Зачем нужно делать пальчиковый массаж и как он влияет на развитие речи ребенка
«Сорока-белобока кашку варила, деток кормила». Помните слова детской потешки? А пальчик, которому не досталась кашка, назовёте? Если да, то вы уже знакомы с методиками пальчикового массажа для детей. Считается, что делать его нужно с первых дней жизни, чтобы у ребёнка правильно развивалась речь. Давайте разберёмся, так ли это на самом деле и как делать массаж детям разного возраста.
Зачем делать пальчиковый массаж?
Первые два года жизни играют очень важную роль в развитии ребёнка. В это время у малыша формируются когнитивные способности: память, умение воспринимать и анализировать информацию, а также передавать её с помощью речи, жестов и движений. Поэтому общение с мамой и другими близкими, любящими людьми необходимо крохе так же, как еда, тепло и здоровый сон. Пока малыш не научится говорить, это общение будет в первую очередь тактильным. Когда вы обнимаете, щекочете или гладите ребёнка, вы стимулируете его сенсорные рецепторы — нервные окончания, которые передают сигналы в мозг и заставляют его работать.
На ручках малыша расположено очень много рецепторов, а зоны в коре головного мозга, которые отвечают за мелкую моторику рук и за речь, находятся очень близко и имеют зоны перекрытия. Это значит, что, когда вы трогаете пальчики и ладошки ребёнка, вы тренируете его когнитивные способности.
Когда начинать делать пальчиковый массаж рук ребёнку?
Массировать ручки нужно с рождения. Правда, пока это будет мало похоже на настоящий массаж. Достаточно лёгких поглаживаний и нажатий, а также упражнений на развитие хватательного рефлекса: просто подносите палец или небольшие игрушки к ручкам ребёнка, чтобы он мог за них ухватиться.
Когда ребёнку исполнится год, можно переходить к играм-потешкам. Например, знакомой всем «Сороке-белобоке». Читайте малышу стишок: пока по сюжету сорока готовит кашку, водите указательным пальцем по спирали по ладошке, а когда птичка начнёт кормить птенцов, загибайте по очереди пальчики крохи. Такие занятия включают поверхностные рецепторы на ручках ребёнка.
Благодаря тому, что вы проговариваете все действия, малыш заодно учится связывать вашу речь с действиями и предметами.С двух лет начинаем переходить к массажу, стимулирующему рецепторы глубокого давления. Для этого можно использовать массажные шарики с пупырышками, которые нужно прокатывать по ладошкам и пальчикам ребёнка, слегка надавливая. В этом возрасте малыш уже способен выполнять упражнения на развитие мелкой моторики: хватать и трогать небольшие предметы. Важно, чтобы он делал это под присмотром взрослых, потому что у крохи может появиться желание проверить, сможет ли он просунуть эту деталь себе в нос или в ушко.
Детям школьного возраста, которые начинают непривычно много писать, полезно делать расслабляющий массаж рук. Для этого помассируйте руку ребёнка круговыми выжимающими движениями с тыльной стороны, затем уделите внимание каждому пальчику и также помассируйте от ногтя к основанию. После этого большими пальцами круговыми движениями помассируйте ладонь ребёнка.
Полезно научить ребёнка делать такой массаж самостоятельно, чтобы он мог воспользоваться им, если руки устанут во время уроков или выполнения домашнего задания. Если он пока не может запомнить все движения, научите его игре «Мы писали, мы писали, наши пальчики устали». Пусть сжимает и разжимает кисти в кулак несколько секунд, это тоже помогает расслабить руки.
Как подготовиться к массажу?
Сначала согрейте и разомните свои руки. Для этого можно потереть ладошки друг о друга, позажимать кулаки или подержать руки под струей тёплой воды. Убедитесь, что на ваших руках нет ранок и заусениц, от маникюра с длинными ногтями тоже придётся отказаться. Если кожа рук сухая, воспользуйтесь гипоаллергенным кремом, к которому малыш привык. Для массажа ребёнка в первый год жизни не стоит выбирать эфирные масла. Выбирайте проверенные средства.
Если заметили на руках у ребёнка ранки или аллергические высыпания, отложите массаж до их заживления или сначала обработайте кожу малыша специальным кремом или мазью от аллергии. После этого можно приступать к массажу, но делать его ещё более аккуратно и бережно, чем обычно.
Малыши не всегда рады массажу. Не стоит его делать, если ребёнок расстроен или капризничает. Процедура должна приносить ему радость и удовольствие. У детей от года могут быть проблемы с концентрацией и усидчивостью во время занятия. Поэтому превратите процесс в увлекательную игру со стишками, песенками и игрушками и не затягивайте упражнение. Нескольких минут в день для массажа вполне достаточно.
Где найти идеи для развивающих игр с ребёнком?
Если стишок про сороку-белобоку малыша уже не увлекает, новые потешки можно найти в интернете или в книгах. Мы выбрали три издания, которые вдохновят на новые идеи для игр на развитие мелкой моторики.
«Пальчиковые игры. Сорока-белобока кашку варила». В книге собраны игры-потешки с подробными иллюстрациями, как делать упражнения, а также идеи для организации пальчикового театра с детьми.
«Весёлые развивающие игры. С рождения до трёх лет». Автор книги Салли Голдберг объясняет, как развиваются мозг и когнитивные способности у ребёнка в раннем возрасте, и даёт упражнения, которые в этом помогают.
«Открой и закрой». Биолог Люси Феликс придумала и нарисовала книжку, в которой ребёнок следит за приключениями белого мышонка, а заодно выполняет упражнения на мелкую моторику рук, учит цвета и формы.
Массаж ладоней и пальцев рук для детей от 0 до 3 лет.
Рада приветствовать вас, дорогие родители!
Массаж пальчиков очень полезен для маленького ребенка. Не зря же говорят, что ручная работа успокаивает психику, умиротворяет, например, вязание или вышивка, потому что пальцы рук тесто связаны с деятельностью головного мозга. На ладошках и пальчиках находится множество точек, отвечающих за функционирование разных органов в нашем организме. Из-за тонуса ручек, примерно до 2 летнего возраста (у кого раньше, у кого позже), но он все равно сохраняется, и ребенок часто зажимает пальчики в кулачок.
Такой массаж ручек и пальчиков избавит его от такого зажатия, ребенок будет лучше управлять своими ручками и пальчиками, ему будет легче рисовать, легче держать карандаш, легче лепить. Развивается гибкость и координация пальчиков. Развивается всем нам знакомая мелкая моторика. Ребенок раньше заговорит, только помните, что занятия нужно проводить регулярно.
Иногда, дети когда волнуются, теребят в руках что-нибудь, будь то игрушка или тряпочка какая-нибудь. В этом случае не стоит отбирать у ребенка эти предметы, так он инстинктивно старается себя успокоить, избавляется от излишнего волнения организма.
Пальчиковые упражнения, сопровождаемые веселыми стишками или потешками очень нравятся деткам. Они подойдут в возрасте от 9 месяцев и старше. Ребенок во время таких занятий учится слушать, проецировать услышанное на реальные события и предметы, вырабатывается чувство ритма. Изучаем названия пальчиков. — Данюша, покажи где у тебя ручка?, а потом, где правая ручка, где левая?
Сначала, когда вы только начнете вводить такие упражнения, малыш может только наблюдать за вами, никак не реагируя, со временем он привыкнет к занятиям и будет помогать маме. Как только мама начнет произносить знакомый стишок, малыш уже делает нужные движения пальчиками. Затем, если занятия регулярные, ребенок выучит знакомые ему стишки. Сначала он будет повторять отдельные слова за мамой, а потом и целые строки.
Но бывает и обратная реакция, ребенка никак не усадить, чтобы сделать хотя бы одно упражнение. Это было в нашем случае, мой сын никак не хотел сидеть на месте, и тем более что — то там еще с пальчиками делать, его привлекали более подвижные занятия. Тогда приходилось его вылавливать, для того, чтобы хоть минутку — другую пытаться позаниматься. Мои настойчивые труды были вознаграждены и уже через месяц малыш сам подавал мне ручки с растопыренными пальчиками, тем самым показывая, что пора поиграть с ними.
Если вы впервые начинаете пальчиковые упражнения, то начните с первого комплекса. Он подходит для детишек у кого ручки зажаты, мелкая моторика слабо развита. Такой вводный курс можно начинать уже с первых дней жизни. Когда проделаете первый комплекс, почувствуете, что ребенок уже готов идти дальше, приступайте ко второму. Второй же можно проводить постоянно ежедневно или через день.
Возьмите одной рукой ручку ребенка, другой рукой делайте массаж.
Комплекс №1
1. Погладьте несколько раз ручку ребенка от кончиков пальцев к локотку и наоборот. Сначала погладьте внешнюю сторону руки, потом внутреннюю.
Ручки, ручки! Я вас знаю,
Я водой вас умываю.
Пальчики я тоже знаю,
Ими я сейчас играю.
2. Поглаживающими движением каждого пальчика к ладошке. Каждый пальчик, каждую фалангу, от подушечки к основанию пальчиков, затем поменяйте ручки.
У девочек и мальчиков
На руке пять пальчиков:
Палец большой — парень с душой,
Палец указательный — господин влиятельный,
Палец средний — тоже не последний.
Палец безымянный — с колечком ходит важный,
Пятый — мизинец, принёс вам гостинец.
3. Похлопывающими движениями проведите по каждому пальчику от кончиков к ладошке. Затем поменяйте ручки.
Этот пальчик — дедушка,
Этот пальчик — бабушка,
Этот пальчик — папочка,
Этот пальчик — мамочка,
А вот этот пальчик — я,
Вот и вся моя семья!
4. Точечными круговыми движениями от кончиков пальцев к ладошке. Затем поменяйте ручки.
Этот пальчик хочет спать
Этот пальчик лег в кровать
Этот пальчик чуть вздремнул
Этот пальчик уж уснул
Этот крепко — крепко спит
Тише, тише, не шумите…
Солнце красное взойдет,
Утро ясное придет,
Будут птицы щебетать,
Будут пальчики вставать!
5. Помассируйте подушечки, слегка надавливая на них, а на ладошке — круговыми движениями, как «сорока ворона».
На моей руке пять пальцев,
Пять хватальцев, пять держальцев.
Чтоб кидать и чтоб держать,
Чтобы брать и чтоб давать.
Их нетрудно сосчитать:
Их конечно целых пять!
6.Завершите гимнастику упражнением №1
Комплекс №2
Если ребенок вас еще не понимает, что вы от него хотите, то можете выполнять упражнения взяв его ручки в свои. Некоторые упражнения не сможете пока выполнять.
1. Потрите ладошки друг об друга, чтобы они стали теплее.
2. Сожмите руку в кулачок, потом разожмите.
3.Зацепляйте одноименные пальчики одной руки с другой и слегка потяните в стороны.
4.Сделайте ручки в замочек. И не разжимая пальчиков, подвигайте запястьем.
5. «Солнышки». Утро настало, солнышко встало (ладони с растопыренными пальцами поднимаются вверх). Держим параллельно ладошки со сжатыми пальчиками, затем пальчики растопыриваем. — Солнышко светит.
6. Пальчики здороваются. Поочередно каждым пальчиком соприкасаемся с большим пальчиком на каждой руке.
7. Человечки бегают и потом играют в футбол. Катать пальчиками небольшой шарик.
8. «Ножницы». Имитируем ножницы двумя пальцами. Как — будто режем, что есть под рукой — книжку, пеленку и пр.
9. Положите ручки на стол. И попеременно поднимайте каждый пальчик.
Всего доброго! До новых встреч!
С уважением, Юлия Полонская
Массаж и пальчиковая стимуляция как средство развития речи ребенка
Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок рано начал говорить и чтобы это происходило наилучшим образом. Речь является важным этапом развития ребенка. Это важно для связи с внешним миром. Ниже приведены некоторые из методов, используемых практикующими специалистами по развитию речи, логопедами и эрготерапевтами. Хотя дети всех возрастов могут участвовать в этих типах упражнений, родители найдут, что они будут чрезвычайно полезны для поощрения речи у тех, у кого есть трудности с обработкой речи.
Известно, что мелкая моторика (например, хватание и щипание) и крупная моторика (например, перекатывание, ползание и бег) сильно влияют на когнитивное развитие. Эксперты считают, что области когнитивного и моторного развития работают вместе как часть более сложной системы, но все же зависят друг от друга. Некоторые страны знали об этой связи на протяжении веков; Китай поощрял использование маленьких металлических шариков для манипулирования, а в Японии популярны упражнения для рук с использованием скорлупы грецкого ореха. Улучшение силы и координации рук вашего ребенка позволит ему дольше заниматься спортом.
Storytime-advertising-container
Часть мозга, отвечающая за развитие речи, расположена в коре головного мозга, известной как «зона Брока». Его основными функциями являются производство речи, обработка языка и контроль моторных функций, участвующих в воспроизведении речи. На представленной ниже схеме среза коры головного мозга хорошо видно, что речевая зона является частью двигательной области (в том числе области мозга, отвечающей за мелкую моторику пальцев). Ранние задержки двигательных навыков на самом деле могут быть предикторами более поздних речевых задержек. Дети, достигшие детсадовского возраста с задержкой мелкой моторики, рискуют стать зависимыми от взрослых и развить низкую самооценку.
Adsense-контейнер
Поскольку развитие речи ребенка напрямую зависит от развития тонких движений пальцев, вы можете поощрять новые речевые навыки, стимулируя эти области. Тонкие движения пальцев вызывают нервные импульсы, которые распространяются на речевую зону и усиливают ее активацию. Таким образом, посредством стимуляции мелкой моторики пальцев мы можем влиять на развитие речи ребенка. Тактика развития мелкой моторики зависит от возраста ребенка.
Методы и приемы развития мелкой моторики у детей раннего возраста и доречевых лиц
В этот период для стимуляции речевого развития рекомендуются пассивные упражнения и массаж ладоней и пальцев. Ниже приведены техники массажа и пассивные упражнения, которые вы можете выполнять вместе с ребенком.
ВАЖНО: Если вы выполняете пассивные упражнения для развития мелкой моторики с малышами до двух лет, имейте в виду, что для детей этого возраста очень важны спокойное и ласковое отношение, нежное прикосновение. Массаж и пассивные упражнения можно комбинировать; продолжительность обработки не должна превышать 3-5 минут. Самое важное, что нужно помнить, это то, что заниматься нужно регулярно, в идеале два раза в день.
Техника массажа- Возьмите ладонь ребенка в руку и поглаживайте, начиная с кончиков пальцев, к запястью и обратно.
- Тщательно помассируйте каждый палец, начиная с мизинца. Двигайтесь от ногтевой фаланги к ладони, уделяя особое внимание каждому суставу.
- Массаж кончиков пальцев: легкое надавливание, похлопывания, круговые движения.
- Помассируйте поверхность ладоней вашего ребенка круговыми движениями указательного пальца.
- Возьмите ладонь ребенка в руку и аккуратно надавите большим пальцем на центр ладони круговыми движениями.
- Проведите указательным пальцем по внутренней поверхности ладони ребенка, начиная с кончиков пальцев по направлению к центру ладони.
Обратите внимание: все упражнения следует выполнять в медленном темпе и с осторожностью.
Упражнения на сгибание-разгибание
- Зафиксировав руку ребенка ладонью, сгибать и разгибать пальцы ребенка.
- Попросите ребенка положить руку на твердую поверхность ладонью вверх. Одной рукой придерживайте ладонь ребенка, а другой сгибайте и разгибайте пальцы попеременно.
- Попросите ребенка положить руку на твердую поверхность ладонью вниз. Аккуратно, по одному, поднимаем пальцы вверх и отпускаем их свободно опускаться на поверхность или сами постепенно опускаем пальцы вниз.
Упражнение на вращение
Вращайте пальцы небольшими кругами по часовой стрелке и против часовой стрелки.
Упражнение с вибрацией
Аккуратно встряхните каждый палец по одному.
Несмотря на то, что описанные выше методы рекомендуются для очень маленьких детей или людей, не умеющих говорить, родители и воспитатели могут использовать их и для детей старшего возраста. Поощряйте развитие других видов мелкой моторики, дополняя массаж и упражнения для пальцев соответствующими возрасту упражнениями.
Для очень маленьких детей вы можете предоставить строительные блоки, поиграть с мягкими игрушками или поиграть в тренажерный зал, чтобы лежать и хватать забавные предметы. Укрепляйте орально-моторные мышцы, выполняя действия по предупреждению ротовой полости и активируя мышцы, например, быстро вытирая лицо прохладной влажной тряпкой или легонько постукивая по губам вашего ребенка в игровой форме. Вы также можете вовлечь их в забавные занятия, такие как выдувание пузырей, выдувание малины или лизание фруктового мороженого.
Малышам будет интересно играть в пальчиковые песенки и игры, например «Где пальчик?» или «5 маленьких обезьян». Эти игры с пальцами используют повторение, имитацию и движения мизинца, чтобы способствовать построению нейронов между левым и правым полушариями. «Проведите» пальцами по его руке, пощекочите и погладьте его руки. Обязательно используйте выразительные движения лица и тон, делайте паузы в соответствующих местах и рассказывайте свои действия для успешной игры.
Детям старшего возраста может понравиться рисование, бисероплетение или лепка из глины. Сенсорные занятия, такие как игра с песком, игра с водой или водные шарики, — отличный способ стимулировать развитие мелкой моторики, а также повысить творческий потенциал, укрепить когнитивное понимание в таких действиях, как «причина и следствие», и регулировать чувства.
Проведите веселое и качественное время со своим ребенком и попробуйте некоторые из этих идей, чтобы способствовать росту языкового развития вашего ребенка.
Об авторе
Китина Ольга — Педагог-дефектолог, Логопед.
Германия, Ратинген.
Ссылки и ссылки
- Выгодская И.Г., Берковская Н.В. Звук-Сити, Буква-Сити, Голдмут. Москва 1999.
- Крупенчук О.И. Научи меня говорить правильно. СПб., 2001.
- Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. СПб., 2003.
- Светлова И. Развивать мелкую моторику и координацию рук. Москва, 2001.
- https://theconversation.com/early-motor-skills-may-affect-language-development-42200
- https://adabor.ru/ru/the-development-of-speech/massage-of-the-fingers-for-the-development-of-fine-motor-skills-reviews-the-development-of-speech -массаж рук/
- http://bebezclub.com/finger-plays-for-early-language-development/
- Массаж пальцев для детей https://youtu. be/fK2zHTDHV7o
- Двигательная активность и развитие функций головного мозга ребенка: роль двигательного анализатора в формировании высшей нервной деятельности ребенка Кольцова М.М. Москва. 1973
- https://sweetsouthernspeech.com/fine-motor-skills-in-speech-therapy/
- http://www.fvfiles.com/520107.pdf
Внимательность в классе – Внимательный массаж рук @Ed_Tmprince – UKEdChat
Ed_Tmprince Сообщество
Сколько раз вы видели, как встревоженный ребенок или взрослый заламывает руки в момент расстройства? Наш разум — удивительная штука, и мы естественным образом возвращаемся к движениям, чтобы успокоиться, будь то вздохи, чтобы стимулировать глубокое дыхание, или заламывание рук, чтобы успокоиться.
Внимательный массаж рук и запястий позволяет детям расслабить мышцы, успокоить дыхание, улучшить настроение, уменьшить боль, стресс, тревогу и напряжение посредством естественного рефлекса.
Примечание. Использование масел или кремов без отдушек необязательно. Пожалуйста, убедитесь, что если вы используете масла или кремы, вы проверили все аллергии для вашего класса.
Прежде чем начать:
Создайте настроение, приглушив свет в классе и включив расслабляющую музыку.
Вначале объясните детям, как массаж рук и запястий может помочь им успокоиться, сосредоточив внимание на ощущениях, и поощряйте использование глубокого дыхания на протяжении всего сеанса для усиления эффекта.
Начало: (сценарий)
- Сядьте прямо и сделайте три глубоких осознанных вдоха, позволяя вашему уму и телу быть в этом моменте.
- Нанесите смягчающее средство на всю область кисти и запястья медленными, нежными движениями. (Необязательно)
- Используйте большой палец, чтобы потереть маленькие, мягкие круги вокруг противоположного запястья, ощущая маленькие кости, расположенные здесь, и ощущаемые ощущения.
- Затем большим пальцем продолжайте массировать небольшие круги между костями на тыльной стороне ладоней.
- Следуйте естественным линиям вдоль руки к пальцам.
- Возьмите каждый палец по очереди и большим пальцем потрите одним и тем же круговым движением каждый палец от основания ладони к кончику пальца.
- Мягко потяните каждый палец за кончик пальца.
- Сцепите руки вместе, переплетите ладони (как в молитве) и двигайте руками и запястьями вперед и назад, слева направо и мягкими круговыми движениями.
- Переверните руку и такими же маленькими, нежными круговыми движениями большого пальца растирайте ладонь, начиная с основания большого пальца, а затем двигаясь вверх по ладони к вершине около пальцев.
- Повторить другой рукой
Завершите массаж, еще раз помассировав руку, как в начале.
Положите руки на колени, сделайте еще три глубоких вдоха и продолжайте свой день.
Во время массажа продолжайте напоминать детям, что все движения должны быть мягкими, сосредоточив внимание на их дыхании и ощущениях, которые они испытывают, когда массируют руки.