Как быть всегда ОК, притча о старике и лошади. Об умении брать ответственность на себя.
Жизненная позиция — это вывод, умозаключение (восприятие) человека о себе и людях. Это формируется уже в первые месяцы жизни, затем корректируется опытом взаимодействия с социумом.
1. Позиция Я — ОК, Ты — ОК — «сотрудничество»
Человек адекватно оценивает свои возможности, уверен в себе, доверяет другим и получает удовлетворение.
2. Позиция Я — НЕ ОК, Ты — ОК — «уход»
В ней человек не верит в свои возможности решить проблему «здесь и сейчас», убегает от проблем.
3. Позиция Я — ОК, Ты — НЕ ОК — «избавление»
Характеризуется тем, что человек не доверяет другим и избавляется от них.
4. Позиция Я — НЕ ОК, Ты — НЕ ОК — «выжидание»
При этом человек игнорирует свои возможности решать проблемы и не доверяет окружающим, он в депрессии и ничего не делает.
Человек день за днём проживает свои состояния в течение коротких промежутков времени. И дальше его жизненные позиции 2,3,4 формируют жизненные сценарии:
Пока не — «Когда дети вырастут и покинут дом, у меня будет время отдохнуть и делать то, что я хочу»
После — «Я могу радоваться сегодня, однако завтра должен буду за это заплатить».
Никогда — «Я никогда не получу того, чего больше всего хочу» .
Всегда — «Почему это всегда случается со мной? »
Почти — «В этот раз я почти достиг своего».
С открытым концом — «Достигнув цели, я не знаю, что делать дальше».
Поэтому, чтобы всегда быть ОК, необходимо выбирать первую жизненную позицию. Как? Давайте рассмотрим на примере притчи.
Притча старик и лошадьОдин старик нашел в лесу прекрасную белую кобылицу. Он привел ее к себе домой, и стал за ней ухаживать. И все соседи говорили: “Надо же, как тебе повезло! Ведь такая красивая кобыла, это же целое сокровище!” А старик отвечал: “Не знаю, повезло мне или нет, но знаю, что надо теперь для лошади строить конюшню”, и вместо рассуждений шел строить конюшню.
В один далеко не прекрасный день лошадь убежала. И все соседи опять собрались у старика, рассуждая: “Ох, какое невезение! Лошадь сбежала, какая потеря!”. А старик сказал: “Не знаю, везение это или невезение, знаю только, что конюшню мне можно не строить”.
Через неделю лошадь вернулась, и не одна, а привела с собой целый табун коней. И соседи завистливо ахали: “Ну как же повезло опять старику!” А старик рассудительно ответил: “Не знаю, хорошо это или плохо, но знаю, что теперь мне надо учиться разводить коней”.
На следующий день его сын стал объезжать одного из коней, упал и сломал ногу. Соседи опять запричитали: “Ах, какое несчастье! Как же ты теперь справишься со всем своим разросшимся хозяйством?” Старик отвечал: “Не знаю, счастье это или несчастье, знаю только, что надо ехать за доктором, и лечить ногу сыну”.
Через несколько дней царь этой страны объявил набор в армию, и из той деревни забрали всех молодых парней, оставив только сына старика со сломанной ногой. Соседи, сыновей которых забрали в армию, горюя и причитая, пришли к старику: “Как тебе повезло, что у твоего сына оказалась сломана нога! Зато он остался дома!”…
Эту притчу можно рассказывать бесконечно. А суть в том, что наша жизнь состоит из нейтральных событий, и только каждый человек сам для себя оценивает их, как положительные или отрицательные.
А можно, как старик, не искать плохое или хорошее в событиях, а решать, какие действия необходимо предпринять в сложившейся ситуации. Эта притча учит брать ответственность за свою жизнь, а не списывать на обстоятельства и “повезло-не повезло”.
Как быть всегда ОК? Жизненная позиция Я ОК- Ты ОКНа примере этой притчи можно проследить основные жизненные позиции, так, как это принято в транзактном анализе – направлении психотерапии, основанном Эриком Берном — есть диаграмма, в которой четыре жизненные позиции связаны с определенным социальным поведением. Рисуется она в виде квадрата, каждый квадрат иллюстрирует тип поведения и отношения человека к другим и себе.
Правый верхний квадрат – здоровая позиция, счастливая, связанная со способностью достижения. Она называется ОК-ОК, все хорошо со мной, все хорошо с тобой: Ты Окей — Я Окей.
В притче такую позицию демонстрирует Старик – он всегда Окей, что бы не случилось, он деятельный, разумный и реагирующий в соответствии со своим пониманием. Люди пытаются его провоцировать выйти из такой Окейной позиции, хотят втянуть его в игру, чтобы он почувствовал себя не Окей, — тогда бы они смогли его пожалеть, или сказать, а «вот ты ничего не смыслишь» и т.п.
Ели бы старик, потеряв лошадь, стал сетовать на свою жизнь: «какой я жалкий», «я не знаю что мне делать, а без лошади плохо», тогда бы он перешел во вторую позицию: Я — НЕ ОК,Ты — ОК (с тобой все хорошо, со мной не хорошо). Старик бы взглянул на соседа – «у него лошадь есть, а у меня нет», «сосед благополучный, а я жертва беспомощная, кто бы мне помог?»
Другой не Окейный вариант поведения старика: Я — ОК,Ты — НЕ ОК – «лошадь не потерялась, ее украли», и скорее всего, украл сосед – гад он такой! Надо пойти ему и причинить добро, чтобы лошадь больше не крал и не прятал. В этой позиции старик чувствует себя правым, он Окей, — другой человек не Окей, старик в этой позиции готов бы был преследовать любого, на кого можно проявить гнев. Еще вариант такой позиции – старик бы стремился отделаться от людей, которые сетуют по его лошади – послал бы их по грибы, или влез в драку.
И последний вариант поведения – когда старик занял позицию: Я — НЕ ОК, ТЫ — НЕ ОК, «да всё кругом и внутри — не ОК», «никто мне не поможет, и сам я ничего сделать не могу». Старик в полной безнадежности, без желаний и возможностей что-то менять.
А в какой позиции чаще всего находитесь Вы? Пребываете в безнадежности, подавляете других, по-детски ждете, чтобы вам помогли или считаете себя и других достаточно ответственными и способными позаботиться о себе?
17.42. Пропавшая лошадь. Стратагемы. О китайском искусстве жить и выживать. ТТ. 1, 2
17.42. Пропавшая лошадь. Стратагемы. О китайском искусстве жить и выживать. ТТ. 1, 2ВикиЧтение
Стратагемы. О китайском искусстве жить и выживать. ТТ. 1, 2
фон Зенгер Харро
Содержание
17.42. Пропавшая лошадь
Некогда в одной из пограничных областей Китая жил старик. Его прозвали Стариком с пограничья. Однажды его великолепная лошадь исчезла, не оставив следов. Соседи и друзья собрались, чтобы утешить старика.
Тот, однако, не выказывал никакой печали. Улыбаясь, он говорил: «Конечно, лошадь пропала, но кто знает, может быть, это к счастью».
Прошло некоторое время. И действительно, внезапно пропавшая лошадь явилась к старику. С собой она привела вторую, еще более ценную лошадь. Вся деревня пришла в возбуждение. Люди сбежались и поздравляли старика. Но тот вовсе не казался счастливым. Он говорил: «С чем тут поздравлять? Кто знает, не к несчастью ли это».
Через несколько дней единственный сын старика сел на вторую лошадь. Лошади не понравился новый всадник, она понесла и сбросила его на землю. Молодой человек стал калекой.
Когда люди узнали об этом, они пришли утешать старика, но тот опять же не печалился. Он говорил: «Возможно, это к счастью».
Через некоторое время на границе началась война. Множество молодых людей попало в армию и было отправлено на поля сражений. Все они погибли. Только сын Старика с пограничья смог остаться дома как инвалид. И он выжил.
Эта притча приводится в «Хуайнаньцзы», собрании даосских, конфуцианских и легистских текстов. Труд составлен учеными, которых собрал вокруг себя в конце II в. до н. э. князь Лю Ань из Хуайнани (179–122 до н. э.). Притча напоминает о парадоксе из «Дао дэ цзина»:
«Счастье опирается на несчастье, несчастье скрывается в счастье».
Эпизод пересказывается в «Историях о поговорках» (Пекин, 1982). В качестве объяснения говорится:
«Выражение «Неудачей ли было, что у Старика с пограничья сбежала лошадь?» означает, что дурное может превращаться в хорошее, а временные потери — в будущий выигрыш».
Газета «Цзефан жибао», орган партийного комитета Коммунистической партии Китая в г. Шанхае, обращается к этой истории в спортивном репортаже. На европейском турнире по баскетболу Болгария и Чехословакия боролись за выход в финал. Оставалось 8 секунд до свистка. Болгары шли впереди на 2 очка, но для попадания в финал им нужно было получить преимущество в 5 очков. В этот решающий момент болгарский тренер попросил устроить короткий перерыв и дал указания двум игрокам. Когда игра опять началась, болгарская команда повела мяч сначала в направлении корзины противника. Но ведший мяч игрок внезапно повернулся и кинул мяч в собственную корзину. В этот момент прозвучал свисток. Игра закончилась вничью. Чешская команда была так же ошарашена таким поворотом, как и зрители. Некоторые болгарские игроки тоже ничего не поняли. Но ничья, согласно правилам, привела к продлению игры на 5 минут. Болгары собрали все силы и выиграли 6 очков. Таким образом они попали в финал.
Китайский комментатор Чу Чжан указывает на хитрость болгарского тренера. В оставшиеся 8 секунд болгары не смогли бы получить требуемые 5 очков. Поэтому болгарский тренер дал понять своим игрокам, что они сами должны устроить себе потерю и добавить 2 очка чехам. На первый взгляд эти 2 очка выглядят как бросаемый «кирпич». В действительности же болгарская команда получила взамен необходимые для решительного боя 5 минут, то есть «яшму». Эти 5 минут помогли добиться необходимого преимущества в 5 очков. Мудрость болгарского тренера видна в том, что он в кратчайший срок сумел правильно оценить потери и выигрыш и решился на временное отступление в надежде на конечную победу.
«Кто хочет у кого-нибудь что-нибудь получить, тот должен ему сначала что-нибудь дать, — говорит китайский комментатор.
Только благодаря потере можно много выиграть, отступить на один шаг, чтобы сделать два шага вперед, события часто развиваются согласно этой диалектике».
«Не удачей ли было, что у Старика с пограничья сбежала лошадь?» Эта пословица, как заключает Чу Чжан в своем репортаже, может звучать фаталистически, но если правильно оценить объективное развитие событий и понять, что ввиду будущих приобретений можно кое-чем поступиться, то с помощью ее применения можно добиться выигрыша через потери.
«Если бы мы не осознавали этой смены потерь выигрышами, как могли бы мы регулировать экономику, разрабатывать планы, проводить в жизнь политнормы и т. п.?»
(Чу Чжан)
Твоя лошадь, моя соха…
Твоя лошадь, моя соха… Кто идёт в колхоз? Среднее самостоятельное, зажиточное, «справное» крестьянство? Достаточно мельком ознакомиться с делом, чтобы сказать: нет, конечно! Идет деревенская беднота, организуются деревенские (и городские) пролетарии и полупролетарии, те,
Попал под лошадь
Попал под лошадь 22 июня, 16:19Сегодня с утра всё звонят и спрашивают, правда ли, что я приглашен в члены Совета по правам человека при президенте. Гляжу — действительно, есть в новостях такая диковинная информация.Пишу сюда, потому что надоело отвечать одно и то же: никто ко
Лошадь
Лошадь Отправляясь на войну, индеец не только сам тщательно готовился и принимал должный вид, но и уделял немало времени своему боевому коню. Разумеется, для войны отбирали лучших скакунов, но верили: если разрисовать лошадь магическими знаками, её зрение усилится, она
Гусарская лошадь
Гусарская лошадь Обычно ремонтных лошадей в полки доставляли в мае. Каждому гусарскому полку десятиэскадронного состава при одном запасном эскадроне требовалось примерно 100–120 верховых лошадей в год для замены отслуживших свой срок, по той или иной причине
«Я работаю как лошадь»
Лошадь
Лошадь 30 июля. Главный врач армии приказывает мне отправляться в Новосокольники. Его тревожит увеличение потока раненых. За сутки были переполнены все перевязочные пункты и полевые лазареты.Густель проверяет автомобиль, упаковывает все необходимое и мои инструменты. На
Глава 12. «Я и лошадь и я бык…»
Глава 12. «Я и лошадь и я бык…» «Песни были пополам со слезами» Солодовникова Нина Алексеевна, 1918 год, дер. Студеново, крестьянкаВсе изломала война. Васю (мужа) в 1942 году взяли на войну, и последнее письмо я получила от него в октябре 1942 года из-под Сталинграда. И остались мы
7. Лошадь и копье эпохи кловис
7. Лошадь и копье эпохи кловис К ЮГУ ОТ КАЛГАРИПокинув озеро Бак, я направился на юг, чтобы собрать кое-что совершенно необычное — пыль от мозга. Чтобы сделать это, я отправился к д-ру Брайану Кайману из отдела археологии Университета Калгари в Альберте, Канада. Не зная,
7. Лошадь и копье эпохи кловис
7. Лошадь и копье эпохи кловис К ЮГУ ОТ КАЛГАРИПокинув озеро Бак, я направился на юг, чтобы собрать кое-что совершенно необычное — пыль от мозга. Чтобы сделать это, я отправился к д-ру Брайану Кайману из отдела археологии Университета Калгари в Альберте, Канада. Не зная,
Лошадь — прежде всего
Лошадь — прежде всего — О конь, чьи деяния столь же непревзойденны, сколь обделен ты судьбой! Ступай, куда хочешь, ибо на челе твоем написано, что ни Астольфову Гипогрифу, ни знаменитому Фронтину… в резвости с тобой не сравняться. А еще мы помним Брильядора — коня
Лошадь — прежде всего
Лошадь — прежде всего — О конь, чьи деяния столь же непревзойденны, сколь обделен ты судьбой Ступай, куда хочешь, ибо на челе твоем написано, что ни Астольфову Гипогрифу, ни знаменитому Фронтину… в резвости с тобой не сравняться. А еще мы помним Брильядора — коня
Как лошадь Дария вовремя заржала
Как лошадь Дария вовремя заржала Когда прошло пять дней и волнение улеглось, семеро персов снова собрались у Отаны. Самозванец был низвергнут, законных наследников у Камбиса не было. Нужно было решить: как править государством.Отана сказал:— Не нужно царя. Все мы видели
Донская лошадь
Донская лошадь Увидев казаков в Европе, иностранцы отметили: «Лошади их малого роста, но быстрые, выносливые и неприхотливые»{114}.Кавалерист-девица Надежда Дурова, попав на Дон, охарактеризовала донскую лошадь совсем кратко — «тощие скакуны Дона»{115}.Лошади, как и оружие,
Как держать и водить лошадь
Как держать и водить лошадь Став с левой стороны лошади наравне с шеей, лицом в поле, взять согнутой в локте правой рукой оба повода у подбородка лошади, разделив их указательными пальцами, а концы поводьев зажать в ладони свободно опущенной левой руки, пропустив их через
Белая лошадь
Белая лошадь 1– Холодно. – Погоди, вот немец трахнет – тепло будет. Семен ничего не ответил, только клацнул зубами.В утреннем мутном рассвете мне было видно его лицо… На него было жалко смотреть. Да я и сам замерз как собака.Хуже всего – это лежать в секрете осенью, у
Даосская притча «Несчастья и благословения»
Изящное лавирование среди житейских взлетов и падений
На северной границе древнего Китая жил человек, который был искусен в разведении лошадей. Люди называли его Сай Ун, что означает буквально «Старый житель пограничных земель».
Однажды его лучшая лошадь вырвалась на свободу и поскакала на территорию Ху. Племена Ху были враждебны к китайцам, так что все решили, что лошадь потеряна навсегда.
Лошади имели большую ценность для людей, живущих на границе, поэтому они сочли эту потерю очень серьезной. Они посетили Сай Уна, чтобы выразить ему свое сочувствие, но отец Сай Уна удивил их, оставаясь спокойным и невозмутимым. К еще большему их недоумению, старик спросил: «Кто знает, может это благословение?»
Несколько месяцев спустя лошадь вернулась в конюшню со спутником – прекрасным породистым конем. Благосостояние Сай Уна внезапно выросло. Все пришли полюбоваться красавцем-конем и поздравить его нового хозяина, но снова отец Сай Уна не проявил никаких эмоций. Он сказал: «Кто знает, может это к несчастью?»
Сын Сай Уна любил верховую езду и решил прокатиться на новом коне, но неудачно упал и сломал ногу. Снова отзывчивые люди пришли утешить семью, и снова они увидели, что старик остался спокоен, как всегда. Так же, как и раньше, он сказал им: «Кто знает, может это благословение?»
Год спустя племя Ху собрало войско и пересекло границу Китая. Всех здоровых молодых людей забрали в армию для обороны. Последовали ожесточенные бои, которые привели к тяжелым потерям. Среди жителей северной границы девять из десяти мужчин погибли.
Сын Сай Уна не пошел на войну из-за сломанной ноги. В результате он избежал ужасной участи, и его семья пережила войну без утрат.
Таким образом, благословение может оказаться несчастьем, а несчастье — благословением. Они бесконечно превращаются друг в друга; действия судьбы поистине непостижимы для нас.
Дао
Выше приведен точный пересказ китайской притчи, взятой непосредственно из древнего текста Хуайнань-цзы. Это одно из классических произведений, которые формируют ткань китайской культуры. Китайцы хорошо знают эту историю и придумали фразу, которая ее резюмирует: «Сай Ун теряет лошадь. Кто знает, не благословение ли это?»
Эта фраза-поговорка особенно применима, когда вы сталкиваетесь с неблагоприятной ситуацией, когда вам кажется, что все против вас. Когда вы разочарованы, обескуражены и потеряли всякую надежду, поговорка напоминает вам, что все может быть не таким, как кажется.
Мудрецы учат, что все происходит по определенной причине. Временные поражения и разочарования содержат золотое зерно урока специально для вас. Так же, как нужно присесть, чтобы прыгнуть выше, прохождение урока в духе смирения даст вам дополнительную энергию, необходимую, чтобы преодолеть следующее препятствие. И если смотреть на это таким образом, то кто скажет, что неблагоприятное, на первый взгляд, событие не может быть замаскированной хорошей новостью?
Дао говорит о равновесии, и каждая сторона жизни важна и ценна. Мы понимаем, что не должны застревать в депрессии и унынии, пока не потеряем способность к действию. Обратная сторона медали столь же истинна. То есть, когда мы сталкиваемся с тем, что выглядит, как преимущество, мы не должны поддаться эйфории и ослепнуть, не заметив семя невзгод, которое кроется среди нашего продвижения вперед.
Каждое темное облако имеет серебряную подкладку – и наоборот, серебряная подкладка обрамляет темное облако. Или, как это описывает глава 58 Дао Дэ Цзин:
Несчастье – это то, от чего зависит удача
Удача – это то, где прячется беда
Инь содержит Ян; Ян содержит Инь. Каждая неудача содержит скрытое зерно будущего успеха; каждый триумф содержит скрытую причину будущего поражения. Вот почему отец Сай Уна не огорчен дурными вестями, однако его не приводит в восторг и то, что другие считают хорошими новостями.
Все сводится к умеренности. Без умеренности жизнь подобна качелям. Сначала это может быть захватывающим, но безостановочные взлеты и падения быстро утомят вас и сделают невозможным душевный покой. Только что вы были на вершине победы, а уже в следующий миг разбиты в пух и прах.
Благодаря умеренности жизнь приближается к изящному и легкому идеалу у-вэй – идеалу действий без привязанности. Вы по-прежнему испытываете радость и печаль, но без изнурительной интенсивности эмоциональных крайностей. Вы в полной мере участвуете и в празднике, и в скорби, но никогда не переусердствуете ни в том, ни в другом случае. Вместо вершин и провалов в режиме нон-стоп жизнь становится чередой округлых холмов. Резкие взлеты и падения становятся исключением, а не правилом.
Это не значит, мы становимся толстокожими или избегаем сильных эмоций. Это также не значит, что жизнь становится выхолощенной в некотором роде. Урок не учит кротко принимать все, что предлагает жизнь, и это не повод избегать решительных действий.
Это значит, что мы больше не цепляемся за эмоции. Практика эмоциональной отрешенности позволяет наблюдать жизнь гораздо более четко, так что, когда благословение станет несчастьем или наоборот, это не застигнет нас врасплох. Мы понимаем эту трансформацию как сложную работу Дао – не больше и не меньше.
В конечном счете, эта история учит нас, что вещи просто случаются в жизни. Они не хороши и не плохи, они просто есть. Все они служат важной цели предоставления жизненных уроков, но если мы слишком быстро сочтем их хорошими или плохими на основе первых впечатлений, мы рискуем потерять из виду реальные уроки.
Так что в следующий раз, когда с вами случится что-то «плохое», что расстроит вас, вспомните: Сай Ун теряет лошадь. Кто знает, не благословение ли это?
Из книги Дерека Лина «Дао повседневной жизни».
Поделиться с друзьями:
Старик и его лошадь
Несколько человек в последнее время напомнили мне китайскую притчу «Старик и его лошадь». Вы, наверное, слышали это. Я публикую это здесь не для того, чтобы сказать, что все ваши проблемы на самом деле являются благословениями. Но то, что часто может показаться несчастьем, может обернуться очень хорошим делом. Я видел, как это происходит в последнее время, и это дает мне надежду, что впереди меня ждет еще больше лимонада.
Старик и его лошадь (он же Сай Венг Ши Ма)
Жил-был старик в крохотной деревушке. Хотя он был беден, ему все завидовали, потому что у него был красивый белый конь. Даже король возжелал своего сокровища. Такого коня никогда прежде не видели — таковы были его великолепие, его величие, его сила.
За коня предлагали баснословные цены, но старик всегда отказывался. «Эта лошадь для меня не лошадь, — говорил он им. «Это человек. Как можно было продать человека? Он друг, а не собственность. Как ты мог продать друга». Человек был беден, и искушение было велико. Но он так и не продал лошадь.
Однажды утром он обнаружил, что лошади нет в его конюшне. Вся деревня пришла посмотреть на него. «Ты старый дурак, — издевались они, — мы же говорили тебе, что кто-то украдет твою лошадь. Мы предупреждали вас, что вас ограбят. Ты такой бедный. Как ты мог защитить такое ценное животное? Лучше бы его продали. Вы могли получить любую цену, какую хотели. Никакая сумма не была бы слишком большой. Теперь коня нет, а тебя постигла беда.
Старик ответил: «Не говори слишком быстро. Скажи только, что лошади нет в конюшне. Это все, что мы знаем; остальное суд. Проклят я или нет, как ты можешь знать? Как ты можешь судить?»
Люди спорили: «Не выставляйте нас дураками! Мы можем не быть философами, но великая философия не нужна. Тот простой факт, что вашей лошади больше нет, — это проклятие».
Старик снова заговорил. «Все, что я знаю, это то, что конюшня пуста, а лошадь пропала. Остальное не знаю. Было ли это проклятием или благословением, я не могу сказать. Все, что мы можем видеть, это фрагмент. Кто может сказать, что будет дальше?»
Жители деревни смеялись. Они подумали, что этот человек сошел с ума. Они всегда считали его дураком; в противном случае он продал бы лошадь и жил на деньги. Но вместо этого он был бедным дровосеком, а старик до сих пор рубит дрова, таскает их из леса и продает. Он жил впроголодь в нищете. Теперь он доказал, что действительно был дураком.
Через пятнадцать дней лошадь вернулась. Его не украли; он убежал в лес. Он не только вернулся, но и привел с собой дюжину диких лошадей. И снова деревенские жители собрались вокруг дровосека и заговорили. «Старик, ты был прав, а мы ошибались. То, что мы считали проклятием, оказалось благословением. Пожалуйста, простите нас».
Мужчина ответил: «Опять вы зашли слишком далеко. Скажи только, что лошадь вернулась. Укажите только, что с ним вернулась дюжина лошадей, но не судите. Как узнать, благословение это или нет? Вы видите только фрагмент. Если вы не знаете всей истории, как вы можете судить? Вы прочитали только одну страницу книги. Вы можете оценить всю книгу? Вы читаете только одно слово одной фразы. Вы понимаете всю фразу?»
«Жизнь так обширна, а ты судишь обо всей жизни по одной странице или по одному слову. Все, что у вас есть, это один фрагмент! Не говорите, что это благословение. Никто не знает. Я доволен тем, что знаю. Меня не беспокоит то, чего я не делаю».
«Может быть, старик прав», — сказали они друг другу. Так мало сказали. Но в глубине души они знали, что он ошибался. Они знали, что это благословение. Двенадцать диких лошадей вернулись. Приложив немного усилий, животных можно было сломать, обучить и продать за большие деньги.
У старика был сын, единственный сын. Юноша стал разгонять диких лошадей. Через несколько дней он упал с одной из лошадей и сломал обе ноги. Жители деревни снова собрались вокруг старика и высказали свои суждения.
«Вы были правы», — сказали они. «Ты доказал, что был прав. Дюжина лошадей не была благословением. Они были проклятием. Ваш единственный сын сломал обе ноги, и теперь, в старости, вам некому помочь. Теперь ты беднее, чем когда-либо».
Старик снова заговорил. «Вы, люди, одержимы суждениями. Не заходите так далеко. Скажи только, что мой сын сломал ноги. Кто знает, благословение это или проклятие? Никто не знает. У нас есть только фрагмент. Жизнь распадается на части».
Так получилось, что через несколько недель страна вступила в войну против соседней страны. Все молодые люди деревни были обязаны вступить в армию. Исключили только сына старика, потому что он был ранен. Снова люди собрались вокруг старика, плача и крича, потому что их сыновей забрали. Было мало шансов, что они вернутся. Враг был силен, и война была бы проигрышной борьбой. Они больше никогда не увидят своих сыновей.
«Ты был прав, старик». Они плакали. «Бог знает, что ты был прав. Это доказывает. Авария с вашим сыном была благословением. Пусть у него и сломаны ноги, но, по крайней мере, он с тобой. Наши сыновья ушли навсегда».
Старик снова заговорил. «С вами невозможно разговаривать. Вы всегда делаете выводы. Никто не знает. Скажи только это. Твоим сыновьям пришлось идти на войну, а моим нет. Никто не знает, благословение это или проклятие. Никто не достаточно мудр, чтобы знать. Только Бог знает.»
Иллюстрация исцеления балансом.
Старик и его лошадь
Недавно несколько человек напомнили мне китайскую притчу «Старик и его лошадь». Вы, наверное, слышали это. Я публикую это здесь не для того, чтобы сказать, что все ваши проблемы на самом деле являются благословениями. Но то, что часто может показаться несчастьем, может обернуться очень хорошим делом. Я видел, как это происходит в последнее время, и это дает мне надежду, что впереди меня ждет еще больше лимонада.
Старик и его лошадь (он же Сай Венг Ши Ма)
Жил-был старик в крошечной деревне. Хотя он был беден, ему все завидовали, потому что у него был красивый белый конь. Даже король возжелал своего сокровища. Такого коня никогда прежде не видели — таковы были его великолепие, его величие, его сила.
За коня предлагали баснословные цены, но старик всегда отказывался. «Эта лошадь для меня не лошадь, — говорил он им. «Это человек. Как можно было продать человека? Он друг, а не собственность. Как ты мог продать друга». Человек был беден, и искушение было велико. Но он так и не продал лошадь.
Однажды утром он обнаружил, что лошади нет в его конюшне. Вся деревня пришла посмотреть на него. «Ты старый дурак, — издевались они, — мы же говорили тебе, что кто-то украдет твою лошадь. Мы предупреждали вас, что вас ограбят. Ты такой бедный. Как ты мог защитить такое ценное животное? Лучше бы его продали. Вы могли получить любую цену, какую хотели. Никакая сумма не была бы слишком большой. Теперь коня нет, а тебя постигла беда.
Старик ответил: «Не говори слишком быстро. Скажи только, что лошади нет в конюшне. Это все, что мы знаем; остальное суд. Проклят я или нет, как ты можешь знать? Как ты можешь судить?»
Люди спорили: «Не выставляйте нас дураками! Мы можем не быть философами, но великая философия не нужна. Тот простой факт, что вашей лошади больше нет, — это проклятие».
Старик снова заговорил. «Все, что я знаю, это то, что конюшня пуста, а лошадь пропала. Остальное не знаю. Было ли это проклятием или благословением, я не могу сказать. Все, что мы можем видеть, это фрагмент. Кто может сказать, что будет дальше?»
Жители деревни смеялись. Они подумали, что этот человек сошел с ума. Они всегда считали его дураком; в противном случае он продал бы лошадь и жил на деньги. Но вместо этого он был бедным дровосеком, а старик до сих пор рубит дрова, таскает их из леса и продает. Он жил впроголодь в нищете. Теперь он доказал, что действительно был дураком.
Через пятнадцать дней лошадь вернулась. Его не украли; он убежал в лес. Он не только вернулся, но и привел с собой дюжину диких лошадей. И снова деревенские жители собрались вокруг дровосека и заговорили. «Старик, ты был прав, а мы ошибались. То, что мы считали проклятием, оказалось благословением. Пожалуйста, простите нас».
Мужчина ответил: «Опять вы зашли слишком далеко. Скажи только, что лошадь вернулась. Укажите только, что с ним вернулась дюжина лошадей, но не судите. Как узнать, благословение это или нет? Вы видите только фрагмент. Если вы не знаете всей истории, как вы можете судить? Вы прочитали только одну страницу книги. Вы можете оценить всю книгу? Вы читаете только одно слово одной фразы. Вы понимаете всю фразу?»
«Жизнь так обширна, а ты судишь обо всей жизни по одной странице или по одному слову. Все, что у вас есть, это один фрагмент! Не говорите, что это благословение. Никто не знает. Я доволен тем, что знаю. Меня не беспокоит то, чего я не делаю».
«Может быть, старик прав», — сказали они друг другу. Так мало сказали. Но в глубине души они знали, что он ошибался. Они знали, что это благословение. Двенадцать диких лошадей вернулись. Приложив немного усилий, животных можно было сломать, обучить и продать за большие деньги.
У старика был сын, единственный сын. Юноша стал разгонять диких лошадей. Через несколько дней он упал с одной из лошадей и сломал обе ноги. Жители деревни снова собрались вокруг старика и высказали свои суждения.
«Вы были правы», — сказали они. «Ты доказал, что был прав. Дюжина лошадей не была благословением. Они были проклятием. Ваш единственный сын сломал обе ноги, и теперь, в старости, вам некому помочь. Теперь ты беднее, чем когда-либо».
Старик снова заговорил. «Вы, люди, одержимы суждениями. Не заходите так далеко. Скажи только, что мой сын сломал ноги. Кто знает, благословение это или проклятие? Никто не знает. У нас есть только фрагмент. Жизнь распадается на части».
Так получилось, что через несколько недель страна вступила в войну против соседней страны. Все молодые люди деревни были обязаны вступить в армию. Исключили только сына старика, потому что он был ранен. Снова люди собрались вокруг старика, плача и крича, потому что их сыновей забрали. Было мало шансов, что они вернутся. Враг был силен, и война была бы проигрышной борьбой. Они больше никогда не увидят своих сыновей.
«Ты был прав, старик». Они плакали. «Бог знает, что ты был прав. Это доказывает. Авария с вашим сыном была благословением. Пусть у него и сломаны ноги, но, по крайней мере, он с тобой. Наши сыновья ушли навсегда».
Старик снова заговорил. «С вами невозможно разговаривать. Вы всегда делаете выводы. Никто не знает. Скажи только это. Твоим сыновьям пришлось идти на войну, а моим нет. Никто не знает, благословение это или проклятие. Никто не достаточно мудр, чтобы знать. Только Бог знает.»
Иллюстрация исцеления балансом.
Старик и его лошадь
Недавно несколько человек напомнили мне китайскую притчу «Старик и его лошадь». Вы, наверное, слышали это. Я публикую это здесь не для того, чтобы сказать, что все ваши проблемы на самом деле являются благословениями. Но то, что часто может показаться несчастьем, может обернуться очень хорошим делом. Я видел, как это происходит в последнее время, и это дает мне надежду, что впереди меня ждет еще больше лимонада.
Старик и его лошадь (он же Сай Венг Ши Ма)
Жил-был старик в крошечной деревне. Хотя он был беден, ему все завидовали, потому что у него был красивый белый конь. Даже король возжелал своего сокровища. Такого коня никогда прежде не видели — таковы были его великолепие, его величие, его сила.
За коня предлагали баснословные цены, но старик всегда отказывался. «Эта лошадь для меня не лошадь, — говорил он им. «Это человек. Как можно было продать человека? Он друг, а не собственность. Как ты мог продать друга». Человек был беден, и искушение было велико. Но он так и не продал лошадь.
Однажды утром он обнаружил, что лошади нет в его конюшне. Вся деревня пришла посмотреть на него. «Ты старый дурак, — издевались они, — мы же говорили тебе, что кто-то украдет твою лошадь. Мы предупреждали вас, что вас ограбят. Ты такой бедный. Как ты мог защитить такое ценное животное? Лучше бы его продали. Вы могли получить любую цену, какую хотели. Никакая сумма не была бы слишком большой. Теперь коня нет, а тебя постигла беда.
Старик ответил: «Не говори слишком быстро. Скажи только, что лошади нет в конюшне. Это все, что мы знаем; остальное суд. Проклят я или нет, как ты можешь знать? Как ты можешь судить?»
Люди спорили: «Не выставляйте нас дураками! Мы можем не быть философами, но великая философия не нужна. Тот простой факт, что вашей лошади больше нет, — это проклятие».
Старик снова заговорил. «Все, что я знаю, это то, что конюшня пуста, а лошадь пропала. Остальное не знаю. Было ли это проклятием или благословением, я не могу сказать. Все, что мы можем видеть, это фрагмент. Кто может сказать, что будет дальше?»
Жители деревни смеялись. Они подумали, что этот человек сошел с ума. Они всегда считали его дураком; в противном случае он продал бы лошадь и жил на деньги. Но вместо этого он был бедным дровосеком, а старик до сих пор рубит дрова, таскает их из леса и продает. Он жил впроголодь в нищете. Теперь он доказал, что действительно был дураком.
Через пятнадцать дней лошадь вернулась. Его не украли; он убежал в лес. Он не только вернулся, но и привел с собой дюжину диких лошадей. И снова деревенские жители собрались вокруг дровосека и заговорили. «Старик, ты был прав, а мы ошибались. То, что мы считали проклятием, оказалось благословением. Пожалуйста, простите нас».
Мужчина ответил: «Опять вы зашли слишком далеко. Скажи только, что лошадь вернулась. Укажите только, что с ним вернулась дюжина лошадей, но не судите. Как узнать, благословение это или нет? Вы видите только фрагмент. Если вы не знаете всей истории, как вы можете судить? Вы прочитали только одну страницу книги. Вы можете оценить всю книгу? Вы читаете только одно слово одной фразы. Вы понимаете всю фразу?»
«Жизнь так обширна, а ты судишь обо всей жизни по одной странице или по одному слову. Все, что у вас есть, это один фрагмент! Не говорите, что это благословение. Никто не знает. Я доволен тем, что знаю. Меня не беспокоит то, чего я не делаю».
«Может быть, старик прав», — сказали они друг другу. Так мало сказали. Но в глубине души они знали, что он ошибался. Они знали, что это благословение. Двенадцать диких лошадей вернулись. Приложив немного усилий, животных можно было сломать, обучить и продать за большие деньги.
У старика был сын, единственный сын. Юноша стал разгонять диких лошадей. Через несколько дней он упал с одной из лошадей и сломал обе ноги. Жители деревни снова собрались вокруг старика и высказали свои суждения.
«Вы были правы», — сказали они. «Ты доказал, что был прав. Дюжина лошадей не была благословением. Они были проклятием. Ваш единственный сын сломал обе ноги, и теперь, в старости, вам некому помочь. Теперь ты беднее, чем когда-либо».
Старик снова заговорил. «Вы, люди, одержимы суждениями. Не заходите так далеко. Скажи только, что мой сын сломал ноги. Кто знает, благословение это или проклятие? Никто не знает. У нас есть только фрагмент. Жизнь распадается на части».
Так получилось, что через несколько недель страна вступила в войну против соседней страны. Все молодые люди деревни были обязаны вступить в армию. Исключили только сына старика, потому что он был ранен. Снова люди собрались вокруг старика, плача и крича, потому что их сыновей забрали. Было мало шансов, что они вернутся. Враг был силен, и война была бы проигрышной борьбой. Они больше никогда не увидят своих сыновей.
«Ты был прав, старик». Они плакали. «Бог знает, что ты был прав. Это доказывает. Авария с вашим сыном была благословением. Пусть у него и сломаны ноги, но, по крайней мере, он с тобой. Наши сыновья ушли навсегда».
Старик снова заговорил. «С вами невозможно разговаривать. Вы всегда делаете выводы. Никто не знает.