Как мотивировать подростка к учебе
Один папа однажды задал мне серьезный вопрос: «Как можно мотивировать подростка к учебе?» Проблема вполне понятная и, увы, многим знакомая. А вот писать о ней и советы давать довольно сложно. В случае с дошколятами у меня всегда есть уверенность, что получится. Ну, не бывает малышей без познавательной потребности. Требуется всего лишь эту потребность в правильное русло направить. А вот с подростками «легкая артиллерия» не поможет. Да и тяжелая тоже — ругань, шантаж и наказания лишь усугубят ситуацию.
Что же делать?
— Помнить, что движущей мотивацией к обучению является интерес к ней, понимание, зачем она нужна и удовлетворение от промежуточных результатов. Подросток должен осознать ценность обучения. Сам. По-настоящему (а не «да-да, пап, я с тобой согласен — только отвяжись!»).
Разговоры о том, что школа дает необходимые знания, что без образования не найти хорошую работу, что именно сейчас закладывается фундамент будущего — могут иметь смысл, когда подросток готов вас услышать, когда он уже самостоятельно эти вопросы поднимал и их обдумывал. В противном случае, вы просто тратите время (мели, Емеля, твоя неделя — а я тебя не слышу).
Что же, ничего нельзя придумать? Можно, но стоит забыть о нравоучениях и лобовой атаке. Пойдем обходными путями.
Самый простой вариант: ваш ребенок имеет некое увлечение, которое, возможно, станет его призванием. При этом его увлечение уже привязано (или легко может быть привязано) к к тому или иному школьному предмету — математике, программированию, английскому, биологии,…. В этом случае стоит подкидывать подростку информацию об интересующих его вещах. Увлекается компьютерами? — расскажите о новейших разработках в этой области. Кто создает программное обеспечение или придумывает компьютерные игрушки, где и в каких компаниях эти люди работают, где можно научиться чему-то интересному и познакомиться с профессионалами. Посмотрите с ребенком видеоролики в YouTube с выступлениями Цукерберга, Джобса (кого уважает ваш отпрыск? ;)) Упомяните, что компании вроде Google и Microsoft ведут «охоту» за талантливыми студентами. Но чтобы в их сети попасть и получить опыт работы в уникальной среде, необходимо быть именно студентом. И, желательно, студентом хорошего ВУЗа. А для того, чтобы в этот ВУЗ поступить… Понимаете, к чему я клоню? 😉
Обратите внимание: сначала подкидываем интересную ребенку информацию. Не один раз, а в течение некоторого времени. Пусть ребенок почувствует вашу заинтересованность и поддержку. И лишь потом ненавязчиво обсуждаем вопросы, связанные с ВУЗом и учебой.
Второй вариант: с призванием и даже направлением ребенок пока не определился, но есть у него разные увлечения, из которых можно вытащить кое-что полезное. Если, конечно, подойти к ситуации творчески и с умом 😉 К примеру, ваш ребенок — фанат музыкальной группы. Американской. Предложите ему перевести пару любимых песен. Сложно? — а вот со знанием английского было бы куда проще. И можно было бы общаться на форумах с фанатами из других стран…
Дочка любит просматривать «луки» звезд? — найдите англоязычный сайт на эту тему…
Сын постоянно играет на компьютере? Попробуйте показать ему Scratch — программу, с помощью которой можно легко свои собственные игры создавать. Глядишь, чадо программированием увлечется.
Ваша задача: «привязать» интересы ребенка к тому или иному школьному предмету. Сделать этот предмет полезным инструментом, помогающим подростку.
Вы скажете: «А как же остальные предметы?». А дело в том, что если ребенок начинает чем-то увлеченно заниматься, английским, к примеру, то и ситуация с учебой в целом нормализуется. Во-первых, подросток получает опыт глубокого изучения определенного предмета, упорной и целенаправленной работы, который потом сможет перенести и в другие области. А во-вторых, его увлеченность поможет ему перейти в категорию «почти определившихся» детей, которую мы обсуждали выше.
Самая сложная ситуация. Никаких увлечений, хоть сколько-нибудь связанных с учебой, у вашего ребенка не имеется. Ему лишь бы с друзьями гулять, да лодыря гонять. В этом случае частенько трудотерапия помогает. Да-да, я абсолютно серьезно. Один мой знакомый своего загулявшего сына к себе на склад устроил. Чтобы тот летом поработал — 8 часов в день, как положено, и со стандартной (смешной) зарплатой. — Хочешь, сынок, так всю жизнь работать и копейки считать? — Можешь больше не учиться. Осенью сын за ум взялся. Школу закончил и в хороший ВУЗ поступил.
Идея простая: позволить ребенку не на словах, а на деле почувствовать прелесть низкоквалифицированного труда. А дальше — пусть думает.
А теперь самое важное. Попробуйте честно самим себе на вопрос ответить: что именно вы хотите от вашего ребенка? Чтобы у него был приличный аттестат? Или чтобы он нашел свое призвание, был по-настоящему увлечен чем-то, мог самостоятельно искать информацию и упорно работать в интересной ему области? Помните, что второй вариант совсем не обязательно будет подразумевать выполнение первого.
wiseparents.ru
Консультация для подростков и старшеклассников «Самомотивация.Мотивируем себя учиться»
Самомотивация. Мотивируем себя учиться.
Когда то у каждого из нас случается ситуация, что необходимо что то делать, а не можем. И не просто нет сил, а улетучилась мотивация. Ведь когда она есть, мы находим и силы и ресурсы и делаем. Мы все как один рьяно беремся за дело, а потом по-тихонечку наш запал действовать пропадает, мы начинаем заниматься самообманом, что завтра точно все наверстаем и сделаем за два дня. Но реальность такова, что мы все просто напросто забрасываем и иногда даже не пробуем об этом даже вспомнить, чтобы самим же не было стыдно от незавершенных дел. Хотя, мы народ находчивый и всегда себе «любимым» находим оправдание.
Так что же такое все — таки мотивация? Это наша с вами способность пробудить себя к активным действиям, для достижения определенных действий. Сам алгоритм мотивации выглядит следующим образом:
— у нас возникает потребность в чем то;
— мы начинаем искать возможности для реализации;
— планируем;
— принимаем решение и начинаем осуществлять задуманное;
— получаем результат.
По своей сути человек живет, удовлетворяя свои потребности по мере их возникновения. И чтобы у нас не пропадала мотивация нужно ставить правильные и достижимые цели. Когда не знаешь что, придешь не знаю куда. Для достижения цели и сохранения мотивации сделайте так, чтобы вы почувствовали как проходит процесс достижения цели. Не заниматься самообманом, а реально смотреть на сколько и как качественно вы продвигаетесь. Наш мозг устроен так, что ему можно говорить «халва, халва!», но от этого слаще во рту не станет. Необходимо то, что можно как иногда говорится, «пощупать» руками. Наш организм устроен так, что срабатывает инстинкт самосохранения энергии. Не видя результата, организм перестает на это действие выдавать энергию. И человек привык от всего получать удовольствие и избегать боли любого происхождения. Так вот знание этого нам должно помочь и не нужно спорить с природой. Просто нужно давать нашему мозгу своего рода доказательства наших действий.
Очень многое зависит от нашей уверенности в себе. Чтобы ее развить в себе нужно не многое всего лишь держать свое слово. Когда вы научитесь сдерживать слово данное другим, вы научитесь так же со временем держать слово данное самому себе.
Очень часто чтобы цель была достигнута, рекомендуется всеми фибрами своей души захотеть ее, страстно ее пожелать. Да так словно от этого зависит ваша жизнь. Это как в той притче про ученика, что пришел на обучение к мастеру. Мастер взял его, но ничего с ним не делал. Тогда ученик пришел к мастеру и спросил его, отчего тот с ним не занимается и ничему не учит. Мастер просто взял ученика и повел его к реке, там они вместе вошли в воду. И вдруг в какой то момент мастер взял и резко запрыгнул ученику на спину, да так, что тот стал тонуть. Первое время ученик не понял , что же именно произошло, а потом резко стал сбрасывать мастера со спины, чтобы сделать живительный глоток воздуха. И когда он это сделал, мастер ему сказал: «Вот когда у тебя будет такое же желание учиться, как ты сейчас стремился сделать глоток воздуха, тогда и начнется твое обучение!» Вот это и есть страстно пожелать достижение цели.
Наши чувства активно принимают участие практически во всех этапах алгоритма мотивации:
— предвкушение удовольствие, то чувство, которое возникает на этапе принятия решения;
— удовлетворение, то чувство, которое возникает когда мы достигли своей цели.
Способы самомотивации:
— необходимо четко понимать свои потребности;
— уметь создавать страстное желания для достижения цели;
— важно делать то, что именно вам нравиться, а иначе смысл что то делать;
— придумать себе вознаграждение по достижении цели;
— уметь себя программировать аффирмациями (формулами самовнушения, которые помогают человеку настроить свое сознание на позитивную волну), настроями;
— и помимо поощрений нужно установить себе штрафные меры в случае того, если не сдержите данное себе слово.
Фокусируйтесь на одной задаче, не распыляйтесь. Ведь все незавершенные дела забирают вашу энергию, от этого то и возникает усталость. Выполните следующее упражнение: сядьте на стул и сами себе скажите: «Либо я сейчас приступаю к задуманному, либо так и остаюсь сидеть на стуле!». Обязательное условие, стул должен стоять либо в центре комнаты, либо по возможности подальше от телевизора и доступа к интернету. Поверьте, по истечение малого количества времени, вам не захочется сидеть ровно на стуле и бездействовать.
Чаще себе задавайте вопрос: «А зачем я это делаю?»
Итак, рассмотрим основные причины низкой мотивации:
Первая причина низкой мотивации — это Ваша лень. Да, это звучит банально, но это так. Не все люди ленивые, и если Вы к таким не относитесь, тогда эта причина Вас не касается. Эта причина касается по-настоящему ленивых людей, которые просто не хотят ничего делать, так как привыкли к ничегонеделанию. Они только критикуют, умничают, дают советы, а сами являются полными нулями.
Вторая причина низкой мотивации — это нехватка энергии. Да, если Вам лень что-то делать, это вовсе не означает, что Вы лентяй. Просто у Вас не хватает энергии. Вы вроде бы хотите выполнить что-либо, но подняться с дивана очень трудно. Проблемы с энергетикой часто связаны с ведением неправильного образа жизни: поздно ложитесь спать, не занимаетесь спортом, мало отдыхаете, сидите дома, не гуляете, стресс и депрессия и так далее. Ну как себя мотивировать, если Вы так живете? Чтобы себя мотивировать, первое, что Вам надо — это иметь огромный прилив энергии. Только энергичные люди достигают небывалых высот. Если у Вас будет высокая энергетика, вопрос — как себя мотивировать тут же потеряет свою актуальность. Люди с высокой энергетикой просто не могут сидеть, сложа руки.
Как поднять энергетику? А очень просто. Вовремя ложиться спать, сбалансировано питаться, гулять, заниматься спортом, соблюдать режим труда и отдыха, медитировать. Только так Вы сможете поддерживать уровень своей энергетики на высоком уровне, а значит Вам никогда не будет лень что-либо делать.
Третья причина низкой мотивации — это отсутствие интереса. Поэтому мотивировать себя на учебу дело не простое. Ведь по сути дела, почти каждому второму школьнику не интересен школьный материал. Многие дети просто забивают на учебу.
Поэтому, если Вы хотите мотивировать себя, Вам необходимо иметь четкое представления того, чего Вы получите в итоге. Какую выгоду Вы получите?
То есть, чтобы себя мотивировать, Вы должны увидеть конечную выгоду и эта выгода должна Вас интересовать.
Четвертая причина низкой мотивации — это отсутствие желания. Вы наверняка скажите, что желание у Вас есть, просто как-то руки не доходят.
Чтобы оставаться мотивированным, Вам необходимо:
1) Развивать трудолюбие.
2) Иметь высокий уровень энергетики.
3) Иметь жгучее желание.
4) Вы должны видеть конечный результат (выгоду).
5) Выгода (награда) должна Вас сильно интересовать.
6) Желательно иметь товарища по подотчетности.
7) Вас должно что-то не устраивать
Хочешь, чтобы твоё обучение было успешным? Тогда развивай необходимые для этого навыки и привычки. Они пригодятся и во время учёбы, и после.
1. Будь ответственным. Чтобы чего-то достичь и в учёбе, и в жизни, ты сам должен осознать свои приоритеты и следить за эффективным распределением времени и ресурсов.
2. Будь собран. Умей концентрироваться на своих целях, принципах и ценностях. Не отвлекайся от своей цели, следуй своим приоритетам, а не подсказкам и пожеланиям других. Распределяй приоритеты в зависимости от трудности материала.
3. Будь рационален в выборе места и времени для учебной и исследовательской работы. Они должны способствовать продуктивной и сосредоточенной деятельности.
4. Стремись выполнять всё наилучшим образом. Пусть все (и преподаватели, и однокашники) увидят тебя с лучшей стороны. Старайся делать всё блестяще не только для себя, но и для всех остальных.
5. Ищи эффективные и наилучшие способы решения проблем. Если в изучении материала зашёл в тупик, ищи новые пути, попроси помощь у преподавателя, друга, посоветуйся с каким-либо специалистом или более опытным в этой области человеком.
6. Стремись быть к себе требовательным. Доводи до конца начатое, не поддавайся соблазнам облегчить поставленную задачу или решить проблему за счёт других. Высокий уровень требований и притязаний к себе — важное условие успешного обучения.
7. Стремись к повышению самооценки, к уверенности в своих силах. Неуверенность заранее обрекает на поражение.
8. Ищи способы самомотивации и овладевай ими. Учебная мотивация обеспечивает в обучении при достижении цели и решении проблемы положительные переживания, поэтому необходимо знать, как себя мотивировать, если этот процесс притормозится или по каким-либо причинам желание идти вперёд пропадёт. Чтобы не остановиться, следуй советам:
— понаблюдай за собой, найди свои способы — приёмы, которые заставят двигаться вперёд, и используй их и впредь;
— используй принцип «маленьких успехов», когда каждый день ставится небольшая цель (просто выучить несколько строк из хорошего стихотворения, сходить в магазин за продуктами для пожилых соседей и т.п.), а её достижение становится маленькой победой, трамплином к новым высотам.
— не отступай при неудаче, если не удалось достичь цели, ведь это тоже опыт, который пригодится в жизни.
9. Постоянно развивай в себе волевые качества:
— ориентируйся в своём развитии на лидера, развивай и себе лидерские волевые качества.
— следи за своим поведением, одеждой, манерами: будь опрятен, внимателен, уверен в себе, корректен и приветлив, держись с достоинством;
— учись принимать быстрое мотивированное решение, будь твёрд и последователен в своих поступках;
— стремись не только понимать людей, но и определять их достоинства и недостатки, слабые и сильные стороны их личности: одни прекрасные математики и физики, но разговор на темы литературы их ставит в тупик, другие, наоборот, асы в поэзии, но конус от призмы отличить не могут, для одних похвала — стимул к работе, для других понятен только приказ и т.д.
10. Учись общаться с людьми, ведь мы все индивидуальны и не всегда, отношения с окружающими строить легко. Коммуникативные люди более успешны в общении.
— хотя бы раз в неделю стань простым слушателем для своих друзей, не обязательно быть и советчиком, главное уметь выслушать, попытаться понять проблемы других;
— стремись приобретать опыт выступления перед публикой (удобнее это делать выступая перед классом, перед одногруппниками, и даже перед своей семьёй), это всегда пригодится в жизни.
— учись отстаивать позиции в споре, если уверен в правоте, не избегай ситуаций спора в повседневной жизни (если ты никогда не торговался на рынке или не вступал в переговоры с продавцами, выбирая или обменивая товар, попробуй, это тоже будет твоим опытом).
11. Учись восстанавливаться, поддерживать себя в хорошей физической и психологической форме, борись со стрессами.
— ты можешь использовать метод «отстранённости», т.е. просто игнорировать раздражающую тебя информацию, как бы отстраниться от неё, «пропустить мимо ушей».
— найди свой приём, чтобы успокаиваться, например, считать до 10, говорить какую-либо считалочку, ходить по кругу, представлять летящие шарики или вспоминать что-то хорошее, приятное из жизни;
— беспокойся, когда это необходимо, не накручивайте себя заранее, если всё равно ничего не можешь изменить, ведь зная о существовании какой-то болезни, мы не начинаем лечиться, ещё не заболев;
— можно научиться простейшим упражнениям аутотренинга или медитации для снятия напряжения, послушать приятную для тебя музыку, сделать физические упражнения, а кому-то помогут танцы или созерцание картин природы и произведений искусства.
12. Чтобы чего-то в жизни достичь, надо постоянно учиться, развиваться, стремиться к новым вершинам.
— главное надо начать — выбери тему исследования, предмет для творчества, интересующие тебя более других, и работай над ними, не бросай начатое.
— следи за новыми методиками обучения, получения знаний, например, освой методы скоростного чтения или ассоциативного запоминания, учись работать с новыми техническими источниками информации и не отказывайся от уже эффективно используемых и освоенных ранее.
Самое главное, о чём следует помнить, это то, что интеллект и личность любого человека способны к постоянному развитию, т.е. существенному и количественному, и качественному изменению. А это происходит только, если ты постоянно чему-то учишься.
Все знают о том, что учиться не так то и просто, как может показаться на первый взгляд. Каждый день приходится собираться в школу, сидеть на занятиях, запоминать массу новой информации, записывать её, отвечать перед всем классом и писать контрольные. Но это ещё не самое сложное, так как кроме этого приходится возвращаться домой, где опять продолжать своё обучение – читать параграфы, выполнять упражнения, полученные на дом, учить стихотворения и решать сложные задачи. Поэтому, что не говори, а обучение – это титанический труд. «А как же заставить себя учиться??».
Сегодня Вы узнаете ответ! 10 способов заставить себя учиться
Найдите мотивацию (причину) учиться хорошо. Повод к обучению – лучший метод в обучении. Ваша задача заключается в том, чтобы найти стимул, который бы сработал именно в вашем случае. Для большинства хорошей мотивацией является перспектива: «Если я хорошо окончу школу, то смогу поступить в институт, который выбрал, а потом смогу устроиться на работу с высоким окладом и возможностью передвигаться вверх по карьерной лестнице». Для других перспектива должна быть более близкой и реальной: «Если закончу 2 четверть хорошо, то папа купит мне коньки, и я с друзьями буду ходить на каток!» Мы не знаем, что может заставить учиться именно вас, однако мы точно знаем, что такая мотивация есть. Найдите её! Вообще мы бы сказали, что стимул учиться занимает одну из главенствующих ролей в учебе, если он найден и используется учеником, то он способен достичь неимоверных успехов.
Обустройте своё рабочее место. Казалось бы, как такой мелочный вопрос, как обустройство рабочего места ученика, может повлиять на обучение, но поверьте, оно способно кардинальным образом изменить скорость выполнения домашнего задания и его качество. Мы согласны, что лёжа на кровати с планшетом или ноутбуком – вполне приятно заниматься «домашкой», однако совершенно не эффективно. Так как в лежачем состоянии человек запоминает и понимает её намного хуже, а главное – медленнее. Связано это с физиологическими особенностями строения органов человека. Постарайтесь выделить себе в доме место, в котором вы будете заниматься исключительно делами, связанными с обучением. Особенной чертой этого места должно быть то, что на нём не будет ни компьютера, ни мобильного телефона. Только необходимые тетради, книги и канцелярские принадлежности. Компьютер или другая техника может сильно отвлекать от учебного процесса. Поэтому к ней необходимо прибегать лишь в тех случаях, когда она конкретно требуется для выполнения той или иной задачи.
Измените стиль одежды. Конечно, одежда не может заставить начать учиться, однако её стиль может служить, как взмах стартового флажка для спортсмена. Объясним чуть подробнее: каждый из нас знает, как отличить хорошего ученика от плохого. Хороший ученик всегда одет аккуратно и строго (особенно это касается парней), чего не скажешь о «плохом» ученике. Так вот, когда этот самый «не очень хороший» ученик приходит на занятие в строгом костюме, к нему резко меняется отношение, как среди учеников, так и среди преподавателей. И первая мысль, которая возникает у окружающих «Неужели он взялся наконец-то за ум и начал учиться?!». Да-да, при помощи обычной смены имиджа, можно добиться таких вот изменений в отношении к себе.
Создавайте из обучения увлекательное занятие (метод ассоциативных карт). Вы, наверное, замечали, что многие девчонки в вашем классе, пишут конспекты не сплошным текстом, а с использованием различных маркеров и цитат. Важные фразы можно писать другим цветом, правила выделять, подчеркивать. Такую информацию будет проще запомнить, так как она запоминается ещё и визуально. Когда сложно запомнить какую- нибудь информацию, попытайтесь её понять не буквально, а через аналогии. Например: запомнить название «Бородинское сражение», можно при помощи аналогии его с «Бородинским хлебом»; запомнить инициалы Александра Сергеевича Пушкина, можно, как «Пушкин – ас (лучший специалист)». Примеры, возможно, не самые удачные, главное усвойте смысл и используйте его в своем обучении.
Поощряйте себя за успехи. Например: Вы сегодня отучились и не получили ни одной плохой отметки – похвалите себя и разрешите себе сегодня часок-другой погулять. А если ещё и получили хорошую отметку по важному предмету, то здесь ещё можно поощрить себя чем-нибудь вкусненьким например шоколадкой. Если провинились, то ни о каком отдыхе и речи быть не может. Вы должны осознать, всю сладость победы и горечь поражения.
Первый шаг сделать трудно! Самым сложным моментом в обучении является первый шаг, начало процесса. Признайтесь себе, как часто бывало так, что Вы оттягивали домашнее задание до последних часов своего бодрствования?! Наверное, частенько – ведь всегда находятся дела, которые кажутся важнее домашней работы. Согласитесь, что начать делать домашнее задание всегда сложнее, чем его закончить. Ведь так?! Главной причиной сложного старта является банальная лень. Чем быстрее Вы поборите в себе лень, тем быстрее начнете хорошо учиться.
Учитесь хорошо с первой четверти! Если Вы решили закончить этот год с хорошими отметками и показать себя в лучшем свете перед учителями, родителями и друзьями, то начинайте хорошо учиться именно с первой четверти. Не откладывайте дела на потом. В начале года (после каникул), все задания будут накапливаться постепенно, а это шанс их решать быстро и правильно. Учитесь распределять учебную нагрузку равномерно и тогда всё у Вас обязательно получиться!
Работайте больше в классе, чтобы меньше оставалось на дом. Хитрый способ для тех, кто умеет ценить свое время. Очень часто бывает так, что вы выполнили всю классную работу и в конце урока у вас остаётся свободное время, это время мы вам не советуем тратить впустую, вы всё равно находитесь в школе, так используйте это время с толком: начните выполнять домашнее задание. Пусть не по этому предмету, а по другому. Не важно! Главное, что Вы сэкономите себе время дома, а значит, лишние 10-20 минут сможете погулять с друзьями на свежем воздухе.
Правильно распоряжайтесь своим временем. Старайтесь учиться и отдыхать по составленному режиму. К примеру, сразу после занятий не приходить и садиться за компьютер, а приходить, и садится за кухонный стол, кушать, потом идти делать уроки, а вечером выходить гулять. Таким образом, Вы всегда будете знать, что в это время Вам нужно делать уроки, а не отдыхать.
Развивайте в себе силу воли. Порой случается так, что никакая мотивация ни способна заставить начать учиться. В таких случаях есть лишь один совет: «Стисните зубы, соберите всю силу воли в кулак и во что бы то ни стало, начните учиться! Не потому, что так хочется, а потому что так НАДО!». Таким образом, Вы будете развивать у себя силу воли, которая в будущем ещё не раз пригодится. Удачи!
Педагог-психолог ГУ ТО КЦСОН № 3
Анпилова Мария Александровна
infourok.ru
Мотивация к учебной деятельности у старшеклассников.
Мотивация к учебной деятельности у старшеклассников.
На взгляд автора, мотивация к учебной деятельности у старшеклассников – тема важная, но освещаемая в литературе значительно меньше, чем мотивация к учебе у более младших возрастных групп: дошкольников, школьников начальной и младшей средней школы. Здесь мы имеем возрастную группу, занимающую промежуточное положение: уже не дети, но ещё не вполне (не по всем показателям) – взрослые. Тем не менее, по мнению автора, мотивация в этой возрастной группе особенно важна, так как мы имеем дело с ‘последней станцией’, когда есть возможность сочетать инструменты воздействия “детские” и “взрослые”. К примеру, в качестве детских инструментов можно рассматривать тандем родители-учителя, если они действуют в одном направлении. А в качестве взрослых “инструментов” всё возрастающую способность старшеклассника воспринимать себя как индивид, стоящий на пороге взрослой жизни и которому, поэтому, успешная учёба важна как ступень к успешной карьере.
Мотивация — это соотнесение целей, стоящих перед человеком, которые он стремится достигнуть, и внутренней активности личности, т.е. ее желаний, потребностей и возможностей. В обучении мотивация выражается в принятии учеником целей и задач обучения как личностно для него значимых и необходимых. Мотивация может быть положительной и отрицательной. Например, если ученик выражает желание учиться, стремится как можно лучше выполнить учебную деятельность — значит, у него положительная мотивация, выражающаяся в направленности на учебу. Другой ученик стремится всеми силами избежать учебы и школьных занятий, проявляя отрицательную мотивацию к учебной деятельности.
Чтобы правильно оценить действия ученика, прежде всего следует понять мотивы этих действий, которые могут быть разными даже в случае выполнения внешне одних и тех же действий, достижения одних и тех же целей.
А.Н. Леонтьев различает понятия «мотив» и «цель». Цель — это предвидимый результат, представляемый и осознаваемый человеком. Мотив — побуждение к достижению цели. Различают мотивы понимаемые и реально действующие. Учащийся понимает, почему надо учиться, но это еще может не побуждать его заниматься учебной деятельностью. При конкретных условиях понимаемые мотивы становятся реально действующими. Например, учащийся всячески оттягивает выполнение домашнего задания. Он знает, что ему нужно учить иностранный язык, иначе он не сможет в будущем построить успешную карьеру, свободно путешествовать заграницей. Но перспектива по-прежнему достаточно далека. Следовательно, всего этого может быть недостаточно, чтобы заставить ребенка готовить уроки. Т.е. в данном случае мотив понимаемый, но не действенный. А вот если, предположим, перед старшеклассником замаячила перспектива обязательного экзамена по предмету, да ещё, получается, необходимость подготовки — реально действующий мотив — совпала с понимаемым мотивом, он , скорее всего, выполнит домашнее задание. Появляется действующий мотив: он делает уроки, чтобы получить хорошую отметку на экзамене, теперь в этом смысл приготовления заданий.
Психологи выделили факторы внешней и внутренней привлекательности цели обучения.
Внешняя привлекательность возникает тогда, когда результат:
1) обеспечивает самостоятельность мыслительной работы и деятельности; 2) открывает путь собственного развития; 3) обеспечивает самовыражение; 4) вызывает чувство удовлетворения от правильно выполненного задания; 5) удовлетворяет потребность в самоактуализации и самореализации; 6) создает чувство самоценности.
1) позволяет добиться авторитета в группе; 2) повышает престиж; 3) обеспечивает безопасность; 4) увеличивает возможность социально-психологических контактов; 5) обеспечивает материальное благополучие; 6) обеспечивает социальное признание.
Одни и те же цели могут быть привлекательны для одних и непривлекательны для других. Субъективно привлекательность выражается в мотиве деятельности, т.е. когда субъективная цель соотносится с актуальной потребностью, возникает мотив. Мотив — это то, что позволяет ученику приписывать результату определенную ценность и значимость. Мотив является определившимся намерением, желанием что-то сделать и вместе с целью составляет основной регулятор поведения, включенный в высший уровень психологической системы деятельности. Чем выше привлекательность и значимость результата для личности, тем сильнее будет мотив.
Типы мотивации учебной деятельности.
Сами по себе знания, которые ученик получает в школе, могут быть для него лишь средством для достижения других целей (получить аттестат, избежать наказания, заслужить похвалу и т.д.). В этом случае ребенка побуждает не интерес, любознательность, стремление к овладению конкретными умениями, увлеченность процессом усвоения знаний, а то, что будет получено в результате учения. Выделяют несколько типов мотивации, связанной с результатами учения:
• мотивация, которая условно может быть названа отрицательной. Под отрицательной мотивацией подразумевают побуждения школьника, вызванные осознанием определенных неудобств и неприятностей, которые могут возникнуть, если он не будет учиться (укоры со стороны родителей, учителей, одноклассников и т.п.). Такая мотивация не приводит к успешным результатам;
• мотивация, имеющая положительный характер, но также связанная с мотивами, заложенными вне самой учебной деятельности. Эта мотивация выступает в двух формах.
В одном случае такая положительная мотивация определяется весомыми для личности социальными устремлениями (чувство долга перед близкими). Учение рассматривается как дорога к освоению больших ценностей культуры, как путь к осуществлению своего назначения в жизни. Такая установка в учении, если она достаточно устойчива и занимает существенное место в личности учащегося, дает ему силы для преодоления известных трудностей, для проявления терпения и усидчивости. Это — наиболее ценная мотивация. Однако если и процессе учения данная установка не будет подкреплена другими мотивирующими факторами, то она не обеспечит максимального эффекта, так как обладает привлекательностью не деятельность как таковая, а лишь то, что с ней связано.
Другая форма мотивации определяется узколичными мотивами: одобрение окружающих, путь к личному благополучию и т.п. Кроме этого, может быть выделена мотивация, лежащая в самой учебной деятельности, например мотивация, связанная непосредственно с целями учения. Мотивы этой категории: удовлетворение любознательности, приобретение определенных знаний, расширение кругозора. Мотивация может быть заложена в самом процессе учебной деятельности (преодоление препятствий, интеллектуальная активность, реализация своих способностей и пр.).
Принято различать две большие группы учебных мотивов: познавательные (связанные с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения) и социальные (связанные с различными социальными взаимодействиями школьника с другими людьми). Познавательные мотивы включают:
1) широкие познавательные мотивы, состоящие в ориентации
школьников на овладение новыми знаниями. Проявление этих мотивов в учебном процессе: реальное успешное выполнение учебных заданий; положительная реакция на повышение учителем трудности задания; обращение к учителю за дополнительными сведениями, готовность к их принятию; положительное отношение к необязательным заданиям; обращение к учебным заданиям в свободной необязательной обстановке, например на перемене. Широкие познавательные мотивы различаются по уровням. Это может быть интерес к новым занимательным фактам, явлениям, либо интерес к существенным свойствам явлений, к первым дедуктивным выводам, либо интерес к закономерностям в учебном материале, к теоретическим принципам, к ключевым идеям и т.д.;
2) учебно-познавательные мотивы, состоящие в ориентации школьников на усвоение способов добывания знаний. Их проявления на уроке: самостоятельное обращение школьника к поиску способов работы, решения, к их сопоставлению; возврат к анализу способа решения задачи после получения правильного результата; характер вопросов к учителю и вопросы, относящиеся к поиску способов и теоретическому содержанию курса; интерес при переходе к новому действию, к введению нового понятия; интерес к анализу собственных ошибок; самоконтроль в ходе работы как условие внимания и сосредоточенности;
3) мотивы самообразования, состоящие в направленности школьников на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний. Их проявления на уроке: обращение к учителю и другим взрослым с вопросами о способах рациональной организации учебного труда и приемах самообразования, участие в обсуждении этих способов; все реальные действия школьников по осуществлению самообразования (чтение дополнительной литературы, посещение кружков, составление плана самообразования и т. д.).
А.К. Маркова описывает две группы психологических характеристик познавательных и социальных мотивов.
Первая группа мотивационных характеристик — их называют содержательными — прямо связана с содержанием осуществляемой школьником учебной деятельности. Здесь, в большинстве случаев, инструментами, повышающими мотивацию у учащихся будут формы и методы подачи учебного материала учителеми, организация учебного процесса, личность учителя и его коммуникативные навыки и способности. Т.е. в эффективности мотивации этой группы главенствующее место принадлежит учителю. Вторая группа характеристик — их условно называют динамическими — характеризует форму, динамику выражения этих мотивов. И здесь решающая роль принадлежит самому ученику, а роль учителя- наблюдение за учащимися и коррекция направленности мотивации посредством личных и групповых бесед, преимущественно во внеурочное время в неформальной обстановке.
Содержательными характеристиками мотивов являются следующие:
1) наличие личностного смысла учения для ученика;
2) наличие действенности мотива, т.е. его реального влияния на ход учебной деятельности и всего поведения ребенка;
3) место мотива в общей структуре мотивации;
4) самостоятельность возникновения и проявления мотива;
5) уровень осознания мотива;
6) степень распространения мотива на разные типы деятельности, виды учебных предметов, формы учебных заданий.
Формы выражения мотивов учения должны находиться в поле зрения учителя и не менее важны, чем анализ внутренних, содержательных особенностей мотивов.
Как изучить мотивацию учеников? По мнению А.К. Марковой, наиболее реальными для учителя методами изучения мотивации являются:
• наблюдение за поведением учеников во время урока и вне
его, за учебной, общественно полезной, организационной и другими видами деятельности, характером общения школьников;
• результаты этих наблюдений фиксируются в дневниках учителя, в педагогических характеристиках;
• использование ряда специально подобранных ситуаций (их можно назвать экспериментальными педагогическими ситуациями), которые можно включить в естественный ход учебного процесса в виде контрольной работы, заданий классного руководителя на классном часе;
• индивидуальная беседа с учеником, предполагающая прямые и косвенные вопросы учителя о мотивах, смысле, целях учения для данного ученика;
• анкетирование, помогающее довольно быстро собрать массовый материал в нескольких классах, школах об отношении школьников к учению.
Косвенно об учебной мотивации свидетельствует уровень реальной успешности учебной деятельности. Сюда относятся обычные показатели школьной успеваемости, посещаемости и главное — показатели сформированности учебной деятельности школьников.
Зная тип мотивации, учитель может создать условия для подкрепления соответствующей положительной мотивации. Если это мотивация, связанная с результатом учения, то условиями для ее поддержания могут быть поощрение, показ полезности усваиваемых знаний для будущего, создание положительного общественного мнения и т.п. Если это мотивация, связанная с целью учения, то условиями для ее поддержания могут быть информация о достигнутых результатах, пробуждение и формирование познавательных интересов, проблемная методика. Для поддержания мотивации, связанной с процессом учения, важны живая и увлекательная организация учебного процесса, активность и самостоятельность учащихся, исследовательская методика, создание условий для проявления их способностей.
В процессе учения тип мотивации меняется. На изменение мотивации влияют различные причины: новые установки ученика (например, стремление обходить или преодолевать трудности), длительные удачи или неудачи в процессе учебных занятий, выбор жизненного пути и др.
Огромную роль в повышении мотивации к учёбы у старшеклассников играет атмосфера в учебном коллективе, создание среды, где получение знаний, интеллектуальное развитие будут социально значимы.
infourok.ru
Мотивация к учёбе для подростка
Почему ребенок не хочет учиться? Мы же купили ему обещанный велосипед, отдали в частную школу, делаем с ним уроки! Разберемся, в чем причина, и что нужно сделать, чтобы получение среднего образования не стало мучением для всей семьи, а мотивация к учебе у подростков и младших школьников усиливалась.
Мотивация ребенка и ее виды
Мотивация – это то, что двигает человеком для достижения определенного результата. В основе любого мотива лежит потребность, которая требует удовлетворения. Мы рождаемся и испытываем потребности с момента появления на свет. С течением времени, мотивы, движущие нами, становятся разнообразнее. Мотивация ребенка меняется в процессе его взросления. Если родитель хорошо понимает, как именно происходят эти изменения, ему проще установить контакт с ребенком, и помогать ему достигать результатов.
Для мотивации к учебе, важны два вида содержательных мотивов:
- стремление к познанию, которое ребенок начинает проявлять в раннем детстве;
- потребность в общении с людьми и получении одобрения ими своих действий.
Сама мотивация, формирующая стремление учиться, подразделяется на:
- внутреннюю – развивающую интерес к самому процессу научения, стремлению узнавать новое;
- внешнюю – стимулирующую стремление учиться для того, чтобы соответствовать требованиям окружающих людей (родителей, учителей, одноклассников).
Если смотреть на мотивацию, с точки зрения эмоционального восприятия ребенком, то определяют 2 ее вида:
- положительная, создающая приятные эмоции от достигнутого результата, подкрепленная поощрением ребенка;
- отрицательная, связанная с наказанием или лишением награды за то, что ребенок не выполнил какие-либо действия так, как это требовалось.
По способу достижения результата, выделяют следующие виды мотивации:
- достижения успеха, при которой ребенок стремится получить новое знание, освоить умение или навык, поскольку ему важен успешный результат, от достижения которого он получает удовольствие;
- исключение неудачи, когда ребенок учится ради того, чтобы не получать плохих оценок и не быть наказанным.
Как повысить мотивацию к учёбе: советуют профессионалы
Многие родители хотели бы видеть своих детей, радостно бегущими в школу, с удовольствием и самостоятельно выполняющими уроки, приносящими пятерки и грамоты за успехи в учебе. Но все это может исчезнуть. Часто сами взрослые виноваты в том, что у ребенка снижается интерес к учебе:
- Родители – основной пример для детей. Если взрослые сами не развиваются, не читают, не имеют интереса к какой-то конкретной деятельности, а их любимое занятие – компьютерные игры и телевизор, то такой же результат получат в будущем и у своих детей.
- Поощряйте самостоятельность, которую ребенок проявляет в учебе. Гиперопека приведет к тому, что выполнение домашних заданий будет совместной повинностью до окончания школы, а некоторые студенты и в вузе будут готовиться к сдаче сессий вместе с родителями.
- Не сравнивайте своего ребенка с более успешными Леной, Иваном или Сашей. Сравнивать достигнутые результаты нужно только с теми, которых достиг сам ребенок, а не его сосед по парте. Иначе комплекс неполноценности обеспечен, а от мотивации на учебе не останется и следа.
- Никогда не отчитывайте ребенка в присутствии третьих лиц. Лучше промолчите, успеете высказать все свои претензии дома.
- Не предлагайте ребенку готовых решений, пусть он ищет варианты сам. Помогайте находить их, но так, чтобы развивать поисковое мышление.
- Пореже кнут – почаще пряник. Отрицательное мотивирование никто не отменял, но воспитание на страхе никому не приносило счастья.
- Погода в доме – важный фактор. Если в семье часто случаются конфликты, взрослые бранятся друг с другом, выясняя отношения, у детей снижается познавательная активность, замещаясь на эмоциональные переживания, с которыми они не умеют справляться.
Как сформировать правильную мотивацию к обучению у младших школьников?
Важно развивать интерес к учебе еще с ранних лет. Формировать его в 6-7 лет уже поздно. Он должна быть сформирован еще в дошкольном возрасте. Если этого не произошло, придется потрудиться. Но в любом случае, у большинства детей 1-й класс и школа воспринимаются как новая ступенька, которая интересна им своей новизной.
Атмосфера для учебы
Дома необходимо организовать правильную учебную среду. Ребенку должно нравится его домашнее рабочее место: удобный стол и стул, яркие канцелярские принадлежности, красивый портфель, удобные полки дня книг. Нежелателен в комнате работающий телевизор или постоянно включенный компьютер. Освещение должно быть достаточным, а лампа привлекательного вида.
Внимание! Многим ребятам нравится, когда родители перед отправкой в первый класс, меняют стиль детской. Тем самым, они подчеркивают ответственность нового этапа в жизни ребенка.
Распорядок дня
Важно учить ребенка планировать свой день: создавать расписание, объяснять, сколько времени у него должно оставаться на отдых, и контролировать, как именно он расходует свое время. Это особенно важно в тех случаях, когда школьник допоздна учит уроки и не высыпается. В итоге снижаются показатели по учебе, и при отсутствии положительного результата начнет падать интерес к учебным занятиям.
Плохие оценки, как реагировать?
Точно не ругать с утра до вечера за принесенную двойку или тройку. Отобьете напрочь желание учиться, либо привьете привычку учиться ради хорошей оценки, а не ради знаний.
Чтобы понять, как помочь ребенку, важно знать почему ребенок получил плохую отметку. Попробуйте поговорить со своим малышом и решить проблему вместе.
Хвалите за любое позитивное изменение в оценках. И вместе анализируйте, благодаря чему у него получилось добиться улучшения результата.
Поощряем разумно
Не стоит за каждую полученную пятерку обещать купить игрушку или самокат. По результатам года, можно поощрить за хорошие достижения.
А вот хвалить нужно часто, и обсуждать дома достижения. Иногда для ребенка важнее конфеты совместное рассматривание пятерки в дневнике или похвала за рисунок, который был сделан в школе на уроке.
Постоянное общение
Разговаривать, обсуждать и анализировать школьные ситуации, рассказывать о своей работе – это важно. Но из общения нужно исключить рассказы о том, какой у вас непрофессиональный руководитель, или обсуждение, правильно ли поступил учитель.
Контроль или свобода?
И беспредельная свобода и тотальный контроль – обе эти тенденции недопустимы. Хороша золотая середина. Нужно ли проверять уроки? Зависит от общей ситуации в успеваемости, но даже если она вполне благополучна, интересоваться уроками нужно: смотреть дневник, рабочие тетради, чтобы хотя бы быть в курсе, как идет процесс обучения.
Приучать ребенка к тому, что уроки нужно учить вместе с родителем, или самому решать за него задачи – это путь снижения мотивации к учебе. Старайтесь подключаться тогда, когда для этого есть весомая причина. А помогая выполнить упражнение, не делайте все за ребенка, а показывайте направления для раздумий и поиска решения.
Младший школьный возраст – это период, когда нужно не мешать развиваться, а создавать для этого условия. Мотивация к учебе должна формироваться в сторону внутреннего стремления ребенка учиться и получать удовольствие от этого процесса. Внешняя мотивация должна лишь помогать развивать внутреннюю.
Как повысить мотивацию к обучению у подростков?
Если удалось спокойно пережить младшие классы, расслабляться рано. В средней школе мотивация к учебе у подростков начинает меняться. И все потому, что ведущими становятся другие потребности и мотивы. Теперь жажда новых знаний уходит на второй план, а на замену ей приходит желание самореализоваться в своей среде, быть признанным одноклассниками и друзьями. Сложный подростковый период начинает сказываться не только на взаимоотношениях с родителями, но и на учебных результатах.
Увлечения и хобби
Мотив самореализации должен стать основной движущей силой в учебной мотивации. Подросток начинает больше внимания обращать на окружение, оценивать, кто каких результатов в жизни добился, подражать своим кумирам. Чтобы не пустить ситуацию на самотек, нужно быть в курсе, чем интересуется ребенок, какие увлечения являются для него самыми важными.
Увлеченность нужно использовать для того, чтобы подросток начал изучать мир профессий, и определяться, на какие предметы нужно сделать особенный акцент. Успешно по всей школьной программе учатся единицы. Подавляющее большинство подростков выбирают предметы, которые в большей степени им интересны в контексте продолжения образования и выбора профессионального будущего.
Класс и его влияние
Если класс слабый, и ребенок получает хорошие оценки, это не является гарантом объективности его высоких результатов. На фоне остальных он лучший. Но на самом деле в сильном классе его результаты могут резко снизиться. В такой ситуации, следует отправить ребенка на дополнительное обучение к репетиторам, или поговорить с учителями, чтобы они не снижали планку при выставлении оценок. Ситуацию необходимо исправлять сейчас, а не когда придет время поступать в университет.
Повышение мотивации к учебе – непростой процесс. Пусть не все рекомендации могут быть выполнены родителями в силу разных причин, но если даже некоторые их них будут приняты к сведению, это поможет и взрослым и их детям учиться с удовольствием, достигая необходимых результатов.
mystroimmir.ru
50 советов по повышению мотивации школьников на уроках
27.11
В статье представлено большое количество советов по улучшению мотивации школьников к учебе для родителей и учителей. Вы узнаете как необходимо мотивировать ребенка к учебе, как прививать любовь к самому процессу обучения, какие есть стимулы и поощрения.
Как родителям повышать учебную мотивацию школьников
1. Обсудите с ваши ребенком важность школы и образования. Это очень важно.
2. Спрашивайте вашего ребенка каждый день, как прошел его день в школе. Удостоверьтесь, что он вам рассказывает подробности.
3. Узнайте: задали ли ему домашнее задание или какой-либо проект в классе, который он должен сделать.
4. Если у вашего ребенка нет никакого домашнего задания, удостоверьтесь, что они тратят по крайней мере 30 минут на изучение, просмотр и практику уроков.
5. Прочтите и поговорите с вашим ребенком о каких-либо признаках его прогресса, который он делает дома. Если необходимо, поставьте какие-либо ограничения на его действия или сделайте что-либо по поводу его плохого поведения.
6. Поощряйте позитивные действия. Не надо концентрировать ваше внимание только на его негативных действиях или плохом поведении.
7. Поддержите вашего ребенка, если даже он плохо сдал какой-либо экзамен или тест.
8. Если у вашего ребенка проблемы в учебе, ему необходима дополнительная помощь учителя, домашнего репетитора.
9. Поговорите с его учителем о различных альтернативах или источниках, которые могут помочь вашему ребенку, если же у него или нее есть проблемы в учебе.
10. Самое главное: регулярно будьте в постоянном контакте с учителями вашего ребенка, которые следят за успеваемостью и поведением вашего ребенка в школе.
11. Чётко ставьте цели перед подростком: чего хотим добиться, какими знаниями обладать.
12. Определяйте и оглашайте сроки реализации поставленной цели (когда я это исправлю, выучу).
13. По возможности, определяйте прикладную направленность обучения. ( Зачем мне это надо знать, как я это применю в жизни?).
14. Чёткое и своевременно отслеживайте результаты деятельности собственного ребёнка в процессе всей работы (учёбы).
15. Разработайте приемы поощрения (похвала при всей семье). Хвалите за дело – стимулируйте мотивацию.
16. Позитивно, регулярно поддерживайте подростка. Доброе слово и дельный совет лучше порицания.
17. Формируйте положительный стимул для обретения новых знаний в школе.
18. Так как ведущая деятельность подростка – общение, группирование, обучение должно происходить через общение. Оцените положительные действия ребёнка, спросите мнение по предмету, обсудите с ним предмет.
19. Не сравнивайте результаты обучения вашего подростка с ребятами из класса, это может привести к раздражению.
20. Любите ребенка.
Как учителям повышать учебную мотивацию школьников
1. Предоставление частичной свободы выбора .
2. Интерес и радость должны быть основными переживаниями школьнику в процессе обучения
3. При обучении необходимо учитывать запросы, интересы и устремления детей.
4. Самой мощный стимул в обучении «Получилось!!!» Отсутствие этого стимула, означает отсутствие смысла учебы. Нужно научить разбираться ребенка в том, что ему непонятно, начиная с малого. Одну большую задачу разбить на подзадачи так, чтобы ребенок смог самостоятельно их сделать. Если, ребенок в каком то виде деятельности достигнет мастерства, то внутренняя мотивация будет расти.
5. Рост уверенности в себе, своих силах способствует усилению внутренней мотивации.
6. Отмечайте достижения ребенка. Оценка его достижений поможет продолжить обучение. Например, список успехов может способствовать тому, чтобы он стал самостоятельным.
7. Не наказывать за неудачу, неудача сама по себе является наказанием. Страх и напряжённость затрудняет процесс обучения. Неудачи снижают мотивацию.
8. Для школьников важна сама личность учителя (очень часто даже скучный материал, объясняемый любимым учителем, хорошо усваивается).
9. Правильно преподносить содержание учебного материала, чтобы это было интересно.
10. Изменять методы и приемы обучения.
11. По возможности стараться на уроке чаще обратиться к каждому ученику, осуществляя постоянную «обратную связь» – корректировать непонятное или неправильно понятое.
12. Ставить оценку ученику не за отдельный ответ, а за несколько (на разных этапах урока) – вводить забытое понятие поурочного балла.
13. Постоянно и целенаправленно заниматься развитием качеств, лежащих в основе развития познавательных способностей: быстрота реакции, все виды памяти, внимание, воображение и т. д. Основная задача каждого учителя – не только научить, а и развить мышление ребенка средствами своего предмета.
14. Стараться, когда это возможно, интегрировать знания, связывая темы своего курса как с родственными, так и другими учебными дисциплинами, обогащая знания, расширяя кругозор учащихся.
15. Всеми возможными способами пробуждать в учениках интерес к учебе – быть самим интересным, сделать интересными методы преподнесения информации и сделать интересной свою дисциплину.
16. Игра является мощным стимулом интереса к окружающей жизни. Казалось бы, игра — дело лишь маленьких детей. Но практика показывает, что это не так. Наибольшую эффективность игровая мотивация показывает в среднем школьном возрасте. Младшие более управляемы, старшие — взрослее и целеустремленнее. Средний же возраст как раз и надо цеплять чем-то азартным и вдохновенным. Различные возрасты диктуют совершенно различные игры. Связано это с теми новообразованиями, которые формируются в психике человека по мере взросления. Игры младшего возраста более линейны, младшего среднего — командные, старшего среднего — подразумевают яркую реализацию в личных поступках, в старших классах становится важным отыгрыш и реконструкция незнакомых образов, интересные и необычные модели действительности. Каждый возраст находит в игре свое, и в целом игровая деятельность оказывает огромный эффект в деле формирования личности человека, его знаний и мышления.
17. Создание ситуации успеха, через выполнение заданий посильных для всех учащихся, изучение нового материала с опорой на старые знания.
18. Положительный эмоциональный настрой, через создание на уроке доброжелательной атмосферы доверия и сотрудничества, яркую и эмоциональную речь учителя.
19. Рефлексия, через оценку собственной деятельности и деятельности других, оценку результата деятельности, вопросы, требующие многовариантных ответов (например, «почему было трудно?», «что открыли, узнали на уроке?» и т.д.).
20. Занимательность, необычное начало урока, через использование музыкальных фрагментов, игровые и соревновательные формы, юмористические минутки.
21. Включение учащихся в коллективную деятельность, через организацию работы в группах, игровые и соревновательные формы, взаимопроверку, коллективный поиск решения проблемы, приём «метод проб и ошибок», оказание учащимися помощи друг другу.
22. Необычная форма преподнесения материала.
23. Сотрудничество на уроке, через совместное решение проблемы и разрешение противоречий, эвристическую беседу, учебную дискуссию, выделение существенных признаков предметов, классификацию, обобщение, моделирование.
24. Стимулирование деятельности, через оценку, благодарность, словесное поощрение, выставку лучших работ, оказание учителем незначительной помощи, усложнение заданий.
25. Выяснить, что является причиной низкой мотивации учеников: неумение учиться или ошибки воспитательного характера. После этого поработать с проблемными сторонами.
26. В деле повышения интереса ребенка к учебному процессу очень важен контакт с ребенком и доверительная атмосфера.
27. Создание атмосферы энтузиазма, оптимизма и веры детей в свои способности и возможности.
28. Применяйте новые информационные технологии.
29. Игра является самым сильным мотивирующим фактором, который удовлетворяет потребность школьников в новизне изучаемого материала и разнообразии выполняемых упражнений. Игра, а именно, ролевая игра дает широкие возможности для активизации учебного процесса.
30. Уважайте личность каждого ребенка.
В комментариях можете писать свои советы по повышению мотивации школьников на уроках.
Читайте также
www.poznaysebia.com
Мотивация к учебе как фактор успеха ученика
Вопрос о мотивации учения есть вопрос
о процессе самого учения.
П.Я. Гальперин
Проблема мотивации вот уже много лет остается одной из самых дискуссионных в психологической науке. Однако некоторые ее аспекты, казалось бы, уже получили исчерпывающее объяснение и давно не вызывают разногласий.
Например, принято считать, что познавательная мотивация, или стремление к приобретению новых знаний, является почти исключительно внутренней и бескорыстной. Школьник, движимый внутренней, познавательной мотивацией, учится намного успешнее того, кто старается ради оценки и похвалы. Иными словами, один вид мотивации явно предпочтительнее другого. И с этим вроде бы давно уже никто не спорит.
“Всё дело в индивидуально-психологических различиях — разные люди оказываются по-разному мотивированы” — так считает психолог Стивен Рейс.
Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать: “не хочет учиться”, “мог бы прекрасно заниматься, а желания нет”. В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению.
Большинство специалистов говорят о том, что
формировать нужно не учебную мотивацию, а
непосредственно учебную деятельность. Учебная
деятельность имеет место тогда и только тогда,
когда она побуждается познавательным мотивом.
Я вполне согласна с этим положением. Приятно
сознавать, что проблема мотивации актуальна, она
интересует не только школьных психологов, но и
педагогов.
Изучением мотивации занимались многие
психологи, поэтому в современной
психологической науке представлены самые
разнообразные ее толкования. Просмотрев
методическую литературу по данной проблеме, я
считаю наиболее полным понимание мотивации в так
называемой деятельностной теории учения
(П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов,
Н.Ф. Талызина и др.). В этой теории привлекает ее
простота и строгость: мотив может быть либо
внешним, либо внутренним в зависимости от
отношения человека к процессу получения знаний.
Если мотивация внешняя, это не значит, что она
плохая, у нее имеются свои достоинства и
недостатки. Известно, что престижная и
соревновательная мотивации широко
распространены в школьной среде и нередко
приводят к неплохим результатам в учебе.
Заинтересовавшись вопросом: “Какие ведущие мотивы преобладают у школьников на разных этапах обучения?”, я подобрала диагностический материал для учеников, учитывая возрастные особенности. Обработав данные, я получила следующий результат.
В начальной школе наблюдается высокий уровень познавательной активности.
В 1-й класс дети приходят с огромным желанием учиться, узнавать всё новое.
На выходе из начальной школы (т.е. в конце обучения 4 класса) снижается уровень познавательной активности. У ребят развивается рефлексия, они уже понимают, зачем учатся, для чего это им надо.
Соревновательная мотивация — типичное явление в средней школе, когда дети стараются не отставать друг от друга, могут похвастаться своими успехами не только перед одноклассниками, но и перед другими значимыми людьми (родители, учителя-предметники).
Престижная мотивация работает у старшеклассников, которые пытаются самоутвердиться, демонстрируя свои познания в той или иной области. На выходе из школы ученики осознают значимость обучения для приобретения будущей профессии. И здесь мы наблюдаем ещё один мотив – мотив долга. На вопрос “Что значит учёба – это мой долг?” школьники однозначного ответа не дают, либо вообще не отвечают, хотя процент выбора этого мотива большой. Мотив пресса (заставляют родители и учителя) выявляется небольшим количественным выбором, но тем не менее присутствует в ответах учащихся.
Из полученных данных видно, что познавательные мотивы изменяются в течение школьной жизни ученика. Учебная деятельность первоклассника и выпускника школы также различны, что соответствует возрастным особенностям детей.
Познавательный и социальный мотив развиваются у школьников параллельно: лидирует широкий социальный мотив (получить образование, найти хорошую престижную работу, быть материально обеспеченным, но для этого мне надо закончить школу).
Нас, психологов, давно волнует вопрос: что надо
изменить в системе школьного обучения, чтобы
повернуть детей к учебе?
Одним из вариантов ответа на этот вопрос считаю
мнение Д.Б. Эльконина, который отмечал, что
позиция школьника — это не просто позиция
ученика, посещающего школу, слушающего учителя и
аккуратно выполняющего домашние задания, это —
позиция человека, совершенствующего самого себя.
Как же сформировать такую позицию у школьника?
Многочисленные исследования убедительно показали, что главный путь формирования познавательных мотивов лежит через правильную организацию учебной деятельности школьников.
От того, как и какой материал преподносится учителем, какая роль отводится ученику — пассивно впитывающей губки или активно работающего вместе с педагогом, — будет зависеть и тип учения, и характер мотивации.
Кроме того, нельзя забывать, что обучение носит не индивидуальный, а коллективный характер. Психологами получены данные о том, что на характер учебной мотивации влияет групповая сплоченность учебной группы. При работе малыми группами сплоченность способствует повышению интереса к учебному предмету, а ее отсутствие, наоборот, отрицательно влияет на познавательный интерес.
Не последнее значение имеют и индивидуальные предпочтения школьников. И этот интерес к предметам напрямую зависит от личности учителя. Ребёнок может и не иметь способностей по предмету, но будет стараться только потому, что ему нравится учитель. Отсюда наблюдается и успешность школьника по предмету.
Исходя из вышесказанного, мне хочется сделать следующий вывод: невысокий уровень познавательной мотивации — не недостаток ученика, а его беда. Наша с вами задача — выяснить причины этого явления и постараться изменить ситуацию к лучшему. А сделать это можно только одним путем — через формирование учебной деятельности.
Думаю, что при прочих благоприятных условиях (здоровье ученика, отношение к нему учителя) результат не заставит себя ждать. Но начинать надо как можно раньше — лучше с первого класса.
И здесь сразу важным фактором становится постоянное обращение к эмоциональной сфере ребенка.
Главным мотивом учения должны стать не оценки и не похвала или самоутверждение, а интерес, удовольствие, извлекаемое из самого процесса учебной деятельности, интеллектуальное наслаждение.
Изучать и формировать мотивацию ученика учитель вполне может и сам
(не дожидаясь, например, прихода школьного психолога) посредством
длительного наблюдения за учеником в реальных жизненных условиях, анализа повторяющихся суждений и поступков учащихся, благодаря чему педагог может делать достаточно достоверные выводы, намечать и корректировать пути формирования, учитывая возрастные и индивидуальные особенности ребёнка.
При изучении психологических особенностей конкретного ребенка надо сравнивать его не с другими детьми, а с ним самим, его прежними результатами, оценивать его по индивидуальному вкладу в то или иное достижение.
Другой важной стороной изучения и формирования мотивации учащихся
является обеспечение гуманных отношений между учителем и. учеником. При этом главной задачей изучения в школе является не отбор детей, а контроль за ходом их психического развития с целью коррекции обнаруживаемых отклонений, в том числе только намечающихся.
Учителю необходимо подходить к психологическому изучению и формированию мотивации учащихся с оптимистической точкой зрения. Она означает определение оптимальной зоны, в которой ребенок, несмотря на внешне небольшие успехи, проявляет больший интерес, добивается несколько больших достижений, чем в других сферах.
urok.1sept.ru
Мотивация старшеклассников к обучению
Многие родители знают, насколько сложно бывает направить энергию подростков в нужное русло. Старшеклассники переживают сложный психологический период, к тому же школьная программа в это время довольно сложна. Стресс усугубляется необходимостью подготовки к единому государственному экзамену. Правильная мотивация поможет подростку пережить этот сложный период. При этом интернет, вопреки распространенному мнению, может помочь старшеклассникам успешно сдать аттестацию, ведь подготовка к ЕГЭ по математике онлайн — одно из главных направлений работы проекта InternetUrok.ru. Репетиторы с многолетним стажем работы составят эффективную схему обучения и улучшат навыки школьника в выбранных предметах.
Научный подход к мотивации
У каждого подростка есть свои сильные стороны в тех или иных предметах. К примеру, задачи по алгебре могут выполняться с легкостью, а гуманитарные предметы — наоборот, вызывать скуку. В таком случае хорошим способом подготовиться к предстоящему тестированию станет подготовка к ЕГЭ по математике онлайн. Такой способ позволяет получать дополнительные знания, не покидая пределов комнаты. Кроме того, ученые рекомендуют создать определенную систему поощрения научных достижений подростка. Именно вознаграждение стимулирует людей к достижению новых высот в той или иной области. Обучение не является исключением: ощущение успеха должно сопутствовать школьнику на протяжении всего процесса получения знаний. При этом важно, чтобы требования не были завышенными: это вызовет эффект, противоположный желаемому.
Психологические нюансы мотивации
Школьная успеваемость является одним из важнейших аспектов достижения желаемых результатов. Ребенок не должен подвергаться давлению: это вызовет психологический дискомфорт, ведь нельзя заставить человека быть счастливым. Самое важное в ситуации, когда тяга к знаниям не особо высока — сохранять спокойствие и правильно мотивировать ребенка. Есть интересный психологический прием — можно попробовать на время поменяться с ребенком обязанностями. Такой метод позволяет доказать подростку, что сложности, возникающие в процессе обучения — мелочь по сравнению с проблемами взрослых. Обычно после этого страхи старшеклассников отходят на задний план, и подготовка к ЕГЭ по математике онлайн будет максимально эффективной.
Формирование желания учиться
Часто для того, чтобы придать ребенку дополнительный стимул к получению знаний, достаточно выяснить причину его невнимательности. Как правило, это объясняется недостатком самостоятельности в принятии решений, отсутствия помощи при разборе сложных материалов и рассеянности внимания. Все эти факторы может исправить квалифицированный репетитор. С проектом InternetUrok.ruонлайн подготовка к ЕГЭ по математике будет максимально информативным процессом. Слушатели курса могут разбирать сложный материал с преподавателями и получать ответы на вопросы, возникающие во время обучения. Программа сформирована таким образом, чтобы и старшеклассники, и их родители остались довольны результатом.
Проект InternetUrok.ru— это совокупность современных методик обучения, направленных на успешную сдачу единого государственного экзамена. Опытные репетиторы дважды в неделю отвечают на вопросы видео-конференций, а родители имеют уникальную возможность информирования об успехах детей благодаря системе SMS-оповещения. InternetUrok — это база учебных материалов, высококлассные репетиторы эффектиные занятия, которые подготовят к успешной сдаче выпускных экзаменов и также к поступлению в выбранное высшее учебное заведение.
interneturok.ru