Красота осеннего пейзажа в живописи графике. 1 урок.
Технологическая карта урока
Предмет : Изобразительное искусство
Класс : 5
Базовый учебник : Изобразительное искусство. 5 класс :учебник для общеобразовательных учреждений / Т.Я.Шпикалова ,Л.В.Ершова, Г.А.Покровская ;под ред. Т.Я. Шпикаловой – М.:Просвещение,2013г.
Тема урока: Красота осеннего пейзажа в живописи графике.
Цель урока: формирование представления о технике «Монотипия»;
Задачи урока:
-научить выполнять зеркальное изображение в технике «Монотипия», выполнить осенний пейзаж;
— прививать любовь к природе;
— развивать навыки практической и самостоятельной работы, аккуратность, умение ценить фактор времени.
Тип урока: Комбинированный, сообщение нового материала, постановка и решение учебной задачи.
Методы и формы обучения: Объяснительно-иллюстративный, практический; индивидуальная, фронтальная.
Вид деятельности: Индивидуальная работа.
Необходимое оборудование:
Для учителя:
— репродукции с изображением осени;
— образцы детских работ;
—гуашь, кисти, форматы.
Для учащихся:
—гуашь, кисти, форматы.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
12
3
4
5
1.
Организационный момент. (1 мин.)
Приветствие. Проверка готовности к уроку.
Ученики рассаживаются по местам. Проверяют наличие принадлежностей.
Л:имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности.
Р:принимают и сохраняют учебную задачу.
2.
Мотивация. Подведение к теме.
(2 мин.)
Зачитывает стихотворение
Унылая пора! очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдалённые седой зимы угрозы.
А.С. Пушкин
Определяют тему урока, анализируют стихотворение.
Участвуют в коллективном обсуждении ,делятся впечатлениями, отвечают на вопросы, определяя тему творческой работы
Л:проявляют интерес к художественной деятельности.
К:принимают учебную задачу, отвечают на вопросы, делают выводы.
Р:принимают и сохраняют учебную задачу.
Актуализация знаний.(5 мин.)
Учитель ставит перед учащимися вопросы:
О чём стихотворение?
Что такое пейзаж?
Что собой представляет осень, какая она? Какие цвета присуще?
Во многих произведениях русских поэтов воспета родная природа в пору золотой осени. Меткие наблюдения осенней природы, тёплое или восторженное отношение к ней, запечатлённые в поэтических строках, пробуждают у каждого, кто знаком с ними, ответные чувства, переживания и настроения.
Поэтический, лирический пейзаж – живописный пейзаж, который способен затронуть струны души человека.
И.И. Левитан (1830-1897) – непревзойдённый мастер настроения в живописи.
Передают ли осенние пейзажи русских художников оттенки настроения?
Кто обращается к теме осени?
Художники передают осеннюю природу через цвет; писатели через слово; композиторы через музыку.
(А.С. Пушкин, П.И. Чайковский)
Рассматривают иллюстрации, анализируют информацию, отвечают.
К:умеют слушать друг друга, строить понятные речевые высказывания, обосновывать и доказывать свою точку зрения
Л:осознание своих возможностей.
Р: принимают и сохраняют учебную задачу.
П: строят осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме
4.
Первичное восприятие и усвоение нового учебного материала.
(5 мин.)
Учитель предлагает технику выполнения работы на уроке.
Монотипия – «моно» — один, «типия» — отпечаток.
Что означает? (Одно касание, прикосновение, надавливание).
— Как техника появилась в Росссии?
Техника монотипии была впервые применена в 17 в. итальянским художником Джованни Кастильоне, широкое распространение
получила с кон. 19 в.(русские и советскиемастера монотипии — Е. С. Кругликова, А. В. Шевченко, Р. Н. Барто).
— Для чего можно применить эти работы?
(для оформления, украшения комнаты или для портфолио).
Слушают учителя, ,отвечают на вопросы, делятся впечатлениями.
П:извлекать необходимую информацию из прослушанного, структурировать знания.
К: вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
П:давать определения новым понятиям
5.
Динамическая пауза.(3 мин.)
Проводит физминутку.
Выполняют упражнения.
Л: положительно относятся к занятиям двигательной деятельностью.
6.Целеполагание.
(2 мин.)
Создает проблемную ситуацию.
Учитель предлагает определить задачи, с которыми необходимо справиться при выполнении работы:
— перспектива;
— цветовая гамма;
— аккуратность
Участвуют в обсуждении
Приходят к выводу, что выполняя пейзаж, необходимо придерживаться определенных правил.
Л: осознание своих возможностей.
Р: умение регулировать свои действия.
К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
П: логические – анализ объектов с целью выделения признаков.
7.
Планирование работы.(3 мин.)
Обеспечить осмысленное усвоение и закрепление знаний ( на доске вывешиваются таблички с названиями этапов работы или делается запись).
Учитель напоминает о технике безопасности, о расположении материалов на парте.
Учитель поэтапно объясняет выполнение работы:
Земля;
Небо;
Деревья.
Участвуют в беседе; формулируют выводы; проговаривают этапы работы.
Анализируют информацию.
Р: устанавливать последовательность действий по выполнению задания.
К: слушать и слышать собеседника.
П: применять полученные знания о выполнении композиции в цвете из овощей и фруктов с соблюдением законов воздушной перспективы.
8.
Творческая работа (20 мин.)
Учитель контролирует работу учащихся ,консультирует, оказывает необходимую помощь.
Выполняют задание, выстраивая работу по намеченному плану
П: подготавливают рабочее место, соблюдая правила гигиены учебного труда.
Л: имеют желание рисовать, обучение самостоятельности в изобразительных видах деятельности.
К: принимают и находят пути решения учебной задачи.
Р: составляют план и последовательность действий.
9.
Рефлексия деятельности.
(3 мин.)
Организует закрепление пройденного материала.
— Что такое пейзаж?
— Что такое лирический пейзаж?
— Что такое монотипия?
1.Чем техника монотипия отличается от обычной? (Быстро,непредсказуемость)
2.Что можем проявить, показать через эту технику? (Фантазию, настроение)
3.Для чего можем применить эти работы? (украшение интерьера)
Организует обсуждение качества работ в процессе просмотра рисунков.
Учитель подводит краткий итог урока и даёт домашнее задание.
К следующему уроку выполнить работу в технике «монотипия» на свободную тему
— Расскажите о своих ощущениях от работы, продолжив фразы:
• У меня получилось…
• Мне нужно постараться….
• У меня были трудности в…
Спасибо за работу!
Ребята высказывают свое мнение. С помощь цвета определяют настроение, которое возникло в процессе выполнения работы.
Р: оценивают свою работу ,умеют адекватно воспринимать оценку товарищей и учителя.
К: умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения.
infourok.ru
Урок изобразительного искусства в 5-м классе «Красота осеннего пейзажа в живописи»
Разделы: МХК и ИЗО
Цель: формирование у учащихся художественной средствами эпического пейзажа в технике монотипии.
Задачи:
- закрепить умение создавать композицию, подбирать цветовую гамму, согласно настроению, переданному в произведении;
- закрепить представления детей о жанре пейзажа и развивать умения передавать свое отношение к изображаемому;
- развивать самостоятельность и умения работать в коллективе;
- познакомить с новым видом творческого задания;
- воспитывать любовь к природе родного края, восхищение её неповторимой красотой;
- развивать эмоционально-эстетические чувства, воображение.
Зрительный ряд: презентация, учебники «Изобразительное искусство. 5 класс», словари.
Музыкальный ряд: сборник «Мелодии в осенних ритмах», 2008
Литературный ряд:
Дидактические пособия: дидактический раздаточный материал для групп, лото
Оборудование: компьютерный класс, мультимедиа-проектор.
Задание: осенний пейзаж в технике монотипии.
Форма организации деятельности – групповая работа.
Тип урока – комбинированный.
Оформление класса. Класс подготовлен к работе в группах по 4-5 человек. На столах композиции, символизирующие одно из четырех времен года (осенние листья с рябиновой гроздью – осень, еловая ветвь с мишурой и серпантином – зима, веточки вербы – весна, колосья – лето).
ХОД УРОКА
Дети входят в класс, берут на учительском столе
карточки с изображением времен года, соотносят
пейзаж с символом и, объединяясь в группы,
рассаживаются за столы. Пока учащиеся занимают
места, на экране демонстрируются сменяющиеся
картины осени в музыкальном сопровождении.
Учитель, начиная урок, приветствует класс
строками из стихотворения Николая Заболоцкого:
В очарованье русского пейзажа
Есть подлинная радость, но она
Открыта не для каждого и даже
Не каждому художнику видна.
Учитель: Ребята, сегодня мы попытаемся
открыть для себя красоту осенней природы,
рассмотреть ее красочную палитру и колорит,
ощутить прелесть русского пейзажа и передать
полученное впечатление в своей творческой
работе.
Но для начала неплохо было бы вспомнить, что же
такое пейзаж? Какими правилами и законами
руководствуются художники при работе над
пейзажем. Ответьте на вопросы, обсуждая их в
группе. Можете даже обратиться за помощью к
словарям. Учащиеся работают в группах (2-3 мин).
Затем вопросы обсуждаются в классе. Каждая
группа отвечает на один из вопросов, если у
группы ответа не, может ответить другая группа,
тем самым, заработав бонусный балл.
Вопросы:
- Жанр живописи, в котором главный герой – природа? (Пейзаж)
- Какие произведения мы называем живописными? (Выполненные красками)
- Что является главным выразительным средством живописи? (Цвет)
- Назовите русских художников-пейзажистов? (И. Шишкин, И. Левитан, А.Саврасов, Ф.Васильев)
Учитель: В рисовании пейзажа есть два
основных закона — линейная и воздушная
перспективы. (Смотрим видео-фрагмент). Об
этих законах вы прочитаете в учебнике, при
подготовке к следующему уроку.
С помощью цвета, цветовых сочетаний, гармонии
холодных и теплых цветов художник передает самые
разнообразные чувства и настроения радость,
грусть, нежность, тревогу, ожидание. Ярким
примером передачи настроения, красоты осеннего
пейзажа с помощью цвета являются картины великих
художников. (Приложение 1)
Рассмотрите репродукции картин, которые лежат у
вас на столах. Обсудите в группе, что общего в
данных произведениях искусства, в чем различие.
Какие характерные цвета и оттенки красок
использовал художник? Какое настроение,
состояние природы он изобразил? Какого цвета
осень, Какая она?
Задание группам: совместно создать
колористический портрет Осени не используя
названия явного цвета (т.е. желтый, красный,
оранжевый и т.п.). Разрешается подобрать эпитеты в
стихах об осени (сборники есть в каждой группе).
Возможные варианты ответов 1, 2 групп: золотая,
волшебная, небо – лазурь, багряная, рыжая,
красивая, пестрая, алая рябинка, разноцветная,
расписная.
Возможные варианты ответов 3, 4 групп: хмурая,
пожухлая, унылая, печальная, подернутая дымкой,
седая, поблекшая, нахмуренное небо.
Каждая группа зачитывает свои эпитеты. Создается настроение для выполнения творческого задания – монотипии. Учитель объясняет принцип работы в данной технике и предлагает группам создать монотипию либо золотой осени, либо осени поздней. Группы приступают к работе (10-12 минут). Затем ребята рассматривают полученные оттиски и ищут элементы для прорисовки, обсуждают увиденные образы в группах, после чего работы отправляются на просушку. Учитель объявляет о том, что работа по прорисовке деталей будет продолжена на следующем уроке, задает домашнее задание и объявляет о необходимых материалах на следующий урок.
Итог урока: Так каков же он осенний пейзаж. Что вы увидели и открыли для себя на уроке? (Пейзаж-настроение, эпический пейзаж, открыли новую художественную технику).
В завершении урока игра-лото «Палитра осени» (Приложение 2)
Какой картине соответствует данные строки? Выберите из предложенных репродукций ту, которая наиболее подходит к стихотворной строке, а также автора картины.
…Листья поблекнуть еще не успели,
Желты и свежи лежат как ковер.Н.А.Некрасов
…Все деревья блистают
В разноцветном убореК.Д. Бальмонт
Запылали алым цветом
Кисти спелые рябин.М.В. Исаковский
Проносятся тучи толпою
И холодом веет вокруг…С.Д.Дрожжин
(Репродукции картин: И.С. Остроухов «Золотая осень», И.И. Левитан «Золотая осень». И.Э.Грабарь «Рябинка», А.А.Киселев «Осень. Ветреный день»). (Приложение 2)
10.06.2010
Поделиться страницей:urok.1sept.ru
Самые красивые осенние пейзажи на фото
Осень — особое время года. Для каждого оно наполнено собственным смыслом: лёгкой грустью, переживаниями, новыми надеждами и планами. Именно осенняя пора была «вдохновительницей» многих поэтов и художников. Это и немудрено: любуясь невероятным многообразием цветов и красок просто невозможно удержаться и не поделиться с миром переполняющими чувствами. Сохранить эту прелесть позволяют фото, на которых запечатлены самые красивые осенние пейзажи.
Осень будто бы окутывает мир волшебством и тайной.
Она прекрасна в любых «декорациях»: в лесу, у воды, в горах.
Буйство красок захватывает дух и будоражит воображение.
Хочется сохранить эти чудесные картинки осени в потайной коробочке памяти, чтобы в один из дождливых промозглых дней достать, вдохнуть запах золотистой листвы и согреться лучами мягкого солнца.
Все фото — уникальны. Каждый снимок навеки сохранит неповторимое мгновение осенней красоты: прелесть жёлто-красных листьев, грусть последней паутинки ушедшего лета, свежесть воздуха после грибного дождя и умиротворяющую тишину природы, готовящейся отдохнуть от суеты….
theecology.ru
Методическая разработка по изобразительному искусству (ИЗО, 5 класс) по теме: Красота осеннего пейзажа
Конспект урока.
Класс: 5
УМК: программа общеобразовательных учреждений 5-8 классы Москва «Просвещение»2012г. под редакцией Т.Я.Шпикаловой
Учебный предмет: изобразительное искусство
Авторы учебника, учебных пособий, тетрадей: Т.Я.Шпикалова «Изобразительное искусство» Л.В.Ершова, Г.А.Поровская
Тема урока: Красота осеннего пейзажа в живописи
Цели урока в соответствии с ФГОС НОО: Создать условия для формирования роли визуально-пространственных искусств в формировании образа Родины через постижение главных выразительных средств в «пейзажах настроения»
Тип урока: комбинированный
Оборудование урока в соответствии с ФГОС НОО: , мультимедийное оборудование. наглядный материал, учебники
Структура (план) урока:
I. Организационный момент.
II.Беседа по теме урока
III. Формирование умений ставить цель урока
IV. Игровая ситуация
V. Актуализация знаний
VI. Физ. минутка.
VII. Практическая деятельность.
VIII. Самооценивание и взаимооценивание деятельности.
IX. Практическая деятельность
X. Итоги урока.
XI. Рефлексия
Тема урока: Красота осеннего пейзажа в живописи
Цель урока: Создать условия для формирования роли визуально-пространственных искусств в формировании образа Родины через постижение главных выразительных средств в «пейзажах настроения»
Задачи:
Личностные:
Формирование основ экологической культуры
Развивать эстетическое сознание через освоение творческой деятельности эстетического характера
Метапредметные:
Формировать умения самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности
Развивать умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации
Формирование и развитие экологического мышления и умения применять его в социальной практике
Предметные:
Содействовать развитию эстетического вкуса, художественного мышления обучающихся, способности воспринимать эстетику природных объектов, чувственно-эмоционально оценивать гармоничность взаимоотношений человека с природой и выражать своё отношение художественными средствами
Упражнять обучающихся в использовании различных материалов и средств художественной выразительности, для передачи замысла в собственной деятельности,
Оборудование:
аудиозаписи, компьютер, проектор, презентация по теме
Ход урока
I. Организационный момент.
Приветствие.
II. Беседа по теме урока.
III. Формирование умений ставить цель урока
Да красота, а как вы думаете, кого здесь не хватает? (7 слайд)
Да правильно самых главных обитателей подводного мира (8 слайд). Они у меня есть, но что это с ними? Они вам нравятся? (показываю шаблоны)
Что же с ними надо сделать? Нашими умелыми ручками и волшебными
материалами.
Дети самостоятельно формулируют цель урока.
Да, цель нашего урока закрепление умений украшать
шаблоны с изображением морских рыб с помощью
известных нам художественных приемов и техник.
IV. Игровая ситуация
А что необходимо чтобы отправится в путешествие? Что надо приобрести?
Да из чудесной кассы мы приобретем чудо — билеты.
Билеты не простые, кому достались зеленые — располагаются за столами с зеленым флагом. Кому достались синие — занимают места за столами
с синим флагом. Занимаем места согласно приобретённым билетам.
V. Актуализация знаний
Вы видите, что у каждой команды приготовлены разные
материалы. У группы, которая отправляется под зеленым флагом гуашь и кисти, под синим флагом разноцветные салфетки и клей.
Определите задачи вашей деятельности с учетом материала предложенного вам для работы.(9 слайд)
Группа, работающая красками, может украсить рыб следующими приёмами:
украшение орнаментом или узорами.
использование тёплых или холодных цветов.
применение вливания цвета в цвет.
Группа, работающая в технике бумагопластики, будет украшать шаблоны рыб бумажными салфетками.
Приёмы:
изготовление из салфеток округлых форм, т.е. свернуть из салфеток небольшие комочки, которые приклеиваются к шаблону, при этом учитываем цветовые сочетания или делаем в одном цвете.
применение гофрированных полосок
использование творческого потенциала
Так всем понятно, что мы сейчас будем делать?
VI. Физ. минутка.
Да, но у покорителей подводного мира должно быть острое зрение. Потренируем его!
Повернулись к тренажёру и выполняем упражнение.
VII. Практическая деятельность. (10 слайд)
Рассаживаемся по своим местам и приступаем к работе,
Кто выполнил свою работу: украсил шаблон — располагает его в нашем подводном мире, расположенном на доске.
Ах, какая красота! Появились обитатели подводного мира?
VIII. Самооценивание и взаимооценивание деятельности.(11 слайд)
Наши настойчивые, мужественные покорители подводного пространства мы достигли с вами поставленной цели?
Посовещайтесь. И пусть один из вас выскажет общее мнение о проделанной работе одноклассников, а остальные оценят свою деятельность
на уроке(11слайд)
IX. Итоги урока.
Я подвожу итог, обобщаю детский вывод ,Вы покорили подводный мир, проявили настойчивость .Показали свои умения в использовании различных приемов. Закрепили навыки владения художественными материалами. Надеюсь, что умения, которые вы приобрели на уроке, пригодятся вам
в жизни.
X. Рефлексия
Обратите внимание: у вас на столах находятся морские звездочки.
Одним так понравилось что они стали розовые.
Другие так устали, что позеленели.
Третьи решили, что они не совсем справились с заданием,
поэтому они посинели.
Вы сейчас пойдете на перемену и какое у вас впечатление от урока такую звездочку вы разместите в необитаемом, подводном мире.
Розовую звездочку — понравилось, зеленую звездочку — устали,
синюю звездочку — хотим продолжить.
Спасибо вам мои умные, умелые, замечательные и творческие покорители подводного мира. До свидания!
nsportal.ru
Презентация по ИЗО по теме «Красота осеннего пейзажа»
Красота осеннего пейзажа
Уральский пейзаж
Пейза́ж — с фр. страна, местность — жанр изобразительного искусства (а также отдельные произведения этого жанра), в котором основным предметом изображения является первозданная, либо в той или иной степени преображённая человеком природа.
Выразительные средства живописи — художественные средства живописи:
1- цвет;
2- рисунок;
3- композиция; а также
4- фактура красочной поверхности; и
5- выразительность мазков.
Построение объема и пространства в живописи связано:
— с линейной и воздушной перспективой;
— со светотеневой моделировкой;
— с использованием конструктивных качеств рисунка и пространственных свойств теплых и холодных цветов.
Домашников Борис Фёдорович
Домашников Борис Фёдорович
Домашников Борис Фёдорович
Тюлькин Александр Эрастович
Тюлькин Александр Эрастович
Виктор Иванович Суздальцев Иремель
***
Всего-то навсего лесок —
Не величавый лес.
Под ним каменья и песок,
Над ним клочок небес.
Но так на сердце хорошо,
Такая благодать,
Как будто в дом родной пришел,
Где ждут отец и мать.
Как будто не был много лет
В родимой стороне
И этот кустик-бересклет —
Меньшой братишка мне.
Алексей Решетов
Виктор Иванович Суздальцев Иремель
Мурадымовское ущелье Суздальцев
Исаев Александр Аркадьевич
***
Я без Урала не могу. Стоит перед глазами Он то утесами в снегу, То синими лесами,
То сталью, Зреющей в печах, Берущий жар у солнца.
То стройкой в просвирках, В лучах Мгновенно обернется…
Людмила Татьяничева
Рассмотрите лирические пейзажи уральских художников, пейзажные композиции.
Выделите особенности «пейзажей настроения».
Сопоставьте отображение лирического настроения в творчестве художников-пейзажистов и русской поэзии.
Расскажите о главных выразительных средствах в осенних пейзажах уральских живописцев .
videouroki.net
Урок «Изображение осеннего пейзажа»
Разделы: МХК и ИЗО
Цель урока: научить детей выражать свое отношение к природе через изображение.
Задачи урока:
- воспитывать чувства восхищения, любви к родному краю, природе.
- закрепить навыки работы акварельными красками в теплой гамме.
Оборудование:
План урока:
1. Организационный момент (2 мин).
2. Вводная беседа (1 мин).
3. Объяснение нового материала (10 мин).
4. Самостоятельная работа (30 мин).
5. Подведение итогов и оценка работ (2 мин).
ХОД УРОКА
Учитель: Ребята, какие жанры
изобразительного искусства вы знаете? (Натюрморт,
пейзаж, портрет)
Учитель: Что изображают художники в
пейзажах? (Природу: деревья. лес. речку).
Учитель: Как называют художников,
которые рисуют природу? (Пейзажистами)
Учитель: Вот и мы сегодня будем
художниками-пейзажистами.
Тема нашего урока «Изображение осеннего пейзажа»
«И осень тихою вдовой.
Вступает пестрый терем свой»
(Иван Бунин, Листопад)
Учитель: Осень ее рисуют художники, ее прославляют в своих произведениях музыканты (Включаю музыку), ее описывают в стихах поэты. Кто из вас знает стихи об осени.? (Дети читают стихи, звучит тихая музыка, на экране демонстрация слайдов с изображении осени)
Слайд 3. Ученик читает стихотворение
Учитель: Особенно красив печален
русский лес в ранние осенние дни. На золотом фоне
пожелтевшей листвы выделяются яркие пятна
раскрашенных кленов, осин. Медленно кружась в
воздухе, падают с берез пожелтевшие легкие
листья. Что-то грустное, прощальное слышится и
видится в осеннем лесу.
Осень. Этому прекрасному времени году посвятили
вдохновенные строки поэты, мгновения увядания
природы запечатлели на своих полотнах художники.
Слайды 4-5.» Золотая осень» И.И. Левитана. Анализ картины.
Учитель: Роща пылает кострами берез. Золотыми россыпями светится земля. Плавно несет свои холодные воды – голубая река, в которой отражаются: прозрачная голубизна неба, желтые и рыжие обрывистые берега, красноватые ветки и багряные листья кустарников. Мы видим березки, густо усыпанные желтыми листьями, осинки, с которых уже слетела листва. .Красавица – березка одиноко стоит на берегу реки. Осенний воздух свеж и прозрачен. Левитановская осень – праздник золота и синевы. Радостный праздник красоты. И немного грустный: ведь эта красота – прощальная. Скоро зима. Осень на картине передает печаль прощальных дней, печаль падающих листьев, пожухлых трав, предзимнего солнца, слабо пригревающего землю.
Учащиеся отвечают на вопросы:
Художник находит чистые, звонкие тона для медных крон берез, тусклые, приглушенные для зелени трав, холодные, иссиня-фиолетовые для неподвижной поверхности воды с ясными отражениями берегов в ней. Он уводит взгляд зрителя далеко в глубину картины, вслед за исчезающим среди полей ручьем. Рисуя тонкие и стройные стволы берез, он создает тот едва уловимый лирический мотив, который заставляет ощутить поэзию русской природы. Поэтому Левитана называли «певцом русской природы»
– Ребята, какие стихи А.С. Пушкина здесь можно вспомнить?
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная пора
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса.
Учитель: картину «Золотая осень» Левитан написал в 1895 году (в 30 лет0, в ней он обобщил и подытожил свой многолетний опыт работы над образом осенней природы.
Слайды 6-8. Портрет Художника И.И. Левитана.
Учитель: Судьба художника была нелегкой. Родился в бедной еврейской семье. С ранних лет узнал унижение и нищету. Искусство стало призванием И. Левитана с самого детства. Уже в 13 лет он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Его склонность к изображению природы и страстная любовь к ней проявилась вскоре после поступления в училище. Учился у В.Г.Перова, А.К.Саврасова, В.Д.Поленова. За свою двадцатилетнюю творческую деятельность Левитаном было создано несколько сотен картин.
Слайды 9-11. «Золотая осень» И.С. Остроухова. Анализ картины.
Учитель: «Унылая пора! Очей
очарованье!» – так писал об осени Александр
Сергеевич Пушкин. Эти же слова приходят на ум,
когда смотришь на картину Ильи Семеновича
Остроухова «Золотая осень».
Золото повсюду: на деревьях и на земле. Золотисто
– желтыми красками пылает солнечный осенний
день. Деревья обступили тропинку, обняли ее. Она
чуть заметно вьется среди них и уходит куда-то
вправо. Деревья покрыты светло-желтыми листьями.
У клена они крупнее, прорезанные. Ветки деревьев
склонились к земле, устланной множеством опавших
листьев. Даже старое корявое дерево,
изображенное слева на картине, преобразилось,
сменив зеленое платье на золотое. Сквозь кружево
веток и уцелевших листьев проглядывает голубое
небо. Листья на деревьях с винно-красным
багрянцем, с бронзовой прозеленью горят на
солнце яркими теплыми красками. Только трава еще
не совсем поменяла наряд, она расцвечена
различными оттенками – от ярко-изумрудного до
нежно-желтого, да на некоторых листочках
проглядывают зеленые пятна.
На лесной тропинке Остроухов изобразил двух сорок. Складывается впечатление, что они спешили по своим делам, но остановились, привлеченные окружающим золотом, и теперь бурно обсуждают, чей наряд краше и пышнее.
Великолепная картина! По мнению многих критиков, «Золотая осень» является одним из лучших произведений знаменитого художника, создавшего много прекрасных полотен, которые стали украшением не одного музея.
Слайд 12. Портрет художника И.С. Остроухова.
Учитель: Илья Семенович Остроухов – один м из талантливейших и видных пейзажистов 80-90 годов 19 века. Многим в своем развитии он был обязан Поленову и абрамцевскому художественному кружку. Выставки передвижников пробудили у Остроухова любовь к искусству. Особенно сильное впечатление произвели на него картины Поленова, которые и привели его к решению заняться живописью. Увлечение живописью привод Илью Семеновича в Абрамцево в мамонтовский кружок, в среду таких художников, как Репин, Поленов, братья Васнецовы, Серов, Левитан. С 1886 года входит в семью пейзажистов Московской школы. Появление его пейзажей на передвижных выставках заставило художников сразу же обратить внимание на этого немолодого уже по летам живописца. Общение с передвижниками сыграло огромную роль в формировании творчества и помогло так быстро развернуться его таланту.
Слайды 13-16 В.Д. Поленов «Золотая осень» 1893г. Анализ картины.
Учитель: Настоящим гимном в честь
пламенеющей осени, преображающей скромную
природу Подмосковья, одевающей в «багрец и
золото» ее леса, воспринимается картина
художника В.Д. Поленова «Золотая осень».
Мы видим глухой уголок подмосковного леса у реки
Оки. Спокойно катит свои прозрачные голубые воды
река. Ее высокий берег переходит в слегка
холмистую равнину, простирающуюся до самого
горизонта. Холмы обрисованные плавными, текучими
линиями, постепенно сходят на нет и тонут в
голубых далях.
Царит ничем не нарушаемая тишина. Осень
еще только вступает в свои права. Деревья частью
стоят еще зеленые. Но березы уже успели сменить
свой наряд. И теперь их листва сверкает золотом в
лучах по-летнему приветливого солнца. Утоптанная
тропинка манит в лес пройтись в осенней тишине,
когда еще не шуршат под ногами опавшие листья,
когда еще зеленеет трава, и цветут последние
осенние цветы. Сочетание еще не поблекших красок
лета и звонких красок осени, придают богатство,
нарядность и живописный колорит картине.
Слайд 17 Портрет В.Д. Поленова
Учитель: Это один из первых художников
эпических пейзажей, прославляющих гармонию,
красоту и величие природы.
Творчество Поленова в 90-х годах неразрывно
связано с его впечатлениями от жизни на берегу
реки Оки. В 1890 г. художник приобрел в Тульской
губернии небольшое имение, построил по своему
проекту дом с мастерской для друзей-художников и
большую часть года проводил там. он
запечатлевает Оку в различные времена года и
различных ее состояниях.
(Звучит фонограмма пьесы «Октябрь .Осенняя песня» П.И. Чайковского из цикла времена года).
Слайды 18-20. «Октябрь» Е. Волкова.Анализ картины.
Учитель: Перед вами осенний пейзаж «Октябрь» так назвал ее автор, художник-передвижник Ефим Волков. Посмотрите на картину и попробуйте ее описать. (Ответы уч-ся).
Учитель: А, так описывает ее искусствовед «Лучшим произведением Волкова является картина «Октябрь», написанная в 1883 году. Лирическое содержание передано здесь тоньше, чем в пейзаже «Осень». Прекрасно объединены в композиции ближние и дальние планы, хорошо выдержаны основная колористическая гамма. С особой тщательностью проработан художником передний план, занятый молодой березовой рощей. Сквозь голые ветви деревьев открывается вид на реку и дальний лес. Художник избежал сухости и дробности рисунке деревьев и вместе с тем сумел сделать выразительными и светлыми хрупкие стволы берез, бурую землю, усыпанную сухими осенними листьями.
(Звучит фонограмма пъесы «Октябрь.Осенняя песня» П.И.Чайковского из цикла времена года).
Слайд 19.
Чтец.
Обрывает ветер листья с октября.
Улетели птицы в дальние края.
Не узнать опушки, где жила весна.
И слышна повсюду только тишина.
Сыплются с деревьев золото и медь
Тишина, как птица, научилась петь.
А какой, она видится вам, юные художники? Настало время творческого конкурса. Сегодня вам предстоит изобразить осеннюю природу. За работу Друзья. В вашем распоряжении 25 мин.
(Звучит фонограмма концерта «Осень» А.Вивальде из цикла «Времен года»)
Самостоятельная работа.
Дети рисуют осенний пейзаж. Учитель ведет индивидуальную работу в классе.
Подведение итогов. Рефлексия.
На доску прикрепляются лучшие работы учащихся. анализ работ, отмечаются хорошие удачные фрагменты работ. Выбирают победителей конкурса, награждаются грамотой за 1,2,3 места, номинации «Самый яркий рисунок», и др. Проставляются оценки. уборка рабочего места.
12.06.2014
urok.1sept.ru
Красота осеннего пейзажа в живописи графике. 2 урок.
Технологическая карта урока
Предмет : Изобразительное искусство
Класс : 5
Базовый учебник : Изобразительное искусство. 5 класс :учебник для общеобразовательных учреждений / Т.Я.Шпикалова ,Л.В.Ершова, Г.А.Покровская ;под ред. Т.Я. Шпикаловой – М.:Просвещение,2013г.
Тема урока: «Красота осеннего пейзажа в живописи и графике»
Цель урока: продолжить формирование представления о технике «Монотипия».
Задачи урока:
— научить выполнять зеркальное изображение в технике «Монотипия», выполнить осенний пейзаж;
— прививать любовь к природе;
— развивать навыки практической и самостоятельной работы, аккуратность, умение ценить фактор времени.
Тип урока: Комбинированный – повторение пройденного материала, постановка и решение учебной задачи.
Методы и формы обучения: Объяснительно-иллюстративный, практический; индивидуальная, фронтальная.
Вид деятельности: индивидуальная работа.
Необходимое оборудование:
Для учителя:
— репродукции с изображением осени;
— образцы детских работ;
—гуашь, кисти, форматы.
Для учащихся:
—гуашь, кисти, форматы.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
12
3
4
5
1.
Организационный момент. (1 мин.)
Приветствие. Проверка готовности к уроку.
Ученики рассаживаются по местам. Проверяют наличие принадлежностей.
Л:имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности.
Р:принимают и сохраняют учебную задачу.
2.
Повторение пройденного материала.
(2 мин.)
Учитель напоминает о содержании прошлого урока. Прочтение стихотворения. Ставит перед учащимися вопросы:
О чём стихотворение? О чём говорили на прошлом уроке?
Что собой представляет осень, какая она?
Кто обращается к теме осени?
Участвуют в коллективном обсуждении, делятся впечатлениями, отвечают на вопросы, вспоминая тему творческой работы прошлого урока.
Л: проявляют интерес к художественной деятельности.
К: отвечают на вопросы, делают выводы.
Р: принимают и сохраняют учебную задачу.
3.
Актуализация знаний.(2 мин.)
Учитель подводит итог беседы, напоминает, что художники передают осеннюю природу через цвет; писатели через слово; композиторы через музыку.
Тема урока «Красота осеннего пейзажа в живописи и графике» (продолжение темы)
Рассматривают иллюстрации, анализируют информацию, отвечают.
К:умеют слушать друг друга, строить понятные речевые высказывания, обосновывать и доказывать свою точку зрения
Л:осознание своих возможностей.
Р: принимают и сохраняют учебную задачу.
П: строят осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме
4.
Повторение пройденного материала.
(2 мин.)
Учитель предлагает вспомнить в какой технике выполняли работу на прошлом уроке.
Монотипия – «моно» — один, «типия» — отпечаток.
Что означает? (Одно касание, прикосновение, надавливание).
Как техника появилась в Росссии? (Заново ввела Кругликова Елизавета Сергеевна).
Учащимся предлагается определить:
чем будем заниматься на уроке? (продолжать работу над этой техникой).
для чего можно применить эти работы? (для оформления, украшения комнаты или для портфолио).
Учитель сообщает что на уроке рассмотрят другое упражнение – зеркальное изображение.
Слушают учителя, рассматривают слайды ,отвечают на вопросы, сравнивают работы художника, делятся впечатлениями.
П:извлекать необходимую информацию из прослушанного, структурировать знания.
К: вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
П:давать определения новым понятиям
5.
Динамическая пауза.(3 мин.)
Проводит физминутку.
Выполняют упражнения.
Л: положительно относятся к занятиям двигательной деятельностью.
6.
Целеполагание.
(2 мин.)
Учитель предлагает определить задачи, с которыми необходимо справиться при выполнении работы:
— перспектива;
— цветовая гамма;
— аккуратность.
Участвуют в обсуждении
Приходят к выводу, что выполняя декоративный натюрморт, необходимо придерживаться определенных правил.
Л: осознание своих возможностей.
Р: умение регулировать свои действия.
К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
П: логические – анализ объектов с целью выделения признаков.
7.
Планирование работы.(2 мин.)
Учитель напоминает о технике безопасности, о расположении материалов на парте.
Учитель поэтапно объясняет выполнение работы:
Земля:
Деревья:
Небо.
Выполнение осеннего пейзажа по своему представлению.
Участвуют в беседе; формулируют выводы; проговаривают этапы работы.
Анализируют информацию.
Р: устанавливать последовательность действий по выполнению задания.
К: слушать и слышать собеседника.
П: применять полученные знания о выполнении композиции в цвете из овощей и фруктов с соблюдением законов воздушной перспективы.
8.
Творческая работа (20-25 мин.)
Учитель контролирует работу учащихся, консультирует, оказывает необходимую помощь.
Выполняют задание, выстраивая работу по намеченному плану
П: подготавливают рабочее место, соблюдая правила гигиены учебного труда.
Л: имеют желание рисовать, обучение самостоятельности в изобразительных видах деятельности.
К: принимают и находят пути решения учебной задачи.
Р: составляют план и последовательность действий.
9.
Рефлексия деятельности.
(3 мин.)
Вопросы для закрепления:
1.Чем техника монотипия отличается от обычной? (Быстро,непредсказуемость)
2.Что можем проявить, показать через эту технику? (Фантазию, настроение)
3.Для чего можем применить эти работы? (украшение интерьера)
Учитель подводит краткий итог урока и даёт домашнее задание.
К следующему уроку выполнить работу в технике «монотипия» на свободную тему.
Организует обсуждение качества работ в процессе просмотра рисунков.
— Удалось ли гармонично подобрать цвета, присущие осени?
— Удалось ли при помощи цвета передать особенности монотипии?
Ребята высказывают свое мнение. С помощь цвета определяют настроение, которое возникло в процессе выполнения работы.
Р: оценивают свою работу ,умеют адекватно воспринимать оценку товарищей и учителя.
К: умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения.
infourok.ru