«Наброски фигуры человека в движении»
Конспект урока
по предмету Рисунок
на тему: «Наброски фигуры человека в движении»
4 класс 3 группа
Конспект урока по предмету Рисунок.
Тема урока «Наброски фигуры человека в движении «
Цель: Выполнить наброски фигуры человека в движении.
Задачи:
Образовательные:
Ознакомление с правилами и особенностями рисования человека в движении.
Знакомство с особенностями и приемами работы над набросками в графике и в живописи в условиях краткосрочной работы.
Развивающие:
Развитие навыков рисования людей;
Развитие фантазии и воображения, творческих способностей.
Воспитательные:
Воспитание культуры изобразительной трактовки и подачи изображения человека;
Воспитание аккуратности при работе с различными материалами.
Оборудование:
— для преподавателя: подборка слайдов по теме, проектор, веб-камера, доска, альбом, карандаш, ластик, уголь, акварель, кисти.
— для учеников: карандаш, ластик, уголь, акварель, кисти палитра, непроливайка, альбом А4.
Структура урока:
1. Орг.момент.
2. Основная часть:
— Сообщение новой темы и постановка цели.
— Актуализация знаний и введение новых знаний.
— Практическая работа.
3. Итог урока: опрос, обсуждение.
Ход занятия:
Здравствуйте! Тема нашего сегодняшнего занятия: Наброски фигуры человека в движении.
Взгляните на экран. (Преподаватель включает заранее подготовленный видеоряд).
Показать красоту человеческого тела в движении является одной из главных задач изобразительного искусства. Для этого художники используют разные техники, такие как: графика, живопись и скульптура. И наша сегодняшняя цель — выполнить наброски фигуры человека в движении.
Прежде чем приступить к работе давайте с вами повторим: что же такое наброски и для чего они нужны? Кто мне ответит? Набросок — это небольшое графическое, живописное или скульптурное произведение, созданное художником в быстрой, беглой манере. Это обобщенное изображение, которое выполняется за короткий промежуток времени и с минимальным количеством графических средств. Предназначается для быстрого запечатления на бумаге каких-либо замыслов или наблюдений в ходе текущей работы художника. Набросок может быть выполнен с натуры, по памяти или быть плодом воображения художника.
Чтобы научиться правильно рисовать человека, необходимо много наблюдать и делать наброски с натуры. В картинах мы рисуем человека не стоящего и держащего руки по швам, а в разных ракурсах. Научиться рисовать любые позы можно только, если пробовать рисовать, наблюдая за позой живого человека. Аккуратно и симметрично прорисованные фигуры выглядят застывшими, выпадают из общей атмосферы картины. Выведите их из равновесия, добавьте эффект движения: разверните торс, выставьте одну ногу перед другой, наклоните голову. Так вы вдохнете в созданные образы жизнь. В обычной жизни мы редко просто стоим, сидим или лежим.
Сегодня мы с вами попробуем выполнить наброски разными материалами: графичными и живописными. Но прежде мы уясним особенности рисования людей в графике и в живописи. Какие выразительные средства графики вы помните? Это точка, линия, штрих, пятно. Соответственно и особенностью графического изображения человека является передача с помощью этих средств его движения, характера. Особенность рисования людей в живописи состоит в том, что вам не нужно останавливаться на деталях (конечно если речь не идет о портретах или иллюстрациях), а работать с цветом. (Преподаватель включает заранее подготовленный видеоряд).
Прежде, чем узнать, как рисовать людей, запомните самую важную информацию:
Высота фигуры человека (от головы до пяток) = 7 голов
Длина рук = 3 головы
Ноги составляют половину высоты человека.
Выполнение практической работы.
А теперь поставим нашу модель в определенную позу и начнем рисовать карандашом (углем). Внимание на экран. Преподаватель транслирует свое рисование на экране. Я рисую обобщенную фигуру — силуэт натуры и уже потом добавляю небольшие детали. Также могу добавить тени. Вот такого характера мы нарисуем 5 работ.
Далее рисуем акварелью. Внимание на экран. Преподаватель транслирует свое рисование на экране.
Начнем рисовать торс фигуры с двух мазков.
Теперь добавляем ноги. Убедитесь, что они находятся в нужном месте.
Добавляем руки и голову. Вспоминаем, что по пропорциям взрослого человека, голова составляет 1/7 часть общей длины фигурки.
Анализируйте вашу работу с мазками кисти, изучайте, и со временем ваши руки будут работать автоматически.
Вот мы и закончили. Так выглядит получившаяся фигурка целиком.
Нужно выполнить 5 работ.
После набросков с натуры попробуйте придумать фигуру в каком-либо движении и сделать набросок.
Подведение итогов.
Для чего нужны наброски?
В каких еще областях искусства можно увидеть фигуру человека в движении?
Урок окончен. Спасибо за работу.
infourok.ru
Как рисовать людей в движении? Несколько примеров
Изображать человека — очень сложное занятие. А как рисовать людей в движении? Это вдвойне сложный вопрос.
Правила рисования
Существует несколько правил, которых нужно придерживаться во время изображения людей. Прежде чем говорить о том, как рисовать людей в движении, разберёмся с этими правилами. Необходимо соблюдать соотношение частей тела и всей фигуры. Высота фигуры человека измеряется размером его головы. Например, у взрослого человека высота составляет примерно 8 голов, а у школьника — 5 голов. Также нужно учитывать, что руки у человека доходят до середины бедра. Длина ног обычно составляет 4 головы. Но также стоит учитывать, что у каждого человека есть индивидуальные особенности строения. А теперь поговорим о том, как рисовать людей в движении.Девушка из группы поддержки
Для начала нужно определить расположение головы. Рисуем голову в виде окружности. Схематически изображаем шею, грудь, спину, таз. Линиями отмечаем будущие ноги. Правая конечность — согнута. Таким же образом изображаем руки. Левая рука девушки будет поднята вверх, а правая направлена немного в сторону. Вместо кистей рук нужно нарисовать окружности. Это будут помпоны для танца. Теперь можно добавить детали лица: глаза, нос, рот. На голове рисуем волосы. Придаём ей правильную форму. Выделяем подбородок и дорисовываем шею. Дальше необходимо придать форму рукам.
Чтобы помпоны выглядели пушистыми, нужно по контуру провести небрежные волнистые линии. Внутри них также проводим несколько коротеньких волнистых штрихов. Теперь следует нарисовать майку танцовщице. Она будет короткой. Выделяем декольте. Между майкой и тазом рисуем талию девушки. Затем уже можно добавить короткую юбку. Придаём ногам форму. Дорисовываем ступни. Следует учесть, что девушка опирается не на всю ступню, а только на пальцы. Теперь можно стереть все лишнее. Рисунок готов. Осталось только его раскрасить.Футболист
Так как мы учимся рисовать человека в движении, то стоит рассмотреть несколько вариантов. Лучше всего для картинки подойдёт персонаж, занимающийся спортом. Попробуем нарисовать футболиста в игре. Для начала нужно, как обычно, изобразить голову. Находиться она будет в правом верхнем углу листа. Дальше линиями изображаем конечности футболиста. Причём правая его нога отбивает футбольный мяч. Руки чуть согнуты и отведены назад. Теперь рисуем правильную форму головы и прорабатываем части лица. Добавляем волосы. Они должны быть немного развевающимися, так как человек находится в движении. Теперь прорисовываем майку футболиста. Нужно изобразить все линии сгиба. Придаём рукам форму. Добавляем пальцы. Теперь рисуем шорты игрока. Так же, как и у майки, необходимо выделить все линии сгиба и складки. Дорисовываем ноги. Обуваем футболиста в бутсы с шипами. Теперь нужно изобразить мяч, который отлетает от ноги игрока. Готовый рисунок можно раскрасить или просто затенить в нескольких местах.Балерина
Продолжаем урок. Рисуем фигуру человека в движении. Как обычно, мы изображаем круг для головы. Добавляем ещё два круга для груди и бедра. Балерина будет изображена в профиль. Голова слегка запрокинута назад. Проводим линии ног. Одна нога балерины упирается о пол, а вторая поднята параллельно ему. Можно изобразить ее немного выше. Придаём ногам форму. Рисуем руку балерины. Она направлена вверх. Дальше рисуем лицо девушки. Добавляем волосы. Обычно у балерин они собраны в пучок. Можно нарисовать другую причёску, по желанию. Дорисовываем ухо. Изображаем вторую руку параллельно полу. Теперь можно нарисовать пачку балерины.
Добавляем на ноги пуанты. Дальше можно стирать всё лишнее и приступать к раскрашиванию балерины.Итак, мы разобрались в том, как рисовать людей в движении. Это довольно сложно. Но если соблюдать все пропорции, то получится отличный рисунок.
fb.ru
Как нарисовать людей в движении карандашом?
Рисование – очень трудоемкий процесс. Кому-то он дается легко, а кому-то сложно. Самым сложным в рисовании людей является вовсе не портрет, а изображение в движении. Как нарисовать людей в движении, вы узнаете прямо сейчас. Отобразить правильные пропорции тела на листе бумаги — задача не из простых. Чтобы правильно это сделать, лучше всего понаблюдать за реальными движениями человека или попросить кого-то позировать для вас в нужной позе. Самым сложным в рисунке человека в движении является положение его плеч, шеи, кистей рук и ступней. Прорисовка правильного расположения коленей и локтей тоже может вызвать затруднение. Если в данный момент нет возможности понаблюдать за движениями человека в реальности, попробуйте проследить за своими движениями в зеркале или включите видео. Также понаблюдать за людьми можно по телевизору, особенно если это спортивный канал.
Нарисовать человека в движении поэтапно помогут наши рекомендации. Внимательно отнеситесь к каждому совету этой статьи.
Прорисовка положения человека тонкими линиями
Первым делом необходимо сделать наброски. Отступите сверху, снизу и по краям листа несколько сантиметров, чтобы человек, нарисованный вами, был строго в центре. Нарисуйте круг или овал там, где будет расположена голова. На рисунках, представленных нами, у набросков изображения человека нет плеч. Обратите внимание на последнюю картинку. Положение плеч лучше обозначить сразу. Линии наброска должны быть едва видимыми, впоследствии вы их сотрете. Достаточно того, что эти линии видны вам. Не нажимайте слишком сильно на карандаш.
Линия, идущая от головы, будет отражать положение корпуса человека. Линии по бокам должны повторять положение рук. Нижние линии повторяют положение ног. Проследите за тем, как согнуты колени и локти на ваших набросках.
Рисуем человека в движении
Нарисовать человека в движении карандашом можно, сделав все необходимые наброски. По ним начинаем прорисовать мельчайшие детали, а именно: мышцы рук, кисти, ступни, бедра, икры, голову, плечи и т. д. Человек не должен получиться слишком худым, обратите на это внимание. Представьте, что все наброски — это скелет вашего человека. Линия корпуса – это позвоночник, а остальные линии – кости. Ваша задача, грубо говоря, обрисовать их мясом.
Можно сделать дополнительные наброски, которые будут отражать толщину тела человека, положение его ладоней. Все сгибы костей лучше обозначить крупными точками. А именно: в плечах, локтях, коленях, тазобедренной области. Ладонь можно обозначить овалом, так же как и ступни. Как нарисовать людей в движении при помощи набросков, вам теперь известно.
Далее начинайте прорисовывать все тело человека. Прорисуйте спину, торс, мышцы на руках и ногах, учитывая настоящие параметры человеческого тела. Прорисуйте ладонь и пальцы. Не забывайте о мелких деталях, например, пупке, ключице и так далее.
Рисуем голову
Как нарисовать людей в движении, мы уже имеем представление, необходимо ознакомиться с информацией о том, как изобразить голову. В каком положении бы ни был человек, для того чтобы он смотрелся естественно, необходимо прорисовать детали его лица. Как рисовать лицо? Это достаточно сложный вопрос, потому как добиться портретного сходства совсем не просто. Однако попытаемся дать общие рекомендации.
Если голова расположена в профиль, а не в анфас, то это вызывает определенные трудности у начинающего художника. Дело в том, что лицо в профиль рисовать намного сложнее. Необходимо правильно прорисовать линии носа, подбородка, лба. Важно иметь представление о черепе человека. Это поможет правильно нарисовать все детали головы. В некоторых случаях вполне можно изобразить лицо схематично, не прорисовывая каждую черточку.
Раскрашиваем рисунок
Человек в движении карандашом нарисован. Осталось лишь добавить ярких цветов и придать рисунку более одушевленный вид. Правильно подберите цвет, которым вы будете раскрашивать кожу человека. Если вы используете гуашь, то разведите несколько цветов до телесного оттенка, хорошо подойдут бежевые тона. Экспериментируя в подборе цвета для кожи человека, смешивайте белый, коричневый и розовый. Не разводите краски или гуашь большим количеством воды, так как это может покоробить бумагу, на которой вы рисовали. Для раскрашивания мелких деталей используйте кисточки с узкими ворсинками. Лучшим вариантом для рисования являются кисти, изготовленные из натуральных шерстинок.
Все остальные детали можно раскрасить любым понравившимся цветом. Главное, делать это обдуманно и аккуратно, чтобы не испортить рисунок.
Как нарисовать людей в движении, мы разобрались. Ваша задача – максимально использовать полученные после прочтения этой статьи знания. Развивайте свои навыки, будьте наблюдательны. Все это поможет вам добиться успеха в искусстве рисования карандашом и другими средствами.
fb.ru
Конспект 4 класс Урок ЧЕЛОВЕК В ДВИЖЕНИИ. НАБРОСКИ С НАТУРЫ, ПО ПАМЯТИ И ПРЕДСТАВЛЕНИЮ:
Приложение 4 4 класс Урок ЧЕЛОВЕК В ДВИЖЕНИИ.
Наброски с натуры, по памяти и представлению:
Таблица «Пропорции человека. Каркас », репродукции картин .
Оборудование
Альбом, карандаши, краски, кисти, палитра, музыкальное сопровождение альбом «Классика»
Планируемые
образовательные результаты
Предметные умения: научатся выполнять наброски карандашом или красками; познакомятся с художественными приемами передачи состояния покоя и динамики.
Метапредметные универсальные учебные действия (УУД): регулятивные – научатся принимать и сохранять учебную задачу; определять в диалоге с учителем успешность выполнения задания;
Личностные: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности, проявляют интерес к новым знаниям
организационная структура урока
Этапыурока
Обучающие
и развивающие компоненты
Деятельность учителя
Деятельность
учащихся
Универсальные
учебные действия
I. Организа-ционный момент
Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка обучающихся к усвоению
изучаемого материала.
Сообщение темы урока
Проверяю готовность обучающихся
к уроку.
-Здравствуйте!
Я рада встрече с вами!
Сегодня у нас увлекательный урок. Что может быть интереснее образа человека?
Во все времена образ человека был главной темой искусства. Именно здесь полнее раскрывались этические и эстетические идеалы каждой эпохи. Художественные образы, созданные искусством, говорят не только о том, каким был человек в реальной жизни, но и каким он хотел стать.
Тема нашего урока — «Фигура человека в движении».
Слушают учителя, отвечают на вопросы
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу.
Личностные: иметь мотивацию к учебной и творческой деятельности
II. Изучение нового материала
Сообщение теоретических сведений
Презентация по теме «Фигура человека в движении»,
Таблица «Пропорции человека»
Таблица «Пропорции человека.
Каркас »
Физкульт-минутка
Изображение человека, высеченное на камне или наскальные рисунки, появилось очень рано. Задолго до появления письменности наши предки нашли возможность рассказать нам очень многое о образе жизни, о климате, о природе.
(слайд 2)
Гимном человеческой красоте стало античное искусство. В образах олимпийских богов прославили совершенного человека, в котором физическая красота сочеталась с благородством и нравственной чистотой. Никто не мог достигнуть такого. совершенства в изображении фигуры человека, как греки.
(слайд 3-4)
Стремление к изображению человеческой фигуры продолжилось и в римской империи.
(слайд 5)
Эпоха Ренесанса. Все выдающиеся мастера прекрасно знали строение тела человека, и надо отметить, что из всего , что пишет художник, строение тела человека это самое сложное.
(слайд 6)
В большинстве произведений искусства изображён человек. Более того, он часто становится центром картины, поэтому художник не может быть мастером своего дела, если не научится писать человека с натуры и без натуры.
(слайд 7)
Нельзя пропустить и монументальные изображения фигуры человека. Это скульптуры.
Скульптор должен, как художник, точно знать пропорции тела человека.
(слайд 8-9)
Существуют основные правила построения фигуры человека. При рисовании человека за единицу измерения принимается размер головы.
У взрослого человека размер головы укладывается в высоте фигуры 8 раз. У подростка -7 раз. У младенца размер головы укладывается в высоте фигуры 4 раза, у школьника — 5 раз.
Руки доходят до середины бедра, локти находятся на уровне талии, колени -посередине ноги.
У взрослого человека в длине руки голова укладывается 3 раза, а в плечах -2 раза. Ширина таза мужчины — полторы головы, а женщины -около 1,25. Длина ног — четыре высоты головы. Туловище с головой равняется половине высоты фигуры. Высота головы равняется длине кисти с запястьем. Пальцы опущенной вниз руки находятся на уровне середины бедра. Высота стопы равна высоте носа, а длина стопы -длине предплечья. Высота тела равна длине распростёртых в стороны рук. Высота головы у мужчин равна половине ширины плеч, а у женщин — расстоянию между выпуклыми точками груди. Ширина кисти руки примерно равна длине среднего пальца. Обхват талии равен двум обхватам шеи.
Рисуя женскую и мужскую фигуры, обрати внимание на различие пропорций в их изображении.
(слайд 10)
Фигуру человека можно изобразить разными способами: например с помощью подвижной модели
(слайд 11)
Рассмотрим пропорции подростка.
Первое деление -вся голова, второе — середина груди, третье -талия, четвёртое — бедро, пятое -верхняя часть колена, шестое- середина голени.
Начинать рисунок нужно с определения пропорций. Для этого нужно отметить высоту и ширину изображения и чётко им следовать. Без этого предварительного замера фигура в процессе рисования может не уместиться на листе.
(слайд 12)
Проводим физкультминутку.
И. п. – стоя, ноги параллельно: поднимание рук вверх, сжимая и разжимая кисти.
Опускание рук через стороны вниз, сжимая и разжимая кисти (3 раза).
И. п. – стоя, руки на поясе.
Прыжки на месте ( 5 раз)
Слушают учителя, наблюдают, анализируют информацию, делают выводы
Рассматривают произведения
Рассматривают произведения
живописи
Рассматривают и изучают пропорции человека
Рассматривают и изучают пропорции человека
Рассматривают и изучают пропорции человека
Выполняют комплекс упражнений
Познавательные: наблюдать, осознанно рассматривать иллюстрации с целью освоения нового знания, анализировать произведения живописи.
Коммуникативные: формулировать ответы на вопросы, вступать в учебное сотрудничество, вести небольшой познавательный диалог по теме урока.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу.
Личностные: проявлять интерес к новым знаниям
Личностные: положительно относиться к занятиям двигательной деятельностью
III. Творчес-кая практи-ческая деятель-ность
Организация рабочего места
Демонстрация этапов работы
Музыкальное сопровождение альбом «Классика»
Изучим построение фигуры человека лыжника.
План:
1.Наметим высоту человека.
Следуя правилу пропорций подростка разделю высоту на шесть равных частей.
(слайд 13)
2. Построим каркас.
Первое деление -вся голова, чуть ниже –плечи.
Четвёртое — бедро, пятое -верхняя часть колена, шестое- середина голени. Вспоминаем, как бежит лыжник. Аналогично лёгкими линиями намечаем положение ног.
(слайд 14)
3. Наметим лыжнику руки,
опираясь на таблицу пропорций.
(слайд 15)
4. Оденем наш каркас.
Получится куртка и брюки.
(слайд 16)
5.Убираем все вспомогательные линии. Выполняем прорисовку лица, одежды, атрибутов лыжника.
(слайд 17)
6.Начинаем работу в цвете.
раскладываем основные цвета.
(слайд 18)
7. Затем подбираем другие цвета и проходимся кистью по одежде, так же оставляя самые светлые места нетронутыми.
(слайд 19)
8. На заключительном этапе работы над нужно взять самую тонкую кисточку и при помощи нее прорабатывать мелкие детали и линии: отдельные пряди волос, лицо, складки на одежде .
Работу над фоном лучше всего вести параллельно со всем рисунком, но можно оставить это и на потом.
(слайд 20)
Сейчас предлагаю нарисовать человека в движении.
Вы можете использовать таблицу пропорций человека.
Напомню этапы работы:
-выбор формата, наиболее полно отвечающего замыслу будущей работы;
-лёгкая разметка фигур карандашом с использованием схем;
-наращивание объёма;
-прорисовка одежды.
Дети работают над своей композицией.
По ходу работы наблюдаю, советую, косвенно руковожу деятельностью.
Организуют свое рабочее
Под руководством педагога составляют план работы над рисунком
Выполняют творческую работу
Познавательные: организовывать творческое пространство, готовить рабочее место
к практической деятельности.
Личностные:
соблюдать гигиену труда
Регулятивные: планировать свою деятельность, проговаривать последовательность действий вслух.
Познавательные: наблюдать, анализировать, сравнивать
Регулятивные: планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Познавательные: самостоятельно выполнять творческие задания
IV. Итог урока.
Рефлексия
Выставка
работ учащихся.
Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание результатов
работы.
Выставка работ
Организую просмотр работ, их обсуждение.
– Что нового узнали сегодня на уроке?
– Кому понравилась работать над построением человека в движении?
– Что вызвало у вас трудности?
– Что получилось лучше всего?
Человек – самый интересный объект изображения. В разные эпохи художники воспевали красоту человека как физическую, так и духовную. Процесс этот постоянный, продолжается он и сейчас.
«В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда и душа, и мысли».
Эти строки Чехова относятся не только к людям его времени. Они обращены и к нам. Мы должны быть прекрасны, и не только тогда, когда хотим, чтобы нас такими считали. Всегда.
-Успехов вам в творчестве!
-Спасибо за урок!
Рассматривают выполненные рисунки, оценивают
работы.
Отвечают на вопросы
Слушают
учителя
Коммуникативные: излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, формулировать ответы на вопросы.
Регулятивные: адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер отзыва о готовом рисунке.
Личностные: обладать первичными умениями оценки работ и ответов одноклассников на основе заданных критериев
infourok.ru
«Наброски и зарисовки человека в движении»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЦЕНТР ТВОРЧЕСТВА «СОЛНЕЧНЫЙ ГОРОД»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТИМАШЕВСКИЙ РАЙОН
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ
ОБЪЕДИНЕНИЯ «ПАЛИТРА»
ТЕМА: «Наброски и зарисовки человека в движении»
Разработала:
педагог доп. образования-
Окопная Е.В.
Тимашевск, 2017г.
ТЕМА: «Наброски и зарисовки человека в движении».
Цель: научить изображать фигуру человека в движении, соблюдая пропорции.
Задачи:
Образовательные задачи:
— закрепление знаний о пропорциях фигуры человека;
— научить изображать человека с передачей характерного движения;
— формировать художественные знания, умения и навыки.
Развивающие задачи:
— развивать воображение, ориентировку, внимание, творческие способности обучающихся;
— развивать художественно-творческую активность;
— развивать интерес к изобразительному искусству.
Воспитательные задачи:
— воспитывать коммуникабельности, самостоятельности, усидчивости.
Тип занятия: комбинированное занятие.
Форма занятия: практическое занятие с элементами презентации.
Методы: наглядные, словесные, объяснительно-иллюстративные,
репродуктивные.
Используемые технологии: личностно-ориентированное обучение, игровые, здоровье сберегающие.
Оборудование:
Для педагога:
—репродукции изображений человека в движении;
-мультимедийное оборудование;
-флэшка;
-ноутбук;
-экран;
-презентация;
-мел;
-доска.
Для детей:
-альбом;
-бумага;
-простой карандаш;
-ластик.
План занятия:
1. Организационный момент:
— проверка присутствующих;
— проверка готовности учащихся к занятию.
2. Сообщение темы и целей занятия:
—
—
3. Основная часть:
— повтор таблицы пропорций;
— объяснение выполнения работы;
— повторение правил работы по выполнению наброска;
— самостоятельная работа учащихся.
4. Подведение итогов занятия:
— выставка и анализ работ учащихся;
— рефлексия;
— домашнее задание.
5. Организационное завершение занятия.
— уборка рабочих мест.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Я рада вас всех видеть. Поприветствуем и улыбнемся друг другу. Вы, наверное, заметили, что к нам пришли гости и поэтому занятие у нас сегодня необычное. Давайте покажем, как мы умеем дружно работать.
2. Сообщение темы и цели занятия.
На прошлом занятии мы говорили о поиске пропорций в изображении фигуры человека, говорили о представлениях красоты человеческой фигуры.
Ребята, посмотрите. (Слайд №2). Кто изображен? (Человек)
Как изображен человек? (В разных движениях).
Как вы думаете называется тема нашего занятия? (Человек в движении)
Полностью тема называется: «Наброски и зарисовки человека в движении».
А чтобы было интересней и разнообразней, мы будем зарисовывать не просто человека, а спортсмена. Послушайте стихотворение:
Отточенная пластика движений.
Мгновенная реакция броска.
О спорт! Ты воспитатель поколений.
Большого друга верная рука.
Чтоб бегать, плавать, двигаться умело,
Противника, играя, побеждать,
Пускайте тело без сомненья в дело!
Нет больше чести, чем себя создать!
Спорт дарит нам энергию здоровья,
Упорство, силу духа, красоту.
Спорт учит нас на мир смотреть с любовью,
В реальность воплощать свою мечту!
—Скажите, что обязательно необходимо соблюдать при выполнении фигуры человека? (Пропорции)
Верно. Посмотрите на таблицу, объясните, что обозначает эти изображения? (Учащиеся говорят о различии в пропорциях человека разных возрастов) (Слайд №3)
Какова же основная цель нашего занятия? Чему мы научимся?
(Научимся изображать человека в движении с соблюдением пропорций)
3. Основная часть.
А сейчас послушайте интересные факты из истории создания пропорций.
Древнейшие данные о законах пропорций были найдены в гробнице пирамиды близ Мемфиса (около 3000 лет до н. э.). Так, в Древнем Египте для изображения человеческой фигуры был разработан специальный канон — это специальная система пропорций человеческой фигуры, которая делила изображение на части и позволяла по одной части тела определить другую. Были установлены каноны изображения стоящего, идущего, сидящего человека и т.д. Художники обязаны были заучивать отдельные формы и схемы изображения по таблицам и образцам. Зная эти правила, художник мог более точно нарисовать человеческую фигуру, начиная с любого места. За единицу измерения была принята величина среднего пальца руки. Египтяне использовали специальные сетки-таблицы, которые наносили на поверхность каменной плиты или стены для создания рельефа или росписи. Однако точное соблюдение пропорциональных соотношений частей человеческого тела не учитывало характерных особенностей пропорций подростков и детских фигур. Если художник изображал рядом две фигуры — мужчины и женщины, взрослого человека и ребенка, — то он изображал их по одному и тому же канону, одну фигуру — крупного размера, а другую — маленького. Разница в размере фигур определялась не их реальными пропорциями, а различием их социального положения.
Художники Древней Греции совершали специальные путешествия в Египет, чтобы поучиться умению пользоваться каноном. Но в отличии от египтян греческие художники наблюдали и изучали человеческое тело во всех его деталях. В основе изображения лежало рисование с натуры: появились так называемые древнегреческие каноны, определяющие точность пропорций фигуры человека.
Давайте вместе выполним физкультминутку. (Здоровье сберегающий компонент)
Крутим мельницу вперёд,
А потом наоборот. (Вращение прямых рук вперёд и назад.)
Наклоняться будем все,
Будто прыгаем в бассейн. (Наклоны вперёд.)
А потом назад прогнёмся,
Хорошенько разомнёмся. (Наклоны назад.)
И попрыгать нам пора,
Мы не прыгали с утра. (Прыжки на месте.)
Шаг на месте в заключенье.
Это тоже упражненье. (Ходьба на месте.)
Поскакали, потянулись —
Вот и славно отдохнули. (Дети садятся.)
Объяснение выполнения работы.
—Итак, приступая к рисованию человека в движение, для нас важно вспомнить таблицу пропорций. Всем художникам необходимо помнить мерки и пропорции тела человека. Вспоминаем: фигура человека делится на 7 ½ частей, каждая из них равна величине головы. Длина рук среднего человека равна высоте его головы, умноженной в 3,5 раза. При рисунке человеческого тела в любом положении у вас не должно возникать проблем с пропорциями и, следовательно, с правдивостью изображения.
Выполнение наброска.
Выполнение наброска в альбомах, (педагог показывает этапы выполнения на доске)
Самостоятельное выполнение зарисовок фигуры человека (спортсмена) в беге.
Требования, предъявляемые к работам.
-Чтобы изображение смотрелось цельно, уравновешенно, в нем должен быть композиционный центр, которому обязаны подняться все другие элементы изображения. Наше зрение так устроено, что когда мы смотрим на окружающую нас действительность, то всегда выделяем объект, который привлекает наше внимание. Он находится в поле зрения, его мы видим четко и с подробностями. А все остальные предметы, окружающие главный, подчиняются ему. Так что все попадает в поле зрения, воспринимается цельно и уравновешенно.
Удачная композиция получается в том случае, когда у зрителя не возникает желания раздвинуть или уменьшить края картинной плоскости.
Ребята, вы должны помнить, что красивым изображение будет если в нем:
1.Удачная компановка в листе и соразмерность.
2.Герой композиции (в данном случае человек в движении) изображается на первом плане – должен быть больших размеров и хорошо проработан.
3.Должна быть обдумана завершенность и общая выразительность вашей работы.
4.Можно дать название работе (подписать карандашом – на обратной стороне рисунка).
Начинаем рисовать. Удачи всем!
Самостоятельная работа учащихся (под музыкальное сопровождение).
Проверка первичного усвоения.
(Во время самостоятельной работы педагог делает целевые обходы для):
1) контроля организации рабочего места;
2) контроля правильности выполнения приемов;
3) оказания помощи учащимся, испытывающим затруднения;
4) контроля объема и качества выполненной работы.
4. Подведение итогов занятия.
Выставка и анализ работ.
Рефлексия.
Давайте вспомним поставленные задачи в начале занятия, анализируем, все ли справились и выполнили задания.
— Где вам может пригодиться умения изображать человека в движении?
— В чем красота человека? (Обучающиеся рассуждают по вопросам, проверяются и оцениваются наброски и зарисовки).
—Что нового вы узнали на занятии? С какими трудностями столкнулись?
Домашнее задание.
Понаблюдайте за играющими в спортивные игры детьми, продумайте вид спорта для творческой работы.
5. Организационное завершение занятия.
-уборка рабочих мест.
Используемая литература:
1. Барщ А.О. Наброски и зарисовки. — М., 1970г.
2. Анисимов Н.Н. Основы рисования. — М., 1977г.
3. Н. П. Ростовцев. «Методика преподавания искусства в школе»,М., 2000г.
Источник:
1. http://ped- kopilka.ru
2. http://festival.1 september. ru
3. http://refedit.ru
kopilkaurokov.ru
Изображение фигуры человека в движении
Разделы: МХК и ИЗО
Класс:
Оборудование:
- Методические таблицы скелет, пропорции людей разного возраста).
- Бумага А-4
- Карандаш простой. Мелки восковые.
- Раздаточный материал:
- карточки проверки знаний пропорций фигуры человека
- детали фигуры человека <Приложение 1>
Методические рекомендации
Разработка данного урока подразумевает, что учащиеся уже знают основные пропорции фигуры человека. Для повышения интереса учащихся тестовая часть урока составлена в виде картинок сказочных персонажей.
Цель урока: развивать познавательные интересы при выполнении набросков и зарисовок фигуры человека в движении, обращая внимание на конструктивно-анатомическое строение.
Задачи:
- Обучающие – обучить приемам изображения.
- Развивающие – развивать композиционное мышление, образное воображение, логическое мышление.
- Воспитывающие – воспитывать любовь к изобразительному искусству, к человеку.
План проведения занятия:
- Приветствие (1-2 мин.)
- Работа с карточками (5-7мин.)
- Теоретическая часть (5-7 мин)
- Практическая работа (20-25 мин)
- Подведение итогов. (3-5 мин.)
ХОД УРОКА
Здравствуйте, ребята! На прошлом уроке мы с вами говорили соотношении пропорций в изображении фигуры человека. Давайте вспомним, какие важные моменты мы должны знать.
Учащиеся отвечают, основываясь на методические таблицы.
Молодцы. Материал вы знаете, а давайте проверим на практике! Перед вам карточки со сказочными героями. Ваша задача сказать, под каким номером фигура пропорциональная.
Учащиеся выполняют задания на карточках и коллективно обсуждают ответы. (Ответы: рисунок 1 – №3, рисунок 2 – №1, рисунок 3 – №1, рисунок 4 – №1)
Правильно! Вы справились с задачей!
Человеческое тело есть великолепно организованный инструмент для совершения разнообразных движений и действий. Чтобы его изображать, нужно обладать некоторыми знаниями об его устройстве. Это не значит, что вы должны детально изучить анатомию – достаточно получить представление об основных пропорциях. Манекен, обычно деревянный – бесценный помощник для рисования фигуры в движении. Он может имитировать все позы и положения, которые способны занимать человеческое тело. Сегодня у нас нет деревянного манекена, но я предлагаю вам интересный аналог.
Учитель раздает конверты с заранее вырезанными деталями человеческой фигуры <Приложение 1>, рассказывает, как пользоваться ими.
Перед вам фигура подростка, которую я составила соответственно пропорциям. Для начала я предлагаю вам составить его бегущим.
Учащиеся формируют правильный наклон тела, рук и ног.
Возьмите, пожалуйста, последнюю карточку и скажите, сравнивая с вашей фигурой. Что неправильно нарисовано?
Учащиеся выполняют задание на карточке.
Итак, при помощи нашего «манекена» мы можем правильно изобразить фигуру нашего подростка в движении. Попытайтесь поставить его в разные позы – стоя, сидя, наклон, удар ногой, танец. Тщательно обдумайте позу. которую будете рисовать. Не забывайте про уравновешивание фигуры. Баланс для фигуры в движении имеет решающее значение.
Учащиеся, сверяясь с «манекеном», изображают фигуру подростка, готовые рисунки вывешиваются на доске.
В целом с заданием вы справились. Давайте подведем итоги нашего урока.
- Какие особенности вы заметили в набросках фигуры человека в движении?
- Какое значение имеет для фигуры человека баланс?
- С какими трудностями вы столкнулись при практической работе сегодняшнего урока?
Спасибо за урок! До свиданья!
22.05.2016
Поделиться страницей:urok.1sept.ru
«Наброски по памяти. Как рисовать наброски»
Рисунок 1. Л. Шепелев. Набросок человека с натуры и по памяти. Карандаш
Как рисовать наброски. Наброски комбинированные (сначала с натуры, потом по памяти). Как только натура начинает двигаться, изменять свое положение по отношению к рисующему или совсем исчезает, а нанесенное на лист еще не отражает (схематично) ее сущности и поэтому недостаточно убедительно и малопонятно, то для завершения наброска приходится призывать на помощь зрительную память.
Развитая зрительная память может помочь дополнить уже сделанное наблюденными подробностями, которые придадут изображению правдивость и жизненность. Набросок, начатый с натуры, а законченный уже без нее, по памяти, является «комбинированным».
В нашем интернет магазине вы можете купить картину маслом, а также заказать портрет по фотографии.
Сокращение времени наблюдения еще больше усложняет работу над наброском и требует особо развитой способности к зрительному запоминанию даже мельком воспринятого. Такие случаи часто встречаются на практике (рисунок 1 — набросок человека).
Рисунок 2. Л. Шепелев. Набросок человека в движении, в прыжке, по памяти и по представлению. Карандаш
Как рисовать наброски. Наброски по памяти. Поэтому особенно трудным оказывается положение, когда приходится делать набросок с непрерывно и быстро движущейся натуры. В этом случае необходимо все рассмотреть сразу, в один момент, и немедленно, без задержки, наносить воспринятое на бумагу, чтобы сохранить свежесть полученного впечатления и передать ощущение движения (например, быстро пробегающий мимо или прыгающий через барьер физкультурник, рисунок 2 — наброски человека в движении, в прыжке).
Решение такой задачи практически возможно только при очень беглом, но чрезвычайно активном наблюдении модели, чтобы не только выбрать наиболее выразительный момент движения, но и определить взаиморасположение и синхронные движения основных ее частей (в данном случае человека: торс, ноги, голова, руки), не забывая при этом подумать и о компоновке наброска.
При развитой способности зрительного запоминания мимолетного восприятия может быть достаточно, чтобы на очень короткое, иногда исчисляемое секундами время оно задергалось в сознании и послужило отправным для крайне обобщенного, иногда почти схематического изображения.
Исполненный таким способом набросок представляет собой как бы зафиксированную на бумаге зрительную память. В дальнейшем его функция — только напоминать о виденном, не больше.
Исправления и дополнения в таких набросках возможны только при условии повторения того же движения той же (или аналогичной) моделью и также на основе быстрого повторного наблюдения и запоминания.
Необходимость вести работу над наброском, опираясь исключительно на зрительную память, возникает тогда, когда внешние условия разрешают только наблюдать, но не рисовать прямо с натуры. К примеру: голова пассажира, сидящего напротив, в вагоне метро, соответствует персонажу задуманной (картины и является объектом давних поисков. Зарисовать ее с натуры невозможно — модель обратит внимание, изменится поворот головы, выражение лица и т. п.
Для решения задачи приходится избрать иной путь, основанный исключительно на зрительном запоминании: исподволь наблюдать и изучать модель, отмечая для себя то характерное, что ее отличает, и стараться обязательно запоминать итоги наблюдения. Пассажир покинул вагон, и надо сейчас же, как можно скорее (иначе уйдет из памяти), набросать в карманном альбомчике все, что запомнилось.
Можно было бы привести много примеров, когда, исполняя набросок, приходится полагаться только на зрительную память.
Самого сильного напряжения зрительной памяти рисующего требуют наброски человека, который быстро двигается и особенно наброски с группы людей, которые находятся в разном по характеру и скорости движении (в качестве напримера можно привести, наброски эпизодов спортивных игр: баскетбола, футбола, хоккея, то есть комплексных набросков).
Следует иметь в виду, что на качество зрительно запоминающегося образа, на его устойчивость и относительное богатство подробностями влияют многие причины и обстоятельства: многократность восприятия, активность и быстрота наблюдения, а также вызванное необходимостью твердое желание запомнить увиденное. Особенно хорошо запоминается то, что внимательно наблюдалось и изучалось, в какой-то мере хотя бы частично (или в виде схемы) было зафиксировано на бумаге натуры. Механически, то есть без анализа, срисованное, как правило, в памяти не удерживается.
Рейтинг: Loading …Просмотров: 11,152
artsblog.com.ua