причины, советы психолога. Что делать, если подросток не хочет учиться
: Время прочтения:
В нашем журнале психологи, психотерапевты и психиатры отвечают на вопросы читателей. Присылайте свои истории и вопросы во вконтакте.
Здравствуйте!
Сын перестал учиться, уроки не делает. Оценки все хуже и хуже. В этом месяце уже третья двойка, хотя до шестого класса ниже четверки никогда не приносил.
Деньгами поощрять пробовали. На неделю за ум возьмется, а потом опять. Наказывать? Планшет не отберешь. Такие истерики устраивает — мама не горюй, и все равно не учится. Ремень? Меня никогда не наказывали, и я сомневаюсь, что поможет.
Посоветуйте что-нибудь, пожалуйста! Как заставить подростка учиться? Через несколько лет ЕГЭ, а я уже на нервах…
Мария
Здравствуйте, Мария!
Родители мальчиков и девочек с пятого по восьмой класс обращаются ко мне, потому что чувствуют бессилие. Как заинтересовать подростка учебой? Что предпринять, если подросток не хочет учиться, делать уроки и даже отказывается ходить в школу? Давайте разберемся.
Что происходит в голове подростка в средней школе
В средней школе у большинства падает мотивация. Нежелание учиться у подростка — правило, а не исключение. Детей в это время интересует не учеба, а общение между собой. В школу они ходят скорее тусить, чем получать знания.
Психика ребенка десяти-четырнадцати лет напоминает мне планшет из истории читательницы, на котором параллельно работает сразу множество приложений. Что произойдет, если открыть еще одно — «учеба в школе»? Да, гаджет начнет тормозить или совсем зависнет. Поэтому и перегруженный ребенок часто отвлекается, не может усвоить элементарные (на наш взгляд) вещи, а в итоге и совсем отказывается учиться в пользу соцсетей и тусовок.
Детей в это время интересует не учеба, а общение между собой. В школу они ходят скорее тусить, чем получать знания.
Крики, угрозы, запугивания и наказания работе планшета не помогают. Вместо этого включается еще одно приложение — «психологическая защита», которое предохраняет мозг от перегрева. Оно тормозит все процессы еще больше и начинает избавляться от лишнего «тепла» в система — ребенок начинает фонтанировать эмоциями (злостью, обидой, страхом). Учеба снова в пролете.
Может, в старших классах за голову возьмется?
ЕГЭ и поступление в вуз — хорошие мотиваторы, но подготовиться сможет только ребенок, который хоть что-то учил. Если провалов слишком много, или в голове вообще — один сплошной провал, никакие репетиторы не спасут.
Не ждите чуда, сделайте сейчас всё, что от вас зависит.
Что делать, чтобы подружить подростка с учебой? Во-первых, нужно закрыть все «фоновые приложения», во-вторых — зарядить «мозговой планшет» и научиться работать с приложением «учеба» на сто процентов.
Этап 1 Отключить «фоновые приложения» — разобраться с причинами, почему подросток не хочет учиться
Отвлекать от учебы может что угодно — собственное тело, проблемы самоопределения и отношения с людьми вокруг (включая вас). И если подросток не хочет учиться, причина может быть не одна, а сразу несколько.
Следить за здоровьем. В подростковом возрасте тело растет, «гормональная буря» постоянно колышет настроение, обостряются хронические болезни. Если симптомы мешают жить и учиться, сходите к педиатру, но пусть подросток сам расскажет, что его беспокоит.
Поговорите с подростком о диспансеризации — зачем ее проходят, о чем спрашивает врач, какие медицинские специальности существуют. Учите его наблюдать за своим самочувствием и видеть связь между горой чипсов и вздутым животом.
ЕГЭ и поступление в вуз — хорошие мотиваторы, но подготовиться сможет только ребенок, который хоть что-то учил.
Помириться с новым собой. Ребенок ищет ответы на вопросы: «Кто я? Какой я? Какие у меня сильные стороны? Кем я хочу стать в будущем?». Дайте время поразмыслить. Будьте рядом, если ему понадобится помощь.
Найти комфортное пространство внутри семьи. В любом кризисе ребенок стремится проверить родителей на прочность. Отказ учиться — один из признаков, что подросток начинает уходить из-под власти родительского авторитета. Он жаждет сам управлять жизнью. Пусть попробует! Его зону ответственности в учебе, выборе дополнительных занятий пора расширять. Мелочный контроль родителя не работает.
Поделить территорию со сверстниками. В этом возрасте ребенок познает, что значит дружба, отвержение. Как ладить с другими? Конфликты с одноклассниками или травля часто являются причиной, почему у подростков снижается успеваемость и начинаются прогулы.
Чаще беседуйте с подростком о его друзьях. Постарайтесь не осуждать, не давать оценок и готовых советов. Помогите ему вынашивать решения о дружбе внутри себя. Для этого говорите с позиции старшего товарища, доверительно, с уважением к подростку.
Выстроить отношения с учителями. В среднем звене каждый предмет ведет свой педагог. Со всеми учителями подростку приходится выстраивать свои отношения.
Конфликт с учителем, особенно с классным руководителем тоже возможная причина, почему подросток не хочет учиться. Особенно если ребенок отказывается делать один предмет, а по другим ситуация почти не меняется. Стоит сходить в школу поговорить, наметить пути решения конфликта.
Этап 2 «Зарядить» на учебу. Что делать, если подросток не хочет учиться
А теперь о том, как наладить приложение «обучение в школе», о мотивации учиться и том, как объяснить подростку, что нужно учиться.
Психологи различают внешнюю и внутреннюю мотивацию.
Внешняя мотивация (подарки, наказания) работает плохо. Внешняя мотивация не зависит от самого действия, она всегда работает для кого-то и исчезает, когда этого кого-то нет. Поощрения деньгами, лишение гаджета, наказание ремнем — примеры такой мотивации. Они работают, но не долго.
Внутренней мотивации сначала может не быть, но как только появляется — подросток готов к самостоятельности. Внутренняя мотивация включается, когда человек сам вносит смысл в то или иное действие. Вспомним притчу о каменщиках. Один из них «тупо» таскал кирпичи, другой из этих кирпичей строил для людей храм на века — то есть у них была разная внутренняя мотивация. Ее не создашь в одночасье, она вызревает в душе. Поэтому, в отличие от внешней, она прочная.
Внутренние мотивы обучения можно условно поделить на познавательные («хожу в школу, чтобы узнать новое и интересное») и социальные («чтобы общаться с друзьями», «чтобы потом зарабатывать много денег»).
Чтобы в душе ребенка развилось желание узнавать новое, попробуйте следующее. Как мотивировать подростка на учебу — советы психолога:
1 Связать школьные знания с жизнью. Пусть поможет сделать трехпроцентный уксус из девятипроцентной эссенции (задача на пропорции), напишет под диктовку поздравление бабушке в открытке и заполнит все данные на конверте.
2 Вместе представить разные ситуации из будущей жизни — собеседование, день на работе, презентацию важного проекта. Что делать, если подросток не хочет учиться? Рассказать ему, зачем он учится!
Кем ему хочется стать и какое для этого нужно образование? На занятиях я часто шучу с детьми про день выдачи первой зарплаты. Довожу до абсурда: «Придешь получать, а деньги и посчитать надо, и расписаться. ..». Кое с кем мы пишем автобиографию или резюме. Подросток начинает видеть, как это сложно.
Можете даже эксперимент провести, дать полы помыть. И для размышления поле, и для дома вашего польза. А потом спросите, хочет ли он так пять раз в неделю с восьми утра до пяти вечера?
3 Поговорить обо всех профессиях без исключения. А кем можно стать, если не учиться? Дворником? Уборщицей? Вот только не пугайте и не говорите, что это плохо. Профессии нужные, чистоту любят все. Можете даже эксперимент провести, дать полы помыть. И для размышления поле, и для дома вашего польза. А потом спросите, хочет ли он так пять раз в неделю с восьми утра до пяти вечера? Нет? А почему? Неинтересно? А что тебе интересно? И вообще, у кого выбор профессий шире? У того, кто учится, или не учится?
4 Рассказать, как вы выбирали вуз, профессию, где получали опыт. Пример взрослого важен для ребенка. Согласитесь, сложно ожидать, что у родителя, которого вечером хватает только на соцсети, ребенок будет «глотать» русскую классику. Исключения бывают, но гораздо реже, чем нам бы хотелось.
Подросток с удовольствием послушает, как вы учились в школе. Если учитесь сейчас — тем более расскажите. Это будет самый главный пример, что в современном мире нужно всё время учиться.
Внутренняя мотивация учиться формируется не за день и не за два, но любовь к познанию останется у ребенка на всю жизнь. А ради этого стоит стараться, не так ли?
Автор статьи: Лагунова Елена Анатольевна
Как заставить подростка учиться? (спойлер — никак)
18.11.2019
Этот вопрос уже становится риторическим. Одна из причин снижения познавательной мотивации в том, что учеба вследствие многих процессов и обстоятельств жизни ребенка не является ценной и значимой деятельностью.
Найти первопричину важнее борьбы с последствиями. Важно разобраться с причинами снижения интереса к учебе и уменьшить влияние этих событий и обстоятельств на жизнь ребенка.
Возможные причины
1. Вы раньше времени отдали ребенка в школу, переоценив его возможности. Теперь ему приходится все время «догонять» своих одноклассников.
ЧТО ДЕЛАТЬ и КАКУЮ ПОЗИЦИЮ ЗАНЯТЬ? Помнить, что интеллектуальные способности ребенка и зрелость его общих познавательных процессов — не одно и то же! Не ругайте его за его несобранность, невнимательность, неспособность что-то быстро понять или запомнить. Раз вы создали для своего ребенка условия, до которых он не «дозрел», терпеливо принимайте, что он – далеко не первый! Скорее всего, это выровняется уже в старших классах при условии, что вы сейчас будете его поддерживать, хвалить за конкретные успехи, конструктивно разбирать ошибки, доверять.
2. У ребенка отсутствует четкая организация жизни. Это во многом определяет школьные достижения! Если в повседневной жизни царит хаос, а в планировании дня —спонтанность, вряд ли можно ожидать от школьника организованности и дисциплинированности в учебе. Стихийный или очень динамичный график приводит к эмоциональному стрессу, утомлению, что вызывает чувство апатии и нежелание вообще что-либо делать.
ЧТО ДЕЛАТЬ и КАКУЮ ПОЗИЦИЮ ЗАНЯТЬ? Грамотное управление своим временем — залог успешной и интересной жизни. Режим, четкая организация дня: прогулка после школы (мозг требует кислорода), уроки, потом – личные дела, игры, прогулка. Привычный круг домашних обязанностей помогает почувствовать подростку контроль над своей жизнью и уверенность в завтрашнем дне.
3. Жизнь ребенка перенасыщена занятиями и событиями. Современные родители нередко стремятся создать для ребенка избыточную развивающую среду, пытаясь так спланировать каждый свободный час, чтобы он работал на развитие. С раннего детства – масса кружков, секций, репетиторов, настольных игр, музеев, развлечений. Ребенок устает от потока информации, от общения, и начинает инстинктивно их избегать.
ЧТО ДЕЛАТЬ и КАКУЮ ПОЗИЦИЮ ЗАНЯТЬ? Снизить темп и интенсивность занятий, пересмотреть график кружков и загруженность в выходные — найти время, чтобы просто побыть дома, позаниматься любимыми делами или даже вовсе ничего не делать.
4. Ребенок много времени проводит с гаджетами. В связи с этим у него формируется и закрепляется тип восприятия информации, который сейчас называют «клиповым мышлением» — предпочтение воспринимать информацию короткими фрагментами. Помимо этого, нервная система стремительно истощается, если ребенок не привык делать перерывы, работая за компьютером или «зависая» в телефоне.
ЧТО ДЕЛАТЬ и КАКУЮ ПОЗИЦИЮ ЗАНЯТЬ? Важно сбалансировать время, проведенное с гаджетами, с прикладной деятельностью, учитывая полезное время за компьютером: обозначая, что находиться у компьютера или телефона можно не более трех часов в день, включать сюда время, проведенное, например, на сайте «Учи.ру» или потраченное на создание презентации для доклада. С возрастом это время может увеличиваться, но важно не забывать, что делать заметки и пользоваться будильником можно не только посредством телефона.
Полезным будет сделать вместе с ребенком творческий план жизни и учебы с помощью стикеров, умных календарей-планеров, фотоколлажа, символизирующих конкретные события его плана-графика. В интернете и магазинах есть много ярких и интересных решений, которые понравятся как ребенку, так и требовательному подростку. Пусть он сам выберет стилистику и дизайн этого пространства, чтобы оно его вдохновляло и мотивировало.
5. Родители по-прежнему воспринимают подростка как маленького ребенка. Если родители не перестроили формат взаимоотношений с подросшим ребенком и по-прежнему решают ЗА него, не давая права планировать, контролировать, принимать решения и т.п., то ребенок входит в позицию «выученной беспомощности» — снижается уровень его инициативности и самостоятельности («Решите за меня. Мне все равно.»). Это не только приведет к тому, что вы будете сидеть НАД НИМ как «плохой полицейский», заставляя делать уроки и, но и в целом сформируете у него модель потребительского отношения к и жизни, и к вам.
ЧТО ДЕЛАТЬ и КАКУЮ ПОЗИЦИЮ ЗАНЯТЬ? Передавать ребенку ответственность не только за его личные дела, но и за некоторые семейные. Сегодня пусть он сам решит, в какой последовательности сделать уроки, завтра — когда он их готовит и готовит ли вообще, сам исправит или НЕ исправит плохую оценку, договорившись с учителем, сам выберет себе секции на год и т. п.
Дайте возможность ребенку не только принимать решения за себя, но и спланировать общий семейный день, купить продукты для ужина или выходного дня, подобрать себе одежду на определенную сумму, ища скидки и распродажи в Интернете.
Если у вас есть вопросы, сомнения, идеи — вы всегда можете позвонить на номер 8 800 2000 122 и получить поддержку и помощь.
Поделиться в соцсетях:
Вернуться к списку статей
Глава 3 10 советов, как мотивировать подростка к учебе. Как наладить отношения с подростком. 100 практических советов
Глава 3
10 советов, как мотивировать подростка к учебе
Чаще всего родители жалуются на нежелание ребенка учиться. Что приходится применять силу, наказывать, уговаривать… А хотелось бы, чтобы любимое чадо само, без напоминания, шло делать уроки, с удовольствием посещало школу, чтобы в дневнике – одни отличные отметки! Однако родители часто не делают ничего, чтобы вызвать у собственного ребенка интерес к учебе. Куда проще заставлять учиться с помощью шантажа и угроз, но в позднем подростковом возрасте уже перестает работать и этот метод.
Это одна из самых распространенных причин обращения за помощью – как заставить (да, именно это слово родители произносят чаще всего) ребенка хорошо учиться.
Случай из психотерапевтической практики:
Алексея, шестнадцатилетнего подростка из интеллигентной семьи, привела на консультацию мама. Повод для обращения был достаточно распространенный: ребенок не желал учиться ни под каким соусом. Начинаем разговаривать, и выясняется, что Алексею совсем не хочется идти в финансовый институт.
– Понимаете, – смущенно говорил подросток, – я не люблю математику. Я стихи сочиняю. А мама заставляет меня учить алгебру, даже репетитора наняла. Я старался не заниматься, думал, что ей надоест и она отстанет. А она теперь еще второго репетитора хочет пригласить, чтобы тот только домашнее задание со мной делал.
– А ты маме говорил, что твое призвание – литература? – меня слегка удивило такое положение дел.
– Говорил, – Алексей опять тяжело вздохнул. – Но она говорит, что я со своими стихами с голоду подохну, а финансовая специальность меня всегда прокормит.
– А вы с мамой обсуждали, как ты будешь работать, если само слово «математика» тебе ненавистно? – во время нашей беседы Алексей несколько раз при упоминании занятий по алгебре делал такое лицо, словно съел дохлую крысу.
– Обсуждали… – мне показалось, что он вот-вот расплачется. – Мама сказала, что меня уже место в банке ждет. По знакомству. Она говорит, что я должен получить хорошую профессию, поработать пару лет, а потом, если не понравится, могу заниматься чем хочу, – он немного подумал. – А хотите, я вам свои стихи почитаю?
– Хочу, конечно, – мне это действительно было интересно.
Надо было видеть, каким счастливым стало его лицо. Алексей прочитал мне два своих «самых лучших», как он отрекомендовал, стихотворения. Стихи были необычные, чуть мрачноваты (хотя чего другого ожидать при таком душевном состоянии), похожие на эти вирши Хераскова:
Все, что в мире ни встречается
Тлеет, вянет, разрушается…
А потом был разговор с мамой.
– Мне кажется, он как раз пропадет с профессией финансиста, – жестко говорю я. – Вы представляете, что это такое – заниматься всю жизнь нелюбимым делом? Даже если ваш сын и решит поменять профессию через какое-то время, зачем ему тратить время и силы на приобретение компетенций, которые вызывают у него отвращение?
– Ничего, у нас родственник в банке занимает хороший пост. Научит, подскажет, поможет на первых порах, – у мамы были свои железные аргументы.
– И что, ваш родственник согласен тянуть Алексея на своем горбу до самой пенсии? – я делаю наивные глаза и уточняю: – Пенсии не родственника, Алексея.
– Нет, конечно, вы о чем?! Алексей умный мальчик, он быстро приобретет нужный опыт, станет самостоятельным.
– Вы полагаете, что можно достичь высот в том деле, которое не просто не нравится, а вызывает сильную антипатию? Уверяю вас, в лучшем случае ему светит пост старшего менеджера, потому как с таким восприятием финансовой деятельности даже пост начальника отдела вашему сыну не грозит. И почему вы решили, что, занимаясь литературой, он будет нищим и несчастным?
– Я знаю! – тут мне подумалось, что именно с таким выражением лица кавалеристы Ворошилова шли в атаку на немецкие танки.
– Откуда? Ваша деятельность связана с литературой? Или с финансами?
И тут мама, потупив взор, сказала, что она… бывшая балерина. Сейчас не работает, «кому нужны такие, как мы», сидит дома, воспитывает сына. А финансы – «это прекрасно, перспективно, самая замечательная профессия…» – эмоциональные аргументы, выраженные в превосходных степенях, лились потоком.
– Вы же еще молодая женщина, – говорю я. – Раз вам так нравится эта сфера деятельности, почему бы вам самой не получить другую профессию? Тем более средства позволяют получить хорошее второе высшее образование.
– И что я буду делать с дипломом? – мама пока не поняла до конца мою мысль.
– А ваш родственник вам поможет. Устроит в банк не Алексея, а вас.
– Так у меня нет способностей, – она вздохнула. – Я даже два на два без калькулятора не умножу. Какой финансовый институт?
– Так у Алексея тоже, судя по всему, нет способностей. По крайней мере, нам всегда нравится то, что у нас получается хорошо. Здесь явно иной случай. Почему же ему вы отказываете в праве выбирать профессию в соответствии со своими способностями, а себе нет?
– Так, а что он будет делать с дипломом Литературного института? – Мама Алексея смотрела на меня так, как смотрит взрослый человек на трехлетнего ребенка, пытающегося самостоятельно разливать чай. – Ваше дело было убедить Алексея хорошо учиться. А вы убеждаете меня в том, что я неправильно оцениваю ситуацию.
– Вы даже не представляете себе, какие перспективы у молодого человека с литературным образованием, – игнорирую я ее выпад. – Вы давно интересовались рынком труда? – С таким же успехом я могла спросить знаменитое Карлсона: «Ты перестала пить коньяк по утрам?»
– А зачем мне рынок?
– Как зачем? Чтобы увидеть, как мало осталось специалистов с хорошим русским языком, грамотных, владеющих словом. Что, например, реклама в стихах может быть хорошо продающей и художественно исполненной, если это не графоманство. Что издательства в очередь становятся за грамотными специалистами. А на Госслужбе наблюдается большой дефицит качественных спичрайтеров.
Мама была удивлена таким поворотом дела. Видимо, общение с родственником из банка несколько сузило ее представление о мире профессий.
Итоги наших бесед были для Алексея, слава богу, положительными. Мама поняла свои ошибки, согласившись с литературным будущем сына. Правда, одного репетитора (того, кто помогал делать домашнее задание) она оставила. Для успешной сдачи ЕГЭ.
С Алексеем мы еще встречались несколько раз – нам предстояло переформатировать цели в задачи, разобраться с мотивациями. Алексей действительно стал учиться с удовольствием ведь теперь над ним не давлел груз чужих амбиций. А то, что человек, связанный с литературой, должен быть грамотным, образованным и иметь хороший кругозор, заставило его подтянуть историю и общественные науки.
Для создания мотивации к познанию нового – к учебе, – существуют простые правила. Конечно, чтобы их соблюдать, придется психологически и физически напрячься, но игра стоит свеч.
1. Возьмите себе за правило: ни один вопрос ребенка не должен оставаться без ответа. Никогда не отмахивайтесь от его «почему», независимо от вашей занятости. А если вам задает вопрос подросток – тем более, ведь это означает, что он вам доверяет.
2. Поддерживайте все познавательные увлечения ребенка. Нравится биология – купите энциклопедию по биологии, ходите вместе (это важно) на публичные лекции, семинары по интересующей ребенка тематике. Сейчас в крупных городах проводится много публичных лекций, перфомансов, посвященных какой-нибудь интересной мировой проблеме. Сходите вместе, послушайте, обсудите. Проявляйте, как говорил Глеб Жеглов, искренний интерес. Если ваше мнение будет для подростка авторитетным в какой-то одной области, авторитет автоматически распространится и на другие сферы жизни.
3. Купите автобиографии великих ученых в тех областях, которые интересуют вашего ребенка. После прочтения книги обсудите ее. Что заинтересовало? Что помогло достичь успехов главному герою в профессиональной деятельности? А он бы так смог? Чем бы вы могли ему в этом помочь?
4. Поинтересуйтесь атмосферой в той школе, где учится ваш ребенок. Очень часто учителя настолько плохо владеют предметом или настолько хамски относятся к ученикам, что убивают всякое желание учиться. Ходите на родительские собрания – это очень помогает в прояснении атмосферы. Ну и прислушивайтесь к рассказам ребенка и его друзей.
5. Узнайте также про ребят в классе. Кто там лидер? Сколько отличников? Как к ним относятся – издеваются над «ботаниками» или уважают? Окружение подростка должно стимулировать его к новым успехам. А если это слабый класс, у подростка не будет мотивации учиться – он и так самый умный.
6. Нарисуйте вместе с подростком привлекательную и значимую для него цель, которая будет зависеть от его успехов в учебе. Цель должна быть достижима, конкретна, насыщена яркими положительными эмоциями. Ваш ребенок должен очень хотеть ее достичь. Просчитайте вместе с отпрыском промежуточные шаги к достижению цели. Каждый шаг должен быть маленькой победой – это придает уверенность.
7. Не реагируйте слишком бурно на плохие оценки, не сравнивайте успехи ребенка с братьями-сестрами или одноклассниками. Запомните: в любой ситуации вы – союзник своему ребенку. Найдите правильный баланс одобрения и контроля.
8. Не забывайте, что на подростка колоссальное влияние оказывает его окружение. Создайте нужное окружение своему ребенку. Узнайте про интересные тренинги (платные или бесплатные), про различные общественные организации, клубы. Ненавязчиво предложите сходить, посмотреть. Если большинство друзей будет учиться лучше, ваш отпрыск обязательно подтянется – закон социальной психологии.
9. Часто спад интереса к учебе может быть обусловлен чисто физиологическими причинами. В таком случае имеет смысл делать более частые перерывы между занятиями, больше отдыхать и, как ни банально звучит, правильно питаться.
10. Запомните главное: умный, одаренный ребенок не всегда имеет хорошие оценки. И наоборот.
Ключевые ошибки
Ошибка № 1
Слишком раннее развитие познавательных функций. В последние годы количество рекламных объявлений на тему: «Как научить ребенка читать в 3 года», «Раннее обучение письму» растет в геометрической прогрессии. Мамочки на форумах всерьез обсуждают тему, сколько раз в неделю следует заниматься счетом с годовалым(!) ребенком, чтобы он вырос гением, вторым Ландау.
Структуры мозга также созревают постепенно, есть определенные нейрофизиологические законы развития. Энергетический потенциал мозга не безграничен. Если мы забираем энергию для развития какой-то несвойственной функции, то в том месте, куда эта энергия должна была быть направлена, возникает дефицит.
Два-три года – это период развития эмоциональной и сенсомоторной сферы. Если в этот период вы начинаете развивать у ребенка познавательную сферу (чтение, счет), то на развитие эмоций энергии может просто не хватить. И тогда возникает опасность развития соматических заболеваний, которые очень тесно связаны с эмоциями. Самое печальное, что последствия такого перекоса чаще всего как раз и возникают в подростковом возрасте. Родители уже забыли о том, как заставляли читать трехлетнюю кроху, с чего вдруг отпрыск стал таким агрессивным?
«Так что же, совсем не заниматься с маленьким ребенком?» – спросите вы. Конечно, заниматься. Только занятия должны быть творческими. Оставьте в покое чтение и счет, пусть ваш ребенок лепит, рисует, танцует. А познавательным процессам обучайте, учитывая возраст.
Все великие люди, на чьи плечах большая ответственность и которые вершат «судьбы мира», обладают очень развитым понятийным мышлением. То есть умеют очень хорошо осуществлять синтез, анализ, устанавливать причинно-следственные связи. Такие люди адекватно воспринимают происходящее, в состоянии сделать правильные выводы. Развитие понятийного аппарата требует серьезной работы, но в более позднем возрасте. А в три-четыре года его можно развивать в игровой форме.
Например, когда идете с ребенком в лес, можно спросить: «Смотри, вот цветочки. Вот одуванчик, ромашка, лютик. Как думаешь, что у них общего, а чем отличаются? Ведь это все – цветочки». Существует закон: любое развитие происходит от наглядно-образного к формально-логическому. Изучая цифры и буквы вместо цветочков и лепесточков, вы этот закон нарушаете. «Мы сейчас идем гулять. Как думаешь, что мы оденем? А почему в дождик надо одевать резиновые сапоги? А почему летом мы не надеваем шубу?» – это все тоже процесс развития.
А самый проверенный и действенный способ развития познавательных способностей ребенка – это чтение ему вслух.
Мы часто ищем какие-то необыкновенные способы обучения и развития, думая, что нашли волшебную палочку. Стоит ей взмахнуть, и ребенок станет если не маленьким гением, то отличником уж точно.
А на самом деле обучение и развитие подчиняются давно известным и экспериментально доказанным психологическим законам. И эти законы должны выполняться, они также универсальны, как законы Ома, например.
Мне часто приводят в пример детей, которые сами в четыре года прекрасно научились читать. Если они учились с удовольствием и по собственной инициативе – это замечательно, но это исключение. Я же говорю об универсальной программе развития, и опираться на единичные случаи некорректно.
Ошибка № 2
Собственное тщеславие. Такие родители стараются убедить себя и других в том, что они это делают на благо своего чада, хотя за желанием «дать ребенку самое лучшее, чтобы он был самым умным и успешным» скрываются, как правило, обыкновенное тщеславие и собственные нереализованные амбиции. Они, увы, не понимают, что своими занятиями наносят ребенку необратимый вред, который в будущем обернется в лучшем случае ненавистью к учебе, а в худшем – ребенок станет самым настоящим невротиком.
Не надо выпрыгивать из ботинок, готовя своего отпрыска, у которого по математике твердая четверка, в МГУ на экономический, нанимая бесконечных репетиторов и опустошая семейный кошелек. А все для того, чтобы иметь возможность сказать подруге: «Мой-то… в МГУ поступил, старался». Может, пусть выберет вуз попроще?
Не старайтесь, чтобы ваш ребенок был самым лучшим. Пусть будет просто со здоровой психикой – в наше время это будет его самым большим преимуществом.
Ошибка № 3
Непомерные нагрузки. Занятия не должны носить бессистемный характер. Многие родители считают, что чем больше занятий посещает ребенок, тем лучше происходит развитие личности. И начинается: «Драмкружок, кружок по фото, мне еще и петь охота…» Здесь важно соблюдать правило: не «впихивать» в ребенка случайные знания, а развивать его способности, прежде всего – память, внимание и интеллект. И трезво оценивать его способности. Не требуйте невозможного – если ваше чадо обладает весьма средними талантами, не отдавайте его в престижную гимназию или в школу с углубленным изучением немецкого языка. Всем хочется, чтобы ребенок вырос умным и успешным, чтобы, выйдя на пенсию, было на кого опереться. Однако невротик вряд ли станет вам опорой в старости. Поэтому, выбирая ребенку учебное заведение, адекватно оценивайте его способности.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Мотивировать, а не приказывать
Мотивировать, а не приказывать Вся система управления коллективом лицея была построена на принципе детско-взрослого сотрудничества. Нам с Юрием Григорьевичем Мамоновым пришлось потратить много сил, чтобы переломить сознание пришедших из школ педагогов. Большинство из
Глава 1 10 советов, как общаться с подростком
Глава 1 10 советов, как общаться с подростком Многие родители как огня боятся подросткового возраста. Кажется, что ни один возраст не удостоился такого количества страшилок и мифов, как этот. А между тем, соблюдая несложные правила общения с собственным ребенком, этот
Глава 2 10 советов по противодействию плохой компании
Глава 2 10 советов по противодействию плохой компании Психологи давно заметили, что окружение является важнейшим фактором в формировании личности. Многие авторы книг по личной эффективности, мотивации даже предлагают такое упражнение: взять общий средний доход друзей, и
Глава 4 10 советов, как правильно выбрать профессию
Глава 4 10 советов, как правильно выбрать профессию Выбор профессии относится к одному из самых важных решений в жизни. Мы определяем для себя не только основное занятие, но и будущее материальное благополучие, круг общения, статус. И, если выбор будет сделан необдуманно,
Глава 5 10 советов, как поступить в университет своей мечты
Глава 5 10 советов, как поступить в университет своей мечты В современном мире складывается такая ситуация, что чем раньше родители задумаются о будущем вузе, тем лучше. Казалось бы, ребенок еще младший школьник, успеется. Однако в последнее время растет спрос именно на
Глава 6 10 советов по повышению самооценки
Глава 6 10 советов по повышению самооценки В настоящее время от адекватной самооценки человека напрямую зависит его успешность и самореализация, а также уверенность в собственных силах, стрессоустойчивость, управление собственными страхами. Преимущественно
Глава 7 10 советов, как преодолеть кризис в отношениях
Глава 7 10 советов, как преодолеть кризис в отношениях Иногда бывает, что, как бы вы ни старались, какие бы хорошие отношения ни были у вас с подростком, возникновение серьезных противоречий все-таки возможно. Здесь нужно помнить следующее: несмотря на то, что у вас
Глава 8 10 советов, как преодолеть подростковый инфантилизм
Глава 8 10 советов, как преодолеть подростковый инфантилизм В настоящее время ученые-геронтологи предложили поднять подростковый возраст до 25 лет. Это говорит о том, что наши дети взрослеют позднее своих дедушек и бабушек. Современным детям уже не нужно задумываться о
Глава 9 10 советов по преодолению подростковой агрессии
Глава 9 10 советов по преодолению подростковой агрессии Сразу оговорюсь, что речь не идет об агрессивности как о симптоме нервно-психического заболевания или различных патологий. В данном случае коррекция возможна только в плотном сотрудничестве с нейропсихологом и
Глава 10 10 самых главных советов
Глава 10 10 самых главных советов Как я уже писала выше, в детстве у нас формируются психологические защиты. Это такие механизмы, которые нацелены на устранение или на ослабления любого действия, от которого страдает целостность нашей личности, наше психологическое
Глава 3.
Работа для руководителя программ продвижения чтения (работа с потребностями современного подростка)Глава 3. Работа для руководителя программ продвижения чтения (работа с потребностями современного подростка) В этой главе даны рекомендации педагогам, библиотекарям, всем заинтересованным лицам – руководителям программ продвижения детского чтения, и конечно же,
Глава 11 Поддержите своего ребенка Будьте готовы подставить плечо и поддержать ребенка в отношениях с учителями, в учебе и в спорте
Глава 11 Поддержите своего ребенка Будьте готовы подставить плечо и поддержать ребенка в отношениях с учителями, в учебе и в спорте Ребенок – это не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который надо разжечь. Рабле Дети-интроверты – прирожденные ученики, такими их
Как мотивировать подростка к учебе с помощью науки о мозге
Это извечный вопрос: как мотивировать подростка к учебе таким образом, чтобы это не имело неприятных последствий?
Мотивация включает в себя сложную систему мозга 1 . Обычные стратегии, такие как простое положительное подкрепление или наказание, обычно работают временно, если вообще работают. Они часто имеют неприятные последствия, в результате чего у детей снижается мотивация. Узнайте, как по-настоящему мотивировать подростка, чтобы у него появилась правильная мотивация к учебе.
Мотивация и мозг
Мотивация связана с нейротрансмиттером дофамином 2 .
Уровни дофамина повышаются, когда мы сталкиваемся с полезным опытом, таким как выигрыш в видеоигре или похвала. Напротив, низкий уровень дофамина связан с отсутствием мотивации и скукой.
Оптимальный уровень дофамина может привести к высокой мотивации. Это ключ к мотивации вашего подростка 3 .
В подростковом возрасте очень легко снизить уровень дофамина. Итак, прежде чем поднимать их, нам нужно предотвратить их падение.
Стресс и мозг подростка
Стресс — враг дофамина. Даже легкий хронический стресс может привести к резкому падению уровня дофамина у вашего подростка, так что он не захочет ничего делать.
В то время как мозг детей быстро растет в период полового созревания и подросткового возраста, повышенная пластичность также делает их уязвимыми. Мозг подростка более чувствителен к стрессу.
Хронический стресс, также называемый токсическим стрессом, вреден для любого человека в любом возрасте, но особенно вреден для мозга подростков, поскольку может привести к необратимым изменениям в развитии мозга. В крайних случаях токсический стресс может привести к уменьшению размера мозга и повреждению центров обучения, памяти и фокусировки мозга 9.0005 4 .
Токсический стресс в этот период также способствует возникновению проблем с психическим здоровьем, таких как тревога, депрессия, шизофрения и злоупотребление наркотиками, которые часто наблюдаются в подростковом возрасте.
Подростки не только более подвержены стрессу, но и более реактивны и эмоциональны 5 .
Таким образом, подростки могут потерять мотивацию легко учиться и действовать эмоционально из-за безобидных просьб выполнять школьные задания. В некотором смысле, они не могут помочь. Их мотивация и эмоциональная регуляция в этот период достаточно хрупки.
Как мотивировать подростка учиться
Вот как убедить подростка учиться и помочь ему повысить мотивацию.
1. Перестаньте мотивировать, чтобы остановить стресс
Стресс не только не может мотивировать, но и может оказать негативное влияние на развитие мозга вашего ребенка. Лучшее, что родители могут сделать, чтобы мотивировать своих подростков к учебе, — это убрать стресс из их жизни.
К сожалению, родители являются одним из наиболее распространенных источников хронического стресса для подростков. Вы уже миллион раз напоминали своему ребенку о том, что он должен делать. Дополнительные напоминания создают ненужный стресс для вашего ребенка.
Вот хронические стрессоры, которые нужно устранить.
- Хватит постоянно ворчать из-за школьных занятий.
- Не напоминайте им постоянно о колледже.
- Не наказывайте их за плохие оценки или невыполненные домашние задания.
- Больше не нужно постоянно заниматься своими делами.
2. Восстановите отношения
Родственность — один из самых мощных мотиваторов. Это чувство принадлежности и связи с кем-то, кто заботится.
Немотивированные подростки часто имеют натянутые отношения с родителями. Мотивируйте их, исправляя отношения и становясь источником силы в жизни вашего подростка, а не источником стресса.
Построение крепких отношений между родителями и детьми мало чем отличается от построения любых отношений. Если вам всегда приказывают и не уважают, и вы всегда на неправильной стороне вещей, в то время как другой всегда прав, вы бы хотели быть в таких отношениях?
Ни в коем случае.
Крепкие, позитивные отношения строятся на доверии и уважении.
Мы растим детей, чтобы они стали взрослыми. Говорите с ними как со взрослыми и обсуждайте с ними вещи, когда вы не согласны.
Наличие близких, теплых и принимающих отношений с родителями является самым сильным предвестником будущего успеха. Это дает вашему подростку прочную основу для его будущих достижений.
3. Оказывайте автономную поддержку и помогайте им усвоить ценность обучения
Согласно Теории самоопределения, разработанной экспертами по психологии и мотивации Деси и Райаном из Университета Рочестера, подростки, которые думают, что они контролируют свою деятельность, более мотивирован 6 .
Детей, особенно подростков, невозможно мотивировать, если они чувствуют, что их контролируют или принуждают к учебе. Они должны хотеть учиться охотно, чтобы иметь мотивацию для этого.
Звучит наоборот, но это правда.
Когда подросткам будет предоставлена возможность самостоятельно решать, чем заниматься, они будут самостоятельно делать вещей, которые они считают ценными .
Ключ в том, чтобы помочь им усвоить причины для учебы. Дети, особенно подростки, усваивают ценности тех, с кем они чувствуют связь.
«Мне нужно учиться, иначе меня накажут».
«Мне нужно учиться, потому что учеба важна для моей мамы, а значит, и для меня».
Какая причина более веская?
Но для этого вам нужно сначала выполнить пункт 2 выше, то есть восстановить крепкие отношения.
Предоставление здорового чувства контроля также означает, что ваш подросток будет нести ответственность за то, за что он должен нести ответственность. Школьная работа должна быть обязанностью вашего подростка, а не вашей. Так что посадите их на место водителя и пусть они возьмут это на себя.
Автономия — самый важный мотиватор. Исследования показывают, что без чувства контроля ваш подросток не будет внутренне мотивирован к учебе, даже если все остальные пункты в этом списке присутствуют.
4. Дайте истинную автономию
Одна из самых распространенных жалоб на № 3 заключается в том, что родители впадают в панику, когда пытаются дать своим подросткам автономию.
Когда угнетенному подростку вдруг дают свободу, некоторые из них воспользуются этим и перестанут все делать. Подростки, которые не ценят образование так, как их родители, обычно отражают отсутствие прочной связи с родителями.
Когда это происходит, связь родитель-ребенок еще больше разрушается, если родители немедленно заявляют: «Это не работает», прыгают обратно на водительское сиденье и лишают ребенка самостоятельности.
Настоящая автономия дается, когда ребенок испытывает естественные последствия своих действий (или их отсутствия).
Если ваш подросток делает это, уделяйте больше времени общению и укреплению ваших отношений, а не ворчанию из-за домашней работы.
5. Помогите им освоить
Теория самоопределения также предполагает, что чувство компетентности может улучшить мотивацию. Чувство мастерства может развиться, когда ваш ребенок решает задачу, достаточно легкую для выполнения, но достаточно сложную, чтобы он чувствовал вызов.
Помощь подросткам в освоении школьных навыков может не только повысить их самооценку, но и повысить компетентность.
Если предмет слишком сложный, вам будет сложно почувствовать мотивацию делать что-то, в чем вы не очень хороши. Если у вашего подростка проблемы с учебой в школе из-за того, что он не очень хорошо учится, подумайте о том, чтобы нанять репетитора. Найдите репетитора, к которому ваш ребенок может относиться, потому что он также может мотивировать вашего подростка через родство.
Если в школе слишком легко учиться, поищите дополнительные занятия или материалы для работы вашего ребенка. В любом случае привлеките их к принятию этого решения, чтобы они могли чувствовать контроль над своим обучением.
6. Поощряйте деятельность по восполнению дофамина
Одним из способов помочь подросткам повысить уровень дофамина являются физические упражнения. Физическая активность может помочь регулировать высвобождение дофамина в мозге 7 .
Кроме того, упражнения могут улучшить настроение и психическое состояние подростков 8 . Упражнения также связаны с улучшением когнитивных функций и пластичностью мозга . Хорошее настроение позволяет легче строить отношения, а лучшая работа мозга способствует мастерству подростка.
Поощряйте вашего подростка делать физические упражнения каждый день, чтобы укрепить его здоровье и повысить мотивацию к обучению.
Заключительные мысли о том, как мотивировать подростка к учебе
Мотивация сложна, потому что человеческий мозг — одна из самых сложных систем в мире. По мере развития технологий ученые начинают лучше понимать ее. Наши стратегии воспитания также должны адаптироваться, поскольку мы больше знаем о том, как работает мозг.
Нужна помощь в мотивации детей?
Если вам нужны дополнительные советы и реальный пошаговый план, этот онлайн-курс «Как мотивировать детей» — отличное место для начала.
В нем описаны шаги, необходимые для выявления проблем с мотивацией у вашего ребенка, а также стратегия, которая поможет вашему ребенку развить самомотивацию и увлечься обучением.
Как только вы изучите эту научно обоснованную стратегию, мотивировать вашего ребенка станет легко и без стресса.
Каталожные номера
1.
Роббинс Т.В., Эверитт Б.Дж. Нейроповеденческие механизмы вознаграждения и мотивации. Текущее мнение по нейробиологии . Опубликовано в Интернете, апрель 1996 г .: 228–236. doi: 10.1016/s0959-4388(96)80077-8
2.
Мудрый Р.А. Дофамин, обучение и мотивация. Nat Rev Neurosci . Опубликовано в Интернете в июне 2004 г .: 483–494. дои: 10.1038/nrn1406
3.
Мохеби А., Петтибоун Дж.Р., Хамид А.А. и др. Диссоциативная динамика дофамина для обучения и мотивации. Природа . Опубликовано в сети 22 мая 2019 г.: 65-70. дои: 10.1038/s41586-019-1235-y
4.
Эйланд Л., Ромео Р.Д. Стресс и развивающийся мозг подростка. Неврология . Опубликовано в Интернете в сентябре 2013 г .: 162–171. doi:10.1016/j.neuroscience.2012.10.048
5.
Даль Р.Е., Гуннар М.Р. Повышенная стрессоустойчивость и эмоциональная реактивность в период полового созревания: значение для психопатологии. Дев Психопат . Опубликовано в Интернете в январе 2009 г .: 1-6. doi:10.1017/s095457940
17
6.
Ганье М., Деси Э.Л. Теория самоопределения и трудовая мотивация. J Organiz Behav . Опубликовано в Интернете 14 апреля 2005 г .: 331–362. дои: 10.1002/job.322
7.
Sutoo D, Akiyama K. Регулирование функции мозга с помощью упражнений. Нейробиология болезней . Опубликовано в Интернете в июне 2003 г .: 1-14. doi:10.1016/s0969-9961(03)00030-5
8.
Хейнен С., Хоммель Б., Кибеле А., Колзато Л.С. Нейромодуляция аэробных упражнений — обзор. Передний психол . Опубликовано в сети 7 января 2016 г. doi:10.3389/fpsyg.2015.01890
9.
Deslandes A, Moraes H, Ferreira C, et al. Упражнения и психическое здоровье: множество причин для переезда. Нейропсихобиология . Опубликовано в Интернете 2009: 191-198. дои: 10.1159/000223730
20 способов мотивировать подростка учиться
Подросткам нужно много учиться.
Им нужно много часов учиться.
Им нужно учиться, а не делать то, что они действительно хотят делать.
И им нужно выступить, чтобы удовлетворить не только себя, но и своих родителей и учителей.
И им нужно учиться, оставаясь на связи со своими друзьями и сверстниками и сталкиваясь с проблемами, которые их изменяющийся мозг и тело приносят в период полового созревания.
Скука, отсутствие интереса и отвлекающие факторы — отличительные черты подросткового возраста. И поддерживать мотивацию подростка к учебе в это время сложно, если не сказать больше.
Итак, вот план, как мотивировать вашего подростка к учебе и поддерживать его мотивацию в течение долгих часов, дней и лет учебы.
Почему подростки не мотивированы?Когда мы говорим, что у подростка нет мотивации, он/она, вероятно, просто не делает того, что мы от него хотим.
Если мы позволим подростку делать то, что он хочет, то он обязательно будет мотивирован изнутри. Это называется внутренней мотивацией.
Как мотивировать подростка учиться?Мотивация — это инструмент выживания.
Мотивация побуждает нас делать то, что поможет нам выжить и процветать.
В ситуации дефицита голодный человек будет мотивирован усердно работать, заниматься физическим трудом и выполнять работу, которая может ему совершенно не нравиться, даже если он устал, потому что это принесет ему деньги на покупку еды, необходимой для выживания. С другой стороны, если еды достаточно – он может не захотеть выполнять работу, даже когда чувствует себя энергичным и способным.
Три вещи, которые подростки действительно хотят в подростковом возрасте, это
- Свобода
- Независимость
- Уважение
Большинство подростков не заинтересованы в учебе, потому что учеба кажется им бесконечной рутиной, потому что –
Даже если они будут учиться, у них не будет свободы
«Если я закончу этот экзамен, будет еще один экзамен».
«Когда я приду домой из школы — мне придется пойти на учебу»
Важно показать детям, как учеба приведет к свободе
Скажи –
«Если ты хорошо подготовишься к этому экзамену — ты уже будешь знать половину части к следующему экзамену, и в следующий раз тебе придется учиться меньше».
«Если будешь слушать на уроке — лучше поймешь, и тогда меньше времени уйдет на выполнение домашнего задания вечером»
Даже если они будут учиться, у них не будет независимости
«Даже если я получу высшую оценку — мне, наконец, придется делать именно то, что говорят родители»
Покажите ребенку, как учеба помогает нам принимать более правильные решения по мере того, как мы узнаем все больше и больше о мире. И как это помогает нам стать независимыми.
«Если вы хорошо изучаете математику, вы можете получить более выгодные предложения при покупке электроники»
«Если вы хорошо изучите Африку, вы сможете спланировать следующую поездку»
Даже если они будут учиться, их будут ругать и не уважать
«Даже если я буду учиться — если у меня будут низкие оценки — моя мама назовет меня бесполезным и никчемным»
Когда дети становятся старше, они хотят, чтобы их уважали. Будьте уважительны и вежливы со своим ребенком, какими бы ни были его оценки.
Если вы уважаете своего подростка, ваш подросток, скорее всего, будет мотивирован учиться больше, чтобы убедиться, что вы продолжаете уважать его/ее.
20 способов мотивировать подростка к учебе
Как мотивировать подростка к учебе
Цель образования часто понимают неправильно.
Цель образования не в том, чтобы научить фактам, а в том, чтобы научить внимательности и мышлению.
Цель состоит не в том, чтобы учить детей каждому факту о мире, а в том, чтобы показать им, как устроен мир, чтобы они могли думать и делать то, что лучше для них и остального мира, а не то, что приходит им естественно.
Мотивируйте ребенка учиться, а не выполнять действия
Всегда легче мотивировать ребенка учиться, чем выполнять задания или получать оценки.
Насколько многому вы научитесь – зависит от усилий и тяжелой работы, которую вы вкладываете.
С другой стороны, производительность зависит от того, как работают другие. Только когда другие не справляются так же хорошо, как вы, ваше выступление выделяется.
Поскольку ваш ребенок не может контролировать успеваемость других, он/она может потерять мотивацию к учебе, если вы будете продолжать делать акцент на успеваемости, приходе первым или получении оценок.
Не подкупать и не наказывать
Подкуп и наказание — это быстрое решение. Но они убивают внутреннюю мотивацию.
Когда ребенок начинает что-то делать, чтобы получить награду или избежать наказания, мотивацией становится страх или жадность. И страх, и жадность блокируют пространство ума и мешают обучению.
Будьте терпеливыми, чуткими и понимающими
Подростковый возраст – это время огромных физических и психических изменений.
Эти физические и психические изменения заставляют людей вокруг вашего ребенка по-разному реагировать на него/него. И ваш подросток вынужден переосмыслить свою личность и вписаться в новую роль. Это вызывает огромное смятение в сознании вашего подростка.
Стремление приспособиться и быть принятым — самая важная потребность вашего подростка. Будьте чуткими к потребностям вашего ребенка, терпеливыми и понимающими проблемы.
Ребенок, который чувствует себя любимым и понятым, будет мотивирован к учебе гораздо больше, чем ребенок, который чувствует себя нелюбимым и всегда беспокоится о том, чтобы не угодить своим родителям.
Разрешать и поощрять физическую активность
В подростковом возрасте увеличивается энергетическая выносливость и сила вашего ребенка. Но по мере того, как они становятся все более и более энергичными, увеличивается и их учеба. И все больше и больше офисной работы вынуждает их сидеть на одном месте в течение долгих часов.
Эта сдерживаемая энергия делает детей беспокойными и раздражительными, а также мешает концентрации. Когда ваш подросток понимает, что он/она не может сконцентрироваться, его/ее уровень мотивации снижается из-за уныния. Поощряйте подростка играть и тратить физическую энергию каждый день.
Объясните «почему» то, что изучают подростки
В подростковом возрасте мозг быстро растет.
С внезапным появлением рационального мышления подростки хотят подвергнуть сомнению все, что от них ожидают. Большая часть школьного обучения носит абстрактный характер, и подростки задаются вопросом, почему они должны изучать то, чему их учат.
Они хотят думать и спорить – заставить их мурлыкать и запоминать не получается. Не бойтесь обсуждать, почему чему-то нужно учиться. Не говорите «потому что я так сказал». Потратьте время, чтобы проанализировать и объяснить, как то, что вы изучаете, будет актуально в реальной жизни.
Не сравнивай
В подростковом возрасте дети уже ужасно застенчивы. Им всегда интересно, что другие делают, что другие говорят и о чем думают другие.
Большая часть их разума уже занята мыслями о других. Ваше сравнение с другими только усугубляет ситуацию.
Отвлечение из-за интереса к тому, что делают другие, снижает концентрацию. Кроме того, вера в то, что другие уже далеко впереди них, ухудшает их способность к обучению.
Читайте также Сравниваете ли вы своего ребенка с другими? Немедленно остановись!
Поощряйте компанию взрослых, кроме родителей
В подростковом возрасте – дети пытаются отделиться от родителей. Они ищут автономии от своих родителей. Но они также жаждут компании взрослых, потому что хотят знать, на что похож мир взрослых и что думают взрослые.
Важно планировать, чтобы подростки проводили время в компании взрослых, кроме родителей, чтобы помочь им избавиться от стресса от давления сверстников, которое в противном случае может отвлекать и демотивировать. Тетя, дядя или двоюродный брат, близкие к семье, — отличная связь для воспитания. Учителя или консультанты также прекрасно подходят для подростка.
Устройте своему подростку умственные испытания
Подростковый ум постоянно ищет вызовы. Проблемы убеждают вашего подростка в том, что он/она способен.
Важно оценить уровень знаний подростка и начать обучение с нужного уровня. Когда что-то слишком простое — это скучно, подросток отвлекается и демотивируется. С другой стороны, когда что-то слишком сложно – повторяющиеся неудачи демотивируют ребенка.
Не настаивайте на том, чтобы ваш ребенок получал оценки – настаивайте на том, чтобы ваш ребенок усвоил то, что он/она усвоил в совершенстве, даже если это небольшая часть учебного плана. Небольшие успехи будут поддерживать мотивацию вашего ребенка и повышать уверенность в себе.
Не пытайтесь контролировать
Если вы попытаетесь контролировать своего подростка, вы наверняка закончите бунтом.
Не угрожайте подростку последствиями. Не злоупотребляйте своей родительской властью.
По мере того, как у вашего подростка растет логическое мышление, рассуждайте вместе с ним. Покажите ребенку, что может случиться, если он/она не будет учиться, и что может случиться, если она/он будет учиться.
Позвольте вашему подростку решать. Будьте фасилитатором и помогите подростку достичь того, чего он хочет. Не навязывайте подростку свою волю, иначе он расстроится и потеряет мотивацию.
Разрешить дружбу
В подростковом возрасте дети естественным образом отдаляются от родителей и тянутся к своим друзьям.
Им нужны друзья, чтобы чувствовать себя принятыми и желанными, а также чтобы сохранить свою самооценку.
К сожалению, как родители, мы так много внимания уделяем проблемам, вызванным подростковой дружбой, что упускаем из виду преимущества. Однако изолированный подросток, скорее всего, будет чувствовать себя демотивированным и рассеянным, потому что его/ее основная потребность быть принятым сверстниками не удовлетворена, и это может помешать успеваемости.
Также прочитайте Что делать, если ваш подросток сблизился со своими друзьями
Не критикуй
Подростки очень чувствительны к негативным отзывам и принимают ваши слова за чистую монету.
Часто мы, родители, говорим что-то, не подумав. Мы указываем на плохие качества нашего ребенка, чтобы побудить его измениться — мы говорим что-то в гневе, не задумываясь слишком много. Намерение состоит в том, чтобы мотивировать подростка, но подростки просто усваивают негатив, и это приводит к негативному представлению о себе и низкой самооценке.
Когда мы говорим что-то вроде: «Ты бесполезен — ты даже не можешь правильно вычислить простую сумму». Подросток думает: «Когда мои родители говорят, что я не могу этого сделать, значит, я уверен, что не могу. Зачем даже пытаться?» Мотивация пробовать пропадает.
Всегда будьте предельно конкретны, когда даете отрицательный отзыв. И убедитесь, что ваша критика конструктивна.
Скажите: «Посмотрите, этот маленький шаг в этой сумме сделал весь ответ неверным. Позвольте мне еще раз объяснить вам этот шаг, а затем выполнить 10 подобных задач. Это гарантирует, что вы никогда больше не совершите эту ошибку».
Не сердись и не жалуйся
Когда подростки не преуспевают в учебе, они обычно начинают давать сбои и в других сферах своей жизни. Они начинают содержать свои комнаты в беспорядке, пренебрегают личной гигиеной, такой как принятие ванны, расчесывание и т. д. Они неопрятно одеваются в мятую одежду и так далее. Это может вызывать у вас все большее и большее раздражение, и вы можете смотреть на своего ребенка с отвращением всякий раз, когда он/она находится рядом с вами, и начинать указывать на все, что не так с вашим ребенком в любое время дня.
Не делайте этого. Это может сильно демотивировать.
Настало время поддержать своего ребенка и выяснить, почему он ведет себя так, с помощью специалиста, вместо того, чтобы постоянно критиковать его/его. Сначала помогите подростку улучшить успеваемость. Это будет мотивировать ее/его делать все остальное также хорошо.
Покажите свою страсть, а не беспокойство
Беспокойство убивает мотивацию. А подростки уже очень беспокоятся о том, что будет, если они не справятся с учебой и экзаменами.
Сказать им, что вы беспокоитесь – показать им, что вы беспокоитесь, только усилит их стресс и стресс, а затем убьет их мотивацию.
Всегда будь спокоен и контролируй своего подростка. Не паникуйте, кричите и кричите. Покажите своему подростку – свою страсть к предметам – свой интерес к предметам. Вдохновите вашего подростка учиться с вашей страстью. Возбудите подростка своим энтузиазмом. Мотивация придет автоматически.
Помогите подростку учиться на примерах
Очень трудно научиться тому, что не имеет непосредственного применения в реальной жизни.
С другой стороны, очень легко выучить что-то, что сразу же пригодится в нашей жизни. Помогите подростку увидеть применение или использование того, что он изучает в школе.
Когда ваш подросток видит пользу того, что он/она изучает, уровень мотивации обязательно будет высоким.
Если вы учите своего подростка скорости и радиусу — это не имеет абсолютно никакого смысла, пока вы не свяжете это со скоростью, с которой ваш подросток должен будет ехать на своем велосипеде, чтобы спуститься по горной дороге, не попав в аварию и не слетев с дороги. Дорога.
Не позволяйте работе накапливаться
Когда дел слишком много – мы чувствуем себя перегруженными, и это приводит к ощущению сопротивления.
Если вы хотите мотивировать своего подростка, убедитесь, что вы связаны с ним, зная, как много нужно изучить.
Заставьте вашего подростка выполнять небольшие задания каждый день.
Помогите подростку поставить цели. Определитесь с ежедневными целями, недельными целями и ежемесячными целями и помогите подростку управлять временем так, чтобы он/она достигал этих целей. Каждую неделю проводите аудит проделанной и незавершенной работы.
Если ваш подросток отстает от графика, помогите ему/ей наверстать упущенное. Когда количество работы невелико, ваш подросток будет мотивирован, иначе он потеряет мотивацию, потому что дел слишком много.
Помните, что все можно сделать своими руками
Когда ваш подросток начинает изучать определенный предмет или определенную главу, поначалу это может быть трудно. Если это слишком сложно – ваш подросток может потерять мотивацию и сдаться.
Будьте рядом, чтобы обнаружить эту потерю мотивации и вмешаться, прежде чем ваш подросток сдастся. Приведите своему подростку примеры того, как кажущиеся невыполнимыми задачи вскоре становятся очень простыми и даже доставляют массу удовольствия, когда мы практикуемся и становимся лучше в них.
Успокойте и мотивируйте своего подростка, гарантируя, что если кто-то сделает что-то достаточное количество раз, он обязательно станет в этом хорош.
Не давите на подростка похвалой
Всем нужна похвала.
Похвала и признательность важны, потому что они мотивируют нас делать все возможное.
Но очень часто, если мы хвалим, не задумываясь, мы можем слишком сильно давить на детей.
Если вы постоянно хвалите своего подростка за хорошие оценки или интеллект, он/она может стать одержимым поддержанием своего имиджа. Настолько, что забота о том, чтобы хорошо выглядеть, мешает ей/ему учиться и сдавать экзамены.
Убедитесь, что вы не хвалите своего подростка со скрытым мотивом, чтобы оказать на него давление, чтобы он сдал экзамен. Это может быть демотивирующим и опасным. Хвалите процесс – будьте описательными и честными.
Добиваться небольших успехов, сосредотачиваясь на маленьких целях
Постановка реалистичной цели — главная проблема для большинства подростков.
Они склонны ставить грандиозные цели, а затем терять мотивацию, потому что цель недостижима.Если у вашего подростка не очень хорошо получается – не заставляйте его/его доделывать все до конца. Посмотрите на старые бланки с вопросами и выясните, за какие главы можно получить проходные баллы для подростков. Тщательно прочитайте эти главы вместе с подростком, чтобы он мог без колебаний ответить на все вопросы из этих глав.
Как только рабочая нагрузка уменьшится, ваш ребенок перестанет бояться и у него появится мотивация начать. И по мере того, как он/она заканчивает небольшие главы и получает определенное количество баллов на экзамене – ее/его мотивация к учебе будет возрастать.
Советы по подготовке к экзаменам в последнюю минуту на YouTube
Дайте подростку здоровую пищу и много сна
Употребление в пищу продуктов с большим содержанием сахара и транс-жиров повышает тревожность и снижает мотивацию. Так же как и потребление большого количества кофеина.
Чтобы повысить мотивацию вашего подростка к учебе, избегайте упакованных продуктов, подвергшихся технологической обработке, избегайте продуктов, приготовленных из майды (рафинированной муки), таких как пирожные, печенье и другие жареные во фритюре закуски. Избегайте слишком большого количества чая, кофе и газированных напитков.
Сосредоточьтесь на здоровой домашней пище, приготовленной из разнообразных сложных углеводов, белков и жиров из разных источников.
Также читайте Кофе вредно для вашего ребенка во время учебы и Индийские советы по планированию питания для занятых мам для сбалансированного здорового питанияХватит паниковать и выглядеть разочарованным
Независимо от того, признают это подростки или нет, показывают ли подростки это или нет, но больше всего они отчаянно хотят и ищут одобрения своих родителей.
Когда они видят вашу спокойную уверенность в них, они чувствуют себя уверенными и мотивированными, чтобы добиться большего.
Когда они видят разочарование, панику и тревогу в глазах родителей – они переживают, потому что видят, как их мир выходит из-под контроля, и это их пугает и не дает учиться. Их умственное пространство занято желанием привлечь любовь и внимание своих родителей, и это не позволяет им учиться.
Консультация эксперта по воспитанию д-ра Дебмиты Дутта
Внутренняя мотивация или мотивация, которая исходит изнутри нас, является лучшей мотивацией. Это происходит, когда мы делаем то, что хотим, и это видно в игре, в исследовании и в поиске вызовов. Хитрость в том, чтобы мотивировать подростков учиться, состоит в том, чтобы вызвать у них желание учиться, помогая им увидеть, насколько это легко и какие награды это может им принести.
Как мне мотивировать моего подростка?
Дорогая Кристина,
У меня двое подростков, мальчик, который учится в старшей школе, и девочка, которая учится в колледже. Моя дочь всегда была целеустремленной и отлично училась. Мне никогда не нужно было пилить ее, чтобы она делала домашнее задание, и она всегда получала хорошие оценки и отличные комментарии учителей.
Мой сын — это отдельная история. У него отсутствуют способности к обучению. Ему не нравится школа, и он не очень много работает. Мне приходится постоянно быть «на связи» с его школьной работой. Мы проверили его на проблемы с обучаемостью и СДВГ, и у него их нет, хотя тесты показали, что ему очень трудно обращать внимание на то, что ему неинтересно.
Рекламное объявление ИксПознакомьтесь с набором инструментов «Большое добро»
Из GGSC на вашу книжную полку: 30 научно обоснованных инструментов для хорошего самочувствия.
Сейчас он второкурсник. Тем не менее, я постоянно «помогаю» ему с домашним заданием, выясняя, какие у него сроки, какие контрольные у него впереди, какие задания он, возможно, не сдал. Боюсь, он этого не сделает. в противном случае.
Наш сын говорит, что он не хочет, чтобы я отступила, и что он хочет, чтобы я продолжал ему помогать. В то же время он не совсем приветствует мою помощь в данный момент. Он часто немного угрюм, когда я напоминаю ему о заданиях, и обычно оправдывается, почему ему не нужно над чем-то работать. Ему не хватает самомотивации, и без моего подталкивания (и поддержания его организованности) я боюсь (1), что он может получить худшие оценки; (2) что он не получит диплом колледжа; и (3) что это ограничит его перспективы трудоустройства. В конце концов, я боюсь, что он доживет дома до ранней взрослой жизни, застряв на диване и играя в видеоигры.
Я не могу не желать, чтобы наш сын был больше похож на нашу дочь. Я хочу, чтобы он был более независимым и инициативным. Прежде всего, я хочу, чтобы он достаточно хорошо учился в старшей школе, чтобы поступить в приличный колледж. Что вы рекомендуете мне делать? Если честно, я ищу разрешения продолжать поддерживать нашего сына.
Спасибо,
Родительский костыль
Уважаемый костыль,
В книге «Дорогая Кристина» социолог и коуч Кристин Картер отвечает на ваши вопросы о браке, воспитании детей, счастье, работе, семье и жизни. Хотите задать вопрос? Пишите на адрес электронной почты [email protected].
В некотором смысле вы правы, когда беспокоитесь: около четверти молодых людей в Соединенных Штатах в возрасте от 20 до 20 лет не имеют работы. Эта статистика потрясает экономистов, которые отслеживают эти вещи, учитывая, что мужчины в возрасте 20 лет исторически были наиболее надежными работниками из любой демографической группы. В то время как тенденция к безработице затрагивает молодых людей с любым уровнем образования, малоквалифицированные мужчины, например те, кто не имеет высшего образования или профессионального образования, с большей вероятностью в конечном итоге останутся дома. Ошеломляющий 51 процент сейчас живут со своими родителями или другими близкими родственниками. И что они делают вместо того, чтобы работать? (Подсказка: они не ходят в школу.) Вы уже догадались; многие из них играют в видеоигры по три и более часов в день.
Итак, хорошо, что у вас есть планы на колледж и работу для вашего сына. Но я боюсь, что ваши нынешние усилия в его интересах не окупятся. К сожалению, попытки контролировать наших детей часто бесполезны и, как правило, контрпродуктивны.
К такому ясному выводу пришла психолог Венди Гролник, которая более двух десятилетий наблюдала, как родители разговаривают со своими детьми. Вот суть ее исследования: дети контролирующих родителей — тех, кто точно говорит своим детям, что и когда делать, — не так хороши, как дети, чьи родители вовлечены и поддерживают, но не властны. Дети «директивных» родителей, как правило, менее креативны и находчивы, менее настойчивы при столкновении с трудностями, менее успешны в решении проблем. Им не так нравится школа, и они не достигают таких успехов в учебе.
То, что справедливо для детей в плане родительского контроля, примерно в тысячу раз более верно для подростков. Как только дети достигают подросткового возраста, им нужно начать управлять своей жизнью, и они это знают. Большинство детей с микроуправляющими родителями сопротивляются тому, что их родители хотят для них, при каждой возможности. Они делают это не потому, что ленивы или недальновидны, а потому, что им нужно восстановить чувство контроля.
Это невозможно переоценить: Здоровые, дисциплинированные, целеустремленные подростки обладают сильным чувством контроля над своей жизнью. Масса исследований показывает, что свобода воли — способность влиять на собственную жизнь — является одним из важнейших факторов как успеха, так и счастья. Вера в то, что мы можем влиять на свою жизнь своими собственными усилиями, предсказывает практически все положительные результаты, которые мы желаем нашим подросткам: лучшее здоровье и долголетие, меньшее употребление наркотиков и алкоголя, меньше стресса, лучшее эмоциональное благополучие, большая внутренняя мотивация. и самодисциплина, улучшение академической успеваемости и даже успех в карьере.
У тебя важный выбор, Костыль.
Вариант A: Продолжайте кататься на своем сыне; держать его организованным и на ходу. Он, скорее всего, получит гораздо больше домашних заданий, будет готовиться к тестам, которых он избегал бы или о которых забыл, и подаст документы в колледжи, которые вы ему предложили. Тем не менее, главный вопрос, который у меня в голове, заключается в том, что произойдет, когда он будет в колледже, и у него не будет тебя рядом, чтобы держать его на правильном пути.
Вообще-то, на мой взгляд, это не такой уж большой вопрос.
Скорее всего, он не выживет. Поразительные 56 процентов студентов, которые начинают обучение в четырехгодичном колледже, бросают учебу, не получив диплома. Почти третий выбывает уже после первого года обучения. Если ваш сын не разовьет навыки обучения, необходимые ему для достижения успеха (без вас), он вряд ли разовьет их, когда поступит в колледж.
Что подводит нас к варианту B: Отступите, чтобы ваш сын мог развить навыки, которые ему понадобятся, чтобы выжить без вас. Это означает риск, что ваш сын споткнется, но, по крайней мере, он будет дома с вами, когда он споткнется.
Подробнее о воспитании счастливых подростков
Если вам понравился этот пост, думаю, вам понравится и моя новая книга « Новый подростковый возраст: воспитание счастливых и успешных подростков в эпоху беспокойства и рассеянности» . Если вы находитесь в районе залива, мы надеемся, что вы присоединитесь к нам на презентации в Hillside Club 20 и 20 февраля! Узнайте больше о книжных мероприятиях Кристин Картер здесь.
Ваш сын, конечно, не захочет, чтобы вы отступили. Зачем ему прикладывать такие усилия, если вы сделаете это за него? К тому же сейчас для него нет никакого риска; он не может действительно потерпеть неудачу, если он действительно не попытается.
Я не говорю, что нужно оторваться от его жизни. Для вас важно оставаться вовлеченным и поддерживать, но делать это без директивы или контроля. Установите ограничения, чтобы он знал, что вы не занижаете своих ожиданий. Например, если вы ожидаете, что он сохранит средний балл B, это здорово. Что будет, если он этого не сделает? Примите решение всей семьей, а затем будьте тверды и последовательны в соблюдении своих ограничений.
На самом деле, вообще не сворачивайте свои усилия , просто сдвиньте свои фокус . Сейчас вы поддерживаете своего сына. Вместо того чтобы вкладывать всю свою энергию в то, что вашему сыну было бы лучше делать для себя, направьте усилия на поддержку его самомотивации.
Как я недавно объяснила другой маме, которая чрезмерно помогала своему мужу, способ поощрения самомотивации в других состоит в том, чтобы поддерживать их автономию, их компетентность и их родство. Это три основные психологические потребности, удовлетворение которых приводит к самомотивации. Вы можете переориентировать свое внимание на поощрение его самомотивации. Вот как.
1. Дайте ему больше свободы. Ему нужна свобода потерпеть неудачу в одиночку — и свобода добиться успеха без необходимости отдавать тебе должное . Ваш сын не может чувствовать себя автономным в своих школьных занятиях, если вы по-прежнему являетесь организующей силой.
Вместо того, чтобы направлять сына, спросите его: «Каков твой план?» Например: «Каковы ваши планы по выполнению домашней работы на эти выходные?» Спросив детей, каков их план, вы поймете, что они все еще контролируют свое поведение, и это поможет им понять свои собственные мотивы и намерения. Часто детям просто нужно составить план, и иногда, если их не попросить сформулировать свой план, они его не составят. (Особенно дети, которые привыкли к тому, что их придирают; эти дети знают, что их родители в конце концов разочаруются и будут планировать за них.)
Между прочим, это нежелание планировать связано с развитием — часто это больше связано с их исполнительной функцией, чем с их мотивацией. Наша лобная доля, которая позволяет нам строить планы на будущее, часто не развивается полностью до середины 20-летнего возраста. Это не означает, что подростки не могут планировать или что мы должны делать это за них; это просто означает, что им требуется немного больше поддержки в планировании, чем может быть очевидно, учитывая их другие способности.
Также очень важно, чтобы мы, родители, обращали пристальное внимание на тон нашего голоса, особенно если то, что мы говорим, потенциально может каким-то образом ограничить свободу наших детей — если мы обращаемся с просьбой, которая может быть истолкована как давление. Исследования показывают, что мамы, которые разговаривают со своими подростками «контролирующим тоном», обычно не получают положительного ответа и с большей вероятностью начинают спор.
К сожалению, недостаточно оставаться нейтральным; хотя нейтральный тон голоса с меньшей вероятностью заставит подростков защищаться и спорить, было обнаружено, что он в равной степени из эффективен в мотивации детей.
Какой работал ? Подростки, которые с наибольшей вероятностью выполняли просьбу, имели родителей, которые использовали «поддерживающий» и ободряющий тон голоса.
2. Помогите ему почувствовать себя более компетентным. Если бы я была женщиной, делающей ставки, я бы поспорила, что ваш сын чувствует себя некомпетентным по сравнению со своей сестрой-суперзвездой. Вероятно, это приведет к отставке. Зачем ему пытаться, если он все равно никогда не будет так же хорош, как она?
Помогите ему увидеть, в чем он действительно преуспел в прошлом благодаря своим собственным усилиям (а не вашему нытью). Не бойтесь спросить его: где вы чувствуете себя наиболее уверенно? А затем помогите ему увидеть, что именно его собственные усилия привели к этой способности.
Вы также можете поддержать его в развитии новых компетенций. Например, похоже, что ему нужно улучшить навыки обучения. Кто мог бы стать для него хорошим тренером по обучению? Для него важно развивать свою способность учиться и выталкивать себя за пределы своей зоны комфорта.
2. Наконец, поддерживайте его чувство принадлежности и связи с другими , особенно в школе. Есть ли учитель, с которым он чувствует связь и который может его подбодрить? Или тренер, который тоже готов поговорить с ним о своей студенческой жизни? Или группу сверстников, которые побудили бы его уделять больше внимания школьным занятиям? Иногда лучший способ помочь нашим детям — это помочь им найти сообщество, в котором они смогут развиваться. Один из способов сделать это — заручиться интересом и вниманием другого взрослого.