Материал на тему: Притчи для детей
Притчи для детей
Притча о Добре и Зле
Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку жизненную истину:
— В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло – зависть, ревность, эгоизм, амбиции, ложь…
Другой волк представляет добро – мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность…
Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:
— А какой волк в конце побеждает?
Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:
— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь» .
Мудрый отец
|
Уважение к матери
Первый богач города устроил праздник в честь рождения сына. Были приглашены все знатные горожане. Только мать богача не приехала на праздник. Она жила далеко в деревне и, видимо, не смогла приехать.
По поводу замечательного события на центральной площади города поставили столы и приготовили угощение для всех желающих. В разгар праздника в ворота богача постучала старая женщина, покрытая покрывалом.
— Все нищие угощаются на центральной площади. Иди туда, — велел слуга нищенке.
— Мне не нужно угощения, разреши только одну минуту на младенца посмотреть, — попросила старая женщина, а потом добавила:
— Я тоже мать, и у меня тоже когда-то родился сын. Теперь я уже давно живу одна, и много лет не видела своего сына.
Слуга спросил хозяина, как ему быть.
Богач выглянул в окно и увидел плохо одетую женщину, покрытую старым покрывалом.
— Ты же видишь — это нищенка. Гони ее прочь, — сердито приказал он слуге. — У каждого нищего есть своя мать, но я не могу всем им разрешить на моего сына смотреть.
Заплакала старая женщина и грустно сказала слуге:
— Передай хозяину, что я желаю своему сыну и внуку здоровья и счастья, а еще скажи: «Кто свою мать уважает, чужую не обругает».
Когда слуга передал слова старой женщины, понял богач, что это его мать к нему приходила. Выскочил он из дома, но матери уже нигде не было видно.
Вопросы и задания:
- Почему старая женщина сразу не сказала, что она пришла к сыну?
- Как нужно воспитывать детей, чтобы они проявляли уважение к чужим мамам?
- Расскажите обо всем хорошем, что сделала для вас ваша мама.
- Придумайте способ, как поблагодарить свою маму так, чтобы она запомнила это надолго. Например, поцеловать ей руку, написать письмо любви, сделать своими руками подарок и т.д.
Чужая мать
Старая женщина с трудом шла по раскисшей дороге. За плечами у нее был большой мешок.
Она только вышла из города, когда увидела, что навстречу ей едет кибитка.
Молодой возница остановился и ждал, пока старуха отойдет на обочину и освободит ему дорогу.
Старая женщина, задыхаясь, попросила юношу:
— Довези меня, милый, до дома, а я отдам тебе половину мешка риса. Добрые люди дали мешок риса, но он слишком тяжел, боюсь, не донесу.
— Извини, не могу, мать. Два дня я работал без отдыха — возил людей. Сам устал и конь мой устал, — отказался возчик.
Кибитка уехала, а старуха, с трудом подняв мешок на плечи, побрела дальше.
Вдруг она услышала за собой цокот копыт и голос молодого возницы:
— Садись, мать. Я все-таки решил довезти тебя.
Юноша помог старушке сесть в кибитку и уложил ее мешок. Дорога заняла около двух часов.
Чтобы не уснуть от усталости, юноша рассказывал старушке о своей жизни.
— Я приехал сюда вместе с конем из горного селения на заработки. Один я сын у матери и должен помочь ей вернуть долг богатому соседу.
— Мой сынок тоже уехал на чужбину за заработком. Давно нет от него вестей, — вздохнула мать.
Подъехав к дому, старушка предложила юноше отсыпать половину риса из мешка.
— Я не возьму рис, — отказался юноша. — Увидев Вас, я вспомнил свою мать.
Мать — родник у подножия горы. Может, кто-нибудь также подвезет мою мать, когда ее старым ногам будет тяжело подниматься в гору.
Вопросы и задания:
Почему юноша подвез бесплатно пожилую женщину, несмотря на то что он устал?
Как вы думаете, поможет кто-нибудь его матери в горах, если ей будет трудно?
Как бы вы помогли своей маме, если бы находились далеко от нее и не могли приехать?
Напишите слово «МАМА» красивыми буквами так, чтобы каждая буква была похожа на вашу маму.
Почему одному плохо Трое маленьких детей было у родителей да одна старшая дочка — помощница. С утра до вечера она нянчилась с младшими детьми: кормила, утешала, умывала. Однажды пошла девочка за водой на речку и нашла в воде чей-то посох. Вытащила она посох из речки и видит: бабушка по берегу идет. — Бабушка, не ваш ли это посох? — спросила девочка. — Это мой волшебный посох. За то, что нашла его, я тебя награжу. Говори, чего хочешь? Все закружилось перед глазами девочки, и оказалась она в замке дивной красоты. В каждой комнате замка были невидимые слуги, которые поили, кормили, умывали и одевали девочку. Вокруг замка не было никого, только птицы пели в саду. День прошел, второй прошел, заскучала девочка, да так, что совсем не в радость все вокруг стало, и заплакала: — Я хочу домой. Там, наверное, без моей помощи пропадают. В тот же миг оказалась она дома. Братья и сестренки к ней бросились. Один — кушать просит, другой — попить, третий — поиграть, а девочка и рада.
|
Кто нежнее?
Две дочки росли у отца, но он больше любил старшую дочку. Уж очень она была хороша: лицо розовое, голосок сладкий, волосы пушистые.
«Ты нежная, словно роза в саду», — говорил отец, любуясь старшей дочкой.
Младшая дочка тоже была хорошей и послушной, но не нравилась она отцу: на лицо грубовата, кожа на руках шершавая от домашней работы. Поэтому отец ее меньше баловал, больше работать заставлял.
Однажды случилось с отцом на охоте несчастье. Ружье разорвалось в руках. Руки и лицо ему взрывом обожгло и осколками поранило.
Врач обработал раны и наложил повязку на руки и лицо. Беспомощным стал отец, ничего не видит, кушать сам не может.
Младшая дочка сказала: — Не волнуйся, папа, я буду твоими руками и глазами, пока ты не поправишься.
Потом она напоила отца целебным отваром и покормила его.
Целый год ухаживала младшая дочка за отцом. Раны на руках быстро зажили, но глаза пришлось лечить долго. Иногда отец просил старшую дочку посидеть рядом, но та всегда была занята: то в сад спешила на прогулку, то торопилась на свидание.
Наконец сняли у отца повязку с глаз. Видит он, стоят перед ним две его дочки. Старшая — нежная красавица, а младшая — самая обычная.
Обнял отец младшую дочку и сказал:
— Спасибо тебе, доченька, за уход, не знал я раньше, что ты такая добрая и нежная.
— Мне кажется, я намного нежнее! — воскликнула старшая дочка.
— Во время болезни я понял, что нежность определяется не мягкостью кожи. — ответил отец.
Вопросы и задания:
Почему до несчастного случая отец не видел, что его младшая дочка добрее и нежнее старшей?
Кто в вашей семье самый нежный?
Какими способами можно проявить нежность?
Придумайте нежные слова для всех членов своей семьи и подарите их близким.
Кто больше любит?
Вождь племени был стар и силен. Три взрослых сына были у вождя. Утром они заходили в жилище отца и кланялись.
— Твоя мудрость, отец, хранит наши жизни! — восклицал старший сын.
— Твой ум, отец, умножает наши богатства! — заявлял средний сын.
— Здравствуй, отец, — говорил младший сын.
Приветливо кивал отец, но на словах младшего сына его брови хмурились. Потом отец уходил с охотниками и одним из сыновей на охоту. Только младшего сына он на охоту никогда не брал.
— Ты, младший сын, помогай женщинам коренья собирать, — приказывал отец.
Младшему сыну тоже хотелось пойти на охоту, но нельзя было нарушать слово вождя.
Однажды медведь поранил вождю руку. Все племя радовалось богатой добыче, но вождь ушел с пира, потому что его рука сильно болела.
Утром вошли сыновья в жилище отца и увидели, что он без сознания. Рука распухла и покраснела.
Старшие сыновья тут же объявили всем, что вождь заболел заражением крови, что спасения от этой болезни нет и надо выбирать нового вождя.
Старший и средний сын предложили в вожди себя, расхваливая свои достоинства. Люди племени решили через неделю устроить битву между братьями. Кто победит, тот и станет вождем.
Тем временем младший лечил отца травами и кореньями. Он хорошо изучил их свойства, пока собирал. Отцу стало легче, и опухоль спала.
«Узнаешь, болея, кто любит сильнее», — сказал отец младшему сыну.
Когда пришел день битвы, вождь вышел из жилища в полном боевом снаряжении и грозно заявил:
— Я вождь племени и буду им до смерти, а после меня вождем станет мой младший сын.
Вопросы и задания:
- Как вы думаете, почему два старших сына хвалили отца, а третий сын просто здоровался?
- В чем, кроме слов, человек может проявить свою любовь к другому человеку?
- Если бы вы были вождем племени, как бы вы проверили, кто любит вас сильнее?
- Почему младший сын решил лечить отца, хотя болезнь считалась неизлечимой?
- Нарисуйте портрет человека, которого вы любите больше всего.
Что хранят книги?
Маленький сын вождя был умным мальчиком. Однажды в племя пришел белый учитель и сказал, что в селении открылась школа. Учитель предложил вождю записать детей племени в школу.
Вождь подумал и привел в школу сына, но тот не хотел учиться.
— Отец, природа научит меня всему, что мне нужно, — сказал мальчик.
— Сначала научись читать, а потом говори, — ответил отец.
Мальчик ходил в школу, но плохо слушал учителя.
Нравилось ему только Природоведение. Однажды учитель принес на урок плоды инжира.
— Эти плоды горькие! — воскликнул мальчик. — Я пробовал их в начале лета в лесу.
— Еще я видел, как оса заползла внутрь. Того, кто съест этот плод, оса ужалит, — добавил мальчик.
— Плоды инжира сладкие и полезные, — объяснил учитель. — В начале лета они горькие от белого млечного сока, который есть в незрелых плодах. Весной на фиговом дереве появляются мясистые плоды, внутри которых прячутся цветы. Маленькие фиговые осы переносят пыльцу с одних цветов на другие. Без этого плоды засохнут и не превратятся в сладкий инжир.
— Откуда вы это знаете, учитель? — с удивлением спросил мальчик.
— Я прочел об этом в книгах. Книги хранят знание. Звезды явятся — небо украсят, знания появятся — ум украсят, — ответил учитель.
С этого дня сын вождя стал прилежным учеником и вскоре научился читать и писать. Отец, увидев сына с книгой, сказал:
— Я рад, сын, что ты научился читать, только не забывай наши обычаи.
— Восход солнца природу пробуждает, чтение книги голову просветляет, — улыбнулся сын.
Вопросы и задания:
- Почему мальчик считал, что природа научит его всему?
- Как и чему природа учит людей?
- Расскажите о чем-нибудь необычном, что вы узнали из книг.
- Каждый перечисляет все, что он знает, и получает от педагога такое количество камушков, сколько пунктов он перечислил. Дети должны опустить свои камушки в стеклянные сосуды с одинаковым количеством воды. Вода в сосудах поднимется. Педагог объясняет детям, что знания возвышают человека так же, как камешки поднимают уровень воды.
Диалог – презентация
«Страна Вежливости»
– Представим, что перед вами два указателя. Один из них показывает в страну Вежливости, а другой в страну, где нет никаких правил. В какую из этих стран вы хотели бы попасть?
(Предупреждаю, что путь в страну Вежливости лежит через страну, в которой нет никаких правил)
– Итак, мы попадаем в страну, где нет никаких правил. Главными лозунгами в этой стране являются лозунги: «А я так хочу!», «А мне все равно», «Я самая, самая!»
– Представьте на минутку, что можно увидеть на улицах этой страны?
– Хотели бы вы остаться в этой стране хотя бы на день, два, на неделю? Почему?
– А теперь поспешим в страну Вежливости. В ней правит королева Этики. Она молода, красива, грациозна. Это она научила всех быть добрыми и внимательными, справедливыми и аккуратными. Это она научила жителей своей страны не только соблюдать правила поведения, но и хорошо относиться друг к другу. В этой стране каждый немного волшебник. Он непременно развеселит печального, поможет тебе, будет рад тебе и твоим успехам.
– Итак, если вы хотите стать немного добрыми волшебниками, то нужно непременно познакомиться с добрыми (волшебными) словами.
Спасибо («Пусть спасет тебя БОГ»)
Доброе утро! Добрый день! Добрый вечер!
Пожалуйста! («пожалуй» – сделай милость, окажи любезность; «ста» – форма обращения. например, Андрей – ста, пожалуй ко мне завтра на именины).
Рассказ В.А. Сухомлинского «Обыкновенный человек»
попытайтесь определить, о каких поступках людей в нем идет речь?
«В жаркой сухой степи колодец. Возле колодца изба, в ней живут дед с внуком. У колодца на длинной веревке ведро. Идут, едут люди – заворачивают к колодцу, пьют воду, благодарят деда.
Однажды ведро оторвалось и упало в глубокий колодец. Не было у деда другого ведра. Нечем воды достать и напиться.
На другой день утром подъезжает к дедовой избе мужик на телеге. Под соломой у него ведро. Проезжий посмотрел на колодец, глянул на деда с внуком, ударил кнутом лошадей и поехал дальше.
-Что это за человек? – спросил внук деда.
-Это не человек, — ответил дед.
В полдень проезжал мимо дедовой избы другой хозяин. Он достал из-под соломы ведро, привязал к веревке, достал воды и напился сам, дал напиться деду и внуку; вылил воду в сухой песок, спрятал ведро опять в солому и поехал.
-Что это за человек? – спросил внук деда.
-И это еще не человек, — ответил дед.
Вечером остановился у дедовой избы третий проезжий. Он достал из телеги ведро, привязал к веревке, набрал воды, напился. Поблагодарил и поехал, а ведро оставил привязанным у колодца.
-А это что за человек? — спросил внук деда.
-Обыкновенный человек, — ответил дед.»
— Что вы можете сказать о главных героях рассказа? Какие они? Почему?
— Согласны ли вы с той характеристикой, которую давал дедушка проезжим? Какой он – обыкновенный человек? – (добрый, заботиться о других, помогает…) В разное время у людей было разное понятие норм, об этом мы поговорим на следующем уроке.
Занятие по сказке СЕРДЦЕ МАМЫ
Прочитайте сказку СЕРДЦЕ МАТЕРИ, автор — М. Скребцова.
Большая красавица береза росла в лесу с тремя маленькими дочками — тонкоствольными березками. Своими раскидистыми ветвями Береза мать защищала дочек от ветра и дождя. А жарким летом — от палящего солнца. Березки быстро подрастали и радовались жизни. Рядом с мамой они не боялись ничего.
Однажды в лесу разыгралась сильная гроза. Гремел гром, на небе сверкали молнии. Маленькие березки трепетали от страха. Береза крепко обняла их ветвями и стала успокаивать: «Не бойтесь, молния не заметит вас за моими ветвями. Я — самое высокое дерево в лесу».
Не успела Береза мать договорить, как раздался оглушительный треск, острая молния ударила прямо в Березу и опалила сердцевину ствола. Береза, помня о том, что должна защищать своих дочек, не загорелась. Ливень и ветер пытались повалить Березу, но она все-таки стояла.
Ни на минуту Береза не забывала о своих детях, ни на минуту не ослабила свои объятия. Только когда гроза прошла, ветер стих, а над умытой землей снова засияло солнце, ствол Березы покачнулся. Падая, она прошелестела своим детям: «Не бойтесь, я не ухожу от вас. Молнии не удалось разбить мое сердце. Мой поверженный ствол зарастет мхом и травой, но материнское сердце не перестанет биться в нем никогда.» С этими словами ствол Березы матери рухнул, не задев при падении ни одной из трех тонкоствольных дочек.
С тех пор вокруг старого пня растут три стройные березки. А возле березок лежит заросший мхом и травой ствол. Если вы набредете в лесу на это место, сядьте отдохнуть на ствол Березы — он удивительно мягкий! А затем закройте глаза и прислушайтесь. Вы, наверняка, услышите, как бьется в нем материнское сердце…
Вопросы и задания к сказке:
- Расскажите, как будут жить три дружных сестрицы без мамы. В чем и как поможет им материнское сердце?
- Представьте, что все деревья — это большая семья. Расскажите, кто в этой семье родители, кто бабушка и дедушка, кто дети.
- Как вы думаете, почему мама всегда защищает своих детей?
- Подумайте и расскажите, чем вы можете помочь маме, если у нее неприятности на работе, плохое самочувствие и т.д.
- Представьте, что на одну неделю вашей маме пришлось уехать, и вам необходимо в течение недели выполнять все мамины дела. Перечислите эти дела и подумайте, когда и как вы их будете выполнять.
«Спасибо» В.А. Сухомлинский
По лесной дороге шли двое – дедушка и мальчик. Было жарко, захотелось им пить. Путники подошли к ручью. Тихо журчала прохладная вода. Они наклонились, напились.
– Спасибо, тебе ручей, – сказал дедушка. Мальчик засмеялся.
– Вы зачем сказали ручью «спасибо»? – спросил он дедушку – Ведь ручей не живой, не услышит твоих слов, не поймет твоей благодарности.
– Это так. Если бы напился волк, он бы «спасибо» не сказал. А мы не волки, мы – люди. Знаешь ли ты, для чего человек говорит «спасибо»? Подумай, кому нужно это слово?
Мальчик задумался. Времени у него было много. Путь предстоял долгий…
nsportal.ru
Притчи о добре и зле.
Притчи о добре и зле — прекрасные помощники в воспитании детей, в коррекции поведенческих отклонений у подростков, это хорошие мотиваторы.
Предлагаю небольшую подборку притч о добре и зле.
Притча первая.
Профессор в университете задал своим студентам такой вопрос:
— Все, что существует, создано Богом? И если Бог создал все, значит, Бог создал зло, раз оно существует. Согласно тому принципу, что наши дела определяют нас самих, значит, Бог есть зло.
Все притихли, услышав такие выводы. Тогда один студент встал и спросил:
— Могу я задать Вам вопрос, профессор? Скажите, а холод существует?
— Что за вопрос? Конечно, существует. Тебе никогда не было холодно?
Молодой человек ответил:
— На самом деле, сэр, холода не существует. В соответствии с законами физики, то, что мы называем холодом, является отсутствием тепла. Мы изучаем тепло, а не холод. Профессор, а темнота существует?
— Конечно, существует.
— Сэр, темноты также не существует. Темнота в действительности есть отсутствие света. Мы можем изучать свет, но не темноту. Мы можем использовать призму Ньютона, чтобы разложить белый свет на множество цветов и изучать различные длины волн каждого цвета, но не можем измерить темноту. Темнота – это понятие, которое человек использует, чтобы описать, что происходит при отсутствии света. Скажите, пожалуйста, профессор, зло существует?— Конечно, как я уже сказал. Мы видим его каждый день. Жестокость между людьми, множество преступлений и насилие по всему миру. Эти примеры являются не чем иным, как проявлением зла.
На это студент ответил:
— Зло – это просто отсутствие Бога. Оно похоже на темноту и холод – слово, созданное человеком, чтобы описать отсутствие Бога. Бог не создавал зла. Зло – это результат отсутствия в сердце человека Божественной любви. Это вроде холода, который наступает, когда нет тепла, или вроде темноты, которая наступает, когда нет света.
Говорят, имя этого студента – Альберт Эйнштейн.
Притча вторая.
Однажды один старый мудрый индеец — вождь племени разговаривал со своим маленьким внуком.
— Почему бывают плохие люди? — спрашивал его любознательный внук.
— Плохих людей не бывает, — ответил вождь. — В каждом человеке есть две половины — светлая и тёмная. Светлая сторона души призывает человека к любви, доброте, отзывчивости, миру, надежде, искренности. А тёмная сторона олицетворяет зло, эгоизм, разрушение, зависть, ложь, измену. Это как битва двух волков. Представь себе, что один волк светлый, а второй — тёмный. Понимаешь?
— Понятно, — сказал малыш, тронутый до глубины души словами деда. Мальчик на какое-то время задумался, а потом спросил: — Но какой же волк побеждает в конце?
Старый индеец едва заметно улыбнулся:
— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
Притча третья (из книги Джебран Халил «Пророк»)
… И один старейший города сказал: Скажи нам о Добре и Зле.
И он ответил: О хорошем в вас я могу говорить, а не о зле. Ведь что есть зло, если не добро, измученное собственным голодом и жаждой? Поистине, когда добро голодно, оно ищет пищу даже в темных пещерах, и когда оно жаждет — оно пьет даже мертвые воды.
Вы добры, когда вы едины сами с собой. Но и когда вы разъединены, вы не зло. Потому что и дом, где нет согласия, — еще не гнездо воров, это просто дом, где нет согласия. И корабль без руля может плавать без цели между опасными островами и все же не уйти на дно.
Вы добры, когда заставляете себя дарить. Но и когда вы хотите получить для себя — вы не зло. Потому что, когда вы стараетесь приобрести, вы просто корень, который прильнув к грудям земли, сосет их молоко. Конечно, плод не может сказать корню: «Будь как я, зрелым и всегда раздающим свое изобилие». Потому что для плода отдавать есть его назначение, так же как получать — предназначение корня.
Вы — носитель добра, когда вы говорите, все ваши чувства не спят, отражаясь в словах. Но вы не носитель зла, даже когда ваш язык бормочет что-то без цели, в то время, как Я ваше спит. Ведь даже и бормотание может усилить слабый язык. Вы — носитель добра, когда вы идете к цели своей твердо и шаги ваши смелы. Но вы не носитель зла, и когда идете хромая. Даже тот, кто идет хромая, идет тоже вперед. Но вы, кто силен и скор, смотрите, чтоб не хромать перед настоящим хромым, думая, что этим вы делаете доброе дело.
Вы хороши в бесчисленных добрых делах, но вы не несете зла, и когда не делаете добра, Вы просто теряете даром время и медлите. Жаль, что олени не могут учить быстроте черепах.
В вашем стремлении сделать свое Я огромным лежит ваша доброта, и это стремление есть в каждом из вас. Но в некоторых это стремление сильно как поток, мощно несущийся к морю, увлекающий за собой секреты склонов холмов и песни лесов. А в других то же стремление — лишь тихий ручей, теряющийся в собственных петлях и изгибах и не достигающий моря. Но пусть тот, кто ретив, не скажет тому, кто спокоен: «Почему ты медлишь и останавливаешься?»Потому что настоящий носитель добра не спросит у голого: «Где твое платье?» — иль у бездомного: «Что с домом твоим случилось?»
Притча четвёртая.
Однажды ученики пришли к наставнику и спросили его: «Почему дурные наклонности легко овладевают человеком, а добрые — трудно и остаются непрочны в нем?»
— Что будет, если здоровое семя оставить на солнце, а больное зарыть в землю? — спросил старец.
— Доброе семя, что оставлено без почвы, погибнет, а плохое семя прорастет, даст больной росток и худой плод, — ответили ученики.
— Так поступают люди: вместо того, чтобы втайне творить добрые дела и глубоко в душе растить добрые всходы, они выставляют их напоказ и тем губят.
А свои недостатки и грехи, чтобы их не увидели другие, люди прячут глубоко в душе. Там они растут и ранят человека в самое сердце.
Вы же — будьте мудры и не делайте так!
Что еще почитать?
l-pankova.ru
«Притчи о добре» притчи
Притчи о доброте
Почему люди злые. Мудрая притча о добре
Однажды человек пришел к Будде и плюнул ему в лицо. Будда вытер лицо и спросил:
— Это все или ты хочешь чего-нибудь еще?
Его ученик Ананда все видел и, естественно, пришел в ярость. Он вскочил и, кипя злостью, воскликнул:
— Учитель, только позволь мне, и я покажу ему! Его нужно наказать!
— Ананда, ты хочешь стать просветленным, но постоянно забываешь об этом, ответил Будда. — Этот бедняга и так слишком много страдал. Ты только посмотри на его лицо, на его глаза, налитые кровью! Наверняка он не спал всю ночь и терзался, прежде чем решиться на такой поступок. Плевок в меня — это исход этого безумия и его жизни. Но может стать и освобождением. Будь сострадательным к нему. Ты можешь убить его и стать таким же безумным, как и он!
Человек слушал этот диалог. Он был смущен и озадачен. Он хотел оскорбить и унизить Будду, но почему-то униженным почувствовал себя. Любовь и сострадание, проявленные Буддой, были для него полной неожиданностью.
— Пойди домой и отдохни, — сказал Будда. — Ты плохо выглядишь. Ты уже достаточно наказал себя. Забудь об этом происшествии и не беспокойся, оно не причинило мне вреда. Это тело состоит из пыли и рано или поздно вновь превратиться в пыль, и по нему будут ходить люди.
Человек устало поднялся и ушел, скрывая слезы. Вечером он пришел обратно и припал к ногам Будды и сказал:
— Прости меня!
— Нет вопроса о том, чтобы я прощал тебя, потому что я не был рассержен, — ответил Будда. — Я тебя не осудил. Но я счастлив видеть, что ты пришел в себя и что для тебя прекратился тот ад, в котором ты пребывал. Иди с миром.
Солнце и ветер
Притча древнегреческого мудреца Эзопа.
Солнце и Ветер поспорили, кто сильнее, и Ветер сказал: «Я докажу, что сильнее. Видишь, там старик в плаще? Бьюсь об заклад, что смогу заставить его снять плащ быстрее, чем ты».
Солнце спряталось за тучу, а Ветер начал дуть все сильнее и сильнее, пока не превратился почти в ураган.
Но чем сильнее он дул, тем крепче закутывался старик в свой плащ. Наконец Ветер стих и прекратился; и тогда Солнце выглянуло из-за тучи и ласково улыбнулось путнику. Путник согрелся под жаркими лучами солнца, повеселел и снял плащ. И Солнце сказало Ветру, что ласка и дружелюбие всегда сильнее ярости и силы.
Ведро с яблоками
Купил человек себе новый дом – большой, красивый – и сад с фруктовыми деревьями возле дома. А рядом в стареньком домике жил завистливый сосед, который постоянно пытался испортить ему настроение: то мусор под ворота подбросит, то еще какую гадость натворит.
Однажды проснулся человек в хорошем настроении, вышел на крыльцо, а там – ведро с помоями. Человек взял ведро, помои вылил, ведро вычистил до блеска, насобирал в него самых больших, спелых и вкусных яблок и пошел к соседу. Сосед, услышав стук в дверь, злорадно подумал: «Наконец-то я достал его!». Открывает дверь в надежде на скандал, а человек протянул ему ведро с яблоками и сказал:
– Кто чем богат, тот тем и делится!
Притчи о дружбе
НАСТОЯЩИЙ ДРУГ
Высунув голову из гнезда, орлёнок увидел множество птиц, летающих внизу среди скал.
– Мама, что это за птицы? – спросил он.
– Наши друзья, – ответила орлица сыну. – Орёл живёт в одиночестве – такова его доля. Но и он порою нуждается в окружении. Иначе какой же он царь птиц? Все, кого ты видишь внизу, – наши верные друзья.
Удовлетворённый маминым разъяснением орлёнок продолжал с интересом наблюдать за полётом птиц, считая их отныне своими верными друзьями. Вдруг он закричал:
– Ай-ай, они украли у нас еду!
– Успокойся, сынок! Они ничего у нас не украли. Я сама их угостила. Запомни раз и навсегда, что я тебе сейчас скажу! Как бы орёл ни был голоден, он непременно должен поделиться частью своей добычи с птицами, живущими по соседству. На такой высоте они не в силах найти себе пропитание, и им следует помогать.
Всяк, кто желает иметь верных друзей, должен быть добрым и терпимым, проявляя внимание к чужим нуждам. Почёт и уважение добываются не силой, а великодушием и готовностью поделиться с нуждающимся последним куском.
ПЕСОК И КАМЕНЬ
В какой-то момент друзья поспорили, и один из них дал пощёчину другому.
Последний, чувствуя боль, но ничего не говоря, написал на песке: «Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощёчину».
Они продолжали идти, и нашли оазис, в котором они решили искупаться. Тот, который получил пощёчину, едва не утонул, но его друг спас его. Когда он пришел в себя, он написал на камне: «Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь».
Тот, который дал ему пощёчину, а потом спас жизнь, спросил eго:
– Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему?
Друг ответил:
– Когда кто-либо нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли это стереть. Но когда кто-либо делает что-либо хорошее, мы должны выгравировать это на камне, чтобы никакой ветер не смог стереть это.
Научись писать обиды на песке и гравировать радости на камне.
ГВОЗДИ
Жил-был мальчик с ужасным характером. Его отец дал ему мешочек с гвоздями и сказал забивать по гвоздю в садовую ограду каждый раз, когда он будет терять терпение и с кем-то ссориться. В первый день мальчик забил 37 гвоздей. В течение следующих недель он старался сдерживаться, и количество забитых гвоздей уменьшалось день ото дня. Оказалось, что сдерживаться легче, чем забивать гвозди…
Наконец наступил день, когда мальчик не забил в ограду ни одного гвоздя. Тогда он пошёл к своему отцу и сказал об этом. И отец сказал ему вытаскивать по одному гвоздю из ограды за каждый день, в который он не потеряет терпения.
Дни шли за днями, и наконец мальчик смог сказать отцу, что он вытащил из ограды все гвозди. Отец привёл сына к ограде и сказал:
– Сын мой, ты хорошо вёл себя, но посмотри на эти дыры в ограде. Она больше никогда не будет такой, как раньше. Когда ты с кем-то ссоришься и говоришь вещи, которые могут сделать больно, ты наносишь собеседнику рану вроде этой. Ты можешь вонзить в человека нож, а потом его вытащить, но рана всё равно останется.
Неважно, сколько раз ты будешь просить прощения, рана останется. Душевная рана приносит столько же боли, сколько телесная. Друзья – это редкие драгоценности, они приносят тебе улыбку и радость. Они готовы выслушать тебя, когда тебе это нужно, они поддерживают тебя и открывают тебе свое сердце.
Старайся не ранить их…
infourok.ru
Притча о добре.
Одна индийская бедная женщина каждое утро пекла две лепёшки. Одну для своей семьи, а вторую для случайного прохожего. Вторую лепёшку она клала на подоконник, чтобы любой проходящий мимо человек мог её взять. Каждый день женщина молилась за своего сына, ушедшего из дома искать лучшую долю. В течение многих месяцев мать ничего не знала о своём мальчике и молилась о его возвращении.
Вскоре женщина заметила, что какой-то горбун приходит каждый день и забирает вторую лепешку. Но вместо слов благодарности, он только бормотал: «Ваше зло останется с Вами, а Ваше добро вернётся к Вам!» Так происходило день за днем. Не получая ожидаемых слов благодарности, женщина чувствовала себя обманутой. «Каждый день этот горбун забирает лепёшки и произносит что-то невнятное. Пора покончить с этим! Я избавлюсь от этого горбуна!» На следующий день она положила во вторую лепёшку.. яд.
Но когда она уже собралась положить лепёшку на подоконник, её руки задрожали. «Что же я делаю?» — подумала она и бросила эту лепёшку в огонь. Приготовив другую, она положила её на подоконник. Горбун, как обычно, пришёл, взял лепешку, и пробормотав: «Ваше зло останется с Вами, а Ваше добро вернётся к Вам!», он продолжил свой путь, не подозревая о бушующих в сердце женщины эмоциях.
Наступил вечер, и вдруг… раздался стук в дверь. Открыв её, женщина увидела на пороге своего сына. Выглядел он ужасно: голодный, худой, слабый, в рваной грязной одежде. «Мама, это просто чудо, что я здесь! — сказал сын.
«Я шёл домой очень долго, много дней, и совсем выбился из сил. Когда я был от дома всего лишь на расстоянии одной мили, я был так голоден, что упал в обморок. И я, наверное, умер бы, если бы не один старый горбун. Он проходил мимо и был так добр ко мне, что отдал мне целую лепёшку! И он сказал, что это была его единственная еда на целый день, но решив, что я нуждаюсь в ней больше, он отдал мне её..»
Когда мать услышала эти слова, её лицо побледнело, и она прислонилась к двери, чтобы не упасть. Она вспомнила отравленную утреннюю лепёшку. Ведь если бы она не сожгла её в огне…, её собственный сын мог сегодня погибнуть! И тогда женщина поняла смысл слов:»Ваше зло останется с Вами, а Ваше добро вернётся к Вам!»
М О Р А Л Ь:
Всегда стремитесь делать добро,
даже если этого сейчас никто не ценит.
ТВОРИ ДОБРО!
Пусть каждый шаг приводит к счастью!
www.oum.ru
Притча о добре — Картинки анимации и стихи. Доброе время года!
Утро было очень холодное. Мальчик, продающий газеты, продрог от холода, а от голода у него почти не было сил… но работа ему была необходима: жила семья бедно и порой не хватало денег, даже чтобы добраться до школы.
Мальчик настолько был голодным, что набрался смелости и решил подойти к ближайшему дому и попросить хотябы воды. Женщина, которая открыла ему дверь, поняла, взглянув на мальчишку, что он голоден. Она вынесла ему молоко в большом стакане. Когда мальчик выпил все молоко, спросил:
— Сколько мне нужно заплатить за молоко?
— Ничего,— ответила женщина с улыбкой на лице.
— Я буду молиться за Вас, — тихо прошептал мальчик
Он почувствовал себя полным сил и понял, что Бог всегда помогает страждущим и приходит на помощь в самый тяжелый момент.
Прошло много лет и все вокруг изменилось. Та молодая женщина, уже стала старушкой и ее одолела тяжелая болезнь.
А доктор, что лечил женщину, был тот самый мальчик, который подрабатывал, продавая газеты. Он узнал женщину и делал все возможное и невозможное, чтобы ей помочь.
Лечение заняло много времени и усилий, но, в конце концов, болезнь покинула старушку.
Женщина ждала, когда ей придет счет за лечение и понимала, что оно обойдется ей очень дорого и, возможно, придется продать все свое имущество.
Когда принесли счет, она, молясь Богу, пристально смотрела на сумму к оплате, и увидела внизу:
«Счет полностью оплачен за один стакан молока» и подпись доктора.
Женщина расплакалась и тут же вспомнила голодного мальчика и стакан молока, который она ему вынесла.
Носите в сердцах любовь и доброту и дарите ее окружающим Вас людям.
Да, мир может показаться, на первый взгляд, жестоким и беспощадным.
Но это только на первый взгляд. Если Вы несете в мир искренне добро и любовь,
то получаете в десятки раз больше. Мир — это то, что у нас внутри, в сердце.
www.dobroanim.com
Мастер-класс о добре и Зле (сказки и притча)
Мастер-класс
Тема: «Добро и Зло в фольклорных произведениях русского народа.
Сверхзадача: Формирование ценностного отношения к Человеку посредством искусства слова при анализе фольклорного произведения
Оборудование: текст притчи
Раздаточный материал: листочки для составления характеристики качеств
Ведущий вид искусства: литература
Задачи:
освоение понятий Добро и Зло;
расширение и углубление знаний об особенностях создания литературного образа; о роли эпизода и художественной детали в создании образа, о значении финала;
Организационный момент.
Приветствие:
Добрый день, я рада всех видеть на нашем занятии. Сегодня мы поговорим о тайнах искусства слова художественного произведения в нравственном воспитании личности. Мы будем просто анализировать русские народные сказки и причту, и в то же время рассуждать на серьезную тему о добре и зле.
2. Беседа
Будущее любой страны решается за школьной партой. Если с этих позиций взглянуть на будущее России, то можно прийти к выводу, что оно весьма печально, так как сегодня из большинства школ ушла система духовно-нравственного образования и воспитания. Духовно-нравственный запас, оставленный нашими предками, почти исчерпан.
Изменение общественных отношений в нашей стране повлекло за собой сложные духовные проблемы, которые выразились в обесценивании многих жизненных идеалов.
Более чем за двадцать постперестроечных лет выросло новое поколение молодежи. Это дети, которые воспитывались не на добрых мультиках, а на фильмах ужасов, агрессивных боевиках. Именно поэтому мы все вместе, и прежде всего педагоги, должны защитить наших детей от мира насилия, сделать их невосприимчивыми к злу и способными творить добро.
Как вы думаете, почему сегодня проблема добра и зла до сих пор актуальна?
Что такое добро и зло?
Можем сказать, что это одинаковые категории?
Какого цвета эти качества?
Какие качества могут войти в группу добро/зло? (запишем на доску)
Каждый из нас – это сосуд, который наполнен разными качествами, какие бы вы взяли в свой сосуд?
А для жизни какие бы качества взяли? Почему они разные?
Эти категории очень сложные, они тесно взаимосвязаны и переплетены между собой. Иногда в жизни белое становится черным, черное-белым. Легко отличить Зло от Добра, когда оно проявляется явно: преступление, кража, обман. Но очень часто оно скрывается под обычной человеческой личиной. Как же тогда его распознать?
А это можно решить одним – единственным способом – дать подрастающему поколению полноценное духовно – нравственное воспитание. И у нас должно хватить мужества поставить и решать эту задачу средствами школьных предметов, и в первую очередь на уроках литературы. Этот предмет позволяет на каждом уроке уделять внимание вопросам духовно-нравственного воспитания обучающихся.
Работа по тексту русских народных сказок
Уже в 1-ом классе при знакомстве с произведениями устного народного творчества идет обстоятельный разговор о трудолюбии, честности, правдивости, мужестве, стойкости при защите Родины, патриотизме, осуждаются малодушие, трусость, себялюбие, лень, праздность. Это ярко раскрывается в русских народных сказках
— Курочка Ряба
— Колобок
— Репка
Выявление системы героев, их характеристик.
—Какие еще слагаемые Добра /Зла вы увидели?
-Кто ещё из героев сказок выступает носителем Добра/Зла?
-Каковы нравственные уроки сказок
— Какие еще качества мы можем добавить в наш список в каждую группу?
Микровывод. Народные сказки учат многому, они хранят тот неоценимый духовный клад, который копился веками. Мы — родители передаем это своим детям уже в младенчестве, учим всегда быть чуткими и внимательными друг к другу, уметь вовремя сказать теплое слово, ведь доброе слово сказать – посошок в руку дать. Надо спешить делать добро, не разбирая кому.
Работа по тексту притчи
Хочу прочитать Вам еще одну притчу на тему добра и Зла. Послушайте внимательно.
Однажды один старый мудрый индеец — вождь племени разговаривал со своим маленьким внуком.
— Почему бывают плохие люди? — спрашивал его любознательный внук.
— Плохих людей не бывает, — ответил вождь. — В каждом человеке есть две половины — светлая и тёмная. Светлая сторона души призывает человека к любви, доброте, отзывчивости, миру, надежде, искренности. А тёмная сторона олицетворяет зло, эгоизм, разрушение, зависть, ложь, измену. Это как битва двух волков. Представь себе, что один волк светлый, а второй — тёмный. Понимаешь?
— Понятно, — сказал малыш, тронутый до глубины души словами деда. Мальчик на какое-то время задумался, а потом спросил: — Но какой же волк побеждает в конце?
Старый индеец едва заметно улыбнулся:
— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
Как-то в одно селение пришёл и остался жить старый мудрый человек. Он любил детей и проводил с ними много времени. Ещё он любил делать им подарки, но дарил только хрупкие вещи. Как ни старались дети быть аккуратными, их новые игрушки часто ломались. Дети расстраивались и горько плакали. Проходило какое-то время, мудрец снова дарил им игрушки, но ещё более хрупкие. Однажды родители не выдержали и пришли к нему: — Ты мудр и желаешь нашим детям только добра. Но зачем ты делаешь им такие подарки? Они стараются, как могут, но игрушки всё равно ломаются, и дети плачут. А ведь игрушки так прекрасны, что не играть с ними невозможно. — Пройдёт совсем немного лет, — улыбнулся старец, — и кто-то подарит им своё сердце. Может быть, это научит их обращаться с этим бесценным даром хоть немного аккуратней?
Притча о злорадстве.
Был у гнева единственный сын. Звали его – зло. Такой, что ему самому было с ним очень трудно. И решил гнев его женить на какой-нибудь добродетели. Глядишь, немного смягчится, и ему на старости легче с ним будет! Похитил он радость и женил на ней свое зло. Только недолгим был тот брак. Но осталось от него дитя – злорадство. Да и правда, не может быть ничего общего у добра со злом. А если вдруг и случится, то добра от него не жди!
Ответьте на вопрос
—Какие еще слагаемые Добра /Зла вы увидели?
-Каковы нравственные уроки причты?
Микровывод. Надеюсь, мы с вами убедились, что искусство слова может многое — обидеть, помочь, остановить от плохого поступка, порадовать. Надо беречь наш родной язык.
Рефлексия:
— что я могу сказать о своем состоянии.
Начните с фразы: я чувствую сейчас…
Хочу пожелать…
Я задумался …
Какое сердечко вы хотели бы оставить себе?
Я заканчиваю занятие с надеждой и верой в то, что вы будете добрее, пересилите любое Зло своей Любовью, а своим милосердием поможете ближнему.
infourok.ru
Притчи в стихах |
Спор о добре и зле.
Добро и Зло с далёких пор
Ведут свой древний, давний спор,
Кто наяву, а не во сне
Сильней и крепче на земле?
«Сильнее Я», — сказало Зло.-
«Кто служит мне, тем повезло.
Я щедро отблагодарю,
Земные блага подарю:
Машины, деньги, мощь и власть.
Пусть насладятся жизнью всласть!»
Добро сказало: «Может быть,
Но только я могу любить.
Хоть за душою ни гроша,
Для всех людей важна душа.
Я виллы, яхты не дарю,
Зато я душу сохраню,
Друзей, родных, детей и дом,
И много счастья в доме том.»
Не знаю, что ещё сказать…
Остаться с кем, самим решать.
Добро и Зло с далёких пор
Не оставляют этот спор.
Суть.
О, Великий Мудрец, я упал и не раз,
Вновь коленки разбил, руки все … и не только…
И ответил Мудрец: «Хоть и слезы из глаз…
Суть не в том что упал, суть — поднялся ты сколько?!»
О, Великий Мудрец, дали мне по щеке.
Он ответил: «Другую подставь… и не только..
И обиды свои утопи все в реке –
Суть не в том, что рыдал, суть – простил ты их сколько?!»
О, Великий Мудрец, я ошибся опять,
Боль доставил родному, скажу… и не только…
Вновь ответил Мудрец, что не мог ты всё знать,
Не в ошибках вся суть, суть исправил их сколько?!
Устами младенца.
Представьте на минуту древний град,
Стоящий на краю большой пустыни,
У ног его почти засох Ефрат,
Дни плыли нестерпимо холостыми.
Теряли кроны жухлую листву,
И даже Шейха сад не плодоносил,
Зной придавал пергаментность лицу
И разъяренность каменным Колоссам.
Священник всех призвал по утру в Храм,
Молиться Богу о небесной влаге,
Седым власам и молодым вихрам
Пришел черёд сойтись в одной упряге.
На площади, пылающей как печь,
Смех разразился над одним ребёнком,
Он зонт принёс, чтоб в дождь себя сберечь,
Не оказаться щипаным цыплёнком.
Вслед хохотали: «Потеряешь зонт,
Нам не видать сегодня водной хляби,
Свернул к соседям атмосферный фронт,
Не суетись с устройством, Бога ради!»
Сказал малец: «Я думал город весь
Помолится, Господь откроет двери,
Чтоб мир умыть и яблоням зацвесть,
А вы пришли, заранее не веря!»
И мы порой, крестясь на образ Твой,
Прости, Отец, о вере забываем,
Лишь голову разбив на мостовой,
Рыдая, к Высшей милости взываем!
Папина записная.
Отец, как обычно, с работы пришел
И чинно уселся за письменный стол,
Привычно открыл верхний ящик стола,
Затем с головой погрузился в дела.
«Пойду-ка я к папе, – сказал маме сын, –
Он, верно, скучает, коль снова один». –
«Не надо мешать. Он там занят теперь».
Но сын не послушал, открыл тихо дверь,
С отцом незаметно он рядышком встал.
Склонившись над книгой, тот что-то писал.
«А что в этой книге?» – «Ты вряд ли поймешь». –
«Но, папа, я буду стараться». – «Ну что ж.
Здесь важные встречи, людей имена,
Здесь все, чем я занят в течение дня».
Уставился мальчик на папу, любя:
«Скажи, а записан ли я у тебя?»
Все от Бога
Пришла незваная беда
И закричала громко:
— Cкорей откройте ворота,
Явилась я надолго!
— Пожалуйста! Пройдите в дом,-
Хозяева сказали.
— Вы что?! Никто не огорчён?!
Наверно не узнали!
— Как не узнать, ты у ворот,
Но мы гостям всем рады.
Всё, что от Бога к нам придёт,
Встречаем, как награду.
Для пользы посылает Бог
И радость, и страдания.
Переступай скорей порог,
Что встала в ожидании?!
Но не пошла к ним в дом беда.
«Какое ж я несчастье?»
И поплелась она туда,
Где стать могла напастью.
Прежде, чем что-либо сказать, подумай трижды
Пришёл к Сократу человек
И спросил его : — А знаешь?..
— Постой, — ответил мудрый грек, —
Просей, что мне сказать желаешь.
Через три сита пропусти,
Всё, что сказать ты мне задумал,
Ответь мне, нет ли в речи лжи?
— Не знаю, я и не подумал!
— Второе сито — доброта,
А польза — это третье сито.
Должны быть добрыми слова,
Полезными, из правды свиты!
preobrajenie.blagochin.ru