Воздушные змеи. Выбор воздушного змея. Виды воздушных змеев.
Специализированный магазин воздушных змеев КайтРу(Змеиное Логово)
Выбор воздушного змея!? Типы воздушных змеев!?
Если вы один из тех, кто хочет приоткрыть завесу тайны и узнать побольше о воздушных змеях, то добро пожаловать в кайт магазин KITE.RU, первый интернет магазин с большим опытом, которым мы готовы поделиться с каждым, кто нуждается в помощи в подборе воздушного змея.
Мир воздушных змеев уже давно вышел за рамки привычного и для большинства людей воздушный змей, это старая добрая бумажная конструкция ромбовидной формы. Но это направление развито в настоящее время уж очень сильно, и по типу конструкций различаются в первую очередь на неуправляемые и управляемые, а так же надувные и не надувные. Они в свою очередь разделяются на плоские, изогнутые, коробчатые, бескаркасные, двухстропные, четырехстропные, которые так же имеют различного вида строение и классифицируются по-разному.
Традиционный треугольный дизайн до сих пор используется и сейчас, но современные технологии не стоят на месте и на выбор уже десятки и даже сотни различных дизайнов и расцветок. Появление всё более новых воздушных змеев дарит многим людям возможность полюбоваться многообразием форм и дизайнерских решений. Современные воздушные змеи настолько сильно эволюционировали, что теперь его можно контролировать и вести по ветру в любом направлении каком захотите.
Итак, давайте рассмотрим классификацию воздушных змеев:
«Надувные воздушные змеи» (парафойл с закрытыми воздухозаборниками)
При приближении фестивалей посвященных воздушным змеям первое что вы заметите, это конечно же гигантский надувной воздушный змей. Они действительно производят огромное впечатление, и это не только из за своего внушающего размера. Существует огромное количество разновидностей надувных змеев, и чаще всего их изображают в качестве морских обитателей или даже чудищь. Изобретатели используют в их производстве зачастую нейлон и полиэстеровые панели. Такие кайты наполняются воздухом спереди через воздухозаборники, которые тщательно разрабатывают и размещают во всей конструкции. Примерно 100 часов понадобится конструктору чтобы воплотить очередную задумку в жизнь, и цена такого воздушного змея будет не меньше 2-3 тысяч $. Но не один фестиваль не проходит без их участия.
Двухслойные воздушные змеи (Parafoils)
Крупные парафойлы могут с легкостью поднимать вещи в воздух, например, такие как баннеры, различного вида датчики или агрегаты для замера воздушных данных. Так же не обходится ни один фестиваль воздушных змеев без не надувных представителей. Они представляют себя как совокупность двух поверхностей, нижняя и верхняя, которые между собой разделены на ячейки, другими словами вертикальными ребрами. В этих ячейках имеются отверстия, и вся эта система находится в постоянном давлении, благодаря чему кайт держится в воздухе. Иногда используют стропы, для создания дополнительной жесткости и сохранение формы. Причина, по которой эти воздушные змеи используют чаще всего на фестивалях, это их стабильность при более сложных ветровых условиях, а так же немало важная вещь как прочность. Существует не мало завидных парафойлов, которые можно выделить на фоне остальных воздушных змеев, их графика не уступает, а летные характеристики зачастую даже лучше.
Дельтовидные воздушные змеи
Это птица? Это самолет? Нет, это воздушный змей, построенный исключительно из стеклопластиковых прутов и трубок, а так же ткани из нейлона. В основе конфигурации дельты лежит треугольная форма с простым треугольным килем и отсутствие хвоста. Дельтовидных кайтов имеется большое количество, начиная от мелких детских игрушек и заканчивая довольно большими, имеющими внушительные размеры художественно оформленными проектами, которые часто используют на фестивалях воздушных змеев.
Коробчатые воздушные змеи
Одним из наиболее простых коробчатых змеев является ромбический. Изобретен этот воздушный змей в Австралии человеком по имени Lawrence Hargrave в 1893 году при попытке создать пилотируемый летательный аппарат. Такой змей довольно прост по устройству, имеет большую поверхность и значительную грузоподъемность. Он очень устойчив в полете и легок в запуске. Основу его, или, как говорят, силовой каркас, составляют лонжероны — четыре продольные рейки, распертые двумя крестовинами, каждая из которых состоит из двух распорных реек (распорок). Подъемную силу создает обтяжка змея, которую делают из двух полос бумаги или материи, склеенных или сшитых концами. Как и любому большому дельтовидному змею, коробчатому так же не нужен хвост. Их особенностью будет наличие 3D рисунков на их каркасе, что смотрится очень эффектно на фестивале.
Воздушные змеи Бриллиант (алмазная форма)
Традиционные воздушные змеи
Это еще одна широкая категория, и широка она благодаря большому количеству разновидностей народов и традиций. Чаще всего воздушные змеи выполнены из натуральных материалов, таких как например кожа, и чаще всего такие творения дело рук азиатских стран. Десятки различных видов воздушных змеев в традиционных стилях можно увидеть на фестивалях, которые проводятся чаще всего на Бали, в Тайланде, Тайване, Кореи, Японии, Китая и Новой Зеландии.
Трюковые воздушные змеи
Воздушные змеи для трюков занимают целую нишу и отличаются от большинства вышеперечисленных наличием двух или более строп управления. Эти кайты полностью управляемые и будут лететь в точности туда куда вам надо. Эти воздушные змеи чаще всего летают ниже чем их собратья, но то как они летают, выписывая пируэты завораживает больше, не говоря уже о современной тенденции к супер ярким цветовым схемам. Длинный хвост на такой конструкции служит скорее в качестве эффекта привлекательности.
Тяговые воздушные змеи
В дополнение к вышеупомянутым стандартным воздушным змеям существует еще одна высокопроизводительная модель, эти кайты гораздо большего размера чем традиционные воздушные змеи и предназначены для того, чтобы поднимать в воздух большие объекты, включая человека.Представьте что вы можете оседлать ветер и прокатиться на нем, именно по такому принципу классифицируются следующие кайты. Таких людей, которые катаются на воздушных змеях по средству силы ветра называют кайтсёрферами. Их воздушные змеи больше, мощнее, ими гораздо легче управлять, они вполне предсказуемы, нужны только навыки. Некоторые конструкции могут летать в очень широком диапазоне скоростей ветра. Хотя кайтсёрфинг это одно из самых распространенных применений тяговых кайтов, популярностью они пользуются и на суше. Маунтинборды, коляски с колесами, ролики являются популярным выбором для тех кто хочет передвигаться с кайтом по земле, грязи или даже траве. Зимой же это направление не менее развито, называется оно сноукайтинг и для катания по снегу чаще всего используют сноуборд или лыжи.
Итак вы поняли что существует большое количество воздушных змеев и их видов, какой выбрать для себя я думаю вы уже определились, а если нет, то первым делом постарайтесь понять что вы хотите от кайта, хорошую управляемость, или может чтобы он вас буксировал по снегу или воде, быть может вам хочется просто наблюдать за воздушным змеем на небе восхищаясь его красотой и ярким дизайном.
ИСТОРИЯ ВОЗДУШНЫХ ЗМЕЕВ — ИСТОРИЯ КАЙТИНГА
Купить воздушные змеи
РЕКЛАМА НА ВОЗДУШНЫХ ЗМЕЯХ
www.kite.ru
Воздушный змей — Интернет-журнал «Живой лес»
Старая как мир забава – запуск воздушных змеев. Занимательное и полезное дело: свежий воздух, солнце, запах луговых трав, голубое небо. Как приятно наблюдать за парящей в вышине легкой яркой конструкцией, еще приятнее держать в руках бечевку, чувствуя, как она соединяет тебя с небом, будто уносит в заоблачные дали.
Забава, спорт и много больше…
Воздушный змей – первый летательный аппарат, изготовленный человеком. В нем воплотились наши вечные мечты о покорении неба, он прадедушка аэропланов, да и всей авиации. От его легких изящных линий так и веет неземной романтикой.
Это не только приятная забава, способ развлечься на свежем воздухе и подлечиться от гиподинамии – он поможет вашему ребенку постичь законы аэродинамики и понять многие атмосферные процессы. Да и для взрослых эта игрушка весьма полезна. Существует множество конструкций воздушных змеев, от простейших самоделок до сложных аппаратов, требующих особых навыков управления. Запуск воздушных змеев давно превратился в захватывающий вид спорта, и фестивали, проводимые по всему миру, выливаются в феерические зрелища. Ну а кайтинг, по праву зачисленный в экстремальные вида спорта, щекочет нервы как участникам соревнований, так и зрителям.
Разнообразие форм и раскраски воздушных змеев поражает воображение. Еще на своей родине, в Китае, эти игрушки превратились в предметы искусства. Их облик несет на себе этическую и символическую нагрузку, словно многозначное послание человека небу. Воздушные змеи давно вошли в сферу внимания коллекционеров, их выставляют в музеях, им посвящают книги.
Кайтинг – вид спорта, основой которого является движение под действием силы тяги, развиваемой удерживаемым и управляемым спортсменом воздушным змеем.
Все началось в Китае
Никто не знает, когда был создан первый воздушный змей. Упоминания об этих летательных конструкциях появились в китайских документах еще во II веке до н.э. Змеев изготавливали из бамбука, шелка и бумаги. Свое название они получили от одной из самых популярных форм игрушки – дракона. Его мастерили больших размеров с оскаленной разукрашенной мордой и длинным, развевающимся на ветру хвостом, украшали перьями, лентами, фонариками, снабжали даже специальными звуковыми устройствами – «змеиной музыкой». Летающие драконы были непременными участниками всех крупных празднеств. Воздушные змеи до сих пор в большой моде в Китае. В Пекине есть специально отведенные места для запуска воздушных конструкций, в частности парк у храма Неба.
Огромную популярность с давних времен летающие игрушки завоевали и в Японии, Корее, Малайзии, и везде они получили свои национальные черты. Змеев мастерили в форме рыб, птиц, бабочек и даже свирепых воинов. Уже в раннем Средневековье воздушные змеи появились в Европе.
Еще в древности этим летающим конструкциям находили практическое применение: их использовали в качестве средств коммуникации, передавая сигналы на небольшие дистанции, для шпионажа и устрашения воск неприятеля, для измерении расстояний и высоты.
С XVIII века воздушных змеев стали использовать в научных исследованиях, для изучения природных явлений. В конце XIX века они нашли себе применение в гидрометеорологии. И в это же время был изобретен коробчатый воздушный змей, благодаря которому сделан прорыв в аэронавтике, приведший к построению первых аэропланов. Кстати, с помощью коробчатого змея Маркони установил первую радиосвязь через Атлантический океан. В наше время большую популярность получила панорамная фотосъемка с помощью воздушного змея. Также его используют для подъема предметов на высоту. Нашел он применение и в рекламном деле.
Второе воскресенье октября — Всемирный день воздушных змеев.
Они такие разные
Самый простой по строению – одноплоскостной воздушный змей. Он не отличается большой подъемной силой и устойчивостью, но очень прост в управлении. С него и нужно начинать освоение древнейших летательных аппаратов. Он состоит из каркаса, обтянутого полотном (парусом), уздечки, соединяющей каркас с леером – той самой бечевкой, при помощи которой удерживают змея и управляют им. Важнейшая часть данной конструкции – хвост. Это не только украшение из ленточек и бантиков, он придает змею устойчивость, корректирует его полет. Непременный атрибут всех змеев – катушка, на которую наматывается леер.
Довольно популярна у начинающих змеенавтов конструкция «Монах» – бескаркасный змей из плотной бумаги. Лист складывают по определенной схеме, после чего он приобретает форму капюшона, к которому крепятся все атрибуты плоскостного змея: уздечка, леер, хвост.
Изогнутые змеи потому так и называются, что имеют изгиб в конструкции, делающий их более устойчивыми. Таким змеям хвост не нужен. Коробчатые змеи состоят отдельных ячеек в форме тетраэдров или параллелепипедов. Эти конструкции отличаются большой устойчивостью и силой подъема. Составные змеи собираются из группы воздушных змеев и представляют собой единую гибкую систему. Нежесткие змеи принимают форму за счет потока воздуха, но имеют в свой конструкции жесткие элементы каркаса. Бескаркасные воздушные змеи имеют вид паруса, не укрепленного жестким каркасом. Они очень удобны при транспортировке – их достаточно просто свернуть, при этом делать их можно довольно больших размеров.
Пилотажные, или управляемые, змеи способны совершать в небе сложные маневры. Они управляются при помощи двух и более лееров.
Пространство и ветер
Для того чтобы запустить змея, вам нужно только пространство и ветер. При выборе места надо руководствоваться несколькими соображениями: поблизости не должно быть объектов, мешающих потокам воздуха (посадки, дома и т. п.), объектов, за которые может зацепиться змей (особенно опасайтесь линий электропередачи) и избегайте большого скопления людей. Не запускайте змея при сильных порывах ветра: нормального полета вы все равно не добьетесь, а змея можете сломать.
Воздушный змей поднимается в небо и удерживается там под воздействием движущегося воздуха – ветра. При этом он должен располагаться под углом к потоку воздуха. Направление и скорость ветра постоянно меняются, и в разных слоях атмосферы они могут быть разные. Нередко можно наблюдать ситуацию: у земли воздух находится в покое, а выше гуляют ветра. Так что даже при не очень сильном ветре у земли можно попытаться поднять змея ввысь.
Если парящий в небе змей начинает внезапно падать, это может означать, что он попал в воздушную яму. Они образуются из-за неравномерного прогрева воздуха, например, в тени облаков он прогревается хуже, чем на солнце, горячий воздух поднимается, холодный опускается – так возникает воздушная яма.
Самый простой по строению – одноплоскостной воздушный змей. Он не отличается большой подъемной силой и устойчивостью, но очень прост в управлении.
Запуск и полет
Запуск нужно поводить, став спиной к ветру и держа змея перед собой. Возьмите леер прямо около уздечки, поворачивайте змея носом вверх и слегка тяните на себя. Когда ветер подхватит змея, разматывайте леер.
При запуске можно воспользоваться помощью друга. Ваш друг берет змея в руки, а вы разматываете леер, становитесь спиной к ветру и лицом к змею, слегка натягиваете леер. По вашей команде друг отпускает змея, а вы, если сила ветра достаточная, остаетесь на месте, и змей сам поднимается вверх, или, если ветер у земли слабый, делаете несколько шагов (или бежите) назад, пока поток воздуха не подхватит змея.
Во время полета змея следите за тем, чтобы леер всегда был натянут: подтягивайте его, если ветер ослабевает и разматывайте, если ветер дует сильнее. Для того чтобы посадить змея, нужно просто подтягивать и сматывать леер, опуская змея к земле.
Фестиваль воздушных змеев
Есть любители, запускающие воздушного змея с обычного рыболовного спиннинга. Просто цепляют змея карабином к леске, управляют им при помощи катушки и находят это способ весьма удобным.
Если змея никак не удается запустить при нормальной силе ветра, проверьте, правильно ли он собран. Проблемы с запуском при сильном или слабом ветре можно решить, отрегулировав уздечку. Если из-за слабого ветра на высоте змей начинает опускаться, то надо идти с леером против ветра. Тогда змей будет снова подниматься вверх.
Воздушные змеи всех стран рождены народной фантазией; это всегда придает им некоторую наивность. Воздушные змеи Амбруаза Флери не являются исключением из правила – даже на его последних творениях, созданных в старости, лежит этот отпечаток душевной свежести и чистоты.
Ромен Гари. Воздушные змеи
«Монах»
Воздушный змей «Монах» – самая простая и легкая конструкция. Запускать его можно при небольшом ветре. Он может подняться на высоту 5–7 м.
Делается «Монах» из листа бумаги размером примерно 25 х 25 см. Лист складывают по линии А-С, а потом еще раз в противоположные стороны по линии А-Е. После этого по линии F-E отгибают небольшие уголки-крылышки. К крылишкам прикрепляются уздечка и леер из ниток. К нижней части змея крепится хвост из ленточки длиной 50–70 см.
givoyles.ru
..всё о воздушных змеях — ЛЮ — ЖЖ
http://rosveter.nm.ru/all_about_kites.htmВоздушный змей. Сколько романтики вложено в эти слова! Тот, кто сам запускал змеев или наблюдал, как это делают другие, надолго запомнит это увлекательное занятие. Мы живем в век сверхзвуковых скоростей, в век сложнейшей авиационной и космической техники, но немногие знают, что воздушный змей — это давно известный и самый простой летательный аппарат тяжелее воздуха.
К сожалению, в России в течение несколько последних десятилетий воздушный змей был забыт, но в настоящее время наблюдается взрыв интереса к этому виду игры. Старшее поколение помнит, как они клеили свои модельки змеев вручную из бумаги и картона. Но с развитием промышленности этим материалам пришли на смену полиэтилен и специальная непродуваемая ткань. Поэтому воздушные змеи нового поколения значительно отличаются по внешнему виду от своих предшественников, выглядят гораздо красочнее, их проще запускать, они обладают лучшими полётными характеристиками и более долговечны.
Наши покупатели задают нам много вопросов по воздушным змеям, на которые у нас не всегда есть возможность ответить. Иногда вопросы в их головах созревают позднее, а кто-то даже не знает, о чем надо спросить. Поэтому мы решили сделать доступной информацию о воздушных змеях всем желающим, независимо от того, есть ли у них воздушный змей или они только собираются его приобрести.
Сразу оговорим, что здесь речь пойдет об игровых змеях. Недавно появился класс спортивные змеи, предназначенный для таких видов спорта, как кайтсерфинг, горные лыжи, сноубординг, бодисерфинг и т.д. Это экстремальные виды спорта, но, несомненно, ступенькой для их освоения являются игровые воздушные змеи. Если вас интересует именно класс экстремальных воздушных змеев, обратитесь на страничку фирмы «Змеиное логово», которая специализируется именно на этом виде змеев.
Все ваши вопросы можно подразделить на несколько основных групп. Что-то мы, может быть, не затронем, но основное ваше любопытство удовлетворим, это наверняка. Если у вас есть возможность распечатать материалы, мы советуем это сделать, потому что к некоторым разделам вы будете обращаться неоднократно и их лучше хранить под рукой.
Итак,
ПОЧЕМУ «змеи»
ЗАЧЕМ «змеи»
АНАТОМИЯ «змея»
ПОЧЕМУ «змеи» летают
ПОЧЕМУ «змеи» не летают
КАК запустить «змея»
ИЗ ЧЕГО сделаны «змеи»
КАКИЕ бывают «змеи»
ПОЧЁМ «змеи»
ПОЧЕМУ «змеи». Несколько слов о названии и биографии.
Воздушный змей — первый летательный аппарат тяжелее воздуха, который изобрели люди. Родина его — Китай. Первые воздушные змеи появились несколько тысячелетий тому назад. Изготавливались они из бамбука и шёлка. Им придавали форму бабочек, жуков, рыб, но самой излюбленной формой был дракон — сказочный крылатый огнедышащий змей, считавшийся в Китае символом власти и благополучия, отсюда, по-видимому, и название этого летательного аппарата. Воздушные змеи с привязанными к ним цветными фонариками и ракетами были и остаются обязательной принадлежностью китайских народных праздников и гуляний.
Из Китая воздушные змеи распространились в Азию, позднее в Европу, в Америку, Австралию и некоторые другие страны. Первое упоминание о воздушном змее в России появилось в летописи, которая описывала событие из русской истории. В 906 г. киевский князь Олег при осаде Царьграда (Константинополя) использовал для устрашения неприятеля поднятых в воздух «коней и людей бумажных, вооруженных и позлащенных», т.е. фигурных воздушных змеев.
Начиная с 1890 годов и в течение последующих 40 лет, конструкция воздушного змея послужила инструментом для проведения метеорологических исследований для определения скорости ветра, температуры воздуха, барометрического давления и влажности, исследования природы молний и атмосферного электричества. С помощью фотоаппаратов, подвешенных к воздушным змеям, проводились аэросъемки местности.
В 1914 году армии всех стран обладали средствами наблюдения с помощью воздушных змеев и шаров. В безветрие и при малом ветре для подъема на высоту разведчика-наблюдателя использовались воздушные шары, а при среднем и сильном ветре, который сносил шары сильно в сторону, наблюдателя поднимали с помощью цепочки змеев (так называемый «змейковый поезд») на высоту до 200 метров. Воздушный змей часто применялся как видимый издалека сигнал. Впоследствии воздушные шары и змеи были заменены самолетами.
В связи с потребностью в высотных запусках для изучения природных явлений и в военных целях конструкции воздушных змеев совершенствовались. С конца XIX века появилось несколько принципиально новых конструкций. Они носят имена своих разработчиков: змей Ульянина, змей Харграва, змей Коди и др.
Воздушный змей, несомненно, сыграл свою роль в истории авиации. Но с развитием авиации интерес к нему ослабел. Постепенно он перешел в разряд игрушки и/или предмета для конструирования.
Последнее десятилетие появился класс спортивных змеев для экстремальных видов спорта. Эти воздушные змеи рассчитаны на гораздо большие нагрузки по сравнению с игровыми и имеют больший размер. Но, по большому счету, они подчиняются тем же законам, что и игровые.
ЗАЧЕМ «змеи». Несколько причин для приобретения.
Иногда от «заботливых» родителей при обращении к их ребенку приходится слышать такие слова: «Зачем тебе змей? Что ты с ним будешь делать?». Хотя с таким же успехом можно спросить своего ребенка, зачем ему машинка, кукла Барби, конструктор или книжка-раскраска.
А ведь действительно, зачем вашему ребенку настоящий воздушный змей? Почему все дети хотят их запускать и всегда радуются при этом?
Воздушный змей — замечательная развивающая игра. Изготовление и запуск воздушных змеев с одной стороны — детская забава, привлекающая к себе людей всех возрастов, с другой — увлечение, способствующее развитию наблюдательности, смекалки и творческого потенциала.
С ним ваш сын или дочь откроет для себя явления природы, которые вам с высоты вашего жизненного опыта кажутся само собой разумеющимися. Воздушный змей в полёте покажет, в какую сторону на какой высоте дует ветер, даст почувствовать его (ветра) силу, а также заставит задуматься, почему же всё-таки он летает. С накоплением опыта по запуску змея молодой змеенавт овладеет знанием и пониманием природных (атмосферных) явлений, что, собственно говоря, может пригодиться ему в дальнейшей жизни.
Конечно, всё это проза. А на самом деле, эта необычная игра дарит огромное удовольствие и внутреннюю свободу во время наблюдения за полётом управляемого вами змея. Посмотрите в небо! Замечаете, что все житейские проблемы отступают перед его вечностью?
И в этом огромном небе скользите Вы и Ваш Воздушный Змей.
Вы и Ваши дети вместе с этим змеем научитесь преодолевать то затяжное безветрие, то яростный, бурный порыв стихии. Взлетайте!
АНАТОМИЯ «змея». Основные составляющие воздушных змеев.
Независимо от модели и класса воздушного змея, с которыми вы можете ознакомиться в разделе «КАКИЕ бывают змеи», он состоит из нескольких элементов: полотно, каркас, соединительные детали, привязка (уздечка), хвост, нить (леер), катушка для намотки нити.
1. Каркас. Это две, три или несколько реек, формирующих змея. Их взаимное расположение обуславливает модель воздушного змея. Каркас служит для поддержки полотна в натянутом положении и отвечает за прочность и жесткость конструкции.
2. Полотно (парус). Оно натягивается на каркас и создает препятствие потоку воздуха, тем самым отвечает за возникновение подъемной силы. Полотно всегда находится впереди каркаса по отношению к ветру.
3. Соединительные детали. Позволяют делать змеев разборными. Они должны быть прочными. Если змей разборный, возможно множество решений в зависимости от используемого материала и размера змея.
4. Уздечка (привязка) — место крепления воздушного змея. Существует много разных типов уздечек:
Уздечка с одним местом крепления. Самая простая, не требует никакой регулировки, в этом случае угол наклона змея к ветру устанавливает хвост.
Уздечка с двумя местами крепления. В этом случае необходимо специальное регулирующее кольцо, чтобы было возможно менять угол атаки.
Уздечка с тремя местами крепления. Требует установки специальных кольца и регулирующей детали.
Уздечка с четырьмя местами крепления. Как и в предыдущих случаях, угол атаки будет изменяться посредством специальной стяжки, соединяющей две вспомогательные уздечки.
Очень часто можно встретить модели змеев с килем — цельной деталью из того же материала, что и полотно, который заменяет уздечку с двумя местами креплениями. В этом случае угол атаки остается фиксированным и его уже нельзя менять. В этом случае, чтобы изменить угол атаки, к змею прикрепляются хвосты.
5. Нить (леер). Леер должен соответствовать размеру змея. Он должен быть крепким и легким. Желательно, чтобы леер легко отцеплялся и прицеплялся к воздушному змею. Для этого обычно используют маленький карабин. Таким же образом можно прикреплять хвосты. Вертлюг предотвратит скручивание леера.
6. Хвост. Является не только украшением воздушного змея, но и зачастую его стабилизатором, устраняя недостатки полета. Он может быть выполнен в виде нескольких тонких лент, одной широкой или в виде тонкой ленты с завязанными на ней бантиками.
7. Катушка для намотки нити. Не пренебрегайте этим аксессуаром. Если запускать змея забавно и весело, то несколько по-другому обстоит дело с его возвращением. Запутанный леер быстро портит удовольствие от полета. Можно спускать змей, не скручивая леер, но тогда разложенная на земле веревка займет много места, а на ее сматывание и распутывание уйдет много времени. Поэтому леер должен быть по возможности намотан на катушку как во время хранения змея, так и во время запуска.
ПОЧЕМУ «змеи» летают. Несколько азов аэродинамики.
Самая приятная тема для любознательных.
Уж столько вопросов на эту тему! Давайте разберёмся раз и навсегда, чтобы больше к этому не возвращаться.
Сначала определимся с тем, что же поднимает и удерживает змея в воздухе. Воздушный змей, как и самолет, является летательным аппаратом тяжелее воздуха. Основная причина, почему все эти аппараты поднимаются и держатся в воздухе — это движение воздуха по отношению к ним. Разница лишь в том, что самолет движется поступательно и сам создает тот встречный набегающий поток воздуха, который его поддерживает, а змей подвергается действию движущегося воздуха — ветра — в неподвижном состоянии по отношению к земле.
Для того, чтобы воздух мог поднять змея, он должен быть расположен под некоторым углом к потоку воздуха. Угол a, образованный плоскостью змея и направлением потока воздуха, называется углом атаки.
Поток воздуха создает общее давление на змея с силой R, направленной перпендикулярно плоскости воздушного змея. Оговорю, что мы для простоты рассматриваем плоский воздушный змей прямоугольной формы, самую простую конструкцию, потому как даже самые сложные конструкции состоят из этого элемента.
При обтекании змея впереди него образуется зона воздуха с повышенным давлением, а сзади струйки воздуха не успевают смыкаться, и там возникает зона с пониженным давлением, заполненная вихрями.
Сила R состоит из двух сил — лобового сопротивления Q, действующего по направлению движения воздуха, и подъемной силы P, действующей вертикально вверх, поднимающей и удерживающей змей в воздухе.
Для того, чтобы змей держался в воздухе, подъемная сила должна быть равна массе змея вместе с леером. Если подъемная сила меньше массы змея, тот падает на землю. Таким образом, для нормального полета змея подъемная сила не должна быть меньше его массы.
Примечание. В этом разделе приводится расчет подъемной силы в старой системе единиц (кг*с, килограмм-сила), а не в системе СИ (Н, Ньютон). Дело в том, что в повседневной жизни нам проще оценивать силу килограммами, а не ньютонами, т.е. мы знаем, сколько усилий нам необходимо приложить, чтобы поднять сумку с 5 кг картофеля. В случае с воздушными змеями тоже самое. Для справедливости приведем перевод килограмм-силы в систему СИ: 1 кг*с = 9,81 Н.
Величина подъемной силы зависит от скорости ветра V, площади змея S и угла наклона змея к направлению потока воздуха a. Ее можно вычислить по формуле:
P = cy r S V2 ,
где r — плотность воздуха (в среднем равна 0,125), cy — коэффициент подъемной силы, зависящий от угла атаки a. При углах атаки 10-150 (при которых летают змеи) этот коэффициент равен примерно 0,32. С учетом cyr=0,04 приведенную выше формулу можно упростить:
P = 0,04 S V2 .
Чтобы рассчитать, при какой скорости ветра взлетит ваш воздушный змей, надо измерить его массу и размеры и рассчитать его площадь. Скорость ветра, необходимая для подъема:
где вместо значения Р подъемной силы подставляем значение массы змея.
Дробь, стоящая под корнем Р/S, называется нагрузкой и показывает, сколько килограммов массы змея приходится на 1м2 его площади и какая подъемная сила должна действовать на 1м2, чтобы преодолеть силу тяжести.
Итак, пользуясь последней формулой, нетрудно определить, при какой скорости ветра можно запускать тот или иной змей.
Когда Вы определились с величинами скоростей ветра на бумаге, Вам нужно распознать, какой же ветер дует на улице. В прогнозах погоды обычно дается информация о силе ветра на текущий день, например, 3-7 м/с или 5-10 м/с, но на практике это не всегда соответствует действительности. Поэтому Вам придётся научиться самим определять силу и характер ветра.
Определение характера и силы ветра. Ветер возникает в результате разности нагрева водной и земной поверхности. Земные поверхности нагреваются быстрее, а водные пространства и лесные массивы — медленнее. Нагретый над земной поверхностью воздух поднимается вверх, поскольку он легче холодного. Внизу на его место со стороны моря или леса устремляется холодный воздух. Днем, особенно в солнечную погоду, разность нагрева больше, и соответственно сильнее ветер, чем утром или вечером.
Ветер не равномерен по высоте. Скорость и направление ветра постоянно меняются. Иногда можно наблюдать, что при полном безветрии или крайне малом ветре внизу, на высоте 150-200 м дует ветер, способный удержать большой тяжелый змей. Поэтому зачастую промучавшись с запуском змея в, казалось бы, безветренную погоду и все-таки добившись положительного результата, с удивлением отмечаешь, что чем выше от земли он поднимается, тем труднее его удержать…
Неровности земной поверхности и разность температуры воздуха при наличии отдельных облаков на небе приводят к появлению порывов ветра. В солнечную погоду воздух, попадающий в тень от облаков, охлаждается и опускается, а прогретый солнцем — поднимается. Так образуются вертикальные течения воздуха. Такие потоки воздуха, направленные вниз, называются в авиации «воздушными ямами». Они создают впечатление, что летательный аппарат просто падает вниз, потому что воздух его не удерживает. Это явление можно пронаблюдать во время полёта воздушного змея. При встрече змея с порывом ветра начинается внезапное падение змея, затем часто он рывком поднимается вверх.
Для подъёма змея очень важно использовать восходящие потоки воздуха. Запустить змея без первоначальных навыков бывает нелегко, особенно если ветер неустойчив или слаб. Но даже при таких условиях запуск возможен, со временем человек начинает чувствовать ветер и рассчитывать момент запуска уже интуитивно. Конечно, с накоплением опыта и вы сможете запускать змея у земли даже при небольшом ветре. Тогда вам уже будут не нужны наши рекомендации по запуску. Но на первом этапе, я думаю, вам они будут полезны.
Чтобы определить силу ветра по внешним признакам, можно воспользоваться замечательной шкалой, которая приводится ниже. Она дается в диапазоне, имеющим практическое применение для запусков воздушных змеев, а все, что выходит за пределы диапазона, представляет опасность уже для запускающего.
Надо сказать, что с накоплением опыта человек обретает способность определять силу ветра по своим ощущениям, что называется «чувствовать ветер кожей».
ПОЧЕМУ «змеи» не летают. Несколько причин и мер по устранению недостатков полёта.
Бывает, что ваш змей не взлетел. Или взлетел, но с трудом и невысоко. А бывает, что и взлетел, но его крутит из стороны в сторону, как ненормального, он описывает с бешеной скоростью круги и норовит врезаться носом в землю.
Чтобы это безобразие устранить, исключите сначала такие очевидные причины, как слабый или порывистый ветер, неправильный выбор места для запусков.
При недостаточном ветре вы никак не можете поднять змея, только поднявш
lubagira.livejournal.com
Как выбрать воздушного змея для ребенка
Запуск воздушного змея — занятие увлекательное, причем как для малышей, так и для взрослых. Это отличный способ провести время всей семьей на свежем воздухе и внести разнообразие в привычные виды отдыха. Однако неудачный запуск аппарата оставляет лишь разочарование, а происходит это обычно по той причине, что родители просто не знают, как выбрать воздушного змея для ребенка. Несколько простых советов помогут этого избежать.
Виды воздушных змеев
Для начала нужно ознакомиться с базовой теорией — видами воздушных змеев. Делятся они на две большие категории — неуправляемые и управляемые. Несмотря на название, неуправляемые модели все же управляются, правда, только по направлению ветра. Неуправляемые воздушные змеи представлены несколькими типами:
- Плоские. Самый простой и распространенный тип змеев, который чаще всего покупают для детей. Состоит из плоского каркаса и привязанного к нему леера (троса). Может быть любых форм и расцветок.
- Изогнутые. Усовершенствованная версия плоского змея. В конструкции предусмотрен изгиб в продольной оси, благодаря которому достигается стабилизация, и змей лучше держится в воздухе.
- Коробчатые. Название уже говорит само за себя — конструкция воздушного змея напоминает коробку. При этом значительно увеличивается подъемная сила, что делает процесс запуска еще интереснее и веселее.
- Бескаркасные. В конструкциях этого типа воздушных змеев отсутствуют какие-либо жесткие детали. Форма приобретается за счет воздуха, который попадает внутрь и раздувает фигуру. Если вы думаете, чем еще можно увлечь ребенка на даче, помимо игр в песочнице и бассейне, обратите внимание на бескаркасного воздушного змея. Транспортировать его легко, благодаря компактности, а вероятность поломки практически исключена из-за отсутствия каркаса.
Вторая категория — управляемые воздушные змеи. Эти модели уже считаются спортивными. Управление ими осуществляется при помощи строп — двух, трех или четырех. Такие воздушные змеи могут не только парить и летать, но и исполнять трюки — пикирование, спираль и даже мертвую петлю.
На что обратить внимание при покупке
Подбирая в магазине конкретную модель воздушного змея, необходимо учитывать ряд факторов, в том числе, возраст пилота, цель и место запуска, технические характеристики и габариты аппарата. Чаще всего родители останавливают свой выбор на небольшом змее яркой расцветки, который после первого же запуска ломается или рвется. В таких случаях дети расстраиваются из-за поломки новой игрушки, а взрослые приходят к выводу, что воздушный змей — бессмысленная трата денег. Чтобы увлекательная забава не стала разочарованием, нужно знать некоторые нюансы выбора аппарата:
- Отдавайте предпочтение легким, но прочным конструкциям. Со змеем небольшого веса ребенку будет проще справиться. Однако сама по себе конструкция должна быть достаточно крепкой, чтобы не сломаться при усилении ветра или падении.
- Определитесь с целью. Если размышляя на тему, какими еще развлечениями можно увлечь ребенка, вы решили порадовать его занимательным запуском воздушного змея, то достаточно выбрать неуправляемую модель с ярким дизайном. В дальнейшем, когда малыш подрастет и проявит серьезный интерес к запуску, можно будет подумать о приобретении спортивной модели.
- Оценивайте аэродинамические характеристики змея. Чаще всего дети самостоятельно выбирают змеев, выполненных в форме животных или героев любимых мультфильмов. Такие модели редко могут похвастаться хорошей аэродинамикой, и задача взрослых — объяснить это малышам.
Многие родители и вовсе предпочитают делать воздушных змеев самостоятельно. Такое решение имеет свои положительные моменты. Во-первых, это экономия средств. Во-вторых, это отличная возможность провести с детьми интересные творческие занятия.
Как запускать?
Когда проблема выбора конкретной модели уже решена, возникает следующий вопрос — как запускать детского воздушного змея. Определяющую роль играют два фактора — место запуска и скорость ветра. Запускать змея нужно обязательно на открытой местности. Парки, пляжи и поля идеально подходят для этого занятия. Важно убедиться, что на площадке отсутствуют линии электропередач, высокие деревья и скопления людей.
Актуальную скорость ветра можно узнать на просторах интернета, либо старым проверенным способом — посмотрев на воду, верхушки деревьев и траву. Если ветер слишком сильный, запуск лучше отложить, чтобы избежать повреждений змея.
При достаточной скорости ветра ребенок сам может запустить змея. Ему нужно лишь встать к ветру спиной, направить конструкцию носом кверху и аккуратно поднимать ее, раскручивая веревку. Если ветки деревьев раскачиваются, но у земли ветер не чувствуется, следует применить другую технику запуска. Ребенок держит в руках катушку с веревкой, взрослый — змея носом кверху перпендикулярно направлению ветра. Малыш должен разбежаться, а взрослый — отпустить змея.
Возможно, первый запуск воздушного змея будет не самым удачным, но с практикой приходит и мастерство. Несколько попыток — и ваш малыш сможет насладиться беспечным полетом яркого змея.
www.rastishka.ru
История воздушного змея | История вещей
← Мотоцикл «Ява» История револьвера →Можно задать вопрос, что это? Летающая на нити по ветру простейшая конструкция? Треугольник из цветной бумаги, на котором приземлилась на голову своим ребятам Мерри Поппинс? Но обычная для нас игрушка – такая как воздушный змей, не совсем уж проста, как может показаться с первого взгляда.
История воздушных змеев берет свое начало еще во времена древнего Китая. Там он и назывался змеем, так как в праздник Дракона, который проходил 9 сентября, огромные туловища из бумаги, у которых на конце была змеиная голова, запускались в небо. Начиная со второго века, эта традиция не забывается и сегодня.
В древних летописях славян и византийцев находятся разные упоминания о подобиях воздушных змеев. Только это скорее была военная техника, чем игрушки. Для того чтобы запутать врага или просто его напугать, князь Олег применял «кони и люди бумажны, вооружены и позлащены». А при взятии Англии Вильгельм Завоеватель в 1066 году использовал змеев для военных спецсигналов.
На данном этапе времени история замолчала и змеи стали просто развлечением, которое было далеко от науки. Однако, не полетел еще такой самолет, что был построен без закона аэродинамики. А такой закон помогла открыть именно эта игрушка.
Раньше знали только несколько видов воздушных змеев — это одноплоскостные, то есть имеющие хвост, и составные, которые соединены в гибкую систему. Известный математик Л. Эйлер в 1756 году сказал, что змей — это детская игрушка, которую недооценивают ученые, но она заставляет серьезно над собой задуматься. Достижения Икара и Дедала попробовали повторить через 140 лет немецкий инженер Лилиенталь и австриец Харграв. Харграв впервые запустил в воздух человека при помощи этого устройства и не остановился на достигнутом. Результатом чего стал коробчатый воздушный змей, который не требовал хвоста для устойчивости во время полета. Такие летающие коробки, которые придумал Харграв, протолкнули понятие об аэродинамике и помогли при создании первых самолетов, и стали 3-ей возможной конструкцией – многоплоскостной.
Не прошел стороной воздушного змея и Михаил Васильевич – хранитель нашей науки. Он тоже баловался игрушкой. Природу молний и верхние слои атмосферы Ломоносов изучал с ее помощью. Михаил Васильевич использовал воздушного змея, как проводника, 26 июня в 1753 году, запустив его во время грозы на бечевке. Только этот эксперимент чуть ли не лишил его жизни, но стал успешным, так как ученый получил разряд статического электричества.
Коробчатых воздушных змеев военные и инженеры постоянно видоизменяли, включая период начала первой мировой войны. Во время технологического прогресса это изобретение служило не только мирным целям. Змеи применялись во время военных действий для защиты. Над особо важными военными объектами поднимали примерно на 3000 метров небольшие шары, а также воздушных змеев, чтобы их троса из проволоки могли сбить самолеты врагов.
У данного изобретения даже имеется собственный праздник, который называется «День воздушного змея».
xn—-dtbjalal8asil4g8c.xn--p1ai
История воздушного змея — краткое изложение значительных событий
Теперь перейдем от предположений к фактам. В немецких манускриптах 1405 года можно найти изображения странных драконов, летавших с помощью нагретого воздуха. Внутри их горел огонь. Эти конструкции представляют собой нечто среднее между воздушным змеем и воздушным шаром.
Змеи использовались в качестве военных штандартов. Веревка, управляющая ими, находилась в руках у всадников. В XVI веке в Европе появились воздушные змеи ромбовидной формы, и, судя по источникам, на долгое время она стала основной. В иллюстрациях к книге Джона Бейта «Тайны природы и искусства», изданной в 1635 году, приведена иллюстрация, на которой изображен воздушный змей, уздечка и хвост которого больше его самого.
Изучая историю воздушных змеев, мы неизбежно подходим к этапу изобретения самолета. Каждое изобретение имеет автора, и в истории создания самолета важное место принадлежит Джорджу Кейли. Он жил и многие годы работал в Бромптон-Хилл, около Скарборо, в графстве Йоркшир. Это был человек пытливого ума и, исследуя принципы полетов, проводил многочисленные опыты с бумагой и воздушными змеями. Кейли открыл то, что мы называем аэродинамическими свойствами воздушных змеев. Благодаря его знаниям аэроплан перестал казаться несбыточной мечтой, а бесценные опыты позволили Кейли создать научные основы полета аппаратов тяжелее воздуха. Наблюдая, как воздушные змеи парят в воздухе, своим пытливым умом он пытался проникнуть в секрет таких полетов. Современный мир многим обязан этому великому человеку, который в простых предметах видел прообразы великих открытий и изобретений.
Вот что писал Кейли о своих экспериментах с воздушными змеями в 1804 году:
«Воздушный змей снабжен крылом площадью 154 квадратных фута, выполненным из бумаги, которое прикреплено к продольной деревянной планке таким образом, что составляет с ней угол в 6°. К концу этой планки прикреплен хвост, состоящий из двух частей, каждая по 20 дюймов длиной. Хвост может быть установлен под любым углом при помощи регулирующего стержня. Центр тяжести можно перемещать при помощи дополнительного груза. Если аппарату придать скорость в 15 футов в секунду в горизонтальной плоскости и угол в 18°, то он будет парить в воздухе на высоте 20 или 30 ярдов, преодолевая собственный вес и перемещаясь с той же скоростью. Очень интересно наблюдать, как он спускается над крутым склоном холма, и возникает мысль, что устройство большего размера позволит спускаться со склонов Альп так же безопасно, как и на твердо шагающем муле… Даже самое малое отклонение хвоста змея вправо или влево меняет его курс, как это делает руль корабля».
Сказанное выше есть не что иное, как описание первого в мире аэроплана. Крыльями этому устройству служил воздушный змей, прикрепленный под углом 6° к горизонтальной плоскости. Хвост имел два элемента, расположенных под прямым углом один к другому. Последующие построенные Кейли модели внешне напоминали планер. Некоторые из них летали, когда их тянули вперед на веревке, другие осуществляли свободный полет, даже с пассажирами. Историки утверждают, что кучер Джорджа, хотя и с известной неохотой, совершил полет на одном из таких аппаратов. Он спустился на нем вдоль склона холма, но полет закончился аварией. Выбравшись из-под обломков, кучер, хромая, подошел к своему хозяину и сказал, что уходит от него, потому что нанимался править лошадьми, а не летать. Тем не менее такой настойчивый человек, как Кейли, благодаря помощи своего кучера добился большого успеха.
Другой увлекающийся воздушными полетами изобретатель, Джордж Покок, также завоевал почетное место в истории развития воздухоплавания. В 1825 году один из его змеев поднял в воздух его дочь Марту. Она стала одной из первых женщин-воздухоплавателей. Можно представить, что она чувствовала во время этого полета, ибо, чтобы решиться на него, она должна была целиком доверять не только своему отцу, но и его воздушному змею. В 1827 году Покок опубликовал труд под названием «Искусство летать в воздухе при помощи воздушных змеев или парящих парусов». В том же году Покок запряг два больших воздушных змея в экипаж и устроил состязания на общественной дороге между Бристолем и Мальборо. Известно, что он с легкостью обогнал скоростную лондонскую почтовую карету. Вид экипажа, катящего по дороге без лошадей, вызвал тревогу, интерес и изумление зрителей. И разумеется, бережливые люди приветствовали это новое и столь недорогое транспортное средство.
В 1859 году И.Д. Корднер, ирландский католический священник, изобрел аппарат для спасения людей с терпящего бедствие корабля. При помощи нескольких воздушных змеев одноместная кабина могла переместить человека с борта корабля на берег. Хотя эта система была опробована, в реальных спасательных работах она не применялась. Этому явно помешал предрассудок, что будто бы тот, кто спасает человека на море, сам должен утонуть в течение года.
Теперь вернемся от моря и кораблей к воздуху и летательным аппаратам. Эксперименты по совершенствованию конструкций воздушных змеев продолжались. Часто их связывали с именем Лоуренса Харгрейва (или Харгрива). Этот австралиец приступил к изучению полетов воздушных змеев в 1884 году, а в 1893 году он изобрел змея коробчатого типа. Уже через несколько месяцев это изобретение было с восторгом встречено по обе стороны Атлантики. Этот энтузиазм легко понять, потому что воздушные змеи коробчатого типа обладали хорошей подъемной силой и устойчивостью. Наиболее распространенный тип змея Харгрейва представлял собой два продолговатых ящика, открытых с обеих сторон и закрепленных на каркасе.
В 1899 году Харгрейв приехал в Англию. Его лекции и показы способствовали популяризации воздушных змеев, которые были уже известны пионерам строительства летательных аппаратов.
В Англии Харгрейв передал несколько своих воздушных змеев П.С. Пилчеру, который решил провести эксперименты с моторизованными полетами. Пилчер был известным пилотом планеров и изобрел летательный аппарат, на конструкцию которого большое влияние оказали воздушные змеи коробчатого, типа. К несчастью, Пилчер получил тяжелые травмы и вскоре скончался, когда другой его летательный аппарат, «Сокол», потерпел крушение. У Харгрейва возникла идея соединить несколько воздушных змеев и подвесить к ним мотор с пропеллером. Он считал, что если змея отделить от несущего троса, то он сможет продолжать полет самостоятельно.
Необходимо также отдать должное другим первопроходцам. Одним из них был капитан Б.Ф.С. Баден-Пауэлл, брат основателя движения скаутов. Он был известным пилотом воздушных шаров, а в 1904 году в Пирбрайт-Кемп успешно демонстрировал полеты воздушных змеев с человеком. Несколькими годами позже Г.Д. Врайз попытался соединить несколько воздушных змеев коробчатого типа для поднятия в воздух человека.
В кратком перечне пионеров воздухоплавания особое место должно быть уделено Сэмюелю Франклину Коди. Родившись в Америке, в 1896 году он переехал на жительство в Англию. Биограф Коди отмечает, что он стал первым человеком в Британии, который поднялся в воздух на первом практически пригодном для полетов летательном аппарате. Коди работал на военной фабрике в Фарнборо, выпускавшей воздушных змеев и шары. В 1901 году он запатентовал воздушного змея, способного поднять в воздух человека, Его конструкция напоминала систему Баден-Пауэлла, только коробчатые змеи были соединены в ряд. Конструкция Коди была официально принята военным ведомством в 1904 году. В такой конструкции пилот находился на одном из змеев, который был соединен тросом с другими змеями. Змей, несущий человека, мог подниматься или опускаться на тросе. По-видимому, были и такие тросы, которые позволяли пилоту отклоняться в сторону.
Интересно отметить, что миссис Коди, следуя примеру Марты Покок, совершила несколько подъемов на воздушном змее своего мужа. В 1903 году Коди на своем летательном аппарате пересек Ла-Манш, перелетев из Франции в Англию. Летательный аппарат представлял собой специальную лодку, к которой был прикреплен воздушный змей. Коди также совершил первый в Англии короткий моторизованный полет, приделав к воздушному змею мотор.
Тесная связь между воздушными змеями и самолетами была отмечена писателем О.Л. Оуэном, посвятившим себя авиации. Он утверждал: «Все успешно летающие планеры и самолеты периода экспериментов основаны на использовании принципов полета воздушных змеев коробчатого типа». Можно еще добавить, что другой авторитетный знаток этого вопроса, К.Г. Гиббс-Смит, говорил: «Первые летающие бипланы в Европе не только были сконструированы на основе этих змеев, но и носили такое ж
kite.net.ua
детская забава или практическая аэронавтика?».
Муниципальное казенное учреждение отдел образования администрации городского округа г. Нефтекамск Республики Башкортостан
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
детская забава или практическая аэронавтика?»
Руководитель: Насипова Г. У.
учитель физики.
г. Нефтекамск, 2014
А что же такое аэронавтика? Аэронавтика (воздухоплавание) — так называется искусство подниматься на воздух с помощью известных приспособлений и двигаться в определенном направлении.
Актуальность выбранной мною темы очевидна. С одной стороны это детская забава, которая требует большого воображения и способствует расширению кругозора. С другой стороны конструирование и запуск воздушных змеев для людей, которые относятся к этому не как к увлекательному занятию, дает возможность понять основные принципы полета всех летательных аппаратов вместе взятых. Изучить законы физики и аэродинамики, а также практическое их применение.
Первые упоминания о воздушных змеях встречаются ещё во II веке до н.э., в Китае (так называемый змей-дракон).
Долгое время змеи не находили практического применения. Со второй половины XVIII в. их начинают широко использовать при проведении научных исследований атмосферы. В 1749 г. А. Вильсон с помощью воздушного змея производил измерение температуры воздуха на высоте. В 1752 г. Б. Франклин провёл эксперимент, в котором с помощью змея выявил электрическую природу молнии и впоследствии благодаря полученным результатам изобрёл громоотвод. М.В. Ломоносов проводил аналогичные эксперименты и независимо от Франклина пришёл к тем же результатам.
Тема исследования: Воздушный змей: детская забава или практическая аэронавтика?
Цель исследования: Определить факторы, влияющие на запуск и полёт воздушного змея.
Объект исследования: Модель воздушного змея, условия местности и погоды, влияющие на полёт змея.
Предмет исследования: Качественные характеристики полёта воздушного змея.
Гипотеза исследования: подручными средствами можно создать летательные аппараты тяжелее воздуха.
Задачи:
— изучение истории воздушных змеев;
— рассмотрение видов воздушных змеев;
— исследование принципов полета змея.
Методы исследования: работа с научной литературой, интернет — ресурсами, подбор иллюстративного материала, его оформление, исследование, проведение пробных полётов с моделями змеев.
История воздушного змея
Воздушные змеи относятся к древнейшим летательным аппаратам тяжелее воздуха, изобретённым людьми. Нельзя сказать с определенностью кто и когда изобрел воздушного змея, и когда они впервые поднялись в воздух. Древнегреческие источники утверждают, что это произошло в IV веке до нашей эры, что честь их изобретения принадлежит Архитасу из Тарентума. Но одно известно доподлинно – в IV веке до нашей эры воздушные змеи были широко распространены в Китае. Полагают, что первые китайские воздушные змеи были сделаны из дерева. Они строились в виде рыб, птиц, жуков, раскрашивались в разные цвета. Самой распространенной фигурой была фигура змея – дракона. Отсюда, возможно, и пошло название «воздушный змей».
Они быстро распространились по странам Восточной Азии. Стали использоваться для решения военных задач. Существует легенда о том, что в 202 году до нашей эры генерал Хуан Тенг и его армия были окружены противниками, и им грозило полное уничтожение. Говорится, что случайный порыв ветра сорвал с головы генерала шляпу, и тогда к нему пришла идея создания большого количества воздушных змеев, снабженных трещётками и трубами. Враг в страхе бежал с поля боя под вой и оглушительный треск. Любопытны старинные записи о первых практических применениях воздушных змеев. В одной из них говорится, что в IX в. византийцы якобы поднимали на воздушном змее воина, который с высоты бросал в неприятельский стан зажигательные вещества. Так же в 559 году в королевстве Северный Вэй был задокументирован полёт человека на воздушном змее.
На Руси в 906 г. князь Олег при осаде Царьграда применил воздушный змей для устрашения неприятеля. А в 1066 г. Вильгельм Завоеватель использовал воздушные змеи для военной сигнализации при покорении Англии. Но, к сожалению, о форме древних европейских змеев, об их конструктивных и летных свойствах не сохранилось никаких данных. Долгое время ученые Европы недооценивали значение воздушного змея для науки. Только с середины XVIII в. воздушный змей начинает применяться при научных работах. В 1749 г. А. Вильсоном (Англия) змей был использован для подъема термометра с целью определения температуры воздуха на высоте. В 1752 г. ученый-физик В. Франклин воспользовался воздушным змеем для исследования молнии. Открыв при помощи змея электрическую природу молнии, Франклин изобрел громоотвод.
Воздушные змеи применялись для изучения атмосферного электричества великим русским ученым М. В. Ломоносовым и английским физиком И. Ньютоном. В 1804 году благодаря воздушному змею сэр Дж. Кейл сумел сформулировать основные законы аэродинамики. В 1825 году был осуществлен первый полет человека на змее. Это сделал английский ученый Д. Покок, подняв на змее на высоту нескольких десятков метров свою дочь Марту. В 1873 году А.Ф. Можайский поднимался на воздушном змее, буксируемом тройкой лошадей. Начиная с 1894 г., воздушный змей систематически применяется для изучения верхних слоев атмосферы. В 1895 г. при Вашингтонском бюро погоды была организована первая змейковая станция. В 1896 г. в Бостонской обсерватории была достигнута высота подъема коробчатого змея, равная 2000 м, а в 1900 г. там же змей был поднят на высоту 4600 м. В 1897 г. начаты работы с воздушными змеями и в России. Они велись в Павловской магнитно-метеорологической обсерватории, где в 1902 г. Было открыто специальное змейковое отделение.
Широкое применение воздушный змей нашел в метеорологических обсерваториях Германии, Франции и Японии. 3мей поднимался на очень большую высоту. Например, в обсерватории Линдерберга (Германия) добились подъема воздушного змея более чем на 7000 м. Первая радиосвязь через Атлантический океан была налажена с помощью коробчатого воздушного змея. Итальянский инженер Г. Маркони запустил в 1901 г. на острове Нью-Фаунден большой воздушный змей, который летал на проволоке, служившей приемной антенной. В 1902 году на крейсере «Лейтенант Ильин» провели успешные опыты по подъему наблюдателя на высоту до 300 метров с помощью поезда из воздушных змеев. При этом были использованы коробчатые змеи, конструкции которых разработалЛ. Харграв в 1892 году. В 1905-1910 годах на вооружении русской армии состоял змей оригинальной конструкции, созданной Сергеем Ульяниным. Целые взводы змеенавтов входили в состав как сухопутных, так и военно-морских частей, в том числе Черноморского флота Во время первой мировой войны войска различных стран и особенно Германии применяли для наблюдательных постов привязные воздушные шары, высота подъема которых, в зависимости от условий боя, достигала 2000 м. Они давали возможность наблюдать расположение противника в глубь фронта и через телефонную связь направлять огонь артиллерии. Когда же ветер становился слишком сильным, вместо воздушных шаров применяли коробчатые змеи. В зависимости от силы ветра составлялся поезд из 5—10 больших коробчатых змеев, которые прикрепляли к тросу на определенном расстоянии друг от друга на длинных проволоках. К тросу привязывали корзину для наблюдателя. При сильном, но довольно равномерном ветре наблюдатель поднимался в корзине на высоту до 800 м. Такой способ наблюдения имел то преимущество, что он позволял подойти ближе к передовым позициям противника. Воздушные змеи не так легко расстреливались, как воздушные шары, представлявшие собой очень большую мишень. Кроме того, выход из строя отдельного змея отражался на высоте подъема наблюдателя, но не вызывал его падения.
Воздушные змеи во время первой мировой войны использовали также для защиты важных военных объектов от нападения самолетов противника путем устройства заграждений, состоявших из маленьких привязных воздушных шаров и воздушных змеев, поднимавшихся до высоты 3000 м. С шаров и змеев спускались проволочные тросы, которые создавали для самолета противника большую опасность.
В наше время строительство воздушного змея – увлекательное занятие, создание и запуск их не потеряли и не потеряют своего значения. Теоритическая мысль изобретателей многих стран рождает все новые и новые конструкции воздушных змеев: плоских и коробчатых. Надувных и роторных. Среди тех змеев, с которыми вы познакомитесь, нет двух одинаковых – все они отличаются друг от друга внешним видом, летными качествами или технологией изготовления.
Классификация воздушных змеев
Классификация воздушных змеев точно не задана. Воздушные змеи могут быть большими или не очень. Существует очень большое разнообразие форм воздушных змеев. Древние змеи изготовлялись при помощи деревянных рамок и натянутыми на них листами шелка или бумаги. Почти все современные воздушные змеи делаются из углепластиковых пластмасс и синтетических тканей.
Плоские воздушные змеи подразделяются по аэродинамической конструкции на два вида:
Flat — плоские воздушные змеи. Самая древняя форма воздушных змеев. И самая простая. Образно представляют из себя плоскую пластину прямоугольной или любой другой формы (звезда, треугольник в виде проекции птицы и т.д), к которой подвязан леер при помощи уздечки.
Bowed — категория воздушных змеев, с земли очень напоминающая плоских. Однако данный вид воздушных змеев является дальнейшим развитием плоских в плане устойчивости. Для придания устойчивостиданные змеи имеют изгиб или излом в продольной оси, что как бы приподнимает концы крыла и создает v-образное крыло. Такое решение придает значительный запас устойчивости. Вильгельм Эдди запатентовал такую конструкцию воздушного змея в 1900 году.
По форме: плоские змеи в плане могут выполняться во всевозможных формах начиная от квадрата и заканчивая фантазией художника. Рассмотрим основные из них:
Прямоугольный воздушный змей является самым распространенным примером воздушных змеев из учебников, однако он мало отличается устойчивостью от своих «больших» собратьев. Змей имеет три планки: две из них служат диагоналями («крестом»), а третья находится вверху и скрепляет диагонали. По контуру будущего змея натягивают прочную нить, соединяющую все уголки, и наклеивают обтяжку из бумаги или ткани. Змей обязательно оснащается длинным и достаточно тяжелым хвостом для придания ему устойчивости в полете. Змеи подобной конструкции были распространены в Японии, на прямоугольное полотно наносились изображения драконов.
Diamond (bowed diamond) – ромбовидный змей. Каркас изготавливается в виде пересекающихся реек. Относится к категории bowed. Существует много схем для придания змею вогнутости, например использование центральной крестовины, где поперечные рейки идут под некоторым углом, или натягива- ние тетивы на поперечной рейке, что придает рейке изгиб подобно луку. При большой v-образности такому змею не нужен хвост, однако при значительном увеличении v-образности змей теряет в подъемной силе. Уздечка чаще всего подвязывается к продольной рейке в двух местах.
Delta (дельта, bowed delta) – змей, в плане напоминающий дельта-крыло. Каркас несколько сложнее, так как требуется не менее трех реек, которые жестко закреплены в виде треугольника (две консольные и одна поперечная). Особенность конструкции в том, что при полете давление ветра придает изгиб консольным рейкам и змей принимает v-образную форму. Дополнительную устойчивость придает так же купольность обшивки. При этом, чем сильнее дует ветер, тем устойчивее ведет себя змей. Эту форму получили модели спортивных управляемых воздушных змеев. Возможность управления достигается использованием двухлеерной схемы. Оба леера пилот держит в руках. Изменяя натяжение лееров добиваются управляемого полета.
Роккаку — этот шестиугольный японский змей (отсюда его название) родом из среднеяпонского региона Ниигата на побережье Японского моря. Имеет центральную рейку и две поперечных. Поперечным рейкам придается изогнутая форма (форма bowed), за счет этого змеи типа роккаку весьма устойчивы даже без хвостов. Это очень распространенная форма змея, так как проста в изготовлении.
Bermuda (бермудский) – воздушный змей как правило шестигранной формы, однако может иметь форму восьмигранника и даже более многогранной фигуры. Конструкция представляет собой несколько плоских реек, пересекающихся в центре. По периметру реек натянута тетива, придающая жесткость конструкции. Парус уже натягивается между рейками и тетивой. Очень часто каждую грань змея делают из разных цветов, чтобы получить более пеструю расцветку. Требует наличие длинного хвоста. Змей имеет одн име ное название с островом, где их традиционно запускали на Пасху как символ вознесения Христа.
Коробчатые воздушные змеи
Коробчатые змеи появились как результат развития плоских. Люди заметили, что вертикальные поверхности очень сильно влияют на стабильность полета змея. Так появился первый змей в виде коробки. Коробчатые змеи в большинстве своем не нуждаются в хвосте.
Ромбический — наиболее простой коробчатый змей, не сложен по устройству, устойчив в полёте и легко запускается. Основу его составляют четыре
продольные рейки (лонжероны). Между ними вставлены две крестовины, каждая из которых состоит из двух реек-распорок. Обтяжка змея изготавливается из двух полосок бумаги или синтетической ткани. Таким образом получаются две коробки — передняя и задняя. Змей данной конструкции был изобретен австралийским исследователем Лоуренсом Харгрейвом в 1893 году при попытках построить пилотируемый летательный аппарат.
Поттера — коробчатый воздушный змей, для увеличения подъемной силы имеет специальные открылки. Он состоит из четырех продольных реек (лонжеронов) и четырех парных поперечных реек-крестовин, двух коробок и двух открылков.
Бескаркасные воздушные змеи
К бескаркасным относятся змеи не имеющие жестких частей. Форму змей принимает, раздуваясь за счет набегающего потока воздуха. Отсюда два д стоинства этих змеев — вероятность поломки при падении равна нулю и компактность при транспортировке. Второе преимущество позволяет изготавливать змеев очень больших размеров.
Sled (сани) – это воздушный змей с не жестким каркасом. В полете его оболочка поддерживает форму за счет ветра, как бы надувается. Используются всего две продольные рейки, вшитые в оболочку, которые не соединяются между собой. Эти рейки поддерживают форму оболочки и не дают ей скомкаться. Змей такого типа довольно капризно себя ведет при порывистом ветре. Для устойчивого полета змею обязательно требуется длинный хвост. К преимуществам такого змея относятся простота изготовления и компактность при транспортировке, так как его можно свернуть в трубочку без необходимости сборки-разборки.
Sled foil – дальнейшее развитие змея предыдущей модели. В данной конструкции вообще нет жестких элементов. Жесткость куполу придают надуваемые набегающим потоком воздуха цилиндры. Создаваемого давления в сужающихся к задней кромке змея цилиндрах вполне достаточно, чтобы держать купол расправленным в полете. Однако у змея такой конструкции есть и недостатки, например, купол может запросто скомкаться при затихании ветра и это приведет к падению змея, даже если ветер поднимется вновь, купол самостоятельно уже не может расправиться. Ему так же присущи определенные трудности с запуском. Но неоспоримое преимущество того, что змей невозможно поломать, позволило данной конструкции продолжить свое развитие.
Super Sled foil – еще одно развитие «саней». Три надувные секции делают этот змей более устойчивым к сложениям. Так же позволяет изготовить этот змей значительных размеров и получить значительную тягу. Может быть использован для подъема предметов, в том числе фотоаппарата.
FlowForm – змей очень распространенной конструкции, так как является одним из самых устойчивых бескаркасных одностропных воздушных змеев. При правильной проработке в ровный ветер может летать без хвоста. Однако в сильный и порывистый ветер использование хвоста все же рекомендуется. Могут быть изготовлены действительно гигантских размеров, площадь в 3 кв.м считается самой обычной. Так же изготавливаются с большим количеством секций, шесть, восемь и даже больше.
Кайт Nasa Para Wing — результат исследований национального космического агентства США, которое явило свету довольно интересные однослойные бескаркасные кайты. Разработки велись в поиске оптимальных систем спуска космических аппаратов. Как «побочный» результат — кайт, который строят люди во всем мире. Ряд оригинальных решений делают эту модель несложной в изготовлении. Некоторые модели являются управляемыми. При многих достоинствах (низкой материалоемкости, большой тяге и т.д.) эти воздушные змеи обладают существенным недостатком — сравнительно низким аэродинамическим качеством, которое, впрочем, неуклонно повышается за счет дальнейшего совершенствования конструкции кайта.
Parafoil (Парафойл) — особый подкласс бескаркасных воздушных змеев. Змеи данного типа изготавливаются из воздухонепроницаемой ткани с замкнутыми внутренними пространствами и воздухозаборником, обращенным в сторону набегающего потока. Воздух, проникая в воздухозаборное отверстие, создает внутри замкнутого пространства змея избыточное давление и надувает воздушный змей подобно воздушному шару. Однако конструкция змея такова, что надуваясь, змей принимает определённую аэродинамическую форму, которая способна создать подъемную силу змея. Существует много разновидностей змеев — парафойлов: одностропные, двухстропные управляемые, четырёхстропные управляемые. Двухстропные в основном это пилотажные змеи, или кайты площадью до 3 кв.м. Четырёхстропные — это змеи достаточно большей площади от 4 кв.м, используемые в спорте в качестве двигательной силы (кайтинг). Одностропные — это змеи для развлечений, разнообразных конструкций и форм, могут даже изображать всевозможные предметы и животных.
Надувной — так же интересная модель является попыткой совместить достоинства парафойлов и каркасных моделей. Имеется так же оболочка, нотеперь она надувается не ветром, а при помощи насоса на земле (наподобие надувных кругов). Воздушный змей так же не имеет каркаса, но за счет избыточного давления внутри оболочки уже на земле имеет полетную форму. Опять же по аналогии с надувным кругом — змей не тонет в воде при падении, по этой причине используется в кайтинге при катании по водной поверхности.
Почему воздушные змеи летают?
Способность воздушных змеев держаться в воздухе и поднимать грузы объясняется тем, что они обладают подъемной силой. Приведем такой опыт. Если из окна движущегося автобуса или вагона высунуть руку с пластинкой (куском картона или фанеры), поставив ее вертикально, то можно будет почувствовать, что руку относит назад с какой-то силой. Эта сила возникает потому, что на пластинку набегает поток воздуха и оказывает на нее давление. Это давление будет больше, если увеличить размеры пластинки или скорость движения; на большой скорости эта сила может оказаться так велика, что высовывать руку окажется опасным. Силу давления на пластину встречного потока можно уменьшить во много раз, если пластину поставить ребром к потоку воздуха. Если же пластину поставить под небольшим углом, то руку начнет отклонять не только назад, но и вверх. Угол по отношению к потоку воздуха называется углом атаки (его принято обозначать α – альфа). Змеи летают при среднем угле атаки 10- 20°.
Так почему же взлетает воздушный змей?
На воздушного змея действуют четыре силы: сопротивление, подъемная сила, сила тяжести и подъемная сила. А В α F 2 F 3 F 1 (см рис).
На упрощённом чертеже линия АВ изображает разрез плоского воздушного змея. Предположим, что наш воображаемый воздушный змей взлетает справа налево под углом α – альфа к горизонту или набегающему потоку ветра. Рассмотрим, какие силы действуют на воздушный змей в полёте.
Плотная масса воздуха препятствует движению воздушного змея на взлете, другими словами, оказывает на него некоторое давление, обозначим его F1. Теперь построим так называемый параллелограмм сил и разложим силу F1 на две составляющие — F2 и F3. Сила F2 толкает воздушный змей от нас, а это значит, что при подъёме она снижает его первоначальную горизонтальную скорость. Следовательно, это сила сопротивления. Другая же сила (F3) увлекает воздушного змея вверх, поэтому назовем её подъёмной. Мы определили, что на воздушного змея действуют две силы: сила сопротивления F2 и подъемная сила F3.
Поднимая воздушного змея в воздух (буксируя её за леер), мы как бы искусственно увеличиваем силу давления на поверхность воздушного змея, то есть силу F1. И чем быстрее мы разбегаемся, тем больше увеличивается эта сила. Но сила F1, как мы определили, раскладывается на две составляющие: F2 и F3. Вес воздушного змея постоянный, а действию силы F2 препятствует леер, увеличивается подъемная сила – воздушный змей взлетает.
Скорость ветра возрастает с высотой, вот почему при запуске воздушного змея стараются поднять его на такую высоту, где ветер мог бы поддерживать модель в одной точке. В полёте воздушный змей всегда находится под определенным углом к направлению ветра.
Сила сопротивления – создается движением воздуха, который обтекает змея.
Подъемная сила – это часть сопротивления, которая превращается в силу, направленную вверх.
Сила притяжения обусловлена весом змея и приложена в точке, которую называют центром тяжести.
Движущая сила сообщается змею леером, действующим как мотор. Змей полетит, если линии действия всех этих сил пересекутся в центре тяжести. Иначе полет змея будет нестабильным. Чтобы выдержать эти требования, поверхность змея должна быть наклонена по отношению к ветру под правильным углом. Продольная устойчивость змея обеспечивается хвостом или формой аэродинамической поверхности, поперечная – килевыми плоскостями, устанавливаемыми параллельно лееру, или изогнутостью и симметричностью аэродинамической поверхности. При изготовлении змеев об этих факторах не следует забывать. Устойчивость полета змея зависит также от положения центра тяжести воздушного змея. Хвост смещает центр тяжести воздушного змея вниз и тормозит колебания змея, если ветер порывистый, неровный.
Проведем расчет подъемной силы воздушного змея по формуле:
Fз=K*S*V*N*cos(a), где
К=0,096 (коэффициент),
S — несущая поверхность (м 2 ),
V — скорость ветра (м/с),
N — коэффициент нормального давления (см. таблицу)
Скорость ветра, V, м/с 1 2 4 6 7 8 9 10 12 15
Коэффициент нормального давления N, кг/м 2
0,14 0,54 2,17 4,87 6,64 8,67 10,97 13,54 19,5 30,47
a — угол наклона.
Пример.
Исходные данные:
S=0,5 м2;
V=6 м/с,
a=45°.
N=4,87 кг/м 2 . (см. таблицу)
Подставляем величины в формулу, получаем:
Fз=0,096*0,5*6*4,87*0,707=1 кг.
Расчёт показал, что этот змей будет подниматься вверх только в том случае, если его вес не превысит 1 кг. Расчет подъемной силы мы провели в старой системе единиц (кг*с, килограмм-сила), а не в системе СИ (Н, Ньютон). Дело в том, что в повседневной жизни нам проще оценивать силу килограммами, а не ньютонами, т.е. мы знаем, сколько усилий нам необходимо приложить, чтобы поднять сумку с 5 кг картофеля. В случае с воздушными змеями тоже самое. Для справедливости приведем перевод килограмм-силы в систему СИ: 1 кг*с = 9,81 Н. Но не всё так просто, как это выглядит со стороны. Скорость ветра узнать весьма трудно, даже если запускать змея, держа в руках анемометр, результаты не будут правдивыми. Скорость ветра изменяется с высотой. Да и угол наклона немного изменяется в процессе полёта. Только практика поможет запустить бумажного змея.
Таким образом, рассмотрев основные принципы полета воздушного змея, можно смело сказать, что более простой в конструировании и управлении воздушный змей является прототипом более сложных летательных аппаратов.
Многие конструкторы, ранее увлекавшиеся змейковым делом, перешли к работе над самолетами. Но их опыт постройки змеев не прошел бесследно. Он, безусловно, сыграл свою роль в истории авиации на первой стадии развития самолета.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рассмотрев историю возникновения воздушного змея, изучив основные виды и конструкцию, проведя сравнительный анализ, я пришла к следующему выводу.
В наше время воздушный змей, являясь детской забавой, требует большого воображения и способствует расширению кругозора. В процессе выбора типа и формы змея развиваются склонности к дизайну, у конструктора появляется возможность для художественного самовыражения в процессе придумывания эмблем и других элементов украшения, поэтому полет воздушного змея – это всегда захватывающее зрелище.
Для других это является захватывающим видом спортом. По всему миру создаются Клубы и сообщества, объединяющие любителей воздушных змеев — как конструкторов, так и просто запускающих. Одним из известных является KONE — Клуб Воздушных Змеев Новой Англии, входящий в состав Американской Ассоциации Кайтинга. Кто-то рассматривает запуск воздушного змея как добрую традицию, например в Японии.
За рубежом воздушные змеи чрезвычайно популярны среди детей и молодежи. Особенно ими увлекаются на Кубе, о. Бали. Часто можно видеть, как дети, даже находясь на пляже, не расстаются со своим любимым занятием — в воздухе над морем парят змеи самой разнообразной конструкции, самых ярких цветов.В наши дни строительство змеев не может иметь ни оборонного, ни научного значения. Так как с развитием авиации их роль в этих сферах уменьшилась.
Конструирование и запуск воздушных змеев для людей, которые относятся к этому не как к развлечению, помогает понять основные принципы полета всех летательных аппаратов вместе взятых. Змейковое дело стало одним из разделов первоначальной авиационной подготовки школьников, а воздушные змеи — полноправными летательными аппаратами наряду с моделями самолетов и планеров, так как позволяют изучить законы физики, аэродинамики и практическое их применение.
Такой подход к воздушным змеям является начальной ступенью для ребят, которые планируют связать в дальнейшем свою жизнь с конструированием или эксплуатированием летательных аппаратов. Без знаний расчетов, без учета особенностей нижних слоев атмосферы, направления ветра и т.д. не запустить как воздушного змея, так и модели планера или самолета
Литература
1. Ермаков А.М. Простейшие авиамодели: Кн. Для учащихся 5 — 8 кл. сред. шк. М.: Просвещение, 1989, — 144 с.
2. Энциклопедия самоделок. – М.:АСТ – ПРЕСС, 2002. – 352.: ил. – (Сделай своими руками).
3. Рожов В.С. Авиамодельный кружок. Для руководителей кружков школ и внешкольных учреждений М.: Просвещение, 1986.-144с.
4. Ермаков А. М. «Простейшие авиамодели», 1989
5. «Факультативный курс физики» — М: Просвещение, 1998г.
6. А.А.Пинский, В.Г.Разумовский “Физика и Астрономия” — Просвещение, 1997г.
7. Энциклопедия для детей. Том 14. Техника. Гл. ред. М.Д. Аксёнова. — М.:
Аванта+, 2004.
Интернет- ресурсы:
1. http://media.aplus.by/page/42/
2. http://sfw.org.ua/index.php?cstart=502&
3.http://www.atrava.ru/08d36bff22e97282f9199fb5069b7547/news/22/news -17903
4. http://www.airwar.ru/other/article/engines.html
5. http://arier.narod.ru/avicos/l-korolev.htm
6. http://www.library.cpilot.info/memo/beregovoy_gt/index.htm
7. http://aviaclub33.ru/?page_id=231
8. http://sitekd.narod.ru/zmey_history.html
9. http://sitekd.narod.ru/zmey_history.html
infourok.ru