИ СЕБЯ!»
* * *
4. Прости себя. Это самый важный этап прощения. Для того чтобы простить себя, дай себе право бояться, проявлять слабость, заблуждаться, иметь недостатки, страдать и злиться. Прими себя таким, какой ты есть в настоящий момент, зная, что это временное состояние.
То же самое пишет Байрон Кейти:»Разреши себе делать то, что ты делаешь»; «Разреши другим делать то, что они делают».
Лиз Бурбо/Лууле Виилма
xn--80ahcnbt9b7a1f.xn--p1ai
Как результативно просить прощения
Звонил в прощенное воскресенье в банк.
Кредит так и не простили. Безбожники!
По определению из словаря: когда кто-либо просит прощения у другого человека, он говорит ему, что виноват в том, что сделал что-то плохое, и просит этого человека не наказывать его, не сердиться на него.
В обычной жизни нам часто приходиться просить прощения или извиняться за что-то. Умение признать ошибку и извиниться — это признак зрелой личности. Но только в одном случае — если просьба искренняя, а не формальная, сделанная для вида.
Формальное, неискреннее прощение
Отличать искреннюю просьбу о прощении от формальной крайне важно. Если человек попросил у вас прощения лишь формально — не сомневайтесь: если ему потребуется сделать снова то, за что он просит прощения, он это спокойно сделает. И потом снова попросит у вас прощения. А потом снова сделает и снова извиниться.
Формальная, сделанная для вида просьба о прощении — ложь. Человеку совсем не жаль, что он так сделал.
Давайте рассмотрим что-как и как именно определить неискреннюю просьбу о прощении. Да и как вообще правильно просить прощения.
Искреннее прощение
Три шага как правильно попросить прощения или извиниться:
Шаг 1: Признать ошибку или свою неправоту, сказать, что вел(а) себя неподобающим образом.
Шаг 2: Попросить прощения или извиниться.
Шаг 3: Спросить, как можно исправить ситуацию; что можно сделать, что бы загладить свою вину. И потом сделать это!
Тут речь не идет о мелочах, для которых обычного «прости» вполне достаточно — ущерб столь незначителен, что не стоит внимания. При условии, что подобная ситуация не повторяется вновь.
Неискреннее прощение
Неискреннее прощение очень часто ограничивается шагом 1, или шагом 2, или шагом 1 + 2. Но шаг 3 никогда не делается! Человек лишь говорит, что ему жаль, но на самом деле это ложь.
И человек снова делает то, за что он извинялся. Он причиняет ущерб, но не исправляет ситуацию. Он спокойно жертвует вашими интересами и не собирается исправляться. Он решил так жить. И не стоит рассчитывать, что что-то измениться.
Но если человек делает что-то плохое, но потом исправляет ущерб, ему можно доверять: он и в самом деле не хотел причинить вам вред. Он определенно достоин прощения и его поступок можно полностью забыть — он исправил сделанное.
Кстати! Вам не всегда приходится прощать других людей. Иногда сам человек должен простить себя за какие-то действия. Иногда именно собственное прощение является самым сложным. Но вы всегда можете взять и возместить другим сделанный вами ущерб. Вы можете делать это до тех пор, пока не почувствуете себя больше никому ничего не должным. И, тем самым, вы простите себя.
Во многом такой подход основан на законе бумеранга. И это — способ исправлять запущенные ранее «плохие бумеранги»
Теперь вы знаете что-как. Удачи и счастья!
Навеяно статьёй Андрея Останина
Tags: Бизнес Дружба Отношения Семьяxn—-8sb3abqx8a.xn--p1ai
Как просить прощения, чтобы вас услышали
ФОТО Getty Images1. Покажите, что понимаете ситуацию
«Одна из распространенных ошибок – просить прощения «за все», – говорит Анна Майер (Anna Meyer), психолог и лайф-коуч. – Того, кто извиняется в общих выражениях, легко заподозрить в неискренности. Обиженный может подумать, что вы не поняли причину произошедшего или не придаете ему значения. Если вы действительно хотите, чтобы вам поверили, будьте конкретны. Вы не поняли, почему ваши слова или действия обидели человека? Так и скажите. Уже одно это покажет, что вам не все равно».
2. Признайте свою ответственность
Никто не любит испытывать чувство вины. Оно больно бьет по нашей самооценке и оставляет тяжелый след в отношениях. Но попробуйте думать не о вине, а об ответственности. Вы несете ответственность за свое поведение и за те последствия, которые оно вызывает. «Когда вы просите у кого-то прощения, вам нужно сказать, что это была ваша ошибка, – говорит Рой Левицки (Roy Lewicki), профессор менеджмента и человеческих ресурсов Университета штата Огайо – Вы совершили ее – и вы сожалеете об этом».
3. Забудьте о «правоте»
У каждого из вас может быть свой взгляд на ситуацию. Вы можете придерживаться разных точек зрения – это естественно. Часто мы боимся попросить прощения, потому что считаем, что таким образом сдаем свои позиции. Но это не так. Ваша цель – не установить истину, а восстановить отношения. Единственная правда, которая имеет значение, – это то, что чувствует другой. Вместо того, чтобы спорить, правильно ли он(а) поступил(а), признайте, что его(ее) чувства были задеты.
4. Спросите, готовы ли вас простить
Часто мы смотрим на просьбу о прощении как на ритуал. Нам кажется, что это слово волшебным образом исправит ситуацию, и отношения между вами вновь станут прежними. Но это не всегда возможно, особенно если вы нанесли человеку глубокую обиду. Если это так, вам нужно признать, что «отмотать все назад» не удастся. Спросите, готов ли человек простить вас. Возможно, это произойдет не сейчас. Но вы покажете, что уважаете его чувства и не пытаетесь манипулировать им.
5. Не пытайтесь сразу заслужить прощение
Если вы обидели кого-то, желание загладить вину кажется логичным и понятным. Но не спешите предлагать варианты. Человек может подумать, что вы торгуетесь, просите его назвать цену своей обиды. Это может оскорбить его еще сильнее. Вы задели его чувства, пренебрежительно обошлись с ним – он имеет полное право сердиться на вас. Если вы видите, что полное примирение пока невозможно, не торопите события. Спросите, можете ли вы что-то сделать, чтобы вам снова могли доверять, но не давите.
Подробнее см. на сайте medicaldaily.com
Читайте также
www.psychologies.ru