Раздел I Раздел ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФИИ ПРАВА Глава 1. ПРЕДМЕТ, МЕТОД И ЗАДАЧИ ФИЛОСОФИИ ПРАВА 1. Предмет философии права занимается поисками и установлением истины о праве, истинного знания о праве как специфической форме социального бытия людей и особом типе социальной регуляции. При этом под объектом науки научной дисциплины имеется в виду то, что еще предстоит изучить и понять, а под ее предметом - уже определенным образом теоретически научно осмысленное состояние объекта, его познавательно-смысловая форма образ, модель, конструкция выражения, определенная концепция его понимания и понятия. В философии права исследуется право в целом, право как определенная универсальная целостность, весь правовой универсум, весь мир права, все правовое, охватывающее и сущность права, и формы внешнего проявления этой сущности правовые явления. Такое понимание права как некоторой целостности, состоящей из правовой сущности и форм ее проявления из правовых явленийпредполагает и включает в себя определенную концепцию различения и вместе с тем сочетания сущности и явления в праве, сущности права и правовых явлений, права как внутренней сущности и права как внешнего явления. Поэтому в самом общем виде можно сказать, что предметная область философии права как науки отдельной самостоятельной научной дисциплины - это право как сущность и право как явление в их различении, соотношении совпадении или несовпадении искомом единстве. Существенное своеобразие такого различения и соотношения сущности и явления в сфере права обусловлено тем принципиальным обстоятельством, что научно постигаемая сущность права право как сущность носит объективный характер, а право как явление носит официально-властный и в этом смысле субъективный характер, зависит от воли, усмотрения и возможного произвола субъектов официальной власти. Поэтому законт. С учетом данного обстоятельства приведенное определение предметной области философии права можно сформулировать в следующей более конкретной форме: предмет философии права - это право и закон в их различении, соотношении искомом единстве. При этом под правом имеется в виду право как сущность, т. Иначе говоря, под законом в контексте различения права и закона имеется в виду закон в собирательном смысле, т. Искомое философией права единство правовой сущности права как сущности и права как явления официально-властно установленного правового явления в виде принудительно-обязательного закона, позитивного права - это правовой закон, правовое позитивное право, т. Дальнейшая конкретизация приведенного определения предмета философии права зависит от того понимания и понятия сущности права, которое лежит в основе той или иной конкретной концепции философии права. Согласно разработанной нами и освещаемой также и в данном учебнике либертарно-юридической концепции философии права сущность права - это формальное равенство, которое трактуется и раскрывается в данной концепции как всеобщая и свободы и справедливости в социальной жизни людей. Такое понимание сущности права дает основание для конкретизации приведенных выше определений предмета философии права в следующем виде: предмет философии права - это формальное равенство и формы его проявления. Поскольку всякое равенство в социальной в том числе и правовой сфере - это именно формальное равенство, приведенное определение можно сформулировать в более краткой форме: предмет философии права - это принцип равенства и его проявления. Формы внешнего проявления и практического осуществления в эмпирической действительности формального равенства - это все реальные правовые явления нормативно-регулятивного, институционально-властного и поведенческого характера, представляющие собой лишь различные формы внешнего выражения и конкретизации единой правовой сущности, одного и того же отличительного правового начала, общеправового принципа формального равенства. К правовым явлениям, таким образом, относятся все те реальные явления официально установленный закон, фактически наличноеповеденческие акты различных субъектов социальной жизни, их взаимоотношения и т. Все эти явления входят в предмет философии права не в виде эмпирических объектов, а лишь как правовые явления, как конкретизированные формы выражения формального равенства, т. В предмет философии права, таким образом, вместе с другими правовыми явлениями входит и государство в качестве особого правового явления, а именно - в качестве институционально-властной формы проявления, выражения и действия всеобщей и единой правовой сущности принципа формального равенства, его свойств и требований. В процессе освещения предмета философии права правовой сущности и правовых явлений, их различения и соотношения, форм их единства и т. В этом смысле можно сказать, что любая философия права - это не только философское осмысление и обоснование права, но одновременно и философское разоблачение, критика и отрицание антиправа произвола во всех его теоретических и практических проявлениях - в виде антиправового закона, антиправовой власти, антиправовых форм отношений и т. И чем глубже, четче, точней и адекватней выявлен и определен предмет философии права, тем выше, богаче и больше ее теоретическое и практическое значение - и в позитивном плане утверждения и господства права, и в критическом плане разоблачения, отрицания и преодоления всех форм и проявлений антиправа произвола. Приведенные краткие определения дефиниции предмета развиваемой нами концепции философии права содержат лишь наиболее важные и существенные характеристики этого предмета, полное освещение которого дано во всей концепции, представляющей собой форму систематического рассмотрения и раскрытия данного предмета. Основные положения этой либертарно-юридической концепции философии права - в общем контексте всемирной и отечественной философии права, в соотношении с другими философско-правовыми концепциями прошлого и современности - содержатся в настоящем учебнике. Сформулированное нами с либертарно-юридических позиций понимание предмета философии права имеет и общее значение в плане выявления, уяснения и определения того общего для различных учений о праве познавательно-смыслового момента, который выражает их предметное единство в качестве разных концепций такой одной общей и единой науки научной и учебной дисциплиныкак философия права. Таким общим моментом, имеющим предметообразующее значение для всей философии права для всех его концепций, направлений, версий и вариантовявляется понимание права в целом как сущности и как явления, т. Такое теоретическое различение объективной правовой сущности права как сущности и субъективного правового явления права как явления в том или ином виде присуще всем концепциям философии права. В общей форме это различение мы формулируем как различение права права как особой сущности и закона права как особого явления, как официально-властного установления их соотношение совпадение или несовпадение. Более конкретный смысл такого различения и соотношения права и закона зависит от того конкретного понятия права понимания правовой сущности и правового явления, характера их связей и т. Так, в естественноправовых концепциях философии права предметная область философии права определяется различением и соотношением естественного права и позитивного права сам термин "ius positivum" - "позитивное право" возник в римской и утвердился в средневековой юриспруденции. Для сторонников юснатурализма от ius naturale - естественное право естественное право - это единственное подлинное право, право в собственном смысле слова, тогда как государственно установленное и официально действующее право т. Поэтому философия права в трактовке юснатуралистов - это по сути дела философия естественного права. Прямо противоположную позицию занимают представители легизма от lex - закон. В своих позитивистских и неопозитивистских учениях о праве они отрицают не только естественное право, но и вообще объективную сущность права, независимую от воли законодателя, официальной власти. Право для легистов - это закон позитивное правокоторый именно в силу его официально-властного, принудительно-обязательного характера является настоящим правом. Поэтому для легизма философия права, да и любое теоретическое учение о сущности права в его различении и соотношении с законом - это метафизическое учение о нереальных непозитивных объектах. Максимум, что допускают некоторые представители легизма позитивизма и неопозитивизма- это философия позитивного правасвоего рода философское обоснование легизма и позитивистского законоведения. Легизм и выражают крайние, взаимоисключающие позиции в понимании права и в отношении к философии права. Односторонний характер антагонистических подходов, каждый из которых по-своему разрывает необходимые связи между сущностью и явлением в праве, преодолен в развиваемой нами концепции понимания права и предмета философии права, в рамках которой взаимосвязь между правовой сущностью и правовым явлением в контексте различения и соотношения права и закона носит необходимый характер и охватывает все юридико-логически возможные варианты соотношения права и закона. Поэтому либертарно-юридическая трактовка предмета философии права значима не только для данной философско-правовой концепции, но и в качестве общего определения предмета философии права в целом. Дело в том, что в рамках более развитой концепции понимания права и предмета философии права уже учтены и в преобразованном виде присутствуют также и достижения "резоны" предшествующих, теоретически менее развитых концепций и, следовательно, есть смысловое поле для их надлежащего понимания изложения, тогда как в ограниченных рамках менее развитой концепции такой гносеологической возможности и такого смыслового пространства для адекватного понимания изложения более развитой концепции. Такая логика познания и его развития действует также и в сфере философско-правовой мысли. Каждая более или менее развитая концепция философии права прошлого и современности - это определенная совокупность теоретических знаний о праве как сущности и явлениякоторая представляет собой взаимосвязь и единство предмета и метода соответствующего философско-правового учения. Определяющее исходное и финальное значение для характеристики как предмета, так и метода той или иной философско-правовой концепции теории имеет лежащее в ее основе, выявляемое, обосновываемое и раскрываемое в ней понятие права. В сжатом и концентрированном виде смысл такого понятия права выражается в кратких дефинициях предмета соответствующей концепции философии права, а в развернутом и конкретизированном виде - в форме самой этой концепции, т. Предмет и метод - это различные мысленно различенные в теоретической абстракции формы выражения и характеристики единой теории, одного и того же теоретического образования, одной и той же системы знаний, представленных в определенной концепции философии права. Взаимодействие и единство предмета и метода философско-правовой теории, как и любой другой теории, в общем виде состоят в том, что метод - это предмет в его действии в его формировании, организации и познавательном воздействииа предмет - это системно-организованное выражение познавательного смысла и значения метода. Метод философии права как совокупность познавательных средств и приемов философско-правового исследования, как путь познания, ведущий от объекта к предмету, - это тоже теоретическая форма, сама теория в ее самопознании, развитии, углублении и обновлении, а не некий внетеоретический внефилософский инструмент или феномен, который магическим образом превращает незнание в знание, обыденное представление и мнение - в научное теоретическое, философское знание. Выделение в единой философско-правовой теории ее предмета и метода является лишь мысленной абстракцией, необходимой для более углубленного и адекватного постижения познавательных свойств, характеристик, смысла и значения данной теории. При этом предмет в качестве составного компонента философско-правовой теории выражает познавательные итоги действия метода в виде определенной системы полученных знаний об объекте, а метод в качестве другого компонента теории выражает познавательный объяснительный, доказательственный, прогностический и т. В любой последовательной философско-правовой теории ее предмет определенное знание об объекте методологически осмыслен, а метод способ, форма познания, понимания, объяснения объекта - предметно выражен. Именно поэтому такая теория имеет методологическое значение, обладает функцией метода познания и выполняет эту роль или непосредственно, или опосредованно как составной момент последующей философско-правовой теории. В силу их большой познавательной ценности и огромного эвристического потенциала методы методологические компоненты некоторых глубоких и оригинальных философско-правовых теорий приобретают в последующем как бы самостоятельное независимое от предмета соответствующих теорий существование и универсальное общефилософское, общенаучное, общетеоретическое методологическое значение. В качестве подобных общефилософских, общенаучных методов используются также и в современных философско-правовых ученияхнапример, методы логического, диалектического, онтологического, феноменологического, экзистенциалистского, системного, сравнительного исследования и т. Конечно, всякая новая философско-правовая теория может возникнуть лишь на основе предшествующих теорий и находится с ними в необходимой преемственной связи. Это проявляется также и в плане использования уже доказавших свою познавательную ценность различных методологически значимых средств и приемов исследования определенного объекта, форм организации и систематизации нового философско-правового знания об объекте, принципов интерпретации и оценки прежних концепций и новой теории в общем контексте всемирной философии права, способа соотношения философско-правовой мысли исследуемой объективной действительности и т. Однако при этом следует учитывать, что соответствующие методы прошлых и современных философско-правовых теорий - в том числе и методы, за которыми признается общефилософское, общенаучное значение, - познавательно связаны с предметами своих теорий и вне их познавательного смыслового единства со своим предметом приобретают в других теориях иное познавательное значение и другое предметное выражение. Так, у разных приверженцев диалектического метода Гераклита, Гегеля, Маркса, Маркузе и т. То же самое можно сказать о философско-правовых концепциях приверженцев других общефилософских и общенаучных методов. Дело в том, что всякое новое философско-правовое учение - это в меру своей познавательной новизны новая теория со своим новым предметом и новым методом, поэтому в таком новом познавательном контексте положения прежних теорий предметного и методологического характера имеют познавательное значение лишь в качестве соответствующим образом творчески осмысленных, преобразованных, освоенных и подчиненных по логике прогресса познания моментов положений новой теории ее предмета и метода. Сохранение чего-то познавательно-ценного из других прошлых и современных теорий - это не его повторение, а его развитие и обновление в адекватных формах новой познавательной ситуации, в смысловом контексте новой теории. Более конкретная характеристика метода и предмета отдельных прошлых и современных концепций философии права содержится в последующих разделах учебника, где освещается соответствующая проблематика. Здесь же необходимо отметить основные особенности метода развиваемой нами либертарно-юридической концепции философии права. Либертарный или либертарно-юридический, юридико-формологический, формально-юридический метод - это понятийно-правовой метод философско-правового познания изучаемой действительности в качестве правовой действительности, производства и организации знания о праве как принципе формального равенства и внешних формах его проявления. В основе либертарного метода лежит принцип формального равенства. В методологическом плане принцип формального равенства - это метод формально-логического понимания права и соответствующей юридической формализации предметной сферы правовой регуляции и действия права. Этому методу присущ правовой взгляд на мир, правовое видение действительности. Такая философски познанная действительность предстает какт. Эта правовая действительность воплощает и выражает искомую истину и выявленную сущность мира философско-правового познания. И если пифагорейцы с позиций математики утверждали, что сущность мира есть число, с позиций либертарной философии права можно сказать, что сущность мира - это формальное равенство. Каждый при этом имеет в виду тот мир, который он познает и знает: математик - мир чисел, юрист - мир права. Аналогичным образом физики, химики, биологи ищут соответственно свою физическую, химическую или биологическую формулу для познаваемого ими физического, химического или биологического мира. Такова избирательная, предметно спрофилированная природа человеческого мышления и познания. Формулой юридического мира является принцип формального равенства. Эти различные формулы разных миров различные научные образы, научные картины мира, создаваемые разными науками выражают по существу нечто общее - всеобщие законы объективного мира объекта всех наукт. В этом смысле можно сказать, что искомой истиной и методом философии права является формальное равенство как сущность, принцип, правило и норма должного порядка социальной действительности. Формальное равенство и есть тот принцип правового порядка действительности, по которому действует либертарный метод и в соответствии с которым им осуществляется юридизация познаваемой действительности, ее постижение в форме правовой действительности и выражение знаний об этой действительности в виде соответствующей системы философско-правовой теории. Познавательные возможности этого метода заданы творческим эвристическим потенциалом самого либертарного понятия права и ограничены его смысловыми рамками, границами его теоретических значений, сферой предмета данной философско-правовой теории. Именно данное понятие права определяет юридико-познавательную профилированность, направленность интенциональность и границы соответствующего философско-правового познания. Количественные изменения философско-правового знания его умножение, уточнение и конкретизация, увеличение его объема и т. Качественные изменения философско-правового знания связаны с переходом от прежнего понятия права к новому понятию права, с формированием новой философско-правовой теории с соответствующим новым методом и новым предметом. Разумеется, степень подобных качественных изменений может быть различной, новые понятия выражают качественный скачок в процессе развития философско-правового познания и в прогрессе философско-правовой мысли. Новое понятие права означает и соответствующий новый подход к изучению, пониманию и трактовке как самих эмпирических данных объектов философии права, так и уже накопленных теоретических знаний о. С позиций неологии учения о новом можно сказать, что - это история новых понятий права и формирующихся на их основе новых философско-правовых теорий. В общем процессе прогресса философско-правовой мысли момент новизны тесно связан с моментом преемственности. Новое новое понятие права, новая теория, новая концепция и т. И новое понятие права как метод познания не перечеркивает прежние понятия права и соответствующие теории, а преодолевает ограниченные познавательные возможности и границы прежнего понятия и вместе с тем удерживает его теоретико-познавательный смысл итоги. Тем самым новое понятие права сохраняет научно значимые результаты предшествующей философско-правовой мысли и на новом, более высоком уровне познания развивает их дальше с более глубоких теоретических позиций и в более широком и адекватном смысловом поле и контексте. Философия права в системе наук Философия права имеет давнюю и богатую историю. В древности и в средние века проблематика философско-правового профиля разрабатывалась в качестве фрагмента и аспекта более общей темы, а с XVIII. Первоначально термин "философия права" появляется в юридической науке. Так, уже известный немецкий юрист Beitrаge zur civilistischen Bucherkenntnis. Юриспруденция, по замыслу Гуго, должна состоять из трех частей: юридической догматики, философии права философии позитивного права истории права. Lehrbuch eines civilistischen Cursus. Хотя Гуго и находился под определенным влиянием идей Канта, однако философия позитивного права историчность права в его трактовке носили антирационалистический, позитивистский характер и были направлены против естественноправовых идей разумного права. Широкое распространение термина "философия права" связано с гегелевской "Философией права" 1820 г. Философия права, по Гегелю, - это подлинно философское учение о естественном праве или "философском праве". Показательно в этой связи, что само гегелевское произведение, которое принято кратко именовать "Философией права", на самом деле увидело свет со следующим двойным названием: "Естественное право и наука о государстве в очерках. Философия права, согласно Гегелю, это философская дисциплина, а не юридическая, как у Гуго. Задача философии права, по Гегелю, состоит в том, чтобы постигнуть мысли, лежащие в основе права. А это возможно лишь с помощью правильного мышления, философского познания права. Восходящие соответственно к Гуго и к Гегелю два подхода к вопросу об определении дисциплинарного характера философии права в качестве юридической или философской науки получили свое дальнейшее развитие в философско-правовых исследованиях XIX-XX вв. Представители почти всех основных течений философской мысли от древности до наших дней выдвигали свою версию философского правопонимания. Применительно к XIX-XX вв. Но в целом со второй половины XIX. Вопрос о научном профиле и дисциплинарной принадлежности философии права имеет несколько аспектов. Если речь идет о философии права в целом, то очевидно, что мы имеем дело с междисциплинарной наукой, объединяющей те или иные начала как минимум двух дисциплин - юридической науки и философии. Когда же встает вопрос о дисциплинарной принадлежности к юриспруденции или к философии тех или иных конкретных вариантов философии права, то по существу речь идет о концептуальном различии юридического и философского подходов к пониманию и трактовке права. В философии права как особой философской дисциплине наряду с такими особенными философскими дисциплинами, как философия природы, философия религии, философия морали и т. Существенное значение при этом придается содержательной конкретизации соответствующей концепции применительно к особенностям данного объекта праваего осмыслению, объяснению и освоению в понятийном языке данной концепции, в русле ее методологии, гносеологии и аксиологии. В концепциях же философии права, разработанных с позиций юриспруденции, при всех их различиях, как правило, доминируют правовые мотивы, направления и ориентиры исследования. Его философский профиль здесь не задан философией, а обусловлен потребностями самой правовой сферы в философском осмыслении. Отсюда и преимущественный интерес к таким проблемам, как смысл, место и значение права и правовой мысли в контексте философского мировоззрения, в системе философского учения о мире, человеке, формах и нормах социальной жизни, о путях и методах познания, о системе ценностей и т. В нашей философской литературе проблематика философско-правового характера освещается по преимуществу за редким исключением в историко-философском плане. Традиционно большее внимание, хотя и явно недостаточное, уделяется философско-правовой проблематике в юридической науке. Дело здесь обстоит таким образом, что философия права, ранее разрабатывавшаяся в рамках общей теории права в качестве ее составной части, постепенно оформляется в качестве самостоятельной юридической дисциплины общенаучного статуса и значения наряду с теорией права и государства, социологией права, историей правовых и политических учений, отечественной и зарубежной историей права и государства. И в таком качестве философия права призвана выполнять ряд существенных общенаучных функций методологического, гносеологического и аксиологического характера как в плане междисциплинарных связей юриспруденции с философией и рядом других гуманитарных наук, так и в самой системе юридических наук.

Смотрите также: