Menu
tochka-rosta-sokolniki.ru — Точка роста
tochka-rosta-sokolniki.ru — Точка роста

Написать притчу – Мудрые притчи или Как написать притчу самостоятельно

Posted on 05.07.202018.10.2019 by alexxlab

Содержание

  • Короткие притчи.
  • Притча о притчах — Православный журнал «Фома»
    • Любовь к животным
    • Ножницы и бумага
    • Старый друг
    • Слишком поздно
    • Гордая лягушка
  • Давайте придумаем притчу | SANDOOR избранное
  • Сочиним-ка притчу. ИЗЮМИНКА-2015, занятие 5 (79): krotovv — LiveJournal
  • как написать притчу????нам задали…А как писать не знаю. нам задали…А как писать не знаю
  • Помогите сочинить притчу! Мне задали сочинить притчу. Помогайте! Жду!!!

Короткие притчи.

ИЛЛЮЗИЯ

Человек, желавший стать учеником, сказал мудрецу:
— Вот уже много дней я слушаю, как вы порицаете идеи, представления и манеру поведения, которые мне не свойственны и никогда не будут свойственны. В чем цель всего этого?
Мудрец отвечал:
— Цель этого — сделать так, чтобы ты прекратил наконец воображать, что все, что я порицаю, тебе никогда не было свойственно, и понял, что страдаешь заблуждением, будто оно не свойственно тебе сейчас.

МИР

Ученик спросил дервиша:
— Учитель, враждебен ли мир для человека? Или он несет человеку благо?
— Я расскажу тебе притчу о том, как относится мир к человеку, — сказал учитель.
«Давным-давно жил великий шах. Он приказал построить прекрасный дворец. Там было много чудесного. Среди прочих диковин во дворце была зала, где все стены, потолок, двери и даже пол были зеркальными. Зеркала были необыкновенно ясные, и посетитель не сразу понимал, что перед ним зеркало, — настолько точно они отражали предметы. Кроме того, стены этой залы были устроены так, чтобы создавать эхо. Спросишь: «Кто ты?» — и услышишь в ответ с разных сторон: «Кто ты? Кто ты? Кто ты?».
Однажды в залу забежала собака и в изумлении застыла посредине — целая свора собак окружила ее со всех сторон, сверху и снизу. Собака на всякий случай оскалила зубы; и все отражения ответили ей тем же самым. Перепугавшись не на шутку, собака отчаянно залаяла. Эхо повторило ее лай.
Собака лаяла все громче. Эхо не отставало. Собака металась туда и сюда, кусая воздух, ее отражения тоже носились вокруг, щелкая зубами. Наутро слуги нашли несчастную собаку бездыханной в окружении миллионов отражений издохших собак.
В зале не было никого, кто мог бы причинить ей хоть какой-то вред. Собака погибла, сражаясь со своими собственными отражениями».
— Теперь ты видишь, — закончил дервиш, — мир не приносит ни добра, ни зла сам по себе. Все происходящее вокруг нас есть всего лишь отражение наших собственных мыслей, чувств, желаний, поступков. Мир — это большое зеркало.

ПРЕДПОЛОЖЕНИЯ

Предположения посещают людей чаще, чем те полагают. Обычно люди действуют, полагаясь на свои догадки. Такая привычка может быть полезна, ведь тогда не нужно думать и общаться. Если тебе встретился человек в форме, ты можешь догадаться, что он — страж порядка.
Но не пользуйся предположениями все время и не позволяй им управлять твоей жизнью!
Помни о печальной участи оформителя вывесок — он лишился выручки, ибо предположил неверно. Богатая женщина попросила его написать предупреждение о собаке в доме, чтобы повесить его на входной двери. Он написал: «Осторожно, злая собака!» — и потерял заказ. — Глупец, — воскликнула женщина, — я хотела уведомить входящих: «Стучите тише! Не разбудите собаку!»

КОШКА И КРОЛИК

Кошка сказала:
— Кролики недостойны того, чтобы их учить! Я предлагаю дешевые уроки ловли мышей — и хоть бы один кролик заинтересовался!

ЗНАНИЕ

Правитель города приказал схватить одного суфия и бросить в тюрьму. Ученики пришли навестить своего учителя в заточении. Они были поражены, увидев, что их учитель ничуть не переменился и радостно приветствует их, словно они в гостях у него дома.
— Учитель, что служит вам утешением здесь, в доме печали? — воскликнули ученики.
— Четыре изречения, — ответил суфий. — Вот первое:
«Зла никому не избежать, ибо все предопределено судьбой».
Вот второе: 
«Что остается делать человеку в несчастье, как не терпеливо переносить свое страдание? Ведь во всей вселенной не только ты испытываешь не что подобное».
Вот третье: 
«Будь благодарен судьбе за то, что не случилось худшего, — оно всегда возможно». 
И, наконец, я говорю себе: «Избавление может быть близко, хотя ты и не знаешь об этом».
В этот момент стражники пришли с вестью, что суфий свободен, ибо схватили его по ошибке.

НЕДОВОЛЬНЫЙ

Мирянин жаловался суфию на засилье нечестивых людей.
— Всю жизнь я страдаю от людской злобы и нечестия, — сетовал он. — Тот-то упрекнул меня и несправедливо осудил, тот-то подвел меня в деле, тот-то обманул меня, тот-то не поделился со мной прибылью…
Жалобы лились нескончаемым потоком. Суфий молчал, не прерывая его. Наконец тот замолк, спросив напоследок: Что же мне делать?
— Не уподобляться глупцам, замечающим только ошибки, промахи и зло в людях, с которыми они живут и общаются, — ответил суфий. — Эти неразумные не обращают внимания на достоинства людей. Они похожи на мух, липнущих к язвам тела.

СОВЕТ

Один ученик спросил своего наставника-суфия: — Учитель, что бы ты сказал, если бы узнал о моем падении?
— Вставай!
— А на следующий раз?
— Снова вставай!
— И сколько это может продолжаться — все падать и подниматься?
— Падай и поднимайся, покуда жив! Ведь те, кто упал и не поднялся, мертвы.

ТРИ ЭПОХИ

Разговор в пятом веке
— Говорят, шелк не растет на деревьях — его прядут гусеницы. 
— А алмазы появляются из яиц? Не обращай внимания. Это очевидная ложь.
— Но ведь в дальних землях, несомненно, существует много чудес…
— Вот из такой жажды сверхъестественного и возникают всякие фантастические измышления, пользующиеся спросом у легковерных.
— А вообще-то, если вдуматься, подобные бредни, столь широко распространенные на Востоке, никогда не приживутся в нашем, логически мыслящем, цивилизованном обществе. 
В шестом веке
— Приехал один человек с Востока и привез с собой каких-то червяков.
— Несомненно, шарлатан. Я полагаю, он утверждает, что они лечат зубную боль?
— Нет, забавнее. Он говорит, они могут «прясть шелк». Он говорит, что раздобыл их с риском для жизни и теперь демонстрирует при дворах в разных странах. 
— Да он просто эксплуатирует поверье, устаревшее уже во времена моего прапрадеда!
— Что же мы с ним будем делать, господин?
— Брось его дьявольских червяков в огонь, а его бей, покуда он публично не отречется от своей ереси. Такие как он на редкость обнаглели. Нужно продемонстрировать им, что мы здесь, на Западе — не какая-нибудь темная деревенщина, готовая поверить любому проходимцу с Востока.
В двадцатом веке
— Так ты говоришь, что знаешь нечто, известное на Востоке, чего здесь, на Западе, мы еще не открыли? Ну, это говорили еще много тысяч лет назад. Но в нынешнем веке ум человеческий поистине открыт всему новому. Так что, пожалуй, попробуем. Ну, давай, продемонстрируй что хочешь — у меня до следующей встречи пятнадцать минут. Или, если тебе угодно, можешь представить свои соображения в письменном виде. Вот тебе лист бумаги.

ПОСЛЕДНИЙ ДЕНЬ. 

Один человек верил, что последний день человечества придётся на некое определенное число, и что его следует встретить особым образом.
Он собрал всех, кто прислушивался к его словам, и когда означенный день настал, повёл их на высокую гору. Но как только все они достигли вершины, хрупкая земляная корка под их общим весом обвалилась, и они рухнули в жерло вулкана. И это был поистине их последний день.

МЫСЛЬ ВИНОГРАДНОЙ ЛОЗЫ. 

Была на свете одна виноградная лоза, которая осознала, что люди ежегодно снимают с нее виноград и уносят его.
И никто никогда не говорит ей «спасибо».
В один прекрасный день мимо проходил мудрый человек и присел отдохнуть неподалеку.
«Вот он, мой шанс прояснить тайну», — подумала лоза и промолвила:
— Мудрый человек! Ты видишь: я — виноградная лоза. Когда мои плоды созревают, приходят люди и забирают их. Ни от одного из них я не вижу даже намека на благодарность. Можешь ли ты объяснить мне причину такого поведения?
Мудрый человек подумал и сказал:
— По всей вероятности, причина его в том, что у всех этих людей создалось впечатление, что ты не можешь не производить виноград.

ЛИЧИНА

Жила-была пчела, которая обнаружила, что осы не знают, как делается мед. Она подумала, что могла бы рассказать им об этом. Правда, одна мудрая пчела предостерегла ее: 
— Осы не любят пчел. Если бы ты очутилась среди них, они не стали бы слушать тебя, потому что у них существует древнее поверье, что пчелы — антиподы ос.
После долгого размышления над этой проблемой пчела решила, что если она выпачкает себя в желтой пыльце, то станет совершенно неотличимой от ос, и те примут ее за свою.
Так она и сделала. Выдав себя за осу, сделавшую великое открытие, пчела начала учить ос делать мед. Те были в полном восторге и трудились под ее руководством не покладая рук. Но вот настало время отдыха. И тут осы заметили, что в пылу работы с пчелы осыпалась ее маскировка. И они узнали ее.
Все как одна они набросились на нее и закусали до смерти, как незваного гостя и древнего врага. И разумеется, весь наполовину уже готовый мед был с негодованием выброшен — ибо что хорошего может быть в предложенном чужеземцем? 

ЕДА И УДИВЛЕНИЕ

Один молодой человек, желавший достичь просветления, разыскал суфия, жившего в уединении, и попросился к нему в ученики. Не сказав ни да, ни нет, суфий разрешил ему поселиться неподалеку.
Прошло много времени, в течение которого юноша не получал никаких наставлений и имел весьма мало впечатлений, о которых мог бы размышлять. 
Как-то раз он сказал:
— Я никогда не вижу, чтобы вы ели. Как это вы можете жить без еды?
— С тех пор, как ты присоединился ко мне, я прекратил есть в присутствии посторонних, — промолвил суфий. — Теперь я ем втайне.
Вконец заинтригованный, молодой человек спросил:
— Но почему? Если вы желали обмануть меня, тогда почему теперь признаетесь в этом?
— Я прекратил есть, — ответил мудрец, — чтобы ты мог удивляться мне. Я надеялся, что настанет день, когда ты, наконец, перестанешь удивляться тому, что к делу не относится, и действительно станешь учеником.
— Но разве вы не могли просто сказать мне, чтобы я не удивлялся тому, что лежит на поверхности?!
— Это уже говорилось тысячи и тысячи раз, ясно и отчетливо, всем в мире, включая и тебя самого, — ответил суфий. — И ты полагаешь, что лишняя пригоршня слов возымела бы действие?

ИСТОРИЯ КУВШИНА

Слыхали вы о трагедии несчастного кувшина?
Лежа в углу комнаты на постели, тяжелобольной молил о глотке воды.
Кувшин настолько проникся состраданием к этому человеку, что умудрился величайшим усилием воли сдвинуть себя, вращаясь, по направлению к нему на расстояние вытянутой руки 
Открыв глаза, человек увидел около себя кувшин и испытал прилив подлинного изумления и радости. Он с трудом дотянулся до кувшина, поднес его к губам и… обнаружил, что тот пуст.
Собрав все остававшиеся у него силы, больной со всего размаху швырнул кувшин об стену, и тот разлетелся на множество бесполезных кусков глины.

НЕКТАР

Отсутствие печалей порождает пресыщенность. Иллюстрацией этого служит история о пчеле.
Вылетев из улья в первый раз после долгой зимней спячки, пчела обнаружила клумбу.
Тремя днями позже она воскликнула:
— Ума не приложу, что случилось с нектаром: он стал таким кислым.

НЕСУРАЗНОСТИ 

Один суфий посылал всех, кто хотел стать его учеником, слушать и записывать разглагольствования его клеветников — большей частью это были догматически настроенные ученые.
Кто-то спросил его:
— Почему вы это делаете?
Он ответил:
— Одно из первых упражнений суфия — увидеть, способен ли он распознавать несуразности, пристрастия и искажения у тех, кто воображает себя мудрым. Если он действительно способен увидеть, что у них внутри, и распознать их самовлюбленную и ядовитую природу — тогда он может начинать учиться Реальности.

СИМВОЛИЧЕСКИЕ ДАРЫ

Посетителей Джан Фишан Хана иногда встречал человек, который приветствовал их, произнося льстивые слова. Затем им подносили халву. И, наконец, прямо перед тем, как их впускали в помещение, где находился Мастер, они получали в дар великолепный золотой слиток.
Когда они оказывались перед Учителем, тот говорил:
— Обратите внимание на дары, полученные вами. В нашем кругу они означают: «Если вы желаете причинить кому-то вред, одаривайте его лестью, пищей и деньгами». Вы можете этим даже уничтожить человека, в то время как он будет от всей души благодарен вам за то, что вы это делаете.

ОСЕЛ

— Я знаю: когда погода улучшится, появится клевер, — сказал осел. — Но я хочу его сейчас. А все предлагают только сено. Как же разрешить эту проблему? — Не знаю. Я слишком занят: я думаю о клевере…

СТАТИСТИКА

Бедняк сказал богачу:
— Все свои деньги я трачу на еду.
— В том-то и состоит твоя беда, — отвечал богач. — Лично я трачу на еду только пять процентов своих денег.

ДУРАК

Жил да был человек, который в одном случае поступил правильно, а в другом неправильно — именно в такой последовательности
Первый поступок заключался в том, что он сказал дураку, что тот дурак.
Второй — он не обратил внимания на то, что стоит у края глубокого колодца.

ТИГР

Олень, уносясь от тигра, вышедшего на охоту, заметил безмятежно сидевшую около своей норки мышь и, на минуту приостановив бег, крикнул ей:
— Повелитель джунглей приближается! Тигр одержим жаждой убийства! Спасайся!
Мышь, как ни в чем не бывало, ущипнула травинку и промолвила:
— Если бы ты сказал, что вышла мародерствовать кошка — это бы заинтересовало меня!

ПОЖАЛУЙСТА, СДЕЛАЙТЕ ЭТО

Одного суфия спросили:
— Как можете вы учить людей двигаться в определенном направлении, если они не знают вашего «языка»?
Он отвечал:
— Вот история, иллюстрирующая это. Как-то раз суфий попал в страну, где люди знали на его языке одну-единственную фразу: «Пожалуйста, сделайте это!»
У него не было времени научить их лучшему пониманию его языка. Поэтому, когда ему бывало нужно, чтобы что-нибудь было сделано, он демонстрировал это и говорил: «Пожалуйста, сделайте это!»
И, таким образом, все было сделано.

ПРОТИВОРЕЧИЯ

Диалог между суфием и спрашивающим:
— Какое из утверждений надо выбрать, если два суфийских изречения противоречат друг другу?
— Они противоречат друг другу, лишь когда их рассматривают по отдельности. Если вы хлопнете в ладоши и обратите внимание лишь на движение рук, это будет выглядеть так, словно они противодействуют друг другу. Но в этом случае вы не увидите, что в действительности произошло.
— Целью «противодействия» рук было, разумеется, произвести хлопок.

СУФИЙ-РАБ

Рассказывают, что один из великих суфиев — Айяз, которого приблизил к себе султан Махмуд из Газны, был рабом. 
История гласит, что некий придворный как-то раз сказал ему:
— Ты был дервишем, затем попал в плен. И вот уже много лет ты служишь Махмуду. Святость твоя столь велика, что, попроси ты о свободе, султан незамедлительно дал бы тебе ее. Почему ты остаешься в таком незавидном положении?
Айяз тяжело вздохнул и произнес:
— Если я перестану быть рабом, где на всей земле возьмется человек, на которого люди могли бы ссылаться как на пример раба, являющегося учителем? И потом, если я покину царя, кто другой сможет увещевать придворных? Ведь они слушают меня только по той причине, что ко мне прислушивается Махмуд. Друг мой, сей крохотный мирок создали для себя люди, подобные вам. И тем не менее, вы же спрашиваете меня, почему я остаюсь рабом в этой, сотворенной людьми, клетке. 

НЕПРАВДОПОДОБНАЯ ЛЕГЕНДА

— Косметическая хирургия, — сказал орел, — не только полезна в свете сегодняшнего уровня общественного развития: она практически необходима. 
Когда он подрезал когти и укоротил клюв, результат столь понравился всем окружающим, что они сделали то же самое.
Почти все. Усовершенствованием внешнего облика не озаботились вороны. Они отрастили когти и стали ждать дня, когда — случись такое, что социальные табу под давлением обстоятельств вновь допустят отращивание когтей, — другие хищники, практикующие педикюр и развивающие цивилизованность, уже просто не будут знать, для чего вообще нужны когти.

ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА 

Один суфий пригласил глубоко почитавшего его человека поселиться в его доме. Однако всего спустя четыре дня он уехал в дальние края, и его не было три года.
Лишенный присутствия Мастера, гость пал духом и чувствовал себя чрезвычайно неловко. А ведь он еще и был вынужден справляться с обязанностями по дому…
Спустя много лет в город, где это происходило, возвратился один человек, которому он поверял свои невзгоды, и обнаружил, что друг его преуспел в том, чтобы стать суфием, и что чувства его теперь весьма отличаются от прежних.
Он объяснил своему другу:
— То, что казалось мне ясным в то время, когда я впервые попал в дом моего Мастера, как я теперь понимаю, в действительности было от меня сокрыто. Если бы он остался, я бы не перенес интенсивности его присутствия. Я полагал, что хочу находиться рядом с ним, в то время как в действительности мне было нужно дышать окружавшей его атмосферой.

ИНТЕРЕС К СОБСТВЕННОЙ ПЕРСОНЕ

Когда Анвара, сына Хайата, спросили, почему он не критикует людей, он ответил:
— Меня удерживает интерес к собственной персоне. Если ты демонстрируешь недостатки соседа, это может пойти на пользу окружающему обществу, но далеко не всегда полезно тебе самому. Упражнения в язвительности развивают высокомерие.
Я слишком забочусь о себе и не желаю, чтобы высокомерие разъело мне душу. 

ОПЫТ

Одного суфия спросили:
— Почему вы путешествовали в поисках нового опыта, только когда были молодым? 
Он ответил:
— Потому что, сделай я это, будучи уже знаменитым, люди относились бы ко мне по-другому, и я не приобрел бы того опыта, который был мне столь нужен.

ЦЕЛИТЕЛЬСТВО

Дервиша раз спросили:
— Как можете вы исцелять больных, если ваш мастер этого не может?
Он ответил:
— Одного человека спросили: «Почему вы ходите в бакалейную лавку, если ваш мастер этого не делает?» Этот человек ответил: «Я хожу в лавку, потому что мой мастер печет хлеб. Если бы он не делал этого, не было бы нужды в муке».

В Бхагаватгите есть такая история. 

Великий мастер стрельбы из лука по имени Дрона обучал своих учеников. Он повесил на дерево мишень и спросил каждого из учеников, что тот видит. 
Один сказал: 
— Я вижу дерево и мишень на нем . Другой сказал: 
— Я вижу дерево, восходящее солнце, птиц на небе… Все остальные отвечали примерно также. 
Затем Дрона подошел к своему лучшему ученику Арджуне и спросил: 
— А ты что видишь? Тот ответил: 
— Я не могу видеть ничего, кроме мишени. И Дрона сказал: 
— Только такой человек может стать попадающим в цель.

ВЕРА И НЕДОВЕРИЕ

Кришна сидел в своем доме за столом. Его царица Ракмини подавала ему пищу. Вдруг Кришна отодвинул от себя блюдо, вскочил и побежал через сад на улицу. Ракмини заволновалась и выбежала за ним. На полпути она увидела Кришну, который возвращался в дом. 
Войдя в дом, он сел за стол и как ни в чем не бывало, продолжил трапезу Ракмини взволнованно спросила его: 
— Что случилось? Почему ты так неожиданно прервал обед и выбежал на улицу? 
Кришна ответил: 
— Я почувствовал, что один из моих учеников нуждается в помощи, все его существо притягивало меня. Жители деревни остановили его, бросали в него камни и оскорбляли. Он же стоял беззащитный и молился. 
Ракмини удивленно спросила: 
— Почему же ты вернулся с полдороги и не пришел ему на помощь? 
Кришна ответил: 
— Сначала, когда он стоял беззащитным перед людьми, которые ему угрожали, все Бытие встало на его защиту, но когда он не выдержал и поднял камень в свою защиту, я понял, что он решил полагаться на свои силы.

ЦВЕТЫ 

Субхути медитировал под деревом и смог постичь всеобъемлемость пустоты, понимание того, что ничто не существует иначе, как во взаимосвязи субъективного и объективного. Вдруг он почувствовал, что на него с дерева посыпались цветы, 
— Мы благодарим тебя за беседу о пустоте, — шепнули ему боги. 
— Но ведь я же ничего не говорил о пустоте, — сказал Субхути. 
— Ты не говорил о пустоте, мы не слышали пустоты, — ответили боги. — Это и есть истинная пустота. 
И снова цветы дождем посыпались на него.

ПРИТЧА В ДЕЙСТВИИ

Многие люди полагают, что их интерес к предмету является достаточной подготовкой. Более того, они не могут поверить, что другие, возможно, имеют способность восприятия, в то время как они сами должны ждать.
Джунайд однажды проиллюстрировал это на очевидном уровне, когда некоторые из его двадцати учеников ревниво отнеслись к его привязанности к одному из них. Притча-в-действии, которую он изобрел, стоит того, чтобы над ней поразмышлять.
Он созвал всех своих учеников и велел им принести двадцать кур. Каждому было сказано отнести одну птицу туда, где его никто не увидит, и убить ее.
Когда они вернулись, птицы были мертвы: все, за исключением той, что взял обсуждаемый ученик.
Джунайд в присутствии остальных учеников спросил его, почему он не убил свою птицу.
«Вы велели мне пойти туда, где я не могу быть увиденным, но такого места нет: Бог видит все», — ответил человек.

ПРИТЧА О МОНАХАХ

Возвращались как-то старый и молодой монах в свою обитель. Путь их пересекала река, которая из-за дождей сильно разлилась.
На берегу стояла женщина, которой также нужно было перебраться на противоположный берег, но она не могла обойтись без посторонней помощи. Обет строго настрого запрещал монахам прикасаться к женщинам. 
Молодой монах, заметив женщину, демонстративно отвернулся, а старый подошел к ней, взял на руки и перенес ее через речку. Весь оставшийся путь монахи хранили молчание, но у самой обители молодой монах не выдержал: «Как ты мог прикоснуться к женщине!? Ты же давал обет!» На что старый спокойно ответил: » Странно, я перенес ее и оставил на берегу реки, а ты до сих пор ее несешь.»

КОЛЬЦО ЦАРЯ СОЛОМОНА

Жил был мудрый царь Соломон. Но не смотря на свою мудрость, жизнь его не была спокойной. И обратился однажды царь Соломон за советом к придворному мудрецу с просьбой: «Помоги мне — очень многое в этой жизни способно вывести меня из себя. Я сильно подвержен страстям, и это очень мне мешает!» На что Мудрец ответил: «Я знаю как помочь тебе. Надень это кольцо — на нем высечена фраза: «ЭТО ПРОЙДЕТ!» Когда тебе постигнет сильный гнев или сильная радость, посмотри на эту надпись и она отрезвит тебя. В этом ты найдешь спасение от страстей!». 
Шло время, Соломон последовал совету Мудреца и обрел спокойствие. Но настал момент и однажды, как обычно взглянув на кольцо, он не успокоился, а наоборот — еще больше вышел из себя. Он сорвал кольцо с пальца и хотел зашвырнуть его подальше в пруд, но вдруг заметил, что и на внутренней стороне кольца имелась какая-то надпись. Он присмотрелся и прочитал: «И ЭТО ТОЖЕ ПРОЙДЕТ…»

КРЕСТ

Решил как-то один человек, что у него слишком тяжелая судьба. И обратился он к Господу Богу с такой просьбой: «Спаситель, мой крест слишком тяжел и я не могу его нести. У всех людей, которых я знаю, кресты гораздо легче. Не мог бы ты заменить мой крест на более легкий?» И сказал Бог: «Хорошо, я приглашаю тебя в мое хранилище крестов — выбери себе тот, который тебе самому понравится». Пришел человек в хранилище и стал подбирать себе крест: он примерял на себя все кресты и все ему казались слишком тяжелыми. Перемеряя все кресты, заметил он у самого выхода крест, который показался ему легче других и сказал Господу: «Позволь мне взять этот». И Бог сказал: «Так ведь это есть твой собственный крест, который ты оставил в дверях, чтобы примерить остальные».

ЧТО СЛАЩЕ 

Передают, что Абу Саид провёл семь лет в пустыне, претерпевая изнурительные тяготы аскезы. Пищей ему служили стебли и коренья колючих кустарников, а питьём — собранные капли росы. Когда же он достиг просветления, то оставил подобные практики. 
Однажды в городе Мешхеде он отдыхал, откинувшись на подушки. Ученик отрезал ломтики дыни, макал их в сахарную пудру и подавал ему. Некто, наслышанный о суровой аскезе мастера и не веривший в это, спросил его: «О наставник, что же предпочтительнее: сахарная дыня или коренья, которыми Вы питались в пустыне?» 
«Всему своё время, — ответил наш мастер. — Если, питаясь кореньями, ты находишься в присутствии Бога, то коренья становятся слаще, чем дыня. Если же пребываешь вне Бога, то и дыня в сахаре окажется горше корешков!»

ПРИТЧА О ЯГОДЕ

Как-то идя по полю, человек наткнулся на тигра и в ужасе бросился прочь, тигр — за ним. Добежав до края пропасти, человек ухватился за корни дикой виноградной лозы и повис над бездной. Тигр стал обнюхивать его сверху. Дрожа от страха, бедняга посмотрел вниз: там, облизываясь, его поджидал другой тигр. 
Только лоза пока еще удерживала его. 
Но вот две мышки, одна белая, другая черная, начали понемногу подгрызать лозу. 
И вдруг рядом с собой человек увидел спелую, сочную землянику. Держась одной рукой за лозу, другой он сорвал ягоду. Как же она была вкусна!

АТЕИСТ

Однажды атеист, прогуливаясь вдоль обрыва, поскользнулся и упал вниз. Во время падения ему удалось схватиться за ветку маленького дерева, росшего из расщелины в скале. Вися на ветке, раскачиваясь на холодном ветру, он понял всю безнадежность своего положения: внизу чернели замшелые валуны, а способа подняться вверх не было. Его руки, держащиеся за ветку, ослабели.
«Ну, — подумал он, — только один Бог может спасти меня сейчас. Я никогда не верил в Бога, но я должно быть, ошибался. Что я теряю?» Поэтому он позвал: «Боже! Если Ты существуешь, спаси меня, и я буду верить в Тебя!» Ответа не было.
Он позвал снова: «Пожалуйста, Боже! Я никогда не верил в Тебя, но если Ты спасешь меня сейчас, я с сего момента буду верить в тебя.»
Вдруг Великий Глас раздался с облаков: «О нет, ты не будешь! Я знаю таких, как ты!»
Человек так удивился, что чуть было не выпустил ветку. «Пожалуйста, Боже! Ты ошибаешься! Я на самом деле думаю так! Я буду верить!» — «О нет, ты не будешь! Все вы так говорите!»
Человек умолял и убеждал.
Наконец Бог сказал: «Ну хорошо. Я спасу тебя… Отпусти ветку.» — «Отпустить ветку?! — воскликнул человек. — Не думаешь ли ты, что я сумасшедший?»

МЫСЛИ — ОБРАЗ ЖИЗНИ 

Одна беременная львица, отправляясь за добычей, увидела стадо овец. Она бросилась на них, и это усилие стоило ей жизни. Родившийся при этом львенок остался без матери. Овцы взяли его на свое попечение и выкормили. Он вырос среди них, питаясь травой, как они, и блея, как они, и хотя сделался взрослым львом, но по своим стремлениям и потребностям, а так же по уму был совершенной овцой. Прошло некоторое время, и другой лев подошел к стаду. Каково же было его удивление, когда он увидел собрата-льва, убегавшего, подобно овцам, при приближении опасности. Он хотел подойти поближе, но как только немного приблизился, овцы убежали, а с ними и лев-овца. Второй лев стал следить за ним и однажды, увидев его спящим, прыгнул на него и сказал: «Проснись, ведь ты — лев!» — «Нет, — заблеял тот в страхе, — я овца!» Тогда пришедший лев потащил его к озеру и сказал: «Смотри! Вот наши отражения — мое и твое.» Лев-овца взглянул на льва, потом на свое отражение в воде, и в тот же момент он понял, что он сам — лев. Он перестал блеять и зарычал.

СЧАСТЬЕ

Большой пес, увидев щенка, гоняющегося за хвостом, спросил:
— Что ты так гоняешься за хвостом?
— Я изучил философию, — ответил щенок, — я решил проблемы мироздания, которые не решила ни одна собака до меня; я узнал, что лучшее для собаки — это счастье, и что мое счастье — в хвосте; поэтому я гоняюсь за ним, а когда поймаю, он будет мой.
— Сынок, — сказал пес, — я тоже интересовался мировыми проблемами и составил свое мнение об этом. Я тоже понял, что счастье прекрасно для собаки и что счастье мое — в хвосте, но я заметил, что куда бы я ни пошел, что бы я не делал, он следует за мной: мне не нужно за ним гоняться.

ЛЮБОПЫТСТВО И СОМНЕНИЕ

Однажды некий бхакта (идущий путем Божественной Любви) хотел перейти море. У Вибхишаны, к которому он обратился за помощью, был пальмовый лист, на котором было написано имя Бога. Бхакта не знал об этом, Вибхишана сказал ему: «Возьми это с собой и привяжи к краю одежду. Это даст тебе возможность в полной безопасности перейти через океан. Но смотри, не разворачивай листа, потому что, если посмотришь внутрь, то утонешь.»
Бхакта поверил словам своего друга и в полной безопасности пошел по океану. Но, к несчастью, его постоянным врагом было любопытство. Он захотел посмотреть, что за драгоценную вещь, которая имеет такую силу, что он может идти по волнам океана, как по твердой земле, дал ему Вибхишана. Открыв, он увидел, что это пальмовый лист, на котором написано имя Бога. Он подумал: «Неужели это все? Такая пустяковая вещь дает возможность ходить по волнам?» Как только эта мысль возникла у него в голове, он погрузился в воду и утонул.

ХВОСТ И ГОЛОВА

Некогда жила змея, голова и хвост которой все время спорили между собой.
Голова говорит хвосту: «Меня нужно считать старшей!» Хвост отвечает: «Я тоже достоин быть старшим.» Голова говорит: «У меня есть уши, чтобы слышать, глаза, чтобы смотреть, рот, чтобы есть, при движении я впереди всего остального тела — вот почему меня нужно считать старшей. А ты не имеешь таких достоинств, поэтому тебя нельзя считать старшим.» А хвост в ответ: «Если я тебе позволю двигаться, то ты сможешь двигаться. А что, если я трижды обмотаюсь вокруг дерева?» Он так и сделал. Голова не смогла двигаться в поисках пищи и чуть не умерла от голода. Он сказала хвосту: «Ты можешь отпустить меня, я признаю тебя старшим.»
Хвост, услышав эти слова, тут же отцепился от дерева. Голова снова говорит хвосту: «Раз ты старший, то посмотрим, как ты пойдешь первым.» Хвост отправился вперед, но не сделал и нескольких шагов, как свалился в огненную яму, и змея погибла в огне

САМОВНУШЕНИЕ

Однажды некий человек был приглашен в дом друга. Когда он собирался выпить предложенную чашу вина, ему показалось, что он видит внутри чаши змееныша. Не желая обидеть хозяина привлечением внимания к этому обстоятельству, он мужественно осушил чашу.
Вернувшись домой, он почувствовал страшные боли в желудке. Было испробовано множество лекарств. Но все оказалось тщетным, и человек, теперь серьезно больной, чувствовал, что умирает. Его друг, услышав о состоянии больного, еще раз позвал его в свой дом. Усадив человека на то же место, он снова предложил ему чашу вина, сказав, что в ней — лекарство. Когда страждущий поднял чашу, он увидел в ней змееныша. На этот раз он обратил на это внимание хозяина. Без единого слова хозяин показал на потолок над головой гостя, где висел лук. Больной тут же понял, что змееныш был только отражением висящего лука. Оба человека посмотрели друг на друга и рассмеялись. Боль гостя мгновенно прошла, и он поправился.

ЖАЖДА И МУДРОСТЬ

Молодой человек пришел однажды к мудрецу и спросил: «Господин, что я должен делать, чтобы обрести мудрость?» Мудрец ничего не ответил. Повторив несколько раз свой вопрос и так не получив ответа, юноша наконец ушел, чтобы вернуться на следующий день и все с тем же вопросом. Снова не получил он ответа и вернулся на третий день, опять повторяя: «Господин, что я должен делать, чтобы стать мудрецом?» Мудрец повернулся и направился к близлежащей реке. Он вошел в воду и кивком пригласил юношу следовать за собой. Достигнув достаточной глубины, мудрец взял молодого человека за плечи и держал его под водой, невзирая на попытки юноши освободиться. Когда же тот освободился и его дыхание выровнялось, мудрец спросил его: «Сын мой, когда ты был под водой, чего ты желал сильнее всего?» Юноша ответил без колебаний: «Воздуха! Воздуха! Я хотел только воздуха!» — «А не предпочел бы ты этому богатство, удовольствия, власть и любовь, сын мой? Не думал ли ты об этих вещах?» — допытывался мудрец. «Нет, господин, я хотел воздуха и думал лишь о воздухе», — последовал немедленный ответ. «Тогда, — сказал мудрец, — чтобы стать мудрым, ты должен желать мудрости с такой силой, с какой ты только что жаждал воздуха. Ты должен бороться за нее вплоть до исключения всех других целей в жизни. Если ты будешь стремиться к мудрости с такой страстью, сын мой, ты обязательно станешь мудрым».

СКУПОСТЬ

Мокусен Хики жил в храме в провинции Амба. Один из его приверженцев пожаловался на скупость своей жены. 
Мокусен навестил жену своего приверженца и показал ей сжатую в кулак руку.
— Что ты этим хочешь сказать?- спросила удивленная женщина.
— Предположим, что моя рука все время сжата в кулак. Как ты назовешь это? — спросил Мокусен.
— Увечье, — ответила женщина.
Тогда он раскрыл руку и снова спросил:
— Теперь предположим, что моя рука всегда в таком положении. Что это тогда?
— Другая форма увечья, — сказала женщина.
— Если ты хорошо это понимаешь, — закончил Мокусен, — ты хорошая жена.
— И он уехал.
— После его визита жена стала помогать мужу как в накоплениях, так и в тратах.

 

Продолжение на сайте:

http://ostromlada.clan.su/publ/7-1-0-66

super-absolute-truth.mirtesen.ru

Притча о притчах — Православный журнал «Фома»

Вообще-то притчи — это взрослый жанр, и я за все те двадцать с лишним лет, что веду детскую литературную студию, не рассказывал ребятам об особенностях притчи и не давал задания ее написать. Хватало стихов и рассказов… даже романы у меня дети писали, а вот притчи как-то прошли стороной.

Но недавно я убедился, что младшим школьникам (примерно от восьми до двенадцати лет) очень нравится сочинять притчи, и что, сочиняя их, они глубоко задумываются и на этические, и даже на духовные темы. То есть даже независимо от литературного качества получившихся тестов они развиваются внутренне.

Все произошло почти случайно. Я ездил в командировку в Тверскую область, в санаторную школу-интернат в селе Медное, где живут, учатся и лечатся дети с заболеваниями легких — очерк о ней в скором времени будет опубликован в «Фоме». А тамошние педагоги, узнав, что я занимаюсь с детьми литературным творчеством, попросили провести с их учениками мастер-класс по притче. Я несколько удивился такому выбору, но решил попробовать. В итоге получил опыт, который, надеюсь, пригодится и родителям, и всем, кто занимается творческим развитием детей.

Ребят было человек пятнадцать, от восьми до тринадцати лет. «Слышали ли вы такое слово, притча?» — спросил я, представившись. «Нет!» — ответили они. «А слово анекдот слышали?» — поинтересовался я. Тут уж хором было дружное «да!» «А ведь многие анекдоты, — ошарашил их я, — это на самом деле притчи. Просто смешные по форме».

И далее я рассказал им основы. Про то, как жанр притчи зародился на Древнем Востоке еще в те времена, когда не было письменности, что именно в притчах от поколения к поколению передавалась не только житейская мудрость, но и духовная традиция. Конечно же, довольно подробно говорил о притчах в Священном Писании, о притчах, которые рассказал Своим ученикам Иисус Христос.

Что же такое притча в современном понимании? Я объяснил, что это короткая история, в которой есть сюжет, есть иносказание (говорим про одно, а намекаем на другое, более глобальное), что в правильной, классической притче действуют люди, а не звери и не предметы, что ситуации должны быть узнаваемы, но детали совершенно не нужны. Например, в евангельской притче о блудном сыне нам совсем неважно, как звали отца и как звали его сыновей, где и когда это происходило, какую сумму в деньгах получил младший сын, как он выглядел, в какую страну ушел. Более того, присутствуй все эти подробности в притче, они отвлекли бы внимание слушателей от главного. И, конечно, в притче, в отличие от басни, не должно быть итоговой морали, читатель или слушатель сам должен сделать вывод, что же тут имеется в виду.

А после такой беседы дети взяли листочки и принялись сочинять притчи. Потом они читали свои работы вслух — и шло коллективное обсуждение. При таком обсуждении очень важно поддержать активность ребенка, отметить прежде всего сильные стороны его произведения, выявить его посыл, идею, и, конечно, показать, как можно улучшить текст — за счет стилистической правки, сокращения лишнего, прояснения логики событий.

Разумеется, написать правильную классическую притчу, да еще за ограниченное время, ребятам пока не под силу (да и не каждому взрослому под силу, замечу в скобках). То, что вышло из-под их пера, ближе к сказке. Но ведь главное не форма — главное, что они включились в творческий процесс, что глаза у них загорелись. Некоторые написали по две, а то и по три притчи вместо одной. Более того — уже спустя несколько часов после нашего занятия, вечером, дети подбегали ко мне и протягивали листочки с новыми своими притчами.

…Вот несколько наиболее интересных работ. Конечно, в большинстве случаев это не столько притчи, сколько поток детского сознания, отражение их страхов, надежд, представлений о жизни, этических приоритетов. Но, надеюсь, нашим читателям будет интересно их почитать, а может быть, и показать своим детям. Вдруг и тем захочется написать не хуже, и это станет для них импульсом к литературному творчеству?

 

Любовь к животным

Жил-был мальчик по имени Фома. Он не любил животных, но ему кто-то сказал во сне:

— Фома, почему ты не любишь животных?

Но Фома спросил его:

— Кто ты такой?

— Я Бог, — ответил голос.

И вдруг Фома стал пасти коров, у него было много молока, и у него стал появляться на столе чай с конфетами, и стал он богато жить.

Ножницы и бумага

Жили-были ножницы да бумага. Ножницы пытались поймать бумагу, чтобы разрезать, но она сама сдалась им, потому что устала бегать. Но кто-то стал поднимать ее наверх — и ножницам не досталось разрезать бумагу на мелкие кусочки. И они сломались!

Михаил Нуйкин, 9 лет

 

Старый друг

У мальчика была собачка, она ему надоела и он решил купить хомяка. Собачка подумала: «Я ему так долго служила, а он меня бросил и целый день проводит с хомяком?» И собака ушла от хозяина. Мальчик не заметил, что его друг ушел. Через несколько лет хомяк умер от старости. И тогда мальчик вспомнил про свою собаку.

Анастасия Катасонова, 13 лет

 

Слишком поздно

Жил один человек, он любил голубей. Поэтому он лечил их, но не всех, а только тех, которые ему нравились. Однажды кто-то послал ему голубя, чтобы вылечить, и заплатил большие деньги. Человек не отказался и долго, упорно лечил голубя.

В другой раз прислали ему голубя, но он не стал лечить. Его спросили, почему.

— Он мне не нравится!

— Но нельзя же выбирать по красоте!

Тогда человек этот сильно-сильно задумался. И ночью увидел сон, будто он — тот самый владелец некрасивого голубя. Утром он пришел к владельцу и говорит:

— Прости меня! Давай, я тебе вылечу голубя!

А тот ответил:

— Голубь умер.

С тех пор человек лечил всех, и бесплатно.

Михаил Вишняков, 10 лет

 

Гордая лягушка

Однажды в болоте появилась лягушка. С самого детства она была хвастливой и гордой.

Вдруг на болоте устроили праздник. Выбирали лучших лягушек, которые умеют петь. Лягушка выдвинула свою кандидатуру и очень хорошо спела.

Во время праздника на болота пришла цапля. Она увидела такое количество лягушек и сказала, чтобы к ней отправили самых лучших лягушек, которые умеют петь и танцевать.

И стали отправлять тех лягушек, которые выступали. А хвастливая лягушка не хотела идти к цапле — и стала себя обзывать и оскорблять по-разному. Ей разрешили не идти к цапле, но ей никогда больше не разрешали участвовать в каких-то конкурсах.

Мария Ускова, 11 лет

 

Фото Владимир Ештокина.

foma.ru

Давайте придумаем притчу | SANDOOR избранное

Вы хотите как-то отличиться и написать притчу? Но не знаете, о чем конкретно писать? Так, давайте придумаем притчу.

Прежде всего, необходимо определиться, что же такое притча? Притча — особый малый рассказ, в котором находится какое-либо поучение или же точнее сказать — премудрость. То есть при написании притчи важно, чтобы в ней находилось какое-либо поучение. Причем эта премудрость должна быть важной, если вы хотите, чтобы ваша притча получилась хорошей. Именно поэтому притчи лучше писать людям опытным и мудрым, которые уже много что повидали в жизни, и которым есть что рассказать другим. Тем же, кто мало чего повидал в жизни, вряд ли будет возможность поведать что-либо кому-либо.

Поскольку это произведение маленького размера, не стоит писать слишком большой рассказ, помните что краткость — сестра таланта, чем лаконичней вы сможете рассказать, тем большей популярностью будет пользоваться ваш рассказ.

В качестве примера притчи

можно привести следующую, рассказывающую про аборты: «Пришла как-то к старцу некая семейная пара.

«Отче, — говорит супруга, я ожидаю ребенка, а у нас уж и так четверо детей; коли пятый родится — не проживем. Благословите сделать аборт». — «Вижу, живется вам не просто, — отвечает старец, — что ж, благословляю вам убить своего ребенка. Только убивайте старшую дочь, ей ведь уже пятнадцать лет: чай, пожила уже на свете, кое-что повидала, а тот кроха и лучика солнечного еще не видел, несправедливым будет лишать его этой возможности». В ужасе женщина закрыла лицо руками и зарыдала… «

Помните, что притчи могут быть на самые различные тематики, бывают притчи про любовь, мудрость, счастье, смысл жизни, страх, терпение, ум, зависть и т.д.

То есть, чтобы написать притчу, вам необходимо быть умным человеком, ведь только благодаря уму, можно написать такой рассказ, что его будут помнить, и он будет жить вечно и передаваться из поколения в поколение. Но нужно еще, прежде всего, разбираться в тематике.

Например, как может писать человек притчу про любовь, если он сам никогда не любил? Только человек, который прошел через любовь, сможет написать по-настоящему полезную притчу. Это самое главное требование, все остальное менее важно, так как слова найдутся, если ты знаешь, о чем говорить. И нужно помнить, о том, что притча не должна быть слишком большой, иначе она уже перестанет быть притчей.

sandoor это веселые анекдоты, забавное видео и юмористические картинки

www.sandoor.ru

Сочиним-ка притчу. ИЗЮМИНКА-2015, занятие 5 (79): krotovv — LiveJournal

Езда в незнаемое

Ездой в незнаемое Маяковский назвал поэзию, но это приложимо ко всякой настоящей литературе. Это я говорю к тому, чтобы вы не пугались слова «притча» в названии занятия. Просто поговорим ещё об одном жанре. Я не вижу среди участников ни одного, который не смог бы придумать неплохую притчу.

Должен сразу предупредить, что начну отвечать на комментарии только с 10 мая, поскольку на несколько дней уеду. Что ж, притча – вещь раздумчивая, некоторое время стоит и помедлить (к тем, кто и так умеет медлить, это не относится).

Очень рад, что занятию-78 удалось несколько сбалансировать занятие-77 (имею в виду тех, кому удалось в той или иной степени поучаствовать в обоих этих занятиях.

Вот текущие плюсики (в скобках полная сумма, без вычета «налога на редактуру текстов»):

aderkachev = 27, amartaler = 64, angelinakljuiko = 16, ardnaskela20 = 57, himmelsweit = 24, iliysakucc = 45, ivanovishe = 47, lanemru = 26 (56), masha1122 = 0, mashkin_84 = 49 (79), obi_van_ki_ro = 12, perrou = 54, sapiv = 27, savelieva_arina = 22, shum_kaa = 26, snow07 = 9, soroka_nata = 53, tania_al = 70.

Занятие 5 (79). Сочиним-ка притчу

Не было у нас занятия на эту тему. И в «Написать свою книгу», хотя там приводятся некоторые притчи, не рассматривается притча как жанр, да и жанром её можно назвать лишь довольно условно. О притче здесь говорится лишь как о возможном смысловом ядре сказки. Так что для всех нас это совершенно новая тема занятия.

Хочу пояснить, что разговор о притче нацелен не столько на «овладение ещё одним жанром», сколько на то, чтобы привлечь внимание к тому элементу, который обозначен буквой М в принципе ДОМ, то есть к мысли. Это касается даже афоризмов-определений, которые вполне могут стать как бы крошечными притчами.

В толковых словарях объясняется, что притча – это иносказательный рассказ с нравоучением. Это не вполне толковое определение, но довольно упрощённое. Это не просто иносказание, а помогающее обратить внимание на что-то очень важное, хотя не всегда выразимое. Это мысль-образ, мысль-метафора, мысль-намёк, растворённая в тексте истории – обыденной или несколько странной.

Эзопов язык и басня

Что такое «эзопов язык» вы все, наверное, знаете. А кто не знает… раз… два… три… – уже посмотрел в интернете и теперь тоже знает. А от рассказанных эзоповым языком историй Эзопа идёт ниточка, на которую нанизано множество разных произведений европейской культуры – скажем, басни Лафонтена, из которых вырос наш дедушка Крылов. Но, кроме европейской традиции, существует ещё более древняя традиция восточной культуры, где притчи (лишь одной из разновидностей которых являются басни) использовались задолго до Эзопа.

Кстати, о баснях Крылова. Они ведь не всегда подменяют людей животными. Прочтите, например, басню «Демьянова уха»: никаких животных, одни люди. А язык всё равно хочется назвать иносказательным. Потому что говорится об эпизоде из давней жизни, но, когда читаешь, почему-то вспоминаешь кого-то из своих знакомых.

Но есть в притче и ещё одна особая сторона. В прежние времена нередко говорили: «Что за притча!», — имея в виду, как удивительно то, с чем они столкнулись. Этот элемент удивления вызван присутствующим обычно в притче столкновением двух разных взглядов на одно и то же удивление. Это ещё называется парадоксом.

Притча для каждого о своём

Перескажу одну притчу – о притче. Кажется, я вычитал её когда-то у Руссо, но точно не помню. Это притча о мужестве Александра Македонского.

Один ребёнок, находясь в компании взрослых, услышал историю о том, как Александр Македонский, получил донос на своего врача, якобы собиравшегося его отравить. Великий военачальник дал прочитать этот донос самому врачу, а пока тот читал – в знак доверия выпил приготовленное им лекарство. Мальчик, как и все присутствующие, восхищался бесстрашием полководца.
— Что же тебе так понравилось в поведении Александра Македонского? – спросил один из взрослых, оставшись с мальчиком наедине.
— Он за один раз выпил целую чашку лекарства! – ответил ребёнок.

А вы что подумали?..

Кино вместо морали

Вот в чём, пожалуй, главные свойства притчи: там, где юмор посмеивается, сатира издевается, назидание занудствует, развлечение забывает про смысл, — притча показывает и озадачивает, намекает, но не разжёвывает, побуждает к мысли, но не торопится объяснять.

В этом и заключается то иносказание, о котором говорят определения притчи из толковых словарей. Мысль присутствует в повествовании, но не показывается на глаза в прямом облике. Её надо узнать, угадать под маской. Может быть, и додумать по-своему.

Вот известнейшая притча о слепых, повстречавших слона, которую я перескажу максимально кратко:

Четверо слепых впервые в жизни повстречали слона. Один из них дотронулся до хобота и сказал:
— Слон похож на толстый канат.
– Слон похож на столб, – откликнулся другой, ощупав ногу слона.
Третий коснулся слоновьего живота и заявил:
— Слон похож на огромную бочку.
– Он похож на циновку, – потрогав слона за ухо, возразил четвёртый.

Эта притча существует во множестве пересказов даже в стихах. Не меньше, наверное, и число толкований мысли, которая в неё содержится. И толкователи порою напоминают героев притчи, поскольку каждый опирается на свой опыт и на своё понимание. А как по-вашему, первый, кто сочинил эту притчу, хотел вложить в неё свою конкретную мысль? Или просто снял кино по образу, который пришёл ему на ум? Или в самом деле присутствовал при споре слепых? И вмешался ли он в этот спор?..

Жанры для притчи

Перечислю жанры, которые первыми подвернуться мне как вполне пригодны для того, чтобы произведение стало притчей.

Рассказ может стать самостоятельной притчей, а может включать в себя притчу, которая станет рассказом в рассказе. Например, её поведает кто-нибудь из персонажей. В хорошем рассказе всегда есть что-то от притчи.

Сказка обычно тоже очень хорошо вмещает в себя притчевое ядро. Почитаем Андерсена, что бы убедиться в этом.

Эссе, хотя и кажется чисто размышленческим жанром, но и с притчей справляется замечательно. У меня был период, когда я писал именно эссе-притчи, они вошли в мою первую изданную книгу «Этюды о непонятном».

Басня, об этом мы уже говорили, это и есть притча, хотя на современный вкус, может быть, немного чересчур нравоучительная.

Анекдот может быть притчей в каждом из своих основных значений. Случай из жизни или историческое предание («дней минувших анекдоты») часто по своему смысловому значению оказывается гораздо шире самого описанного эпизода.

Пьеса, или, если поменьше масштабом, пьеска – о ней можно сказать то же, что о рассказе.

Не хочу вас пугать, повесть или роман тоже могут стать притчей. Примером может служить книга Леонида Соловьёва «Повесть о Ходже Насреддине», в которой он связал воедино много притч об этом замечательном персонаже. Ещё пример – двухтомный роман Томаса Манна «Иосиф и его братья», в котором писатель подробно пересказал нескольк эпизодов из «Библии», переходящих друг в друга и занимающих одну-две странички. Пересказал так, что притча развернулась и засияла множество подробностей, придающих ей достоверность и вместе с тем особый весомый смысл.

Притча как поиск мысли

Поговорим теперь о том, как сочинить притчу (или, скажем, рассказ, имеющий некоторые признаки притчи) практически. Сначала начнём с обычного случая из жизни – на конкретном примере.

Вот шёл я по улице (точнее, по Берёзовой аллее) и увидел, как поливальная машина – то ли по недосмотру шофёра, то ли по его озорному порыву – обдала обильными брызгами нескольких прохожих. Меня позабавило, что у всех были разные реакции, но я торопился и не стал вдаваться в подробности. А сейчас думаю: почему бы не сделать из этого эпизода небольшую притчу. Чтобы показать, как по-разному люди реагируют на то, что послала им судьба. Выберу трёх персонажей и наведу на них свою «авторскую камеру», чтобы показать, как внутреннее восприятие жизни проявляется в мгновенной реакции. Тут же в воображении собралась целая толпа персонажей с разными мировосприятиями, и все они жаждали пройти мой кастинг. Больше всех мне понравились двое: один , который требовал, чтобы ему заплатили за моральный ущерб, и другой, который подошёл к первому и дал ему денег. Когда первый удивился, другой сказал, что хотел бы кому-нибудь заплатить за доставленное удовольствие, за ностальгию по детству и т.п. и можно считать, что именно эти деньги он вручает другому. Тут я вспомнил, что сочинять буду не я, а вы, поэтому останавливаюсь, для примера достаточно.

Притча как оформление мысли

Ещё пример, обратный: от мысли к сюжету. Мысль-1: добрым быть хорошо. В таком виде с ней ничего не сделаешь, только вызовешь что-то вроде зубной боли у читателя. Перехожу к мысли-2: хорошо или плохо быть добрым? Заметьте, переход к выбору из противоположностей закладывает почву для парадокса, который притче очень органичен.

Откуда взять фактуру? Из того, что тебе нравится и в чём разбираешься. Предположим, кто-то из участников кошатник, будем исходить из этого. Я даже позволю себе для примера использовать некоторые мотивы, встреченные в ваших текстах.

Значит, давай про кошку. Тогда и про мышей в чьём-то доме. Пусть они больше всех кошек боятся страшную Добрую Кошку. Почему её звали Доброй? Потому что она всё время хотела выразить своё доброе отношение к хозяйке и приносила ей придушенных мышей. Причём сама Добрая Кошка их не ела и даже страдала, когда приходилась их ловить и умерщвлять. «На что ни пойдёшь ради доброты», — думала она.

Конкретизировать сюжет дальше не буду, но этот пример показывает (нам, а не читателю), что: 1) важно обострить мысль и 2) приложить к ней ту область, которая тебе хорошо знакома. Если любишь путешествовать, можно столкнуть два разных понимания доброты в разных краях, которые тебе известны.

Другие варианты источников для притчи

Можно переложить по-своему бытовой анекдот, или исторический эпизод, или легенду, или услышанную от кого-то байку. Рассказать своим языком. Показать, как сам это видишь.

Леонида Соловьёва и Томаса Манна я уже в пример приводил. Но это большие произведения, а существуют и рассказы, в которых, например, известному античному сюжету даётся особый разворот, превращающий классический сюжет в новую притчу.

А если любишь фэнтези, придумай своего персонажа. Такого, чтобы он сам уже годился в притчу – самим своим существованием или случаями, которые с ним происходят.

Многие известные сказочные персонаж тоже уже стали притчей – Карлсон, Мумми-тролли, Питер Пэн, Алиса, Винни-Пух… Кому не лень – продолжайте список.

Вопросы для ответов

1. Можешь ли привести какую-нибудь из своих любимых притч (если короткая) или ссылку на ней (если текст длинный)?

2. Пугает ли тебя слово «притча» как жанр, в котором тебе надо себя попробовать?

3. Какое из известных тебе классических (то есть всем известных) произведений больше всего подходит под представление о притче?

4. Как это афоризм-определение может быть крошечной притчей?

5. Любишь ли ты анекдоты? Почему да или почему нет?

ВОЗ-1
Придумать афоризмы-определения для слов: НЕБЫЛИЦА, НЕВОЗМОЖНОСТЬ, НЕГОДЯЙ, НЕДОТРОГА, НЕДОУМЕНИЕ.

ВОЗ-2
Выбрать три интересных для тебя слова и придумать для них афоризмы-определения.

ВОЗ-3
Написать историю с элементами притчи (то есть не беспокойся, если как притча он тебя не очень устраивает) в одном из следующих жанров: сказка, рассказ, эссе, пьеска. Объём может быть малым или побольше, но не более 3.000 знаков.

krotovv.livejournal.com

как написать притчу????нам задали…А как писать не знаю. нам задали…А как писать не знаю

Ну вот, к примеру: Дупло Кругом одна несправедливость – так говорил один старик, И перед ним, взглянув пытливо Господень ангел вдруг возник. Молил ты Господа, сказал, открыть тебе его дела Зачем одни живут в печали, другие же не знают зла. И вот повёл посланник Бога его далёко за село. Там был источник у дороги и дерево с большим дуплом. Сиди мой друг в дупле покуда я не вернусь и наблюдай, Сюда приходит много люда, ты лишь себя не выдавай. И ангел словно растворился, старик залез в дупло и ждал. Вдруг видит он, остановился богатый путник на привал, Сел на ковёр, порезал сала, достал набитый кошелёк, И долго золото считал он, жуя просаленный кусок. Когда богач, напившись чаю, собрал оставшийся паёк То не заметил, как случайно он обронил свой кошелёк. Старик в дупле сидит и видит – ушёл богач, пришел – другой Одежда скромная по виду, в котомке хлебушек с водой. Платочек расстелил на травке, водичкой хлебушек запил. Увидев кошелёк так рад был, что даже шёл куда забыл. Домой отправился довольный, старик же всё в дупле сидит, Глядит – идёт дорогой дольней бедняк в лохмотьях — жалкий вид. Но не успел ещё бедняга омыть в источнике чело, Вернулся тут богач и нагло, стал требовать свой кошелёк . И находясь в порыве злости, его безжалостно он бил. Упал бедняк на камень острый и тихо дух свой испустил. Но не найдя своей пропажи, богач бежал и был таков. Старик в дупле заплакал даже, как вдруг явился ангел вновь. Спросил его, мол, что ты видел, несправедливость лишь одну, Невыносимо, ангел, видеть мне безнаказанной вину. Теперь, старик, меня послушай, сказал он свой рассказ начав- Нашедший кошелёк был лучшим когда-то другом богача. Но тот богач был слишком жадным, он хитрым и коварным был, И вот при помощи обмана он друга напрочь раззорил. А тот бедняк и сам, когда-то, ограбил брата и убил, Но всё, покаявшись, раздал и смерть такую же просил, И внял Господь его молитвам, дал мученический венец. И тут старик в слезах воскликнул, — небесный справедлив Отец!

Скачай в интернете и меняй образов.

Счастье бродило по свету и всем, кто ему встречался на пути, Счастье исполняло желания. Однажды Счастье по неосторожности провалилось в яму и не смогло выбраться. К яме подходили люди и загадывали свои желания, а Счастье, естественно, выполняло их. К яме подошёл молодой парень. Он посмотрел на Счастье, но не стал ничего требовать, а спросил: «Тебе-то, Счастье, чего хочется? «. «Выбраться отсюда», — ответило Счастье. Парень помог ему выбраться и пошёл своей дорогой. А Счастье побежало за ним. Счастье подобно бабочке. Чем больше ловишь его, тем больше оно ускользает. Но если вы перенесете свое внимание на другие вещи, Оно придет и тихонько сядет вам на плечо. виктор франкл

Это иносказательный рассказ с нравоучением. Допустим, знакомая родителей пришла перед отъездом в другую страну, а их не оказалось дома, была только их дочь. Знакомая оставила записку, подарок родителям и коробку конфет. Девочке незаметно для себя опустошила всю коробку и решила родителям ничего про нее не говорить. Но когда папа и мама вернулись домой, у девочки была страшная аллергия на шоколад. Вывод: тайное стало явью.

как написать о себе притчу

хах… представляю полулысых панков с гитарами в виде ****… ахах забавная картина…

touch.otvet.mail.ru

Помогите сочинить притчу! Мне задали сочинить притчу. Помогайте! Жду!!!

Жила была девушка, она никому не рассказывала про свою жизнь. Она была круглой сиротой, но у неё была злая мать-опекун, она заставляла Злату (так звали девушку) убираться и не выходить из дома. Однажды Злата подружилась с двумя девушками. Одну звали Миранда, она была ласковая, нежная и очень добрая. Вторую же звали Виктория, она была хитрой и пользовалась добротой Миранды и Златы. Когда Злата в очередной раз убирала дом-возле её окна стала жалобно мяукать кошка. Девушка была очень добра и поэтому забрала кошку к себе, пока матери не было домой. Злата спрятала кошку в лесном домике и каждый день приходила к ней. Об этом узнали и Мира и Вика. И вот однажды Вика решила рассказать мачухе Златы про кошку. Мать очень ругалась и была зла на свою падчерицу, наказала её и велела не выходить из дома. С тех пор Злата поняла-кто настоящий друг, а кто нет

Как-то раз несколько человек принялись злобно оскорблять Будду. Он слушал молча, очень спокойно. И потому им стало не по себе. Один из этих людей обратился к Будде: — Неужели тебя не задевают наши слова?! — Ваше дело решать, оскорблять меня или нет, — ответил Будда. — А мое — принимать ваши оскорбления или нет. Я отказываюсь принимать их. Можете забрать их себе.

Один мальчик долго не хотел вступать в пионеры. Потому что не считал себя достойным. Или настроения у него не было. Или ещё какая причина. В общем, не хотел и всё. Но вот его уговорили и приняли таки на линейке в местах боевой и трудовой славы. И торжественно повязали красный галстук. Ну, мальчик пришёл довольный домой, захотел переодеться в пижаму, а галстук-то и не развязывается, а наоборот — затягивается всё туже и туже, и мальчика за шею душит. Мальчик посинел уже весь, хрипит, но ничего поделать не может. Тогда мальчика папа подскочил и ножницами галстук тот красный порезал! И полилась тут из него черная кровь… И сгорел он синим пламенем! А мальчик потом долго дёргал головой и не вступил он ни в комсомол, и в партию ни в какую вступать тоже не стал.

Один молодой еврей пришел к известному раввину и заявил, что хочет изучить Толмуд. -ты знаешь арамейский? -спросил раввин. -нет. -А иврит? -Нет. -А тору в детстве учил? — нет ребе но вы не волнуйтесь, я окончил философский факультет и только что защитил диссертацию по логике в философии Сократа. А теперь, что бы восполнить белые пятна в моих познаниях я хочу немного поучить Толмуд. -Ты не готов учить Толмуд-сказал раввин-Это глубочайшая книга из всех написанных людьми. Но раз ты настаиваешь, я устрою тебе тест на логику: справишься-буду с тобой заниматься. Молодой человек согласился и раввин продолжил. -Два человека спускаются по дымоходу. Один вылезает с чистым лицом, другой с грязным. Кто из них первым пойдет умываться? -Ну конечно тот у кого грязное лицо-ответил он. -Не правильно: подумай логически: тот у кого лицо грязное посмотрит на того у кого лицо чистое и решит, что его лицо тоже чистое. А тот у кого лицо чистое посмотрит на того у кого лицо грязное и решит, что сам тоже испачкался и пойдет умываться.. -Хитро придумано! -восхитился гость. -А ну-ка ребе, дайте мне еще один тест! -Хорошо юноша. Два человека спускаются по дымоходу. Один вылезает с чистым лицом, другой с грязным. Кто из них первым пойдет умываться? -Но мы же уже выяснили -тот, у кого лицо чистое! -Неправильно. Оба пойдут. Подумай логически: тот у кого лицо чистое посмотрит на того у кого лицо грязное и пойдет умываться а тот у кого лицо грязное увидит, что второй пошел умываться поймет, что у него грязное лицо и тоже пойдет умываться.. -Я об этом не подумал! Поразительно-я допустил логическую ошибку! Ребедавайте еще один тест. -Ладно два человека спускаются по дымоходу… -Ну оба пойдут! -Неправильно. Умываться не пойдет ни один из них. Подумай логически: тот у кого лицо грязное посмотрит на того у кого лицо чистое и не пойдет умываться. А тот, у кого лицо чистое, увидит, что тот, у кого лицо грязное, не идет умываться и тоже не пойдет.. Молодой человек пришел в отчаяние. -Ну поверьте, я могу учить Толмуд! Спросите что нибудь другое! -Ладно. Два человека спускаются по дымоходу… -О Господи! Ни один из них не пойдет умываться!! -Не правильно. теперь ты убедился, что знания логики Сократа недостаточно, чтобы учить Талмуд? Скажи мне, как может быть такое, чтобы два человека спускались по одной и той же трубе и один из них испачкал лицо а другой нет?! Неужели ты не понимаешь? Весь этот вопрос бессмыслица, и если ты потратишь жизнь, отвечая на бессмысленные вопросы, то все твои ответы тоже будут лишины смысла!

touch.otvet.mail.ru

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Рубрики

  • Букет
  • Букеты
  • Гербарий
  • Коллекции гербариев
  • Красивые букеты
  • Необычные цветы
  • Оригинальные поделки
  • Поделки
  • Разное
  • Рисунки
  • Рисунки для начинающих
  • Своими руками
  • Советы и лайфхаки
  • Советы новичкам
  • Цветы
2019 © Все права защищены. Карта сайта