Никогда ни о чем не жалейте — Дементьев. Полный текст стихотворения — Никогда ни о чем не жалейте
Литература
Каталог стихотворений
Андрей Дементьев — стихи
Андрей Дементьев
Никогда ни о чем не жалейте
Никогда ни о чем не жалейте вдогонку,
Если то, что случилось, нельзя изменить.
Как записку из прошлого, грусть свою скомкав,
С этим прошлым порвите непрочную нить.
Никогда не жалейте о том, что случилось.
Иль о том, что случиться не может уже.
Лишь бы озеро вашей души не мутилось
Да надежды, как птицы, парили в душе.
Не жалейте своей доброты и участья.
Если даже за все вам — усмешка в ответ.
Кто-то в гении выбился, кто-то в начальство…
Не жалейте, что вам не досталось их бед.
Никогда, никогда ни о чем не жалейте —
Поздно начали вы или рано ушли.
Кто-то пусть гениально играет на флейте.
Но ведь песни берет он из вашей души.
Никогда, никогда ни о чем не жалейте —
Ни потерянных дней, ни сгоревшей любви.
Пусть другой гениально играет на флейте,
Но еще гениальнее слушали вы.
О жизни
О любви
О доброте
Стихи Андрея Дементьева – О жизни
Стихи Андрея Дементьева – О любви
Стихи Андрея Дементьева – О доброте
Другие стихи этого автора
Баллада о матери
Постарела мать за много лет,
А вестей от сына нет и нет.
О женщине
Быть стариками не простая штука
Быть стариками — не простая штука.
Не все умеют стариками быть.
О жизни
Не смейте забывать учителей
Не смейте забывать учителей.
Они о нас тревожатся и помнят.
О жизни
Я ненавижу в людях ложь
Я ненавижу в людях ложь.
Она у всех бывает разной,
О жизни
Прощеное воскресение
Прощаю всех, кого простить нельзя.
Кто клеветой мостил мои дороги.
О жизни
Я знаю, что все женщины прекрасны
Я знаю, что все женщины прекрасны.
И красотой своею и умом.
О женщине
Как читать
Публикация
Как читать «Преступление и наказание» Достоевского
Рассказываем о масштабном психологическом исследовании русского классика
Публикация
Как читать «Белую гвардию» Булгакова
Литературная традиция, христианские образы и размышления о конце света
Публикация
Как читать «Очарованного странника» Лескова
Почему Иван Флягин оказывается праведником, несмотря на далеко не безгрешную жизнь
Публикация
Как читать поэзию: основы стихосложения для начинающих
Что такое ритм, как отличить ямб от хорея и могут ли стихи быть без рифмы
Публикация
Как читать «Лето Господне» Шмелева
Почему в произведении о детстве важную роль играют религиозные образы
Публикация
Как читать «Двенадцать» Блока
На какие детали нужно обратить внимание, чтобы не упустить скрытые смыслы в поэме
Публикация
Как читать «Темные аллеи» Бунина
На что обратить внимание, чтобы понять знаменитый рассказ Ивана Бунина
Публикация
Как читать «Гранатовый браслет» Куприна
Что должен знать современный читатель, чтобы по-настоящему понять трагедию влюбленного чиновника
Публикация
Как читать «Доктора Живаго» Пастернака
Рассказываем о ключевых темах, образах и конфликтах романа Пастернака
Публикация
Как читать Набокова
Родина, шахматы, бабочки и цвет в его романах
«Культура. РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
- О проекте
- Открытые данные
© 2013–2022, Минкультуры России. Все права защищены
Контакты
- E-mail: [email protected]
- Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна
Никогда ни о чем не жалейте вдогонку
16.07.2018
Человек непростой судьбы и невероятного таланта, Андрей Дементьев прожил долгую насыщенную жизнь, совсем немного не дожив до юбилея. Даже в преклонном возрасте он продолжал работу: вел радиопрограмму «Виражи времени», встречался с поклонниками по всему миру, и успел написать автобиографию «И все-таки жизнь прекрасна», которая вышла в издательстве АСТ. В редакции «Времена», которая занималась выпуском книги, классика вспоминают как необыкновенного человека: «Андрей Дмитриевич не случайно собирал больше всех читателей на всех книжных выставках. Его очень любили. За талант, человечность, мудрость, юмор, харизматичность».
Никогда ни о чем не жалейте вдогонку,
Если то, что случилось, нельзя изменить.
Как записку из прошлого, грусть свою скомкав,
С этим прошлым порвите непрочную нить.Никогда не жалейте о том, что случилось.
Иль о том, что случиться не может уже.
Лишь бы озеро вашей души не мутилось,
Да надежды, как птицы, парили в душе.Не жалейте своей доброты и участья,
Если даже за всё вам — усмешка в ответ.
Кто-то в гении выбился, кто-то в начальство…
Не жалейте, что вам не досталось их бед.Никогда, никогда ни о чем не жалейте —
Поздно начали вы или рано ушли.
Кто-то пусть гениально играет на флейте,
Но ведь песни берет он из Вашей души.Никогда, никогда ни о чем не жалейте —
Ни потерянных дней, ни сгоревшей любви.
Пусть другой гениально играет на флейте,
Но еще гениальнее слушали вы.
Андрей Дементьев вырос в семье, на чью долю выпало множество испытаний. Его отец, выходец из бедных крестьян, получил образование, написал книгу, печатался в газете. Но его взгляды оказались чересчур вольны для того времени, за что он отправился в ГУЛАГ.
Этот факт не мог не сказаться на биографии сына: Андрей Дементьев поступил не в престижный столичный вуз, а в пединститут в родной Твери. Он слышал о том, как в больших учебных заведениях обходятся со студентами, в роду которых есть неугодные властям люди. В эти годы будущая легенда начал печататься в газетах, заслужил признание поэтов, и по рекомендации коллег оказался в столичном Литинституте.
После карьера Дементьева пошла в гору: газеты, радио, книжное издательство. Но одним из самых знаковых мест работы Андрея Дмитриевича стал журнал «Юность», где он начинал в качестве заместителя главного редактора, а затем и возглавил издание. Тогда СССР узнал о многих будущих литературных звездах, а новый выпуск «Юности» ждали буквально в каждом доме.
О книге
О книге
О книге
Никогда поэт не прекращал писать. Он создал более 50 поэтических сборников, среди которых «Пока я боль чужую чувствую», «Лебединая верность», «Яблоки на снегу», вышедшие в АСТ.
Поэт получал Государственную премию СССР, премию имени Александра Невского «России верные сыны» и Бунинскую премию. Десятки его стихотворений положены на музыку: песни «Отчий дом», «Лебединая верность», «Яблоки на снегу» и многие другие завоевали всенародную любовь.
Угораздило меня родиться
В этой безалаберной стране.
Я хочу быть перелетной птицей.
Зиму — ТАМ.
А к дому — по весне.Впрочем, это мне не угрожает.
Я же не какой-нибудь изгой.
Как ни хороша земля чужая,
Мне она не может стать родной.Видно, мне еще достанет лиха
На остаток века моего.
И придется жить с неразберихой,
Как живет в России большинство.
Даже тем, кому неизвестно имя Андрея Дементьева, знакомы его произведения. На его стихи написано множество популярных песен: «Отчий дом», который исполняет София Ротару, «Яблоки на снегу» из репертуара Михаила Муромова, а Валентина Толкунова призывала: «Отцы, не оставляйте сыновей». Знаменитая песня «Лебединая верность» тоже была написана Андреем Дементьевым:
Расскажите друзьям:
Отправьте новость
на email:
Приветствуем вас в сообществе читающих людей! Мы всегда рады вашим отзывам на наши книги, и предлагаем поделиться своими впечатлениями прямо на сайте издательства АСТ. На нашем сайте действует система премодерации отзывов: вы пишете отзыв, наша команда его читает, после чего он появляется на сайте.
1. Мы хотим увидеть ваш уникальный опыт
На странице книги мы опубликуем уникальные отзывы, которые написали лично вы о конкретной прочитанной вами книге. Общие впечатления о работе издательства, авторах, книгах, сериях, а также замечания по технической стороне работы сайта вы можете оставить в наших социальных сетях или обратиться к нам по почте [email protected].
2. Мы за вежливость
Если книга вам не понравилась, аргументируйте, почему. Мы не публикуем отзывы, содержащие нецензурные, грубые, чисто эмоциональные выражения в адрес книги, автора, издательства или других пользователей сайта.
3. Ваш отзыв должно быть удобно читать
Пишите тексты кириллицей, без лишних пробелов или непонятных символов, необоснованного чередования строчных и прописных букв, старайтесь избегать орфографических и прочих ошибок.
4. Отзыв не должен содержать сторонние ссылки
Мы не принимаем к публикации отзывы, содержащие ссылки на любые сторонние ресурсы.
5. Для замечаний по качеству изданий есть кнопка «Жалобная книга»
Если вы купили книгу, в которой перепутаны местами страницы, страниц не хватает, встречаются ошибки и/или опечатки, пожалуйста, сообщите нам об этом на странице этой книги через форму «Дайте жалобную книгу».
Если вы столкнулись с отсутствием или нарушением порядка страниц, дефектом обложки или внутренней части книги, а также другими примерами типографского брака, вы можете вернуть книгу в магазин, где она была приобретена. У интернет-магазинов также есть опция возврата бракованного товара, подробную информацию уточняйте в соответствующих магазинах.
6. Отзыв – место для ваших впечатлений
Если у вас есть вопросы о том, когда выйдет продолжение интересующей вас книги, почему автор решил не заканчивать цикл, будут ли еще книги в этом оформлении, и другие похожие – задавайте их нам в социальных сетях или по почте [email protected].
7. Мы не отвечаем за работу розничных и интернет-магазинов.
В карточке книги вы можете узнать, в каком интернет-магазине книга в наличии, сколько она стоит и перейти к покупке. Информацию о том, где еще можно купить наши книги, вы найдете в разделе «Где купить». Если у вас есть вопросы, замечания и пожелания по работе и ценовой политике магазинов, где вы приобрели или хотите приобрести книгу, пожалуйста, направляйте их в соответствующий магазин.
8. Мы уважаем законы РФ
Запрещается публиковать любые материалы, которые нарушают или призывают к нарушению законодательства Российской Федерации.
Никогда не жалейте Андрея. Андрей Дементьев: «Никогда ни о чем не жалей после
Читатель Виктор Астраханцев
* * * * * Никогда ни о чем не жалей после
Если случившееся нельзя изменить.
Как записку из прошлого, скомкавшую твою печаль,
Этим прошлым порви хрупкую нить.
Никогда не жалей о том, что случилось.
Иль о том, чего больше не может быть.
Лишь бы озеро твоей души не омрачилось
Да, надежды, как птицы, вились в душе моей.
Не пожалеете о своей доброте и участии.
Даже если за всё ты — улыбка в ответ.
Не жалей, что тебе не достались их беды.
Вы поздно начали или рано ушли.
Пусть кто-нибудь блестяще сыграет на флейте.
Но он берет песни из твоей души.
Никогда, никогда ни о чем не жалей —
Ни потерянных дней, ни сгоревшей любви.
Пусть другой блестяще играет на флейте,
Но вы слушали еще блестяще.
= = = = = = = = = = = = = =
= = = = = = = = = = = = = =
КТО РАНЬШЕ СКАЗАЛ «Е»?
Как бы ни был велик русский язык, поэту все равно не хватает слов для раскрытия своих образов, и он занят поиском светлого и точного слова. Некоторые даже придумывают новые слова, а другие, наоборот, вводят в свой текст слова или строчки, написанные другими, переосмысливая или цитируя их. Что порождает недоуменные вопросы о подобных повторениях и заимствованиях.
Возможно, поэтому появилась публикация Виолетты Баши
«Бездонные и бомжи». Заимствование — от открытий до штампа «
https://www.site/work/1423714/
Предлагаю поразмышлять на эту тему — что такое заимствования, и каковы их цели и границы?
В своей публикации, Виолетта ставит вопрос о происхождении глагольной формы «бездонный — бездомный», блестящей по форме и глубокой по смыслу. Автор задается вопросом «Бездонный и бездомный — кто первый?» И, отвечая на него, делает вывод, что это блестящее созвучие впервые возникло в стихотворении Маргариты Алигер «Дом в Медоне» в 1967, а затем повторен автором публикации в 1998 году в стихотворении «И снова в небе журавли».
Автор делает вывод:
= Таким образом, открытие «бездонных-бомжей» — это Алигер по стопам Цветаевой. Я, увы, только второй. Но после — поехали.
Действительно, сочетание «бездонный — бездомный» производит эффект согласного звука. В этих словах-близнецах повторяются почти все звуки, с заменой сонорного Н на М. А бесконечность бездомности создает напряженный эмоциональный образ.
Однако, несмотря на указанный автором след, этих слов в стихах М. Цветаевой не обнаружено. Не в строчку, не в рифму.
Только в одном стихотворении М. Цветаева употребляет слово «бомж»: в 6-й части цикла «Бессонница» от 1 августа. 1916:
= Нынче я один в ночи –
Бессонная, бездомная черника! =
Но в этой строчке не видно и следа этого звонкого повторения
И хотя неугомонность Марины Цветаевой — характерна ее трагическая судьба, и сердце настоящего поэта, по словам Е. Евтушенко, — дом бездомных, однако Марина Цветаева к созданию этой словесной жемчужины не причастна.
Эти слова-близнецы были введены в русскую поэзию Александром Блоком в его стихотворениях «Счеты кончились мирным счастьем…», 1910 год. Вот эти строки:
. . . . . .
. .
Жизнь в пустыне бездомный, бездонный ,
Да, я верил с тех пор, как
Как пела мне сирена в любви
Тот, что пролетел сквозь ночь, мотор.
Образ жизни с ужасной душевной пустотой для Блока не случаен. В несколько видоизмененном виде оно появляется и в стихах «Полководческие шаги»
Жизнь пуста, безумна и
бездонна !
Выходи в бой, старый рок! =
Эти словесные образы «бездомные, бездонные» являются чертой поэтического мышления А. Блока и входят в ядро его поэтической лексики. Несколько примеров тому:
= …В этом бездонном лазурь,
В сумраке близкой весны
Плач зимних бурь
Были звёздные сны. (Ветер принес издалека)
Как в годы юности, не знаю
Бездонный чары твоей души… (Вячеслав Иванов)
20 век… Подробнее бомж ,
Туман еще страшнее жизни… (Два века)
И голубые глаза бездонные
Цветение на дальнем берегу. (незнакомец)
Как страшно! как бездомный (Обман)
Я перенесу тебя через бездну
Ее бездна поддразнивания. (Демон)
= Мы бездомные бессемейные, беспорядочные, бедные — что нам терять? (Интеллигенция и революция). Маргарита Алигер впитала в свои стихи всю строку Блока, заменив только слова «Жизнь пуста» словом «все»:
= А до Камы от Медона
=
и наполнили бездну блоковского одиночества реалиями жизни М. Цветаевой:
= Нет адреса, нет приюта.
Нет ни голоса, ни слова.
Ни дочери, ни мужа.
Только ужас, только холод. =
Очень сильный и точный текст!
В своем стихотворении Виолетта повторяет тот же ход, беря строчку из М. Алигера,
и переставляя слова:
= В движении медленного лета,
В изгибах кувшинных дней,
В узорах солнечного света
На моей согнутой руке
В глазах бездонных и бездомных
Утомленный в конце дня
В слезе, скатившейся с иконы,
Есть только Бог. Но нет тебя. =
Но есть ли в этих двух случаях заимствования?
В первом случае бесспорно, что Маргарита Алигер сохраняет не только оригинальный текст, но и его общую тональность, эмоциональное содержание. Описывает скитания Цветаевой по возвышенности Блока. Виолетта Баша переводит в поэзию только фразу, допуская при этом снижение стиля и высоты исходного изображения. Эта потеря драматизма и эмоциональное утолщение образа снимает вопрос о заимствовании. От основного образа остаются только слова-близнецы.
Отсутствие заимствования подтверждается и тем, что автору стихов, как оказалось, достоверно не было известно о происхождении этого поэтического образа. Но это совсем другая сторона дела.
В сетевой поэзии последнего десятилетия встречается множество вариаций употребления сочетания «бомж — бездонный». Этот полнозвучный образ очень привлекателен, что позволяет придать ему разнообразный характер.
Из попыток выразить тоску и печаль:
= Грусть моя бездонная , любовь бездомная
Бродяга ходит по земле. = (из песни Стаса Пьехи)
К бесшабашной наглости:
= Я — бездомный ,
Я — бездонный ,
Я роскошный хулиган
Я оркестр диких песен,
Дерзкий, веселый , дерзкий и пьяный. = (стихи Андрея Соколова)
Однако, несмотря на употребление в этих текстах слов-близнецов, также не корректно считать их заимствованными у Блока. Следов глубины исходного изображения нет.
Кроме того, у многих авторов сети исходные понятия оторваны друг от друга и разнесены в разные словесные конструкции:
= человеческая жестокость бездонная….
Свидетель ада, собака бездомный =(
http://www.mypishem.ru/stihi/stihi-bez-rubriki/bezdomnyi-p-s.html
= Вот стою — бомж —
Но город бездонный
В глазах…= (автор — Алексей Сверчков)
http://www.sunhome.ru/poetry/1132679?print
Не желая еще больше утомлять читателя перлами сетевой поэзии, отмечу лишь, что в приведенных примерах исходная фраза и ее слово-образ в интерпретации Блока оторваны друг от друга. Остались только звуковые повторы или, в лучшем случае, рифмы, и их нельзя считать заимствованием. И вообще сомнительно, чтобы эти поэты вообще знали о первоисточнике этих красивых слов.
А теперь посмотрим на стихи Светланы Ромашиной, которые цитирует Виолетта:
= И снова в небе журавли
Вьются в синеве бездонные .
Взяли меня на крыльях
В мечтах о бродяге Бездомных.
Я ныряю с ними в облака,
Под куполом неба странником,
Я суть жизни точно
Я узнаю в стае журавлей. =
Слова-близнецы «бездонный — бездонный» обособились, превратились в рифмы и определения разных предметов. Одно слово описывает голубизну неба, другое присваивается бродяге. Отрываясь друг от друга, они теряли эффект своего колокольного звучания. Первоначальная целостность изображения утрачена, факта заимствования нет.
Включение в стихи каких-то ярких словечек вовсе не означает, что один автор ловит золотых рыбок у другого. Он может найти их самостоятельно, не повторяя намеренно чужой образец. Слова имеют свою жизнь, а слова, взятые из словаря или из книги, еще не являются предметом авторства. Они должны пройти через искусство.
Так, например, рифмование слов «свобода» и «народ» вовсе не означает подражание Пушкину.
И только сливаясь в одну фразу: «Свободу народу!» они становятся лозунгом или лозунгом.
Данные примечания, как уже было сказано, написаны в развитие публикации В. Баши, в которой рассматривается негативная коннотация по отношению к заимствованиям. И это понятно, ведь вопросы приоритета очень чувствительны для авторов.
Однако существует и другой подход к заимствованию, повторению темы, сюжета, к прямому или косвенному подражанию. Ведь модели художественного сознания живут самостоятельной жизнью независимо от времени, неожиданно проявляясь в самые неожиданные моменты творческого мышления.
Русская поэзия богата талантливыми подражаниями или разработками известных тем и образов. Например, Пушкин написал несколько подражаний: Коран, Анакреон, Данте, а также стихи на основе Шенье, Пиндемонти. Некоторые из них более поэтичны, чем оригинал. Пушкинский Онегин обусловлен личностью Байрона и его героев. У Лермонтова есть «Подражание Байрону», заимствования у Зейдлица «летающий корабль». Некрасовское подражание Лермонтову — «В неведомой глуши». Читатели могут продолжить этот ряд.
Зарубежная литература тоже богата заимствованиями.
В своем подражании автор стремится развить тему или литературный образ, обогатить его новым видением, развитием, сопоставить с ним или оспорить его.
Кроме того, авторов всегда привлекает стремление к постижению вечных сюжетов и образов: Дон Жаун, Дон Кихот, Гамлет, Сольвейг, Демон и т. д.
Ироническое подражание оригиналу лежит в основе всего жанра литературной пародии.
Помимо литературных образов, самостоятельной жизнью живут отдельные фразы и крылатые слова, отдельные фразы из пьес, например, Шекспира, А. Грибоедова, Островского и др., из басен. Среди них есть и поэтические тропы, образные или звучно-красивые словосочетания, одно из которых «бомж-бездонный», что и послужило поводом для данной публикации.
При их оценке решающим моментом является талант разработки, глубина или современность понимания исходного образа.
Все упомянутые употребления в собственном составе, ранее известные, представляют обширное литературное пространство лексики и образов, которое насыщает творчество, вызывает моменты творческого соревнования и тем самым развивает литературу.
Поэтому настоящий интерес представляет не только тот, кто первым сказал «Е», но и те, кто, услышав А, произносит Б, С и последующие буквы алфавита.
= = = = = = =
*позаимствовано у «Ревизора» Н. Гоголя.
Андрей Дементьев
Никогда ни о чем не жалей после
Если случившегося уже не изменить. порви хрупкую нить
Никогда не жалей о том, что было
Иль о том, что больше не может быть
Лишь бы озеро твоей души не омрачилось
Да, надежды, как птицы, парили в душе моей
Не пожалеете о своей доброте и участии.
Даже если для всех тебя — улыбка в ответ.
Кто-то в гениальности выбрался, кто-то в органах…
Не жалей, что тебе не достались их беды.
Вы поздно начали или рано ушли.
Пусть кто-нибудь блестяще сыграет на флейте.
Но он берет песни из твоей души.
Никогда, никогда ни о чем не жалей —
Ни потерянных дней, ни сгоревшей любви.
Пусть другой блестяще играет на флейте,
Но вы слушали еще блестяще.
1977
Лилия Мазикина
У меня все хорошо, ни шатается, ни валится —
Я то ли у подножия, то ли на гребне волны.
В этом море ударов я почти как русалка
Я почти бронепоезд в этом мире войны.
Всё у меня хорошо — Я иду, как мины,
Как болото болотное, как водная гладь.
Мне больше не нужно учиться быть сильной.
Я больше не стираю признаки болезни со своего тела.
Я в порядке. Просто простуда
Просто устала и просто больно
Письма и груды посуды просто наваливаются,
Просто кто-то горлом ноет по ночам…
2011
- 28. 04.2016. ***
- 27.04.2016. О счастье и одиночестве.
- 25.04.2016. Время березового сока
- 14.04.2016. Никогда ни о чем не жалей в погоне
Ежедневная аудитория портала Proza.ru составляет около 100 тысяч посетителей, которые суммарно просматривают более полумиллиона страниц согласно счетчику посещаемости, который находится справа от этого текста. Каждый столбец содержит два числа: количество просмотров и количество посетителей.
Президент России Владимир Путин выразил соболезнования семье Андрея Дементьева. Знаменитый поэт скончался 26 июня в возрасте 90 лет. На его стихи написаны десятки песен, которые наизусть знают в России и странах СНГ. Подробнее – корреспондент «МИР 24» Анна Деркач.
Если бы я родился поэтом
Правда, прославил бы себя стихом.
Я бы много писал о том и о сем.
Опять об этом, но подробнее об этом!
Эти строки Андрей Дементьев сочинил в шестом классе. Скорее в шутку — тогда о поэзии я серьезно не думал. И не было до этого в послевоенных 40-х: профессии тогда выбирались довольно сытные.
Военно-медицинская академия предложила полную государственную поддержку. А семья Дементьевых еле сводила концы с концами. Но мешало прошлое гулаговского отца. Пришлось нести документы в пединститут в родной Твери. Там первокурсник Андрей Дементьев проявил себя как поэт. В областной газете печатались его стихи.
«Я всю ночь просидела в типографии, ожидая появления листа с моими стихами. Впервые в жизни, да? Было мне тогда девятнадцать лет, может быть, меньше, — вспоминал Дементьев о своем литературном дебюте.
Преданность и благодарность, умение прощать и принимать судьбу – одна из главных тем его стихов. Из-под пера Дементьева вышли самые жизненные строки. «Не смейте забывать учителей», «Не обижайтесь на детей», и, конечно же, вечное — «Никогда ни о чем не жалеть после». Столь же пронзительна и любовная лирика поэта. 8 марта он посвятил свои стихи всем женщинам России.
Пока я жив, я буду молиться им.
Я предпочитаю любовь другим удовольствиям.
Господь показал нам женщину, как чудо,
Доверив эту красоту миру.
С именем Дементьева связана целая эпоха журнала «Юность». Именно при нем там стали издаваться запрещенные в СССР авторы. Если бы на его месте был кто-то другой, он давно бы лишился кресла главного редактора. Но Дементьев, не опасаясь, дал добро на печать Евгения Евтушенко, Василия Аксенова и Фазиля Искандера. После публикации его «Кроликов и удавов» главному редактору даже угрожали.
«Меня вызвали в цензуру, я не пошел, послал своего заместителя Алексея Пьянова. Он вернулся и сказал: «Знаешь, что они просили тебя передать? «Будем бить до кровавых соплей», — вспоминал Дементьев в одном из интервью.
В 1990-е годы Андрей Дементьев осваивал новую профессию. Он стал корреспондентом ближневосточного представительства российского телевидения. Позже в Москве он сам был автором популярных передач, где обсуждал с друзьями и современниками происходящее в мире и в стране.
«Я думаю, что патриотизм — это чувство, которое исходит из самой жизни. Если ты живешь в доме, в котором все хорошо, и люди хорошие, у тебя чисто и красиво, и много книг – это одно. А если ты живешь в какой-то лачуге, которую не можешь ни обустроить, ни переделать — другое дело. Поэтому самое главное начало патриотизма — устроить все в отчем доме так, чтобы люди хотели любить свою Родину», — сказал Андрей Дементьев.
Никогда ни о чем не жалей после
Если случившееся нельзя изменить.
Как записку из прошлого, скомкавшую твою печаль,
Этим прошлым порви хрупкую нить.
Никогда не сожалей о случившемся.
Иль о том, чего больше не может быть.
Лишь бы озеро твоей души не омрачилось
Да, надежды, как птицы, вились в душе моей.
Не пожалеете о своей доброте и участии.
Даже если для всех тебя — улыбка в ответ.
Кто-то в гениальности выкрутился, кто-то в органах…
Не жалей, что тебе не достались их беды.
Вы поздно начали или рано ушли.
Пусть кто-нибудь блестяще сыграет на флейте.
Но он берет песни из твоей души.
Никогда, никогда ни о чем не жалей —
Ни потраченных дней, ни сгоревшей любви.
Пусть другой блестяще играет на флейте,
Но ты слушала еще блестяще.
Другие тексты песен Бориса Пастернака
Другие названия этого текста
- Андрей Дементьев — Повороты времени
- Б.Л. Пастернак (читает Андрей Дементьев) — Никогда ни о чем не жалей
- А. Дементьев — «Никогда. Никогда. Ни о чем не жалей». Мне очень нравится это стихотворение.
- Андрей Дементьев (исполняет Б. Пастернак) — Никогда ни о чем не жалей!
- Б.Пастернак (читает Андрей Дементьев) — Никогда ни о чем не жалей
- Перец — Не жалей (Стихи Дементьева)
- Ирина Панина — «Никогда ни о чем не жалей!»
- «Никогда ни о чем не жалей» — Б. Пастернак (читает Андрей Дементьев)
- Дементьев А.Д. — Никогда ни о чем не жалей
- Дементьев А.Д. — Ни о чем не жалей
- Дементьев Андрей — Никогда ни о чем не жалей (Читаю Бориса Пастернака)
- стихи Дементьева А.Д. — Никогда ни о чем не жалей
- Дементьев Андрей — Никогда ни о чем не жалей.
- Андрей Дементьев — Никогда ни о чем не жалей.
- Дементьев А. Д. — Ни о чем не жалею
- Дементьев А. — Никогда. Ничего такого. Не жалей.
- Борис Пастернак — Никогда ни о чем не жалей.
- Б. Пастернак (читает А. Дементьев) — Никогда ни о чем не жалей
- стихотворение А. Дементьева — Никогда ни о чем не жалей
- Андрей Дементьев — Никогда ни о чем не жалей.
- А. Дементьев — Никогда ни о чем не жалей…
26 июня 2018 года перестало биться сердце выдающегося поэта современности Андрей Дементьев . Он не совсем дожил до своего 90-летия. Казалось бы, совсем недавно его творческий вечер проходил в Ростове в Донской государственной публичной библиотеке. Поэт был жизнерадостным, активным, общительным, жизнерадостным и дружелюбным. Этот творческий вечер прошел при полном аншлаге. И тут пришла печальная новость.
Андрей Дементьев — один из моих любимых поэтов. Он всегда поражал меня своей добротой, открытостью и оптимизмом. У Дементьева не было так называемой «звездной болезни».
Андрей Дмитриевич родился 16 июля 1928 года в Твери. Моя литературная деятельность началась в 1948 году. Работал в газете «Калининская правда», заведовал отделом комсомольского быта газеты «Смена», был инструктором отдела пропаганды и агитации ЦК ВЛКСМ.
С 1967 года Дементьев жил в Москве. Был главным редактором легендарного советского журнала «Юность» (с 1981 по 1992 год). Тираж этого журнала при Дементьеве составил более 3 миллионов экземпляров!
И все же Дементьев вошел в историю как поэт, в том числе и как автор песен. В советское время были известны и популярны песни на его стихи «Аленушка», «Лебединая верность», «Отчий дом», «Баллада о матери».
Кстати, песня «Яблоки на снегу» на стихи Дементьева , которую прекрасно исполнил Михаил Муромов (он же написал музыку к этой песне), был суперхитом в Советском Союзе в конце 80-х годов прошлого века.
Стихи Андрея Дементьева всегда были любимы народом. Хочу напомнить, что 8 марта 2018 года Президент России Владимир Владимирович Путин, поздравляя женщин с Международным женским днем, прочитал стихи Андрея Дмитриевича Дементьева «Я знаю, что все женщины прекрасны».
Дементьев тоже был отличным руководителем. Вел различные программы на телевидении и радио. Принимал участие в различных политических ток-шоу. Помнится, ему как-то удалось переплюнуть самого Жириновского в программе Владимира Соловьева «К барьеру!».
У Андрея Дементьева есть одно стихотворение, которое мне особенно нравится. Когда мне грустно и грустно на душе, я всегда читаю ее. Стихотворение называется «Никогда ни о чем не жалей».
«Никогда не жалей ни о чем в погоне,
Если случившегося уже не изменить.
Как записку из прошлого, комкающую твою печаль,
Этим прошлым порви хрупкую нить.
Никогда не жалей о том, что было.
Иль о том, что больше не может быть
Лишь бы озеро твоей души не омрачилось
Да, надежды, как птицы, парили в душе.
Не пожалеете о своей доброте и участии.
Даже если за всё ты — улыбка в ответ.
Кто-то в гении выкрутился, кто-то в органах…
Не жалей, что тебе не достались их беды.
Вы поздно начали или рано ушли.
Пусть кто-нибудь блестяще сыграет на флейте.
Но он берет песни из твоей души.
Никогда, никогда ни о чем не жалей —
Ни потерянных дней, ни сгоревшей любви.
Пусть другой блестяще играет на флейте,
Но ты еще блестяще слушала.
Лично мне эти строки помогают жить. Я думаю, что это блестяще написано! Надо сказать, что это стихотворение Андрея Дмитриевича тоже очень полюбилось почитателям его таланта. Дементьева всегда просили прочесть «Никогда ни о чем не жалей» на творческих вечерах. И поэт всегда это делал.
Но на этот раз не могу сказать, что ни о чем не жалею. Мне очень жаль и грустно, что выдающийся поэт и человек с большой буквы Андрей Дмитриевич Дементьев.
Георгий БАГДЫКОВ.
Посвящение Альберту Глейзу, Политика и теология, Поэмы
Вернуться к индексу Солженицына
Вернуться к индексу статей
Предыдущий
‘ЧЕРНОЕ ОБЛАКО РУССОФИЛИЗМА’
900 сожаление о выезде из России: «Удивительно ли, что этому «кому-то» [самому — ПБ] пришлось заплатить за свой протест изгнанием с родины, чтобы, может быть, никогда в жизни не увидеть родных пенатов, никогда больше не вдохнуть его родной воздух? (стр.8). Я не знаю, вернулся ли Янов в Россию в 1990-е годы, когда его надежды, казалось, сбылись, когда корыстный технократический класс действительно стряхнул с себя даже притворство социалистической государственной службы и обратился к Западу за советом, как реорганизовать экономику.
Однако совсем недавно Янов был связан с нью-йоркским «Институтом современной России» — «аналитическим центром государственной политики, который стремится создать интеллектуальную основу для построения демократической России, управляемой верховенством права», согласно на его веб-сайт. Он входит в движение Михаила Ходорковского «Открытая Россия», а его президентом является сын Ходорковского Павел. В 2013–2014 годах Янов опубликовал интересную серию статей о русском национализме и славянофильстве, утверждая, что интеллектуальное развитие, имевшее место в XIX веке и закончившееся катастрофой, повторилось в Советском Союзе и, как он утверждает в других статьях, пришло к то, что, по его мнению, станет катастрофической кульминацией при Владимире Путине. Отчет о советском периоде во многом повторяет то, что он говорит в Новые русские правые , но он добавляет некоторые интересные детали. В частности, обсуждая инцидент «Новый мир/Молодая гвардия », он заявляет о личной заинтересованности:
«Одним голосом, который выделялся в хоре марксистских голосов, нападающих на «Чалмаевщину», был голос либерального журнала «Новый мир» (Новый Мир). Более полутора десятилетий она доблестно противостояла ортодоксальному сталинскому журналу «Октябрь» (так же, как сегодняшняя радиостанция «Эхо Москвы» противостоит прокремлевскому НТВ и другим каналам). Но все смешалось, как только на горизонте появилась черная туча русофилии. Вместо того чтобы продолжать старую добрую перепалку, непримиримые противники вдруг оказались по одну сторону баррикад. Случилось, казалось бы, невозможное: Новый Мир под руководством главного редактора Александра Твардовского заговорил на том же языке, что и «Октябрь» под руководством Всеволода Кочетова (который играл роль, аналогичную той, которую сегодня публично играет правый журналист Дмитрий Киселев).
‘Незадолго до этого Твардовский опубликовал повести Александра Солженицына Один день Ивана Денисовича и Матренин двор ; печатал язвительные статьи диссидента Андрея Синявского; и непреклонно, как одинокая скала либерализма, стояла посреди бушующего океана реакционных сил. И все же 19 апреля69, Новый мир вышел со сверхортодоксальной статьей Александра Дементьева (зама Твардовского), которую сам Кочетов с удовольствием опубликовал бы в «Октябре».
‘Признаться, мои воспоминания об этом происшествии запятнаны личным оскорблением. Тогда я написал статью, которая была отправлена (и даже одобрена) Новый Мир . Это была статья против «Чалмаевщины» — спокойная, ироничная, написанная в духе дискуссии о роли славянофилов в русской истории (эту дискуссию я открыл очерком «Загадка славянофильской критики» и закончил «Загадкой славянофильской критики»). Ответ оппонентам»). Суть моей статьи на Новый Мир заключался в следующем: славянофильство прежде «потопило» одну Российскую империю и, получив волю, «потопит» другую. Мне не было особенно жаль затонувшую империю, но я знал, что ее можно заменить чем-то похуже. И в любом случае в ядерный век, балансирующий на грани самоуничтожения, «византийская идея отречения как главного достижения человека» — не лучший способ выковать солдата.
‘Моя статья могла бы стать смертельным либеральным ответом на «Чалмаевщину», не причиняя журналу неприятностей; однако в итоге руководство Новый Мир отказался его публиковать. Возможно, это произошло из-за скандала вокруг Андрея Синявского — любимого автора «Нового мира» , отсидевшего в тюрьмах Мордовии за антисоветские рассказы, опубликованные за границей. А может быть, потому, что Дементьев настоял на удалении моей статьи. Как бы то ни было, Твардовский решил продемонстрировать свою любовь к советской власти и вместо моей статьи опубликовал опус Дементьева, о чем потом сожалел.
‘Опус был откровением. В нем содержалась вся необходимая марксистская риторика, вроде «Чалмаев говорит о России и Западе языком славянофильского мессианизма, а не языком наших современников… В основе современной борьбы между «Россией» и «Западом ‘ суть не национальные различия, а социальные и классовые различия, столкновение миров социализма и капитализма… Статья Чалмаева всего в одном шаге от идеи русской национальной исключительности и превосходства русской нации над остальными, от идеология, несовместимая с пролетарским интернационализмом… Смысл и цель жизни по Чалмаеву не в материальном, а в духовном, что является тормозом для материального и духовного развития советских людей». И так далее в том же духе.
‘Эта железная фразеология звучала тривиально, но неуязвимо. Но Дементьев сделал одну, казалось бы, незначительную оплошность. В огромную статью, полную стандартных марксистских мантр, Дементьев включил крохотный абзац, обрекавший его на убой — не Чалмаева, не «Молодую гвардию», а себя и Новый Мир . Вот этот абзац:
‘«[Виктор] Чалмаев и [Михаил] Лобанов указывают на опасность чуждых идеологических влияний. Устоим ли мы, например, перед искушением «буржуазного благополучия»? В современной идеологической борьбе нельзя недооценивать соблазн «американизма», считает Чалмаев. Это правильно. Но и преувеличивать тоже не следует. Советское общество по самой своей природе неуязвимо для буржуазных влияний». (4)
(4) Александр Янов: Молодая гвардия, или «Обрусение духа» часть вторая, доступно по адресу http://imrussia.org/en/analysis/nation/771-the-young-guard-or- русификация-духа-часть-2
Янов продолжает объяснять, почему это было проблематично:
«Оглядываясь назад, история крушения журнала «Новый мир» (Новый мир) под редакцией Александра Твардовского, был вполне типичен для своего времени. В 1969 г. в 30-м номере журнала «Огонек » [«свет» или «искра» — ПБ], ставшего фундаментом для тогдашних консерваторов, была опубликована статья «Против чего противостоит «Новый мир»?» Это было публичное осуждение Новый Мир за подписью одиннадцати «видных» писателей. Точнее, они были заметны в литературе соцреализма, но сегодня мало кто помнит имена Виталия Закруткина или Сергея Малашкина.
«В публичном доносе говорилось: «Несмотря на настойчивые призывы [Александра] Дементьева не преувеличивать опасность чуждого идеологического влияния, мы еще раз утверждаем, что проникновение буржуазной идеологии остается наиболее серьезной опасностью и может привести к постепенной замене понятий пролетарского интернационализм с космополитическими идеями, которые так дороги некоторым критикам и авторам, близким к «Новому миру»». Коллективные письма в то время не приветствовались — более того, строго наказывались. Но в порядке исключения этот донос был учтен и вылился в роковой для Твардовского ультиматум.
‘Этот результат не стал неожиданностью. В доносе упоминалось волшебное слово «космополитизм», широко употреблявшееся в сталинские времена. Любой, кто знаком с укладом советского идеологического истеблишмента, мог понять, как два таких разных человека, как Анатолий Софронов и Сергей Викулов — редакторы консервативного просталинского журнала «Огонёк» и националистического журнала «Наш современник» (Наш современник) соответственно — могли бы объединиться против «космополитизма». (5)
(5) Янов: Воскрешение «космополитизма» и укрепление русской партии, http://imrussia.org/en/analysis/nation/791-the-resurrection-of-«космополитизм»-и -the-consolidation-of-the-russian-party
Читатель, вероятно, узнает «космополитизм» как кодовое слово для «еврея», и Янов много говорит об этом, но я думаю, что было бы трудно увидеть что-то очень отчетливо еврейское о Новый Мир . Общим врагом русских «националистов» и «сталинистов» действительно был буквально «космополитический либерализм» того типа, который олицетворял сам Янов, и с классом технократов в Советском Союзе, которых Янов определил как наиболее вероятных союзников для того, что мы можно было бы назвать — несколько предусмотрительно, поскольку этот термин (как способ характеристики США и их союзников) еще не был в ходу — «международное сообщество».
Продолжает Янов, в Русские новые правые, рассказывать о третьей скандальной статье в «Молодой гвардии», в 1970 году, после падения Твардовского — «Об относительных и вечных ценностях» Сергея Семанова:
‘ В ней было столько же од «народному духу», и восхвалений «русской земле», и обвинений в «образованном лавочнике», как и в статье Чалмаева; Октябрьскую революцию охарактеризовали как национальное достижение России; утверждалось, что «в нашем обществе услуги стране (не делу социализма. — А. Е.) ценятся выше всего на свете», а главным грехом троцкизма объявлялось «глубочайшее отвращение к нашему народу (опять же не к социализму — А. Я. ), его… традиции… его история». Однако главным было беспрецедентное утверждение о том, что «перелом в борьбе с разрушителями и нигилистами произошел в середине 1930-х годов» и что «именно после принятие новой Конституции о том, что… все честные трудящиеся нашей страны были раз и навсегда спаяны в единое и монолитное целое» (с. 53)
Эта последняя фраза, говорит Янов, почти сделала для Молодая Гвардия то, что Дементьев сделал для Новый Мир : «Романтическая, так сказать, наполеоновская легенда о «нашем генералиссимусе» — это одно, а открытая похвала за эпоха массовых убийств «старой гвардии» совсем другая. Семанов напоминал людям именно то, что следовало бы забыть; одним ударом он разрушил все, что так успешно было начато год назад Огонек , и положил конец союзу правых. Тем самым он дал отделу пропаганды козырного туза». (Мы увидим, что имеется в виду под «отделом пропаганды», когда перейдем к рассмотрению «дела Яковлева».)
В результате был уволен редактор «Молодой гвардии» Анатолий Никонов, так как Твардовский был уволен из Новый Мир . Но, как говорит Янов в более поздней статье, «Валерий Косолапов, сменивший Твардовского на посту главного редактора «Новый мир », тоже был либералом, а после отставки Анатолия Никонова новым редактором «Молодой гвардии» стал -вождь Анатолий Иванов тоже был националистом. Таковы были ритуал и логика советского центристского режима: радикальным представителям обоих идеологических крыльев оппозиции указывалось их место. Так что в будущем они будут более осторожны».
Также в этой более поздней статье Янов цитирует интервью, которое Семанов дал после распада Советского Союза Николаю Митрохину, опубликованное в его книге: Русская партия: Движение русских националистов в СССР, 1953–1985 , в в котором он объясняет, как выглядел мир внутри круга «Молодой гвардии»:
Журнал «Молодая гвардия» делал самую большую ставку на просвещение начальства (точнее, «заместителей начальства»). Обстановка была свободная и дружелюбная: все, кто не женился по-брежневски… (жена Брежнева считалась еврейкой, предположение, служившее объяснением его абсолютного равнодушия к «русскому делу»), «… и не под влиянием «мудрецов», казался довольно чувствительным к идеям «Молодой гвардии» — а это было изрядное большинство высшего правящего класса. Идеи народности, порядка, традиционности, неприятие любого деструктивного модернизма — все они соответствовали убеждениям основной части послесталинской политической элиты… Большинство русской интеллигенции XIX в. 70-е… оставались более или менее в русле космополитического либерализма. В то время аудитория «Молодая гвардия» была выбрана правильно с политической точки зрения: отбросив «ключевые круги интеллигенции», журнал был адресован среднему классу [коммунистической] партии, армии и [простому] народу.
У Янова создается впечатление, что скандал вокруг статьи Дементьева стал непосредственной причиной падения Твардовского. Фактически непосредственным поводом послужило появление в эмигрантском журнале автобиографической поэмы самого Твардовского «По праву памяти».0506 Посев . Можно вспомнить, что публикации за границей (практика, получившая название тамиздат ) также стояли за проблемами Пастернака, Синявского и Даниила, да и самого Солженицына. Наоборот, должно было быть очевидно, что верный Твардовский сам не несет ответственности за появление поэмы в Посев . Инцидент произошел на фоне исключения Солженицына из Союза советских писателей и его пышного, но очень агрессивного протеста 19 ноября.