Ребёнок приходит в детский сад. А вместе с ним приходит в детский сад когда немногочисленная, а когда и многочисленная армия родных: бабушки, дедушки, тёти, дяди, родные и двоюродные братья и сёстры. Хотим мы этого или нет, но чаще всего все они обсуждают тему: «Каково их ребёнку в детском саду? Охотно ли он идёт сюда? Какие воспитатели, любят ли они детей?».
При этом большинство людей почему-то хочет видеть в воспитателе детского садика «вторую маму»; на соответствие этому штампу готовы проверять воспитателя, словно тестируя его на возведение в ранг большого мастера.
Но насколько это правильно? В детском садике происходит, как минимум, встреча трёх поколений: самое молодое - дети, среднее поколение - родители и старшее - педагоги.
Речь идёт не о паспортном возрасте, а о возрастной позиции, которую удерживает каждое поколение. Дети всегда живут в реальном времени, им интересно, что происходит сейчас, в это мгновение. Обращать их всё время к будущему, «светлому и прекрасному» (а тем более, к прошлым воспоминаниям взрослых), вряд ли целесообразно, это не их восприятие мира.
«Наилучший способ предусмотреть будущее — это его создать» Денис Гарбор
Родители, казалось бы, думают о будущем своих детей, но, к сожалению, живут прошлым опытом своих родителей, опытом, полученным или недополученным ими в детстве, опытом воспитания детей своих знакомых, родственников (а иногда практикой того, что у кого-то что-то случилось и нужно этого остерегаться и постараться не повторять). Существенно при этом, что их педагогический опыт чаще всего не повторяется. А вот у педагогов с каждыми новыми детьми происходит возобновление опыта - и это позволяет им жить в будущем, более ясно видеть возможности детей в развитии. Если педагог хороший профессионал, ему не нужно никого ни с кем сравнивать, он примерно догадывается, когда что произойдёт в развитии детей. Ему не нужно суетиться, заранее (даже внутри себя) обвинять детей в том, что у них что-то не получится в будущем, из-за сегодня они в чём-то неуспешны.
Педагог не может заменить родителей, у него другая функция, и если он как профессионал понимает её, то он не станет злоупотреблять гордой фразой «это мои дети». Ведь это «моим детям» я и сказать могу всё, что угодно..
Можно не любить ребёнка, как мать родная, но уважать ребёнка, даже самого маленького, педагог обязан, если он профессионал. Именно профессионализм не позволит так разговаривать с детьми, как имеют право разговаривать с ними родители
Зато он может попробовать помочь родителям увидеть своего ребёнка, понять его и жить с ним в одном временном отрезке. Помочь им верить и в его будущее, и в его настоящее, не прибегая к угрозам наподобие: «Вот вырастешь - узнаешь!»... Умение жить будущим, наверное, не всем дано. Но и именно в нём - во многом суть работы педагога.
ЗАЧЕМ НУЖНЫ ДЕТИ?
Принято думать, что дети для чего- то нужны. Но для чего? Точно неизвестно. Однако же все стремятся иметь детей или хотя бы одного ребёночка. Так принято. Положено.
Но когда такое крошечное существо у нас появилось, интересно всё же понять, а зачем оно нам? Другими словами: что дети могут дать своим родителям?
Оказывается, свою взрослую силу мы берём у вот этих слабых, беспомощных человечков. Ради них мы должны быть сильными, бодрыми, неунывающими, уверенными. И, принимая эту роль, мы такими действительно становимся. Значит, дети нужны, чтобы сделать нас сильнее!
Оказывается, взрослым тоже нужно играть. Но без детей у нас это не получается. Так что дети нужны, чтобы давать разрядку, отвлекать от повседневных, часто рутинных и скучных, дел и забот, снимать напряжение. Чтобы заряжать положительными эмоциями, непосредственной радостью жизни, Дети - это такие эмоциональные батарейки: подключишься к ним - и в тебя рекой вливается энергия. Дети нужны, чтобы давать нам возможность иногда возвращаться в детство, поиграть, подурачиться, пошалить. Это необходимо каждому человеку!
Оказывается, дети не только дают нам возможность на время вернуться в детство, но и... заглянуть в свою старость! Когда мы будем дряхленькими, немощными - а они будут о нас заботиться: поить нас, кормить, носить за нас тяжёлые сумки.
Дети - очень интересные существа. Они нужны нам, чтобы учиться наблюдать, думать, сравнивать, узнавать что-то новое о них - а заодно (ведь всё познается в сравнении) и о самих себе, и вообще о человеке. Дети нас учат. Они наши учителя!
ЗАЧЕМ НУЖНЫ РОДИТЕЛИ?
Существует стойкое убеждение, что детям нужны родители. Причём так думают все. Однако далеко не все ясно себе представляют, зачем родители нужны ребёнку. А ведь это же интересно - и, наверное, важно: понимать, для чего мы нужны нашим детям.
Оказывается, родители нужны для того, чтобы малышу не было страшно, чтобы внушать уверенность в своих силах, чтобы защищать его.
Оказывается, родители нужны для того, чтобы кроха чувствовал, что он доставляет кому-то радость, ощущал себя Творцом Радости для другого человека, незаменимым и неповторимым в этой уникальной роли.
Оказывается, родители нужны для того, чтобы поощрять самостоятельные усилия ребёнка, поддерживать и направлять.
Оказывается, родители нужны для того, чтобы ребёнок знал, что можно и чего нельзя, чтобы чувствовал, что есть Власть, которая направляет его в правильную сторону.
Оказывается, родители просто необходимы для того, чтобы крохе было, кем восхищаться, чтобы перед ним был Идеал Человека, на который ему бы хотелось походить.
Оказывается, родители нужны для того, чтобы малышу было о ком заботиться.
Оказывается, родители нужны для того, чтобы у ребёнка были родные, близкие люди, свои собственные, именно его и больше ничьи.
Мы нужны детям. Но и дети очень нужны нам. Великий Виктор Гюго так написал о героях своего романа «Отверженные», Жане Валь-жане и его приёмной дочери Козетте: «Он оказал ей покровительство, а она вселила в него бодрость. Благодаря ему она могла пойти вперёд по дороге жизни; благодаря ей он мог идти дальше по стезе добродетели. Он был поддержкой ребёнка, а ребёнок был его точкой опоры. Неисповедима и священна тайна равновесия весов твоих, о судьба!».
Неизвестно, кто кому больше нужен: взрослые - детям или дети - взрослым. Наверное, так ставить вопрос вообще бессмысленно.
Мы не можем жить друг без друга. Мы - две равных составляющих Жизни на Земле. И поэтому нам хорошо - только вместе.
Заведующая муниципального дошкольного образовательного учреждения
д/с комбинированного вида № 10 «Ивушка» г.Ессентуки
Волошенко Г.В.
По материалам журнала "Ня-ня КМВ" № 1(4) 2019
Адрес редакции: Пятигорск, пр-т Кирова, 70,
тел. 8(928) 293-35, 8 (928) 963-21-11
e-mail: [email protected]
Журнал в продаже в магазине «Мир книг»,
Пятигорск, пр. Кирова, 70, 2-й этаж.