Ваши малыши стали взрослее, их уже не догнать, гуляя с ними на детской площадке. Они наши самые любимые дети начали говорить и излагать свои мысли по средствам речи. Кто- то уже хорошо овладел речью, а кто-то только выговаривает первые словечки. Главное, что ваши малыши перешли к следующей ступени детского развития - речевой. И длиться этот процесс, в самой активной своей фазе, с двух до трех лет.
Развитие речи ребенка особенно активно происходит в игровой деятельности. Так мы постепенно приближаемся к первым сюжетно-ролевым играм ребенка. В этом возрасте, вы взрослые, должны играть вместе с детьми в различные виды сюжетных игр, а именно: сюжетно-строительные игры, игры с куклами, игры - драматизации (обыгрывание детских сказок «Теремок», «Колобок» и т.д.)
В первых сюжетных играх-драматизациях (по русским народным сказкам) дети с особым интересом подражают предложенным героям сказки, передавая интонационно их различия (мышка- тонким голоском, медведь - более низким).
Особенно важно в этом возрасте, играя с детьми, побуждать их к замене хорошо известных действий, предметов - словом. Речь не только сопровождает игру, но и помогает в решении игровых задач. Например: взрослый совместно с ребенком строит дом для кукольной семьи, устраивает обед, накрывает на стол. Но каждую куклу нет необходимости кормить (это действие ребенок уже хорошо знает). Такую игровую ситуацию мы взрослые поясняем словами: «Наша семья ест вкусный суп, котлеты, пьет сладкий компот. Маленькая Аленка попросила добавки. Дадим ей?».
Малыш наливает в чашку воображаемый компот и предлагает: «Пей Аленушка». Наши детки уже совсем подросли и в из играх уже участвует больше действующих лиц (мама, папа, дочка, кошка и собака, покупатели и продавцы). Их любимые куклы и игрушечные животные отличаются по характеру, имеют свои имена, клички. Они совершают характерные лишь для них действия, с различными предметами. Малыши закрепляют и уточняют первые представления о том, что и как делает строитель, врач, мама. Дети очень внимательно наблюдают за взаимоотношениями действующих лиц (мама ласково разговаривает с дочкой, помогает ей одеться, строитель быстро и прочно строит дом и так далее). Играя с детьми, мы взрослые вначале берем на себя главную роль, а затем переходим к второстепенной. Например, сначала взрослый врач, а потом выступает в роли пациента. Взрослый обязательно должен обозначить замысел игры (наша семья едет на дачу), обозначить свою роль и роли участников игры, нацеливая детей на действия. В подготовке к этой игре нам не обязательно иметь настоящую машину и дачный домик, машину можно делать из обыкновенных стульев. Машина едет на дачу, взрослый предлагает сделать остановку, погулять по воображаемой полянке, собрать и понюхать цветы. Так, играя с малышом в семью, очень важно разнообразить сюжет, усложнять его (едем в гости, идем в магазин, готовимся к празднику). Важно, чтобы дети учились использовать один игровой сюжет при подготовке к другому (чтобы покормить куклу надо приготовить обед, а для этого надо купить продукты).
В этом замечательном возрасте наши дети очень хорошо запоминают коротенькие стишки и потешки, но если этот процесс обыграть, то ребенок будет запоминать быстрее и с большим желанием. Можно организовать игровую ситуацию с обыгрыванием потешки «Водичка- водичка».
На столе спит кукла в кровати. "Это Катя,- говорит взрослый. -Кате пора вставать. Вставай, Катенька, вставай!" Малыш помогает будить куклу. Вы поднимаете куклу с кровати. Она в ночной рубашке или в пижаме. Обращаясь к малышу, вы говорите: «Давай попросим водичку помыть нашу Катю». «Водичка! Помоги нам!»- просит ребенок. В это время вы убираете со стола кроватку и ставите сосуд с водой. С-с-с , льется водичка. Вы умываете куклу и читаете потешку:
ВОДИЧКА, ВОДИЧКА
УМОЙ МОЕ ЛИЧИКО
ЧТОБЫ ГЛАЗКИ БЛЕСТЕЛИ,
ЧТОБЫ ЩЕЧКИ АЛЕЛИ,
ЧТОБ СМЕЯЛСЯ РОТОК
ЧТОБ КУСАЛСЯ ЗУБОК.
Затем вы показываете ребенку умытую куклу и отмечаете, как у нее заблестели глазки, какая она чистая и красивая. После беседы с малышом вы читаете потешку еще раз и просите ребенка помочь вам. Так незатейливая потешка учит ваших малышей многому: слушать, слышать, ухаживать за куклой, развивает речь, память и так далее. Вроде бы всё просто, а сколько интересного и полезного получает ребенок, когда вы с ним играете. Речь в ходе игры развивается быстрее, становится ярче и интереснее. Вы дорогие родители, должны знать еще одно правило способствующее речевому развитию ваших детей. Это очень простое правило - постоянное общение с ребенком. Да-да именно постоянное. Проснулся ребенок, вы говорите ему: «Доброе утро!», и начинаете речевое путешествие по дому. Вы комментируете всё, чем вы занимаетесь в этот день, включая ваш диалог с ребенком. Например: «Танюша, а сейчас мы идем с тобой на кухню, чтобы сварить тебе вкусную, сладкую кашу», или, собираясь на улицу с ребенком мы говорим: «А хочешь ты сегодня гулять, солнышко мое? Тогда давай одеваться. Сначала мы наденем колготки, потом кофточку и т.д.» такое речевое сопровождение действий взрослого и ребенка станет хорошим стимулом для малышей в развитии речи. Дети, даже еще не говоря, запоминают ваши действия и названия предметов. Как только речь ребенка станет активнее, он обязательно будет проговаривать слова сказанные вам ранее. И конечно же хочется сказать об эмоциональной окраске вашей речи, которая играет огромную роль в эмоционально рече¬вом развитии малыша. Если вы читаете сказку, вы должны интонационно передать эмоции и характер каждого героя (волк злой - грубым голосом, лиса хитрая - певучим голосом). Так ребенок, даже по интонации, понимает кто положительный, а кто отрицательный герой сказки. В дальнейшем он сам сможет это передать в своей речи. Но, пожалуй, самое главное, на что мы взрослые обязательно должны обращать внимание - это отсутствие в нашей речи нецензурной брани и жаргонных слов. Дети как губка очень быстро впитывают именно, то, что случайно вырвалось из уст взрослого, поэтому здесь всем нам необходимо контролировать нашу речь.
Пусть начало речевого развития вашего ребенка будет радостным, светлым и обязательно любимым занятием. Читайте им книжки, разговаривайте с ними, слушайте и смотрите сказки и мультфильмы вместе со своими детьми. И тогда вы обязательно станете тем первым человеком, кто услышит из его уст первое и еще такое робкое слово. Успехов вам и вашему малышу в познании секретов человеческого общения.
Марина Синицкая
По материалам журнала "Ня-ня КМВ" № 1(4) 2019
Адрес редакции: Пятигорск, пр-т Кирова, 70,
тел. 8(928) 293-35, 8 (928) 963-21-11
e-mail: [email protected]
Журнал в продаже в магазине «Мир книг»,
Пятигорск, пр. Кирова, 70, 2-й этаж.