Menu
tochka-rosta-sokolniki.ru — Точка роста
tochka-rosta-sokolniki.ru — Точка роста

Ментальная карта примеры – 10 инструментов для создания интеллект-карт

Posted on 29.02.202021.10.2019 by alexxlab

Содержание

  • Public Mind Map Examples | MindMeister
    • Explore 300,000+ interactive mind maps
  • Ментальная карта: примеры и этапы построения
    • Новый метод усвоения информации
    • Ситуации применения метода Тони Бьюзена
    • Ментальная карта: как составить?
    • Первые три этапа – фиксация ментальной карты
    • Завершающие этапы построения ментальной карты
  • Ментальные карты как инструмент планирования и целеполагания
  • 11 задач, которые помогают решить ментальные карты
    • Функции ментальных карт
    • Процессы, которые визуализируют ментальные карты
        • Схема руководства ремонтным участком
        • Описание чудовища
        • Памятка участника совещания
        • Уровни альтернативных решений
    • Как составлять ментальные карты?
    • Минусы ментальных карт
      • Бумага или компьютер?
  • Ментальные карты — Моя копилка — LiveJournal
      • Ментальные карты
  • Ментальные карты для детей — Нестандартные дети
    • Ментальные карты в обучении дошколят
    • Ментальная карта «Признаки весны»
    • Кому полезны ментальные карты?
        • Минимальная мозговая дисфункция
        • Разные формы аутизма
        • Дети с речевыми нарушениями
  • Метод «Ментальные карты» Тони Бьюзена

Public Mind Map Examples | MindMeister

Don’t have an account? Sign Up for Free

Browse

Featured Maps Categories Business Design Education Entertainment Life Marketing Productivity Summaries Technology Other Languages English Deutsch Français Español Português Nederlands Dansk Русский 日本語 Italiano 简体中文 한국어 Other

Explore 300,000+ interactive mind maps

Productivity

www.mindmeister.com

Ментальная карта: примеры и этапы построения

Количество информации в современном мире постоянно растет, но способы обращения с ней остаются прежними и уже малоэффективными. То, что было адекватным для использования нашими предками, современным людям не поможет справиться с имеющимися объемами и интенсивностью информационных потоков.

Применение диаграмм, списков, таблиц и текстов отличается некоторыми недостатками, хотя и проверено временем. Во-первых, если объем информации большой, то записать, запомнить, а потом и воспроизвести его становится довольно сложно. Во-вторых, трудным является процесс выделения ключевых идей. В-третьих, время используется в таком случае нерационально. Ну, и, в-четвертых, представленные способы ограничивают применение креативного подхода и генерацию новых идей при решении задачи. Поэтому современный научный мир говорит о таком способе, как ментальная карта. Примеры и этапы ее построения будут рассмотрены ниже.

Новый метод усвоения информации

Инновационным методом обработки и усвоения информации считается метод ментальных карт, придуманный Тонни Бьюзеном. Ученый заявляет, что проблемная ситуация – это процессы, происходящие в мозгу человека. Логические операции, речь, цифры, линейное представление фактов обрабатывает левое полушарие мозга. А вот за ориентацию в пространстве, восприятие, различные абстрактные операции отвечает правое полушарие.

Тони Бьюзен утверждает, что эффективная замена традиционных методов – это ментальная карта. Примеры этого способа показывают, что происходит запись информации, благодаря общей деятельности двух полушарий мозга и визуальному мышлению.

Ответ на этот вопрос простой и сейчас будет продемонстрирован. Первым преимуществом этого метода является то, что запись информации быстрая, легкая и не такая объемная. Второе преимущество – читая карту, вы будете иметь пред глазами структурированные и логические взаимосвязи. Третье преимущество – полезность такого способа, как ментальные карты. Программы развивают когнитивные процессы, а именно — память, мышление и воображение. Четвертое преимущество заключается в том, что при создании рисунка человек использует свой творческий потенциал и ресурсы обоих полушарий мозга. Пятое преимущество – информация запоминается практически моментально и с высоким уровнем качества. Шестое преимущество заключается в том, что легко научиться такому методу, как ментальная карта. Как составить ее? Вам поможет несложная инструкция.

Ситуации применения метода Тони Бьюзена

Есть ряд областей, где проявляется эффективность использования такого способа, как ментальная карта. Примеры мы опишем ниже.

  1. Повышение уровня креативности. Представленный способ широко применяется в процессе развития креативности и в ситуациях брейн-сторминга. Он обеспечивает не только возможность генерирования новых идей, но и оформление их в четкую и органичную структуру.
  2. Сфера информационного менеджмента. Создание ментальных карт помогает организовать огромный поток информации в древовидную структуру, которая обеспечивает быстрое и эффективное распределение данных по различным иерархическим местам в зависимости от актуальности и целей человека.
  3. Возможность планирования. Часто метод Тони Бьюзена используют в тайм-менеджменте. Также планирование ресурсов, задач, сроков будет намного проще, если человек сделает его с помощью этого способа.
  4. Визуальное представление. Ментальная карта – хороший пример, чтобы люди могли визуально воспринять и обработать информацию в ее различных связях.
  5. В процессе обучения также применяется ментальная карта. Примеры, описанные выше, полностью объясняют преимущества и пользу применения такого метода.

Следующий блок представленной информации поведает читателям о том, как использовать этот метод.

Ментальная карта: как составить?

Нельзя сказать, что применение этого нового метода такое уж простое, ведь оно потребует от человека усилий, но полезность этого навыка окупит затрату ресурсов. Есть ряд этапов и нюансов, которые следует соблюдать, чтобы создать подобный рисунок.

Первые три этапа – фиксация ментальной карты

Первый этап – начальный. Его называют еще режимом свободных ассоциаций или брейн-стормингом. Например, у вас есть проект. Взяв лист бумаги, запишите все мысли и идеи, приходящие в голову, даже самые нелепые. В этом процессе нет места критике и ограничениям.

Второй этап – собственно создание ментальной карты. Можете взять цветные карандаши и в центре напишите основную тему, от которой сделайте ветви и запишите идеи, связанные с основной целью и сгенерированные во время брейн-сторминга. Основные идеи также могут разветвляться на несколько идей низшего порядка.

Третий этап – фиксация сделанного рисунка. Вам следует отложить карту как минимум на 2 часа, а лучше всего — на 2 дня — и тогда вернуться к ней. Таким образом произойдет фиксация идей в сознании.

Завершающие этапы построения ментальной карты

Четвертый этап – возвращение к ментальной карте. На этом этапе с использованием цветов эмоционально раскрасьте свое творение: обозначьте важное или опасное для вас, радостное и веселое. Каких-то строгих требований по оттенкам нет, поэтому используйте то, что вам по душе. Создавайте яркие образы, ведь они помогут оживить рисунок и будут способствовать запоминанию.

Пятый этап – повторная фиксация карты. Снова отложите лист на срок от 2 часов до 2 дней. Вернувшись опять к полотну, вы сможете внести еще какие-то осмысленные изменения. Теперь ментальная карта готова!

Представленный метод достаточно молодой, но очень эффективный, и множество людей уже оценили его преимущества. Сделайте это и вы!

fb.ru

Ментальные карты как инструмент планирования и целеполагания

Ментальные карты (они же карты ума, «умные карты», интеллект-карты и так далее) – это простой и весьма действенный способ преобразования практически любых целей в планы действий. Ментальные карты весьма активно используются в лайф-менеджменте. Они позволяют наглядно рассмотреть что и как нужно сделать для достижения цели, определить, какие следует предпринять действия, какие ресурсы вам потребуются. Ментальная карта – превосходный инструмент для организации и систематизации ваших идей и мыслей. Одно из главных преимуществ ментальных карт – наглядность.

Обычно ментальные карты рисуются в виде схемы с центром и расходящимися от него «ветками». На ветках вы размещаете пояснения или рисунки. Такая схема может неограниченно расти, дополняться и расширяться. Ментальные карты часто используются для создания, визуализации, структуризации и классификации идей, а также как средство для обучения, организации, решения задач, принятия решений, при написании статей. И уж конечно их используют при работе над целями.

При составлении ментальной карты ваша цели или задача размещается в центре. Именно сюда вы направляете всё ваше внимание. На расходящихся ветках вы отмечаете ключевые слова, эти слова должны вызывать у вас эмоции. Не нужно стараться создать логическую структуру, идите за своими ассоциациями и позвольте разгуляться фантазии. От каждой ветки отходят новые ассоциации. Эти новые связи называются ветками второго уровня. Ментальную карту можно расширять практически бесконечно, но психологи рекомендуют составлять не более 4-х уровней для удобства восприятия.

Ментальные карты можно рисовать от руки, можно рисовать на компьютере с помощью соответствующих программ. А можно использовать специальные программы, которые предназначены именно для разработки и создания ментальных карт. Таких программ на сегодняшний день существует довольно много.

Рассмотрим вариант рисования ментальной карты от руки.

Возьмите лист бумаги. В центре изобразите круг (прямоугольник, квадрат, овал – что вам больше нравится) и впишите в него свою чётко и правильно сформулированную главную цель.

Разбейте эту главную цель на несколько целей поменьше. Нарисуйте кружки поменьше и впишите в них так же чётко сформулированные цели второго уровня. При этом соедините основную цель с малыми целями линиями или стрелками.

При необходимости эти малые цели можно аналогичным образом раздробить на ещё более мелкие, а те, в свою очередь на ещё более мелкие. Но это уже по мере необходимости. Не стоит доводить подробность до абсурда. Как правило, хватает трёх-четырёх уровней.

При желании в ментальную карту можно добавлять картинки и рисунки, использовать различные цвета для её оформления и так далее. Всё это сделает вашу ментальную карту более эмоциональной и живой.

Добившись нужного вам уровня дробления целей, рядом с каждой целью напишите список простых и конкретных действий, которые необходимо выполнить для её достижения. Например:

– договориться …

– подготовить …

– узнать …

– сообщить …

– назначить …

И так далее. Уровень подробности планируемых действий вы определяете сами.

Теперь остаётся только назначить точные сроки выполнения этих действий и согласовать их со своим планом, если таковой уже имеется. Таким образом, в итоге вы имеете чёткий и конкретный план действий по достижению своей цели. Остаётся только его реализовать!

Если вы предпочитаете работать на компьютере, то вы можете создавать ментальные карты в какой-либо подходящей для этого программе (например, в том же MS Word ) или же использовать для этого специальные программы. Специальные программы для создания ментальных карт вы можете без труда найти в Интернете. Вот так выглядит ментальная карта, сделанная в одной из таких программ:

 

Есть платные программы, есть и бесплатные. Они отличаются по функционалу и удобству работы. Посмотрите, попробуйте и выберите из них ту, которая вам больше подходит. Воспользуйтесь поиском, и вы будете удивлены, какое количество софта для создания ментальных карт есть в сети.

Подходите к созданию ментальных карт творчески. Найдите для себя оптимальный вариант, который в наибольшей степени будет отвечать вашим требованиям и будет для вас удобен. Успехов вам в постановке целей и их достижении!

С уважением, Михаил Казарин.

life.kazarin.su

11 задач, которые помогают решить ментальные карты

Ментальные карты стали крайне популярны. Почему? Потому что это, пожалуй, единственный инструмент визуализации информации и поиска связей между блоками информации. Причем очень простой и действенный инструмент. В наше время, когда информации океаны и непонятно, какая нужна сейчас, какая нужна будет через пять минут, а какую стоит игнорировать – структурирование информации становится важнейшим навыком.

Изобрел ментальные карты английский ученый Тони Бьюзен. Точнее, диаграммы связей изобрели задолго до него, но прописал все правила и описал их в том виде, в котором они используются сейчас, именно Бьюзен. Я пользуюсь ментальными картами уже пять лет и не могу себе представить жизни без них. Предлагаю освоить их и вам, чтобы сделать жизнь более осознанной и структурированной.

Функции ментальных карт

Наш мозг сложный и многофункциональный инструмент, но он имеет ряд слабых мест. Одно из них – префронтальная часть коры головного мозга, которая отвечает за вспоминание и запоминание, принятие решений, понимание и концентрацию. Она с трудом обрабатывает большие объемы информации. И чтобы она работала эффективнее, нам нужно немного ей помогать. А для этого информацию нужно:

  • упрощать,
  • группировать,
  • отбирать,
  • представлять в виде картинок.

Ментальные карты подходят для решения этой задачи идеально. Они упрощают информацию: позволяют оперировать одним словом или образом, не задумываясь о том, что за ним может скрываться огромный слой данных. Они группируют информацию. Мы можем отбирать для обдумывания ту или иную часть ментальной карты, не обращая внимания на остальные части. И с визуализацией в грамотно составленной ментальной карте все в порядке.

Процессы, которые визуализируют ментальные карты

1. Получение общей картины. Начав новую работу или новый проект, новый вид бизнеса, на что вы обращаете внимание в первую очередь? Это зависит от опыта и склада характера: кто-то обращает внимание на финансовую часть. Кто-то на персонал, кто-то на процессы, кто-то на маркетинг, и так далее. А на что вообще нужно обращать внимание? Как не забыть что-нибудь важное? Когда я прихожу на новое место работы, то задаю себе эти вопросы и составляю карту. В ней я описываю процессы, которыми управляю, людей, документы, которые нужно знать, изменения, которые нужно внедрить и так далее (рисунок 1). И раз в неделю ее пересматриваю.

Есть талантливые руководители, которые все то же самое могут держать в голове. Но только представьте, насколько они были бы эффективнее, если бы освободили голову, чтобы думать, а не помнить. Ведь думаем и вспоминаем мы одним и тем же участком мозга.

Схема руководства ремонтным участком


Рисунок 1

2. Обработка информации. Как я уже говорил, современный мир предъявляет к нам повышенные требования по количеству и скорости обработки информации. Нам нужно быстро вспоминать, нам нужно быстро конспектировать, нам нужно все делать быстро.

Ментальные карты все это позволяют. Они идеальны для конспектирования. Я познакомился с картами, когда уже закончил обучение в школе и вузах, но продолжаю непрерывное самостоятельное обучение. Читаю книги. Прохожу тренинги. Отрабатываю навыки на практике. И могу сказать, что ментальные карты как нельзя лучше подходят для конспектирования. Каждая прочитанная мной книга или пройденный тренинг конспектируются в ментальную карту, и в любой момент времени информация легко вспоминается и находится.

Карты незаменимы для протоколирования. Ментальные карты становятся популярными настолько, что с их помощью проводятся даже совещания. Регламент совещания прописывается в виде ментальной карты и рассылается участникам. Во время совещания карта выводится на большом экране: в нее в онлайн-режиме вносятся решения и ответственные. Сразу по окончанию встречи карта распечатывается, подписывается участниками, и ее скан рассылается всем заинтересованным лицам.

3. Яркий и нестандартный способ представления информации. Например, в презентации, созданной в формате ментальной карты, информация группируется по блокам. Каждый блок поочередно открывается на глазах присутствующих, складываясь или, точнее, раскладываясь в цельную картину.

4. Творчество. С помощью ментальных карт легко создавать что-то новое из уже имеющегося материала. Они позволяют увидеть, что уже есть, а чего не хватает, а также поменять композицию. Я, например, с помощью ментальных карт пишу книги, статьи и сценарии видео. А также готовлюсь к выступлениям. Ментальная карта – это скелет, который потом обрастает текстом. Учащиеся могут их использовать для написания сочинений, изложений и курсовых.

Приведу простой пример. Своему девятилетнему сыну я объяснял, как пользоваться картами на примере создания чудовища. Что обычно есть у чудовища: ноги, руки, голова, хвост. Надо решить, какие они, и сколько их должно быть. А еще есть цвет, кожа, шерсть или чешуя. А на голове глаза, нос, пасть, уши. Собираем все это воедино, и получается чудище, которого не существовало до этого (рисунок 2). Этот же способ можно использовать для создания нового продукта или услуги.

Описание чудовища

Рисунок 2

5. Мозговой штурм. Это тоже чаще всего создание нового. Существуют стандартные мозговые штурмы, такие как SWOT-анализ или «шесть шляп мышления». И эти процессы могут стать более наглядными благодаря ментальным картам.

6. Построение дерева целей. Это самое первое назначение ментальных карт, с которого я начал знакомство с ними. Центральный блок – это цель нашей жизни, расходящиеся блоки – это подцели. И дальше проводим декомпозицию до мероприятий.

7. Создание шаблонов. Под созданием шаблонов я понимаю создание памяток, чек-листов и todo-листов. Например, памятка участника совещания, которую вы видите на рисунке 3.

Памятка участника совещания

Рисунок 3

8. Принятие решений. В книге «Шесть шляп мышления» Эдвард де Боно упоминал про уровни альтернативных решений. Попробуем разложить решения по уровням с помощью ментальных карт. Допустим, у меня появилось немного свободного времени. Чем мне его заполнить? Я могу поехать на рыбалку. Или поработать в саду. Или поискать работу, которая заполнит свободное время. А можно просто отдохнуть. Если я выберу отдых, то перейду на следующий уровень решений. Я могу позагорать на пляже или отправиться в путешествие. К примеру, я выбрал круиз и перешел на следующий уровень. На котором мне необходимо решить, куда поехать. Это может быть Средиземное море, или острова Карибского моря, или острова Тихого океана. Когда я приму решение на этом уровне, то перемещусь на следующий, на котором мне нужно будет выбирать маршрут поездки и место для проживания. При принятии решений подобным образом видны все варианты, и оно становится более осознанным (рисунок 4).

Уровни альтернативных решений

Рисунок 4

9. Хранение информации. Наиболее часто используемый способ применения этого инструмента. В формате ментальной карты вы можете хранить любую информацию: списки документов, списки работников, списки блюд. Я, например, храню список книг. Раньше он хранился в Evernote, но после прохождения тренинга по скорочтению стал ментальной картой. Прочитанные книги помечаются. И вся картина как на ладони.

10. Самоанализ. В виде ментальной карты можно оформить размышления о своих чувствах, навыках, возможностях (хочу, могу, надо). Или размышлении о ситуации, поиск плюсов и минусов. Например, анализ плюсов и минусов при покупке.

11. Создание календарного плана. Такую возможность предоставляют некоторые программы для формирования ментальных карт. То есть для каждой задачи проставляется время начала, окончания, и программа составляет диаграмму Ганта.

И это далеко не полный список задач, решаемых с помощью ментальных карт.

Как составлять ментальные карты?

В центр карты помещается основной образ, от которого в разные стороны отходят ветви. Каждая ветвь в свою очередь ветвится, образуя дочерние уровни, и так далее. Существует несколько правил для составления ментальных карт, которые вы можете использовать или не использовать. Я, к примеру, на некоторые правила не обращаю внимания.

1) Карта рисуется на одном листе, обычно формата А4 или А3, в альбомном формате (если вы рисуете на бумаге).

2) Ветви должны быть разных цветов. Если вам необходимо запомнить карту, то этому правилу важно следовать.

3) На одной ветви размещается одно слово. Когда я составляю карты на бумаге, то строго следую этому правилу, иначе карта не уместится. На компьютере я добавляю на ветвь целые абзацы.

4) Чем ближе к центральному образу мысль, тем толще ветвь, чем дальше – тем тоньше. Это правило также актуально, если карта составляется на бумаге, и есть время на ее оформление.

5) Используйте картинки. Я добавляю картинки, когда карту предстоит кому-нибудь показывать. Обычно карты составляются на скорую руку и также на скорую руку используются, в таких случаях не до подбора картинок. Но это неправильно, так как картинки – это не украшательство, а визуальные образы, которые мозг легче запоминает и вспоминает. Поэтому если карта используется часто, я стараюсь все же ее раскрасить и визуализировать.

6) Для связи между элементами из разных блоков используются стрелки, которые показывают взаимосвязи.

7) Наносите на карту все, что приходит в голову, даже если пока не видите связи. Когда связь появится, добавите линии.

8) Пересматривайте и постоянно улучшайте карты, которыми пользуетесь.

9) Совершенствуйте навыки визуального представления. Проще говоря, учитесь рисовать.

Минусы ментальных карт

Ментальные карты чаще всего – инструмент индивидуального творчества и обработки информации. То, что вы создадите, чаще всего будет полезно и понятно только вам. Можно сделать карту крайне познавательной и легко читаемой, но чужая карта будет всегда чужой картой. Вы сможете объяснить что-то с помощью карты, но чтобы человек лучше запомнил то, что вы объяснили, ему нужно составить свою карту.

Размер ментальных карт – понятие субъективное. Я создавал большие ментальные карты, потом дробил их на части, потом снова объединял, чтобы увидеть общую картину и связи между частями. Как лучше, можете решить только вы. И это будет временное решение, потому что через месяц или год вы его можете поменять. И в этом нет ничего плохого. Наш мозг тоже меняется со временем.

Бумага или компьютер?

Бумагу стоит использовать, когда нужно что-то быстро законспектировать или объяснить. В остальных случаях, конечно же, лучше использовать специальные программы. Сейчас достаточно много программ для создания ментальных карт.

— Платные: imindmap, mindjet.

— Бесплатные: coogle, xmind.

Некоторые программы доступны онлайн, некоторые требуют установки на компьютер или планшет. Самая удобная и красивая программа конечно же – imindmap, созданная при участии самого Тони Бьюзена. Но программа mindjet, которой я пользуюсь уже пять лет, уступает ей не много.

www.e-xecutive.ru

Ментальные карты — Моя копилка — LiveJournal

December 12th, 2015, 11:22 pm

Ментальные карты

Очень нравятся мне такие штуки, и хотя вероятность того, что я буду такое красивое рисовать, как люди рисуют, почти равна нулю, ибо лень, но всё-таки пусть тут побудет — а вдруг… Ну и кому-то может пригодиться, полезная вещь на самом деле, я такое только мысленно составляю, но если нарисовать — то вообще, эффективность 146%.

Оригинал взят у khulinich в Ментальные карты


С помощью ментальных карт можно — структурировать любую информацию, запоминать лекции, книги, составлять планы, разрабатывать проекты, обдумывать волнующие вопросы. Методика довольно интересная. Кто в теме?

Видео про то, как составлять ментальную карту.

Примеры ментальных карт.

t-demi.livejournal.com

Ментальные карты для детей — Нестандартные дети

Всем детям когда-то приходится сталкиваться  с большим количеством информации, с необходимостью её запомнить.

Мы, взрослые, имея жизненный опыт, как-то умеем информацию группировать, упорядочивать. Учили нас каким-либо приёмам, или мы дошли до них интуитивно, они здорово помогают. Детей полезно некоторым приёмам научить.

Самый простой и универсальный приём структурирования информации и, следовательно, повышения эффективности умственной деятельности – составление ментальных карт. По мнению автора приёма Тони Бьюзена наш мозг спит, и подобное наглядное изображение способно пробудить его. 

Ментальные карты в обучении дошколят

В дошкольном образовании этот наглядный приём структурирования информации применяют не часто. А было бы полезно. Конечно с учётом особенностей возраста: поскольку дошколята, особенно младшие, народ не читающий, вместо слов для схемах потребуются картинки.

Классическая ментальная карта рисуется, начиная с центрального понятия. В интернете бывают очень интересные родительские находки. Ниже вариант режима дня. Отличная и оригинальная конструкция, показывающая связь времени и деятельности.

Особенно хорошо идея пойдёт для детей с аутизмом (да и с любыми нарушениями), сделает их жизнь предсказуемой, значительно снижая свойственную аутистам тревожность. Возраст здесь не важен, потому что картинка для человека с аутизмом гораздо понятнее слова в любом возрасте.

Ментальная карта «Признаки весны»

Полезно перед школой обучить дошкольника рисованию диаграмм связей.  Сделать схемку для запоминания можно двумя способами:

  1. подобрать картинки из старых книжек, распечатать из интернета;
  2. нарисовать собственноручно.

Первый вариант

Ментальная карта строится по определённым правилам. В центре — основное понятие. В данном случае название времени года. Мы же его признаки изучаем. Наша модель немного специфичная. Есть главный и единственный признак, без которого остальные просто не появятся. Это активность солнца. 

Солнышко начинает пригревать всё сильнее, обусловливая изменения сперва в неживой, а потом живой природе. Чтобы дети запомнили, что смена времён года обусловлена солнечной активностью, логическую связь обозначим стрелкой красного цвета. Происходящее под воздействием тепла отмечаем картинками. Для запоминания первых признаков весны дошкольниками этого достаточно.

Для «продвинутых» задачу усложним, предложив обучаемым выбрать подходящие картинки из большого числа других. Другое усложнение — проставить цифрами очерёдность появления примет во времени.

Второй вариант

Рассмотрим на примере рисования с подготовишками (5 детей логопедической группы) наглядной схемы для запоминания того же материала. Вариант более творческий, активизирующий имеющиеся знания и умения.

Рисуем на большом куске обоев цветными карандашами. Взрослый организует, воспитанники принимают самое активное участие. Так как все знают буквы, а некоторые читают, рисунки сочетаем со словами.

  1. В схеме есть главная тема, центральное понятие: ВЕСНА. Вика пишет большими печатными буквами в середине листа.
  2. Какое самое главное событие весной? Солнце начинает пригревать. Не читающий Кирилл рисует солнце, а Артём под рисунком пишет: ГРЕЕТ. Оно согревает всё вокруг, и мир начинает изменяться
  3. Где мы видим проявления весны? В природе. Природа бывает живая и неживая. Весь лист относительно солнышка делим на две части. Слева неживая природа, справа – живая. Это причинно-следственные связи второго уровня.
  4. Первые признаки весны появляются в неживой природе. Рисуем остальные признаки в неживой природе и подписываем.
  5. Рисуем стрелки, отражающие взаимосвязи.

Таким образом мы структурировали информацию, представив её в виде легко запоминающейся картины. Результат ниже. Получилась диаграмма связей, показывающая что и почему происходит в живом и неживом мире весной. Так воспитанники запомнили материал, который не укладывался в голове два года. К сожалению, нарисованный нами большой плакат не сохранился. Но вот примерно так он выглядел. 

Полезно было бы нарисовать подобные картины взаимосвязей на каждое время года, затем сравнить и сделать выводы о причинах сезонных изменений. И имели бы мы простые чёткие научные представления, а не обрывки того-сего в голове.

Для дошколят главный источник информации взрослый. У школьника есть и другие источники: книги, интернет. Перед созданием ментальной карты все источники должны быть под рукой.

Кому полезны ментальные карты?

Абсолютно всем детям. Но есть категории учеников, обучение и мышление которых наглядное изображение материала во всех связях позволяет сделать более эффективным. Проблемы могут быть следующие.

  1. Минимальная мозговая дисфункция

Частый вопрос на приёме у психолога: как учить школьников с минимальной дисфункцией мозга. У ребят с ММД своеобразный ритм работы мозга, Несколько раз за урок мозг ученика отключается для отдыха. Как в том анекдоте: здесь знаем, здесь не знаем, а здесь рыбу заворачивали. Подробно читайте здесь. У учеников с ММД неважные память и внимание. Компенсирует проблемы развитие мышления. Схематическое изображение учебного материала – отличный приём для этого.

  1. Разные формы аутизма

У детей с аутизмом ведущее правое полушарие. Речи часто нет. Аутисты очень тревожны. Поэтому схемы сперва с картинками, а потом, возможно, со словами, помогают школьникам ориентироваться в окружающем, делают их среду более предсказуемой, снижая тревожность.

  1. Дети с речевыми нарушениями

Частенько дошкольники и школьники с тяжёлыми формами речевых проблем имеют ещё не резко выраженные интеллектуальные недостатки, как-то: снижение слухоречевой памяти, недостаточный объём внимания, имеющие органическое происхождение (какие-то клеточки мозга погибли или страдают в неблагоприятных условиях питания).

Любые нарушения органического характера сложно преодолеть, но можно обойти, научившись структурировать информацию, в том числе и с помощью ментальных карт, если начать довольно рано, примерно с 2-2,5 лет (вроде схем одевания). Конечно, дошкольник и постарше не сможет нарисовать схему самостоятельно. Но её можно сделать совместными усилиями с мамой.

Учите детей разработке ментальных карт с дошкольного возраста. Они помогут будущему школьнику быстро воспринимать и обрабатывать гораздо большие объёмы информации по сравнению со сверстниками, самостоятельно разбираться с новым материалом в школе.

mama-pomogi.ru

Метод «Ментальные карты» Тони Бьюзена


Ментальные карты (иногда их называют: диаграммы связей, интеллект-карта и т.д.) – это теория, основанная Тони Бьюзеном, в которой делается упор на то, что креативный процесс тесно связан с памятью человека и ассоциативным мышлением. Он предложил написать ключевое понятие в центре листа, а все полезные ассоциации, написать на ветвях, идущих от главного слова, вокруг него. Далее каждая ассоциация обрастает своим кругом новых ассоциаций, что расширяет возможности создания новой идеи. Ассоциации можно также рисовать. Создание такой карты помогает придумывать новые ассоциативные связи, а образ карты гораздо лучше запоминается.

Для творческого мышления особенно удобен такой вариант: на левом краю листа рисуем отправную точку, проблему, которую нужно решить, а правом – идеальное решение этой проблемы. После этого рисуем цепочки действий, которые должны соединить две начальные точки. В итоге получается схема, благодаря которой вычисляется оптимальная линия поведения для достижения цели. Кроме того, на схеме также видны промежуточные задачи, на которые можно ориентироваться в творческом процессе.


Источник: http://4brain.ru/tvorcheskoe-myshlenie/teorii-kreativnosti.php

Общим живым примером может послужить поверхностный разбор действий в ситуации отказа н/летнего посещать школу по методу ментальных карт


















UPD 17 мая 2015 года:
Выше представила пример составления ментальных карт «на коленке» в программе не приспособленной для этого (в Power Point :-), потом сделала скриншот и вставила как картинку в сообщение) — долго делала — часа 4-5!

Оказывается, можно значительно упростить работу и сэкономить время!

После публикации статьи в сообществе, благодаря комментариям коллег, открыла для себя программу MindMeister, специальная программа для составления ментальных (интеллект-) карт! (она на самом деле не одна, есть и другие).

На этой странице сайта «Форсированное саморазвитие» описаны преимущества использования программы MindMeister и сферы применения: бизнес-идеи, обучение, организация и управление собственной жизнью, собственным временем — иначе тайм-менеджмент и планирование. 

Ментальные карты можно использовать и для составления индивидуального плана реабилитации н/летнего и других планов, которых в работе каждого педагога множество)!  

Стало интересно и с первого раза получилось создать ментальную карту с таким же содержанием как и выше в статье за полчаса))) — я довольна находкой)










и в другой теме:









Читать также:
Метод «Мозговой штурм»
Метод «Дерево решений»
Метод «Аквариум»
Ремарка к рубрике «Методы»
Метод наблюдения (во время урока) или Технология проведения методики анализа вербального взаимодействия Н. Фландерса

all4spd.blogspot.com

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Рубрики

  • Букет
  • Букеты
  • Гербарий
  • Коллекции гербариев
  • Красивые букеты
  • Необычные цветы
  • Оригинальные поделки
  • Поделки
  • Разное
  • Рисунки
  • Рисунки для начинающих
  • Своими руками
  • Советы и лайфхаки
  • Советы новичкам
  • Цветы
2019 © Все права защищены. Карта сайта