Печаль делает нас сильнее | PSYCHOLOGIES
Познать себя
Из всех эмоций печаль труднее всего описать: это не острая боль, не взрыв ярости и не приступ страха, которые легко распознать. Это томительное чувство, которое, по словам Франсуазы Саган, всегда «отчуждает от других людей». Многие из нас к печали относятся хуже, чем, например, к агрессии. Быть агрессивным в каком-то смысле «почетнее», чем быть грустным, — вспомните Арлекина и Пьеро. Печаль нередко ассоциируется с бессилием, слабостью, не одобряется современным обществом и, кажется, мешает быть успешным, востребованным, счастливым.
Когда мы грустим, нам хочется уединения и тишины, нам трудно общаться. Печаль задает особый ход мыслям и, как еще в XVII веке подметил Бенедикт Спиноза, «ослабляет нашу способность к действию». В такие моменты активная жизнь останавливается, перед нами как будто опускают занавес и перестают показывать представление. И не остается ничего иного, как обратиться к себе — начать рефлексировать. Со стороны человек кажется заболевшим, и ему советуют срочно что-нибудь сделать. Но нужно ли торопиться возвращаться в суету жизни?
Жизнь не может отобрать у нас ничего из того, что мы осмелились полюбить. Все любимое навсегда остается с нами
«Грустно, что у меня испортились отношения с хорошим человеком» или же «печально, что лучшие уходят первыми»… Если мы грустим, значит, что-то хорошее исчезло из нашей жизни или так и не появилось в ней. Мы можем пока не знать, что именно, но благодаря грусти мы задаем себе этот вопрос: чего нам не хватает для полноты существования, для счастья? Мы прислушиваемся к себе, обращаем внимание на наши отношения с миром.
Иногда к этому чувству примешиваются обида, недовольство, гнев — это коктейль «ужасного настроения». Но нередко мы пьем и чистый напиток печали, который может испортить лишь сознание своей неправоты, — тогда его вкус становится тяжелым, вяжущим, горьким. В печали без вины чувствуется прекрасный букет горьковато-солоноватых ноток. .. в сочетании со сладостью. Так оно и есть. Сколько прекрасных стихов написано в этом состоянии и какая музыка!
Но иногда жизнь бывает жестока и отнимает дорогое, самое дорогое… Мы можем закрыться и перестать чувствовать, чтобы случайно не вспомнить о том, что потеряли, — ведь это невыносимо больно. И тогда мы выберем дорогу депрессии. А можем открыть сердце и прожить свою потерю — всю целиком, до капли: и жалость к себе, и обиду оставленного и покинутого существа, и одиночество, потому что в печали никто не может помочь.
Это нелегкий путь исцеления. Необходимо принять решение, собственное, глубоко личное, чтобы смиренно пройти весь путь. Для этого нужно терпение, а также свобода разрешить себе плакать, чтобы омыть и очистить рану. Кроме того, придется расстаться с чувством вины: когда, простив себя, мы сможем плакать, то ощутим, что раненая душа словно укутана теплым одеялом — все еще больно, но и… тепло.
А если это депрессия?
Отсутствие желаний, ощущение внутренней пустоты и собственной ненужности, сильная усталость, бессонница, суицидальные мысли. .. Зачастую депрессия возникает как реакция на очень плохую в течение долгого времени жизнь либо как эмоциональный ответ на сильнейшую боль, с которой человек не может справиться.
И все же главное условие для депрессии — бросить себя на произвол и не разрешить себе попечалиться по поводу того, что происходит. Сегодня все больше европейцев отказываются принимать антидепрессанты, чтобы не глушить депрессию, а как следует расслышать ее вопросы. Нравится ли мне моя жизнь? Почему я так долго терплю плохое к себе отношение? Зачем жить, если я потерял тех, кого любил? Способность испытывать печаль, отчаяние, сомнения в себе на самом деле означает, что мы — живые люди. Вопреки всему.
Горевать, печалиться нужно уютно, заботливо, мягко. Плачущую душу должен кто-то убаюкать — почему же не сделать этого для своей души самому? Заварить чаю, укрыться пледом и горевать столько, сколько ей, душе, угодно.
И удивительно, как скоро все меняется от такой принимающей по отношению к самому себе установки. Вот уже с улыбкой получается вспомнить свою утрату. Вот уже можно об этом говорить, смотреть фотографии. Отношения становятся совершеннее, ведь из них уходит все наносное. Теперь можно не просто вспоминать, но вести диалог, чувствовать поддержку того, кто покинул нас.
И эта глубочайшая мудрость пробуждает такое сильное желание жить, что все обиды на жизнь тают. Оказывается, она не может и не хочет отобрать ничего из того, что мы осмелились полюбить. Все любимое навсегда остается с нами.
Aлександр Адабашьян, кинодраматург, режиссер, актер
«В печали нет ничего разрушительного»
Я нечасто улыбаюсь. Может быть, потому, что обостренное чувство юмора не позволяет мне реагировать на то, что лежит на поверхности. Но я уверен, что печаль, будучи на своем месте, в соответствующей ситуации играет положительную роль. Можно, к примеру, замечательно покачиваться в гамаке в окружении детей и внуков, разглядывать семейный альбом, с грустью и печалью вспоминать ушедших товарищей — и в этом не будет ничего деструктивного, наоборот!
Говорил же Пушкин: «Печаль моя светла, печаль моя полна тобою». Значит, ничего отрицательного в этом не видел. Его слову я вполне доверяю. Если печаль наполняет мыслями о любимом человеке, значит, это чувство светлое. Вообще, деление чувств и эмоций на отрицательные и положительные — это что-то из старой школьной программы.
Когда на уроках надо было описывать персонажей, проводилась вертикальная черта в тетрадочке посередине и слева мы писали положительные качества, а справа — отрицательные. Если бы речь шла о современном персонаже, то грусть попала бы в столбик отрицательных качеств, в отличие от оптимизма, который стоял бы напротив.
Но простой вопрос: а почему Онегин был снедаем хандрой, казался печальным, даже прискорбным? Потому что в моде были Байрон и Чайльд Гарольд. И неважно, что его печаль — абсолютная игра, что ему требовалось скрывать свой бешеный темперамент: в те времена в особой цене была меланхолия, намеки на раннюю смерть, разговоры о бренности бытия.
Вообще, печаль в юном возрасте — это часто не позиция, а поза. Но потом все меняется… Когда-то Сергей Довлатов разделил творческую материю на три сферы. Третья — драматический, выстраданный оптимизм — для него наиболее интересна. И я с ним в этом совершенно согласен.
Диана Арбенина, музыкант, поэт, вокалистка группы «Ночные cнайперы»
«Моя печаль легка»
Ни грусть, ни печаль никогда не были связаны у меня с депрессией. Скорее наоборот, способность грустить кажется мне признаком того, что человек может думать, наблюдать жизнь. Что отнюдь не располагает к бессмысленному веселью. Печаль… Моя печаль всегда легка, и в ней много улыбки. Это дань прожитым годам и их ретроспектива в моей памяти. Такое отношение случается не так часто, кстати.
Прошлое — всего лишь прошлое! И подобное состояние я люблю тоже. Многие зачастую путают грусть и печаль с унынием. Я ненавижу уныние, это крайняя форма грусти. Недопустимая. Именно ее надо гнать в шею и с ней бороться. Как? Трудом. Уныние — грех. Грусть — потребность живого в нас. Печаль — роскошь.
Источник фотографий:CHASSARY AMELIE FOR PSYCHOLOGIES FRANCE
Новое на сайте
«Болевые точки»: как они влияют на нас и наши отношения
Как сделать утро добрым: 5 главных правил — советы для женщин
Как разговаривать с детьми, чтобы они чувствовали себя любимыми: 3 главных посыла — советы психолога
«Муж на СВО. Пишет мало и редко. Переживаю, не разлюбил ли он меня»
«Парню интереснее с друзьями, чем со мной. Кажется, мы становимся чужими»
«Виноваты родители?»: откуда берутся токсичные люди — разбор с психологами
Ревность: полезна или вредна для отношений — разбор с психологами
«Я ему теперь никто?»: что делать, если близкий друг начал вас игнорировать
В Старую Руссу: за солью от печали и в гости к Достоевскому
https://ria.ru/20210430/press-tur-1730660647.html
В Старую Руссу: за солью от печали и в гости к Достоевскому
В Старую Руссу: за солью от печали и в гости к Достоевскому — РИА Новости, 14.05.2021
В Старую Руссу: за солью от печали и в гости к Достоевскому
Старая Русса… Одни знают этот город в Новгородской области как старейший лечебный курорт, другие – как средневековый центр солеварения, третьи вспомнят про… РИА Новости, 14.05.2021
2021-04-30T13:03
2021-04-30T13:03
2021-05-14T00:04
союзное государство
старая русса
новгородская область
федор достоевский
/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content
/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content
https://cdnn21. img.ria.ru/images/07e5/04/1e/1730661826_0:63:1200:738_1920x0_80_0_0_c2be0b718984a6bf5a8ee5735b2af8bd.jpg
СТАРАЯ РУССА, 30 апр – РИА Новости, Карина Ивашко. Старая Русса… Одни знают этот город в Новгородской области как старейший лечебный курорт, другие – как средневековый центр солеварения, третьи вспомнят про «Братьев Карамазовых», ведь именно развернулись события последнего романа великого писателя. Русскую глубинку во всей ее красе оценили журналисты союзных СМИ – в рамках пресс-тура, организованного Постоянным Комитетом Союзного государства и МИА «Россия сегодня». Город с уютным названием и тысячелетней историей, который некогда облюбовал для себя как место семейного отдыха, уединения и погружения в работу Федор Достоевский, находится в ста километрах от Великого Новгорода. (Расстояние от Петербурга – триста километров, от Москвы – шестьсот). Писателя привлекли сюда воды и грязи лечебного курорта, который в начале XIX века был известен как «Старорусские минеральные воды».Курорт существует с 1828 года – и по сей день. Дворяне, представители царской фамилии приезжали на местные воды лечиться от меланхолии и печали, нервного напряжения, малокровия, болезней суставов и других. Пили минеральную воду, принимали грязевые ванны, приводили в порядок мысли и чувства. Ныне спектр лечения на курорте тот же и даже шире: ЖКТ, опорно-двигательный аппарат, бесплодие, стресс, программы общего оздоровления и омоложения. Спасибо – природе и древним рушанам, которые нашли полезное применение ее особенностям. «Город славился солью. Вода рек и озер здесь имеет несколько солоноватый привкус. Древние жители об этом прознали и стали вываривать эту соль. Практически в любом дворе варили. Если вспомнить, как дорога была соль, доход был очень большой. Для сравнения: Новгород в XVI веке платил налогов около 12 тысяч, а Старая Русса – 16. Стреляли зверя – и тут соль нужна. Минимальная партия беличьих шкурок – бочка: в нее укладывалось от 10 до 12 тысяч шкурок. Чтобы товар не портился, просаливали и отправляли в Европу. В общем, многие ремесла были связаны с солью», — рассказывает экскурсовод Новгородского музея-заповедника Александра Цветкова.
Улочками Старой Руссы. Вслед за Алешей Карамазовым…Но вернемся к Достоевскому. Ему, кстати, старорусские воды не подошли, но пошли на пользу его жене и детям, а сам писатель плодотворно работал над своими произведениями. Семья приехала в Старую Руссу по совету друзей в 1872 году и восемь лет подряд, до самой смерти классика, каждое лето проводила здесь. В 1883 году вдова писателя Анна Григорьевна открыла в доме на набережной, которая ныне носит имя Достоевского, первую музейную экспозицию. Рассказывая о жизни и литературной деятельности всемирно известного автора, показывая быт и подлинные вещи его семьи, служители музея делают большой акцент на отношениях супругов и роли Анны Григорьевны в его творчестве и сохранении писательского наследия. «В этой комнате – два рабочих места, Федора Михайловича и Анны Григорьевны. Она всегда помогала мужу. Благодаря стенографическому искусству жены, Достоевский создавал свои романы в два раза быстрее коллег по перу. Он надиктовывал ей то, что сочинил ночью, она стенографировала, расшифровывала, переписывала и отправляла рукописи в издательство.
Для чего это было нужно? Дело в том, что по ночам Достоевский лишь обдумывал планы своих произведений, делал небольшие наброски, а в ходе диктовок много импровизировал, досочинял на ходу. Такой был творческий процесс – ему необходимо было слышать тексты своих произведений, он воспринимал их на слух», — рассказывает директор музея Юлия Юхнович. История знакомства, трогательная переписка супругов – под надзором старорусской полиции, игры на веранде, званые вечера… «Федор Михайлович очень любил танцевать – особенно мазурку, танцевал ее ухарски и с особенным воодушевлением» — все это рисует картину отношений и уклада в семье.В распорядок дня писателя, по словам сотрудницы музея, непременно входила послеобеденная прогулка вдоль реки Перерытицы и по примыкающим к ней улочкам. Путем Достоевского после экскурсии по его дачному дому отправляются и туристы – в Музей романа «Братья Карамазовы». «Вот дом Грушеньки, а тут останавливался Алеша… Мы знаем, что Достоевский нередко брал свои сюжеты из газет, как было и с романом «Братья Карамазовы», действие которого происходит именно здесь, в Старой Руссе», — заверяет экскурсовод.
Экспозиция музея рассказывает о замысле, сюжете и идейном содержании романа, посвящена окружению Достоевского и общественной жизни Старой Руссы его эпохи. Совсем недавно, с 20 по 22 апреля, здесь состоялись международные чтения «Произведения Достоевского в восприятии читателей ХХI века». «Такие чтения проходят в Старой Руссе с 1983 года. К нам едут со всех уголков России и из-за границы. Европейцы, японцы, китайцы – на последних выступала китаянка в Zoom: делилась своим видением того, как Достоевский раскрывает загадочную русскую душу. В этом году мы празднуем 200-летие Федора Михайловича, и весь год пройдет под его знаком», — рассказывает Юлия Юхнович. Город живописен: река в обрамлении раскидистых деревьев, купола церквей, сохранившаяся старинная застройка… Иностранные туристы с удовольствием выбирают пешеходные маршруты. И, наряду с российскими гостями, непременно посещают еще один музей Старой Руссы – «Усадьбу средневекового рушанина». Здесь прямиком попадаешь в XIII век: хоромы, житница, дровница, солеварня, баня по-черному – все это точные копии-реконструкции древнего крестьянского быта.
Клеть, зыбка, заячья шкурка: нравы и причуды рушан»Почему жители города называются рушанами? Когда-то по нашим рекам проходил великий торговый путь «из варяг в греки». Он начинался в Новгороде, и вот оттуда приплыли к нам купцы из Индии – они-то и стали называть нас рушанами. В переводе с санскрита рушана – это грязь. Но мы не в грязи выросли, а на грязи – на бальнеологических лечебных грязях», — приветствует гостей экскурсовод Вера Маслобоева. О быте средневековых рушан рассказывает бойко, сыплет шутками.»Вот эта маленькая избушка называется клеть. По-новгородски клео – сжимать. Маленькая крепость: укрепленная бревенчатая крыша, двойной пол – не что иное, как женский гардероб. Там рушанка хранила свои наряды и украшения: чтобы хороняка-сосед не залез, тесовую крышу не разобрал, шубейку не спер. Одежда на всю семью, холсты, праздничная посуда – все хранилось там. Почему? А вспомните, как топилась наша Русь. До XVI века и Московия, и Новгородская республика, и Псковская – все по-черному.
А рушанки были превеликие модницы. «Мне в Новгород ехать, на ярмарку – за парчой или жемчугом, а от меня дымом пахнет – ни боже мой!», — живописует экскурсовод. Как дома строили, зерно хранили, из чего хлеб пекли и чай заваривали, что ели и чем парили, как соль варили и чем лечили – во всем у рушан свои секреты. Заслушаешься! Лучший чай – березовый, лучший веник для бани – ольховый, таким и воина после тяжких ранений поднимали, лучший воск – с болотных трав, чтобы в храме все благоухало; окошко пузырем сома закрывали, а конфеты детям из свеклы делали. «Вот мы с вами в зимней избе. Глинобитная печь: полати, закуток – это вы знаете. А что такое зыба? По-новгородски зыбать – сладко спать. Кто сладко спит? Дети. Вот она зыбка – колыбель. Чем она выложена – заячьими шкурками. Пушнины у нас много. Вообще символ новгородской земли – медведь, а на гербе нашего города два медведя варят соль. Много лис у нас, енотов, белок, куниц, сейчас и рысь есть, а раньше еще соболя да горностаи водились. До XVI века зайчатину рушане не ели.
Как гласит берестяная грамота, в Новгородчине, попадая в село, зайцы дохнут от тоски. Ну идет охотник, проверяет силки – заяц давно лежит, мясо испорчено, есть нельзя. Снимал шкуру. А в XVII веке приходит Никон — он в то время строил Иверский монастырь на Валдае. «Подать зайчатину на стол!» «А мы ее не едим». И издает указ: «Зайца бить из лука. Подавать на стол роженицам, детям и воинам после битвы». Сейчас мы знаем, что мясо это диетическое», — замечает экскурсовод. А как еще рушане заячью шкурку использовали?.. Придумают же такое! «Не поверите: это была зимняя туалетная бумага, одноразовая. Уже в XVIII веке приехала к нам Екатерина Вторая – она здесь солеваренный завод строила. Бумага уже давно была! А она на постое у купца жила, он, видать, ортодокс был. Она его спрашивает: «А что у тебя тут за шкура, до потолка выложена?». Он ей: «Матушка, прости – это бумага туалетная, запасы». Она в руках помяла: «Какая прелесть!». Так Русса на несколько лет вперед была обеспечена подрядом – для других целей, конечно.
К тому времени наши рушане ловили беляка зимой – тонко-тонко выделывали шкурку и по льду, на санях отправляли в Зимний дворец», — хвалится рассказчица. Отдельная тема – своеобразные рушанские названия, закрепившиеся в устойчивых разговорных выражениях, хорошо нам знакомых. Каких? Приезжайте – узнаете. Кстати, у белорусских журналистов они тоже на слуху. «В таких музеях всегда интересен местный колорит и подача. Судя по всему, рушане были оригиналами. И словечки у них забавные. Много любопытных нюансов, и в этом своеобразии своя прелесть. Вообще, город порадовал. Интересно осознавать, что тут жил и творил Достоевский, ходил по булыжной мостовой, по этим улицам – и не только он, но и прототипы его героев. Чувствуется реальность места, его историческая ценность. И музей Достоевского здесь очень интересный, глубокий, насыщен артефактами эпохи и передает атмосферу личного пространства писателя», — поделился впечатлениями о Старой Руссе коллега из Минска.
старая русса
новгородская область
РИА Новости
1
5
4. 7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2021
РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Новости
ru-RU
https://ria.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
1920
1080
true
1920
1440
true
https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e5/04/1e/1730661826_67:0:1134:800_1920x0_80_0_0_efcdc2f01c895d51068525bdb91a6581.jpg
1920
1920
true
РИА Новости
1
5
4.7
96
internet-group@rian. ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
старая русса, новгородская область, федор достоевский
Союзное государство, Старая Русса, Новгородская область, Федор Достоевский
СТАРАЯ РУССА, 30 апр – РИА Новости, Карина Ивашко. Старая Русса… Одни знают этот город в Новгородской области как старейший лечебный курорт, другие – как средневековый центр солеварения, третьи вспомнят про «Братьев Карамазовых», ведь именно развернулись события последнего романа великого писателя. Русскую глубинку во всей ее красе оценили журналисты союзных СМИ – в рамках пресс-тура, организованного Постоянным Комитетом Союзного государства и МИА «Россия сегодня».
Город с уютным названием и тысячелетней историей, который некогда облюбовал для себя как место семейного отдыха, уединения и погружения в работу Федор Достоевский, находится в ста километрах от Великого Новгорода. (Расстояние от Петербурга – триста километров, от Москвы – шестьсот). Писателя привлекли сюда воды и грязи лечебного курорта, который в начале XIX века был известен как «Старорусские минеральные воды».
© РИА Новости / Карина ИвашкоПриродный фонтан с минеральной водой на территории курорта «Старая Русса». Вода на такую высоту бьет из земли сама.
Природный фонтан с минеральной водой на территории курорта «Старая Русса». Вода на такую высоту бьет из земли сама.
Курорт существует с 1828 года – и по сей день. Дворяне, представители царской фамилии приезжали на местные воды лечиться от меланхолии и печали, нервного напряжения, малокровия, болезней суставов и других. Пили минеральную воду, принимали грязевые ванны, приводили в порядок мысли и чувства. Ныне спектр лечения на курорте тот же и даже шире: ЖКТ, опорно-двигательный аппарат, бесплодие, стресс, программы общего оздоровления и омоложения. Спасибо – природе и древним рушанам, которые нашли полезное применение ее особенностям.
«Город славился солью. Вода рек и озер здесь имеет несколько солоноватый привкус. Древние жители об этом прознали и стали вываривать эту соль. Практически в любом дворе варили. Если вспомнить, как дорога была соль, доход был очень большой. Для сравнения: Новгород в XVI веке платил налогов около 12 тысяч, а Старая Русса – 16. Стреляли зверя – и тут соль нужна. Минимальная партия беличьих шкурок – бочка: в нее укладывалось от 10 до 12 тысяч шкурок. Чтобы товар не портился, просаливали и отправляли в Европу. В общем, многие ремесла были связаны с солью», — рассказывает экскурсовод Новгородского музея-заповедника Александра Цветкова.
Улочками Старой Руссы. Вслед за Алешей Карамазовым…
Но вернемся к Достоевскому. Ему, кстати, старорусские воды не подошли, но пошли на пользу его жене и детям, а сам писатель плодотворно работал над своими произведениями. Семья приехала в Старую Руссу по совету друзей в 1872 году и восемь лет подряд, до самой смерти классика, каждое лето проводила здесь. В 1883 году вдова писателя Анна Григорьевна открыла в доме на набережной, которая ныне носит имя Достоевского, первую музейную экспозицию. Рассказывая о жизни и литературной деятельности всемирно известного автора, показывая быт и подлинные вещи его семьи, служители музея делают большой акцент на отношениях супругов и роли Анны Григорьевны в его творчестве и сохранении писательского наследия.
© РИА Новости / Карина ИвашкоНа веранде дома-музея Федора Достоевского в Старой Руссе. Экскурсию ведет директор музея Юлия Юхнович
На веранде дома-музея Федора Достоевского в Старой Руссе. Экскурсию ведет директор музея Юлия Юхнович
«В этой комнате – два рабочих места, Федора Михайловича и Анны Григорьевны. Она всегда помогала мужу. Благодаря стенографическому искусству жены, Достоевский создавал свои романы в два раза быстрее коллег по перу. Он надиктовывал ей то, что сочинил ночью, она стенографировала, расшифровывала, переписывала и отправляла рукописи в издательство. Для чего это было нужно? Дело в том, что по ночам Достоевский лишь обдумывал планы своих произведений, делал небольшие наброски, а в ходе диктовок много импровизировал, досочинял на ходу. Такой был творческий процесс – ему необходимо было слышать тексты своих произведений, он воспринимал их на слух», — рассказывает директор музея Юлия Юхнович.
Письменный стол Достоевского
История знакомства, трогательная переписка супругов – под надзором старорусской полиции, игры на веранде, званые вечера… «Федор Михайлович очень любил танцевать – особенно мазурку, танцевал ее ухарски и с особенным воодушевлением» — все это рисует картину отношений и уклада в семье.
Вид из окна кабинета писателя
В распорядок дня писателя, по словам сотрудницы музея, непременно входила послеобеденная прогулка вдоль реки Перерытицы и по примыкающим к ней улочкам. Путем Достоевского после экскурсии по его дачному дому отправляются и туристы – в Музей романа «Братья Карамазовы».
© РИА Новости / Карина ИвашкоИз дома-музея – в музей романа «Братья Карамазовы». Путем Достоевского – по набережной его имени
Из дома-музея – в музей романа «Братья Карамазовы». Путем Достоевского – по набережной его имени
«Вот дом Грушеньки, а тут останавливался Алеша… Мы знаем, что Достоевский нередко брал свои сюжеты из газет, как было и с романом «Братья Карамазовы», действие которого происходит именно здесь, в Старой Руссе», — заверяет экскурсовод.
Экспозиция музея рассказывает о замысле, сюжете и идейном содержании романа, посвящена окружению Достоевского и общественной жизни Старой Руссы его эпохи. Совсем недавно, с 20 по 22 апреля, здесь состоялись международные чтения «Произведения Достоевского в восприятии читателей ХХI века».
Мультимедийная часть экспозиции
1 из 3
В залах музея, по замыслу создателей, оживают герои Достоевского и его время
2 из 3
© РИА Новости / Карина Ивашко Здесь воспроизведен быт простых обывателей – жителей Скотопригоньевска. Именно такое название дал Достоевский Старой Руссе в своем романе.
Здесь воспроизведен быт простых обывателей – жителей Скотопригоньевска. Именно такое название дал Достоевский Старой Руссе в своем романе.
3 из 3
Мультимедийная часть экспозиции
1 из 3
В залах музея, по замыслу создателей, оживают герои Достоевского и его время
2 из 3
Здесь воспроизведен быт простых обывателей – жителей Скотопригоньевска. Именно такое название дал Достоевский Старой Руссе в своем романе.
3 из 3
«Такие чтения проходят в Старой Руссе с 1983 года. К нам едут со всех уголков России и из-за границы. Европейцы, японцы, китайцы – на последних выступала китаянка в Zoom: делилась своим видением того, как Достоевский раскрывает загадочную русскую душу. В этом году мы празднуем 200-летие Федора Михайловича, и весь год пройдет под его знаком», — рассказывает Юлия Юхнович.
Город живописен: река в обрамлении раскидистых деревьев, купола церквей, сохранившаяся старинная застройка… Иностранные туристы с удовольствием выбирают пешеходные маршруты. И, наряду с российскими гостями, непременно посещают еще один музей Старой Руссы – «Усадьбу средневекового рушанина». Здесь прямиком попадаешь в XIII век: хоромы, житница, дровница, солеварня, баня по-черному – все это точные копии-реконструкции древнего крестьянского быта.
Музей «Усадьба средневекового рушанина»
Клеть, зыбка, заячья шкурка: нравы и причуды рушан
«Почему жители города называются рушанами? Когда-то по нашим рекам проходил великий торговый путь «из варяг в греки». Он начинался в Новгороде, и вот оттуда приплыли к нам купцы из Индии – они-то и стали называть нас рушанами. В переводе с санскрита рушана – это грязь. Но мы не в грязи выросли, а на грязи – на бальнеологических лечебных грязях», — приветствует гостей экскурсовод Вера Маслобоева.
О быте средневековых рушан рассказывает бойко, сыплет шутками.
Об особенностях быта в образе рушанки рассказывает экскурсовод Вера Маслобоева
«Вот эта маленькая избушка называется клеть. По-новгородски клео – сжимать. Маленькая крепость: укрепленная бревенчатая крыша, двойной пол – не что иное, как женский гардероб. Там рушанка хранила свои наряды и украшения: чтобы хороняка-сосед не залез, тесовую крышу не разобрал, шубейку не спер. Одежда на всю семью, холсты, праздничная посуда – все хранилось там. Почему? А вспомните, как топилась наша Русь. До XVI века и Московия, и Новгородская республика, и Псковская – все по-черному. А рушанки были превеликие модницы. «Мне в Новгород ехать, на ярмарку – за парчой или жемчугом, а от меня дымом пахнет – ни боже мой!», — живописует экскурсовод.
© РИА Новости / Карина Ивашко На гербе Старой Руссы, пожалованной городу Екатериной Второй в 1781 году, два медведя будто варят соль», — рассказывает хозяйка. И приглашает поучаствовать. Но только мужчин – соль дело мужское
На гербе Старой Руссы, пожалованной городу Екатериной Второй в 1781 году, два медведя будто варят соль», — рассказывает хозяйка. И приглашает поучаствовать. Но только мужчин – соль дело мужское
Как дома строили, зерно хранили, из чего хлеб пекли и чай заваривали, что ели и чем парили, как соль варили и чем лечили – во всем у рушан свои секреты. Заслушаешься! Лучший чай – березовый, лучший веник для бани – ольховый, таким и воина после тяжких ранений поднимали, лучший воск – с болотных трав, чтобы в храме все благоухало; окошко пузырем сома закрывали, а конфеты детям из свеклы делали.
«Вот мы с вами в зимней избе. Глинобитная печь: полати, закуток – это вы знаете. А что такое зыба? По-новгородски зыбать – сладко спать. Кто сладко спит? Дети. Вот она зыбка – колыбель. Чем она выложена – заячьими шкурками. Пушнины у нас много. Вообще символ новгородской земли – медведь, а на гербе нашего города два медведя варят соль. Много лис у нас, енотов, белок, куниц, сейчас и рысь есть, а раньше еще соболя да горностаи водились. До XVI века зайчатину рушане не ели. Как гласит берестяная грамота, в Новгородчине, попадая в село, зайцы дохнут от тоски. Ну идет охотник, проверяет силки – заяц давно лежит, мясо испорчено, есть нельзя. Снимал шкуру. А в XVII веке приходит Никон — он в то время строил Иверский монастырь на Валдае. «Подать зайчатину на стол!» «А мы ее не едим». И издает указ: «Зайца бить из лука. Подавать на стол роженицам, детям и воинам после битвы». Сейчас мы знаем, что мясо это диетическое», — замечает экскурсовод.
А вот и зыбка. И дитё – в заячьих шкурках
А как еще рушане заячью шкурку использовали?.. Придумают же такое!
«Не поверите: это была зимняя туалетная бумага, одноразовая. Уже в XVIII веке приехала к нам Екатерина Вторая – она здесь солеваренный завод строила. Бумага уже давно была! А она на постое у купца жила, он, видать, ортодокс был. Она его спрашивает: «А что у тебя тут за шкура, до потолка выложена?». Он ей: «Матушка, прости – это бумага туалетная, запасы». Она в руках помяла: «Какая прелесть!». Так Русса на несколько лет вперед была обеспечена подрядом – для других целей, конечно. К тому времени наши рушане ловили беляка зимой – тонко-тонко выделывали шкурку и по льду, на санях отправляли в Зимний дворец», — хвалится рассказчица.
Отдельная тема – своеобразные рушанские названия, закрепившиеся в устойчивых разговорных выражениях, хорошо нам знакомых. Каких? Приезжайте – узнаете.
Интересно! Экскурсоводу – спасибо!
Кстати, у белорусских журналистов они тоже на слуху.
«В таких музеях всегда интересен местный колорит и подача. Судя по всему, рушане были оригиналами. И словечки у них забавные. Много любопытных нюансов, и в этом своеобразии своя прелесть. Вообще, город порадовал. Интересно осознавать, что тут жил и творил Достоевский, ходил по булыжной мостовой, по этим улицам – и не только он, но и прототипы его героев. Чувствуется реальность места, его историческая ценность. И музей Достоевского здесь очень интересный, глубокий, насыщен артефактами эпохи и передает атмосферу личного пространства писателя», — поделился впечатлениями о Старой Руссе коллега из Минска.
Псалом 90:10 Продолжительность наших дней составляет семьдесят лет или восемьдесят, если мы сильны, но их гордость — это только труд и печаль, потому что они быстро проходят, и мы улетаем.
|
С возрастом приходит большая печаль
Наш единственный опыт в старости этот грешный мир. Мы не знаем, как выглядело бы старение, если бы этот мир оставался незапятнанным грехом. Однако мы знаем, что старение все равно имело бы место. Прежде чем Бог создал людей, Бог создал время. Итак, Бог создал людей, чтобы они существовали во времени и проходили сквозь него. Таким образом, младенцы вырастали бы детьми, а дети — взрослыми. Возможно, преимущества, связанные со старением, сохранялись бы до бесконечности без каких-либо негативных эффектов, которые мы видим и испытываем. Мы просто не знаем.
Спонсор
Продемонстрируйте свою поддержку
(Вы читали первую часть этой серии? Вы можете найти ее здесь: Старение изящно.)
Мы знаем, что в таком мире, как этот, сильные ассоциации с болью и печалью. Хотя старение не лишено своих преимуществ, оно известно прежде всего своими печалями. Мы испытываем эту печаль, потому что с возрастом мы больше подвержены греху и его последствиям. Проходя сквозь время, мы видим все больше и больше греха, который лежит в наших сердцах. По мере того, как мы накапливаем многолетний опыт, мы также накапливаем более глубокое знание греха, который живет в сердцах других людей и проявляется через их слова и действия. С каждым днем, с каждым годом мы все больше видим и переживаем последствия греха в окружающем нас мире — смерть, разрушение, бедствие. Это добавляет к большому весу печали.
Это горе всеобщее. Даже христиане испытывают печаль в старости. Они тоже считают, что чем старше возраст, тем больше печали. Он бывает разных форм. Вот пять из них.
Печаль слабости
С возрастом мы испытываем печаль слабости. Конечно, когда мы начинаем стареть, мы становимся сильнее. По мере того, как мы переходим из младенчества в детство и из детства во взрослую жизнь, наши тела растут и крепнут. Со своей точки зрения в старости Соломон говорит: «Радуйся, юноша, в юности твоей, и да веселит тебя сердце твое во дни юности твоей» (Екклесиаст 11:9).а). Он заходит так далеко, что говорит: «Слава юношей — сила их» (Притчи 20:29).
Но этой силы хватает ненадолго, не так ли? За несколькими годами роста следует много лет упадка, за несколькими годами силы следует много лет слабости. Как у мужчин, так и у женщин пик физической силы приходится на 20-30 лет, после чего начинается длительный спад. Мышечная масса, плотность костей, обмен веществ и даже органы чувств начинают ухудшаться. Большинство спортсменов уходят на пенсию к 37 или 38 годам, когда им еще осталось прожить более половины своей жизни. Они просто больше не могут идти в ногу.
Один из самых печальных отрывков во всей Библии говорит о печали слабости.
Помяни Творца твоего во дни юности твоей, пока не пришли злые дни и не приблизились годы, о которых ты скажешь: «Нет мне в них удовольствия»; прежде чем померкнут солнце, и свет, и луна, и звезды, и возвратятся тучи после дождя, в тот день, когда задрожат стражи дома, и согнутся сильные, и перестанут молоть, потому что их мало, и те, кто смотрит в окна, затемнены, и двери на улицу заперты, когда звук скрежета низок, и кто-то поднимается при пении птицы, и все дочери песни принижаются, они боится также того, что высокое, и ужасы на пути; миндальное дерево цветет, кузнечик плетется, а желание исчезает… (Екклесиаст 12:1-5а)
Это поэтическое описание ослабления и разрушения тела. Глаза затемнены, руки трясутся, ноги шаркают, спина сгибается, зубы отсутствуют, голос дрожит. Это жалкий контраст с силой и энергией юности. И упадок нашего тела с возрастом только круче. Печально видеть, как наши тела слабеют и разлагаются.
Печаль усталости
К печали слабости добавляется скорбь усталости. Старый Соломон знал и эту скорбь, ибо в Екклесиаста 1:8 он восклицает: «Все полно усталости; человек не может его произнести; глаз не довольствуется видением, и ухо не наполняется слышанием». Долгий поход приносит глубокую усталость; долгая жизнь приносит глубокую усталость. Как он мог сделать что-то еще в мире, столь запятнанном грехом и его последствиями? Чем дольше мы живем, тем больше мы испытываем этой усталости, и эта усталость давит на наши тела, на наши умы, на наши души.
Пастор однажды посетил нашу церковь и рассказал об испытаниях, которые он и его прихожане пережили. Совсем недавно и очень болезненно его дорогие друзья потеряли своего будущего ребенка. У них была только одна возможность выносить ребенка, и в течение восьми с половиной месяцев беременность протекала нормально. День быстро приближался! Затем, всего за две недели до срока, ребенок умер и родился мертвым. Какая трагедия. Какое горе. Стоя перед нами в тот день, он сказал: «Сейчас я ненавижу этот мир. Все, что он сделал, это разбил мне сердце. Никто из нас не хочет оставаться здесь. Все, что делает этот мир, это обманывает вас и подводит вас. Он слишком много обещает и не выполняет». Он выражал усталость от жизни в этом грешном, болезненном мире — мире смерти, разрушения и разложения, мире, в котором так мало цели и смысла для наших страданий. Большой возраст ведет к большей печали. Это приводит к печали усталости.
Печаль жатвы
Существует также печаль жатвы. Жатва — это сельскохозяйственный термин, обозначающий сбор урожая. То, что фермер сажает весной, он собирает осенью. Он пожинает то, что первым посеял. Галатам 6:7-8а предупреждает: «Не обманывайтесь, Бог поругаем не бывает; ибо что посеет человек, то и пожнет. Ибо сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление». В конечном счете и наиболее важно, эта жатва происходит после последнего суда, когда Бог «воздаст каждому по делам его» (Римлянам 2:6). Но эта жатва начинается уже сейчас, даже для верующих, ибо сеяние и жатва являются духовными принципами как в жизни, так и в смерти.
Сеяние в плоть подразумевает погоню за грехом, а также отказ от добрых дел. Это включает в себя углубление в испорченности, а также неспособность возрастать в праведности. Он включает в себя естественные последствия нашего греха. Сеющий прелюбодеяние пожинает разрушенный брак, а сеющий обман пожинает тюремное заключение. Женщина, сеющая раздор, пожинает одиночество, а сеющая самоудовлетворение пожинает зависимость. Это продолжается и продолжается. По мере того, как проживается больше жизни и сеется больше греха, пожинается больше коррупции. Многие грехи, посеянные в юности, дремлют в почве, пока, наконец, не прорываются и не пожинаются в старости. Фермер, который сеет сорняки весной, не удивится, когда наступит осень и все, что ему нужно собрать, это сорняки; человек, который всю жизнь сеет грех, не может удивиться, когда наступит осень его жизни и все, что ему нужно будет собрать, это грех. «Что посеет человек, то и пожнет».
Печаль о смерти
Затем ко всей этой печали приходит печаль о смертности: знание о верном приближении смерти. Как мы уже видели, в 12-й главе Екклесиаста говорится об упадке тела, но также и о его неизбежном конце: «Человек идет в свой вечный дом, и плакальщики ходят по улицам, пока не порвалась серебряная нить или не порвалась золотая нить». чаша разбивается, или кувшин разбивается у источника, или колесо разбивается у колодезя, и прах возвращается в землю, как и был, а дух возвращается к Богу, давшему его. Суета сует, говорит Проповедник; все суета» (Екклесиаст 12:5б-8). Соломон дает нам изображение льняной веревки, на которой держится глиняный кувшин, средство для получения пищи и освежения. Со временем веревка изнашивается с возрастом и использованием. Прядь за прядью она начинает рваться. И тогда он поддается неизбежному. Веревка рвется, и кувшин падает на дно, разбиваясь на куски. В этом бренность жизни и неизбежность смерти.
Частью печали старения является печаль осознания того, что сейчас мы ближе к смерти, чем раньше. Мы на день ближе к смерти, чем день назад, на мгновение ближе к смерти, чем минуту назад. Это время прошло, и мы никогда не сможем вернуть его. Мечты, которые у нас были, останутся несбыточными, миссии, которые мы хотели выполнить, так и не будут выполнены. Друзья, которых мы любили, ушли раньше, и мы оба чувствуем и оплакиваем их отсутствие. Такова реальность жизни в этом мире, мире, в котором мы все проходим сквозь время, пока не приходим к концу нашего времени.
Печаль страха
Наконец, есть печаль страха. С немощью, усталостью, жатвой и неотвратимостью приближения смерти приходит страх. По-другому и быть не могло. В 71-м псалме царь Давид высказывает часть этого страха. Предвидя старость, он молится: «Не отвергни меня во время старости; не оставляй меня, когда ослабеет сила моя» (Псалом 71:9). Он выражает часть страха, который приходит с возрастом, страха, что когда он состарится, он окажется один, без союзника, без кого-либо, кто позаботится о нем в его последние дни.
По мере того, как тела увядают, а разум уменьшается, страх возрастает. Конечно, это так. Этот мир достаточно страшен, когда мы сильны и способны. Насколько страшнее тогда, когда мы слабы и уязвимы, когда мы зависим от других в нашей заботе, нашем пропитании, нашей защите. Есть причина, по которой так много людей охотятся на пожилых людей, поэтому пожилые люди нуждаются в нашей особой заботе и защите. Возраст чреват многими опасностями, и вместе они приводят к печали страха.
Пять печалей, одна надежда
Итак, вот пять скорбей, которые приходят с возрастом, даже к христианам: скорбь слабости, скорбь усталости, скорбь жатвы, скорбь смертности и скорбь страха. Все пять этих печалей отсутствовали бы в совершенном, безгрешном мире. Все пять из них присутствуют и универсальны в мире, подобном этому. Все пять приходят со старением и только увеличиваются с течением времени.
Когда мы смотрим на старение таким образом, мы видим, что смерть — это крещендо миллионов печалей. Мы умираем с момента своего рождения. Как только мы начинаем двигаться во времени, мы приближаемся к концу нашего времени.
Если эти печали неизбежны, как мы можем подготовиться? Как мы можем достойно противостоять им, не поддаваясь отчаянию, извращениям, пьянству, ожесточению или сотне других пороков? Нам нужно вооружиться характером, который укрепит и поддержит нас. Нам нужно принять радости и обязанности, которые приходят с возрастом. Но мы можем сделать это, только если сначала познаем Христа.
Жизнь Христа началась с самых высот радости, а закончилась столь глубокими скорбями, что Его по праву называют Мужем Скорбей (Исайя 53:3). По мере жизни он испытывал слабость и усталость, страх и неизбежность приближения смерти. И хотя он был незапятнан грехом, совершенен во всех мыслях, словах и делах, тем не менее он пожинал ужасные последствия греха — наш грех. Ибо на кресте Он взял на Себя наш грех, претерпев все его мучения, уплатив его полную цену. Но он поднялся. Он поднялся! И теперь он предлагает прощение и жизнь всем, кто поверит в него. Верующие во Христа имеют надежду, которая переживет жизнь и смерть. У них есть твердая надежда на воскресение, жизнь обновленную, жизнь восстановленную, жизнь вечную. Его благодать наделяет их силой переносить печали, испытывать радости и брать на себя ответственность, которая приходит с возрастом.
В заключение я хочу ободрить тех, кто испытывает обескураживающее осознание печали жатвы или живет в страхе перед ней. Возможно, вы пришли ко Христу в конце жизни, после того как уже было нанесено столько вреда. Возможно, вы рано пришли ко Христу, но провели много лет в апатии или непослушании. Вам нужно знать, что Божьей благодати достаточно, чтобы искупить ваши неудачи. Благодаря его благодати никто из нас не пожинает столько жатвы, сколько могло бы. Благодаря его благодати никому из нас не следует бояться ни мгновения этой жизни или жизни грядущей. Да, у вашего греха все еще могут быть последствия. Но даже это не будет бесцельным.