Ментальная карта — определение, значение, создание и примеры ментальных карт — Глоссарий
Глоссарий
Ментальная карта
Каталог курсов
Онлайн-обучение
Перейти в каталог курсов
Что такое ментальная карта
Как выглядит ментальная карта
Метод ментальных карт
Основные задачи ментальных карт
Виды ментальных карт
Ментальные карты в образовании и педагогике
Как сделать ментальную карту
Идеи для ментальной карты
Инструменты для создания ментальных карт
Примеры ментальных карт
Что такое ментальная карта
Как выглядит ментальная карта
Метод ментальных карт
Основные задачи ментальных карт
Виды ментальных карт
Ментальные карты в образовании и педагогике
Как сделать ментальную карту
Идеи для ментальной карты
Инструменты для создания ментальных карт
Примеры ментальных карт
Что такое ментальная карта
Ментальная карта — это инструмент для визуализации мышления, используемый для сбора информации, ее анализа, запоминания и генерирования новых идей. Данный способ систематизации мыслей активно используется как в бизнесе, так и в творчестве и в других областях человеческой жизни. Другие названия mind map — диаграмма связей, карта мыслей, ассоциативная карта или интеллект-карта. Главная ее цель — зафиксировать ход мыслей в понятной для человека форме для дальнейшего использования этих мыслей в жизни.
Как выглядит ментальная карта
В классической версии майндмэп располагается основная мысль или идея, которая и становится ее центром. Все дополнительные идеи располагаются вокруг нее, связанные с центральной идеей общей концепцией, предметом или логической последовательностью. Таким образом, mind map на практике представляет собой нелинейный графический макет с интуитивно понятной структурой, которую можно адаптировать под себя и менять, исходя из собственного видения. Ментальная карта проекта может структурироваться совершенно любым образом, хоть слева направо, хоть сверху вниз — главное, чтобы это было наглядно и просто в понимании.
Метод ментальных карт
Определение майндмэппинга как метода анализа сложных ситуаций и творческого решения проблем было дано Тони Бьюзеном в конце 1960-х годов. Однако прообразы интеллектуальных карт существуют уже давно, их можно встретить даже в работах древних философов. Так, например, одно из самых ранних представлений сложной информации графически принадлежит финикийскому философу Порфирию, жившему в III веке н.э. Посредством майндмэпа он упорядочил философию Аристотеля и его категории. А в конце 50-х годов прошлого века появились семантические сети, близко похожие на современные ментальные карты, которые позволили эффективно описывать процесс обучения. Таким образом, метод ментальных карт используется испокон веков, являясь наиболее естественным и удобным отражением человеческого течения мыслей.
Основные задачи ментальных карт
Ментальные карты выполняют целое множество задач. Если говорить простыми словами, конкретно они позволяют:
находить вдохновение и генерировать новые идеи;
структурировать информацию и эффективно анализировать ее, тратя на это минимум времени и внутренних ресурсов;
лучше запоминать и усваивать материал;
оптимизировать менеджмент и проанализировать стратегии продвижения;
презентовать идеи и мысли партнерам, преподавателям, команде и т. д.;
управлять задачами, делегировать их и расставлять приоритеты;
детализировать проект и изображать прототипы;
планировать и определять хобби или увлечения (ведь ментальные карты можно использовать и в повседневной жизни).
Виды ментальных карт
Ментальная карта может иметь абсолютно любую структуру и внешний вид, но выделяют следующие их основные типы:
Схема-иерархия. Это классическая майндмэп с главной идеей (проблемой) в центре листа и с древовидным разветвлением от нее вторичных и третичных проблем. Как правило, первый уровень проблем или идей, спускающихся от главной идеи, — ее главные направления и категории, а последующие — прописанные задачи для достижения целей. Это самый популярный тип майндмэп для работы над проектом.
Таблица. Составление ментальной карты этого типа основывается на традиционных таблицах. С помощью такой карты проще всего сравнивать преимущества и недостатки идей, проектов, продуктов и т. д.
Блок-структура. Используется для визуализации большого количества задач, например при составлении бизнес-плана. Главная идея или проблема фиксируется наверху листа, а затем от нее отходят важные пункты с краткими описаниями и подпунктами. Так образуется своеобразная «лестница».
«Рыбья кость». Самый креативный вид карты, который действительно напоминает рыбу: слева (как рыбья голова) пишется основная мысль, а второстепенные данные расходятся от нее в сторону хвоста по уровню важности или в хронологическом порядке.
График. Используется для отслеживания выполнения задач и фиксирования хронологической последовательности событий. С помощью графика проще всего выработать возможные варианты действий и решений, исходя из отображенной ситуации.
Сеть. Самый популярный тип интеллектуальной карты, который представляет собой диаграмму взаимосвязей. Элементы располагаются хаотично, без четкой структуры, но с отражением связи с теми или другими элементами (при помощи стрелок, цветов, стикеров и т.
д.). Основная мысль также помещается в центр.
Ментальные карты в образовании и педагогике
Ментальные карты являются альтернативой привычным линейным конспектам, которые используются в сфере образования. Так как цель ментальных карт — наглядно отобразить сложную информацию и сложные взаимосвязи внутри нее, они тем самым способствуют ее лучшему запоминанию.
Конкретно в школах данный подход имеет особое значение. Например, ментальные карты по истории позволяют зафиксировать некое историческое событие, расположив вокруг него причины, последствия, основные направления развития действий и результаты, что особенно удобно для запоминания. Аналогичным образом работают ментальные карты по литературе — в данном случае с их помощью можно отражать информацию о произведении или образах героев. Ментальные карты по математике же позволяют подробно разобрать решения задач или примеров. Ментальная карта города или ментальная карта страны также может применяться в практике для изучения географии местности, а ментальная карта человека — для изучения анатомии.
Причем правила создания ментальных карт для всех сфер и уроков абсолютно одинаковы, что и делает данный образовательный метод не только эффективным, но и универсальным.
Также при помощи ментальных карт в образовании и педагогике можно:
Собирать и систематизировать образовательную и полезную информацию, что особенно актуально при подготовке докладов, дипломных и научных работ. Подобные ментальные карты даже можно использовать в самой работе как иллюстрацию для выделения важных тезисов.
Быстро записывать и запоминать лекции. Интеллект-карты пишутся даже проще и быстрее, чем обычный текст, благодаря чему составлять их можно прямо в ходе занятий.
Интеллект-карты помогут рассчитать учебные часы и составить продуктивный учебный план. Также с их помощью можно структурировать образовательные цели и темы, которые необходимо выучить или освоить.
Ментальные карты активно применяются в изучении иностранного языка, а именно для расширения словарного запаса. В центр помещается тема (пример: «Одежда»), а вокруг на ветвях выстраиваются слова, относящиеся к ней («платье», «туфли», «рубашка» и т.д.).
При командной работе (например, во время тренинга или мозгового штурма) при помощи майндмэп проще всего конспектировать идеи и мысли участников вокруг конкретной проблемы. С ее же помощью можно отобразить роли этих участников, сроки выполнения заданий и т.д.
Как сделать ментальную карту
Сделать ментальную карту по классической модели можно всего в несколько этапов:
Проводится мозговой штурм, в процессе которого ищется основополагающая тема в зависимости от цели карты. Эту тему, которая может быть как мыслью, идеей или названием, так и проблемой, требующей решения, необходимо расположить в центре карты и выделить соответствующим образом. Например, обвести ее в круг.
Затем необходимо выделить ключевые слова первого уровня — важные категории или главы, которые непосредственно относятся к центральной идее. Они изображаются вокруг нее и выделяются другим цветом. Лучше всего использовать ключи, состоящие из 1–2 слов (так как чем короче зафиксированы идеи, тем легче они воспринимаются). На этом этапе также можно добавить изображения к категориям для вызова ассоциаций.
Далее пишутся ключевые слова второго уровня, третьего уровня и так далее, по градации. Градация эта может основываться на степени важности или каких-либо общих характеристиках — отталкивайтесь от собственного восприятия и удобства.
Идеи для ментальной карты
Разнообразить свою ментальную карту и сделать ее более легкой для понимания можно при помощи следующих идей:
Яркие цвета. Согласно человеческой психологии, мы легче воспринимаем информацию, разделенную не только линиями и графиками, но и цветами. Можно также использовать разные шрифты, маркеры, карандаши и символы, чтобы расставить акценты в майндмэп. Наиболее яркие цвета и яркие (крупные) символы стоит использовать в наиболее важных идеях и мыслях, так как в первую очередь именно на них будет падать ваше внимание при просмотре карты.
Своя система обозначений. Стоит разработать ее еще до того, как начинать создание ментальных карт. Главное, не забудьте, что какой символ означает! Своя система обозначений позволит вам максимально заполнить карту и не оставить пробелов, которые спустя время могут ввести вас в ступор.
Несколько центральных понятий. Вы можете использовать для каждой идеи свою майнд-карту, а можете объединить их, составляя несколько карт параллельно на одном пространстве. Напишите в ряд в центре листа 2–3 идеи и выстраивайте из них «дерево». Вы можете обнаружить, что их ветви перекликаются между собой, что породит новые идеи.
Дополнительные заметки. При составлении ментальной карты можно использовать дополнительный текст и оставлять комментарии к каждой подтеме, если она требует расшифровки или объяснений. Главное, не переборщить с текстом: майндмэп — визуальный инструмент, поэтому текста должно быть минимум.
Экспериментируйте с дизайном. Вы можете помещать подтемы и идеи в разные фигуры, комбинировать разные типы майндмэп между собой или позаимствовать структуру из других инструментов, если вам так удобнее.
Инструменты для создания ментальных карт
Можно составить ментальную карту вручную при помощи большого листа бумаги (желательно холста) и цветных ручек или карандашей. Однако гораздо проще и удобнее использовать для этого онлайн-сервисы, тем более что некоторые из них созданы специально для работы с ментальными картами. К приложениям для создания ментальных карт относятся:
XMind. Одна из самых популярных программ для майндмэппинга, которую можно использовать практически на всех операционных системах. Версия для десктопных устройств доступна бесплатно. Для остальных устройств действуют различные тарифы стоимостью от $79 до $99.
MindMeister. Данная бесплатная программа имеет встроенную облачную технологию, благодаря чему можно работать с майндмэп целой командой и на любом расстоянии. Ментальные карты также можно экспортировать на другие устройства в виде слайдовых презентаций.
iMindMap. Программа, разработанная самим Тони Бьюзеном, основоположником современной концепции ментальных карт. Данный сервис предлагает не только все необходимые инструменты для создания своей карты, но и лекции с видеоуроками для обучения.
MindManager. Сервис предлагает большое количество шаблонов для создания своей ментальной карты, от минималистичных до неформальных и креативных видов. Также можно связать несколько карт при помощи ссылок, выстроив таким образом взаимосвязь между проектами.
Coggle. Еще один сервис для коллективной работы над картой, имеющий функцию комментирования тем и оповещения об изменениях в карте по почте. Сервис бесплатный, но имеет расширенную версию стоимостью $5. Лучше всего подойдет для начинающих, которые не знают на практике, как делать ментальную карту.
Обучение по теме
Примеры ментальных карт
Ментальные карты — это чаще всего результат творчества, креативных идей и индивидуального удобства для каждого человека. Поэтому ментальные карты имеют самые разные структуры, формы и обозначения, которые легко ищутся в поиске Google. Вы также можете взять за шаблон или образец следующие примеры ментальных карт:
Поделиться:
Маркетинг взаимоотношений
Ньюсджекинг
Что такое ментальная карта
Как выглядит ментальная карта
Метод ментальных карт
Основные задачи ментальных карт
Виды ментальных карт
Ментальные карты в образовании и педагогике
Как сделать ментальную карту
Идеи для ментальной карты
Инструменты для создания ментальных карт
Примеры ментальных карт
Что такое ментальная карта
Как выглядит ментальная карта
Метод ментальных карт
Основные задачи ментальных карт
Виды ментальных карт
Ментальные карты в образовании и педагогике
Как сделать ментальную карту
Идеи для ментальной карты
Инструменты для создания ментальных карт
Примеры ментальных карт
Онлайн-обучение
Каталог курсов
Что такое ментальная карта? | Lucidspark
Ментальная карта — простой органичный способ упорядочить идеи, понятия, задачи и всевозможные предметы, не ограничивая себя линейной структурой. В центр карты, как правило, помещается основная идея или цель, от которой расходятся линии-ветви к родственным темам и конкретным примерам.
Ментальные карты — более гибкая и творческая альтернатива другим видам организации идей. Как бы вы ни составляли свою ментальную карту — на бумаге или в специальном приложении, например, Lucidspark, — выбор цветов, форматирования и графических элементов всегда остается за вами, ведь главное — упорядочить и усвоить информацию.
Что такое ментальная карта?
Составление ментальных карт — творческий процесс, который, с одной стороны, преследует цель извлечь информацию из головы, а с другой — надолго ее там удержать. В отличие от монотонных списков, ментальная карта позволяет записывать идеи в свободном нелинейном формате. Специальные приложения, например, Lucidspark, вдобавок к этому дают вам возможность собрать все идеи в одном документе, который всегда можно изменить по мере развития проекта.
Преимущества ментальных карт
Ментальные карты — и как разновидность схемы, и как упражнение для мозга — имеют сразу несколько преимуществ.
Развивают способность к обучению и творчеству. Даже обычные заметки на полях уже помогают усваивать информацию. Ну а если вы взялись за ментальную карту, то вам предстоит не просто писать заметки, на также искать связи между разными идеями. Именно этот процесс поможет обнаружить точки соприкосновения, которые раньше, возможно, ускользнули из вашего поля зрения.
Помогают надолго усвоить информацию. Человеческий мозг воспринимает картинки лучше, чем списки слов. Поэтому опрятная ментальная карта, где присутствует наглядный контекст и все идеи связаны с центральной темой, поможет дольше держать информацию в памяти. Вспомогательные визуальные приемы, включая выбор цветов и фигур, еще больше поспособствуют запоминанию ключевой информации.
Упрощают сложные идеи и комплексные проекты. Если вы задумали вывести громоздкую концепцию на чистую воду, структура ментальной карты идеально подойдет для этой задачи. Визуально разбив центральную идею на более мелкие составляющие, вы получите четкое представление об истинном устройстве идеи или проекта.
Обладают прекрасной гибкостью. Ментальные карты, независимо от темы и аудитории, можно составить как и когда угодно. В одиночку или в группе, например, в рамках мозгового штурма или презентации идей. А интуитивная структура делает их понятными каждому — от первоклассника до директора компании.
Составляющие ментальной карты
Хотя в мире вряд ли сыщется две одинаковых ментальных карты, все же у этой разновидности схем есть свои общие элементы:
Центральная идея. Каждая ментальная карта выстраивается вокруг основной идеи, события или проекта. В зависимости от выбранной вами структуры, эта идея может располагаться в центре, с краю или вверху страницы.
Несколько главных тем, или «ветвей». Центральная идея карты распадается на несколько главных тем, связанных с ней напрямую. Они считаются ассоциациями первого уровня и дают составителю карты набор категорий, в которых можно сгруппировать более мелкие элементы. В отношении ассоциаций первого уровня действует принцип «чем меньше, тем лучше», поэтому старайтесь, чтобы их было не более семи.
Мелкие элементы, или «веточки». Сюда относятся более мелкие и конкретные идеи, или ассоциации второго, третьего, четвертого и так далее уровня. Каждая ассоциация должна вносить еще больше конкретики, чем ветвь уровнем выше.
Ключевые слова. Ключевые слова применяются вместо целых предложений и подают информацию в сжатом виде. Они одновременно дают автору карты и творческую свободу, и более четкое понимание предмета.
Цвета и изображения. Хотя цвета и картинки не являются обязательными элементами ментальной карты, эксперты сходятся во мнении, что они помогают лучше понять и надолго усвоить информацию.
Методы составления ментальных карт
Ментальная карта — бесценный инструмент для тех, кто хочет научиться масштабно мыслить, успешно решать задачи и эффективно планировать. Ментальные карты помогают сплотить команду и добиться большего от учебы и мозговых штурмов, а сценариям их применения нет числа. Вот лишь несколько примеров:
Ментальные карты в сфере образования
Каким бы предметом вы ни занимались, наглядные материалы помогут вам упростить важные понятия и развить творческий подход к учебе. Ментальные карты одинаково пригодятся преподавателям и студентам, желающим развить способности к обучению и надолго запоминать информацию.
Для преподавателей
Мозговой штурм. Ментальные карты помогут представить новый учебный материал в более широком контексте, а также научить студентов творчески решать задачи и эффективно усваивать знания. Можно создать централизованную карту для всего класса, а можно предложить студентам подготовить собственные.
Проверка знаний. Чтобы проверить, насколько хорошо студенты усвоили новый материал или главу из учебника, можно предложить им составить ментальную карту по заданной теме.
Обучение навыкам решения задач. С помощью ментальной карты можно обрисовать возможную или реальную ситуацию и предложить студентам найти для нее решение методом мозгового штурма. При этом каждое решение можно разбить на отдельные задачи, чтобы учащиеся ясно пр
Carte Mentale — Википедия
Basculer la table des matières
Статья из Википедии, свободная энциклопедия.
Пример ментальной карты
La notion de ментальная карта (на английском языке «ментальная карта») a été développee par la когнитивная психология (но не Кевин Линч) à partir des 1950 et surtout des 1970 laque carte. когнитивная или эвристическая карта (на английском языке «карта разума», которая вызывает путаницу у определенных авторов) предлагает визуализировать представление организации информации в животном или человеческом мире, ла понятие ментальной карты, используемое для географических целей, puis par l’ensemble des sciences et sociales pour mener une réflexion sur les imaginaires spatiaux des individus ou des collectivités.
Cette notion est à rapprocher d’un côté de l’intérêt pour la пространственное измерение des phénomènes sociaux («турнантное пространственное» или пространственный поворот гуманитарных наук), de l’autre d’une pluridisciplinaire sur les représentations et les imaginaires collections. Dès lors, la carte mentale n’existe pas nécessairement sous form de carte dessinée, mais peut demeurer un outil d’interpretation donnant вместо описания описания [1] .
Приложения в области географии и психологии, социальной и экологической [модификатор | код модификатора]
Ментальная карта является методом сбора информации. Il s’agit de demander aux individus d’un groupe donné de dessiner ou d’écrire spontanément leur representation d’un objet ou d’un espace specifique, sous уверенные условия. L’information peut ensuite être restituée sous form de cartes grâce aux systèmes d’information géographiques (SIG) или с помощью методов мобилизации предварительных иконографических анализов [2] или хорематическая [3] . Enfin, ces cartes donnent вместо сравнения и толкования. Leur use peut être pédagogique [4] . Les cartes Mentales sont utilisées également par les geographes et Psychologues [5] comme tool de recherche pour déterminer la восприятие des espaces par le public (géographie du comportement). Il existse un débat sur la nature individuelle et/ou sociale des cartes Mentales [6] , [7] . C’est à partir des années 70, en Psychologie sociale et environnementale, que plusieurs chercheurs soulignent la Construction sociale des représentations individuelles de l’espace. Par example, le travail de Denise Jodelet et Stanley Milgram [8] sur les représentations de la ville de Paris dans les années ’70 s’appuie sur la théorie des représentations sociales et considere les cartes Mentales comme le produit des взаимодействияs sociales dans социальные группы.
Приложение по истории международных и геополитических отношений[модификатор | код модификатора]
В области международных отношений, концепции ментальной карты, встречающейся в отношении отражений в космическом пространстве (картографии, границах), а также в трудах, связанных с воображаемыми коллективами или обществом [9] , стереотипами [10] , мифы и политические мифологии [11] , «воображаемые сообщества» [12] . Например, в американской истории Тимоти Снайдер использует ментальные карты для изучения вопросов преемственности массовых комиссий в географических границах Европы в Восточной части URSS и Allemagne nazie et de 19. 32 à 1945. La carte mentale contribue aussi à la réflexion sur la vision du monde des décideurs ( политиков ) et l’articulation entre les crises et une восприятие большого дю monde, incluant non seulement la sécurité et l’économie, mais aussi les demographiques, la classe, les valeurs, les reférences historiques [13] .
La carte Mentale est un outil pour les Sciences politiques et l’analyse de l’actualité, par example de la crise ukrainienne en 2014. À l’occasion du déploiement des russes en Crimée en Mars 2014 et de l’augmentation de дипломатическая напряженность между Россией и Украиной, le Washington Post rapporté une etude dans laquelle on a requesté aux sondés d’indiquer sur le planisphère où se trouve l’Ukraine afin de connaitre s’il existse une отношения entre l’information (ou le manque d’information) et la preférence en matière de politique étrangère. Le résultat de l’enquête a démontré que moins les sondés nord-américains savaient placer l’Ukraine sur la carte, plus ils souhaitaient l’utilization de la force de la part des États-Unis [14]
Статьи connexes[ модификатор | код файла модификатора]
Географическая информационная система
Кевин Линч
Бенедикт Андерсон
Тимоти Снайдер
Внешние залоговые права[модификатор | код файла модификатора]
EuroBroadMap
Юмористические карты
Атлас предрассудков
Réseau Cartotête
↑ S. Breux, H. Loiseau, M. Rechamps, Apports et Potentialités de l’utilization de la carte Mentale en Science politique , TRANSEO, n o 2-3, май 2010 г. http://www.transeo-review.eu/Apports-et-potentialites-de-l.html
http://halshs.archives-ouvertes.fr/docs/00/65/45/30/PDF/EWP_wp2_final_vol5.pdf
http://geography.about.com/cs/culturegeography/a/mentalmaps.htm
↑ Le Moel, Béatrice, Moliner, Pascal et Ramadier, Thierry, « Представительство социальной среды морского флота и иконография дю territoire chez des élus de communes littorales françaises , [VertigO] La revue len’environne de sciences0010, том. 15, n o 1, (ISSN 1492-8442, lire en ligne, Consulté le )
↑ (EN) Sylvain Dernat, Fransois Johany et Sylvie Lardon, « Идентификация хоремов в ментальных картах, чтобы лучше понять социально-пространственные представления », Cybergeo , 19 (Issnnnn110, 19 (Issnn 218-10102 (Issnnnn110, 11666666666, 1166,
↑ « Что узнают географы, изучая мысленные карты людей? , sur ThoughtCo (консультация по телефону 9 августа 2020 г. ) .
↑ Гулд П., Уайт Р., Mental Maps , Penguin Books, Harmondsworth, 1974. J.-P., Paulet, Les représentations mentales en géographie , Éditions Anthropos Géographie, 2002.
↑ (en) « Когнитивные карты: что это такое и зачем их изучать? », Journal of Environmental Psychology , vol. 14, n o 1, 1 er марс 1994 , с. 1–19 (ISSN 0272-4944, DOI 10. 1016/S0272-4944(05)80194-X, lire en ligne, Consulté le 5 мая 2021 г. )
↑ Тьерри Рамадье, « La représentation Cognitive de l’espace géographique , sur Hypergeo.eu, 2021 (консультируйтесь по телефону 5 мая 2021 )
↑ (en) Denise Jodelet et Stanley Milgram, « Психологические карты Парижа », Человек в социальном мире: очерки} и эксперименты , 1992
↑ Б. Башко, Les imaginaires sociaux. Mémoires et espoirs collectifs , Париж, Пайо, 1984. Image et imaginaire в международных отношениях depuis 1938 , sous la dir. де Р. Франк, Cahiers de l’IHTP , n или 28 июня 1994 г.
↑ Ж.-Н. Жаннени (реж.), Une idée fausse est un fait vrai. Les stéréotypes nationalaux en Europe , Париж, Одиль Джейкоб, 2000.
↑ Р. Барт, Mythologies , Paris, Seuil, 1957. R. Girardet, Mythes et Mythologies politiques , Paris, Seuil, 1986 и 1990.
↑ Бенедикт Р. О’Г. Андерсон, Воображаемые сообщества : размышления о происхождении и распространении национализма , 2006 (ISBN 978-1-84467-086-4 и 1-84467-086-4, OCLC 71266698, lire en ligne)
↑ С. Кейси, Дж. Райт, Ментальные карты в эпоху двух мировых войн , Нью-Йорк, Palgrave Macmillan, 2008. Ментальные карты в эпоху ранней холодной войны, 1945-1968 , Palgrave Macmillan, 2011.
↑ (en-US) Кайл Дропп, Джошуа Д. Керцер и Томас Зейтцофф, « Чем меньше американцы знают о местонахождении Украины, тем больше они хотят, чтобы США вмешались », The Washington Post , 7 апреля 2014 г. (ISSN 0190-8286, lire en ligne, Consulté le 18 октября 2015 г. )
Психологический портал
Географический портал
Что такое ментальное картирование? – Ментальная карта
Перейти к содержимому
Что такое ментальное картирование?Admin2018-02-24T14:39:13+00:00
Что такое ментальное картирование?
Ментальное или когнитивное картирование является продуктом ряда психологических процессов, которые регистрируют, кодируют, сохраняют, затем вызывают в памяти и декодируют всю информацию о нашей повседневной пространственной среде. В этом смысле когнитивное картирование — это когнитивная характеристика, которую можно найти в нашем сознании. Когда исследователь занимается ментальным картографированием, он на самом деле заинтересован в картографировании, то есть в том, чтобы собирать и интерпретировать ментальные карты в нашем сознании.
Что такое ментальная карта?
В нашем сознании использование пространства часто переопределяет реальный образ нашего окружения. Расстояния, преодолеваемые ежедневно, кажутся короче, а редко посещаемые места кажутся далекими. Мы воспринимаем нашу собственную среду как более дружелюбную, чем другие районы города, которые мы можем считать чужими или чуждыми, даже опасными. Само собой разумеется, что представления о расстоянии и близости, о том, что является нашим или что нам чуждо, — все это субъективные вопросы, определяемые предшествующим опытом, мотивами и способностями. Согласно Даунсу и Сти (1973:15) ментальное или когнитивное картирование является продуктом ряда психологических процессов, которые регистрируют, кодируют, сохраняют, затем вызывают в уме и декодируют всю информацию о нашей повседневной пространственной среде. В этом смысле когнитивное картирование — это когнитивная характеристика, которую можно найти в нашем сознании. Когда исследователь занимается ментальным картографированием, он на самом деле заинтересован в картографировании, то есть в том, чтобы собирать и интерпретировать ментальные карты в нашем сознании.
Теоретическая основа
Когнитивное картирование — междисциплинарное направление исследований, возникшее в 1960-х годах практически одновременно в разных областях, таких как география, психология, лингвистика и социальные науки, прежде всего культурная антропология.
Однако, по мнению некоторых, анализ ментальных карт так же стар, как и сама культурология, и уже появился в этнографической и антропологической литературе на рубеже веков под названием «пространственное использование». Бронислав Малиновский [4] (1922) не обсуждал когнитивное картирование в своих трудах, однако, когда он описывает торговую цепочку, связывающую Тробрианские острова, он отмечает, что островитяне считали соседними острова непосредственно соседними. Это восприятие оказало значительное влияние на развитие коммерческих отношений. Что касается венгерской этнографической литературы, следует упомянуть работы Тамаша Хофера и Edit Fél [5] (1964, 1997) из-за их международного признания и влияния. Авторы изучали использование времени и пространства в венгерском крестьянском обществе.
В результате структуралистских и когнитивных изменений в области культурной антропологии в 1950-х и 60-х годах анализ пространственной репрезентации приобрел все большее значение. Во многом области языкознания и антропологии развивались параллельно, в тесном взаимодействии друг с другом. Для венгерских читателей The Hidden Dimension by Edward T. Hall [6] (1966, 1975) является одним из самых известных антропологических произведений . В этой книге рассматривается то, как знания людей об окружающей их среде определяются разным культурным происхождением, и обсуждаются вытекающие из этого проблемы языка и общения. Холл использует термин «проксемика» для обозначения взаимосвязи человеческого восприятия времени и пространства в разных культурах и сообществах. В некоторых научных подходах это явление иллюстрируется использованием «проксемических графов». Среди многих своих значительных открытий Холл отмечает, что человек и его среда находятся в постоянном взаимодействии друг с другом. Человек создает культуру и одновременно одомашнивает себя: он воспринимает действительность в соответствии со своим культурным контекстом, а антропогенная (городская) среда также является результатом фильтрационных и селективных механизмов культуры. Наши представления о пространстве в первую очередь не основаны на объективной реальности, вместо этого они определяются субъективным восприятием реальности. Биро А. Золтан (1990) рисует местную картину деревни в Секелифёльде на основе комментариев, собранных в ходе совместного опроса.
В области когнитивного картирования результаты радикально различных научных подходов, таких как лингвистика, психология и география, оказали взаимное влияние друг на друга. Ранние эксперименты на крысах в психологии (Эдвард Толмен, 1948) тесно связывали восприятие пространства, ментальную картографию и анализ поведения животных/человека[7]. Влияние этологии, особенно работы Конрада Лоренца, можно обнаружить в основополагающей книге Кевина Линча[8] (1960) о том, как люди ориентируются в городах. По словам Золтана Чефальвея[9] (1990), Линч, который, кстати, имел степень в области архитектуры, проложил путь к грядущей революции в области географии. Десять лет спустя географ Роджер Даунс[10] (1970) опубликовал свою знаменательную статью, за которой последовала антология[11], которую он редактировал вместе с Дэвидом Сти в 1973 году. работать в разных дисциплинах, опубликовав свое исследование о ментальных картах Парижа в 1976. На академическую «суету» вокруг когнитивного картирования и поведенческой географии ясно указывает тот факт, что в последующие годы на эту тему был написан ряд обобщающих пособий и университетских учебников, появлявшихся один за другим (например: Gould és White[ 13] 1974, Даунс-эс-Стеа[14] 1977, Золото 1980[15], Столтман[16] 1980, Холахан[17] 1982).
С конца восьмидесятых компьютеризированная обработка данных становилась все более дешевой и привела к эмпирической проверке более сложных теоретических моделей, основанных на экспериментах, моделировании и/или сборе данных. В 1993 Барбара Тверски [18] установила три основные категории когнитивного картирования: наряду с когнитивными картами она определила когнитивных коллажа и пространственных ментальных моделей на основе конструкционистского взгляда. В то время как когнитивное картирование включает в себя знания людей и восприятие их окружающей среды, согласно идее когнитивных коллажей, пространственное представление определяется гораздо большим количеством разрозненных фрагментов информации. Например, при оценке расстояния люди могут не только учитывать продолжительность поездки на машине и стандартное время, но и информацию об исторических кампаниях и языковых группах также могут играть роль в том, как они собирают воедино свои знания о космосе в виде коллажа. Этот подход получил название конструктивистский , потому что его основное внимание уделяется не самой карте (коллажу), а процессу ее построения. Ситуация еще больше осложняется тем, что информация доступна только с систематической или случайной ошибкой в нашем сознании. Пространственные ментальные модели основаны на наблюдении, что некоторые фрагменты пространственной информации могут не образовывать целостной картины, однако пространство между опорными точками ( ориентиры ) заполнено и смоделировал по разуму. Csaba Pléh (2000)[19] утверждает, что «люди применяют рутинную интерпретацию ко всему, что с ними происходит, чтобы сделать мир последовательным». Конструкционистский взгляд на ментальную карту фокусируется на процессе построения моделей, а не на самой карте.
За последнее десятилетие появился ряд новых подходов и аналитических алгоритмов, однако обзор соответствующих теоретических основ выходит за рамки целей настоящей книги. Как обычно в случае быстро развивающихся областей исследований, свет увидело огромное количество лекций и публикаций на конференциях, а растущее число руководств стремится сделать с их помощью общий, но хорошо структурированный вывод (например, Португалия[20] 1996, Kitchin és Freundschuh[21] 2000, Kitchin[22] 2002). Венгерские авторы, такие как Эрвин Ласло, Вилмош Чаньи и др. (1993, 1996) также являются всемирно признанными авторами соответствующих психологических и этологических подходов человека.
Характерно, что прикладные исследования редко основываются на самых современных теоретических разработках, а опираются на уже установленные научные наблюдения. Поскольку настоящее руководство призвано обеспечить прочную основу для практики когнитивного картирования, мы перейдем к представлению методологических вопросов, восходящих к зарождению ментальных карт, то есть к работам Линча, Даунса и Гулда.
Сбор и анализ данных
Существует несколько причин, по которым методология когнитивного картирования все еще находится в стадии разработки. С одной стороны, ее междисциплинарный характер дает большую свободу в методологических экспериментах. С негативной точки зрения это означает, что не существует единой теоретической основы, которая могла бы служить отправной точкой для развития методологии. С другой стороны, из-за частых и в то же время существенных изменений теоретических подходов (например, статическая точка зрения заменена конструкционистской точкой зрения) невозможно найти методологию на предыдущих результатах, не сталкиваясь с трудностями. Кроме того, нельзя забывать, что улучшенные условия, обеспечиваемые компьютерной поддержкой, довольно медленно сказывались на обработке картоподобных данных, тогда как в других областях исследований они вызывали быструю методологическую эрозию. Карты и пространственная информация в основном представляют собой данные на основе изображений, а сложные изображения могут обрабатываться как базы данных только самыми современными компьютерами.
Наиболее характерными методами сбора данных когнитивного картирования являются следующие:
Сбор чисто количественных данных, опрос
Чисто качественный, не основанный на чертежах сбор и обработка данных, интервью
Бесплатный сбор данных отзыва на основе свободно составленных карт
Ориентированное составление карты воспоминаний с целью стандартизации сбора данных, интервью
Сбор данных на основе существующих карт и изображений
Недавно был разработан ряд программ и/или алгоритмов, которые помогают нам рисовать мысленные карты. Матей Сорин изобрел алгоритм, способный визуализировать карты в двух или трех измерениях на основе информации, такой как страх или образ жизни.
Рисунок 6.4. Трехмерная визуализация страха на основе карт, составленных 215 людьми из шести этнических районов Лос-Анджелеса, Матей Сорин (www.mentalmaps.info)
Алгоритм программы «Редактор ментальных карт» (MME) представляет собой комбинацию свободного воспроизведения и стандартных приближений[23]. Программное обеспечение предназначено для разработки опроса для ментальных карт (с упором на наиболее важные аспекты по Линчу, 1960), а также для сбора и обработки поступающих данных. Опрос MME разделен на две части. На первом этапе людям задают вопросы об их окружении, и они могут дать любой ответ. Это аспект бесплатного звонка , хотя на этот раз без рисунков. На втором этапе им показывают карту, и они должны указать, где на этой карте находятся ранее упомянутые категории. Наконец, программа анализирует и визуализирует собранные данные, а также может составлять отчет.
Рисунок 6.5. Коммуникационные сети между районами Чиксереде/Меркуря-Чук, Румыния, созданные редактором ментальных карт Ласло Летеньеи и Ботондом Борбели (www.mentalmap.org)
Этические аспекты
При исследовании ментальных карт исследователь неизбежно получает доступ к конфиденциальной информации. Следует иметь в виду, что интерпретация результатов исследований — дело вторичное, главное — не терять доверия участников и соблюдать вытекающую из этого этическую ответственность. Основной принцип заключается в том, что публиковаться может только та информация, которую рассказали бы сами интервьюируемые.
Вопрос о том, какие данные следует собирать в ходе исследования, может показаться методологической дилеммой, однако на него можно ответить и с этической точки зрения. Следует ли спрашивать интервьюируемого о его собственном ментальном окружении или о любом другом , возможно, обо всех других пространствах? С этической точки зрения немыслимо изображать людей, которых они сами не признают. Следует преимущественно воздерживаться от публикации «посторонних» взглядов , вместо этого участников следует спросить об их собственной части города. Это правило относительно легко соблюдается.
Еще один важный вопрос касается конфиденциальности собранных данных. Если неуклюже нарисованная ментальная карта каким-то образом вернется в естественное окружение интервьюируемого, то он станет предметом насмешек как в глазах своих друзей, так и незнакомых людей. Во-первых, это было бы серьезной ошибкой, а во-вторых, связанная с этим потеря доверия может поставить под угрозу продолжение исследования.
[1] Роджер М. Даунс и Дэвид Стеа, 1973 г.: Когнитивные карты и пространственное поведение: процессы и продукты. В: Downs és Stea (Eds.): Image and Environments . Чикаго: Aldine Publishing
[2] Термины ментальные и когнитивные карты используются в настоящей статье как синонимы.
[3] Определение не является цитатой из оригинального текста, оно было переведено с венгерского.
[4] Малиновский, Бронислав 1922: Аргонавты западной части Тихого океана. Лондон: Рутледж. (Введение к книге можно прочитать в третьей главе настоящего справочника.)
[5] Редактировать Фел и Тамаш Хофер: Настоящие крестьяне. Традиционная жизнь в венгерской деревне, Чикаго , 1969 год; Bäuerliche Denkweise in Wirtschaft und Haushalt , Геттинген, 1972
[6] Холл, Эдвард Т. 1966 (1975): Скрытое измерение. Город-сад: Якорные книги. (На венгерском языке: 1975, 1987, 1995 и т. д.: Rejtett dimenziók. Budapest: Gondolat, Katalizátor Iroda, stb.)
[7] Толман, Эдвард С. 1948: Когнитивные карты у крыс и людей. В: Психологический обзор 55 (4) 189-208.
[8] Линч, Кевин 1960: Образ города. Cambridge MA: MIT Press
[9] Cséfalvay, Zoltán 1990: Térképek a fejünkben (Карты в нашем сознании) . Budapest: Akadémiai
[10] Даунс, Роджер М. 1970: Восприятие географического пространства: прошлые подходы и перспективы на будущее. В: Прогресс в географии 2: 65-108.
[11] Roger M. Downs és David Stea (Eds.) 1973: Image and Environments . Чикаго: Aldine Publishing (Даунс был географом, а Стеа психологом: их сотрудничество ясно демонстрирует междисциплинарный аспект мысленного картографирования.)
[12] Milgram, Stanley 1976 (1992): Psychological Maps of Paris. В: Милграм, Стэнли: Индивидуум в социальном мире: очерки и эксперименты. (Редакторы: Джон Сабини и Мори Сильвер) McGraw-Hill. (Первоначально опубликовано: Ittelson, WH, HM Prohansky és L.G. Rivlin (Eds.) 1976: Environmental Psychology: People and its Physical Settings. New York: Holt, Rinehart and Winston)
[13] Гулд, Питер Р. Эс Родни Р. Уайт 1974: Ментальные карты. Harmondsworth: Penguin, Pelican geography and Environmental Studies (Второе, исправленное и дополненное издание: 1986 г., Лондон, Нью-Йорк: Routledge)
[14] Downs, Roger M. és David Stea 1977: Maps in Minds. Размышления о когнитивном картировании. New York: Harper & Row (Введение в книгу включено в хрестоматию настоящей главы.)
[15] Gold, John R. 1980: An Introduction to Behavioral Geography . Оксфорд: University Press
[16] Столтман, Джозеф П. 1980: Ментальные карты: ресурсы для преподавания и обучения. Шеффилд: Географическая ассоциация
[17] Холахан, Чарльз Дж. 1982: Психология окружающей среды. Нью-Йорк: Рэндом Хаус (Шесть глав книги переведены на венгерский язык. В: Дулл Андреа и Ковач Золтан (ред.) 1998: Környezetpszichológiai szöveggyűjtemény . (Справочник по психологии окружающей среды) Дебрецен: Кошут Эгьетеми Киадо)
[18] Тверски, Барбара 1993: Когнитивные карты, когнитивные коллажи и пространственные ментальные модели. В: Франк, Эндрю У. и Ирэн Кампари (ред.): Теория пространственной информации: теоретическая основа для ГИС. Lecture Notes in Computer Science 716:14-24 Berlin: Springer