«У жены по шариату нет никаких обязанностей перед мужем»
Подлинный ислам всегда на стороне женщины, а мужчина обязан сложить к ее ногам мамонта
Ислам — это мужская, патриархальная религия, где женщина подавлена и ни во что не ставится. Известный мусульманский и общественный деятель Рустам Батров считает подобный тезис крайне поверхностным умозаключением, основанном на наблюдениях за людьми, только формально исповедующими ислам, но фактически мало ему следующими. О том, как женщина делает мир лучше и что об этом говорит ислам, — в материале постоянного автора «БИЗНЕС Online».
Рустам Батров: «С точки зрения ислама, сложно назвать мужчиной вшивого романтика, у которого дырка на оттянутой коленке, протерты рукава на локтях и ботинки просят каши, но который при этом «дарит» женщине звезды на небе, васильковые поля и песни под балконом»
Ислам всегда на стороне женщины
Принято считать, что ислам — религия мужская, патриархальная.
Начать хотя бы с того, как шариат регулирует брачно-семейные отношения. Официальный брак в исламе начинается с экзамена, устраиваемого мужчине. Ему, чтобы быть рядом с женщиной, необходимо доказать свою состоятельность. Прежде чем поцеловать руку женщине, он должен сложить к ее ногам мамонта — брачный дар, махр. Махр — это фильтр, через который исламский закон не подпускает к женщинам тех, кто их недостоин.
Махр — показатель состоятельности мужчины как кормильца. Его краповый берет на право называться мужчиной. В нашем обществе, воспитанном в традиции французских любовных романов, культивируются романтики.
К сожалению, моральные калеки из числа мусульман сумели выхолостить шариат, найти себе лазейку. В качестве махра они часто дарят избранницам какую-нибудь безделицу: коробку конфет или золотое колечко. Им лень тянуться до уровня крапового берета. До уровня настоящего мужчины. Женщины, конечно, по любви и милосердию закрывают на это глаза.
А что обязана женщина в браке с точки зрения ислама? Ничего. Да, у жены по шариату нет никаких обязанностей перед мужем. Она не должна ни заботиться о хлебе насущном, ни стирать, ни готовить, ни убираться в доме. Если шариат что и возлагает на нее, то только любовь, ибо без любви женщины мужчина погибнет, а значит, плохо будет и самой женщине, ведь в ней живет океан любви, который она желает излить вовне. Ей важно иметь того, кому бы она смогла подарить свою любовь. Любить мужчину, быть снисходительной к нему — единственное назидание шариата, обращенное к женщине.
И хотя шариат не возлагает на женщину никаких бытовых обязанностей, на практике редкая мусульманка оставит своего мужчину без заботы. Так уж женщина устроена. Она живет безусловной любовью, которую даже шариат не в силах сдержать. Никакие формальные требования ей не указ. Ее любовь всегда больше. Ее любовь сильнее любого шариата.
Почему мужчина дает женщине махр и нафака, а не наоборот? Потому что мужчина нуждается в женщине больше, чем она в нем. Если низвести человека до физиологического уровня, то несложно заметить, что мужчины в большинстве своем не могут жить без физической близости с женщиной. Мужчины, как правило, чуть ли не помешаны на этом. А женщина за редким исключением гораздо проще смотрит на вопрос секса. Ей он нужен меньше. Из этого очевидного факта несложно сделать вывод о том, кто в ком нуждается.
Однако дело не только в интиме. Мужчине самому мало нужно. Его собственные потребности минимальны. Если он и покупает себе ботинки Louis Vuitton из крокодиловой кожи или часы Breguet — все это не более чем павлиний хвост для женщины.
Почему так?
Женщина выводит потомство. Она есть истинный продолжатель человеческого рода. Она носитель жизни. И этот импульс жизни она передает мужчине. Только рядом с ней у него появляются большие цели и сверхзадачи, ибо теперь он знает, к чьим ногам может сложить мамонта. Теперь он понимает, зачем ему реализация. Жизнь обретает смысл. Да, именно женщина пробуждает в мужчине азарт охотника, желание поймать своего мамонта. Она пробуждает его к самой жизни. Таким образом она делает его собственно мужчиной. Поэтому махр и нафака — это даже не столько требование, сколько естественная потребность мужчины. Внешнее выражение того, что он пробудился, ожил, созрел. Что теперь он мужчина в полном смысле этого слова. Что теперь он не мальчик, а охотник, который с копьем на плече, с высоко поднятой головой и расправленной грудью направляется в свои угодья — во внешний мир.
Махр и нафака — здоровое положение вещей. Не во всех культурах мы наблюдаем подобное. В христианском мире, например, была распространена практика, когда женщину брали замуж только с приданым. Это она должна доказывать свою состоятельность, чтобы быть рядом с мужчиной. Почему подобное стало возможным? Потому что там она обесценена. Там она считается виновницей грехопадения людей. Но ислам никогда так не считал. Ислам всегда на стороне женщины. Потому что ислам — на стороне жизни.
Женщина есть зеркало, которое раскрывает в мужчине его изначальную божественную природу
Нам, мужчинам, постоянно нужно смягчать свои сердца, дабы оставаться людьми
Весьма интересную теологию женщины построил Ибн-Араби, один из крупнейших мыслителей ислама. Так, в «Наставлениях ищущему Бога» он писал: «Женщина для мужчины как бы та форма, тот образ, в котором Бог сотворил Совершенного Человека. Это форма Бога, которую Он представил как Свое проявление и зеркальное отражение. И вот если сей раб, страстно возлюбив женщину и стремясь к ней всей душой, увидит в ней себя самого, значит, он увидел в ней свой образ, свою форму. Таким образом, он увидит именно Бога, ничто иное, — но увидит через любовную страсть и наслаждение соития».
Другими словами, женщина есть зеркало, которое раскрывает в мужчине его изначальную божественную природу. Через любовь к женщине мужчина познает Самого Бога.
Это действительно так, ведь женщина по своей природе ближе к Богу. Эту мысль в исламской традиции был призван подчеркнуть хиджаб.
Изначальный смысл хиджаба заключался в том, чтобы указать на божественную природу женщины, подчеркнуть ее достоинство. Вот почему хиджаб предписывался лишь для свободных людей. Халиф Умар, например, срывал хиджаб с рабынь, чтобы их не путали с таковыми. То есть хиджаб — это не о сексе. А о совсем другом. Именно по этой причине отказ женщины носить хиджаб никак не криминализирован в шариате: там просто не предусмотрены никакие виды наказания за это, ведь достоинство не насаждается насилием.
Хиджаб сегодня понимается вульгарно, в том числе и самими мусульманами. Он понимается исключительно как холодный душ для мужчин. Но изначально у него не было сексуального подтекста. Хиджабом в исламской культуре обозначают завесу/покрывало, которое скрывает божественное. Так, Пророк во время мираджа (небовознесения) беседовал с Богом через завесу — хиджаб. Завесой накрыта и Св. Кааба — символ божественного присутствия на земле. А у суфиев богопознание (= «просветление») называется «кашф», что переводится как «снятие», «раскрытие» [покрывала, скрывающего Бога]. Хиджаб на женщине — продолжение этого смыслового ряда.
В том же смысловом ряду стоит и позиция шариата, который обязывает мужчин каждую пятницу ходить на службу в мечеть, но при этом не возлагает подобную обязанность на женщин. Почему? Ответ мы находим в известном хадисе Пророка: потому, что если мужчина трижды пропустит джума, то его сердце будет запечатано. Да, нам, мужчинам, постоянно нужно смягчать свои сердца, дабы оставаться людьми, дабы не утратить свет Бога внутри себя. А в сердце женщины изначально столько любви, столько милосердия, что ей посещать Божий храм даже необязательно. Ее сердце и так преисполнено Божьего света. Оно не запечатается никогда!
Мужчина и красота — понятия из параллельных вселенных
Изначальная близость женщин к Богу касается не только качеств души. Это выражено и на телесном уровне.
Помните, как Николай Васильевич Гоголь описывает Собакевича в «Мертвых душах»? Да, да, того самого, который «медведь, совершенный медведь»? Давайте освежим в памяти: «Известно, что есть много на свете таких лиц, над отделкой которых натура недолго мудрила, не употребляла никаких мелких инструментов, как-то: напильников, буравчиков и прочего, но просто рубила со своего плеча: хватила топором раз — вышел нос, хватила в другой — вышли губы, большим сверлом ковырнула глаза и, не обскобливши, пустила на свет, сказавши: «Живет!“»
На самом деле это сказано не о Собакевиче, а обо всех мужчинах. Мужчина и красота — понятия из параллельных вселенных. Мы не очень-то с нею дружим. Если в мире остались бы одни мужики, то планета в тот же день превратилась бы в убогую холостяцкую квартиру с тухлыми носками на полу и курганом немытой посуды. Красота испарилась бы безвозвратно.
Но, к счастью, мир не таков. Мир прекрасен. Почему? Потому что в нем живет женщина.
Именно она ставит в вазу цветы, стелет на стол ажурную скатерть и поправляет мужу галстук. В этом и состоит призвание женщины, ее щедрость: нести в наш мир красоту.
А что такое красота?
Это касание Бога. Пророк сказал: «Бог красивый и любит красоту». Да, Бог раскрывается посредством красоты. Являет Себя через нее. И поэтому он создал женщину именно такой: утонченной и красивой. А нас, мужиков, — неотесанными Собакевичами, сущими обезьянами.
Красота живет в каждой женщине. Это ее исконная природа. Не всегда она помнит об этом и порой прячет свою естественность за красотой напускной, вульгарной. Так появляются фифочки с накаченными губами и силиконовой грудью. Но даже подобная пошлость не что иное, как стремление женщины, пусть и деформированное извращенным социальным (читай: мужским) давлением, к своему предназначению делать наш мир прекрасным.
Красота — это не только о лице и фигуре. Это обо всем. Альберт Эйнштейн, например, всегда искал такие математические формулы, которые были бы красивыми. Красивыми значит простыми, ибо красота — это простота, а идеальная простота есть само совершенство. Все искусственное, надуманное — сложное. Все настоящее, глубокое — простое. Вот почему женщине легко быть красивой. Ей достаточно просто быть собою. Стало быть, совершенство — это раскрытие в мире женского или, говоря религиозным языком, божественного.
Не знаю, заслуживают ли снисхождения мужчины, которые не могут совладать с этой красотой и потому кутают своих женщин в хиджабы. Но уверен в одном: божественная красота ошеломляет человека, от нее он становится маджнуном, сумасшедшим. И потому ему не всегда хватает адекватности выразить свое восхищение, свою любовь к той самой красоте, перед которой меркнет все остальное. Когда человек выходит из тьмы на свет, он закрывает глаза ладонью. Это движение ослепленного человека чисто рефлекторное, инстинктивное, животное. И в нем — вся суть насильственного хиджаба. Обезьяна. Как есть обезьяна.
Но женщина умеет прощать мужчине и это. Потому что она создана для любви. Для милосердия. Она создана сделать наш мир лучше.
Мусульманские праздники 2023: календарь — Российская газета
Свежий номер
РГ-Неделя
Родина
Тематические приложения
Союз
Свежий номер
Общество
02.03.2023 17:14
Поделиться
Михаил Сухарев
Когда в 2023 году начинается месяц Рамадан? А когда заканчивается месяц обязательного для мусульман поста саум и празднуется Ураза-байрам? Когда в 2023 году отмечается Курбан-байрам? Это одни из самых частых запросов, связанных с важными датами в исламе.
Мечеть «Сердце Чечни» в Грозном — крупнейшая в России. Здесь могут молиться больше десяти тысяч человек. / Владимир Аносов/РГ
Иногда верующим трудно сориентироваться, на какой день по обычному, Григорианскому календарю приходятся мусульманские праздники. Ведь они отмечаются по лунному календарю Хиджре, который каждый год смещается относительно светского. Для этого «РГ» публикует Исламский календарь на 2023 год с датами важнейших мусульманских праздников и кратким объяснением их смысла.
Сразу отметим, что месяц Рамадан в 2023 году начинается 23 марта, а Ураза-байрам наступит 21 апреля. Курбан-байрам выпадает на среду 28 июня.
Вот каким образом выглядит мусульманский календарь праздников на 2023 год:
С 26 на 27 января — Ночь Рагаиб. Это первый праздник в календарном году и его связывают с историей жизни пророка Мухаммеда, точнее, его родителей. В эту ночь прошла их свадьба, предположительно, пророк был зачат. Световой день перед Ночью Рагаиб верующие постятся до заката солнца.
С 17 на 18 февраля — Ночь Мирадж. Считается, что в эту ночь пророк Мухаммед прижизненно вознесся на небеса после того, как к нему явился архангел Джабраил (Гавриил). В темное время суток принято не ложиться спать, а посвятить это время молитве. Уже с рассветом верующие отправляются в мечети на совместную молитву и проповедь.
С 6 на 7 марта — Ночь Бараат. Этот праздник считается днем отпущения грехов и очищения. С наступлением сумерек рекомендуется читать Коран и просить Аллаха принять благие дела и простить прегрешения.
23 марта — начало месяца Рамадан. Самый строгий и важный пост в исламе. Это один из пяти столпов религии. В течение месяца мусульманам нельзя принимать пищу и пить в светлое время суток.
С 17 на 18 апреля — Ночь аль-Кадр. В эту ночь пророку Мухаммеду был ниспослан Коран в виде откровения в пещере Хира горы Джабаль ан-Нур. Ночь проводят в молитвах и чтении священной книги.
21 апреля — Ураза-байрам (Ид аль-Фитр). Этим праздником заканчивается священный месяц Рамадан и начинается разговение. Принято поздравлять друг друга словами «Ид мубарак!», накрывать столы с множеством традиционных блюд, приглашать родных и соседей, а также дарить подарки.
27 июня — Арафа. Проходит на второй день хаджа, когда религиозные люди продолжают паломничество посещением горы Арафат в 20 километрах от Мекки. Любые поступки правоверного мусульманина в этот день будут нести более сильные последствия. За добрые дела растет награда, а за греховные увеличится кара.
28 июня — Курбан-байрам (Ид аль-адха). Праздник жертвоприношения, который отмечается по окончании хаджа. В девяти регионах России этот день празднуют официально, в их числе пять республик СКФО, Татарстан, Адыгея, Башкортостан и Крым.
С 27 июня по 1 июля — Дни ат-Ташрик. В эти дни с 11 по 13 числа последнего месяца исламского календаря Хиджра Зу-ль хиджа продолжают отмечать Курбан-байрам. У паломников в хадже тут свои ритуалы — собирание трех башенок из камней, символизирующих прибытие дьявола, а затем их опрокидывание другими камнями.
28 июля — День Ашура. День посвящен поминовению пророков Аллаха, которых было 25. Мусульмане должны знать их поименно.
С 26 на 27 сентября — Мавлид. День рождения пророка Мухаммада, который обычно отмечается пышно. В эти дни читаются проповеди о жизни пророка, обращаются с молитвами к Аллаху. Также раздается милостыня.
Справка «РГ»
Важно знать, что иногда мусульманские праздники сложно вычислить обычным сопоставлением дат с Григорианским календарем. Истинная дата зачастую определяется по совокупности признаков в конкретный день.
По мусульманскому календарю сутки начинаются не в полночь, а с заходом солнца. Именно поэтому верующие так следят за временем рассвета и заката. Месяц начинается не просто спустя определенное количество дней, а с ночи, когда появляется серп молодой луны в сумерках после новолуния — иногда это занимает до трех дней, поэтому месяцы могут сдвигаться.
Поделиться
РелигияПраздники
ЧТИТЕ СВОИХ ОТЦА И МАТЕРЬ В ИСЛАМЕ
Исмаил Ахмед| Опубликовано: 16 июля 2019 г., 16:06 IST
Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного
Ислам повелевает нам почитать своих родителей, слушаться их, уважать их мнение и быть добрыми в целом. членам нашей семьи.
Одно из важнейших понятий семейной жизни в исламе известно как «поддержание семейных уз» ( силат ар-рахим ). Коран и Сунна содержат много указаний, как вести себя хорошо с членами нашей семьи, даже если они неверующие. Ученые объединили их во множество работ, демонстрирующих важность крепких семейных отношений.
На самом деле, Аллах сохранит отношения с теми, кто хорошо относится к своим семьям, и Он отрежет тех, кто разорвет отношения со своими семьями.
Абу Хурайра, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил: Посланник Аллаха, саллаллаху алейхи ва саллям, сказал: َ حَتَّى إِذَا فَرَغَ مِنْهُمْ قَامَتْ الرَّحِمُ فَقَالَتْ هَذَا م َقَامُ الْعَائِذِ مِنْ الْقَطِيعَةِ قَالَ نَعَمْ أَمَا تَرْضَيْنَ أَنْ أَصِلَ مَنْ وَصَلَكِ وَأَقْطَعَ مَنْ قَطَعَكِ قَالَتْ بَلَى قَالَ فَذَاكِ لَكِ
Воистину, Аллах сотворил творение, и когда он закончил, матка сказала: «В этом месте я ищу у тебя убежища от тех, кто разделил меня». Аллах сказал: «Разве ты не доволен тем, что Я поддерживаю хорошие отношения с теми, кто добр к тебе, и я отрежу того, кто разорвет отношения с тобой?» Матка сказала: Да, мой Господь. Аллах сказал: Таким образом, вы получите его.
Затем Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: َسَيْتُمْ إِنْ تَوَلَّيْتُمْ أَنْ تُفْسِدُوا فِي الْأَرْضِ وَتُقَ طِّعُوا أَرْحَامَكُمْ
Если хотите, прочтите стих: Будете ли вы, если вам будет дана власть, распространять нечестие на земле и разрывать свои семейные узы? (47:22)
Источник: Сахих аль-Бухари 5641 5641, Класс: Муттафакун Алайхи
Разрыв семейных отношений является актом «коррупции» ( фасад ), что является отличительной чертой непослушного и грешный.
Здоровые семейные узы начинаются с «праведности по отношению к родителям» ( бырр аль-валидайн ). Аллах повелел нам во многих аятах быть превосходными для наших родителей и указал на важность этого деяния, заявив о нем в связи с чистым поклонением только Аллаху.
Аллах сказал:
ئًا ۖ وَبِالْوَالِدَيْنِ إِحْسَانًا
Поклоняйтесь Аллаху и ничего не сообщайте Ему, и будьте добры к родителям.
Сурат ан-Ниса 4:36
И сказал Аллах:
وَ بِالْوَالِدَيْنِ إِحْسَانًا
Скажи: Приходите, я прочту то, что ваш Господь сделал для вас священным. Он повелевает вам ничего не связывать с Ним и хорошо относиться к своим родителям.
Сурат аль-Анам 6:151
Аллах велит нам даже не говорить «Уфф!» нашим родителям, что является очень незначительным словом раздражения. Все, что хуже этого, очевидно, запрещено. Наше уважение к родителям должно быть безупречным при любых обстоятельствах, насколько это возможно.
Аллах сказал:
الْوَالِدَيْنِ إِحْسَانًا ۚ إِمَّا يَبْلُغَنَّ عِندَكَ الْكِبَرَ أَحَدُهُمَا أَوْ كِلَاهُمَا فَلَا تَقُل لَّهُمَا أُفٍّ وَلَا تَنْ هَرْهُمَا وَقُل لَّهُمَا قَوْلًا كَرِيمًا وَاخْفِضْ لَهُمَا جَنَا حَ الذُّلِّ مِنَ الرَّحْمَةِ وَقُل رَّبِّ ارْحَمْهُمَا كَمَا رَبَّ يَانِي صَغِيرًا
Ваш Господь постановил, что вы не поклоняйся никому, кроме него, и будь добр к своим родителям. Доживет ли один из них или оба до старости с тобою, не говори им слова досады и не отталкивай их, а лучше скажи им благородное слово. Опусти им крыло смирения ради них из милосердия и скажи: Господи, помилуй их, как они воспитали меня, когда я был мал.
Сурат аль-Исра 17:23-24
Мы должны хорошо относиться к своим родителям, даже если они неверующие и приказывают нам совершать грехи.
Всевышний Аллах сказал:
يْسَ لَكَ بِهِ عِلْمٌ فَلَا تُطِعْهُمَا ۖ وَصَاحِبْهُمَا فِي الدُّ نْيَا مَعْرُوفًا ۖ وَاتَّبِعْ سَبِيلَ مَنْ أَنَابَ إِلَيَّ
90 022 Если они попытаются заставить вас приобщить ко Мне то, чего у вас нет знание, то не повинуйся им, но сопровождай их в этом мире с соответствующей добротой и следуй путем тех, кто возвращается ко Мне.
![]()
Сурат Лукман 31:14-15
Другими словами, даже если наши родители ведут джихад ( джаахада ) против нас, чтобы заставить нас поклоняться идолам, мы не должны подчиняться им в этом конкретном вопросе, но мы все равно должны сопровождать к ним доброжелательно и повиноваться им в разумных вопросах.
Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) наилучшим образом продемонстрировал это поведение после того, как некоторые члены его семьи отвернулись от него за проповедь ислама. Несмотря на их враждебность, он поддерживал с ними хорошие отношения, насколько это было возможно.
Амр ибн аль-Ас, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил: «Я слышал, как Посланник Аллаха, саллаллаху алейхи ва саллям, говорил публично, а не тайно: ا بِأَوْلِيَائِي إِنَّمَا وَلِيِّيَ اللَّهُ وَصَالِحُ الْمُؤْمِنَ ينَ وَلَكِنْ لَهُمْ رَحِمٌ أَبُلُّهَا بِبَلَاهَا يَعْنِي أَصِلُهَا بِصِلَتِهَا
Поистине, родственники моего отца не являются моими союзниками. Воистину, только Аллах и правоверные являются моими союзниками. Тем не менее, у них есть узы родства, и я буду поддерживать их семейные узы.
Источник: Сахих аль-Бухари 5644, класс: Муттафакун Алайхи
Поддерживать семейные узы не означает просто отвечать хорошим поведением, когда члены нашей семьи хорошо относятся к мы. Скорее, по-настоящему поддерживать семейные узы означает вести себя с ними хорошо, независимо от того, что они делают с нами.
Абдулла ибн Амр, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил: Посланник Аллаха, саллаллаху алейхи ва саллям, сказал:
افِئِ وَلَكِنْ الْوَاصِلُ الَّذِي إِذَا قُطِعَتْ رَحِمُهُ وَصَلَه №
Тот, кто поддерживает хорошие отношения со своей семьей, не тот, кто отвечает взаимностью на сделанное ему добро. Скорее, тот, кто поддерживает хорошие отношения со своей семьей, — это тот, кто продолжает хорошо относиться к ним, несмотря на то, что они были отрезаны от них.
![]()
Источник: Сахих аль-Бухари 5645, класс: Сахих
Наши обязанности по отношению к нашим родителям продолжаются даже после их смерти. Один из лучших способов почтить наших родителей, когда они ушли, — это быть добрым к их друзьям.
Абдулла ибн Умар, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил: Посланник Аллаха, саллаллаху алейхи уа саллям, сказал: الرَّجُلُ وُدَّ أَبِيهِ
Лучший поступок праведности — поддерживать отношения с мужчиной, которого любит его отец .
Источник: Сахих Муслим 2552, Класс: Сахих
Подпишитесь на нас по номеру
Получайте новости по номеру WhatsApp и 9002 2 Телеграмма , подписавшись на наши каналы. Для получения всех последних обновлений Islamic Hub загрузите наше приложение Android и iOS .
Важность родителей | Факты о мусульманах и религии ислам
Перейти к содержимомуПредыдущий Следующий
- Посмотреть увеличенное изображение
Нагин Хан
Значение родителей в исламе
На вопрос о людях, которые многому нас научили, которые были рядом с нами в трудные времена, которые смеялись вместе с нами в хорошие времена, которые терпели нас в наши В выходные дни большинство из нас сразу думает о своих родителях. И это правда: наши родители — это те, кто был с нами почти во всем в нашей жизни. Наши матери вынашивают нас в течение девяти изнурительных месяцев до нашего рождения и, по крайней мере, восемнадцать лет после этого наши родители, чтобы перечислить некоторые вещи, заботятся о нас, учат нас, помогают нам и обеспечивают нас финансово и академически. Без них большинство из нас не были бы там, где мы есть сегодня.
Однако, к сожалению, многие люди не относятся к своим родителям так, как они того заслуживают.
Уважение к родителям является одним из наиболее важных аспектов ислама. Бог говорит в Коране:
Ваш Господь постановил, чтобы вы не поклонялись никому, кроме Него, и чтобы вы были добры к родителям. Доживет ли один из них или оба до старости в твоей жизни, не говори им ни слова презрения и не отталкивай их, но обращайся к ним с уважением. (17:23)
Первое указание в этом стихе — не поклоняться никому, кроме Бога.
Следующий стих говорит нам: «И из доброты опусти к ним крыло смирения и скажи: «Господи! Даруй им Свою Милость, как они любили меня в детстве» (17:24). Фраза «опустить им крыло смирения» была истолкована как образ того, как птицы расправляют крылья из-за защиты и любви к своим детенышам. Точно так же показано и наше отношение к родителям: мы должны быть смиренными, уважительными и любящими по отношению к ним.
Более того, молитва в этом стихе ( «Господи! Даруй им Свою Милость, как они лелеяли меня в детстве» ) чрезвычайно сильна, и многие ученые говорят, что мусульмане должны произносить это после каждой молитвы. Это поистине прекрасная молитва, так как мы просим Бога ниспослать милость нашим родителям, как они были милостивы к нам, когда мы были молоды.
Уважение к родителям настолько важно, что, даже если они говорят нам не подчиняться повелению Бога, мы все равно должны относиться к ним хорошо. Бог говорит в Коране,
Но если они захотят заставить вас присоединиться к поклонению Мне в том, чего вы не знаете, не повинуйтесь им; но будьте с ними в этой жизни со справедливостью (и вниманием).
Даже если наши родители пытаются заставить нас совершить худший поступок в исламе, мы все равно должны относиться к ним справедливо. В исламе нет понятия оставлять своих родителей, даже если они неверующие. Чтобы уточнить этот момент, есть высказывание Пророка Мухаммада, мир ему и благословение, переданное Асмой, дочерью хорошего друга Пророка, Абу Бакра. Однажды Асма спросила Пророка (мир ему и благословение), как ей следует относиться к своей матери, которая была многобожницей. Пророк (мир ему и благословение) ответил: «Относись к своей матери хорошо».
Хотя мы, безусловно, должны уважать обоих наших родителей, к нашим матерям в исламе относятся по-особому. Это потому, что наши матери вынашивали нас в течение девяти месяцев и были нашими главными опекунами, когда мы были детьми. В одном высказывании Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) сподвижник спросил его, кто заслуживает самого хорошего обращения и уважения. Пророк (мир ему и благословение) ответил: «Твоя мать». Товарищ спросил еще раз, и снова был ответ: «Твоя мать». Товарищ спросил в третий раз, и еще раз Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Твоя мать». Когда сподвижник спросил в последний раз, Пророк (мир ему и благословение) ответил: «Твой отец».
Наши матери заслуживают величайшего уважения и хорошего обращения, иначе нет оправдания. Нам говорят это трижды. В другом хадисе Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал, что рай находится под ногами матери. Это еще раз подтверждает тот факт, что наши матери должны быть самыми уважаемыми и заботливыми людьми в нашей жизни.
В еще одной поговорке говорится, что мужчина совершил все паломничество, хадж, со своей пожилой матерью на спине. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал ему, что это не возместило его матери даже за единственный пинок, который мужчина нанес своей матери, когда она вынашивала его в утробе матери.
Это не значит, что наши отцы не заслуживают уважения. История пророка Авраама (мир ему и благословение) в Коране говорит нам, что его отец был готов убить его за уничтожение религиозных идолов и отказ от языческой религии. Авраам вместо того, чтобы потерять контроль, просто молил Бога смилостивиться над его отцом и помочь ему найти истину. Многие молодые люди сегодня выкрикивают непристойности, если их отцы читают им суровую лекцию. От нашего Пророка мы узнаем, что это неприемлемо ни при каких обстоятельствах.
Наконец, есть много способов наладить отношения с родителями. В первую очередь, конечно, мы должны помнить о важности наших родителей в нашей жизни и различных стихах, которые напоминают нам о том, что нужно быть добрыми к ним.