Л.Н.Толстой. Автобиографическая трилогия. «Детство» (Главы «Maman», «Детство»)
Цель: Знакомство с автобиографической трилогией. Анализ главы «Maman», «Детство».
Задачи:
- расширить знания учеников о личной и творческой биографии писателя;
- познакомить с историей появления автобиографической трилогии: «Детство», «Отрочество», «Юность»;
- рассмотреть изображение детства как особой, ответственной поры в жизни человека;
- проследить за моральным развитием Николеньки, показать нравственный смысл поступков героя;
- помочь ученикам задуматься над их взаимоотношениями со взрослыми;
- уметь анализировать прочитанный текст и в результате анализа определить, какие средства использует автор для выражения чувств, эмоций, переживаний своего героя.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Методы и приёмы:
- рассказ, эвристическая беседа;
- проблемно-поисковый, исследовательский.
Оборудование:
- проектор;
- компьютер;
- слайдовая презентация;
- рисунки детей на тему «Детство»
- карточки для работы.
- фрагменты фильма «Детство. Отрочество. Юность » (1973 год, постановка П.Фоменко).
Ход урока
1. Организационный момент2. Стадия вызова1) Актуализация опыта: Здравствуйте, ребята! (Звучит музыка из фильма «Детство. Отрочество. Юность » (1973 год, постановка П.Фоменко).Давайте вспомним, какие этапы проходит человек в своём развитии? Дома в тетрадях вы должны были нарисовать силуэт человека. Впишем туда этапы развития человека, напишем с большой буквы, добавим кавычки: «Детство», «Отрочество», «Юность», «Молодость»…(на доске учитель в заранее нарисованный силуэт помещает карточки с этапами развития человека). Именно из таких частей должен был состоять роман «Четыре эпохи развития» никому не известного двадцатитрёхлетнего юноши. Повесть «Молодость» так и не была написана, но три остальные части, составившие трилогию (слово «Молодость» с доски убрать, к словам «Детство», «Отрочество», «Юность» добавить фигурные скобки, подписать на доске — трилогия), появились в печати, и многие увидели в молодом человеке «прекрасную надежду русской литературы». Спустя годы, современники писали: «Величайший и единственный гений современной Европы, величайшая гордость России …» (А.Блок). «Лицо его – лицо человечества» (Д.Мережковский). «Не зная …, нельзя считать себя знающим свою страну, нельзя считать себя культурным человеком» (М.Горький) Слайд 1.
Как вы думаете, ребята, о ком эти слова были сказаны? (Дети высказывают предположения). Да, конечно, о Льве Николаевиче Толстом, писателе мировой величины. Что-нибудь о нём помните?
Рассказ ученика. ( Слайд 2). Л.Н.Толстому было 23 года, когда он решил написать историю своей жизни, проследить процесс духовного развития человека. Он находился тогда на распутье: прерванная учёба в Казанском университете, неудачные попытки реформ в Ясной Поляне, родовом имении, доставшемся ему после смерти родителей, материальные трудности, отсутствие ясной цели в жизни, раздумья о будущей судьбе… В это время Толстой находился на Кавказе, куда перебрался по совету брата Николая, чтобы заново обрести себя. Первая часть трилогии, повесть «Детство», появилась в журнале «Современник» в сентябре 1852 года (автору было всего лишь 24 года) под заглавием «История моего детства» и за подписью: Л.Н. Заглавие, данное редакцией без ведома Толстого, ему не понравилось. Он посчитал его противоречащим «мысли сочинения». Л.Н.Толстой говорил: «Кому интересна история моего детства?» Создавая образы героев повести, писатель использовал свои личные впечатления и переживания, но повесть носит автобиографический характер лишь отчасти (дописать к слову «трилогия» слово «автобиографическая», дать перевод слова) Слайд 3. Л.Н.Толстой утверждал, что писал не о своём только детстве, но и о том, что есть в детстве каждого человека.
2) Создание проблемной ситуации.
— Ребята, а вам интересно узнать, почему в 23 года Л.Толстой решил писать о детстве, а не о молодости? Каким было детство великого гения? (Дети высказывают своё мнение).
Запишем тему урока: Л.Н.Толстой (1828 – 1910). Автобиографическая трилогия. Повесть «Детство». Более подробно остановимся на главе « Maman» и «Детство». Слайд 4.
3) Осознание и формулирование проблемы:
— Ребята, кто мечтает поскорее вырасти?
— А кто хочет быть вечным ребёнком?
Все мечтают поскорее вырасти. А для чего тогда детство и нам, и Льву Николаевичу Толстому?
Давайте попробуем сформулировать вопросы, на которые хотим получить ответы в ходе нашего урока. Это и станет целью нашего урока.
Почему Л.Н.Толстой решил писать о детстве?
Каким было детство великого писателя?
Роль матери в формировании личности писателя?
Какова роль детства в жизни человека?
Как показывает Л. Н.Толстой формирование характера главного героя?
У Л.Н.Толстого есть свой секрет, раскрыв который, научимся понимать писателя. Каков «секрет» Л.Н.Толстого? (Слайд 5)
3. Стадия содержанияПостроение знаний.
1) Выбор методов исследования: Ребята, где мы можем найти ответы на интересующие нас вопросы? (Дети высказывают предположения, называя, конечно, повесть «Детство»).
2) Сбор информации:
1. Эвристическая беседа.
— Какие ассоциации вызывает у вас это слово «детство»? (Ребята называют слова – ассоциации). 1, 3 группа – люди;3,4 группа – предметы, учреждения; 5, 6 группа — чувства, эмоции. (Слайд 6)
Вы нарисовали иллюстрации-ассоциации к слову «детство». ( Оформлена выставка). Учитель обращает внимание на то, кто и что ассоциируется у детей со словом «детство».
— Какова роль детства в жизни каждого человека? Для чего нам детство?
Л. Толстой в повести «Детство» писал: «Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! Как не любить, не лелеять воспоминаний о ней? Воспоминания эти освежают, возвышают мою душу и служат для меня источником лучших наслаждений. (Слайд 7).
Воспоминания о детстве «возвышают душу», т.е. заставляют быть лучше, походить на прекрасных людей, встретившихся на жизненном пути, помнить и любить самых близких людей – мать и отца. (Обучающиеся высказывают своё мнение).
Слайд 8.
Детство – очень ценное и важное время в жизни человека: Во-первых, это самое счастливое и беззаботное время. Во-вторых, тебя окружает искренняя любовь и забота самых близких и родных людей. В-третьих,
— Как происходит становление характера ребенка? Кто влияет на этот процесс? (Дети высказывают своё мнение). Слайд 9.
2. Рассказ учителя. Действительно, основную роль в формировании характера человека играет семья, родители, атмосфера, в которой он растёт.
По своему происхождению Лев Николаевич принадлежал к древнейшим аристократическим фамилиям России. В семье, кроме Льва Николаевича, было ещё трое сыновей: Николай, Сергей, Дмитрий и дочь Мария, сестра писателя. К сожалению, дети рано осиротели: Мария Николаевна, их мать, умерла в1830 году, Николай Ильич, их отец, – в 1837 году. Воспитательницей детей после смерти родителей стала их дальняя родственница Татьяна Александровна Ергольская. Она сохранила детские сочинения Л.Н.Толстого.(10)
С 1841 года дети жили в Казани у тётушки-опекунши Пелагеи Ильиничны Юшковой. Дом, где рос маленький Лёвушка, не сохранился. Но попытаемся представить, как выглядела детская (слайд 11). Туристы со всего мира посещают его Яснополянский дом. Он более позднего времени строительства (слайд 12), так выглядит одна из комнат (слайд 13).
Рассказ ученицы. На духовное формирование будущего писателя наиболее сильное влияние в детстве оказала мать, точнее воображаемый её образ. Толстой не помнил своей матери, ведь она умерла, когда ему не было и двух лет.
В часто повторявшихся рассказах родных и знакомых мальчик никогда не слышал о матери плохого слова – напротив, все говорили о её доброте, чуткости, выражали свою любовь к ней за её справедливое отношение ко всем в доме. «Мария Николаевна, матушка Толстого, столкнувшись с несправедливостью, бывало, вся покраснеет, заплачет, но никогда не скажет грубого слова».
Из оставшихся после смерти матери писем и записных тетрадей Толстой имел основание заключить, что она была умна, хорошо образованна, начитанна, знала французский, немецкий, английский и итальянский языки, хорошо играла на фортепьяно, обладала некоторым художественным талантом. Сама писала (слайд 15, 16).
Очевидно, писатель, не помнящий свою мать, воплотил в образе maman некий идеал женщины-матери. В повести Л. Толстого мама главного героя умирает, когда ему исполнилось 10 лет. Вероятно, потеряв мать в раннем возрасте, хотя бы в художественном произведении попытался продлить её дни, воскресить её образ.
Давайте послушаем, какой предстаёт маман в повести.
Какой он её видит? (Чтение наизусть отрывков из повести подготовленными учениками)
Ребята, мы прослушали отрывки из повести, дома вы должны были прочитать главы «Маман» и «Детство». Вам понравились отрывки из произведения?
У Толстого — писателя есть свой секрет и своя тайна, которую мы с вами начнём разгадывать. Обратите внимание: какая форма речи используется? (Монолог).
Работа с текстом главы «Детство» и «Маман» (распечатки)
- 1 группа: отношение мамы Николеньки к слугам (глава «Маман»)- с большим уважением, заботой.
- 2 группа: найти предложения и словосочетания, где звучат слова «любовь», «любить», выделить их в тексте, посчитать количество, определить их роль (В «Детстве» Толстого всё погружено в море любви, разлитой вокруг Николеньки: все его любят и он любит все. Сердце этого десятилетнего мальчика
полно любви к окружающим людям, и он щедро делится ею с близкими) - 3 группа: охарактеризовать речь, манеру общения матери и сына (отметить слова и словосочетания, как мальчик обращается к маме и мама обращается к сыну) : «моя душечка», «мой ангел».
- 4 группа: чувства, мысли, действия мамы, отношение к сыну; («пальчики её быстро шевелятся и щекотят меня». «Целует меня в лоб и кладёт на колени»)
- 5 группа: чувства, мысли, действия мальчика, отношение к маме; «по одному прикосновению узнаешь ее и еще во сне невольно схватишь эту руку и крепко, крепко прижмешь ее к губам».
Добрая, чуткая, заботливая, нежная и любящая женщина, мать Николеньки Иртеньева воплотила в себе все черты матери писателя. - 6 группа: о чём думает Николенька, что его волнует, заботит, из-за кого он переживает? (О Карле Иваныче, о родителях)
— Какой представляется матушка Николеньке?
— Найдите строки повести, описывающие внешность maman. («Когда я стараюсь вспомнить матушку такою, какою она была в это время, мне представляются только её карие глаза выражающие всегда одинаковую доброту и любовь, родинка на шее, немного ниже того места, где вьются маленькие волосики, шитый белый воротничок, нежная сухая рука, которая так часто меня ласкала и которую я так часто целовал; но общее выражение ускользает от меня».) (с. 151)
— Отчего лицо матери становилось удивительно прекрасным?
— Что говорит Толстой о красоте лица? Найдите и прочитайте эти строки. («Мне кажется, что в одной улыбке состоит то, что называют красотою лица: если улыбка прибавляет прелести лицу, то лицо прекрасно; если она не изменяет его, то оно обыкновенно; если она портит его, то оно дурно».) (с. 152)
— Согласны ли вы с этим утверждением? Если да, то почему?
— Каковы взаимоотношения Николеньки с матерью?
— Вспомните, что ещё говорит герой, вспоминая улыбку матери? Найдите эти слова и прочитайте. («Если бы в тяжелые минуты жизни я хоть мельком мог видеть эту улыбку, я бы не знал, что такое горе». ) (с. 152)
— О чём говорят эти слова?
— Как мама называет Николеньку? («Мой ангел», «моя душечка».)
— Чем же он ей отвечает? Как это характеризует его?
Вывод: Образ матушки.
О матери Николенька Иртеньев вспоминает с нежностью, любовью и благодарностью, как о чем-то самом светлом в своей жизни. С детства врезались в память мальчика звуки ее голоса, сладкого и приветливого, нежный, ласковый взгляд, «чудесные, нежные» руки матери. Николенька угадывал присутствие матери даже во сне: «по одному прикосновению узнаешь ее и еще во сне невольно схватишь эту руку и крепко, крепко прижмешь ее к губам».
Обращения матери к сыну всегда очень ласковые: «моя душечка», «мой ангел».
С любовью относясь к детям, мать старалась воспитывать их разносторонне. Дети много читали, учились игре на фортепиано, танцам. (Фрагмент фильма)
Нежность натуры матери проявляется и в ее отношениях к своей няне, а затем экономке Наталье Савишне. Желая отблагодарить женщину за ее любовь и преданность, мать выдала ей вольную.
Добрая, чуткая, заботливая, нежная и любящая женщина, мать Николеньки Иртеньева воплотила в себе все черты матери писателя. (Слайд Лев Толстой )
Образ Николеньки Иртеньева.
Образ во многом автобиографический. С первых страниц повести Николенька предстаёт перед читателем
Сердце этого десятилетнего мальчика полно любви к окружающим людям, и он щедро делится ею с близкими. Как трогательна его забота об учителе Карле Ивановиче: «Дай Бог ему счастия, дай мне возможность помочь ему, облегчить его горе; я всем готов для него пожертвовать».
Любит Николенька и природу: часами готов он наблюдать за суетливой жизнью муравейника, любоваться полетом бабочек, вдыхать аромат цветов.
Однако мальчики — не ангелы, и Николенька, как и все его сверстники, балуется и озорничает. Но, совершив какой-нибудь проступок, «грех», Николенька искренне и глубоко раскаивается, переживает.
Главный герой повести Л.Н.Толстого «Детство» Николенька Иртеньев— сложный и противоречивый персонаж. Автор описывает его некрасивым, взъерошенным мальчиком десяти лет, который постоянно страдает «сознанием своей глупости». Однако очень быстро становится понятно, что на самом деле он весьма умен и отличается тонкой душевной организацией.
Любое, даже незначительное событие оставляет глубокий след в сердце Николеньки.
Николенька очень впечатлительный. Выдумав, что ему привиделся дурной сон, «будто мама умерла и ее несут хоронить», он расстраивается и всем своим существом погружается в переживание своих мрачных мыслей.
Вместе с тем мальчик склонен к сочувствию и сопереживанию. Раздумывая над судьбой своего наставника, он искренне жалеет его: «Бедный старик! Нас много, мы играем, нам весело, а он — один-одинешенек, и никто-то его не приласкает, он сирота». (Фрагмент фильма)
— Ребята, а вы всегда критически оцениваете свои поступки. Были ли поступки, за которые вы себя осуждаете? (Учащиеся вспоминают случаи из своей жизни). Таким образом, большую, если не основную роль, в формировании личности играет самовоспитание (вернуться к слайду 9). Об этом забывать не стоит. (У Л.Н.Толстого из 90 томов собраний сочинений 13 томов составляют дневники. Читая их, мы видим, как Л.Н.Толстой постоянно, в течение всей своей жизни, работал над собой. Последняя запись сделана за 4 дня до смерти).
Стадия рефлексии. О чём мы говорили сегодня? (О роли детства в жизни человека. Представили, каким было детство самого Л.Н.Толстого, ведь повесть носит автобиографический характер. Поняли, какую роль в жизни Л.Н.Толстого играла мать. Как показывает Толстой формирование личности? Кто влияет на формирование личности ребёнка? Познакомились с главным героем и его учителем.).
Работа в группах. (Слайд 20) А сейчас, работая в группах, попытаемся написать синквейны, подвести итоги нашей работы (учитель напоминает правила написания синквейна, приводит пример). Слайд 21.
Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:
- 1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
- 2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
- 3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
- 4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
- 5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
Пример синквейна:
Лев Толстой,
Великий и непревзойдённый,
Пишет, удивляет, восхищает.
Вряд ли до конца когда его поймём –
Гения!
1,5 вариант работают со словом «детство»; 2, 4 — со словом «Мама», 3, 6 – Николенька Иртеньев. Полученные синквейны зачитать вслух. Отметить наиболее удачные.
Ребята, на столах у вас лежат смайлики (весёлые и грустные). Выберите одну из карточек: если урок понравился – с весёлым лицом, не понравился – с грустным лицом. Положите мне на стол.
4. Домашняя работа- Дочитать отрывок из повести «Детство», данный в хрестоматии, до конца.
- Напишите письмо своему воображаемому другу и расскажите ему о Николеньке Иртеньеве.
«Воскресение» отзывы и рецензии читателей на книгу📖автора Льва Толстого, рейтинг книги — MyBook.
Что выбрать
Библиотека
Подписка
📖Книги
🎧Аудиокниги
👌Бесплатные книги
🔥Новинки
❤️Топ книг
🎙Топ аудиокниг
🎙Загрузи свой подкаст
📖Книги
🎧Аудиокниги
👌Бесплатные книги
🔥Новинки
❤️Топ книг
🎙Топ аудиокниг
🎙Загрузи свой подкаст
отзывов и рецензий на книгу
Shishkodryomov
Оценил книгу
Лев Толстой долго мучился и кривлялся. Наконец, его прорвало. Если кто-то не хочет или не может читать этот толстенький труд, то достаточно ознакомиться с последней главой. Нет, на 700 страницах много интересного и новаторского для конца 19 века, но в настоящий момент эта информация никакой ценности собой не несет. Последняя глава кратко подытоживает все то, что сумбурно и нервно автор пытался нарисовать в течении всего повествования. Основное — это помните о Хозяине, живите по правилам и помните о предназначении Божьем. Ну, и, естественно, только при таком раскладе нас ждет на земле царство божие. Опять же «царство». Я тоже верю в высшее предназначение человека, но при этом прекрасно понимаю, что это значимо исключительно для меня одного. Планетам, звездам, галактикам до лампочки — что я там о себе возомнил. Да, что там далеко ходить, зачастую это не особенно беспокоит даже близких людей. Приверженцы Толстого не могут жить без правил, без самомнения, основанного на какой-нибудь слащаво-морализующей туфте. Представляю, как Толстой писал это свое «Воскресение», умиляясь от собственной правильности, плача и вытирая сопли мокрой бородой. Предложенный им инструмент выливается в формулировку «если ты аморален, потому что я так решил, то подлежишь немедленному расстрелу на месте». Знаем, так ЧК и работал.
Главный герой мечется, совершает необычайные для себя умственные прорывы, ибо всю жизнь шатался по кабакам и о жизни народа имел отдаленное представление. Образ его сразу же напомнил мне Гамлета, а причина для трясучки может быть абсолютно любая — не все ли равно. То, что высшие эшелоны власти и светское общество далеки от народа — было ясно всегда и в любые времена, если общество должным образом расслоено. Примером может послужить современная Россия. Что есть и было у Толстого, это нехилое ощущение себя в потоке времени. Он хорошо прочувствовал момент, необходимый для написания подобного произведения. Революционные массы только начали набирать силы, но уже были видны. Впрочем, Толстой это свое качество, благодаря обработке собственным гигантским эго, раздул до невероятных размеров, возомнив себя великим историком. Энгельс четко характеризует этих «революционеров» еще в середине 19 века
небольшая часть господствующего класса отрекается от старого общества и примыкает к революционному классу, к тому классу, которому принадлежит будущее. Вот почему, как прежде часть дворянства переходила к буржуазии, так теперь часть буржуазии переходит к пролетариату, именно – часть буржуа-идеологов, которые возвысились до теоретического понимания всего хода исторического движения.
Когда я дочитал произведение, моя зарубцевавшаяся было рана стала кровоточить. Вспомнил я тоже свою несчастную брошенную (одну выбрал из сотен, физически не могу вспомнить всех имен и лиц) и не смог с этим жить. И отправился на розыски своей Катерины. Нашел я ее и пал к ее ногам, вымаливая прощение. И простила она меня, бросила мужа и 4-х детей. Муж ее решил с горя застрелиться, но стрелял очень плохо и промахнулся. Не умер, но вышиб себе мозг. Теперь дети навещают его в дурдоме, а после едут к Курскому вокзалу, выпрашивая по дороге монеты, садятся в электричку и едут в Ясную Поляну, на могилку Льва Николаевича. Благодарят его за счастье земное, за то, что разбудил нравственность, правду, духовность и всякую другую муть, за то, что заставил всех жить в согласии с его, толстовской, совестью.
И еще, такое скромное название произведения. Впрочем, Иисус тоже был с бородой.
9 июня 2013
LiveLib
Поделиться
barbakan
Оценил книгу
Помните знаменитую сцену из фильма «Матрица», где Морфеус предлагает Нео таблетки: синюю, чтобы все забыть или красную, чтобы все узнать.
– Ты здесь, потому что ты все время ощущал, что мир не в порядке, – говорит Морфеус. – Эта мысль, как заноза, в мозгу. Она сводит с ума. Правда?
Нео кивает.
– Ты ведь понимаешь, о чем я говорю? – спрашивает Морфеус.
– Матрица? – говорит Нео.
– Правильно. Ты ощущаешь матрицу везде. Целый мир, надвинутый на глаза, чтобы спрятать правду.
– Какую правду?
– Что ты просто раб, Нео. Как и все, ты с рождения – в цепях. В темнице разума. Невозможно объяснить, что такое матрица. Ты должен увидеть это сам.
А теперь представьте, что в кресле Морфеуса сидит Лев Николаевич Толстой, а напортив него – Нехлюдов. «Примешь синюю таблетку, и все останется, как прежде. Примешь красную таблетку – войдешь в страну чудес», – говорит Толстой. А точнее, – в страшный мир, в Россию, с которой сняли красивое платье, а под ним не оказалось кожи. Только голое кровоточащее тело и абсолютное страдание.
Мысль о «Матрице» пришла мне в голову, потому что перерождение главного героя в романе произошло уж слишком стремительно. За день до перелома он жил обычной жизнью праздного аристократа с деньжатами, любовницей и богатой невестой, как вдруг – оказался готов раздать все богатство и с котомкой отправиться в Сибирь, приносить себя в жертву. Русские писатели на такое превращение всегда тратили 500-600 страниц. А тут – одна секунда. Будто Нехлюдов и правда закатил красную таблетку, и пелена спала. Матрица российской жизни конца XIX века рассыпалась на пиксели.
Что мы живем неправильно, и социальная действительность наша устроена неправильно, Лев Толстой понял за десять лет до начала написания романа «Воскресение». Понял, что архитекторы этого мира, люди жадные, властолюбивые и порочные, пытаются аттестовать эту действительность как единственно возможную. И это лишь полбеды. Страшнее, что множество людей подобная ситуация устраивает, потому что легализует их жадность, властолюбие и пороки, признавая нормой. И все сосредоточено молчат, как в той сказке про голого короля. Толстому хотелось кричать, что король голый.
И Толстой кричал.
В 1882 году он написал «Исповедь», а в 1884 году – богословскую работу «В чем моя вера?» И еще тысячу страниц толкований Евангелия, критики догматического богословия и тому подобного. Он разработал свое учение до мелочей.
Но докричаться не удавалось.
Признаюсь, до меня – тоже. Я читал его богословские тексты. Головой понимал, что он пишет правильные вещи. Что Христос 2000 лет назад оставил людям заповеди: не противься злу, подставь другую щеку, просящему дай, возлюби врага. В них была великая логика. Но за все прошедшее время его заповеди никто не соблюдал. Вообще – ни разу! Может быть, только пара святых и блаженных. А весь «христианский мир» делал противоположное заповедям, прикрывая любое свое преступление именем Христа. Потому что все, что нас окружает, с точки зрения Толстого, – спокойствие, безопасность наша и семьи, наша собственность… все построено на законе, отвергнутом Христом, на законе: «зуб за зуб».
По Толстому, мы живем в матрице. Культура, история, воспитание и образование, все это служит прочными опорами матрицы. Мы действуем как людоеды, как откровенные преступники, но никто этого упорно не замечает. Потому что так принято. Принято иметь людей в рабстве и отбирать у них деньги, принято получать награды и уважение за то, что убиваешь людей. Принято осуждать других и запирать их в клетки. Принято уважать богатых и унижать бедных.
Из старых социальных норм, из слов «так принято» сделаны решетки в темнице разума. Толстой выпускает Нехлюдова на свободу. И отправляет своего героя по России, с которой сорван покров. По России, увиденной отстраненным взглядом, ребенком, который еще не пошел на миллион компромиссов с совестью, инопланетянином, который не знает, как «принято» жить на этой планете.
Мы видим суд, нищую деревню, тучный город, кабинеты чиновников и гостиные аристократов, бесконечные камеры уголовников. Все показано глазами инопланетянина. И выглядит это настолько бесчеловечно, абсурдно и дико, что, кажется, эту планету уже не спасти.
Знаете, бывает, что просыпаешься с чувством, что сделал что-то гадкое. Хотя, ничего не сделал. Это чувство нужно назвать синдромом Толстого. После прочтения «Воскресения» у меня появился такой синдром. Впервые отчетливо. Например, был я на вечеринке, веселился, знакомился с новыми людьми. Все, как всегда. А утром сделалось гадкое чувство. Наверное, потому что я пытался всем понравиться. Рисовался. Ведь если в нашем прекрасном обществе не принято чего-то стыдиться, это не значит, что тебе нечего стыдиться.
Во время чтения роман мне не нравился. Мне казалось, он недостаточно занимательный, что Толстой, как все старые морализаторы, вдалбливает свои душеспасительные идеи, не заботясь, чтобы читателю было интересно. Но к концу романа я понял, что он работает. Да-да! «В чем моя вера?» не работает. А «Воскресение» работает. Я начал меняться. Сознание мое, наверное, все-таки осталось прежним. Я не готов еще раздать деньги бедным и пешком уйти в Сибирь. Но «толстовский синдром», спасибо, маэстро, я получил. И «толстовскую прививку» ко всем лже-святыням и лже-величиям. Ведь существующие социальные институты, посты и «кресла» далеко не священны. А социальная жизнь с ее сомнительными законами и условностями не есть подлинная, настоящая жизнь. Особенно когда она не отвечает самым простым нормам человеческой морали.
6 марта 2014
LiveLib
Поделиться
Tin-tinka
Оценил книгу
Сюжет данной книги наверняка знаком многим, ведь историю соблазнения горничной Катюши Масловой знают даже те, кто этот роман читать и не планировал. Вот и я, приступая к ней, полагала, что здесь вряд ли меня что-то сможет удивить, раз общая канва – раскаяние и «воскрешение» князя Дмитрия Нехлюдова, его отъезд вслед за каторжанкой с намерением жениться был заранее известен. Еще стоит учитывать практически общепринятое мнение, что под конец жизни граф Толстой «исписался», впал в скучное морализаторство и прочее-прочее, что заранее настраивало на скептический лад. Но, к счастью, произведение, во-первых, не ограничилось лишь историей Нехлюдова и Масловой, а во вторых, ничего однозначного, отталкивающе-наставительного я там не увидела. Для меня эта книга скорее о поиске пути, она полна вопросов, на которые читатель должен ответить сам, ведь даже на примере главного героя можно увидеть, что единого верного решения нет, есть лишь попытки разобраться и выбрать верный вектор.
Дмитрий Нехлюдов — такой же обычный человек, как многие, не идеальный герой без страха и упрека, но персонаж со слабостями, которые автор и не пытается спрятать. Многие читатели отмечают, что не поверили в его преображение, а мне кажется вполне естественным, что он переменился, столкнувшись с «дном жизни», увидев его вблизи, когда ситуация затронула его лично. При этом самое замечательное, что герой продолжает колебаться, даже выбрав себе путь, что он моментами полагает, что слишком трудна для него сия ноша, ему хочется забыться и вновь вернуться в ту простую, полную довольства жизнь светского человека. И финальный поступок Нехлюдова, когда он решает отступиться от Масловой с волной облегчения, что стал вновь свободен — весьма человечен и понятен. Жаль, что нам остается только гадать, что же предпримет главный герой дальше, как распорядится тем просветлением, которое снизошло на него после чтения Евангелия. Надолго ли хватит его порыва, какие вообще шаги он может предпринять для изменения жизни несчастных. Мне кажется, что и в начале книги, и в конце встают одинаковые вопросы: что делать, как изменить окружающую действительность, вообще в силах ли один человек исправить мир или «вода камень точит», «делай, что должно» и прочие известные формулы придут на помощь?
Также достоинством этой книги является погружение читателя в ту атмосферу «изнанки жизни», которую не только не знают представители высшего общества, но и современные читатели нечасто встречают в литературе. Система судопроизводства ХIХ века, условия жизни в тюрьмах, разница содержания уголовных и политических преступников, перевозка ссыльных – все это весьма ярко и сострадательно описано Толстым. Например, нельзя не обратить внимание, насколько бездоказательно выносились приговоры, словно судьба заключенного разыгрывалась в «орел-решка», сроки пребывания в заключении тоже во многом зависели от случайности (если верить Толстому, беспаспортных рабочих могли вместо обычной пересылки к себе на родину держать в тюрьме только от того, что в их родном городке тюрьма пришла в негодность, так что их срок вместо положенных дней мог растягиваться на месяцы).
Или же дети в тюрьме, начиная от младенцев и заканчивая десятилетними, которые вынуждены вместе с родителями делить все тягости заключения, вот тут тоже задаешься вопросом: а не гуманнее ли было разделить их, отправить пусть в казенный дом, но все же с маломальски приличными условиями, чем находиться в переполненных камерах пересыльных тюрем, когда не хватало места на нарах и заключённые укладывалась прямо на грязный пол, рядом с отходами. А с другой стороны, кто бы в то время стал думать об их удобстве в сиротских приютах, тут хотя бы с находишься со своими близкими.
Вообще Толстой поднимает вопросы не только о правомерности наказания, но и о том, есть ли вообще смысл пребывания в тюрьме. Ведь она не делает никого лучше, наоборот, люди совершенно теряют свой человеческий облик, превращаясь в существа, готовые пожрать себе подобных в прямом смысле этого слова. Не раз писателями поднималась тема смертных казней и тюремных заключений, но точка зрения Толстого звучит убедительно, ведь, действительно, тюрьма не исправляет, а те, кто судит, часто сами должны были бы оказаться на скамье подсудимых. Вообще, общество, покрывая одни грехи и смотря сквозь пальцы на преступления «элиты», наказывает самых незащищённых, тех, кого изначально довело до такого состояния, где преступление — меньшее из зол. Но вновь перед читателями скорее знаки вопроса, чем утверждения, Толстой озвучивает проблемы, которые и до сих пор не нашли однозначного решения.
Отдельно стоит упомянуть и революционеров, которых выводит на своих страницах писатель, наделяя их запоминающимися характерами, весьма типичными судьбами для того времени. Пусть не так много уделено им внимания, но видно, что граф Толстой с симпатией и пониманием всматривается в их истории жизни и идеи, сочувствуя нелегкой судьбе (хотя есть и исключения, ведь среди них попадаются разные люди). И опять писатель ставит вопросы: как соединить любовь к людям, жалость ко всем, доброту и жестокую борьбу, готовность совершить убийство ради высшей цели. И разные персонажи по-разному отвечают на поднятые вопросы, читатель же вновь сам решает для себя эту философскую дилемму.
В общем, об этой книге можно говорить еще долго, например, обсуждать вопрос чувств Катюши, ее характер и поступки или отношение к ней политических заключенных. Уж не говоря про самого Нехлюдова, про его истинную мотивацию или про грехи молодости. Земельный вопрос, который пытается решить князь, тоже отдельная тема для обсуждения, «землю –крестьянам» это утопия или попытка перестать эксплуатировать и выжимать последнее из народа?
Так что рекомендую эту книгу любителям классики, как прекрасное произведение, где личное переплетается с социально значимым, особенно же интересна она будет любителям прошлых эпох, хотя некоторые вопросы и до сих пор остаются актуальными.
19 октября 2021
LiveLib
Поделиться
zhem4uzhinka
Оценил книгу
Ну что, открываю прием стеклотары, а также ссаных тапок, тухлых яиц, гнилых помидоров, и чем еще забрасывают людей за отрицательные оценки великого.
На самом деле практически до самого конца мне роман нравился. Интересно было узнать, как была устроена судебная система в конце 19 века, как обращались с заключенными, что творилось в тюрьмах. Интересно наблюдать за нравственным перерождением Нехлюдова, его внутренними спорами, за тем, как он принимает то или иное решение.
Но. Во-первых, мне кажется, если автор хочет написать философский труд – стоит так и сделать, а не маскировать его под роман. Если же начал писать роман, было бы здорово и закончить его как роман – кульминация, развязка, все дела. За роман, наверное, возьмется больше читателей, но кто изначально не хотел читать философские размышления, только поначалу прикрытые сюжетом, тот, скорее всего, их и не воспримет.
Во-вторых, мне очень не хватало глубины, прорисовки героев. Странно, конечно, говорить такое о романе Л.Н. Толстого, казалось бы, уже где-где, а в русской классике этого добра должно быть с избытком. А вот нет – тот же Нехлюдов сначала из восторженного юноши превращается в развратного представителя тогдашней золотой молодежи, а потом обратно перевоплощается в нравственного человека, нуждающегося в постоянной работе над собой – и все это происходит по щелчку пальцев. Раз – и плохой, раз – и снова хороший, потому что такой сценарий требуется, чтобы изложить мировоззрение Толстого. Что до Масловой, она к концу романа вообще становится никакой. Кукла, которая краснеет и хмурится. Очень чувствуется, что она к развязке стала уже отработанным материалом, ненужным автору.
В-третьих, проблемы, поднятые Толстым, показаны однобоко. Ок, крайне несправедливо, что осужденные по ошибке люди мучаются и умирают в тюрьмах и на каторге – с этим сложно спорить. Точно так же можно сочувствовать тем, кто сидит за свои убеждения, которые сами по себе никому не мешают, за веру и тому подобное. Сложно не посочувствовать молодому мальчику, который украл какую-то никому не нужную рухлядь, потому что не мог себя прокормить и соблазнился зеленым змием, наползающим со всех сторон. И глядя на таких людей, удобно рассуждать о всепрощении, о том, как одни люди могут мучить других и как это ужасно. Ну а что делать с настоящими преступниками, с теми, кто преступил главную заповедь «не убий» и намерен преступить ее еще не раз и не два? А они есть. И когда думаешь о них, все эти «подставь другую щеку и прощай семь раз по семьдесят» как-то не убеждают.
Ну и в-четвертых, меня просто выморозил подход к материнству и детям. Вот эта история, что ненужных детей матери даже не убивают в порыве отчаяния и в приступе сумасшествия, а целенаправленно и планомерно не кормят ребенка, пока он с голоду не умрет. Все это время ребенок лежит в избе и орет благим матом, а только что родившей женщине абсолютно пофиг, больше того, она через год нового родит и сделает то же самое. Главное, что ребенка вовремя крестили, остальное – суета сует. И это не какая-то конкретная женщина с нарушениями психики, это тенденция, чуть ли не норма. Серьезно?! Да и та же замечательная добрая девушка Маслова, родив ребенка, кладет на него болт, потому что отец ребенка ее разлюбил. И это рассказано так, мимоходом, дело житейское. По-моему, если уж действительно подобная массовая проблема существовала, это от нее в первую очередь должны волосы дыбом вставать, а не от того, что у уголовников в камере плохо пахнет.
23 октября 2014
LiveLib
Поделиться
Tarakosha
Оценил книгу
Если Л. Н. Толстой — морализатор, как считают многие, то в данном произведении он практически превзошел сам себя, вложив в него по максимуму все свои взгляды, чаяния, надежды и основные мысли и суждения, сформировавшиеся в его душе к закату жизни о религии, её роли и значении в судьбе каждого человека, понимании основных её постулатов, положении простого народа, вопроса землевладения, отношениях мужчины и женщины, общества и гражданина, любого, вне зависимости от его финансового положения, взаимодействия и состояния основных государственных институтов власти, в частности пенитенциарной системы, и прочая, и прочая…
При всем моем уважении и любви к автору, порой читать местами было дико скучно и аж неловко, но не в силу какой-то чрезвычайной интимности или неприличия сюжетного текста, а в результате усилий писателя, желающего убедить/закрепить пройденное в голове читающего о правоте собственных суждений, возможности существования однобокого взгляда, плохих и хороших по социальной принадлежности, внезапно вспыхнувшего озарения героя по поводу неправедной своей жизни в целом до отречения и женитьбы. …Порой только глаза успеваешь округлять от неверия или рот закрывать от невероятной скуки.
Хотя начало романа, его первая треть вызывают неподдельный интерес к непростым судьбам героев. Название произведения (для знакомых со значением этого слова) априори предполагает нравственное перерождение героев, поэтому читателю, в данном случае мне, любящему эту тему в литературе, было вдвойне интригующе как писатель поведет своих персонажей по этому пути.
Но тут автор не стал долго ломать голову, так как для него , как мне показалось, главным тут было донести до публики свои идеи, раз, и самому для себя оформить то, что тревожило, о чем думалось, к чему пришел, в четко сформулированные идеи и мысли, два.
Помимо первой трети романа, где как раз происходит знакомство с главными героями, Катюшей Масловой и Дмитрием Нехлюдовым и обстоятельствами того, как они собственно докатились до жизни такой, есть и другие отдельные моменты, вызывающие интерес и заслуживающие внимания в силу их не проходящей актуальности. Например, в той-же ситуации столкновения простого человека с государственным законом и его представителями. Тут на память приходят сразу несколько поговорок:
Не подмажешь -не поедешь
Закон, что дышло, куда повернул, туда и вышло
На то и закон, чтобы его обойти
Законов много, толку мало
Наличие в большом количестве морализаторского наставительного тона, отсутствие должной проработки психологической составляющей персонажей, спорных суждений и черно-белого деления не позволили в должной мере насладиться романом и его историей. Соглашусь с большинством рецензентов, что это скорее философский трактат, заключенный в рамки романа, чем полноценное художественное произведение. Увы, в этот раз мы не совпали с автором…
27 октября 2018
LiveLib
Поделиться
Анонимный читатель
Оценил книгу
Очень интересная книга о становлении личности, очищение любовью, лишениями, истинной. Очень и очень смелая книга для 1899года. За неё, если не ошибаюсь, Л.Н. Толстого отрекли от православной церкви.
11 февраля 2017
Поделиться
Lula Mak
Оценил книгу
Как и все произведения Толстого, «воскресенье » открывает глаза на многие вещи .Советую прочитать
27 августа 2015
Поделиться
osy…@ukr.net
Оценил книгу
эту книгу стоит включить в программу для подготовки прокуроров и судей, адвокатов и юристов!
5 мая 2015
Поделиться
Анонимный читатель
Оценил книгу
Хорошая книга!
21 марта 2015
Поделиться
Анонимный читатель
Оценил книгу
Книга хорошая, но думаю , для людей, старше среднего возраста.
13 апреля 2022
Поделиться
Бесплатно
(819 оценок)
Читать книгу: «Воскресение»
Лев Толстой
Установите приложение, чтобы читать эту книгу бесплатно
О проекте
Что такое MyBook
Правовая информация
Правообладателям
Документация
Помощь
О подписке
Купить подписку
Бесплатные книги
Подарить подписку
Как оплатить
Ввести подарочный код
Библиотека для компаний
Настройки
Другие проекты
Издать свою книгу
MyBook: Истории
Урок шестой: Как рисовать толстых людей (красиво)
ТилманПервое, что я слышу, когда кто-то садится передо мной, чтобы нарисовать карикатуру, обычно: «Сделай меня стройнее».
Ну, это и «Сделай меня моложе». А иногда: «Сделай меня красивее». «Сделай мне нос меньше». «Сделай мне грудь больше».
Люди беспокоятся о том, как они будут выглядеть на карикатуре. Они хотят, чтобы их высмеяли… но не слишком сильно. Время от времени кто-нибудь садится и говорит: «Давай», но чаще всего мне приходится проводить грань между забавным и милым.
Итак, вот что я делаю и что рекомендую всем, кто пытается рисовать более тяжелых людей: Разделите разницу.
Представьте себе человека средней худобы. Представьте, куда бы они пошли на бумаге. Теперь посмотрите на тяжелого человека перед вами. Посмотрите, насколько они больше человека, которого вы представляете, и разделите разницу.
Среднее худощавое лицо | Обратите внимание, как от глаз вверх ничего не меняется |
Если эта шея на самом деле на два дюйма шире, чем средняя шея, сделайте ее на один дюйм шире. Если щеки опускаются на дюйм ниже челюсти, сделайте это на полдюйма. Если есть три подбородка, сделайте один и слабый намек на подбородок.
Делая это, вы можете сохранить свое хорошее мультяшное сходство и при этом умудриться немного польстить. Это своего рода оптимистичный рисунок… это то, как ваш объект будет выглядеть после месяца или двух диеты и физических упражнений.
Вес обычно переносится на шею, щеки и челюсть. Между толстым и худым выше ушей нет большой разницы. Это нижняя половина лица, с которой вы должны быть наиболее осторожны. Это особенно сложно, когда вы добавляете это маленькое карикатурное тело.
Смотрите, у среднего худощавого лица будет выступающая челюсть и выступающий подбородок. Вы рисуете толстую толстую линию вокруг нижней стороны лица, а затем можете нанести под ней шею и тело любого размера. Это похоже на болванчика, но кажется нам естественным.
У очень толстого человека большая выпуклая шея, выходящая прямо из-под ушей. Челюсть исчезает. Он достаточно заметен, чтобы быть важной частью их образа, но его очень трудно свести к тощей карикатурной шее, которую можно поместить на крошечном теле. Без челюсти нет четкой линии, где заканчивается голова и начинается шея.
В этой ситуации я ориентируюсь на подбородок.
Представьте себе простой подбородок, нарисованный на отдельной странице. Это несколько приплюснутая U-образная форма. Если вы нарисуете вокруг него челюсть худого человека, подбородок будет выступать за челюсть. Если вы нарисуете челюсть коренастого человека, она соединится с нижней стороной буквы U. А если вы нарисуете двойной подбородок пухлого человека, он сформирует собственную форму на полдюйма или дюйм ниже этой буквы U.
Вид лестно, довольно точно
Вот как можно прикрепить тяжелую шею к крошечному телу: Используйте технику двойного подбородка. Нарисуйте большую круглую форму, которая плавает ниже подбородка. Начните снизу ушей, выпячивайте реальную форму шеи, но затем соедините линии под подбородком.