Родители считают, что пока их дети маленькие и ничего не понимают, то их можно не стесняться и говорить все, что угодно. И действительно, ребенок может не понимать, о чем идет речь, но вот выражения, которые позволяют себе взрослые, их мнение об окружающих людях и о происходящих событиях они могут запомнить очень хорошо. Но главное, что в какой-то момент они могут в точности воспроизвести эти слова.
Наверняка, в подобную ситуацию попадали многие родители. Услышав от своего чада, что его друг «такой же неудачник, как и его мамаша», или «училка в школе так себя ведет, потому что у нее мужика нет», родители смущаются и пытаются провести с малышом воспитательную беседу. Она оказывается совершенно бесполезной, ведь ребенок искренне не понимает, почему то, что он сказал плохо. Ведь раньше эти же фразы он слышал от взрослых!
И в сознании крохи появляется понимание того, что правду нужно скрывать, и что за спиной человека можно говорить одно, а перед ним – другое. И получается, что врать и лицемерить ребенок учится на примере собственных родителей. Чтобы этого не произошло, необходимо думать о том, что можно, а что нельзя говорить в присутствии ребенка.
Ни в коем случае при ребенке нельзя спорить о методах его воспитания, даже если споры это сугубо мирные, без повышения голоса и взаимных упреков. Если возникают спорные моменты в вопросе воспитания малыша, то обсуждать их можно только в отсутствии ребенка.
Обсуждать при ребенке других людей, к примеру, родственников, друзей, знакомых, соседей, сослуживцев, не рекомендуется, в особенности, если обсуждение носит негативный характер. Слыша от своих родителей, что кто-то плохой, когда они (родители) такие замечательные, несправедливо обиженные и т.п., малыш со временем столкнется с трудностями в общении с окружающими его людьми.
При детях нельзя говорить об их воспитателях и учителях. Ведь ребенок, услышав, что его преподавательница «психичка», «мегера», «маразматичка», что она «с детьми справиться не может», не будет уважать ее, а значит, что и воспринимать ее уроки он не будет. Необходимо оградить ребенка от проблем с его учителями и воспитателями, пусть он о них ничего не знает.
Рассуждать о политике, о том, что творится в стране, при детях также не нужно. Как правило, все эти рассуждения носят негативный характер. Прививать ребенку уважение к власти, к истории собственной страны, очень сложно, когда он слышит подобные высказывания. Конечно, не нужно пытаться воспитать в ребенке те идеалы, которые не разделяешь, но и показывать ему происходящее с сугубо негативной стороны не нужно.
Лучше всего в этом случае дождаться времени, когда малыш подрастет, и объяснить ему, что не нужно воспринимать информацию, которую он слышит с экранов ТВ, как истину, а нужно анализировать ее и сопоставлять с реальностью.