Нравственный поступок: признаки, мотивы, примеры
С детства нас учат правильно себя вести и подталкивают к тому, чтобы каждое наше действие представляло собой нравственный поступок. Если разбираться подробнее, появляется очень много вопросов относительно того, что же это на самом деле.
На что ориентироваться
Каждый человек должен осмысливать реалии мира, который его окружает, примерно представлять, чего ждут от него окружающие. Когда мы ведем себя тем или иным образом, мы через нравственный поступок показываем, что наша система ценностей верна и отличается добротой и справедливостью, желанием оказывать помощь, поощрять свою свободу и выбор окружающих.
В противовес данному стилю поведения можно привести безнравственность, несправедливость и ненависть. Личность должна стремиться реализовать свои нравственные стремления, а не разрушать себя и мир вокруг. Разумеется, одного понимания того, как все должно быть устроено, недостаточно.
Человека с правильной системой ценностей выдает именно нравственное поведение и нравственный поступок. Стоит совершать действия, результат которых будет положительным как для индивида, так и для окружающего мира. Будь счастлив и не мешай другим, как говорится. Иногда нужно даже отказаться от некоторых действий, например избежать соблазна, отказаться от взятки или шанса завоевать некоторые блага нечестным способом.
Слушай всех, прислушивайся к избранным
Общество, как правило, дает свои оценки тем или иным действиям. Во многом они зависят от того, какие люди вас окружают. Есть общепринятые нормы поведения, которые могут несколько отличаться в разных социальных группах.
Нравственные поступки человека могут не быть оценены как таковые, если вашему окружению это невыгодно. Но тут очень важно понимать, когда виноваты вы, а когда чрезмерно думают о собственной наживе те, кто вас окружают. Тогда можно сказать, что мотивы нравственного поступка не имеют ничего общего с целями ваших коллег и друзей.
Нельзя слепо следовать чужой указке и угождать, нужно уметь анализировать, быть честным с собой. Только тогда вы будете спокойны и почувствуете, что действуете правильно.
Откуда растут корни
Есть ряд факторов, на которых основан анализ поведения личности. Для начала нужно разобраться, что именно толкает человека на то или иное действие. Нравственный поступок совершается только в благих целях, которые можно охарактеризовать как благородные. Хотя, конечно, случается и такое, что волей судьбы, имея довольно благоприятный замысел, можно нанести и вред. Тут уже оцениваются последствия, к которым привело мероприятие.
Именно они являются базисом для вынесения последнего вердикта и оценки, когда анализируются признаки нравственного поступка. Главным критерием является то, насколько шаг значим и полезен для общества в целом. Важно учитывать также обстоятельства, в которых происходили события.
Благая цель
В разных условиях одно и то же действие может быть как похвальным, так и аморальным. Так что нужно проявлять гибкость и уметь уловить требования окружающего мира, в то же время не теряя собственной головы на плечах. Нравственный поступок отрицает корыстолюбие и выгоду, хотя нет ничего плохого в достижении своих желаний праведным путем.
Самое главное, чтобы вы не вредили окружающим. Должен достигаться только тот результат, который не причинит ущерба другим людям. Есть тонкая грань между совершенствованием, достижением новых высот и эгоистичным поведением, чрезмерным индивидуализмом. Ее нужно чувствовать и стараться не пересекать.
Образцы
Только морально развитая личность может осуществить нравственные поступки. Примеры таковых можно часто встретить в литературных произведениях или кино, которые несут читателю и зрителю определенный заряд мудрости. В любом романе или повести есть герои, чье поведение можно поощрить за мужество, самоотверженность, этичность. Так мы узнаем о возвышенном предназначении личности.
Все это происходит на фоне определенной эпохи, ее уклада и представления о правильном и греховном поведении. Для того чтобы заставить читателя задуматься, авторы создают ситуации, в которых персонажи на страницах книг совершают нравственные поступки. Примеры их изобилуют в романе «Война и мир», написанном Толстым.
Можно говорить о целой цепи непростых проблем морального характера, которые решаются по ходу повествования. Даже глядя на жизнь одного из главных героев, А. Болконского, можно заметить моменты совершенного покоя, которые сменяются военными трудностями. Он самоотверженно жертвует собственной жизнью во имя родной земли, что заслуживает всяческих похвал и одобрения.
Правильное воспитание
Также очень многое о нравственности и душевной чистоте можно узнать из большого количества сказок. Взять ту же «Золушку», написанную Шарлем Перро. Главная героиня трудолюбива, несмотря на все издевательства, она помогает нелюбящим ее родственницам. В ее сердце не появляются злость и ненависть.
Разумеется, не стоит позволять окружающим помыкать собой, но отпустить обиду – это действительно тот навык, которому стоит поучиться каждому. Очень важно сохранять в душе мир и чистоту. Это подвиг во благо не только окружающих, но и собственного сердца в первую очередь.
Жизнь полна резких поворотов, но это не должно сбить хорошего человека с ног, он должен оставаться сильным и стойким, не теряя любви к миру. Еще одним кладезем мудрости для детей, да и для взрослых, можно считать историю «Аленький цветочек», написанную Аксаковым. Там есть и любовь к отцу главной героини, и умение видеть вещи, скрывающиеся за внешностью и яркими атрибутами, заглядывать во внутренний мир даже самого жуткого чудовища.
Мало того что Анастасия сдалась в плен ради родных, она еще и сумела прочувствовать самые светлые стороны личности своего нового хозяина, помогла ему вернуться к равновесию и красоте. Такое может сделать воистину чистый, добрый человек.
Загляните внутрь себя
Система ценностей и устремлений личности всегда должна оставаться гармоничной и не мешать развиваться ни человеку, ни окружающему миру. Нужно воспитывать в себе чистые убеждения, стремиться к добрым целям, не ходить по головам, а достигать всего законными путями, стремиться к саморазвитию и проявлять волю.
Каждому человеку хочется самовыражаться, но делать это нужно конструктивными путями, не разрушающими ничего в процессе. Вы свободны поступать так, как вам хочется. Поскольку каждый человек в глубине души желает, чтобы все были счастливы и жили спокойно, следует прислушаться к своим глубинным порывам, и вы найдете верный путь.
Приглядывайтесь к своему окружению, но выбор всегда делайте сами, тщательно все взвесив. Где-то посредине зиждется желанный баланс, золотая середина, найдя которую, вы обретете покой, счастье и психологическое здоровье.
autogear.ru
Конспект Урока » Нравственный поступок»
Урок модуля «Основы светской этики»
Люди не рождаются, а становятся теми, кто они есть
Гельвеций
Тема « Нравственный поступок»
Цели:
— способствовать воспитанию доброты и милосердия, нравственных качеств, выявлению правильного представления о добре и добрых делах.
— раскрыть на конкретных примерах понятие «нравственный поступок»;
— способствовать развитию у детей чувства самооценки, умения правильно оценивать свои поступки.
Задачи:
— развивать самостоятельность и оригинальность мышления;
— формировать способность слушать других людей и принимать во внимание то, что они говорят;
— учить прогнозированию последствий своих поступков;
— развивать готовность к социальному взаимодействию.
В процессе обучения формирую следующие блоки УУД.
Личностные УУД:
-внутренняя позиция школьника;
— учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
-самоанализ и самоконтроль результата;
-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Познавательные УУД:
-поиск и выделение необходимой информации;
-применение методов информационного поиска;
— способность и умение учащихся производить простые логические действия ( анализ, сравнение).
Коммуникативные УУД:
-формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; умение работать в парах, в группе, учитывая позицию собеседника; организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками.
Регулятивные УУД:
-контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;
-коррекция;
-оценка.
Основные термины и понятия: Поступок. Нравственный поступок. Мотив. Цель поступка. Средства достижения цели. Действие. Результат.
Ход урока
I. Организационный момент
Учитель: Наш замечательный звонок позвал за парты на урок.
Нас ждет успех, мои друзья, общенье, труд, открытия!
Учитель: Ребята, я выражаю уверенность в том, что наше сотрудничество, как обычно, будет полезным и приятным. Пожалуйста, садитесь.
Учитель: Ребята, с какой интересной темой мы знакомились на прошлом уроке? ( Ответ: Род и семья – источник нравственных отношений)
Учитель: Кто хотел бы рассказать о своем семейном гербе?
(на доске выставка рисунков с родовыми гербами и родовыми древами).
II.Объявление темы урока.
Тему нашего урока вы можете назвать, разгадав ребус.
15 18 1 3 19 20 3 6 15 15 16 19 20 30
Н р а в с т в е н н о с т ь
Запись в тетради.
Нравственность
Послушайте рассказ.
Капля воды. В.А.Сухомлинский
Был жаркий июльский день. К колодцу, что под высоким дубом, подошла группа школьников. Они возвращались из туристического похода. Детям очень хотелось пить. И чем ближе был колодец, тем быстрее они шли.
А с другой стороны к нему приближалась бабушка. Она шла издалека, очень устала. И бабушка, и школьники подошли к колодцу одновременно.
На срубе стояло ведро с холодной водой. Дети окружили его и по очереди пили воду. А бабушку оттеснили. Она отошла к дубу и стояла, печально прислонившись к дереву.
Когда школьники напились и пошли дальше, бабушка посмотрела им вслед и задумчиво покачала головой.
-Как вы считаете, почему бабушка посмотрела им вслед и задумчиво покачала головой? (Ответ: Не предложили бабушке первой напиться, проявили неуважение к старшим)
-Почему бабушка ничего им не сказала? (Ответ: Скромный человек, добрый человек не будет конфликтовать, пожилой человек привык больше делать, чем говорит, бабушка не ожидала такого поведения, опешила.)
-А как поступили мальчики? ( Ответ: Нехорошо, неуважительно к пожилому человеку)
Как вы думаете, о чём мы будем с вами сегодня говорить на уроке? (Ответ:О поступках людей)
-Являются ли действия ребят поступком? (Ответ: Является)
Прочитайте определение «поступка» в учебнике ( стр.40 абз.1) и запишите в тетради.
Как вы понимаете слово поступок? (ответ: Поступок – это действие )
— Нас интересует поступок с этической точки зрения. (Чтение на стр. 40)
Любой поступок – это действие, но только то действие называют нравственным, когда его совершают по собственной воле, т.е. делают свой выбор, основываясь на нравственные принципы. (Дети приводят свои конкретные примеры, обосновывая его.)
-А можно ли этот поступок назвать нравственным?
-А что такое нравственный поступок?
— Как по- вашему должны были поступить ребята в данной ситуации? (уступить место у колодца бабушке, проявить уважение к старшим)
Работа по теме урока.
Учитель: Сегодня на уроке мы поговорим с вами о поступках людей, а поступки мы совершаем каждый день, выделим и разберемся, что же такое нравственный поступок? По каким поступкам люди судят о нас как о личности.
Притча «Пахарь и крот»
Пахарь пахал землю. Вылез из своей норы Крот и удивился: вспахано уже большое поле, а Пахарь всё пашет и пашет. Решил Крот посмотреть, сколько земли вспахал Человек. Пошёл Крот по вспаханному полю. Шёл до самого вечера, а до конца поля не дошёл. Вернулся в нору. Утром вылез из норы, сел на дороге, ждёт Пахаря с плугом, чтобы спросить его:
— Зачем ты вспахал такое большое поле и продолжаешь пахать ещё?
Пахарь отвечает:
— Я пашу не только себе, но и людям.
Удивился Крот:
— Почему ты пашешь людям? Пусть каждый работает на себя. Вот я рою нору себе, и каждый Крот роет нору тоже себе.
— Но ведь вы же кроты, а мы — люди, — ответил Пахарь и начал новую борозду.
Учитель: Какой можно сделать вывод? (Только человек может, в отличие от животного, добровольно, осознанно совершать нравственный поступок (действие) не только для пользы себе, но и для пользы других людей)
Как вы понимаете слово поступок? (Дети читают в своих пособиях стр. 40 абз. 2)
— Выделить особые признаки:
1. Мотив (почему я это делаю?)
2. Цель (зачем я это делаю)
(мотив – как поступить, повод к действию: нет деревьев – надо посадить; стоит пожилой человек – надо уступить место; тонут люди – надо спасти.)
Только добровольный поступок говорит о его нравственности.
3.Средства достижения цели. ( как я делаю?)
4. Само действие. (что я делаю?)
5. Результат. (что получилось благодаря моим усилиям?) – то, ради чего действовал человек, но он может быть разный
Заполняя схему в тетради. (У каждого на парте)
— Какие составные части имеет нравственный поступок? ( 5 компонентов)
— Как вы думаете, какой поступок можно назвать нравственным? А безнравственным?
(Дети приводят свои конкретные примеры, обосновывая их)
Учитель. — Прочитайте высказывания великих людей, живших в разные века и в разных странах. ( ромашка, на лепестках изречения)
1. Древнеиндийское изречение
Делать ближним добро — это делать то, что желаешь себе.
2. Аристотель (древнегреческий философ)
Не для того мы рассуждаем, что такое добродетель (нравственность), а для того, чтобы быть хорошими людьми.
3. Английская пословица
«Лучше всех знает цену добру тот, кто испытал зло»
4. Туркменская пословица
«На добро отвечать добром — дело каждого, а на зло добром — дело отважного».
5. Ж.Ж.Руссо (18 век, французский писатель)
Человек от природы добр, и надо только не мешать развитию этого врождённого добронравия.
6.Омар Хайям (11 век, персидский поэт, математик, философ)
Благородство и Подлость,
Отвага и Страх –
Всё с рожденья заложено
В наших сердцах.
(Учащиеся анализируют изречение, доказывают их актуальность сегодня)
Физминутка:
Я буду называть положительные и отрицательные качества человека. Если качество положительное, вы хлопаете в ладоши, если отрицательное – качаете головой:
Смелость Скромность Добросовестность
Открытость Лень Активность
Заносчивость Драчливость Общительность
Вежливость Грубость Трусость
Учитель. – В сказках, в которых рассказывается о добре и зле, есть герои: Баба- Яга, Золотая рыбка, Красная шапочка, Дюймовочка, такие же персонажи есть в русских былинах, например, Добрыня Никитич — богатырь при князе Владимире. Он умен и храбр, ловок. Именно Добрыня выручает из беды княжескую племянницу.
Существует множество слов с корнем «добро».
Я предлагаю группам выполнить следующее задание: придумать с этим корнем:
I ряд — слова — имена собственные, фамилии .
II ряд — имена существительные.
III ряд — имена прилагательные
Учитель. — А теперь следующая игра: группам раздаются цветные листы бумаги — черные и красные. На доске написан список различных нравственных понятий: (нежность, зависть, забота, внимание, предательство, верность, дружба, радость, месть, жадность, любовь, ложь, эгоизм, сострадание, ненависть, трусость, жалость, ласка, лень). За отведенное время группы на обороте чёрного листа выписывают безнравственные поступки, на обороте красного — нравственные поступки.
Учитель. — А теперь я предлагаю вам выбрать из списка определения и соотнести их с пожеланиями:
Пожелания
Определения
I ряд
Добро пожаловать
II ряд
Будьте добры
III ряд
До добра не доведет
В добрый час
Определения: формула вежливой просьбы; приветствие гостю; пожелание благополучия при отправлении в путь или в каком-нибудь начинании; кто-либо (что-либо) не приводит к хорошему результату.
Учитель. — Сейчас мы поработаем в парах: «Собери пословицу»
1 Не одежда красит человека
2 Доброе дело
3 Доброта
4 Доброе слово человеку
5 Кто добро творит
6 Худо тому,
3 лучше красоты
4 что дождь в засуху
5 того Бог благословит
2 само себя хвалит
6 кто добра не делает никому
1 а добрые дела
Учитель: Какими же качествами должен обладать человек, чтобы совершать нравственные поступки?
Ответы детей:
Доброта, сочувствие, сопереживание, желание помочь другому, внимание к человеку, долг, уважение, сила воли, любовь к ближнему как к самому себе.
Учитель: Достаточно ли для развития личности развития одного из этих качеств?
— Нет.
Учитель: Можно ли назвать нравственный поступок «доброе дело»?
— Да.
—Вернемся к целям урока.
1Что такое нравственный поступок?
2.Что такое поступок?
3.Что такое нравственный поступок?
4.Какие признаки имеет нравственный поступок?
Итог урока (рефлексия)
— Основное назначения человека — творить добро. И чтобы этот призыв не забывался, я хочу вручить вам три завета. Пусть они служат вам ориентиром в жизни и отношениях с людьми по пути добра.
«Не обижай людей — придет расплата.
Нам счастья не сулит обида чья-то»
«Ты будешь ближними любим,
И радость доброты познаешь,
Не пожелав другим
Того, чего себе не пожелаешь»
«Без зла смотри на мирозданье,
А взглядом разума, добра, любви.
Жизнь — это море, из благих деяний.
Построй корабль и по волнам плыви»
(Стихотворение вручается каждому ученику)
Задание на дом: Выберите свой поступок или героя какого-либо произведения, фильма. Проанализируйте его с точки зрения признаков морального, нравственного поступка. Сделайте вывод, можно ли этот поступок считать моральным. При желании сделайте рисунок.
infourok.ru
Нравственный поступок: признаки, мотивы, примеры
Новости и общество 29 апреля 2016С детства нас учат правильно себя вести и подталкивают к тому, чтобы каждое наше действие представляло собой нравственный поступок. Если разбираться подробнее, появляется очень много вопросов относительно того, что же это на самом деле.
На что ориентироваться
Каждый человек должен осмысливать реалии мира, который его окружает, примерно представлять, чего ждут от него окружающие. Когда мы ведем себя тем или иным образом, мы через нравственный поступок показываем, что наша система ценностей верна и отличается добротой и справедливостью, желанием оказывать помощь, поощрять свою свободу и выбор окружающих.
В противовес данному стилю поведения можно привести безнравственность, несправедливость и ненависть. Личность должна стремиться реализовать свои нравственные стремления, а не разрушать себя и мир вокруг. Разумеется, одного понимания того, как все должно быть устроено, недостаточно.
Человека с правильной системой ценностей выдает именно нравственное поведение и нравственный поступок. Стоит совершать действия, результат которых будет положительным как для индивида, так и для окружающего мира. Будь счастлив и не мешай другим, как говорится. Иногда нужно даже отказаться от некоторых действий, например избежать соблазна, отказаться от взятки или шанса завоевать некоторые блага нечестным способом.
Слушай всех, прислушивайся к избранным
Общество, как правило, дает свои оценки тем или иным действиям. Во многом они зависят от того, какие люди вас окружают. Есть общепринятые нормы поведения, которые могут несколько отличаться в разных социальных группах.
Нравственные поступки человека могут не быть оценены как таковые, если вашему окружению это невыгодно. Но тут очень важно понимать, когда виноваты вы, а когда чрезмерно думают о собственной наживе те, кто вас окружают. Тогда можно сказать, что мотивы нравственного поступка не имеют ничего общего с целями ваших коллег и друзей.
Нельзя слепо следовать чужой указке и угождать, нужно уметь анализировать, быть честным с собой. Только тогда вы будете спокойны и почувствуете, что действуете правильно.
Откуда растут корни
Есть ряд факторов, на которых основан анализ поведения личности. Для начала нужно разобраться, что именно толкает человека на то или иное действие. Нравственный поступок совершается только в благих целях, которые можно охарактеризовать как благородные. Хотя, конечно, случается и такое, что волей судьбы, имея довольно благоприятный замысел, можно нанести и вред. Тут уже оцениваются последствия, к которым привело мероприятие.
Именно они являются базисом для вынесения последнего вердикта и оценки, когда анализируются признаки нравственного поступка. Главным критерием является то, насколько шаг значим и полезен для общества в целом. Важно учитывать также обстоятельства, в которых происходили события.
Благая цель
В разных условиях одно и то же действие может быть как похвальным, так и аморальным. Так что нужно проявлять гибкость и уметь уловить требования окружающего мира, в то же время не теряя собственной головы на плечах. Нравственный поступок отрицает корыстолюбие и выгоду, хотя нет ничего плохого в достижении своих желаний праведным путем.
Самое главное, чтобы вы не вредили окружающим. Должен достигаться только тот результат, который не причинит ущерба другим людям. Есть тонкая грань между совершенствованием, достижением новых высот и эгоистичным поведением, чрезмерным индивидуализмом. Ее нужно чувствовать и стараться не пересекать.
Образцы
Только морально развитая личность может осуществить нравственные поступки. Примеры таковых можно часто встретить в литературных произведениях или кино, которые несут читателю и зрителю определенный заряд мудрости. В любом романе или повести есть герои, чье поведение можно поощрить за мужество, самоотверженность, этичность. Так мы узнаем о возвышенном предназначении личности.
Все это происходит на фоне определенной эпохи, ее уклада и представления о правильном и греховном поведении. Для того чтобы заставить читателя задуматься, авторы создают ситуации, в которых персонажи на страницах книг совершают нравственные поступки. Примеры их изобилуют в романе «Война и мир», написанном Толстым.
Можно говорить о целой цепи непростых проблем морального характера, которые решаются по ходу повествования. Даже глядя на жизнь одного из главных героев, А. Болконского, можно заметить моменты совершенного покоя, которые сменяются военными трудностями. Он самоотверженно жертвует собственной жизнью во имя родной земли, что заслуживает всяческих похвал и одобрения.
Правильное воспитание
Также очень многое о нравственности и душевной чистоте можно узнать из большого количества сказок. Взять ту же «Золушку», написанную Шарлем Перро. Главная героиня трудолюбива, несмотря на все издевательства, она помогает нелюбящим ее родственницам. В ее сердце не появляются злость и ненависть.
Разумеется, не стоит позволять окружающим помыкать собой, но отпустить обиду – это действительно тот навык, которому стоит поучиться каждому. Очень важно сохранять в душе мир и чистоту. Это подвиг во благо не только окружающих, но и собственного сердца в первую очередь.
Жизнь полна резких поворотов, но это не должно сбить хорошего человека с ног, он должен оставаться сильным и стойким, не теряя любви к миру. Еще одним кладезем мудрости для детей, да и для взрослых, можно считать историю «Аленький цветочек», написанную Аксаковым. Там есть и любовь к отцу главной героини, и умение видеть вещи, скрывающиеся за внешностью и яркими атрибутами, заглядывать во внутренний мир даже самого жуткого чудовища.
Мало того что Анастасия сдалась в плен ради родных, она еще и сумела прочувствовать самые светлые стороны личности своего нового хозяина, помогла ему вернуться к равновесию и красоте. Такое может сделать воистину чистый, добрый человек.
Загляните внутрь себя
Система ценностей и устремлений личности всегда должна оставаться гармоничной и не мешать развиваться ни человеку, ни окружающему миру. Нужно воспитывать в себе чистые убеждения, стремиться к добрым целям, не ходить по головам, а достигать всего законными путями, стремиться к саморазвитию и проявлять волю.
Каждому человеку хочется самовыражаться, но делать это нужно конструктивными путями, не разрушающими ничего в процессе. Вы свободны поступать так, как вам хочется. Поскольку каждый человек в глубине души желает, чтобы все были счастливы и жили спокойно, следует прислушаться к своим глубинным порывам, и вы найдете верный путь.
Приглядывайтесь к своему окружению, но выбор всегда делайте сами, тщательно все взвесив. Где-то посредине зиждется желанный баланс, золотая середина, найдя которую, вы обретете покой, счастье и психологическое здоровье.
Источник: fb.rumonateka.com
Урок для 4 класса по теме: «Нравственный поступок»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3»
Нравственный поступок
урок ОРКСЭ
4 класс
Пономаренко Татьяна Анатольевна
учитель истории и обществознания
2014г.
Тема урока: Нравственный поступок
Цель: создать условия для формирования у учащихся представлений о нравственных поступках.
Задачи: — дать представление о понятии «нравственный поступок»;
-развивать умения анализировать собственные поступки и соотносить их с общечеловеческими ценностями;
-формировать нравственную позицию по отношению к своим поступкам и действиям.
Оборудование: презентация, карточки для индивидуальной работы
Ход урока
I. Орг. момент.
Добрый день! Когда мы произносим эти слова, то искренне желаем тем, с кем встречаемся, добра, мира и радости. Поприветствуйте друг друга и пожелайте доброго дня.
II. Актуализация знаний. (индивидуальные карточки)
В: Что вы должны сделать в первом задании? (подобрать слово)
_______ — образец поступков людей и отношение между ними.
_______ — противоположность добра, это то, что стремиться устранить и исправить мораль.
Что считается добрым поступком?
*Забывать о неприятной просьбе
* Дать списать домашнее задание
*Опоздать на неинтересную встречу
* Помочь соседу по парте разобрать задачу
Укажите поступки, которые одобряет общество
*обман
* насилие
*взаимопомощь
*унижение
Что является последствием злых дел?
* дружба
* радость
* вражда
Знания о добре и зле помогают людям
* проявлять заботу
* жить в мире
* дружить
* все ответы верны
Распределите слова на две группы, в первую поместите слова, относящиеся к понятию «добро», во вторую – к понятию «зло».
Обман, насилие, взаимовыручка, помощь
ДОБРО ЗЛО
___________ _________
___________ _________
III. Формирование новых знаний.
Послушайте рассказ. (Слайд 1)
Капля воды. В.А.Сухомлинский
Был жаркий июльский день. К колодцу, что под высоким дубом, подошла группа школьников. Они возвращались из туристического похода. Детям очень хотелось пить. И чем ближе был колодец, тем быстрее они шли.
А с другой стороны к нему приближалась бабушка. Она шла издалека, очень устала. И бабушка, и школьники подошли к колодцу одновременно.
На срубе стояло ведро с холодной водой. (щелчок) Дети окружили его и по очереди пили воду. А бабушку оттеснили. (щелчок)Она отошла к дубу и стояла, печально прислонившись к дереву.
Когда школьники напились и пошли дальше, бабушка посмотрела им вслед и задумчиво покачала головой.
В: Как вы считаете, почему бабушка посмотрела им вслед и задумчиво покачала головой?
(не предложили бабушке первой напиться, проявили неуважение к старшим)
В: Почему бабушка ничего им не сказала?
(скромный человек, добрый человек не будет конфликтовать, пожилой человек привык больше делать, чем говорит, бабушка не ожидала такого поведения, опешила.)
В: А как поступили мальчики?
(нехорошо, неуважительно к пожилому человеку)
В: Являются ли действия ребят поступком? (является)
В: Хороший или плохой поступок совершили ребята? (плохой)
В: Приведите примеры хороших поступков?
Сообщение темы урока. Нравственный поступок.
В: Как вы думаете о чём мы будем с вами сегодня говорить на уроке? (о поступках людей)
Мы узнаем, что такое поступок, в чем разница между действием и поступком, какой поступок называют нравственным. (Слайд 3)
В: Что такое поступок?
А) работа с определением (Слайд 4)
Поступок – это намеренное действие человека.
Поступок — это решительное, активное действие в сложных обстоятельствах.
Поступок — это личностная форма поведения, в котором осуществляется самостоятельный выбор целей и способов поведения.
(запись определения в тетради по выбору)
А что же такое нравственный поступок?
(Ответы детей)
Нравственный поступок – это действие, которое приносит пользу окружающим.
Нравственный поступок – это только то действие человека, которое он совершает, руководствуясь нравственными идеями и ценностями.
Он отвечает общепринятым ценностям – духовным, моральным, этическим. Помочь кому-то – это нравственный поступок, отдать что-то кому-то – это нравственный поступок, совершить благое дело – это нравственный поступок. ( Слайд 5)
Б) Определите кокой поступок является нравственным, а какой безнравственный (Слайд 6)
Любой нравственный поступок имеет мотив, цель, действия, средства достижения цели и результат. (Слайд 7)
В) Работа по учебнику стр.40
Найдите описание мотива, цели, средства, действия и результата в учебнике
(зачитывают по очереди)
Физкультминутка
Улыбнись соседу справа,
Улыбнись соседу слева,
Обними соседа справа,
Обними соседа слева,
Топни правою ногой,
Топни левою ногой…
IV. Закрепление
Задание 1. работа с иллюстрациями (Слайд 6)
— из каких произведений данные герои;
— в какие группы вы могли бы их объединить;
— кто из героев совершает нравственный поступок, а кто нет;
Задание 2. соединить 1части пословиц со 2 частями по смыслу (Слайд)
Не плюй в колодец// пригодится воды напиться.
Заварила кашу,// расхлебывай.
Торопись на доброе дело,// а худое само приспеет.
Назвался груздем, // полезай в кузов .
Чем дальше в лес,// тем больше дров.
В ком добра нет, // в том и правды мало.
На добрый привет, //добрый ответ.
Задание 3. Проанализируй ситуацию
«Серёже не везло. Играл он с ребятами «в прятки»и вот уже полчаса как «водит». Ему так обидно, что вот-вот расплачется. А тут ещё Димка нет-нет из-за угла: «Води, води, кашу не вари!» Ребята, видимо, заметили его состояние, поэтому после каждого кона говорят: «Ты смотри, отводись. А то будешь «неотвожа, красна рожа !» Совсем обидно стало Серёже. Но вдруг к нему неожиданно подошла Марина и предложила подменить его. «Это несправедливо! – закричали ребята.– Ты нарушаешь правила игры».
-Как вы относитесь к поведению детей?
-А к предложению Марины? Чем оно было вызвано?
-Как бы вы поступили?
Поступок или проступок
Как-то раз я пришла в школу очень расстроенная. Дома я долго сидела над задачей по математике, но так и не смогла с ней справиться. Тогда я решила, что спишу задачу в школе.
Ваня Глушак, наш отличник, удивился, что я не решила такой простой задачки: всего три действия. Он вообще считает, что решать задачи — одно удовольствие.
Я начала списывать. Переписала одно действие, другое, начала третье — и тут увидела ошибку. Там, где надо было написать число «23», Ваня ошибся и написал «32». В своей тетради я написала правильно, а Ване ничего не сказала.
Вера Ивановна собрала наши тетради для проверки, а на следующий день принесла их. Она сказала, что у меня самая высокая оценка, похвалив перед всем классом. Ваней же она была недовольна, потому что он оказался невнимательным и допустил ошибку. Ваня побледнел. Он посмотрел в мою сторону — я покраснела и опустила голову…
Ответь на вопросы:
-Твоё отношение к поступку девочки.
-Как можно исправить ситуацию?
Задание 4. — Представьте, что человеческая жизнь – это судно (лодка). Чтобы судно шло вперед, надо наполнить его паруса нравственными поступками. Выберите глаголы, которые отражают ваши возможные хорошие, добрые поступки и запишите их на своём парусе.
Слова-помощники: помогаю, люблю, защищаю, ругаю, берегу, прощаю, обманываю, спасаю, делюсь, забочусь, обижаю
Задание 5. Закончи заповедь
О нравственных поступках люди знают давно. Некоторые нравственные принципы формировались тысячелетиями. Может кто-то из вас знает, какое название они сейчас имеют? А вы слышали такое слово «заповеди»? Что оно обозначает? Попробуйте закончить записанные истины, отталкиваясь от принципов добра.
Помни такие заповеди:
Попробуй не захватить, а…………….(отдать).
Не кулак показать, а…… ……….(протянуть ладонь).
Не спрятать, а …………..(поделиться).
Не кричать, а …………(выслушать).
Не разорвать, а…………..(склеить). (слайд 6)
Нам всем приятнее находиться в обществе добрых поступков, но для этого мы сами должны их совершать.
Какие добрые поступки вы совершили в своей жизни? (идет обсуждение).
Помни истину простую
Что от зла добра не ждут.
Только добрые поступки
И к тебе добром придут.
V. Домашнее задание:
Написать эссе „Легко ли совершать нравственные поступки?“
VI. Рефлексия
высказывания о сегодняшнем уроке, которые надо закончить:
Сегодня я узнал…
Было трудно…
Я понял, что…
Я приобрел…
Урок дал мне для жизни…
Мне захотелось…
Самооценка.
Выполняют самооценку качества и уровня усвоения новой темы с помощью иллюстрации солнышка. Если материал понятен и он доволен своей работой — весёлое солнышко, частично — тучка закрывает солнышко, непонятно- грустное. Рисуют в тетрадях.
Источники:
1. http://festival.1september.ru/
2. http://nsportal.ru/shkola/
3. http://pedsovet.su/
4. http://www.pandia.ru/
5. http://kolesnikova-zvr.narod.ru/
6. www.zavuch.info/
doc4web.ru