Виды мышления у дошкольников и особенности их диагностики
У детей дошкольного возраста выделяют три основных вида мышления:
- Словесно-логическое
- Образно-логическое
- Наглядно-действенное
Из них наиболее развиты у дошкольников образно-логическое и наглядно-действенное мышление. Словесно-логическое мышление только начинает формироваться в этом возрасте. Поэтому при диагностике интеллекта дошкольников основное внимание уделяется оценке именно образно-логического и наглядно-действенного мышления.
Для диагностики каждого из этих видов мышления используются специальные методики, позволяющие оценить различные аспекты мыслительных процессов ребенка. Как правило, для каждого вида мышления применяется несколько методик, направленных на оценку разных его компонентов.
Методики для диагностики образно-логического мышления дошкольников
Для оценки образно-логического мышления детей дошкольного возраста чаще всего используются следующие методики:
Методика «Времена года»
Данная методика предназначена для детей 3-4 лет. Ребенку показывают картинки с изображением разных времен года и просят определить, какое время года изображено на каждой из них. При этом ребенок должен не просто назвать время года, но и объяснить, почему он так думает, указав характерные признаки.
На выполнение задания отводится 2 минуты. Оценивается правильность определения времен года и количество указанных ребенком признаков.
Методика «Что здесь лишнее?»
Эта методика применяется для диагностики детей 4-5 лет. Ребенку предлагается серия картинок, на каждой из которых изображены 4 предмета. Три предмета на картинке относятся к одной группе, а четвертый — лишний. Задача ребенка — определить лишний предмет и объяснить, почему он лишний.
На выполнение задания дается 3 минуты. Оценивается скорость и правильность выполнения задания.
Методика «Нелепицы»
С помощью этой методики оцениваются элементарные образные представления ребенка об окружающем мире, а также умение рассуждать логически. Ребенку показывают картинку с нелепыми ситуациями (например, рыба на дереве) и просят найти эти нелепицы, объяснить, что не так, и сказать, как должно быть на самом деле.
Время выполнения задания — 3 минуты. Учитывается количество найденных нелепиц и качество их объяснения.
Методики для оценки наглядно-действенного мышления дошкольников
Наглядно-действенное мышление дошкольников обычно диагностируется с помощью следующих методик:
Методика «Воспроизведи рисунки»
Методика предназначена для детей 3-4 лет. Ребенку предлагается воспроизвести простые геометрические фигуры, изображенные на образце. Оценивается точность воспроизведения фигур, аккуратность штриховки.
Методика «Вырежи фигуры»
Данная методика применяется для диагностики детей 4-5 лет. Задача ребенка — быстро и аккуратно вырезать из бумаги различные геометрические фигуры. Учитывается скорость и точность выполнения задания.
Особенности проведения диагностики мышления дошкольников
При проведении диагностики мышления детей дошкольного возраста важно учитывать следующие моменты:
- Использовать разные методики для оценки различных аспектов мышления
- Подбирать методики с учетом возраста ребенка (3-4 года или 4-5 лет)
- Создавать комфортную, неформальную обстановку при проведении диагностики
- Четко и понятно объяснять ребенку инструкции к заданиям
- Фиксировать не только результат, но и процесс выполнения заданий
- Учитывать индивидуальные особенности ребенка при интерпретации результатов
Интерпретация результатов диагностики мышления дошкольников
Результаты диагностики мышления детей дошкольного возраста обычно оцениваются по 10-балльной шкале:
- 10 баллов — очень высокий уровень развития
- 8-9 баллов — высокий уровень
- 4-7 баллов — средний уровень
- 2-3 балла — низкий уровень
- 0-1 балл — очень низкий уровень
При интерпретации результатов важно учитывать возрастные нормы развития мышления. То, что считается высоким уровнем для 3-летнего ребенка, может быть нормой для 5-летнего.
Значение диагностики мышления для развития дошкольников
Своевременная и качественная диагностика мышления детей дошкольного возраста позволяет:
- Выявить сильные и слабые стороны интеллектуального развития ребенка
- Определить зону ближайшего развития
- Разработать индивидуальную программу развития мышления
- Отслеживать динамику развития мыслительных процессов
- Своевременно выявить и скорректировать возможные нарушения
Регулярное проведение диагностики мышления дошкольников помогает обеспечить гармоничное интеллектуальное развитие ребенка и подготовить его к школьному обучению.